Люди каких профессий изучают строение и свойства литосферных плит

Люди каких профессий изучают строение и свойства литосферных плит thumbnail

Как известно, литосфера – это твердая оболочка Земли. Профессий, связанных с ней, очень много. К ним относятся шахтеры, газо- и нефтедобытчики, агрономы и фермеры. Но специалистов, изучающих литосферу, численно заметно меньше. Таковыми могут называть себя сейсмологи, геологи, палеонтологи, почвоведы и другие ученые, объектом исследования которых является постоянно меняющаяся твердая оболочка Земли.

Литосфера открывает загадки прошлого, возможности настоящего и события будущего. Изучение каждого из этих трех аспектов способствовало созданию в геонауках новых областей знаний, которые достаточно прочно связаны друг с другом.

Прошло, но оставило следы

История Земли насчитывает 4,6 млрд. лет, и за этот период в толще пород успело скопиться гигантское количество тайн: некоторые уже раскрыты, но гораздо больше еще только предстоит разгадать. Изучением вопросов устройства верхних слоев литосферы и их изменений в течение времени занимаются геологи.

Люди этой профессии где только не работают: и в поле (а также везде, где можно найти земную кору), и в лаборатории, и в кабинете. Их труд сложен и объемен, ведь даже чтобы просто структурировать такой огромный пласт информации, потребуются усилия многих тысяч увлеченных личностей с большим запасом времени, коими были и есть ученые прошедшей и нынешней истории. А стоит ли говорить, сколько ресурсов понадобится, чтобы эти знания добыть? Так же непросто и палеонтологам, само название профессии которых уже пахнет древностью. Эти люди исследуют останки организмов, когда-то существовавших на нашей планете. Данная область знаний открывает перед человечеством занавес эволюции жизни на Земле, что привлекает в неё все большее количество заинтересованных людей, а это, в свою очередь, позволяет науке развиваться. Успехи палеонтологов часто помещают за стекло музеев естественной истории, поэтому сблизиться с данной дисциплиной не так уж и сложно.

Кроме того, пытливые и любознательные могут начать познавать эту науку посредством многочисленных книг и документальных фильмов, предназначенных для широкой аудитории.

Есть и помогает

На сегодняшний день достижения человечества колоссальны. Такой огромнейший прогресс был бы невозможен без геологов-разведчиков полезных ископаемых. Они используют знания, накопленные учеными-исследователями, о которых шла речь в прошлом абзаце. Применение этой с каждым днем увеличивающейся информации позволяет достигать больших успехов в добыче сырья, ставшего жизненно необходимым населению. Также геологи-разведчики требуется в строительстве для обследования грунта на месте будущего здания.

Хотелось бы верить, что поверхностное отношение к представителям этой профессии, как к «грязекопателям», присущее Шелдону Куперу из «Теории Большого взрыва», единично, ведь такая работа не только дарит всем нам море благ, но и является весьма сложной: необходимо иметь не только обширные знания, а еще и быть физически выносливым. Обычно геологи-разведчики трудятся вахтовым методом; их командировочные путешествия в места разведки месторождений сопровождаются рядом неудобств, связанных со спецификой экспедиции.

Однако в итоге такой труд высоко оценивается: в среднем, заработная плата имеет статус средней или высокой.

Будет, но и мы будем готовы

Литосфера зачастую преподносит людям сюрпризы в виде землетрясений, извержений вулканов и сопутствующих явлений, таких как цунами. Чтобы максимально сгладить их разрушительные последствия, нужны сейсмологи. Кроме изучения природы земных толчков и возможностей их предупреждения, представители данной профессии занимаются разведкой полезных ископаемых с помощью сейсмических волн. Ответственность, возлагаемая на людей этой области знаний, огромна. К примеру, в результате землетрясения 2009 года в итальянском городе Аквила погибло более трех сотен человек, при том комиссия по оценке рисков заявляла, что опасности нет. Суд обвинил сейсмологов в преуменьшение угрозы и приговорил к 6 годам тюремного режима, а защита, в свою очередь, утверждала невозможность предсказания этого бедствия. Данный случай вызвал мировое беспокойство насчет того, что впредь специалисты не станут оглашать свои заключения, опасаясь оказаться на скамье подсудимых. Тем не менее, неугасающий интерес к «капризам» Земли и большое желание помочь избежать природных катаклизмов привлекают сейсмологию талантливых личностей.

