Какой рыбный продукт называется у селькупов чапсы

Какой рыбный продукт называется у селькупов чапсы thumbnail

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 29 июля 2018;
проверки требуют 52 правки.

Сельку́пы (селькуп. сёльӄуп, суссе ӄум, чумыль-ӄуп, шельӄуп, шешӄум; устаревшее — остяки-самоеды) — народ, живущий на севере Западной Сибири. До 1930-х их называли остя́ко-самое́дами.

Численность и расселение[править | править код]

Селькупы живут на севере Томской (1787 чел.) и Тюменской (1857 чел.) областей (в частности, в Ямало-Ненецком АО — 1797 чел.) и в Красноярском крае (412 чел.).

Предположительно с XVII века селькупы разделены на две территориальные группы — южную (нарымскую) и северную (тазовско-туруханскую). Южные (нарымские, или среднеобские) селькупы являются прямыми потомками носителей кулайской культуры, существовавшей в Среднем Приобье в V в. до н. э. — V в. н. э. С этой историко-культурной общностью исследователи связывают происхождение всех народов самодийской языковой подгруппы. Непосредственным преемником кулайцев в Среднем Приобье, по мнению археологов, являлось население, создавшее рёлкинскую культуру (VI—IX вв. н. э.)[5]. Многие элементы хозяйственного уклада, орудий труда и быта рёлкинцев имеют аналоги с селькупским этнографическим материалом.

Северные селькупы образовались в результате ухода в XVII в. части самодийского населения со Средней Оби на север, в бассейн Верхнего Таза и левого притока Енисея реки Турухан. Окончательное этническое оформление этнографической группы северных селькупов завершилось лишь в XIX веке. Наряду с собственно селькупским компонентом, в состав северных селькупов вошли семьи энецкого, кетского и хантыйского происхождения.

Селькупскими национальными административно-территориальными образованиями являются Красноселькупский район и Иванкинское национальное сельское поселение в Колпашевском районе Томской области.

Численность селькупов в России:

Численность селькупов в населённых пунктах (2002 г.)[6]:

  • Ямало-Ненецкий АО:
  • село Красноселькуп — 581;
  • посёлок Толька — 491;
  • село Ратта — 153;
  • село Толька — 136;
  • город Тарко-Сале — 103;
  • Томская область:
  • село Каргасок — 190;
  • город Колпашево — 153;
  • Красноярский край:
  • село Фарково — 237.

Язык и религия[править | править код]

Селькупский язык относится к самодийской группе уральских языков. Традиционные верования — анимизм, шаманизм, православие[7][8].

Генетика[править | править код]

Северные селькупы: Y-хромосомные гаплогруппы Q-L56>L53>L54>Q1b1a3-L330 – 66,4 %, R1a – 19 %, N1a2b-P43 – 6,9 %, R1b – 6,1 %, C – 1,5 %. Южные селькупы принадлежат к субкладу R1b1b1-M73 Y-хромосомной гаплогруппы R1b, распространённому в основном в Центральной Азии, в отличие от субклада R1b1b2-M269, к которому принадлежит большинство населения Западной Европы[9].

История[править | править код]

Остяк на ловле горностаев. Конец XVII века.

Впервые селькупы упоминаются в письменных источниках XVI века. В конце XVI века существовало племенное объединение селькупов, которое в русских источниках называется «Пегая Орда». Орда, насчитывавшая до 400 воинов и возглавляемая князцом Воней, оказывала упорное сопротивление дружинам русских воевод и их союзникам — кодским хантам. Воня состоял в унии с сибирским ханом Кучумом, но и после падения Сибирского ханства продолжал борьбу за независимость, отказываясь от уплаты русским ясака (дани). Лишь после сооружения в 1598 году Нарымского острога «Пегая Орда» была подчинена московскому царю. Часть селькупов ушла в северные земли, на р. Таз — тогда и началось формирование северной группы «остяко-самоедов». С тех пор северные и южные селькупы оказались разделены — между ними лежат земли, занятые ваховскими хантами и елогуйскими кетами.

