Какому свойству сознания присущи избирательность и целенаправленность

Какому свойству сознания присущи избирательность и целенаправленность thumbnail

Сознание —это особое состояние активности, свойственное только человеку, в котором ему одновременно доступен и мир, и он сам. Самосознание —это осознание человеком своих действий, чувств, мотивов поведения, своего места в обществе, формирования своего «Я». Самосознание – это осознание человеком своих действий, чувств, мотивов поведения, своего места в обществе, самоформирования своего «Я». В сознании человек не просто переживает, но отдает себе отчет в том, что он переживает, наделяет переживания смыслом. В истории философии сложились идеалистическая и материалистическая концепции сознания. Согласно идеализму, сознание понимается как субстанция, все остальное лишь её производное. Объективный идеализм утверждает, что сознание есть абсолютная, вне и надындивидуальная духовная активность (Платон, Н. Бердяев, Г. Гегель). Субъективный идеализм, представленный трансцендентальной концепцией сознания (И. Кант), понимает его как специфическую общечеловеческую идеальную активность. В рамках материализма сознание носит функциональный характер, оно есть лишь функция материи, ее производное. Вульгарный материализм (К. Фохт, Л. Бухнер) сводит содержание сознания к физиологическим процессам, которые происходят в мозгу человека.

Современное представление о сознании характеризует его посредством выделения следующих свойств: Идеальность сознания выражается в том, что составляющие его образы не обладают ни свойствами отраженных в них предметов действительности, ни свойствами физиологических процессов, благодаря которым эти образы возникают. Интенциональность характеризуется направленностью сознания на предмет. Рефлексивность есть способность сознания делать предметом изучения свое собственное содержание. Активность сознания проявляется в его возможности отражать мир целенаправленно и избирательно, конструировать теоретические модели, объясняющие действия, явления, мир в целом. Целеполагание заключается в способности сознания человека ставить цель и планировать последовательность действий, тем самым, направлять деятельность, прогнозировать ее результаты, осуществлять выбор методов, форм, видов деятельности, направленных на достижение целей. Свобода сознания заключается в том, что оно может выбирать, действовать по- другому, чем в предыдущие разы, перебирает варианты, делает выбор, останавливаясь на том, что будет важным, лучшим, значимым. Наличие у человека свободы воли, способности сознательного выбора, делает человека существом универсальным. Субъективность сознания выражается в принадлежности сознания субъекту, индивиду, как проявление его индивидуальности. Сознание человека обладает свободой, которая проявляется в способности располагать множеством возможных вариантов действия, преодолевать пространственно-временные ограничения, строгую причинно-следственную связь. Именно свобода сознания есть основа свободы воли. Сознание выполняет следующие важные функции: 1. Познавательная функция заключается в адекватном отражение действительности. Познание осуществляется в формах чувственного и рационального отражения, на эмпирическом и теоретическом уровнях мышления. 2.Оценочная (или аксиологическая) функция проявляется в субъективном отношении к действительности, в оценке получаемой о ней информации (например, степени адекватности и полноты знания). 3.Аккумулятивная функция реализуется в накоплении знаний, полученных из непосредственного, личного опыта, а также добытых современниками или предшествующими поколениями. 4. Функция постановки цели осуществляется в способности человека ставить цель и планировать в соответствии с ней свои действия. 5.Конструктивно-творческая функция обнаруживается в мысленном конструировании направлений и форм деятельности человека в целях создания принципиально нового. 6.Управленческая функция сознания заключается в регулировании действии человека и общества (общественное сознание). 7.Коммуникативная функция состоит в способности человека общаться с другими людьми посредством языка.

Источник

Сознание —это особое состояние активности, свойственное только человеку, в котором ему одновременно доступен и мир, и он сам. Самосознание —это осознание человеком своих действий, чувств, мотивов поведения, своего места в обществе, формирования своего «Я». Самосознание – это осознание человеком своих действий, чувств, мотивов поведения, своего места в обществе, самоформирования своего «Я». В сознании человек не просто переживает, но отдает себе отчет в том, что он переживает, наделяет переживания смыслом. В истории философии сложились идеалистическая и материалистическая концепции сознания. Согласно идеализму, сознание понимается как субстанция, все остальное лишь её производное. Объективный идеализм утверждает, что сознание есть абсолютная, вне и надындивидуальная духовная активность (Платон, Н. Бердяев, Г. Гегель). Субъективный идеализм, представленный трансцендентальной концепцией сознания (И. Кант), понимает его как специфическую общечеловеческую идеальную активность. В рамках материализма сознание носит функциональный характер, оно есть лишь функция материи, ее производное. Вульгарный материализм (К. Фохт, Л. Бухнер) сводит содержание сознания к физиологическим процессам, которые происходят в мозгу человека.