Особенно популярен данный род деятельности в местах высокой тектонической активности, в России к таковым относится Дальний Восток.

В заключение стоит сказать, что профессий, связанных с изучением литосферы, гораздо больше, чем описанных выше. Это лишь основные. В то же время, науки, их породившие, в свою очередь, включают в себя более узкие области исследований, которым требуются все новые профессионалы.

Источник

Анонимный вопрос  ·  18 декабря 2017

2,9 K

Обожаю слушать музыку всех форматов и смотреть трогательные фильмы…

Таких людей называют геологами, они изучают геологические процессы, происходящие внутри планеты. На основе знаний, которые они получают изучая земную кору, они разрабатывают месторождения для добычи ископаемых.

Геологи)) Мне как-то доводилось почувстввать себя геологом, я целый день пытался рассмотреть точку в прибор Теодолит 2. Это ужас!Ладно хоть настраивать его научился))

Откуда мы знаем что внутри Земли? Как изучают её внутреннее строение?

Сведения о внутреннем строении нашей планеты добывают следующими способами (иерархия в соответствии с глубиной изучения):

  • осмотр естественно огаленных скал и горных пород
  • бурение скважин (извлекается керн — образец пород)
  • сейсмическая разведка (посылание сейсмических волн с регистрацией обратного отклика).

Зная, с какой скоростью волны проходят через разные породы, можно определить их состав на глубине. Кроме того, волны различаются на продольные и попереченые. Последние проходят только через твердыем материи, что тоже может дать информацию о составе пород на глубине.

Что, если жизнь на Земле является искусственно созданной, результатом осмысленной деятельности некоего существа?

Для меня бесспорным доказательством обратного, то есть происхождения человека, как продукта слепой эволюции, является строение нашего генома. Там так все случайно, запутано и перемешано, что с точки зрения человека это «ужас-ужас». Причем многие механизмы, приведшие к этому, понятны — например, 99% мусора в нем -результат бесчисленного ошибочного повторения тех же участков генов, то есть банальная дупликация, ошибка при копировании. Говоря иначе, если бы геном программировали люди, со своей математической логикой, он был бы короче в сто раз, и в нем было бы в сто раз меньше ошибок. Поэтому, исходя из нашей логики и человеческого целеполагания, мы не можем предположить описанную в вопросе «осмысленность».

Читайте также:  Какие свойства организма называют терминами генотип и фенотип

Прочитать ещё 4 ответа

Почему профессия геолога считается романтичной?

Магистр геологии (МГУ Ломоносова). Специалист в науках о Земле. Знаток наукометрических…  ·  instagram.com/1_xena

Потому что работать геологом можно вне офиса!!! А потому уже снимается куча зажимов, правил поведения в коллективе. Более того, геолог работает в условиях неизведанности, и ему кажется, что он первооткрыватель. Естественно, в тяжелых полевых условиях трудно долго находится в коллективе. Поэтому нужно уметь дружить, уметь делиться, уметь веселиться. Петь песни под гитару у костра, сочинять стихи и мечтать, глядя на звезды… Ведь ни связи, ни интернета в лесу нет!

В чем цель (смысл) развития человечества? Для чего изучать наше поведение, создавать технику, искусство?

Москва, промышленный альпинист, сказочник

С религиозной точки зрения конечная цель — придти к богу/нирване/вставь свое. С атеистической конечной точки нет. Но и с той, и с другой существует лишь два вектора движения — движение к богу/развитие, и движение к дьяволу/деградация. Первый вектор, очевидно, предпочтительней, так как при движении по нему мы меньше страдаем, больше радуемся, получаем прочие приятные плюшки из серии чистой совести/интернета, или глубокого ощущения счастья/прав человека. Соответственно что-то изучать и делать нам нужно для того, чтобы не свалиться к чертям на сковороду/в каменный век. Известно, что на месте стоять не получится. Придется двигаться в ту, или иную сторону. Хотелось бы в правильную, независимо от мировоззрения.

