Конспект занятия пищевые добавки

Конспект
исследовательского проекта на тему:
«Влияние пищевых добавок на здоровье человека».
Подготовили и провели
учащиеся 8 класса
муниципальное общеобразовательное учреждение
«Основная общеобразовательная школа села Лунино»
Турковского района Саратовской области
Иванова Ольга Ивановна
Руководитель проекта
учитель биологии
муниципальное общеобразовательное учреждение
«Основная общеобразовательная школа села Лунино»
Турковского района Саратовской области
Иванова О.И.
Цели проекта .
Образовательные:
- Ознакомить с понятием «пищевые добавки». Рассмотреть основные их виды.
- Исследовать состав некоторых продуктов питания на содержание вредных пищевых добавок.
- Способствовать формированию устойчивого интереса к изучаемому предмету, используя исследовательскую работу, средства информационных технологий.
- Способствовать развитию практических умений и исследовательских навыков при выполнении лабораторных работ.
Развивающие:
- Развитие умений и навыков самостоятельно работать с литературой, умения анализировать, сравнивать, обобщать и делать выводы, выступать перед аудиторией.
- Формирование основных учебных компетенций: учебной, коммуникативной, личностной.
Воспитательные:
- Привитие гигиенических норм труда.
- Воспитание уважения чужого мнения, способности работать в группе.
- Формирование здорового образа жизни.
- Воспитание потребности в знаниях, повышения познавательных интересов, привитие интереса к химии.
Ход мероприятия .
Учитель — Дорогие ребята, сегодня у нас не обычное занятие, а настоящая исследовательская работа, тема которой «Влияние пищевых добавок на здоровье человека».
Ещё Гиппократ сказал, что «Человек рождается здоровым, а все болезни приходят через рот с пищей».
Часть 1. Здоровье и питание. ( слайд 2)
Ученик 1. Здоровье – это та вершина, на которую каждый должен подняться сам. Как утверждает Всемирная организация здравоохранения, здоровье человека лишь на 10% зависит от качества медицинского обслуживания, на 20% определяется наследственностью, на 20% — состоянием окружающей среды и на 50% — образом жизни.
«Когда нет здоровья, молчит мудрость, не может расцвести искусство, не играют силы, бесполезно богатство и бессилен разум», — говорил Геродот.
Один из главных факторов, определяющих наше здоровье, — это питание. Значение питания в жизнедеятельности человека отражает выражение Г.Гейне: «Человек есть то, что он ест».
Ученик 2. ( слайд 3) Зачем человек принимает пищу? Что мы знаем о пище и питании?
- Питание – процесс потребления пищи, в результате которого организм получает химическую энергию и необходимые для жизни вещества.
- Питание имеет физиологическое, психологическое, культурологическое и экологическое значение.
- Наука о питании – нутрициологи
- Диетология – наука о питании, показанном при различных заболеваниях
- Нутриенты – вещества, содержащиеся в продуктах или пищевые вещества.
У молодёжи широко распространены привычки неправильного питания.
Чипсы, чупа- чупсы, фаст- фуды, прочая жирная пища может вызвать ишемическую болезнь сердца уже к 20 годам.
Ученик 3. ( слайд 4-7) Мы, действительно, чаще всего питаемся тем, что нам нравится по вкусовым качествам, тем к чему привыкли, или тем, что быстрее можно приготовить.
Через некоторое время организм начинает реагировать на такое неуважение к нему различными заболеваниями.
И так! Что бы пища была вкусной, человек много веков использует такие пищевые добавки как соль, перец, гвоздика, корица и др. Однако широкое их использование началось в конце ХIХ века и было связано с ростом населения, концентрацией его в городах, необходимостью совершенствования традиционных пищевых технологий, достижениями химии, созданием продуктов «специального назначения».
Часть 2 . Что такое « пищевые добавки»
В современной пищевой промышленности применяется большая группа веществ, объединяемая общим термином «пищевые добавки». Под этим понятием чаще всего в литературе подразумевают группу соединений природного или искусственного происхождения, использование которых необходимо для усовершенствования технологии, получения продуктов «спецназначения» (диетических, например), сохранения требуемых или придания новых свойств, повышения стабильности или улучшения орголептических свойств пищевых веществ.
Использование пищевых добавок предусматривается для улучшения качества продуктов, но не для сокрытия пороков, порчи их.