Современное представление о сознании характеризует его посредством выделения следующих свойств: Идеальность сознания выражается в том, что составляющие его образы не обладают ни свойствами отраженных в них предметов действительности, ни свойствами физиологических процессов, благодаря которым эти образы возникают. Интенциональность характеризуется направленностью сознания на предмет. Рефлексивность есть способность сознания делать предметом изучения свое собственное содержание. Активность сознания проявляется в его возможности отражать мир целенаправленно и избирательно, конструировать теоретические модели, объясняющие действия, явления, мир в целом. Целеполагание заключается в способности сознания человека ставить цель и планировать последовательность действий, тем самым, направлять деятельность, прогнозировать ее результаты, осуществлять выбор методов, форм, видов деятельности, направленных на достижение целей. Свобода сознания заключается в том, что оно может выбирать, действовать по- другому, чем в предыдущие разы, перебирает варианты, делает выбор, останавливаясь на том, что будет важным, лучшим, значимым. Наличие у человека свободы воли, способности сознательного выбора, делает человека существом универсальным. Субъективность сознания выражается в принадлежности сознания субъекту, индивиду, как проявление его индивидуальности. Сознание человека обладает свободой, которая проявляется в способности располагать множеством возможных вариантов действия, преодолевать пространственно-временные ограничения, строгую причинно-следственную связь. Именно свобода сознания есть основа свободы воли. Сознание выполняет следующие важные функции: 1. Познавательная функция заключается в адекватном отражение действительности. Познание осуществляется в формах чувственного и рационального отражения, на эмпирическом и теоретическом уровнях мышления. 2.Оценочная (или аксиологическая) функция проявляется в субъективном отношении к действительности, в оценке получаемой о ней информации (например, степени адекватности и полноты знания). 3.Аккумулятивная функция реализуется в накоплении знаний, полученных из непосредственного, личного опыта, а также добытых современниками или предшествующими поколениями. 4. Функция постановки цели осуществляется в способности человека ставить цель и планировать в соответствии с ней свои действия. 5.Конструктивно-творческая функция обнаруживается в мысленном конструировании направлений и форм деятельности человека в целях создания принципиально нового. 6.Управленческая функция сознания заключается в регулировании действии человека и общества (общественное сознание). 7.Коммуникативная функция состоит в способности человека общаться с другими людьми посредством языка.

Дата добавления: 2015-01-29; просмотров: 28 | Нарушение авторских прав

lektsii.net — Лекции.Нет — 2014-2020 год. (0.007 сек.)
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав

Источник

К числу философских относится также предположение о том, что сознание есть высшая форма активности материального мира, обладая которой природа способна преобразовывать самое себя. Согласно этой гипотезе сознание является не пассивным восприемником свойств природных объектов, а участником их генезиса, изменения и развития. Благодаря сознанию (оговоримся: человеческому сознанию, поскольку наука не знает иных форм сознания, хотя в принципе не отрицает их возможность) могут возникать ранее не существовавшие объекты, преображаться или исчезать уже существующие (это свойство сознания очевидным образом проявляется в технике или искусстве). Отсюда задача: гармонизировать воздействие сознания на природу, избежать разрушительных последствий, грозящих существованию человеческого мира. И эта задача стоит именно перед человеческим сознанием. Здесь обнаруживается еще одна философская предпосылка исследований сознания: сознание рефлективно, оно способно исследовать свои собственные возможности и использовать результаты исследования для своего развития.

