Какой продукт проекта ты можешь предложить
Организация проектной деятельности в школе
В основе организации проектной деятельности учащихся лежит метод учебного проекта – это одна из личностно ориентированных технологий, способ организации самостоятельной деятельности школьников, направленный на решение задачи учебного проекта, интегрирующий в себе проблемный подход, групповые методы, рефлексивные, презентативные, исследовательские, поисковые и прочие подходы.
Учебный проект, с точки зрения учащегося,- это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможности.
Учебный проект, с точки зрения учителя,- это интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать следующие компетентности учащихся:
-анализа проблемного поля, выделение подпроблем, формулировка ведущей проблемы, постановка задач;
-целеполагания и планирования деятельности;
-самоанализ и рефлексия;
-презентации деятельности и ее результатов;
-готовить материал для проведения презентации в наглядной форме, используя для этого специально подготовленный продукт проектирования;
-поиска необходимой информации, ее систематизации и структуризации;
-применение знаний, умений и навыков в различных, в том числе и нестандартных ситуациях;
-выбора, освоения и использования технологии адекватной проблемной ситуации и конечному продукту проектирования;
-проведение исследования.
Из истории метода проектов
Основоположником педагогического метода проектов считается Дж.Дьюи (1859-1952 ), американский философ-прагматик, психолог и педагог.
С начала ХХ века метод проектов становится необыкновенно популярным в американской школе.
В 1910-е годы профессор Коллингс, организатор продолжительного эксперимента в одной из сельских школ штата Миссури, предложил первую в мире классификацию учебных проектов:
1. Проекты игр
2. Экскурсионные проекты
3. Повествовательные проекты
4. Конструктивные проекты
На рубеже 1910-20-х годов метод проектов входит в практику отечественной школы. Это история, полная драматизма. Сначала – «перспективный», а вскоре и «универсальный метод». Через пять с небольшим лет – «легкомысленное прожектерство». Так колебались оценки метода проектов в официальной педагогике.
Основные требования к проекту
Работа по методу проектов – это относительно высокий уровень сложности педагогической деятельности, предполагающий серьезную квалификацию учителя, и требования к учебному проекту – совершенно особые.
1. Поиск социально значимой проблемы – одна из наиболее трудных организационных задач, которую приходится решать учителю-руководителю проекта вместе с учащимися-проектантами.
2. Выполнение проекта начинается с планирования действий по разрешению проблемы ( с определения продукта и формы презентации ). Наиболее важной частью плана является пооперационная разработка проекта, в которой указан перечень конкретных действий с указанием выходов, сроков и ответственных. Но некоторые проекты (творческие, ролевые) не могут быть четко спланированы от начала до самого конца.
3. Каждый проект обязательно требует исследовательской работы учащихся.
4. Результатом работы над проектом является продукт. В общем виде это средство, которое разработали участники проектной группы для разрешения поставленной проблемы
Типология учебных проектов
Тип проекта | Цель проекта | Проектный продукт | Тип деятельности учащегося | Формируемая компетентность |
Практико-ориентированный | Решение практических задач заказчика проекта | Учебные пособия, макеты и модели, инструкции, памятки, рекомендации | Практическая деятельность в определенной учебно-предметной области | Деятельностная |
Исследовательский проект | Доказательство или опровержение какой-либо гипотезы | Результат исследования, оформленный установленным способом | Деятельность, связанная с экспериментированием, логическими мыслительными операциями | Мыслительная |
Информационный проект | Сбор информации о каком-либо объекте или явлении | Статистические данные, результаты опросов общественного мнения, обобщение высказываний различных авторов по какому-либо вопросу | Деятельность, связанная со сбором, проверкой, ранжированием информации из различных источников; общение с людьми как источниками информации | Информационная |
Творческий проект | Привлечение интереса публики к проблеме проекта | Литературные произведения, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильмы | Творческая деятельность, связанная с получением обратной связи от публики | Коммуникативная |
Игровой или ролевой проект | Предоставление публике опыта участия в решении проблемы проекта | Мероприятие (игра, состязание, викторина, экскурсия и тому подобное ) | Деятельность, связанная с групповой коммуникацией | Коммуникативная |
Этапы работы над проектом
Первый этап работы над проектом – ПРОБЛЕМАТИЗАЦИЯ. Процесс пойдет, когда исходная проблема проекта приобретет личностную окраску. Материалом для обсуждения может стать житейский случай, взаимоотношения, учебные интересы, хобби, личные проблемы. Из такой беседы должны появиться первые очертания будущей работы, ее неявно сформулированная цель.
Из проблемы проекта следует его тема, которая часто является краткой формулировкой исходной проблемы.