В дорусский период у селькупов были распространены укреплённые городки «коч» («кэтты»), обнесённые рвом, валом и частоколом; подступы к ним охранялись засеками с настороженными луками самострелами. Позднее селения строились без оборонительных сооружений, обычно на высоких берегах рек при устьях притоков, проток, стариц. Жилищами служили землянки «карамо», каркасно-столбовые дома, приваленные песком или дёрном («чуй-мо», «пой-мо»), у северных селькупов — чумы ненецкого или эвенкийского типа.

Главными отраслями хозяйства южных селькупов была охота и рыболовство, в качестве транспорта использовались лошади и собаки. У северных селькупов средством передвижения служила упряжка оленей (оленеводство было заимствовано селькупами у ненцев и эвенков). Рыболовство осуществлялось посредством крапивных сетей, запорных сооружений, крючково-остроговых снастей. Основными охотничьими орудиями являлись лук со стрелами, самострельные установки, давящие ловушки. Продукция промыслов составляла основу пищевого рациона, служила сырьём для изготовления зимней меховой одежды «парка», «сокуй», обуви «пеема».

Пушнина играла роль торгового эквивалента и средства уплаты податей. В XIX веке меновой единицей была связка из 10 беличьих шкурок «сарум». Росомаха или красная лисица приравнивалась к одной такой связке, песец или соболь — к трём. В XVII веке удачливый охотник за зимний сезон мог добыть до 200 соболей и 2000 белок. В пересчёте на деньги белка стоила 1-2 копейки, соболь — 1 рубль (на международных рынках того времени цена чёрных нарымских соболей доходила до 200-300 рублей за штуку). Необходимые селькупам привозные товары стоили относительно недорого: например, топор — 30 коп., речное дощатое судно — 5 руб. Во внутреннем обмене товарами служили также рыба, олени, лошади, луки со стрелами, лодки.

В торговле с русскими на пушнину, рыбу, ягоды, орехи приобретались металлические предметы, оружие, ткань, пищевые продукты. Среди селькупов выделялись «таксыбылькуп» (товарные люди), занимавшиеся посреднической торговлей.

В дорусский период (до XVI века) у селькупов было высоко развито керамическое производство: из глины изготовлялась не только разнообразная посуда, но и курительные трубки, грузила для сетей, литейные формы, тигли, детские игрушки, культовая скульптура. С XVII века гончарство полностью исчезло. В это же время под воздействием торговли пришло в упадок местное ткачество, основанное на обработке крапивного волокна «саатчу» («сота»). Ремесленные товары селькупов не выдержали конкуренции с более массовой продукцией русского производства. У северных селькупов до недавнего времени сохранялось кузнечество; прежде селькупские кузнецы («чотрлькум») славились среди соседних народов умением изготовлять оружие, панцири, шлемы, маски, зеркала, украшения. В настоящее время среди северных селькупов наибольшей известностью пользуются мастера по изготовлению лодок-долблёнок и мастерицы по пошиву меховой одежды.

Имеются свидетельства о занятиях в прошлом южных селькупов примитивным земледелием — разведением табака, возможно, ячменя («аариа»). В нарымском диалекте сохранились выражения, указывающие на древность местного земледелия — например, «кырачь меды» (расчищать лесную чащу), «выляль до-тьггы» (рыхлить землю), «сочаптико» (садить, вырастить), «чо-ко» (жернова). Широкое распространение имело собирательство корня сараны, ягод, орехов. Земледельческая культура селькупов, как и их ремесленное производство, была утрачена под воздействием возрастающей конкуренции с привозными продуктами русского производства. Закупать хлеб, ткани, гончарные и металлические изделия оказалось выгоднее, чем производить их в местных условиях. Кроме того, определённую роль, очевидно, сыграла колониальная политика русских властей, которые были заинтересованы в селькупах, как поставщиках ценной пушнины, полностью зависимых от русского импорта, но селькупы как самодостаточный этнос были им не нужны.