Прочитать ещё 7 ответов

Как ученые относятся к обычным людям? Считают ли они их глупцами и низшими?

Старший научный сотрудник ИНЭОС РАН, химик, музыкант и радиолюбитель

Ну вот я типа ученый. Кандидат химических наук, занимаюсь экспериментальной научной деятельностью 12 лет. Скоро мне будет 35, и я перестану уже быть «молодым ученым» 🙂

Конечно, занятие наукой перестраивает мозг определенным образом. Когда ты постоянно что-то анализируешь, пытаешься представить что происходит в твоих экспериментах, предсказать, построить модели, а потом это все каким-то образом соединить вместе и объяснить всем остальным, опубликовать. Этот опыт, которого у других людей нет, позволяет мне предположить, что я в каких-то штуках, не только непосредственно связанных с моей работой, разбираюсь выше среднего. Ну и другой мой опыт добавляется туда же, все, чем я занимаюсь кроме основной работы.

У других людей какой-то свой жизненный опыт. И свои цели и ориентиры. Я могу видеть, что некоторые люди вокруг меня гораздо успешнее, целеустремленнее, организованнее, богаче. Сравнивать сложно, потому что люди хотят разного и по-разному готовы в это вкладываться, от разных вещей готовы отказаться.

Какого-то неуважения к тем, кто не занимается наукой у меня конечно нет. Тем более, среди друзей огромное количество примеров, когда люди сами своими усилиями становятся очень эрудированными, изучают что-то и находят много интересного. Постоянно встречаются люди, которые в чем-то меня умнее. И как раз научная деятельность к этому приучает — ты смотришь на работы других ученых, понимаешь как у них все работает, и чего не хватает лично тебе.

Единственное, что у меня вызывает неуважение и воспринимается как глупость — это когда человек неспособен о чем-то дискутировать без нарушения логики. Это нормально, когда люди что-то не знают или не понимают. Вокруг нас целый океан знаний и человеческого опыта, каждый может воспринять из него только скромную часть. Но когда человеку невозможно доказать, что он не прав с помощью простых логичных объяснений — это да, воспринимается как глупость. Возможно, люди не связанные с наукой к таким штукам проще относятся, но меня вот, например, такое напрягает.

Прочитать ещё 3 ответа

Источник

ëèòîñôåðà Çåìëè ôîòîËèòîñôåðà — òâåðäàÿ îáîëî÷êà Çåìëè.

Ëèòîñôåðà èìååò âàæíîå çíà÷åíèå äëÿ âñåõ æèâûõ îðãàíèçìîâ, êîòîðîå ïðîæèâàþò íà åå òåððèòîðèè.

 ïåðâóþ î÷åðåäü, íà ñóøå èëè âíóòðè íåå æèâóò ëþäè, æèâîòíûå, íàñåêîìûå, ïòèöû è ò.ä.

Âî-âòîðûõ, äàííàÿ îáîëî÷êà çåìíîé ïîâåðõíîñòè îáëàäàåò îãðîìíûìè ðåñóðñàìè, êîòîðûå íåîáõîäèìû îðãàíèçìàì äëÿ ïðîïèòàíèÿ è æèçíè.

Â-òðåòüèõ, ñïîñîáñòâóåò ôóíêöèîíèðîâàíèþ âñåõ ñèñòåì, ïîäâèæíîñòü êîðû, ïîðîä è ïî÷âû.

Òåðìèí ëèòîñôåðà ñîñòîèò èç äâóõ ñëî⠖ êàìåíü è øàð èëè ñôåðà, ÷òî â áóêâàëüíîì ïåðåâîäå ñ ãðå÷åñêîãî ÿçûêà îçíà÷àåò òâåðäàÿ îáîëî÷êà çåìíîé ïîâåðõíîñòè.

Ëèòîñôåðà íå ÿâëÿåòñÿ ñòàòè÷åñêîé, à íàõîäèòñÿ â ïîñòîÿííîì äâèæåíèè, èç-çà ÷åãî ïëèòû, ïîðîäû, ðåñóðñû, ïîëåçíûå èñêîïàåìûå, à òàêæå âîäà îáåñïå÷èâàþò îðãàíèçìû âñåì íåîáõîäèìûì.

