Лицензии на производство пищевых добавок

Антон, Добрый день!!
Для открытия пищевого производства Вам необходимо сделать следущее:
1. Найти подходящее помещение.
2. Необходимо разработать технологический проект с расстановкой технологического оборудования. На основании этого проекта сделать ремонт, приобрести оборудование.
Планировочное решение:
Для открытия необходимо понять будет ли предприятие работать на полном цикле т.е, на сырье или на полуфабрикатах. От этого зависит набор необходимых помещений, планировка, подбор оборудования.
Если помещение расположено в существующем здании и произведена только внутренняя перепланировка – согласование проекта с Роспотребнадзором не требуется. Если вновь строящееся здание, нужно согласовать с органами исполнительной власти нашего г.Иваново.
3. После открытия предприятия необходимо уведомить Роспотребнадзор. Для этого составить уведомление о начале работы предприятия в соответствии с Постановлением Правительства РФ № 584 от 16.07.2009 и отвезти в Роспотребнадзор на ул.Рабфаковской.
4. Заключить договор, документ приемки предприятия с пожарной инспекцией, расположенной в том же районе, где расположено предприятие. Необходимо их уведомить о начале работы и разработать проект и согласовать в пожарной инспекции. Отдел пожарной инспекции так же будет зависеть от того, какое у Вас помещение (уже существующее или вновь построенное).
На предприятие необходимо ввести приказ руководителя о соблюдении пожарной безопасности, в котором прописаны организационные мероприятия по пожарной безопасности (ответственный за пожарную безопасность, места для курения, инструктаж сотрудников и т.п.).
5. Разработать и утвердить программу производственного контроля.
6. Заключить договор по дератизации, дезинфекции или дезинсекции.
Периодичность обработки пищевого производства дератизация, дезинфекция – 1 раз в месяц (профилактическая обработка) и по факту.
7. Заключить договора на вывоз и утилизацию твердых бытовых отходов и органического мусора.
8. Заключить договор с прачечной для стирки спецодежды сотрудников столовой.
Или на предприятие предусмотреть отдельное помещение, где установить стиральную машину автомат, сушилки, гладильную доску, отдельные шкафы для грязной и чистой одежды.
9. Договор на проведение дезинфекции автотранспортных средств столовой.
10 Составить внутренние журналы: Журнал учета дезсредств, Журнал здоровья сотрудников и др. Данные журналы заполняются на предприятие в соответствии с производственной программой.
11 Необходимо заключить договор с Центром метрологии и стандартизации. Завести журнал поверки весов. После открытия предприятия провести поверку весов.
12 После открытия необходимо с периодичностью указанной в производственной программе сдавать анализы в аккредитованной пищевой лаборатории.
После открытия, при закупке сырья необходимо будет запрашивать ветеринарные справки на мясное сырье, сертификаты или декларации соответствия на остальное сырье.
13 Работникам необходимо оформить медицинские книжки.
14 Нормативными документами для выпуска продукции являются ГОСТы, Технические условия (ТУ), Стандарты организации (СТО), Технологические инструкции (ТИ).
Если планируется вывоз продукции и реализации через торговую сеть, то нужно получить декларацию соответствия ТР ТС на продукцию или сертификат соответствия в органах сертификации. На основании протокола испытаний, ТУ или СТО, данных по организации выдается декларация или сертификат соответствия на продукцию.
По возникшим вопросам буду рада помочь!
Удачи!
В соответствии с положениями статьи 49 Гражданского Кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ) отдельными видами деятельности хозяйствующий субъект имеет право заниматься только на основании специального разрешения (лицензии).
Вопросы лицензирования в нашей стране в основном регулируются Федеральным законом от 8 августа 2001 года №128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее Федеральный закон №128-ФЗ). Виды деятельности, на осуществление которых необходимо получить лицензию, перечислены в статье 17 Федерального закона №128-ФЗ. Заметим, что с 17 июля 2005 года статья 17 Федерального закона №128-ФЗ не содержит требований в отношении лицензирования видов деятельности, относящихся к пищевой промышленности. Напомним, что Федеральный закон №128-ФЗ был значительно изменен Федеральным законом от 2 июля 2005 года №80-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности», Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)» и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» (далее Федеральный закон №80-ФЗ). Федеральный закон №80-ФЗ значительно сократил количество видов деятельности, на осуществление которых необходимо специальное разрешение, ввел процедуру упрощенного лицензирования, кроме того, изменил подход к процедуре приостановления лицензии.
