Какому свойству восприятия мы не замечаем опечатки при чтении текста
46. Отбор информации, поступающей в мозг из окружающей среды, не зависит от…
A. нет правильного ответа
47. Образы восприятия
A. субъективны
48. Отнесение сведений, получаемых из внешнего мира через восприятие к объектам этого мира представляет собой…
A. предметность
49. Известно, что при изменении освещения цвет бумаги кажется нам неизменным. Какое свойство восприятия проявляется в данном случае?
A.константность
50. Известно, что с какой бы точки ни смотреть на тарелку, легко замечается ее круглая форма. Какое свойство восприятия проявляется в данном случае?
A.константность
51.Процесс восприятия также называется
A. перцепцией
52. С каким свойством восприятия связано преимущественное выделение одних объектов по сравнению другими:
A. избирательность
53. Как называется процесс при котором окружающая действительность воспринимается искаженно и человек не понимает этого:
A. галлюцинации
54. Зависимость восприятия от опыта, знаний, чувств, интересов называется:
A. апперцепцией
55. Систематическое целенаправленное восприятие объектов – это:
A. наблюдение
56. Как называет ошибки восприятия объектов:
A. иллюзиями
57. Благодаря какому свойству восприятия мы не замечаем опечатки при чтении текста:
A. целостность
58. Кто предложил написать на фасаде здания слова «Наблюдательность, наблюдательность и наблюдательность»:
A. И.П. Павлов
59. Опыты сенсорной изоляции, провидимые в Университете Мак-Гиппа, привели к заключению, что без сенсорных стимулов:
A. нарушение умственных функций становится необратимым
60. Опознание объекта при повторном восприятии:
A. узнавание
61. Способность выделения при восприятии наиболее значимых объектов окружающего мира, определяемых потребностями, интересами и направленностью личности:
A. избирательность
62. Свойство восприятия, состоящее в том, что пространственная предметная ситуация воспринимается как единое целое, даже, если отдельные из его частей в данный момент не видны:
A. целостность
63. Зависимость восприятии от прошлого опыта:
A. апперцепция
64. Психика-это:
A. отражение окружающей действительности посредством деятельности мозга
65. Преднамеренное, систематическое и целенаправленное восприятие внешнего поведения человека с целью последующего анализа и объяснения:
A. наблюдение
66. Систематическое целенаправленное восприятие объектов –это:
А. наблюдение
67. Иллюзии восприятия не обусловлены:
A. темпераментом воспринимающего.
68. То, что из двух предметов равного веса, но разных размеров меньший кажется тяжелее, называется иллюзией:
A. Шарпантье
69. Пример рисунка, который воспринимается то как ваза, то как два человеческих профиля, иллюстрирует закон:
A. фигуры и фона
70. Образы, возникающие у человека без наличия внешних воздействий на органы чувств, называются:
A. галлюцинациями
71. Псевдогаллюцинации отличаются от истинных галлюцинаций тем, что они:
A. не проецируются вовне
72. Зависимость восприятия от содержания психической жизни человека и от особенностей его личности называется:
A. апперцепцией
73. Термин «апперцепция» предложил:
A. Г. Лейбниц
74. По отношению к восприятию феномен относительной независимости параметров фигуры от изменений ее фона известен как:
Е. целостность
75. Свойство восприятия, характеризующееся восприятием тесно связанных с мышлением и пониманием сущности предметов, называется:
A. осмысленностью
76. Константность восприятия – это свойство:
A. приобретенное
77. В способности человека узнавать предмет по его неполному или ошибочному изображению проявляется такое свойство восприятия, как:
A. целостность
78. Концентрация внимания предопределяется:
В) все люди рождаются одинаковыми и у каждого можно развить талант.
С) способности формируются и развиваются в специальной деятельности, удовлетворяющей интересы, склонности, потребности человека.
D) духовное развитие человека имеет особые внутренние источники, которые являются первоначально стихийными.
Е) способности наследуется.
$$$ 428 B
М. Теплое и его сотрудники выдвинули концепцию о том, что врожденными могут быть задатки как:
А) определенные предпосылки для развития способностей.
В) задатки многозначны, они предопределяют разные способности.
С) сами по себе задатки ни на что не направлены.
D) условие деятельности.
Е) задатки влияют на способности.
$$$ 429 B
Кем были впервые предприняты попытки измерить интеллектуальные способности:
А) Бине.