Читайте также:  Какие бывают загадки 3 класс описание свойств признаков

Важной философской гипотезой является утверждение об интен- циональности (направленности) сознания. Эта гипотеза лежит в основе разработанного немецким ученым и философом Э. Гуссерлем (1859—1938) феноменологического подхода к исследованию сознания. Сознание — это всегда сознание чего-то, какого-то объекта — реального или мнимого. Сознание выделяет, актуализирует свой объект и тем самым в определенном смысле создает его — как элемент своего содержания. Нельзя ставить знак равенства между объектами, созданными сознанием (феноменами), и объектами физического мира. Сознание способно создавать объекты, не существующие в природе («золотая гора», «линия горизонта», «стоимость» и т.п.), идеальные объекты («идеальный газ», «материальная точка», числа и т.п.), наделяя их определенными свойствами, подлежащими исследованию. Вместе с тем, абстрагируясь от содержания сознания, можно прийти к понятию «чистого сознания» — первичного источника всякой направленности психической деятельности человека. Это позволяет исследовать структуру сознания, взаимосвязь составляющих эту структуру элементов-свойств, а также понять, каким образом эта структура определяет путь от «феноменов» к знанию об объектах «внешнего мира», о их связях и отношениях.

Целеполагание

Сознание есть условие целеполагания. Это важнейшее философское положение об активности человеческого сознания: оно способно формировать «сценарии» будущего положения вещей и разделять их на желательные и нежелательные для себя, соотнося их с потребностями, предпочтениями, ценностными установками, а также соразмеряя с целями средства их достижения, которыми человек располагает или может располагать. Направляя человеческую деятельность к определенным целям, сознание участвует в преобразовании реальности, «очеловечивая» ее, т.е. внося в нее изменения, которые важны для человека и желательны ему. Принципиальная трудность в том, что цели, желательные отдельному человеку или социальной группе, могут быть нежелательными и враждебными для других людей. Осознание таких противоречий необходимо для определения социально-приемлемых целей и средств к их осуществлению. Тем самым осуществляется связь между индивидуальным и общественным сознанием.

Источник

Ответ:

Сознание—это способность человеческого мозга целенаправленно, обобщённо и оценочно отражать объективную реальность в чувственных образах или логических понятиях.

Характеристики сознания:

-Сознание имеет социальный хар-р, ибо оно возникает только в общественном, социальном обществе.

-Имеет рефлексивный хар-р (дает возможность человеку выделить себя из окружающей среды, проанализировать и оценить свои действия и поступки).

-Коммуникативная особенность сознания дает возможность передать информацию от одного к др.

-Интеллектуальная особенность сознания дает возможность анализировать, обобщать, абстрагировать, классифицировать предметы, явления, рассуждать, делать выводы, умозаключения об явлениях природы и общества.

-Воображаемая особенность сознания дает возможность фантазировать, мечтать, заглянуть в будущее.

-Творческий хар-р сознания способствует созданию новых идей, образов, материальных и культурных ценностей.

В структуру сознания входят ряд элементов, каждый из которых отвечает за определенную функцию сознания:

1. Познавательные процессы (ощущение, восприятие, мышление, память). На их основе формируется совокупность знаний об окружающем мире.

2. Различение субъекта и объекта (противопоставление себя окружающему миру, различение «Я» и «не Я»). Сюда входят самосознание, самопознание и самооценка.

3. Отношения человеку к себе и окружающему миру (его чувства, эмоции, переживания).

4. Креативная (творческая) составляющая (сознание формирует новые образы и понятия, которых ранее не было в нем с помощью воображения, мышления и интуиции).

5. Формирование временной картины мира (память хранит образы прошлого, воображение формирует модели будущего).

6. Формирование целей деятельности (исходя из потребностей человека, сознание формирует цели деятельности и направляет человека на их достижение).

Свойства сознания:

1) сознание индивида характеризуется активностью, которая обусловлена прежде всего спецификой внутреннего состояния субъекта в момент действия, а также наличием цели и устойчивой деятельностью для ее достижения;

2) сознанию присуща интенциональность, т. е. направленность на какой-либо предмет. Сознание – это всегда сознание чего-либо;

3) способность человеческого сознания к рефлексии, самонаблюдению, т. е. возможность осознания самого сознания;

4) сознание имеет мотивационно-ценностный характер. Оно всегда мотивированно, преследует какие-либо цели, что обусловлено потребностями организма и личности.