Ëèòîñôåðà íàõîäèòñÿ íà ñàìîé ïîâåðõíîñòè ïëàíåòû, óõîäèò âíóòðü ìàíòèè, äî òàê íàçûâàåìîé àñòåíîñôåðû – ïëàñòè÷íûé ñëîé Çåìëè, ñîñòîÿùåé èç âÿçêèõ ïîðîä.

Ëèòîñôåðà èìååò òðè âçàèìîñâÿçàííûõ ýëåìåíòà, ê êîòîðûì îòíîñÿòñÿ:

  • Êîðà (çåìíàÿ);
  • Ìàíòèÿ;
  • ßäðî.

ëèòîñôåðà ôîòî 

ñòðîåíèå ëèòîñôåðû ôîòî

 ñâîþ î÷åðåäü, êîðà è ñàìàÿ âåðõíÿÿ ÷àñòü ìàíòèè – àñòåíîñôåðà ÿâëÿþòñÿ òâåðäûìè, à ÿäðî ñîñòîèò èç äâóõ ÷àñòåé – òâåðäîé è æèäêîé. Âíóòðè ÿäðî èìååò òâåðäûå ïîðîäû, à ñíàðóæè îêðóæåí æèäêèìè âåùåñòâàìè.
 ñîñòàâ êîðû âõîäÿò ãîðíûå ïîðîäû, âîçíèêøèå ïîñëå îñòûâàíèÿ è êðèñòàëëèçàöèè ìàãìû.

Читайте также:  Свойство плазмы какого цвета

Îñàäî÷íûå ïîðîäû âîçíèêàþò ðàçëè÷íûìè ñïîñîáàìè:

  • Êîãäà ðàçðóøàåòñÿ ïåñîê èëè ãëèíà;
  •  õîäå ïðîòåêàíèÿ õèìè÷åñêèõ ðåàêöèé â âîäå;
  • Îðãàíè÷åñêèå ïîðîäû âîçíèêëè èç ìåëà, òîðôà, óãëÿ;
  • Èç-çà èçìåíåíèÿ ñîñòàâà ïîðîä – ïîëíîñòüþ èëè ÷àñòè÷íî.

Ó÷åíûå óñòàíîâèëè, ÷òî ëèòîñôåðà ñîñòîèò èç òàêèõ âàæíûõ ýëåìåíòîâ, êàê êèñëîðîä, êðåìíèé, àëþìèíèé, æåëåçî, êàëüöèé, ìèíåðàëû.
Ïî ñâîåé ñòðóêòóðå ëèòîñôåðà äåëèòñÿ íà ïîäâèæíûå è ñòàáèëüíûå, ò.å. ïëàòôîðìû è ñêëàä÷àòûå ïîÿñà.

Ïîä ïëàòôîðìîé ïðèíÿòî ïîíèìàòü ó÷àñòêè çåìíîé êîðû, êîòîðûå íå äâèãàþòñÿ, â ðåçóëüòàòå íàëè÷èÿ êðèñòàëëè÷åñêîé îñíîâû. Îíà áûâàåò ëèáî ãðàíèòíîé, ëèáî áàçàëüòîâîé.  ñåðåäèíå êîíòèíåíòîâ îáû÷íî ðàñïîëàãàþòñÿ äðåâíèå ïëàòôîðìû, à ïî êðàÿì – òå, êîòîðûå âîçíèêëè ïîçæå, â òàê íàçûâàåìûé äîêåìáðèéñêèé ïåðèîä.

Ñêëàä÷àòûå ïîÿñà âîçíèêëè ïîñëå òîãî, êàê ñòàëêèâàëèñü äðóã ñ äðóãîì.  ðåçóëüòàòå ïîäîáíûõ ïðîöåññîâ âîçíèêàþò ãîðû è ãîðíûå õðåáòû. ×àùå âñåãî îíè ðàñïîëàãàþòñÿ ïî êðàÿì ëèòîñôåðû. Íàèáîëåå äðåâíèå ìîæíî óâèäåòü â öåíòðå ìàòåðèêà – ýòî Åâðàçèÿ, èëè ïî ñàìèì êðàÿì, ÷òî õàðàêòåðíî äëÿ Àìåðèêè (Ñåâåðíîé) è Àâñòðàëèè.