B) Кеттелом.
С) Климовым.
D) Айзенком.
Е) Спирменом.
$$$ 430 B
На измерение каких способностей направлены тесты Векслера:
А) специальных.
В) шкалы интеллекта.
С) коммуникативных.
D) педагогических.
Е) личностных.
$$$ 431 A
Кто впервые пытался обосновать наследственность таланта:
А) Гальтон.
В) Кеттел.
С) Лазурский.
D) Вальтер.
Е) Роуз.
$$$ 432 E
Указать условия, нужные, для возникновения и поддержания произвольного внимания:
А) постановка вопросов и решение небольших задач на протяжении определенного отрезка времени.
В) особенности воздействующих раздражителей: их новизна, абсолютная относительная сила, контраст между ними изменения в раздражителях.
С) осознание текущих результатов деятельности в форме внутреннего словесного отчета.
D) наилучший распорядок — деятельности, создание привычных условий деятельности.
Е) постановка существенных значимых целей и задач деятельности.
$$$ 433 C
Внимание – это:
А) самостоятельный познавательный процесс
В) свойства личности
С) направленность и сосредоточенность сознания на определенных объектах
D) акцентирование
Е) наблюдательноеь
$$$ 434 B
Каковы физиологические механизмы непроизвольного внимания
А) по А. А.Ухтомскому: «Доминанта — временно господствующий в коре головного мозга очаг возбуждения»
В) по И. П.Павлову рефлекс «Что такое?»
С) вторая сигнальная система
D) первая сигнальная система
Е) окружающая среда
$$$ 435 A
Какова зависимость внимания детей от деятельности педагога:
А) от характера подачи изучаемого материала.
В) от вопросов педагога.
С) от связи теоретического материала с практикой.
D) от меры использования технических средств обучения.
Е) от активности детей.
$$$ 436 A
Чем определяются источники произвольного внимания:
А) субъективными факторами.
В) объективными факторами.
С) новизной раздражителя.
D) внешними стимулами.
Е) движением объектам.
$$$ 437 B
Кто обосновал учение о доминанте:
А) Рибо.
В) Ухтомский.
С) Павлов.
D) Ланге.
Е) Аристотель.
$$$ 438 C
В каком виде внимания при сохранении цели не требуется волевые усилия:
А) непроизвольном.
В) произвольном.
С) послепроизвольном.
D) внутреннем.
E) внешнем.
$$$ 439 A
Какой критерий внимания характерен для деятельностного подхода в изучении внимания:
А) сосредоточенность на выполнении определенной деятельности.
В) избирательность информации.
С) ясность и отчетливость содержания сознания.
D) внешние реакции.
Е) предметность.
$$$ 440 B
Кто отмечал, что «в начале произвольного внимания стоит указательный палец»:
А) Гальперин.
В) Выготский.
С) Платон.
D) Леонтьев.
Е) Бернштейн.
$$$ 441 A
Функции рецепторов:
А) характерны для каждого вида живых существ.
В) зависят от уровня развития мозга.
С) одинаковы для всех видов.
D) наиболее развиты у человека.
Е) наиболее развиты у животных.
$$$ 442 A
Органы чувств у ребенка начинают функционировать:
А) у большинства до рождения.
В) с момента рождения.
С) в первые недели после рождения.
D) на втором месяце после рождения.
Е) в конце первого года жизни.
$$$ 443 A
Наше восприятие мира связано:
А) с культурой, к которой мы принадлежим.
В) с практикой.
С) с опытом.
D) с природой.
E) с органами чувств.
$$$ 444 D
Чтобы представление о мире оставалось стабильном мозг должен:
А) постоянно осуществлять коррекции.
В) учитывать расстояние, на которым находятся предметы.
С) изменять восприятие в зависимости от угла зрения.
D) функционировать.
Е) не утомляться.
$$$ 445 E
Наш мозг:
А) способен декодировать одновременно несколько сигналов.
В) постоянно фильтрует сигналы.
С) легче интегрирует зрительно сигналы.
D) может быть внимательным одновременно к зрительным и слуховым сигналам.
Е) материальная основа психики.
$$$ 446 A
Физиологический порог:
А) представляет собой предел чувствительного порога
В) определен генетически.
С) может меняться с возрастом.
D) не меняется.