Существуют теории происхождения сознания, близкие к космической (божественной) точке зрения:

· теория монад (монадология) — первоначально выдвинута Лейбницем, согласно которой в мире существует огромное количество неделимых и бессмертных монад — первичных духовных единиц, в которых заключена энергия Вселенной и которые явл-ся основой сознания и порождаемой им материи;

· теория Шардена, согласно которой сознание — надчеловеческая сущность, «внутренняя сторона», «мозг» материи;

· теория Толбета, согласно которой Вселенная — гигантский разум, сознание — результата взаимодействия полей, которые образуют материю;

· теория психосферыРейзера, согласно которой Галактика — громадный разум, который вступает в контакт с человеческим мозгом и «заряжает» его разумом;

· теория гилозоизма, согласно которой вся материя (живая, неживая и все ее проявления) имеет душу, одушевленность — свойство материи.

Проблема человека в психологии. Индивид, субъект деятельности, личность, индивидуальность.

Ответ:

Человек — существо, воплощающее высшую ступень развития жизни, субъект общественно-исторической деятельности. Человек, как субъект и продукт трудовой деятельности в обществе является системой, в которой физическое и психическое, генетически обусловленное и прижизненно сформированное, природное и социальное образуют нерасторжимое единство. Человек -сложное явление. Он «объективно выступает в системе своих бесконечно многообразных качеств, свойств, отношений. Человек-это физическое тело, организм, индивид, личность, индививидуальность».

Понятия «Индивид», «Индивидуальность», «Личность» имеют свою специфику, но все они взаимосвязаны.Индивид (родовая принадлежность) – это человек, как единичное природное существо, представитель вида Homosapiens, индивидом рождаются. (Леонтьев). Человек как индивид обладает определенными свойствами. Б.Г.Ананьев выделял первичные и вторичные свойства индивида. Первичные свойства, присущие всем люд: возрастные особенности (соответствие определенному возрасту), половой диморфизм (принадлежность к определенному полу), конституциональные особенности (особенности сложения тела), нейродинамические свойства мозга. Совокупность первичных свойств индивида определяет его вторичные свойства: динамику психофизиологических функций и структуру органических потребностей. Личность характеризует человека как объект реального мира. Под личностью понимается индивид как субъект социальных отношений и сознательной деятельности. Следующее понятие – субъект деятельности. Это понятие по своему содержанию занимает промежуточное положение между понятиями индивид и личность. Субъект деятельности соединяет в единое целое биологическое начало и социальную сущность человека. Субъект деятельности — всегда направленная активность и не только на предмет деятельности, но и самого себя. Понятие субъект употребляется совместно с понятием объект (это существующие независимо от нашего сознания предмет или явление реального мира, выступающие в виде цели, на которое обращена активность чел – субъекта воздействия.

Читайте также:  Каким оптическим свойством должны обладать лессировочные краски

Источник

Сознание посредством мыслительных актов обеспечивает человеку прояснение жизненных проблем: для чего (и достойно ли) он живет, есть ли цель в его существовании и т.п. Эмоции, переживания активизируют мыслительные процессы. У человека сознание через волю выражается в его действиях. Сознание выполняет функции оценки ситуации, социальной памяти человечества, обобщения и воспроизводства на основе информационного отражения накопленного опыта. Сознание – целостная мыслительно-эмоционально-ценностно-волевая жизнь.

В процессе функционирования сознание как социокультурное явление проявляет основные свои свойства.

Главное свойство сознания – его идеальность – способ воспроизведения реальности, когда объекты осваиваются первоначально без физического на них воздействия, духовно. Идеальное существует как вплетенное в материальное, в нейрофизиологические структуры и процессы, в систему знаков, во взаимодействие человека со средой. Идеальное выступает как продукт и форма человеческого труда, преобразования природного материала и общественных отношений.

Идеальность сознания дополняется свойством интенциональности. Этот термин ввел Эдмунд Гуссерль (1859 – 1938), который трактовал это свойство сознания как акт придания смысла предмету. Способы полагания смысла описывает феноменология. Смыслы составляют содержание мировоззренческих универсалий культуры, фиксируют шкалу ценностей, обеспечивают понимание мира, его переживание. Передачу смысла от поколения к поколению осуществляют язык, разнообразные формы искусства, нормы нравственности, постулаты религии, техника и т.п.

Одно из свойств сознания – идеаторность – способность творить и воспроизводить идеи, без чего невозможны рост и обогащение сознания.