Санитарным законодательством разрешается использовать только относительно безвредные вещества в концентрациях, безопасных для человека.
Им же рекомендовано исключить пищевые добавки к продуктам питания грудных детей.
Учитель Давайте рассмотрим, на какие группы подразделяются пищевые добавки и какое влияние оказывают на организм человека.
Таблица №1.
Ученик 4. ( слайд8 )
1.В качестве пищевых добавок в сети государственного производства продуктов максимально используются натуральные вещества. Довольно широкое распространение получило применение красителей для подкрашивания кремовых кондитерских изделий, напитков и других продуктов используются соки или экстракты свеклы, моркови, винограда, черноплодной рябины, шиповника. Все красители допускаются к применению после длительных исследований, дозировка их строго контролируется.
2. таблица ( Е1**- красители)
Ученик 1.( слайд 9) 1. таблица ( Е**2- консерванты)
2 .Е210, Е211, Е213-217, Е240 – консерванты. Есть в консервах любого вида (грибы, компоты, соки, варенья). Могут привести к образованию злокачественных опухолей.
Е221-226 – консерванты. Используются при любом консервировании. Могут привести к заболеваниям желудочно-кишечного тракта.
Е230-232, Е239 – консерванты. Содержатся в консервах любого вида. Могут вызвать аллергические реакции.
Ученик 2. .( слайд 10) ( Е**3- антиокислители)
- Таблица (Е**3- антиокислители)
- Е311-313 – антиоксиданты (антиокислители) Есть в йогуртах, кисломолочных продуктах, колбасных изделиях, сливочном масле, шоколаде. Могут вызвать заболевания желудочно-кишечного тракта.
Ученик 3. .( слайд 11) ( Е**4- загустители)
- Таблица ( Е**4- загустители)
- .( слайд 12) Е407,Е447,Е450 – стабилизаторы и загустители. Содержатся в вареньях, джемах, сгущённом молоке. Могут вызвать заболевания печени и почек.
Е461-466 – стабилизаторы и загустители. Есть в вареньях, джемах, сгущенном молоке, шоколадном сыре. Могут вызвать заболевания желудочно-кишечного тракта. Е924a, Е924b — пеногасители. Содержатся в газированных напитках. Могут привести к образованию злокачественных опухолей.
Ученик 4. .( слайд 12) (Е**5-эмульгаторы)
- Таблица ( Е**5-эмульгаторы)
Ученик 1. .( слайд 13-14) Подсластители Искусственные сладкие вещества используются при изготовлении диетических продуктов для больных диабетом, ожирением и другими болезнями обмена веществ.
Широкое применение для этой цели получили ксилит и сорбит. Несмотря на то, что эти вещества включаются в обмен веществ по углеводной схеме, они не вызывают значительного повышения содержания сахара в крови. длительное применение этих продуктов не выявило их негативного действия на организм.
В последние 10—15 лет довольно широкое распространение получил аспартам — препарат, синтезированный в США в 1965 г. и рекомендованный к употреблению в 1975—80 гг. Экспериментальные исследования, проведенные в институте питания АМИ СССР в 1989 году дали положительную оценку аспартаму фирмы «Нутрасвит». Был налажен выпуск этого препарата под названием «Сластилин». В то же время в США появились сообщения о негативном влиянии аспартама на состояние здоровья. В настоящее время очень много новых, в том числе искусственных, подсластителей поступает из-за рубежа. Использование их может быть допущено только при наличии сертификата и соответствии их действующим санитарным требованиям.
Часть 3. Практическая работа
Учитель А сейчас переходим к практической части нашего занятия и определим
Тема : .( слайд 14) «Пищевые добавки в продуктах питания»
Цель нашей работы: выявить содержание пищевых добавок в продуктах питания и определить их потенциальную опасность для здоровья человека.
1. Анализ этикеток по содержанию пищевых добавок.
Чипсы «Lays» | «Coca-cola» | Шоколадные батончики | |
Ароматизаторы | Глутамин натрия, 5-рибонуклиотид натрия | + | Идентичный натуральному «шоколад» |
Подсластители | Цикломат,аспартам Ацесульфам калия. | ||
Красители | Экстрат анато | Сахарный колер5 | |
Консерванты | Бензоат натрия | ||
Пищевые кислоты | Ортофосфорная кислота. | Лимонная кислота |
Вывод : в продуктах , очень любимых детьми , имеются пищевые красители , подсластители , консерванты . Они проявляют потенциальную опасность для здоровья людей ( по работе с таблицей)
Таблица буквенно-цифровых кодов добавок.