Îáðàçîâàíèå ãîð ïðîèñõîäèò ïîñòîÿííî. Åñëè ïî òåêòîíè÷åñêîé ïëèòå ïðîõîäèò ãîðíûé ìàññèâ, òî ýòî îçíà÷àåò, ÷òî íåêîãäà òóò ïðîèçîøëî ñòàëêèâàíèå ïëèò.
 ëèòîñôåðå âûäåëÿþò 14 ïëèò, ÷òî ñîñòàâëÿåò 90% âñåé îáîëî÷êè. Áûâàþò, êàê áîëüøèå, òàê è ìàëûå ïëèòû.

 òèêòàíè÷åñêèå ïëèòû ôîòî

òåêòîíè÷åñêèå ïëèòû ôîòî

Ñàìûìè áîëüøèìè òåêòîíè÷åñêèìè ïëèòàìè ñ÷èòàþòñÿ Òèõîîêåàíñêàÿ, Åâðàçèéñêàÿ, Àôðèêàíñêàÿ, Àíòàðêòè÷åñêàÿ.
Ëèòîñôåðà ïîä îêåàíàìè è êîíòèíåíòàìè îòëè÷àåòñÿ.  ÷àñòíîñòè, ïîä ïåðâûìè îáîëî÷êà ñîñòîèò èç îêåàíè÷åñêîé êîðû, ãäå ïî÷òè íåò ãðàíèòà. Âî âòîðîì ñëó÷àå, ëèòîñôåðà ñîñòîèò èç îñàäî÷íûõ ïîðîä, áàçàëüòà è ãðàíèòà.

×åðòû ëèòîñôåðû èìååò ðàçëè÷íûå î÷åðòàíèÿ. Íèæíèå ãðàíèöû ðàçìûòû, ÷òî ñâÿçàíî ñ âÿçêîé ñðåäîé, âûñîêîé ïðîâîäèìîñòüþ òåïëà è ñêîðîñòüþ ñåéñìè÷åñêèõ âîëí. Âåðõíÿÿ ãðàíèöà – ýòî êîðà è ìàíòèÿ, êîòîðàÿ äîñòàòî÷íî òîëñòàÿ, è ñïîñîáíàÿ èçìåíèòüñÿ òîëüêî èç-çà ïëàñòè÷íîñòè ïîðîäû.

Òâåðäàÿ îáîëî÷êà çåìíîé ïîâåðõíîñòè îáëàäàåò ãåîëîãè÷åñêèìè è ýêîëîãè÷åñêèìè ôóíêöèÿìè, ÷òî îïðåäåëÿåò ïðîòåêàíèå æèçíè íà ïëàíåòå. Ó÷àñòèå â íåé ïðèíèìàþò âîäû, ðàñïîëîæåííûå ïîä çåìëåé, íåôòü, ãàçû, ïîëÿ ãåîôèçè÷åñêîãî çíà÷åíèÿ, ïðîöåññû, ó÷àñòèå ðàçëè÷íûõ ñîîáùåñòâ.

Ñðåäè ñàìûõ âàæíûõ ôóíêöèé âûäåëÿþò:

  • Ðåñóðñíóþ;
  • Ãåîäèíàìè÷åñêóþ;
  • Ãåîõèìè÷åñêóþ;
  • Ãåîôèçè÷åñêóþ.

Ôóíêöèè ïðîÿâëÿþòñÿ ïîä âîçäåéñòâèåì ïðèðîäíûõ è òåõíîãåííûõ ôàêòîðîâ, ÷òî ñâÿçàíî ñ ðàçâèòèåì ïëàíåòû, äåÿòåëüíîñòüþ ëþäåé è îáðàçîâàíèåì ðàçëè÷íûõ ýêîëîãè÷åñêèõ ñèñòåì.