Сознание универсально, т.е. потенциально способно отражать любые свойства предметов. Потенциальная универсальность сознания сочетается с его реальной ограниченностью в отражении вещей и процессов в конкретных пространственно-временных координатах.

Сознание обладает свойством объективности, т.е. отражения вещей и процессов такими, как они есть в действительности. Направленность сознания на внешний мир, его восприятие и осознание соседствуют с рефлексией – вглядыванием личности в себя, самопознанием.

Объективность сознания сочетается с его субъективностью. Отражение тех или иных вещей и процессов есть не только реакция на ситуацию, но и личностная интерпретация этой ситуации. Различные люди одну и ту же информацию воспринимают и используют по-разному, в зависимости от исторических условий, интересов, жизненного опыта, нравственных, социокультурных и мировоззренческих установок, наличного багажа знаний, эстетической зрелости, творческих способностей.

Сознанию присуща способность целеполагания – предварительного создания идеального проекта будущего результата. Через сознание человек проектирует свой способ бытия в мире. Целенаправленность сознания сочетается с его стихийностью.

Сознание «осваивает» вещи, явления, объекты не только ради любопытства, но и в практическом для человека значении, в их отношениях к его потребностям и интересам.

Сознание потенциально «заряжено» творчеством, ибо отражение направлено на преобразование мира, создание нового. Изменяют и создают новую реальность не духовные компоненты сознания сами по себе, а человеческие действия, пронизанные идеями, целями. Творческий характер сознания сочетается с традиционализмом, консерватизмом.

Сознание обладает неразрывной связью с языком. Язык выполняет познавательную и коммуникативную (коррекция программ на основе обратных связей) функции, экспрессивную задачу (воздействие на психику, т.е. людей убеждают, советуют, побуждают). Язык является орудием организации совместных действий, хранения и трансляции информации, опыта, норм и традиций, фиксирует всеобщность вещей и людей, а также предметные различия, уникальность своего Я.

Сознание контролирует лишь часть психики. Сложнейшая система физиологического жизнеобеспечения организма управляется бессознательно. Идея о бессознательном восходит к учению Сократа и Платона о знании – припоминании, к мысли Спинозы о неосознаваемых причинах, детерминирующих желания. Лейбниц бессознательное рассматривал как низшую форму душевной деятельности, лежащую за порогом осознанных представлений. К проблеме бессознательного обращались Кант, Шопенгауэр, Гельмгольц, И. Ф. Гербарт (1776 – 1841), Э. Гартман (1842 – 1906). Последний в своем труде «Философия бессознательного» дал динамическую характеристику бессознательного, считал, что несовместимые идеи могут вступать между собой в конфликт, причем слабые вытесняются из сознания, но продолжают на него воздействовать, не теряя своих динамических свойств. 3. Фрейд полагал, что бессознательное включает в себя различные врожденные и вытесненные элементы, влечения, импульсы, желания, мотивы, установки и т.д., характеризующиеся неосознаваемостью, сексуальностью, асоциальностью. Всякий душевный процесс, по Фрейду, существует первоначально в бессознательном и только потом может оказаться в сфере сознания. Согласно Фрейду, сублимация есть процесс переключения бессознательного влечения на иную цель, преобразование энергии инстинктов в нравственно одобряемую деятельность. Через сублима­цию формируются религия, искусство, общественные институты, наука, в целом, происходит саморазвитие человечества. Карл Густав Юнг (1875 – 1961) развитие культуры представлял как болезненный процесс подавления инстинктивной природы людей. Он выделил такие уровни психики, как «индивидуальное» и «коллективное» бессознательное. Индивидуальное бессознательное выражает личностный опыт отдельного человека и состоит из переживаний, которые когда-то были сознательными, но утратили сознательный характер в силу забвения или подавления. Коллективное бессознательное – общечеловеческий опыт, характерный для всех времен, рас и народов. Это – скрытые следы памяти дочеловеческого животного состояния и человеческого прошлого, первообразы (например, героя, демона, матери-земли и т.д.) и идеи, зафиксированные в мифологии, народном эпосе, религиозных верованиях.

В древности пифагорейцы обсуждали вопрос о музыке и математике как языках Космоса. По одной из современных версий, бессознательное формируется под воздействием космического информационного поля и в соответствии с ним отдает команды человеческому телу.