Международные коды потенциально вредных пищевых добавок. | Воздействие на организм человека. |
Е: 151, 343, 626, 627, 628, 629, 630, 631, 632, 633, 634, 635. | Вызывает кишечные расстройства. |
Е: 154, 250, 251. | Влияет на артериальное давление. |
Е: 233, 310, 311, 312, 907. | Вызывает сыпь. |
Е: 131, 142, 153, 210-216, 219, 230, 240, 249, 259, 280-283, 330, 954. | Проявляет канцерогенную активность. |
Е: 338-341, 450-454, 461-463, 465, 466. | Вызывает расстройства желудка. |
Е: 320, 321. | Повышает уровень холестерина. |
Е: 104, 122, 141, 150, 171, 173, 241, 447. | Токсическое действие не подтверждено, но вероятно. |
Е: 102, 110, 120, 124, 127, 155,180, 201, 220, 222-224,228, 233, 242, 270 (опасна для детей), 400-405, 501-503, 620, 636, 637. | Опасны по ряду причин. |
Е: 123, 510, 513, 527. | Очень опасны по ряду причин. |
Е: 151, 160, 231, 232, 239, 951, 1105. | Вызывает кожные заболевания. |
Е: 103, 105, 111, 121, 123, 125, 126, 130, 152, 952. | Запрещены к применению. |
Вторая часть нашей работы посвящена безалкогольным напиткам.
2. .( слайд 15-17) Опыт « Определение кислотности прохладительных напитков»
1.Положите в 2 стаканчика по 2-3 кусочка мела («муляж» наших зубов).
2. В первый стаканчик налейте немного минеральной воды, а во второй — «Кока-Колу».
3. Пронаблюдайте ход реакции в каждом из стаканчиков.
Образец | Название | Наблюдение |
№1 | Лимонад | |
№2» | Минеральная вода | |
№3 | «Сосa-cola» |
Учащиеся делают вывод: какой напиток более безопасный для употребления.
Среднестатистический россиянин за год выпивает больше 150 литров продукции компании «The Coca cola Сompan», поэтому мы решили более обстоятельно исследовать напиток Coca — Сola Light.
3. .( слайд 19-20) Сообщения о чипсах.
Ученик 1. Краткая историческая справка о приготовлении чипсов и снэков
Под термином «чипсы» (от англ. «chips» — ломтик, кусочек) следует понимать плоские по форме продукты, полученные отрезанием от целого. Впервые чипсы были приготовлены в 1853 г. в США для американского мультимиллионера К. Вандербильта его шеф – поваром Д. Крумом.
Сегодня для приготовления картофельных чипсов используют специальные сорта картофеля с низким содержанием сахара и диаметром клубней 3-4 см. Отобранный картофель моют, чистят и нагревают до 80 С (при этом в нём экстрагируются восстанавливающие сахара и разрушаются ферменты). Затем картофель нарезают ломтиками и после удаления выделившегося на их поверхности крахмала обжаривают в растительном масле.
Сорт масла может быть различными и зависит от региональных предпочтений. В США, например, распространены чипсы, жареные на соевом масле; в Европе применяется пальмовое масло, которое не придаёт запаха конечному продукту; в Беларуси используют подсолнечное масло.
Ученик 2. .( слайд 21-22) Влияние на здоровье
Злоупотребление жареной пищей, как известно, неблагоприятно сказывается на функционировании многих органов человека. Причина кроется в образовании целого ряда вредных соединений, поскольку при термической обработке жиров в присутствии кислорода воздуха значительно инициируются процессы их окисления и распада с образованием гидроксикислот, эпоксидов, кетонов и альдегидов. Последние, в свою очередь, могут взаимодействовать дальше с другими различными компонентами обжариваемого продукта с образованием канцерогенов.