Читайте также:  Какие продукты наиболее аллергичны

Растительное сырьё дополняло основной — мясо-рыбный пищевой рацион. Выпекались лепёшки из ячменной муки («мыр-са») и сараны («тогул»), приготовлялось собственное хлебное вино («уль»). Одним из распространённых блюд была заквашенная в бруснике рыба. Обычной пищей являлось варёное и сырое мясо, варёная или запечённая на огне рыба.

Традиционная общественная структура селькупов существенно изменилась под воздействием российской и советской государственности. В XVII веке ещё различались «лучшие люди» (сомаль-кумыт), «богачи» (коумде), «простые люди» (манырелькумыт), «нищие» (сегула), «рабы» (кочгула). Во главе отдельных общин стояли «богатыри» (сенгира) и «князцы» (кок). Особую роль играли шаманы, часто выступавшие вождями общин и целых военных объединений.

В XVIII веке селькупы были обращены в православие. Тем не менее, в их мировоззрении сохранилась традиционная языческая основа. К примеру, по представлениям селькупов, Вселенная делилась на Неба (Ноп), Землю (хозяйкой которой выступает Илынта Кота — «Старуха Жизни») и Преисподнюю (Кызы). Все три сферы связаны рекой, по которой на семивесельной лодке «ронтык» шаман может спуститься в Нижний мир, а также деревом, по зарубкам или ветвям которого шаман взбирается в Небо. Среди шаманов («тэтыпы») выделяются «сумпытыль куп» (камлающий в светлом чуме) и «камытырыль куп» (шаманящий в тёмном чуме). Шаманы непременно обладали музыкальным и поэтическим даром — каждой весной на празднике Прилёта Птиц шаман исполнял новую песню.

Согласно этнографическим исследованиям[10], в древности селькупы практиковали обряд воздушного погребения.

В 1911-1912 и 1914 годах изучением языка, фольклора, бытовой культуры и традиционного жизненного уклада селькупов занимались экспедиции финского лингвиста и этнографа Кая Рейнгольда Доннера (1888-1935).

В настоящее время богатая и самобытная культура селькупов все больше уступает место современным стандартам. Сохранению традиций, помимо общеизвестных причин, препятствует и территориальная разобщённость народа — три его части относятся к различным административно-территориальным образованиям, и контакты между ними затруднены. Селькупы — один из народов, целостность и культура которых находятся на критической грани. В течение 20 столетия численность селькупов сократилась почти вдвое.

Селькуповеды[править | править код]

  • Григоровский, Николай Петрович
  • Прокофьев, Георгий Николаевич
  • Прокофьева, Екатерина Дмитриевна
  • Кузнецова, Ариадна Ивановна
  • Хелимский, Евгений Арнольдович
  • Быконя, Валентина Викторовна
  • Степанова, Ольга Борисовна
  • Кай Рейнгольд Доннер

См. также[править | править код]

  • Народы Арктики

Примечания[править | править код]

Литература[править | править код]

  • Селькупы. Очерки традиционной культуры и селькупского языка. Томск, 2012.
  • Боброва А. И.Селькупы XVIII-XIX вв. (по материалам Тискинского могильника). Томск: Издательство Томского университета, 2007.
  • Селькупы // Сибирь. Атлас Азиатской России. — М.: Топ-книга, Феория, Дизайн. Информация. Картография, 2007. — 664 с. — ISBN 5-287-00413-3.
  • Селькупы // Народы России. Атлас культур и религий. — М.: Дизайн. Информация. Картография, 2010. — 320 с. — ISBN 978-5-287-00718-8.
  • Селькупы / Тучкова Н. А. // Румыния — Сен-Жан-де-Люз. — М. : Большая российская энциклопедия, 2015. — С. 706—707. — (Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов ; 2004—2017, т. 29). — ISBN 978-5-85270-366-8.