Бессознательное – совокупность психических процессов, состояний и схем поведения, не представленных отчетливо в сознании людей. При этом отсутствует полнота ориентировки во времени и месте действия, нарушается речевое регулирование поведения. В бессознательном невозможны целенаправленный контроль человеком своих действий, оценка их результативности. В область бессознательного входят: психические явления, возникающие во сне; ответные реакции, которые вызываются неощущаемыми, но реально воздействующими раздражителями; неосознаваемые подкорковые процессы и механизмы восприятия (рождение образа*, различные переживания, например, от тревожных, болезненных впечатлений и т.д.); неосознаваемые социальные нормы, ориентации, интуиция. Интуиция как бы «подсказывает» решение тех или иных проблем. Само же решение задачи выполняется системой мышления на уровне сознания, т.е. бессознательное переводится в сознательное. В целом, человеческая психическая деятельность совершается в едином сознательно-бессознательном контуре. К бессознательным относятся и некоторые патологические явления, возникающие в психике больного человека: бред, галлюцинации и т.д. Бессознательное, как и сознание, детерминировано социоприродными условиями существования человека, выступает как частичное, недостаточно адекватное отражение мира (и человека в мире) в мозгу субъекта. В то же время неосознаваемые побудители, механизмы и регуляторы деятельности обусловливают ее автоматический характер, что обеспечивает большую скорость и точность операций (например, в производственном процессе, спорте, балете) и высвобождает сферу сознания для решения творческих операций.

Читайте также:  Какие свойства горных пород существуют

Направленность на внешние предметы присуща и психике животных, но без акта самосознания, предполагающего формирование Я. Основными формами самосознания выступают: а) самочувствие, элементарное осознание своего тела, его включенности в мир окружающих вещей и людей; б) осознание себя в качестве принадлежащего к тому или иному социально-этническому сообществу, той или иной культуре; в) возникновение сознания Я как особого образования, похожего на Я других людей и вместе с тем в чем-то уникального, могущего совершить поступки и нести за них ответственность, что предполагает контроль над своими действиями и их оценку. Осознание связано с пониманием, формирует цели и гипотезы, выражается в отчетливой форме, позволяет человеку выявлять объективное место предметов среди других вещей, направлять ход деятельности, контролировать свою психику и поведение, анализировать собственное сознание. Вместе с тем, самосознание не только конструктивно, поддерживает созидательные замыслы, но может также служить источником заблуждений и иллюзий, способно порождать вражду, предубеждения, мифы и т.д.

Общественное сознание – совокупность идей, теорий и взглядов, социальных чувств, привычек и нравов людей, отражающих действительность и обратно воздействующих на нее.

Различаются два уровня общественного сознания – общественная психология и идеология.

Общественная психология включает в себя чувства, переживания и настроения людей, сопровождающие любую общественную идею. Социально-психологический фактор (моральный климат, стиль отношений между людьми, социально-психологические средства воспитания и т.п.) в современной жизни играет существенную роль.

Термин «идеология» в начале XIX в. в труде «Этюд о способности мыслить» ввел А. Д. де Траси, который рассматривал идеологию как науку об общих законах происхождения идей. К. Маркс, учитывая ситуацию своего времени, идеологию определял как «ложное сознание», поскольку она закрепляет интересы господствующих, правящих слоев населения, диктуя определенные шаблоны видения действительности.

Согласно современному представлению в сфере идеологии классы, социальные слои осознают свое бытие, коренные интересы, стратегические задачи и определяют средства и пути их достижения. Через идеи, взгляды, идеалы, верования идеология выступает как духовное освоение человеком окружающей действительности, а посредством убеждений и волевых актов, реализуемых в поступках, в действиях, она предстает в качестве практического преобразования мира и совершенствования самого человека. В целом, идеология функционирует в обществе как духовно-практический феномен. Содержание идеологии – идеи, концепции, обобщенные социальные образы, идеологические стереотипы, ценности (в качестве ценностей выступают богатство, власть, человек и пр.). Защищая определенную систему ценностей, идеология выполняет функцию охранительства (об этой роли идеологии рассуждали во второй половине XIX в. М. Н. Катков, К. Н. Леонтьев и др.). Важно, чтобы охранительство основывалось на сочетании традиций и новаций. Идеология создает и прогнозирует позитивный образ общественного устройства, которое бы удовлетворяло запросы и стремления людей, формирует мотивы действий, мобилизует и организует субъектов на достижение определенных целей.