Среди многих токсичных веществ, присутствие которых в продуктах питания строго контролируют медики и диетологи, в последнее время выделяют акриламид: CH2 = CHC(O)NH2 поражающий главным образом нервную систему, печень и почки. В 1994 г. акриламид был отнесён специалистами Всемирной организации здравоохранения к веществам, «вероятно канцерогенным для человека». До недавних пор продукты питания не считались возможным источником акриламида, но чрезвычайно жёстко контролировалась его содержание в воде. Настоящий шок вызвали недавно опубликованные результаты исследований шведских учёных, обнаруживших запредельные концентрации данного соединения в особо популярных продуктах питания.
Ученик 3. .( слайд 23-24) История выращивания картофеля В поисках пищи человек издавна искал съедобные коренья и клубни под землей. Достигнув плоскогорий, лежащих между горными цепями Анд, предки американских индейцев нашли здесь клубни дикого картофеля. Эти клубни, богатые крахмалом, были ценной находкой для человека. Также человек открыл, что клубни дикого картофеля съедобны. Колыбелью культуры картофеля считаются плоскогорья Перу и Боливии.
Картофель в качестве подарка папе римскому попал в Италию, где и получил своё название «тартуффоли», так итальянцы называют грибы трюфели, напоминающие формой новые подземные плоды. Французская королева благосклонно отнеслась к картофелю и включила его цветок в свой туалет, и тут же вспыхнул среди знати спрос на цветы нового растения.
Появление картофеля с именем Петра I, который прислал из Роттердама (Голландия) мешок неизвестного овоща своему приближенному графу Б.Л. Шереметеву и приказал разослать клубни начальникам областей, вменяя им в обязанность приглашать население заняться разведением картофеля. Но этот приказ о разведении какого – то неизвестного овоща не встретил сочувствия, и картофель распространился среди очень ограниченного круга лиц. При Екатерине II правительство, убедившись, что наши климатические условия благоприятствуют разведению картофеля, приняло ряд мер к распространению этого растения повсеместно.
4 .( слайд 25-26) Анализ колбасных изделий.
Ученик 1. 1 ( таблица по презентации)
Опыт « Определение наличие примесей в мясных продуктах на примере колбасных изделий.»
1. На свежий срез колбасы нанесите несколько капель спиртового раствора йода с помощью ватной палочки
2. Отметьте изменение цвета и сравните с табличными данными.
Образец | Определения крахмала | Качественная продукция |
№1 «Старорусская» | Посинела | Наличие крахмала |
№2 «Русская» | Посинела | Наличие крахмала |
№3 «Для завтрака» | Интенсивное посинение | Большое содержание крахмала |
3. .( слайд 27) Несколько советов по выбору колбасных изделий: при покупке внимательно смотрите на упаковку, маркировку, дату изготовления и срок годности;
обращайте внимание на то, как продукт хранится в магазинной витрине. Оптимальная температура хранения колбас и мяса от 0° до 6°С;
поверхность колбасы должна быть чистая, сухая, без повреждений, проколов, наплывов фарша;
оболочка — искусственная или натуральная — не должна отходить от продукта.
Часть 4. .( слайд 28) Анкетирование
Анкетирование проводится среди учащихся школы и родителями.
Анкета:
1. Ваш возраст?
2. Какую воду вы пьете:
а) из-под крана
б) кипяченую
в) родниковая питьевая вода
г) газированная минеральная вода
д) очищенную через фильтр
3. Как часто вы пьете газированные напитки (пепси, спрайт, фанта и т.д.)?
а) каждый день в) раз в месяц
б) раз в неделю г) никогда
4. Как часто вы употребляете чупа-чупсы, чипсы, сухарики, шоколадные батончики (сникерсы и т.д.)
а) каждый день в) раз в месяц
б) раз в неделю г) никогда
5. Как часто едите сосиски, колбасу, покупные пельмени?
а) каждый день в) раз в месяц
б) раз в неделю г) никогда
6. Как часто в вашем рационе свежие овощи и фрукты?
а) каждый день в) раз в месяц
б) раз в неделю г) никогда
7.Имеются ли у вас заболевания желудочно-кишечного тракта, какие?
Результаты анкетирования. .( слайд29)
№ | Результаты |
1 | 90% — 12-14 лет ; 10 %- больше 30 лет |
2 | 75% — пьют воду из под крана ; 15%- родниковую; 5%- кипяченную; 5% — очищенную фильтром |
3 | 50% — раз в неделю; 30%- раз в месяц; 15%- каждый день; 5%- никогда |
4 | 45%-раз в месяц;30%-раз в неделю;15%- никогда;10%-каждый день |
5 | 55%-раз в неделю;40%-каждый день;5%- раз в месяц. |
6 | 80% — каждый день ; 20%- раз в неделю. |
7 | 70%- нет, незнаю. 30%-имеют заболевания ЖКТ. |
Выводы по занятию. .( слайд 30-34)
- Мы ознакомились с разными видами пищевых добавок.