Ссылки[править | править код]

  • Селькупы в XVII—XX веках
  • Фотографии — Фатеев И. С. Селькупы реки Тым 1938, 1940 годы
  • Селькупы на сайте Ассоциации коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока (недоступная ссылка)
  • Этническая идентификация южных селькупов (реферат)
  • Народ селькупов или лесных людей на Ямале
  • Рыбак селкуп из Западной Сибири

Источник

радиционная кухня — это то, что, в отличие от языка, песен, образа жизни осталось в повседневной жизни современных селькупов. Многие блюда они не только сохранили, но и «приучили» соседей-русских к своей еде. До XX века селькупы ели практически одну только рыбу и дичь. На выращивание овощей и присмотр за скотом просто не оставалось времени. За столетия этот народ придумал самые разные способы приготовления и заготовки рыбы: её коптят, солят, вялят, жарят, варят, сушат, а раньше квасили в ягоде. Приходившие на обские земли русские и казаки перенимали у местных не только секреты рыбалки и охоты, но и рецепты.

Недалеко от Парабели, в селе Нарым, живет Людмила Денисовна Щадрина, она, как и две её сестры, наполовину селькупка. Людмила участвует в культурных событиях Парабели, пишет стихи на русском и селькупском, через свои стихотворения и загадки Людмила рассказывает местным детям об обычаях и образе жизни остяков.

Людмила говорит, что среди современных остяков много тех, кто не любит рыбу вообще. При этом основные рецепты все равно передаются молодым поколениям, и почти каждый, даже не селькуп, знает, как сварить уху или пожарить рыбу. В некоторых семьях часто экспериментируют с новыми продуктами, специями и изменяют старые рецепты. Например, готовят налима в кляре с овощами или салат хе из судака.

— Сейчас русские готовят чушь и думают, что это русское слово, хотя название этого блюда селькупское и переводится как мороженая рыба. В детстве мы обухом топора разбивали окуня или щуку и макали в соль. А теперь так едят стерлядь или осетра, нарежут, почистят и приправляют солью с перцем. Кто на рыбалку ездит летом, готовит чапсу. Не будешь же всегда уху варить. Наловил окуньков или щучек, распластал на половинки, насадил на палочку и пожарил.

Пожилые селькупы уже не ходят на рыбалку и охоту, а их детям это чаще всего уже неинтересно. Для традиционных блюд они покупают рыбу или дичь у соседей, и, хотя в деревнях её продают достаточно дёшево или отдают даром, многие переходят на продукты из магазина. Людмила Денисовна рассказывает, что её детстве такой проблемы не существовало.

Читайте также:  Какие продукты исключить от целлюлита

— У нас в семье отец умер рано, но после его смерти мы еще несколько лет снимали заготовленную им сухую солёную рыбу с чердака. Даже если голодный год и рыбы нет, то эта рыба спасала. Пришлось всячески выкручиваться, ходили к рыбакам, и они отдавали часть. А когда подросла, неудобно стало ходить, мне казалось, что это, как попрошайничество. С 9–10 лет стала сама сети ставить, ловила и на удочку, и бреднем, и неводом. Когда моему внуку исполнилось восемь лет, мы решили, что пора и его научить.

Хотя повседневная селькупская еда могла быть совсем скромной, остяки не испытывали дефицита витаминов. Они собирали все съедобные и полезные ягоды: чернику, бруснику, голубику, калину, малину.

— Варенье мало делали, так как не было сахара. Мама варила голубику, она хранилась, а, как сахар появлялся, то добавляли и разогревали, и получалось очень вкусно, — вспоминает Людмила Денисовна.

Праздничным блюдом остяки считают «чиненку» – фаршированную рыбу, её сложнее готовить. Язя или щуку очищают от чешуи, отрезают голову, мясо вынимают и перекручивают, а шкурку выворачивают наизнанку, сохраняя брюшные плавники, чтобы форма держалась. Когда вытаскиваются потроха, следят, чтобы не лопнула желчь. К перекрученному рыбному филе добавляют лук, чеснок, соль, перец, яйцо, сырой рис. Этой смесью заполняется шкурка и запекается в духовке.

— На праздники пекут пироги с нельмой или налимом. И раньше, и сейчас не один стол не обходится без рыбных котлет, — рассказывает Людмила Денисовна, — Дочь моя хорошо их готовит и внук умеет. Когда мясорубок еще не было, рыбу мелко рубили. Рыбу жарили нечасто, так как растительное масло было дорогое, либо использовали рыбий жир.