Следует различать идеологию государства и идеологию гражданского общества. Последняя плюралистична. Идеология тесно связана с социальными интересами, с политикой, оказывает целенаправленное воздействие на массы людей. Если наука занимается объективно существующими явлениями и закономерностями, то идеология отража ет субъективные интересы государства, общества или его отдельных групп. Вместе с тем науки (общественные) несут в себе печать субъективных подходов, ибо они изучают различные сообщества людей, характеризующихся как сходящимися, так и расходящимися (разными) интересами. Науки (общественные) не тождественны идеологии, в то же время они не могут полностью уйти от идеологии.

В современном обществе господствуют три общемировые идеологии: марксизм (неомарксизм), консерватизм и либерализм (неолиберализм). В государствах, как правило, функционируют комбинации элементов названных идеологий.

Наряду с известными классическими (политическое, правовое, научное, философское, нравственное, эстетическое, религиозное сознание) вычленяются новые неклассические формы сознания. Ранее считалось, что политическое сознание отражает не только политическую жизнь общества, но и экономическую, ибо политика есть концентрированное выражение экономики. Но ведь экономика и политика, решая общие задачи, вместе с тем специфичны. В связи с развёртыванием НТР, повышением роли экономических стимулов развивается экономическое сознание. Оно представляет собой систему знаний об управлении хозяйственной деятельностью, о технологических процессах, финансах, рыночной конъюнктуре, экономической информации и т.д. Если исходить из информационной природы сознания, то любая форма общественного сознания включает в себя информационную составляющую. Вместе с тем, в связи с вступлением в постиндустриальное информационное общество, есть резон размышлять об информационном сознании как одной из неклассических форм сознания. Объект отражения такого сознания – отношения в сфере информационной деятельности, где межличностные отношения опосредованы новыми информационными технологиями. В условиях, когда равновесие искусственной и естественной среды обитания нарушено и над человечеством нависла угроза его существованию, необходимым становится экологическое сознание. Повышение значения образованности, квалификации, воспитанности и здоровья человека вызывает развитие демографического сознания. Важнейшим содержанием общественного сознания стало выявление исторических закономерностей общественного развития, что обусловливает функционирование исторического сознания. Здесь уместно привести мысли А. И. Герцена. Полнее познавая прошедшее, – писал он, – мы уясняем современное, глубже опускаясь в смысл былого, раскрываем смысл будущего.

Любая форма общественного сознания разворачивается в единстве с соответствующими культурой, воспитанием, поведением и деятельностью человека.

НТР открыла возможность создавать электронно-вычислительные машины, способные осуществлять «мыслительные» операции. Общим для мозга и моделирующих его работу кибернетических устройств является их материальность, наличие процесса переработки информации. Однако если в машинах дело ограничивается информационным логическим процессом, протекающим в форме физико-химического движения, то мышление человека осуществляется на более сложном нейрофизиологическом уровне, где важную роль играют общественная практика, опыт, эмоции, фантазия, интуиция, которые подвергаются контролю мышления. А. Эйнштейн предупреждал, что может придти день, когда технологии превзойдут живое человеческое общение и мир получит поколение идиотов. Искусственный интеллект, реализуемый на ЭВМ, – модель логически структурированного рассудочного мышления. Человеческое же мышление включает бессознательное, волю, мораль, ценности, идеалы, самосознание, опирается как на рассудок, так еще и на разум. Компьютер – средство, сильно повышающее «производительность» человеческого мозга, но не подменяет его. В системе «человек – компьютер» в идеале имеется сотрудничество, но не соперничество между людьми и машинами. Здесь ведущей стороной выступает человек – программист. Вместе с тем, нынешние поколения компьютеров способны самообучаться, исправлять ошибки, допущенные его создателями. Возможности электронной коммуникации преодолевают пространственные и языковые барьеры для общения и для творческой самореализации личности. В целом, Интернет (сеть сетей, «всемирная паутина») в определенном смысле представляет собой модельную объективацию содержания и функционирования ноосферы.

Источник