Мы не случайно отметили дату 17 июля 2005 года. Напомним читателю, что до указанного момента, статья 17 Федерального закона №128-ФЗ содержала требование, о наличии лицензии в отношении такого вида деятельности, как производство табачных изделий, которое, как мы отметили выше, в соответствии с ОКВЭД отнесено к пищевой промышленности.
Деятельность по производству табачных изделий подлежала лицензированию в порядке, установленном Положением о лицензировании деятельности по производству табачных изделий, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 июля 2002 года №548 «О лицензировании деятельности по производству табачных изделий» (далее Положение №548) В соответствии с указанным Положением №548 лицензирование деятельности по производству табачных изделий осуществлялось Федеральной налоговой службой Российской Федерации.
Итак, лицензирование указанного вида деятельности отменено и с указанной даты организациям, занятым производством табачных изделий, получать лицензию не нужно.
Обратите внимание!
В ситуации отмены лицензирования не исключено, что у многих хозяйствующих субъектов, занятых производством табачных изделий, в учете числится стоимость лицензии, не списанная на затраты, ведь в соответствии с законом о лицензировании лицензия выдается сроком на 5 лет. Напомним, что в бухгалтерском учете расходы, связанные с лицензированием организация первоначально отражает на счете 97 «Расходы будущих периодов», а затем в течение срока действия лицензии ее стоимость переносится на затраты. Естественно, что те хозяйствующие субъекты, которые получили такое разрешение до 17 июля 2005 года, столкнутся с подобной ситуацией. Как им поступить: списывать оставшуюся сумму на затраты сразу или продолжать списание в прежнем порядке? На наш взгляд, при решении данного вопроса, организация должна руководствоваться следующим.
Расходы на получение лицензии для организации, занимающейся видом деятельности, на осуществление которой необходимо специальное разрешение, в соответствии с Положением по бухгалтерскому учету «Расходы организации» 10/99, утвержденным приказом Минфина Российской Федерации от 6 мая 1999 года №33н (далее ПБУ 10/99) являются расходами по обычным видам деятельности.
Согласно пункту 19 ПБУ 10/99 в случае, когда расходы обуславливают получение доходов в течение нескольких отчетных периодов, и когда связь между доходами и расходами не может быть определена четко или определяется косвенным путем, они признаются в учете путем их обоснованного распределения между отчетными периодами. Полученная организацией лицензия обуславливает получение дохода в течение 5 лет, следовательно, расходы на ее получение признаются организацией ежемесячно в течение данного срока. Как мы уже отметили, первоначально они учитываются на счете 97 «расходы будущих периодов», а затем списываются в порядке, устанавливаемом организацией (либо в течение срока действия лицензии, либо в зависимости от объема выпущенной продукции). Именно такой порядок списания предусмотрен пунктом 65 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного Приказом Минфина Российской Федерации от 29 июля 1998 года №34н «Об утверждении положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации» (далее — Приказ №34н). Избранный метод списания закрепляется в учетной политике организации.
Начиная с 17 июля 2005 года расходы, связанные с получением лицензии, уже не будут обеспечивать получение дохода. Можно сказать, что расходы, связанные с лицензированием фактически обеспечивают получение дохода в течение меньшего срока, чем срок действия лицензии. Исходя из этого, сумма расходов по приобретению лицензии, числящаяся в учете на 17 июля 2005 года в составе расходов будущих периодов, может быть полностью включена в состав расходов по обычным видам деятельности в июле 2005 года (последнем месяце, в котором осуществлялась деятельность на основе данной лицензии).
Пример 1.
Табачная фабрика ООО «Табак» получила лицензию на производство табачных изделий в январе 2005 года. За рассмотрение заявления соискателем лицензии было уплачено 300 рублей, (налогом на добавленную стоимость (далее НДС) не облагается) и за получение лицензии 1 000 рублей (НДС не облагается). Учетной политикой организации предусмотрено списание лицензии равными долями в течение срока ее действия.
В целях налогообложения прибыли организация применяет метод начисления.