Мы съездили в Нарым, чтобы встретиться с сестрой Людмилы — Раисой. В семье она больше всех любит готовить и не представляет свою жизнь без рыбы. Раиса приготовила традиционное селькупское блюдо – порсу (уха из сушёной рыбы) и рассказала нам рецепты блюд, по которым готовят в её семье.

Cелькупы
cохранить как…

Источник

Сельку́пы (селькуп. сёльӄуп, суссе ӄум, чумыль-ӄуп, шельӄуп, шешӄум; устаревшее — остяки-самоеды) — народ, живущий на севере Западной Сибири. До 1930-х их называли остя́ко-самое́дами.

Численность и расселение

Селькупы живут на севере Томской (1787 чел.) и Тюменской (1857 чел.) областей (в частности, в Ямало-Ненецком АО — 1797 чел.) и в Красноярском крае (412 чел.).

Предположительно с XVII века селькупы разделены на две территориальные группы — южную (нарымскую) и северную (тазовско-туруханскую). Южные (нарымские, или среднеобские) селькупы являются прямыми потомками носителей кулайской культуры, существовавшей в Среднем Приобье в V в. до н. э. — V в. н. э. С этой историко-культурной общностью исследователи связывают происхождение всех народов самодийской языковой подгруппы. Непосредственным преемником кулайцев в Среднем Приобье, по мнению археологов, являлось население, создавшее рёлкинскую культуру (VI—IX вв. н. э.)[5]. Многие элементы хозяйственного уклада, орудий труда и быта рёлкинцев имеют аналоги с селькупским этнографическим материалом.

Северные селькупы образовались в результате ухода в XVII в. части самодийского населения со Средней Оби на север, в бассейн Верхнего Таза и левого притока Енисея реки Турухан. Окончательное этническое оформление этнографической группы северных селькупов завершилось лишь в XIX веке. Наряду с собственно селькупским компонентом, в состав северных селькупов вошли семьи энецкого, кетского и хантыйского происхождения.

Селькупскими национальными административно-территориальными образованиями являются Красноселькупский район и Иванкинское национальное сельское поселение в Колпашевском районе Томской области.

Численность селькупов в России:

Численность селькупов в населённых пунктах (2002 г.)[6]:

  • Ямало-Ненецкий АО:
  • село Красноселькуп — 581;
  • посёлок Толька — 491;
  • село Ратта — 153;
  • село Толька — 136;
  • город Тарко-Сале — 103;
  • Томская область:
  • село Каргасок — 190;
  • город Колпашево — 153;
  • Красноярский край:
  • село Фарково — 237.

Язык и религия

Селькупский язык относится к самодийской группе уральских языков. Традиционные верования — анимизм, шаманизм, православие[7][8].

История

Остяк на ловле горностаев. Конец XVII века.

Впервые селькупы упоминаются в письменных источниках XVI века. В конце XVI века существовало племенное объединение селькупов, которое в русских источниках называется «Пегая Орда». Орда, насчитывавшая до 400 воинов и возглавляемая князцом Воней, оказывала упорное сопротивление дружинам русских воевод и их союзникам — кодским хантам. Воня состоял в унии с сибирским ханом Кучумом, но и после падения Сибирского ханства продолжал борьбу за независимость, отказываясь от уплаты русским ясака (дани). Лишь после сооружения в 1598 году Нарымского острога «Пегая Орда» была подчинена московскому царю. Часть селькупов ушла в северные земли, на р. Таз — тогда и началось формирование северной группы «остяко-самоедов». С тех пор северные и южные селькупы оказались разделены — между ними лежат земли, занятые ваховскими хантами и елогуйскими кетами.

В дорусский период у селькупов были распространены укреплённые городки «коч» («кэтты»), обнесённые рвом, валом и частоколом; подступы к ним охранялись засеками с настороженными луками самострелами. Позднее селения строились без оборонительных сооружений, обычно на высоких берегах рек при устьях притоков, проток, стариц. Жилищами служили землянки «карамо», каркасно-столбовые дома, приваленные песком или дёрном («чуй-мо», «пой-мо»), у северных селькупов — чумы ненецкого или эвенкийского типа.