Е) развивает восприятие.
$$$ 447 E
Экстрасенсорное восприятие:
А) в настоящее время является предметом изучения в психологии.
В) многими рассматривается как» обычная способность.
С) интересует в равной мере физиков и психологов.
D) ярко представлено в житейской психологии.
Е) индивидуальные различия человека.
$$$ 448 D
Опыты сенсорной изоляции, провидимые в Университете Мак-Гиппа, привели к заключению, что без сенсорных стимулов:
А) умственные (способности) функции быстро деградируют.
В) сенсорный опыт растет.
С) мир внутренних образов все более обедняется.
D) нарушение умственных функций становится необратимым.
Е) возможно полноценное развитие человека.
$$$ 449 B
Зависимость восприятия от опыта, знаний, чувств, интересов называется:
А) константностью.
В) апперцепцией.
С) избирательностью.
D) иллюзиями.
Е) наблюдательностью.
$$$ 450 B
Систематическое целенаправленное восприятие объектов –это:
А) внимание.
В) наблюдение.
С) ощущение.
D) Опознание.
Е) беседа.
$$$ 451 C
Как называет ошибки восприятия объектов:
А) галлюцинации.
В) миражи.
С) иллюзии.
D) фантазии.
Е) грезы.
$$$ 452 B
Благодаря какому свойству восприятия мы не замечаем опечатки при чтении текста:
А) предметность.
В) целостность.
С) константность.
D) апперцепция.
Е) избирательность.
$$$ 453 B
Кто предложил написать на фасаде здания слова «Наблюдательность, наблюдательность и наблюдательность»:
А) И. М.Сеченов.
В) И. П.Павлов.
С) А. Флазурский.
D) З. Фрейд.
Е) Д. Карнеги.
$$$ 454 C
Какая ступень познания является первой в системе познания 1) мышление, 2) память, 3) ощущение, 4) воображение, 5) восприятие:
А) 2,5.
В) 4,1.
С) 3.5 .
D) 1,2.
Е) 2,4.
$$$ 455 A
Каким приборам изменяют порог абсолютной чувствительности:
А) экстезиометром.
В) компьютером.
С) часами.
D) весами.
Е) детектором лжи.
$$$ 456 B
Сенсорное организация личности – это:
A) возможности личности.
В) характерный уровень отдельных систем чувствительности и способ их объединения в комплексы.
С) ощущение и восприятие.
D) ограниченная сенсорная основа.
Е) опора на взаимодействие сенсорики.
$$$ 457 D
Сенсорная память:
А) действует на уровне рецепторов.
В) действует меньше одной секунды.
С) лежит в основе последовательных образов.
D) содержание в течение короткого времени информации, поступающей в органы чувств.
Е) сенсорная переработка информации.
$$$ 458 D
Кратковременная память:
А) длится до двух минут.
В) обладает емкостью, не превышающей двух элементов.
С) позволяет долго помнить телефонный номер.
D) подсистема, обеспечивающая оперативное удержание и преобразование данных.
Е) обращение внимание на объекты.
$$$ 459 B
Долговременная память:
А) обладает ограниченной емкостью.
В) обладает практически неограниченной емкостью сохраняемой информации ощущения.
С) более развита у пожилых людей.
D) высокая степень организации.
Е) осмысление информации.
$$$ 460 C
Когда мы забываем прийти на важное свидание, то это обусловлено:
А) торможением.
В) активным забыванием.
С) мотивированным забыванием.
D) агнозией.
Е) реминисценцией.
$$$ 461 B
Как показала Б. Зейгарник, мы лучше помним какую либо работу, если она:
А) было доведена до конца.
В) осталась незаконченной.
С) была сознательно прекращена.
D) привела к вознаграждению.
E) интересна.
$$$ 462 D
Память:
А) всегда играет положительную роль в процессе мышления.
В) может вызвать некоторую функциональную ригидность.
С) всегда облегчает решение задачи.
D) это процесс запоминания, сохранения и воспроизведения ранее
пережитых мыслей, чувств, событий.
Е) важна в жизнедеятельности личности.
$$$ 463 A
Кто стоял у истоков ассоциативной теории памяти:
А) Гегель.
В) Спиноза.
С) Аристотель.
D) Локк.
Е) Платон.
$$$ 464 B
Как называется процесс исчезновения из памяти ранее полученной информации:
А) сохранение.