  • Ëèòîñôåðà âîçíèêëà â ïðîöåññå òîãî, ÷òî ïîñòåïåííî îñâîáîæäàëèñü âåùåñòâà èç ìàíòèè Çåìëè. Ïîäîáíûå ÿâëåíèÿ åùå èíîãäà íàáëþäàþòñÿ íà äíå îêåàíà, â ðåçóëüòàòå ÷åãî ïîÿâëÿþòñÿ ãàçû è íåìíîãî âîäû.
  • Ìîùíîñòü ëèòîñôåðû ìåíÿåòñÿ â çàâèñèìîñòè îò êëèìàòà è ïðèðîäíûõ óñëîâèé. Òàê, â õîëîäíûõ ðåãèîíàõ, îíà äîñòèãàåò ìàêñèìàëüíîãî çíà÷åíèÿ, à â òåïëûõ – îñòàåòñÿ íà ìèíèìàëüíûõ îòìåòêàõ. Ñàìûé âåðõíèé ñëîé ëèòîñôåðû îáëàäàåò óïðóãîñòüþ, à íèæíèé – î÷åíü ïëàñòè÷íûé. Òâåðäàÿ îáîëî÷êà Çåìëè ïîñòîÿííî íàõîäèòñÿ ïîä âëèÿíèåì âîäû è âîçäóõà, ÷òî âûçûâàåò âûâåòðèâàíèå. Îíî áûâàåò ôèçè÷åñêîå, êîãäà ïîðîäà ðàñïàäàåòñÿ, à åå ñîñòàâ íå ìåíÿåòñÿ; à òàêæå õèìè÷åñêîå – ïîÿâëÿþòñÿ íîâûå âåùåñòâà.
  • Èç-çà òîãî, ÷òî ëèòîñôåðà ïîñòîÿííî äâèãàåòñÿ, ìåíÿåòñÿ îáëèê ïëàíåòû, åå ðåëüåô, ñòðóêòóðà ðàâíèí, ãîð, íèçêîãîðüÿ.
    ×åëîâåê ïîñòîÿííî îêàçûâàåò âëèÿíèå íà ëèòîñôåðó, è ýòî ó÷àñòèå íå âñåãäà ïîëåçíîå, âñëåäñòâèå ÷åãî ïðîèñõîäèò ñåðüåçíîå çàãðÿçíåíèå îáîëî÷êè.  ïåðâóþ î÷åðåäü, ýòî ñâÿçàíî ñ íàêîïëåíèåì ìóñîðà, ïðèìåíåíèåì ÿäîâ è óäîáðåíèé, ÷òî ìåíÿåò ñîñòàâ ãðóíòîâ, ïî÷âû, æèâûõ ñóùåñòâ.

Источник

Глоссарий

Астеносфера — расположенный на глубине около 150-200 км частично расплавленный, находящийся в вязком состоянии слой.

Лава — лишенная газов, застывшая на поверхности Земли магма.

Магма — огненная масса в слое астеносферы, расплавленная, содержащая большое количество газов.

Литосферные плиты — гигантские участки земной коры, свободно перемещающиеся по вязкому слою мантии.

Области складчатости — участки земной коры между плитами литосферы, находящиеся в относительном движении, в рельефе им соответствуют горные системы суши и дна морей.

Определение литосферы

Литосферой (λίθος – «камень» и σφαίρα – «шар») называют твердую земную оболочку, которая полностью покрывает планету, защищая ее от достигающей 60000 °С температуры раскаленного ядра. Литосфера расположена между атмосферой и гидросферой сверху и астеносферой снизу. Толщина твердой оболочки Земли не однородна, и на различных участках составляет от десятков до нескольких сотен километров.  

Пангея

Несмотря на солидный возраст, формирование планеты не окончено до сих пор. И тонкая поверхность коры, что является домом для человека, растений и животных, и горячие недра находятся в постоянном движении. Меняются очертания материков, рельеф местности, климатические условия.

Глядя на современные космические снимки планеты с очертанием шести отдельных континентов, сложно поверить, что около 250 миллионов лет назад на планете существовал единый сверхконтинент, носящий название Пангея.

В результате активных процессов в недрах планеты единый материк раскололся на современные континенты, которые, благодаря медленному, от 2.5 см до 7 см в год (по данным различных источников), движению тектонических плит за миллионы лет удалились на максимальное расстояние. Доказательства этой теории подробно изложены на странице 178 учебника «География. Землеведение 5-6 классы» под редакцией Климановой О. А.