В бухгалтерском учете организации бухгалтер ООО «Табак» отразил получение лицензии следующим образом:
Корреспонденция счетов | Сумма, рублей | Содержание операции | |
Дебет | Кредит | ||
В январе 2005 года | |||
76 | 51 | 1 300 | Произведена оплата лицензирующему органу |
97 | 76 | 1 300 | Отражена в составе расходов будущих периодов стоимость лицензии |
Ежемесячно в течение срока действия лицензии | |||
26 | 97 | 21,67 | Отнесена на общехозяйственные расходы часть лицензионных затрат за текущий месяц |
Налоговый учет.
В целях налогообложения прибыли на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 264 Налогового Кодекса Российской Федерации (далее — НК РФ) организация учитывала такие расходы в составе расходов, связанных с производством и реализацией. Учетной политикой в целях налогообложения было закреплено, что указанные расходы относятся в состав расходов, учитываемых для целей налогообложения равными частями в течение срока действия лицензии.
С 17 июля 2005 года Федеральным законом №80-ФЗ лицензирование деятельности по производству табачных изделий отменено. На момент отмены по счету 97 «Расходы будущих периодов» у организации числилось сальдо 1 169,98 рубля.
В бухгалтерском учете бухгалтер ООО «Табак» данные операции отразил следующим образом.
Корреспонденция счетов | Сумма, рублей | Содержание операции | |
Дебет | Кредит | ||
В июле 2005 года (последний месяц использования лицензии) | |||
26 | 97 | 1 169,98 | Списана оставшаяся стоимость лицензии (1 300 рублей – 6 мес. х 21,67 рубля) |
В части налогового учета может возникнуть две точки зрения по поводу недосписанной стоимости лицензии.
Первая: недосписанная часть стоимости лицензии может быть учтена при налогообложении прибыли. Однако в этом случае организация должна учесть эти затраты «задним числом». При этом необходимо исходить из того, что глава 25 НК РФ не содержит понятия «расходы будущих периодов». Норма, закрепляющая равномерный порядок списания расходов, аналогичный применяемому в бухгалтерском учете, содержалась в пункте 1 статьи 272 НК РФ (именно содержалась, так как пункт 1 статьи 272 НК РФ) был изменен Федеральным законом от 6 июня 2005 года №58-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового Кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты российской федерации о налогах и сборах» (далее — Федеральный закон №58-ФЗ) и с 1 января 2006 года налогоплательщик вправе устанавливать порядок списания таких расходов самостоятельно). Именно на основании этого пункта налоговые органы, требовали равномерного списания от налогоплательщика расходов связанных с лицензированием или сертификацией. Налогоплательщики, в принципе, особо по этому поводу не возражали, так как единовременное списание этих расходов в налоговом учете приводило к появлению временных разниц, и, соответственно, требовало от налогоплательщика обязательности применения Положения по бухгалтерскому учету «Учет расчетов по налогу на прибыль» ПБУ 18/02, утвержденного Приказом Минфина Российской Федерации от 19 ноября 2002 года №114н (далее ПБУ -18/02).
Если проанализировать норму пункта 1 статьи 272 НК РФ, то становиться понятно, что в нем речь идет о договорах, предполагающих получение дохода в течение более чем одного отчетного периода. В данном случае речь идет не о договоре, согласно которому организация будет получать доходы в течение определенного времени, а фактически о суммах государственной пошлины, уплачиваемой при лицензировании. Государственная пошлина представляет собой сбор, уплата которого регулируется положениями главы 25.3 «Государственная пошлина» НК РФ.
Суммы налогов и сборов, начисленные в установленном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах порядке, за исключением перечисленных в статье 270 НК РФ представляют собой в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 264 НК РФ прочие расходы, связанные с производством и реализацией. Датой их признания в налоговом учете (для тех, кто использует метод начисления) является день их начисления. Таким образом, налогоплательщик вправе принять их в состав расходов единовременно.
Для этого необходимо подать уточненные декларации по налогу на прибыль, причем за все периоды, когда применялось равномерное списание этих расходов в налоговом учете. В том периоде, когда была получена лицензия, в уточненной декларации в составе прочих расходов нужно отразить всю сумму (1 300 рублей), а из всех оставшихся деклараций суммы лицензионных платежей необходимо убрать.
С подобными действиями могут не согласиться налоговые органы, аргументируя это тем, что учесть такие расходы в целях налогообложения, фирма не вправе, так как они не удовлетворяют требованиям статьи 252 НК РФ, то есть больше не участвуют в получении дохода. Например, аналогичная точка зрения содержится в Письме Управления Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Москве от 20 ноября 2003 года №26-12/65420.