- Сделали вывод, что многие из них для организма небезопасны.
- Чтобы не нанести вред своему организму, нужно внимательно читать состав продукта на этикетке.
— Если же вы хотите быть уверенными в том, что на вашем столе натуральная и здоровая пища — внимательно прочитайте следующие советы:
— не покупайте продукты с неестественно яркой, кричащей окраской;
— досконально изучайте этикетку;
- выбирайте свежие сырые овощи и фрукты;
- не покупайте продукты с чрезмерно длительным сроком хранения;
- — чем меньше список ингредиентов, тем меньше добавок;
- — вместо того чтобы покупать готовые соки, делайте их сами;
- — не перекусывайте чипсами, готовыми завтраками, супами из пакетика, хот-догами, всевозможными бургерами;
- покупайте замороженные овощи;
- — откажитесь от переработанных или законсервированных мясных продуктов.
Наши исследования показали, что применение опасных добавок зачастую практикуется отдельными предприятиями в чисто коммерческих целях, то есть для повышения спроса на продукт они изменяют его внешний вид, консистенцию различными красителями, стабилизаторами и другими, нередко синтетическими соединениями. Делая это, они, видимо, не задумываются о здоровье покупателя.
Литература.
1.Технология организации проектной деятельности учащихся в практике работы педагогов Пензенской области. – под ред. Г.Н. Белорыбкина. – ГОУ ДПО «ПИРО», 2008.
2.Химия: проектная деятельность учащихся. Авт.- сост. Н.В.Ширшина.- Волгоград: Учитель, 2007.
3.Биология. 5 – 9 классы: проектная деятельность учащихся. Авт.- сост. Е. А. Якушкина и др. – Волгоград: учитель, 2009.
4.Презентация, созданная в редакторе POWER POINT.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И МОЛОДЕЖИ
РЕСПУБИКИ КРЫМ
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Республики Крым
«Приморский промышленный техникум»
.
Подготовила:
Логвиненко С.В.
преподаватель химии
1 категории
Цели урока:
1. Образовательные: обобщить знания о составе пищи, дифференцировать понятия «продукты питания» и «питательные вещества»; сформировать у учащихся знания о пищевых добавках, применяемых для производства пищевых продуктов.
2. Развивающие: развитие навыков принятия самостоятельных решений, инициативы и активности, необходимых для самостоятельной жизни; развивать внутреннюю мотивацию к учению, через исследовательскую деятельность, личностно — значимое содержание учебного материала, выполнение практической работы.
3. Воспитывающие: воспитывать ответственное отношение учащихся к своему здоровью (формировать представления учащихся о необходимости следить за качеством продуктов питания, употребляемых в пищу).
Оборудование: компьютер, телевизор, учебники.
Тип урока: урок -исследование
Проблема, которую призван решить урок: Как пищевые добавки, входящие в состав продуктов питания, влияют на здоровье?
Ход урока
I. Организационный момент.
.
II. Проверка знаний учащихся.
III. Актуализация знаний.
Игра «Третий лишний».
Исключите лишнее. Объясните, почему вы исключили именно это понятие.
БЕЛКИ, ПИЩЕВЫЕ ДОБАВКИ, УГЛЕВОДЫ.
(Предполагаемый ответ: белки и углеводы – основные компоненты пищи, пищевые добавки – лишнее.)
Учитель: Откройте тетради и запишите тему урока: «Пищевые добавки.
Учитель: Все из вас слышали изречение: «Мы живём не для того, чтобы есть, а едим для того, чтобы жить», но мы не всегда задумываемся над этими словами.
Вопрос классу: какую роль играет в сохранении здоровья питание?
(Предполагаемый ответ: характер питания оказывает влияние на рост, физическое развитие человека, особенно в детском и подростковом возрасте.)
Учитель: Одним из основных условий здорового питания является то, что продукты питания должны быть безопасными и соответствовать санитарным нормам. Каждый продукт должен иметь свои пищевые достоинства, содержать полезные для человека питательные вещества.