В) забывание.
С) воспоминание.
D) реминисценция.
Е) амнезия.
$$$ 465 C
Как называется система приемов эффективного запоминания:
А) повторение.
В) припоминание.
С) мнемотехника.
D) узнавание.
Е) игра.
$$$ 466 A
Кому принадлежат слова о том, что « без памяти человек был бы вечно в положении новорожденного»:
А) Сеченов.
В) Павлов.
С) Аристотель.
D) Леонтьев.
Е) Штерн.
$$$ 467 B
Точность памяти:
А) хорошо передать информации.
В) способность без искажения в тех же словах воспроизвести информацию.
С) цитирование мыслей.
D) последовательное воспроизведение информации.
Е) передача сути информации.
$$$ 468 A
Мобилизационная готовность памяти:
А) умение быстро припомнить необходимую информацию в нужный
Момент.
В) умение привлечь резервы памяти.
С) быть активным.
D) надежность хранения информации.
Е) осмысление информации.
$$$ 469 D
При решения проблемы этап подготовки решения мыслительной задачи:
А) это первый этап в процессе решения.
В) может занимать несколько дней.
С) позволяет собрать всю информацию, относящуюся к проблеме.
D) вычленение, формулирование вопроса и анализ условия задачи.
Из за большого объема этот материал размещен на нескольких страницах: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 |
56. Решающим условием возникновения сознания человека явился:
A. труд
57. Способность сознания человека сосредоточиваться на самом себе:
A. рефлексия
58. К функциям сознания относятся… Исключи лишнее:
A. вычислительная
59. К психическим процессам относится:
А. ощущение
60. К психическим состояниям относится:
А. настроение
61. Нерациональное, непроизвольное действие или элемент поведения, выполнение которого стало потребностью:
А. привычка
62. Деятельность – это:
А. социально значимая активность человека, направленная на достижение цели по удовлетворению его потребностей
63. Форма сознания человека как общественного индивида:
A. Язык
64. Процесс возникновения и исторического развития (эволюции. психики и поведения животных; возникновения и эволюции форм сознания в ходе истории человечества:
А. филогенез
65. Что лежит в основе любой деятельности:
А. действия
66. Деятельность – это:
А. социально значимая активность человека, направленная на достижение цели по удовлетворению его потребностей
67. 0тносительно законченные элементы деятельности, направленные на выполнение одной текущей задачи называются:
А. действия
68. Формы поведения, приобретаемые в индивидуальном опыте животных:
А. научение
69. Отрасль психологии, изучающая и объясняющая психологические и поведенческие различия людей:
А. дифференциальная психология
70. Отрасль психологии, изучающая психологические особенности поведения участников уголовного процесса:
А. юридическая психология
Тема 3. Восприятие
1.Процесс восприятия также называется
A. перцепцией
2. С каким свойством восприятия связано преимущественное выделение одних объектов по сравнению другими:
A. избирательность
3. Как называется процесс при котором окружающая действительность воспринимается искаженно и человек не понимает этого:
A. галлюцинации
4. Зависимость восприятия от опыта, знаний, чувств, интересов называется:
A. апперцепцией
5. Систематическое целенаправленное восприятие объектов – это:
A. наблюдение
6. Как называет ошибки восприятия объектов:
A. иллюзиями
7. Благодаря какому свойству восприятия мы не замечаем опечатки при чтении текста:
A. целостность
8. Кто предложил написать на фасаде здания слова «Наблюдательность, наблюдательность и наблюдательность»:
A. И.П. Павлов
9. Опыты сенсорной изоляции, провидимые в Университете Мак-Гиппа, привели к заключению, что без сенсорных стимулов:
A. нарушение умственных функций становится необратимым
10. Опознание объекта при повторном восприятии:
A. узнавание
11. Способность выделения при восприятии наиболее значимых объектов окружающего мира, определяемых потребностями, интересами и направленностью личности:
A. избирательность
12. Свойство восприятия, состоящее в том, что пространственная предметная ситуация воспринимается как единое целое, даже, если отдельные из его частей в данный момент не видны:
A. целостность
13. Зависимость восприятии от прошлого опыта:
A. апперцепция
14. Психика-это:
Содержание темы:
Отбор методики преподавания и определение узловых вопросов изложения. расстановка акцентов в преподавании темы. Постановка вопросов. Отбор и применение иллюстративного материала. Определение последовательности изложения темы.