Главными отраслями хозяйства южных селькупов была охота и рыболовство, в качестве транспорта использовались лошади и собаки. У северных селькупов средством передвижения служила упряжка оленей (оленеводство было заимствовано селькупами у ненцев и эвенков). Рыболовство осуществлялось посредством крапивных сетей, запорных сооружений, крючково-остроговых снастей. Основными охотничьими орудиями являлись лук со стрелами, самострельные установки, давящие ловушки. Продукция промыслов составляла основу пищевого рациона, служила сырьём для изготовления зимней меховой одежды «парка», «сокуй», обуви «пеема».

Пушнина играла роль торгового эквивалента и средства уплаты податей. В XIX веке меновой единицей была связка из 10 беличьих шкурок «сарум». Росомаха или красная лисица приравнивалась к одной такой связке, песец или соболь — к трем. В XVII веке удачливый охотник за зимний сезон мог добыть до 200 соболей и 2000 белок. В пересчёте на деньги белка стоила 1-2 копейки, соболь — 1 рубль (на международных рынках того времени цена чёрных нарымских соболей доходила до 200-300 рублей за штуку). Необходимые селькупам привозные товары стоили относительно недорого: например, топор — 30 коп., речное дощатое судно — 5 руб. Во внутреннем обмене товарами служили также рыба, олени, лошади, луки со стрелами, лодки.

Читайте также:  Какие разнородные продукты питания совместимы при употреблении

В торговле с русскими на пушнину, рыбу, ягоды, орехи приобретались металлические предметы, оружие, ткань, пищевые продукты. Среди селькупов выделялись «таксыбылькуп» (товарные люди), занимавшиеся посреднической торговлей.

В дорусский период (до XVI века) у селькупов было высоко развито керамическое производство: из глины изготовлялась не только разнообразная посуда, но и курительные трубки, грузила для сетей, литейные формы, тигли, детские игрушки, культовая скульптура. С XVII века гончарство полностью исчезло. В это же время под воздействием торговли пришло в упадок местное ткачество, основанное на обработке крапивного волокна «саатчу» («сота»). Ремесленные товары селькупов не выдержали конкуренции с более массовой продукцией русского производства. У северных селькупов до недавнего времени сохранялось кузнечество; прежде селькупские кузнецы («чотрлькум») славились среди соседних народов умением изготовлять оружие, панцири, шлемы, маски, зеркала, украшения. В настоящее время среди северных селькупов наибольшей известностью пользуются мастера по изготовлению лодок-долбленок и мастерицы по пошиву меховой одежды.

Имеются свидетельства о занятиях в прошлом южных селькупов примитивным земледелием — разведением табака, возможно, ячменя («аариа»). В нарымском диалекте сохранились выражения, указывающие на древность местного земледелия — например, «кырачь меды» (расчищать лесную чащу), «выляль до-тьггы» (рыхлить землю), «сочаптико» (садить, вырастить), «чо-ко» (жернова). Широкое распространение имело собирательство корня сараны, ягод, орехов. Земледельческая культура селькупов, как и их ремесленное производство, была утрачена под воздействием возрастающей конкуренции с привозными продуктами русского производства. Закупать хлеб, ткани, гончарные и металлические изделия оказалось выгоднее, чем производить их в местных условиях. Кроме того, определённую роль, очевидно, сыграла колониальная политика русских властей, которые были заинтересованы в селькупах, как поставщиках ценной пушнины, полностью зависимых от русского импорта, но селькупы как самодостаточный этнос были им не нужны.

Растительное сырьё дополняло основной — мясо-рыбный пищевой рацион. Выпекались лепёшки из ячменной муки («мыр-са») и сараны («тогул»), приготовлялось собственное хлебное вино («уль»). Одним из распространённых блюд была заквашенная в бруснике рыба. Обычной пищей являлось варёное и сырое мясо, варёная или запечённая на огне рыба.