IV. Изучение нового материала.
Учитель: Мы привыкли к тому, что у каждого продукта есть свой неповторимый вкус и запах. Так было всегда, но не сегодня. Мы живём во время внедрения новых пищевых технологий, когда любому продукту можно придать нужные консистенцию, вкус, запах и даже задать срок хранения.
Вопрос классу: Ребята, знаете ли вы, что такое пищевые добавки?
Пищевые добавки – это вещества, которые никогда не употребляются самостоятельно, а вводятся в продукты питания при изготовлении.
История применения пищевых добавок насчитывает тысячелетия. Первоначально это были всем известные специи – соль, сахар. С развитием химической и пищевой промышленности в наш обиход вошло великое множество пищевых добавок.
Современные пищевые добавки выполняют две главные задачи :
увеличивают срок хранения продуктов питания, что необходимо для их транспортировки и хранения;
придают продуктам питания необходимые и приятные свойства – красивый цвет, привлекательный вкус и аромат, нужную консистенцию.
Учитель:Пищевые добавки – это вещества, которые никогда не употребляются самостоятельно, а вводятся в продукты питания при изготовлении.
История применения пищевых добавок насчитывает тысячелетия. Первоначально это были всем известные специи – соль, сахар. С развитием химической и пищевой промышленности в наш обиход вошло великое множество пищевых добавок.
Вопрос классу: когда вы заходите в магазин в поисках чего-нибудь вкусненького, каким продуктам вы отдаете предпочтение?
(Предполагаемый ответ: конечно запакованным в красивые обёртки, банки или коробки.)
Вопрос классу: а обращаете ли вы внимание на состав веществ, входящих в данный продукт?
(Предполагаемый ответ: белки, жиры, углеводы, минеральные соли, витамины.)
Учитель: Зачастую рядом с перечнем всех понятных составляющих можно обнаружить сложные названия и загадочное для многих «Е». Это пищевые добавки.
Пищевые добавки в составе продуктов питания обозначены буквой Е и трёхзначным числом, стоящем после буквы Е. Цифры Е121, Е330, Е621 и т.д. говорят о типе пищевой добавки (имеется в виду консерванты, красители, усилители вкуса и т.д.). На сегодняшний день число пищевых добавок, применяемых в различных странах, составляет более 500. Но с каждым годом увеличивается число пищевых добавок и ассортимент продуктов питания их содержащих.
Давайте рассмотрим самые распространенные пищевые добавки и разберемся, для чего они нужны?
Е100–Е199 – КРАСИТЕЛИ (усиливают и восстанавливают цвет продуктов);
Е200–Е299 – КОНСЕРВАНТЫ (удлиняют срок годности продукта);
Е300 – Е399 – АНТИОКИСЛИТЕЛИ (замедляют окисление, предохраняя продукты от порчи);
Е400–Е499 – СТАБИЛИЗАТОРЫ (сохраняют заданную консистенцию продуктов);
Е500–Е599– ЭМУЛЬГАТОРЫ (поддерживают определённую структуру продуктов питания);
Е600–Е599 – УСИЛИТЕЛИ ВКУСА И АРОМАТА.
Красители. Находятся в диапазоне от 100 до 199. у людей с аллергической предрасположенностью причиной крапивницы, слезотечения, отёков, приступов астмы могут быть азотокрасители, имеющие обозначение Е102, 110, 122 – 124, 127 – 129 и 151. Эти вещества добавляют в кондитерские изделия, сыр, маргарин и другие продукты.
Консерванты. Увеличивают срок хранения продуктов и кодируются номерами 200 – 299. с точки зрения вероятной провокации аллергической реакции наиболее безопасны сорбиновая (Е200 – 203) и муравьиная (Е236 – 238) кислоты. А вот от бензойной кислоты и её солей (Е210 – 217), а также двуокиси серы (Е220) и сульфитов (Е221 – 226, 239) людям с расположенностью к аллергии лучше отказаться.
Антиокислители. Защищают продукты от повреждающего действия кислорода и имеют индексы Е300 – 399. витамин С (Е300) не представляет опасности, но так называемые галлаты (Е311 – Е313) могут стать причиной головной боли, кожных реакций. Вещества применяются в изготовлении бульонных кубиков, жевательной резинки, мороженого.