Методические рекомендации по изучению темы:
Тема «Восприятие» является теоретической темой, где формируются новые понятия студентов в системе отражения мира. Относясь к психическому процессу, где условный образ предмета, соединенный не механически из отдельных его свойств, восприятие требует особого методического подхода при определении последовательности и динамике передачи содержания учащимся по следующим причинам: во – первых, психический процесс следует за ощущением и имеет базовую основу последнего; во – вторых, восприятие – это уже комплексный психический процесс, более сложный и изощренный для человека. Он менее знаком студентам, чем ощущение. Следует применить проблемный метод обучения, объединение и вопросно-развивающую беседу.
Изучая тему, необходимо раскрыть следующие положения:
1. Важно с самого начала раскрыть учащимся сущность процесса восприятия и его отличие от ощущения. Ощущения отражают только отдельные качества предметов и явлений. Восприятия дают человеку образ всего предмета, всего явления в целом, в многообразии его свойств и качеств. В реальной действительности все свойства материи существуют только в предметах и неотделимы от них. Поэтому каждое наше ощущение мы соотносим с предметом, его вызвавшим. При воздействии предметов и явлений на анализаторы человека возникают различные ощущения. Между ними образуется прочная связь, лежащая в основе целостного отражения предметов. Восприятие не сводится к простой сумме ощущений. Оно представляет собой сложный процесс, качественно отличный от ощущений, образующих его.
2. Образ предмета, возникающий в сознании человека, при восприятии, включает в себя, кроме отражения отдельных его свойств, прошлый опыт человека, знания о данном предмете, отношение к нему. Прошлый опыт — апперцепция — включает в себя как образы предметов и явлений, полученные человеком в прежних восприятиях, так и его знания о воспринимаемом предмете, сложившееся ранее отношение к нему, обусловленное направленностью личности. Восприятие — не пассивное, зеркальное отражение мира. Все воспринимаемое человеком преломляется,через особенности его личности, его потребности, интересы, чувства, психическое состояние в данный момент.
Полнота и точность восприятия, протекание самого процесса чувственного познания зависят от состояния личности, от некоторых особенностей ее характера, внимания и мышления. 3нание этой особенности восприятия важно, оно поможет им осознать смысл и значение многих методических приемов, с которыми учащиеся знакомятся на практике.
В связи с вопросом об апперцепции следует остановиться на том, что мы называем предвзятым мнением. С точки зрения психологии — это предопределенность восприятия человека. Часто мы, начиная читать книгу или воспринимая спектакль, имеем уже определенное отношение к воспринимаемому, сложившемуся на основании мнения других людей, и это определяет наше восприятие.
3. Одним из основных свойств восприятия является его целостность. Это свойство восприятия выражено в том, что при воздействии на нас предмета или явления в нашем сознании возникает его целостный образ во взаимоотношении составляющих его частей и сторон, находящихся в определенных взаимосвязях.
Какова психофизиологическая основа восприятия?
Восприятие, так же как и ощущение, имеет рефлекторную основу. В процессе восприятия мы реагируем не только на воздействие различных качеств и частей предмета, но и на отношения между ними (одну и ту же мелодию мы узнаем, если даже она исполнена на различных инструментах, в разных тональностях, так как воспринимаем звуки в определенных соотношениях).
Как связано восприятие с мышлением?
Восприятие надо рассматривать как процесс, в ходе которого образ воспринимаемого человеком предмета становится более отчетливым, полным и расчлененным. Такое уточнение и углубление знаний о мире в процессе восприятия достигается аналитико-синтетической деятельностью мышления в указанном процессе.
Два вида восприятия – восприятие как реакция схватывания и как реакция детального видения, — которое различал И.М.Сеченов, есть, в сущности, не виды восприятия, а начало и дальнейшее развитие процесса восприятия. Отражение предмета или явления, не расчлененное вначале восприятия путем анализа, выделения отдельных частей в целом, установления связей между ними, становится в дальнейшем ходе восприятия полным и точным отражением целого.
Нужно обратить внимание учащихся на значение действия в процессе восприятия, когда предмет выделяется как объект деятельности человека. Эта связь восприятия с действием особенно ясно выступает в формировании восприятия пространства. Оно совершается в процессе двигательного овладения пространством посредством хватательных движений и передвижения.