Доказать свою правоту налогоплательщик сможет только обратившись в судебную инстанцию. По мнению авторов, нести судебные издержки, тратить время и нервы стоит, если цена вопроса высока. В данной же ситуации спорная сумма в любом случае будет менее 1 000 рублей, поэтому, на наш взгляд, можно и согласиться с представителями налоговых органов и не учитывать эти расходы в целях налогообложения. Если организация выберет этот вариант, не забудьте применить ПБУ 18/02, так как на указанную сумму в соответствии с пунктом 7 указанного бухгалтерского стандарта необходимо будет начислить постоянное налоговое обязательство.
Корреспонденция счетов | Сумма, рублей | Содержание операции | |
Дебет | Кредит | ||
99 | 68 | 280,80 | Начислено постоянное налоговое обязательство |
Окончание примера.
Обратите внимание!
Федеральный закон №128-ФЗ определяет не все сферы предпринимательства, на которые необходимо специальное разрешение. В соответствии со статьей 1 Федерального закона №128-ФЗ его действие не распространяется на деятельность в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции. Такая деятельность подлежит лицензированию в соответствии со статьей 18 Федерального закона от 22 ноября 1995 года №171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции».
Следовательно, организации пищевой промышленности, осуществляющие производство и оборот указанной продукции, обязаны получить лицензию.
Обратите внимание!
Условия получения лицензии на производство и оборот указанной продукции, и порядок ее получения несколько изменены, в связи с вступлением в силу следующих Федеральных законов, а именно:
· Федерального закона от 21 июля 2005 года №102-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» и о признании утратившими силу отдельных положений Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» (далее Федеральный закон №102-ФЗ).
Согласно Федеральному закону №102-ФЗ с 1 января 2006 года производство водки вправе осуществлять только казенные предприятия, а также иные организации, имеющие оплаченный уставный капитал в размере не менее 50 миллионов рублей.
Производство и оборот иной алкогольной продукции (кроме водки) с содержанием этилового спирта более 15 процентов объема готовой продукции вправе осуществлять казенные предприятия, а также иные организации, имеющие оплаченный уставный капитал не менее 10 миллионов рублей.
· Федерального закона от 21 июля 2005 года №114-ФЗ «О сборах за выдачу лицензий на осуществление видов деятельности, связанных с производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции». Этот закон существенно увеличил размеры сборов за выдачу лицензии. Размеры сборов за выдачу лицензий зависят от конкретного вида лицензируемой деятельности и вида продукции, на которые испрашивается лицензия. Так, например, размер лицензионного сбора за выдачу лицензии на производство, хранение и поставки произведенной алкогольной продукции (за исключением вина) с 1 января 2006 года составляет 3 000 000 рублей. Для сравнения – до указанной даты размер этого сбора составлял 500 минимальных размеров оплаты труда. Сбор за выдачу лицензии уплачивается лицензиатом один раз за весь срок действия лицензии до подачи заявления о ее выдаче в лицензирующий орган.
Кроме того, действие Федерального закона №128-ФЗ не распространяется на использование природных ресурсов, в том числе недр, лесного фонда, объектов растительного и животного мира. Требования о наличии лицензии в этом случае содержатся в соответствующих Федеральных законах, касающихся использования природных ресурсов. Это касается таких производств пищевой промышленности, как, например, производство минеральных вод, соленой промышленности и так далее.
Более подробно с вопросами, касающимися пищевой промышленности Вы можете ознакомиться в книге ЗАО «BKR-Интерком-Аудит» «Продукты питания: торговля и производство».
Не секрет, что «аптечный» бизнес, связанный с производством и реализацией лекарственных препаратов и биологически-активных добавок, является одним из самых прибыльных. Впрочем, изготовление и продажа лекарственных препаратов сопряжены с большим количеством трудностей и требует существенных инвестиций. А вот производство БАД возможно наладить с меньшими вложениями, при этом они не менее популярны и востребованы, нежели лекарства.
В 2013 году в нашей стране через аптеки было продано почти 290 млн. упаковок биологически активных добавок. Объем этого розничного рынка оценивается в 25,5 млрд. рублей. На биологически активные добавки приходится около 35 % стоимостного количества продаж при средней стоимости упаковки 100 рублей (и себестоимости в 10-20 рублей). Наибольшим спросом среди потребителей пользуются БАД низкой ценовой категории (стоимостью до 70 рублей за упаковку).