Стабилизаторы. Эти вещества (400 – 499), поддерживают желеобразную консистенцию продуктов. Многие из них являются производными метилцеллюлозы и употребленные в большом количестве вызывают расстройство желудочно-кишечного тракта.
Эмульгаторы. Используются для приготовлении водно-жировых смесей, например майонеза, кремообразных пищевых продуктов (500 – 599). Чаще всего в качестве эмульгатора применяют натуральное вещество лецитин, получаемое из яичного желтка. Об этом нужно помнить тем , у кого аллергия на яйца.
Усилители вкуса и ароматизаторы. Глютамат (Е620), который часто добавляют в соусы, приправы, колбасы и другие продукты, бывает причиной не только аллергической реакции, но и приступов мигрени и сердцебиения.
В связи с массовым наплывом импортных товаров в нашу страну считаем, необходимым предупредить об одной опасности.
Для увеличения срока годности продуктов питания в них добавляют так называемые консерванты. На упаковке товара они обозначаются буквой «Б» с соответствующим номером.
Прежде чем приобрести продукт, посмотрите, какие консерванты в нём использованы. Многие из них вредны (и очень) для здоровья; с такими добавками в развитых странах продавать продукты запрещено, поэтому производители сбывают эти продукты в других странах, где не столь строгое законодательство, защищающее потребителя, а покупатели не избалованы выбором продуктов или просто не знают о вредных добавках.
Приведём перечень наиболее опасных консервантов, вызывающих:
· Злокачественные опухоли (рак): Е131, Е142, Е152, Е210, Е211, Е213, Е217, Е240, Е330, Е447;
· Заболевания желудочно-кишечного тракта: Е221 – Е226, Е320, Е321, Е322, Е328, Е339, Е340, Е341, Е405, Е407 – Е466;
· Заболевание печени и почек: Е171 – Е173, Е320 – Е322.
А вот другие консерванты, употребление которых в пищу также запрещено в развитых странах: Е102 – 105, Е110 – 111, Е120 – 127, Е130, Е141, Е150, Е180, Е212, Е215 – 216, Е230 – 232, Е238, Е241, Е250, Е311 – Е313, Е450, Е477.
Если на упаковке продукта отсутствует перечисление входящих в него пищевых добавок (а они всегда используются!), это является грубейшим нарушением защищающих нас стандартов и может означать такую адскую смесь, заявлять о которой производители посчитали большим злом, нежели нарушение требований по оформлению упаковки.
К сожалению, 80% импортных продуктов питания, сигарет и напитков содержат перечисленные вредные консерванты. Будьте бдительны!
Сообщение обучающегося — «Интересные факты о Coca Colе».
Кока-кола была изобретена доктором-фармацевтом Джоном Пемертоном в 1886. Джон считал напиток медицинской настойкой и думал, что он будет помогать от болей в желудке. Это все имеет смысл, так как листья кокаинового куста, который изначально был одним из ингридиентов Кока-колы, содержат кокаин (от 0.1 % до 0.9 %). Сегодня Кока-кола производят без употребления кокаина. Интересно, что Coca Cola все еще импортирует приблизительно 100 тонн листьев кокаинового куста каждый год из Перуанской фирмы под названием National Coca Co. Чтобы импортировать листья кокаина в Соединенные Штаты, нужно разрешение от американской Администрации по контролю за применением законов о наркотиках. Требуется 2 литра воды, чтобы произвести один литр Кока-колы. Каковы компоненты Кока-колы? На наклейке Coca Cola написано: газированная вода, тростниковый сахар, цвет карамели, продовольственная кислота (фосфорическая кислота 338), «аромат» и кофеин. Однако, есть также секретный компонент в Кока-коле, названной ‘Товар 7X’, и описание этого компонента сохранено в хранилище безопасности в банке в Атланте, Джорджия. Только ограниченное число чиновников высокого ранга знают то, что входит в состав этого секретного компонента. Возникает вопрос: что мы действительно пьем? Что мы знаем, сегодня это то, что Кока-кола — очень кислый напиток с высоким количеством сахара, который маскирует кислотный вкус. Кислоту в Кока-коле называют фосфорной кислотой, которая, как известно, разрушает органику. В действительности Кока-кола делает организм склонным ко многим болезням, таким как: остеопороз (нехватка кальция должные высокие уровни фосфористых), рак, умеренная депрессия, проблемы с зубами, и усталость.