Страница 178 учебника «География. Землеведение 5-6 классы»

Поднимаясь на царапающие облака горы или спускаясь в недра океана, человек считает себя покорителем природы, но ни один рукотворный небоскреб не сравнился по высоте с горами, и ни один батискаф не спустился в самую глубокую Марианскую впадину.

Поверхность литосферы не сплошная, а представлена отдельными плитами, которые в некоторых местах находят друг друга, образуя горные хребты или расходятся, формируя морские впадины.

В строении литосферы ученые выделяют восемь крупных плит и значительное количество более мелких. Плиты не зафиксированы неподвижно, а медленно передвигаются по горячей и жидкой астеносфере, образуя в местах стыков пластин зоны сейсмической активности.

Читайте также:  Грязевой вулкан в кучугурах какие свойства грязи

География. Землеведение. 5-6 классы. Учебник

География. Землеведение. 5-6 классы. Учебник

Учебник адресован учащимся 5-6 классов и входит в линию учебников по географии под редакцией О.А. Климановой и А.И. Алексеева. Методический аппарат учебника хорошо проработан и отражает замысел развивающего и личностно-ориентированного обучения; возможность параллельной работы с электронным приложением к учебнику способствует эффективному усвоению учебного материала. Учебник особенно подходит для гимназий и классов с углублённым изучением гуманитарных предметов.

Купить

Крупнейшие тектонические плиты:

  • Австралийская плита
  • Антарктическая плита
  • Африканская плита
  • Евразийская плита
  • Индостанская плита
  • Тихоокеанская плита
  • Северо-Американская плита
  • Южно-Американская плита

Строение литосферы

Если смотреть на Землю в поперечном разрезе вдоль полюсов, то можно выделить: земную кору, пограничный слой, мантию, ядро.

Строение Земли и земной коры

К литосфере относятся: земная кора, переходный слой и самый верхний, вязкий слой мантии.

Литосфера, о которой мы ведем сейчас речь — это всего лишь около 1% от радиуса земли, но именно этот 1% позволяет существовать жизни на планете.

Земная кора — самый верхний слой литосферы. В неоднородности земной коры можно убедиться, стоя на берегу и глядя на обрыв скромной реки, где слои различных пород находятся друг над другом. Найденные при раскопках полезные ископаемые (нефть, газ, железная руда, алмазы) рассказывают ученым о процессах, происходящих на планете миллионы лет назад.

Земная кора — не только самый верхний слой литосферы, но и самый тонкий — ее размер составляет от 80 километров на горных участках планеты до 30 км на равнинных. По типу земная кора делится на океаническую и материковую. Такое деление характерно только для Земли, на остальных планетах такого разделения нет, если верить показаниям космических зондов и планетоходов.

В коре материкового типа выделяют три слоя пород:

  • осадочный — сформирован породами осадочного и вулканического происхождения;
  • гранитный — сформирован породами метаморфического горного происхождения, которые представлен кварцем и полевым шпатом;
  • базальтовый — в формировании участвовали магматические породы.

Океаническая кора состоит из осадочного и базальтового слоев.

Под земной корой, в точности повторяя ее очертания, и отделяя ее от мантии, расположен пограничный слой или поверхность Мохоровичича. Граница Мохоровичича представляет собой тонкий слой из пепла, который образуется в результате электроразрядных молний, протекающих в верхнем слое мантии.

Огромное давление между мантией и земной корой привело к тому, что слой пепла спрессовался и при пропускании сейсмических волн ведет себя как плотное, практически монолитное вещество. Поверхность Мохоровичича выполняет гидро-, электро- и теплоизоляционную функции.

Мантия делится на два слоя:

  • верхний, который относится к литосфере;
  • нижний, окутывающий раскаленное ядро.

Ядро, жидкое снаружи и плотное внутри, состоит преимущественно из железа и никеля.

В верхнем слое мантии образуется раскаленная магма, ищущая свой выход через разломы в земной коре в местах соприкосновения тектонических плит. И именно в недрах обычный уголь под действием давления и температуры превращается в самый прочный (и к тому же драгоценный) камень — алмаз.

Способы изучения земной коры

Вы спросите, откуда ученым это известно? Ведь толщина земной коры составляет около 60-70 километров, а буровые установки, созданные человеком, достигли глубины чуть более 12 километров.