На сегодняшний день рынок пищевых биологически-активных добавок развивается наиболее стремительно, и на нем преобладают отечественные компании-производители. Лидирующую позицию занимает компания «Эвалар», на чью долю приходится около 23 % всех добавок, реализуемых через аптечные сети. По различным данным, 70 % всех БАД реализуется через аптечные сети, 15 % — через дистрибьюторов, около 8 % — через представительства компаний-производителей, 7 % — через специальных отделы других магазинов.
Упрощенно технологию производства биологически-активных добавок можно представить в виде трех основных этапов: измельчение компонентов и их смешивание, в соответствии с рецептурой или формулой; получение экстрактов и высушивание; создание фармацевтической формы. Сначала предприятие осуществляет заготовку сырья, проводит контроль его качественных характеристик, подготавливают сырье к технологическому процессу производства. Подготовка представляет собой очистку, измельчение, растворение, высушивание, модификацию, извлечение (экстракция), проведение криообработки и пр., в зависимости от вида используемого сырья. Одним из наиболее оптимальных способов измельчения растительного сырья является криодробление, которое представляет собой мелкодисперсное (пылевидное) измельчение частей растительного сырья при температуре, близкой к абсолютному нулю. Для обеспечения таких температурных условий используется жидкий азот.
Криодробление осуществляется при помощи специальных мельниц в среде инертного газа с предварительным глубоким замораживанием или липофильной сушкой сырья. Этот способ позволяет сохранить питательные и полезные вещества в клетках растений, не повреждая их, а также создавать добавки с синергетическим действием компонентов; обеспечивает точную дозировку компонентов; обеспечивает максимальную биодоступность (до 96 %). С использованием технологии криодробления можно получить очень маленькие по размеру частицы (около 125 мкм) с сохранением целостности растительных клеток. Дополнительные преимущества этого метода – отсутствие нагревания, окисления и потери продукта. При традиционных способах измельчения в результате сильного нагревания растительного сырья разрушаются полезные компоненты в растительных клетках. А при криодроблении сохраняются даже самые биологически активные соединения. В процессе традиционного измельчения сырье взаимодействует с кислородом, что приводит к окислению биологически активных соединений и к образованию продуктов окисления. Жидкий азот позволяет предохранить растительное сырье от пагубного воздействия с кислородом, не вступая при этом в реакция с биологически активными соединениями.
Наконец, при использовании других технологий в процессе измельчения в воздухе распыляются мелкодисперсные частицы и испаряются летучие действующие вещества (выход готового продукта заметно снижается). При применении криодробления одному килограмму растительного сырья в начале технологического процесса соответствует такое же количество порошка по окончанию процесса.
Существует также несколько основных способов получения экстрактов растительного сырья: экстракция с водой, экстракция СО2, экстракция химическими растворителями, сверхкритичная флюидная экстракция в СО2. Каждый из этих способов отличается от других температурой проведения экстракции (чем выше температура, тем больше полезных веществ разрушается), количеством полезных компонентов в конечном продукте, количеством примесей, способностью каждого вида экстракции высвобождать из растений аллергичные вещества.
Самым передовым способом считается сверхкритичная флюидная экстракция, так как с помощью этой технологии можно получить наиболее чистые экстракты, и она не приводит к их загрязнению рабочим веществом. Помимо этого, экстракты, полученные в ходе сверхкритичной флюидной экстракции, обладают высокой биодоступностью и не имеют в своем составе веществ, способных вызвать аллергические реакции. Наконец, эта технология позволяет получать терапевтические эффекты малыми и сверхмалыми количествами действующих веществ.