Учитель: Из самого названия каждого класса пищевых добавок ясно, для чего они применяются. Однако совсем не ясно как все эти вещества влияют на здоровье человека, а особенно на подростков? Небезопасно ли использование пищевых добавок для здоровья?
1. запрещенные;
2. опасные;
3. вызывают расстройства кишечника;
4. вызывают сыпь;
5. влияют на давление;
6. вредные для кожи;
7. ракообразующие;
8. повышают холестерин;
9. влияют на ЦНС, зрение.
Учитель: В последнее время в магазинах появился больной ассортимент продуктов, которые стали неотъемлемой частью нашего питания частью нашего питания: супы и вермишель быстрого приготовления, каши-минутки, бульоны, чипсы, сухарики, колбасы, сосиски. Все эти продукты содержат глютамат натрия – усилитель вкуса. Почему нужно быть осторожными в его использовании? Какое влияние оказывает на здоровье глютамат натрия?
На эти вопросы вы сможете ответить после просмотра ВИДЕОФРАГМЕНТА из фильма «Осторожно – ЕДА!».
Обсуждение видеофрагмента: Е621 – наносит непоправимые повреждения растущему мозгу, нарушается зрение, психика. Дети не получают нужных микроэлементов и витаминов из таких продуктов, эти продукты попросту не содержат их, что уже само по себе неизбежно приведет к отставанию в учебе, болезням и различным поведенческим проблемам (гиперактивность). Это происходит даже после одиночной дозы, т.к. глютамат натрия действует как наркотик не более, не менее.
Учитель: Прийдя в магазин необходимо уметь выбрать те продукты, которые наносят меньший вред нашему организму.
Практическая работа
Тема: Исследование продуктов питания на содержание пищевых добавок
Цель: научиться использовать информацию на упаковках (этикетках)
продуктов питания на наличие пищевых добавок
Оборудование: упаковки (этикетки) продуктов питания: чипсы, суха-
рики, жевательная резинка, лапша и супы быстрого приготовления,
мороженое, шоколадные батончики.
Наименова- ние продукта | Красители Е100-199 | Консерванты Е200-299 | Антиокисли-тели Е300-399 | Загустители Е400-499 | Эмульгаторы Е500-599 | Усилители вкуса Е600-699 |
Pepsi-cola | ||||||
Вредные воздействия |
VI. Закрепление.
Учитель: Переходим к заключительному этапу урока. Обучаюими предлагается, работая в группах, обосновать рекомендации по употреблению продуктов питания.
После ответа учащиеся проверяют рекомендации по слайду.
Рекомендации по употреблению продуктов питания:
1. Внимательно читайте надписи на этикетке продукта.
2. Не покупайте продукты с неестественно яркой кричащей окраской.
3. Не покупайте продукты с чрезмерно длительным сроком хранения.
4. Обходитесь без подкрашенной газировки, делайте соки сами.
5. Не перекусывайте чипсами, сухариками, замените их орехами.
6. Не употребляйте супы и каши из пакетиков, готовьте их сами.
7. Откажитесь от переработанных или законсервированных мясных продуктов, таких как колбаса, сосиски, тушенка.
8. В питании всё должно быть в меру и по возможности разнообразно.
VII. Подведение итогов урока.
Вопрос? “Зависят ли здоровье человека от состава употребляемых им продуктов питания?”.
(Предполагаемый ответ: сегодня на уроке мы убедились, что большинство пищевых добавок оказывают негативное влияние на здоровье.)
VIII.Заключение.
Следите за своим питанием. Желаю, чтобы вы всегда были здоровы!
Перечень литературы:
1. Дубровский В.И. Валеология: Здоровый образ жизни. – М.: RETORIKA-A: Флинта, 1999.
2. Федько В.П., Альбеков А.У. Маркировка и сертификация товаров и услуг: Учебное пособие. – Ростов на Дону : Феникс, 1998.
3. Чечилова С. Трансгенная пища. // Здоровье, 2000, № 6, с. 20–23.
4. Шелепов Т.М. Основные правила питания. – М., 1992. — С. 55-59.
5. Эмануэль Н.М., Заиков Т.Е. Химия и пища. – М.: Серия, 1986. – С. 113-154.