Психологические исследования показали, что без движения глаз по объекту сложное зрительное восприятие невозможно. Наблюдения за движением глаз человека, воспринимающего предмет или картину, показывают, что глаза движутся по воспринимаемому объекту, как бы ощупывая его, неоднократно возвращаясь к отдельным деталям и задерживаясь на них. Эти движения обеспечивают активный процесс анализа воспринимаемого объекта, выделения в нем тех сторон, которые соответствуют задаче, стоящей перед воспринимающим человеком.
4. Развитие восприятия теснейшим образом связано с развитием мышления. Мышление в процессе восприятия придает ему осмысленный характер. Осмысленность и обобщенность также являются свойствами восприятия человека. Воспринимая единичные предметы и явления, человек относит их к определенной группе, или категории, предметов, осознает единичное как частный случай общего. Эта обобщенность восприятия обеспечена словом-названием воспринимаемого предмета. Степень осмысленности и обобщенности восприятия различна у взрослого и у ребенка. Она зависит от уровня развития мышления, речи и опыта человека. Маленький ребенок воспринимает единичный предмет обособленно, не соотнося его с группой однородных предметов. В процессе развития мышления и речи меняется и характер восприятия ребенка: оно становится все более осмысленным и обобщенным.
5. Избирательный характер восприятия обусловлен свойствами самого воспринимаемого объекта (окраской, четкостью контура и т. д.), условиями, в которых происходит восприятие, содержанием личности воспринимающего человека — его направленностью, интересами, опытом, задачей, стоящей перед человеком в момент восприятия.
6. Вопрос об иллюзиях — ошибках восприятия — нельзя рассматривать отдельно от его особенностей. Иллюзию могут вызвать сложившееся ранее отношение человека к воспринимаемому, недостаток опыта и специальных знаний, неумение правильно установить соотношение частей в целом при восприятии.
7. Восприятие времени и пространства надо рассматривать в связи с общими закономерностями этого процесса. В развитии данных видов восприятия особенно ясно выступает опосредованность восприятия накопленным опытом и знаниями воспринимающего, человека.
8. Важным в этой теме является вопрос о наблюдении и развитии наблюдательности как свойства личности.
Восприятие человека всегда связано с его деятельностью и включено в нее. Целенаправленные действия требуют преднамеренного, активного восприятия. В деятельности возникает и развивается умение воспринимать целенаправленно, планомерно, систематически. Восприятие само становится целенаправленной деятельностью — наблюдением. Умение наблюдать связано с развитием воли, проявляющейся в произвольном, устойчивом внимании к воспринимаемому явлению. Умение наблюдать требует постановки цели, желаемой и понятной. В итоге систематически проводимых наблюдений формируется такая важная черта личности, как наблюдательность — умение по внешним признакам судить о том, что скрыто от непосредственного восприятия (например, по выражению лица, интонации голоса судить о внутреннем состоянии человека). Наблюдательность есть основа такого морального качества, как чуткость.
Вопрос о наблюдении (процессе целенаправленного, организованного восприятия) и наблюдательности (черте личности) имеет большое воспитательное значение. Учащимся необходимо понять, что умение наблюдать, наблюдательность — необходимое качество личности преподавателя, и поэтому, готовясь к своей будущей деятельности, они должны развивать в себе эти качества.
Вопросы – задачи.
1. Зная закономерности восприятия, объясните, почему мы редко замечаем опечатки при чтении художественной литературы?
2. Какое значение для восприятия имеют подписи под картинками в детских книгах?
3. Для чего ошибки в тетрадях учитель исправляет красными чернилами?
4. Как полагает восприятию интонация голоса учителя при объяснении нового учебного материала?
5. С какой целью учитель проводит предварительную беседу перед чтением нового текста?
6. В одном из рассказов Конан Дойля о Шерлоке Холмсе приводится такой разговор Холмса с доктором Ватсоном:
« — … Сколько раз вы видели ступеньки, ведущие из прихожей в эту комнату?
— Часто.
— Как часто?
— Ну, несколько сот раз.
— Отлично. Сколько же там ступенек?
— Сколько ступенек? Понятия не имею!
— Вот-вот, не заметили. А между тем вы видели!
В этом вся суть. Ну, а я знаю, что ступенек семнадцать …»