Согласно санитарно-эпидемиологическому нормативу 2.3.2.1078-01 в нашей стране при производстве пищевых добавок допускается использование следующих компонентов:
- пищевых веществ: белков, жиров, жироподобных веществ, жиров рыб и морских животных, индивидуальных полиненасыщенных жирных кислот, полученных их источников пищи, углеводных и их производных, крахмала, продуктов его гидролиза, ксилозы, арабинозы, инулина и других полифруктозанов, глюкозы, фруктозы, лактулозы, лактозы, рибозы, витаминов и витаминоподобных веществ, минеральных веществ (макро- и микроэлементов кальция, магния, фосфора, натрия, йода, железа, цинка, хрома, бора, меди, марганца, серы, молибдена, селена, фтора, германия, кремния, ванадия);
- минорных компонентов пищи;
- съедобных и лекарственных растений, продуктов морей, рек, озер, минерально-органических или природных минеральных веществ (сухих, гранулированных, порошкообразных, капсулированных, в жидком виде – в виде экстрактов, настоек, концентратов, бальзамов, сиропов);
- пробиотиков и пребиотиков, биологически активных веществ (иммунных белков и ферментов, всех групп олиго- и полисахаридов, лизоцима, лактоферрина, лактопероксидазы бактериоцинов молочнокислых микроорганизмов, исключением являются препараты из кожи и жидкостей человека);
- продуктов пчеловодства (прополиса, воска, пыльцы, перги, маточного молочка).
После обработки сырья подготавливаются наполнители путем очищения, просеивания, сгущения, разбавления, измельчения или фильтрации. Все компоненты перемешиваются в заданных пропорциях, затем подготавливаются к упаковке – гранулируются, фильтруются, стерилизуются, высушиваются и обрабатываются иными способами. Наконец, биологически-активные добавки упаковывают и маркируют. Как было упомянуто выше, на этом, заключительном этапе проводится стандартизация готовых форм.
К фармацевтическим формам относятся таблетки, капсулы, порошки, настойки, бальзамы, мази и пр. Существует два способа таблетирования – холодное и горячее. Таблетизированные формы получили наибольшее распространение несмотря на то, что при их производстве происходит потеря до 50 % действующих веществ и они содержат в своем составе химические наполнители. Капсулы могут быть животного (желатина) и растительного сырья (например, водорослей огар-огар).
Оборудование, которое потребуется для организации производства БАДов, зависит напрямую от ассортимента, используемых технологий и фармацевтических форм. Несмотря на все минусы таблетизированных препаратов, большинство биологически-активных добавок выпускается именно в форме таблеток. Для их изготовления потребуются так называемые таблеточные прессы – аппараты для прессования таблеток различных диаметров, препаратов из трав и других прессуемых таблетмасс. Кроме того, в список обязательного оборудования входят смесители, грануляторы, счетно-фасовочные машины, приборы для контроля качества таблеток в соответствии с установленными требованиями и иное технологическое оборудование. Помимо этого, потребуется упаковка для БАД – полиэтиленовые баночки, дистеры, картонные коробки и пр.
Организация собственного производства биологически-активных добавок требует больших вложений, которые оцениваются минимум в 25-30 млн. рублей. В эту сумму входят следующие затраты: приобретение сырья, специального оборудования для выполнения научных работ, оплата труда специалистов-разработчиков со всеми отчислениями, накладные и командировочные расходы, проведение предварительных испытаний биологических свойств БАД, проведение приемочных испытаний биологических свойств БАД, проведение испытаний созданных БАД, проведение патентных исследований, испытаний и экспертизы созданных БАД, исследования рынка, оплата регистрации, выпуск БАД и подготовка к их испытаниям, подготовка производства БАД, мероприятия по организации сбыта БАД, подготовка и проведение государственной регистрации БАД, мероприятия по привлечению венчурных инвесторов, добровольная сертификация, оборудование офиса и начало продаж.
Можно обойтись и меньшими вложениями, заказав один или же все процессы производства в сторонней компании (по сути, передача производства на аутсорсинг). При этом сам предприниматель может взять на себя лишь контроль производства и организацию сбыта готовой продукции.
Качество БАД определяется наличием у завода-производителя стандартов GMP (Надлежащая производственная практика) или сертификата Системы менеджмента качества ISO. За соблюдением в процессе производства БАД санитарных норм следят различные государственные проверяющие организации. Качество выпускаемых продуктов контролируется Департаментом санэпиднадзора при Министерстве здравоохранения Российской Федерации (в Институте питания Российской Академии Медицинских Наук) и Роспотребнадзором. В техрегламенте Таможенного союза «О безопасности пищевой продукции» содержится список компонентов, запрещенных к использованию в пищевых добавках (на сегодняшний день туда входят свыше 450 различных трав).