Традиционная общественная структура селькупов существенно изменилась под воздействием российской и советской государственности. В XVII веке ещё различались «лучшие люди» (сомаль-кумыт), «богачи» (коумде), «простые люди» (манырелькумыт), «нищие» (сегула), «рабы» (кочгула). Во главе отдельных общин стояли «богатыри» (сенгира) и «князцы» (кок). Особую роль играли шаманы, часто выступавшие вождями общин и целых военных объединений.

В XVIII веке селькупы были обращены в православие. Тем не менее, в их мировоззрении сохранилась традиционная языческая основа. К примеру, по представлениям селькупов, Вселенная делилась на Неба (Ноп), Землю (хозяйкой которой выступает Илынта Кота — «Старуха Жизни») и Преисподнюю (Кызы). Все три сферы связаны рекой, по которой на семивесельной лодке «ронтык» шаман может спуститься в Нижний мир, а также деревом, по зарубкам или ветвям которого шаман взбирается в Небо. Среди шаманов («тэтыпы») выделяются «сумпытыль куп» (камлающий в светлом чуме) и «камытырыль куп» (шаманящий в тёмном чуме). Шаманы непременно обладали музыкальным и поэтическим даром — каждой весной на празднике Прилета Птиц шаман исполнял новую песню.

Согласно этнографическим исследованиям[9], в древности селькупы практиковали обряд воздушного погребения.

В 1911-1912 и 1914 годах изучением языка, фольклора, бытовой культуры и традиционного жизненного уклада селькупов занимались экспедиции финского лингвиста и этнографа Кая Рейнгольда Доннера (1888-1935).

В настоящее время богатая и самобытная культура селькупов все больше уступает место современным стандартам. Сохранению традиций, помимо общеизвестных причин, препятствует и территориальная разобщённость народа — три его части относятся к различным административно-территориальным образованиям, и контакты между ними затруднены. Селькупы — один из народов, целостность и культура которых находятся на критической грани. В течение 20 столетия численность селькупов сократилась почти вдвое.

Селькуповеды

  • Григоровский, Николай Петрович
  • Прокофьев, Георгий Николаевич
  • Прокофьева, Екатерина Дмитриевна
  • Кузнецова, Ариадна Ивановна
  • Хелимский, Евгений Арнольдович
  • Быконя, Валентина Викторовна
  • Степанова, Ольга Борисовна
  • Кай Рейнгольд Доннер

См. также

  • Народы Арктики

Примечания

Литература

  • Боброва А. И.Селькупы XVIII-XIX вв. (по материалам Тискинского могильника)/ Томск : Издательство Томского университета, 2007.
  • Селькупы // Сибирь. Атлас Азиатской России. — М.: Топ-книга, Феория, Дизайн. Информация. Картография, 2007. — 664 с. — ISBN 5-287-00413-3.
  • Селькупы // Народы России. Атлас культур и религий. — М.: Дизайн. Информация. Картография, 2010. — 320 с. — ISBN 978-5-287-00718-8.
  • Селькупы // Этноатлас Красноярского края / Совет администрации Красноярского края. Управление общественных связей ; гл. ред. Р. Г. Рафиков ; редкол.: В. П. Кривоногов, Р. Д. Цокаев. — 2-е изд., перераб. и доп. — Красноярск: Платина (PLATINA), 2008. — 224 с. — ISBN 978-5-98624-092-3. Архивировано 29 ноября 2014 года.
  • Народы России: живописный альбом, Санкт-Петербург, типография Товарищества «Общественная Польза», 3 декабря 1877, ст. 485
  • Селькупы / Тучкова Н. А. // Румыния — Сен-Жан-де-Люз. — М. : Большая российская энциклопедия, 2015. — С. 706—707. — (Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов ; 2004—2017, т. 29). — ISBN 978-5-85270-366-8.

Ссылки

  • Селькупы в XVII—XX веках
  • Фотографии — Фатеев И. С. Селькупы реки Тым 1938, 1940 годы (недоступная ссылка)
  • Селькупы на сайте Ассоциации коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока
  • Этническая идентификация южных селькупов (реферат)
  • Народ селькупов или лесных людей на Ямале
  • Рыбак селкуп из Западной Сибири

Источник