Про один из способов изучения земных недр рассказывается на странице 86 учебника «География. Землеведение. 5-6 классы» под редакцией Климановой О.А.

Страница 86 учебника «География. Землеведение 5-6 классы»

Вулканы — смертельно опасные, но в тоже время впечатляющие и завораживающие доказательства огненных процессов, происходящих в земных недрах. Преодолев сопротивление земной коры, на поверхность под давлением выбрасывается раскаленная магма, которая, остывая в атмосфере, превращается в реки лавы, несущие вулканические камни и газ, а с ними сведения для ученых о процессах, происходящих глубоко внутри Земли.

По линиям глубинных разломов земной коры расположены активные действующие вулканы. Тихоокеанское огненное кольцо, в которое входят вулканы Камчатки, Японии, Филиппинских островов, Индонезии, Мексики, Алеутских островов, Южной Америки и Огненной Земли дает ученым ответы на вопросы, а наблюдателям — незабываемое зрелище.

Люди каких профессий изучают строение и свойства литосферных плит

Но «дыхание» планеты и ее активную жизнь можно увидеть и на менее разрушительных примерах.

Среди древних городских развалин небольшого городка Поццуоли, расположенного на берегах Неаполитанского залива, в центре города есть остатки древнего храма и прилегающей к нему рыночной площади, построенных более двух тысяч лет назад, еще во времена Римской Империи. Даже невооруженным глазом заметно, что мраморные колонны изъедены морскими камнеточцами почти на 6 метров в высоту.

Люди каких профессий изучают строение и свойства литосферных плит

Из исторических хроник известно, что к XIII веку городская площадь опустилась ниже уровня моря. Однако произошло это не одномоментно, в результате землетрясения или другого катаклизма, а медленно, год за годом. В течение трех веков остатки зданий были затоплены,затем суша неспеша начала подниматься. К 1800 году руины вновь оказались выше уровня моря, и любознательные туристы могут своими глазами наблюдать уникальное явление брадисеймса, когда слой магмы настолько близко подходит к земной коре, что в результате подземных движений поверхность Земли поднимается и опускается.

География. Страноведение. 7 класс. Учебник

География. Страноведение. 7 класс. Учебник

Учебник предназначен для учащихся 7 классов и входит в линию учебников под редакцией О. А. Климановой и А. И. Алексеева. В учеьнике увеличена доля страноведческой информации, причём все страны и территории рассматриваются с учётом взаимосвязей природы и хозяйства, материальной и духовной культуры населения. Первостепенное внимание уделено странам Евразии — «родного материка» россиян; в числе стран Евразии рассматривается и Россия.

Купить

Методические советы

С помощью наводящих вопросов и наглядного материала в виде таблиц и схем ребята узнают о движении литосферных плит, указывая на карте их границы.

  1. Ребята схематически зарисовывают строение материковой и океанической коры.

  2. Затем рассматривают образцы минералов различного происхождения, определяют отличия между представителями разных литосферных слоев.

  3. Заключительный этап — тестирование по теме.

Темы докладов

  • От Пангеи до 6 континентов.Движение литосферных плит
  • Сокровища недр Земли
  • Три жизни углерода: от графита до алмаза
  • Чем богаты, тем и рады. Полезные ископаемые родного края

ТЕСТ

  1. Как называется твердая оболочка Земли?

    • литосфера +
    • наносфера
    • атмосфера
  2. Пангея — это…

    • имя древнегреческой богини плодородия
    • название единого континента, когда-то существовавшего на планете Земля +
    • название планеты в Крабовидной Туманности
  3. Что называют Тихоокеанским огненным кольцом?

    • пожары на нефтяных танкерах в Тихом океане
    • активные действующие вулканы,расположенные по линиям глубинных разломов земной коры +
    • рой светящегося планктона, видимый в Тихом океане ночью
  4. Какое еще явление свидетельствует о «дыхании» планеты?

    • космонавтика
    • тектоника
    • брадисеймс +
  5. Поверхность Мохоровичича расположена…

    • между земной корой и верхним слоем магмы +
    • между базальтовым и осадочными слоями земной коры
    • между нижним слоем магмы и земным ядром

#ADVERTISING_INSERT#

Источник