Порядок организации производства БАД оформления нормативной документации на разрабатываемые добавки определяется Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 17 апреля 2003 г. № 50 «О введении в действие санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.3.2.1290-03». Согласно этому постановлению: «…. производство БАД должно осуществляться только после проведения ее государственной регистрации в установленном порядке и в строгом соответствии с нормативной и технической документацией». Для получения государственной регистрации производителю необходимо представить следующие документы:
- Нормативные и/или согласованные в установленном порядке технические документы (технические условия, технологические инструкции, рецептуры и др.) ранее не согласованные, по которым предполагается осуществлять промышленное изготовление продукции, заверенные в установленном законодательством Российской Федерации порядке.
- Заверенные в установленном порядке копии санитарно-эпидемиологических заключений о соответствии технических документов требованиям государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов (при их наличии).
- Заверенные в установленном порядке копии санитарно-эпидемиологических заключений о соответствии условий производства требованиям государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов.
- Инструкция по применению (листок-вкладыш, аннотация) (в случае, если вся необходимая информация не может быть размещена на этикетке), заверенная подписью уполномоченного лица и печатью изготовителя.
- Потребительская (или тарная) этикетка или ее проект, заверенный подписью уполномоченного лица и печатью изготовителя.
- Протоколы испытаний и/или заключения аккредитованных испытательных лабораторий (при наличии).
- Акт отбора образцов (проб) установленной формы.
- При наличии товарного знака — копия свидетельства на товарный знак, заверенная в установленном порядке.
- Документ изготовителя о том, что он доверяет заявителю представлять свои интересы на территории Российской Федерации по осуществлению государственной регистрации продукции изготовителя (в случае, если заявитель не является изготовителем).
- Документ, подтверждающий право получения свидетельства о государственной регистрации продукции (доверенность).
Постановление правительства РФ от 1 декабря 2009 года №982 «Об утверждении единого перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации, и единого перечня продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии» относит биологически-активные добавки к продукции, подлежащей обязательному декларированию. Это значит, что соответствие всех производимых и реализуемых в России биологически-активных добавок должны быть подтверждено в форме декларации о соответствии, зарегистрированной надлежащим образом. Согласно пункту 6 Постановления Правительства РФ от 7 июля 1999 г. №766 «Об утверждении перечня продукции, подлежащей декларированию соответствия, Порядка принятия декларации о соответствии и ее регистрации» оформленную декларацию нужно зарегистрировать в едином реестре деклараций о соответствии, ведение которого осуществляет уполномоченный федеральный орган. Принципы и порядок осуществления декларирования БАД определяются Федеральным законом РФ от 27.12.2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании» и Постановлением Правительства РФ от 7 июля 1999 г. № 766 «Об утверждении перечня продукции, подлежащей декларированию соответствия, Порядка принятия декларации о соответствии и ее регистрации» (с изменениями и дополнениями).
Согласно пункту 5 федерального закона №184-ФЗ декларация о соответствии «должна быть оформлена на русском языке и должна содержать:
- наименование и местонахождение заявителя;
- наименование и местонахождение изготовителя;
- информацию об объекте подтверждения соответствия, позволяющую идентифицировать этот объект;
- наименование технического регламента, на соответствие требованиям которого подтверждается продукция;
- указание на схему декларирования соответствия;
- заявление заявителя о безопасности продукции при ее использовании в соответствии с целевым назначением и принятии заявителем мер по обеспечению соответствия продукции требованиям технических регламентов;
- сведения о проведенных исследованиях (испытаниях) и измерениях, сертификате системы менеджмента качества, а также документах, послуживших основанием для подтверждения соответствия продукции требованиям технических регламентов».
В качестве основания для принятия декларации о соответствии могут использоваться протоколы приемочных, приемо-сдаточных и других контрольных испытаний продукции, проведенных изготовителем (продавцом, исполнителем) и/или сторонними компетентными испытательными лабораториями; сертификаты соответствия или протоколы испытаний на сырье, материалы, комплектующие изделия; документы, предусмотренные для данной продукции соответствующими федеральными законами и выданные уполномоченными на то органами и организациями (гигиенические заключения, ветеринарные свидетельства, сертификаты пожарной безопасности и др.); сертификаты на систему качества или производства; другие документы, прямо или косвенно подтверждающие соответствие продукции установленным требованиям.
Средняя норма рентабельности инвестиций производства БАД оценивается в 11 %. Рентабельность вложенного капитала может достигать 55 %. Срок окупаемости составляет 3,5-5 лет.