Следующий этап – ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ. Достижение цели проекта должно способствовать решению исходной проблемы. На этом этапе необходимо определить, каким будет ПРОЕКТНЫЙ ПРОДУКТ, решить, что будет создано для того, чтобы цель проекта была достигнута.
Далее надо СПЛАНИРОВАТЬ все шаги, которые предстоит пройти от исходной проблемы до реализации цели проекта. Для этого надо показать ученику алгоритм планирования, задав следующие вопросы:
Что необходимо сделать, чтобы достичь цели проекта? – ответ на этот вопрос поможет разбить весь путь от исходной проблемы до цели проекта на отдельные этапы и определить задачи.
Как ты будешь решать эти задачи? – определение способов работы на каждом этапе.
Когда ты будешь это делать? – определение сроков работы.
Что у тебя уже есть для выполнения предстоящей работы, что ты уже умеешь делать? – выявление имеющихся ресурсов.
Чего у тебя пока нет, чего ты еще не умеешь делать, чему предстоит научиться? – выявление недостающих ресурсов.
Последовательно отвечая на эти вопросы, ученик сможет разработать план своего проекта.
На этом этапе можно также воспользоваться следующей таблицей, чтобы убедиться, что все идет правильно:
Вопрос | Ответ |
Почему выбрана эта тема проекта | Проблема проекта |
Что надо сделать, чтобы решить данную проблему | Цель проекта |
Что ты создашь, чтобы цель была достигнута | Образ проектного продукта (ожидаемый результат) |
Если ты сделаешь такой продукт, достигнешь ли ты цели проекта и будет ли в этом случае решена его проблема | Существует ли необходимая связь между проблемой, целью и проектным продуктом |
Какие шаги ты должен проделать от проблемы проекта до реализации цели проекта | Перечисление основных этапов работы |
Все ли у тебя есть, чтобы проделать эти шаги (информация, оборудование и прочее для проведения исследований, материалы для изготовления продукта, чего не хватает, где это найти, что ты уже умеешь делать и чему придется научиться) | Развернутый план работы |
Когда ты будешь осуществлять все необходимое | Индивидуальный график проектной работы |
На следующем этапе будет проходить РЕАЛИЗАЦИЯ намеченного плана. Самым увлекательным во всей работе над проектом является создание проектного продукта.
После того как выполнены все запланированные шаги и сделан проектный продукт, необходимо написать отчет о работе над проектом
Далее предстоит ПРЕЗЕНТАЦИЯ проекта. Самопрезентация, умение в выгодном свете показать себя, не теряя при этом чувства меры,- важнейший социальный навык. Регламент презентации – 7-10 минут. Лучше, если текст презентации будет написан в виде тезисов.
Автору проекта надо быть готовым и отвечать на вопросы публики.
Формы продуктов проектной деятельности
WEB-сайт
Анализ данных социологического опроса
Видеофильм
Видеоклип
Выставка
Газета
Журнал
Игра
Коллекция
Макет
Описание и характеристика объектов и явлений
Логическая схема
Модель
Чертежи
План создания чего-либо (парка, дендрария)
Компьютерная программа
Карта
Мультимедийный продукт
Оформлени кабинета
Пакет рекомендаций
Письмо в …
Праздник
Публикация
Путеводитель
Серия иллюстраций
Сказка
Справочник
Сравнительно-сопоставительный анализ
Статья
Сценарий
Учебное пособие
Экскурсия
Урок-суд
«В помощь учителю»: тесты, кроссворды, выполненные в виде презентаций.
Паспорт проектной работы
1. Название проекта
2. Руководитель проекта
3. Консультант(ы) проекта
4. Учебный предмет, в рамках которого проводится работа по проекту
5. Учебные дисциплины, близкие к теме проекта
6. Возраст учащихся, на который рассчитан проект
7. Состав проектной группы (Ф.И. учащихся, класс)
8. Тип проекта (реферативный, информационный, исследовательский, творческий, практико-ориентированный, ролевой)
9. Цель проекта (практическая и педагогическая цели)
10. Задачи проекта (2-4 задачи, акцент на развивающих задачах!)
11. Вопросы проекта (3-4 важнейших проблемных вопроса по теме проекта, на которые необходимо ответить участникам в ходе его выполнения)
12. Необходимое оборудование
13. Аннотация (актуальность проекта, значимость на уровне школы и социума, личностная ориентация, воспитательный аспект, кратко – содержание)
14. Предполагаемые продукты проекта
15. Этапы работы над проектом (для каждого этапа указать форму, продолжительность и место работы учащихся, содержание работы, выход этапа)
16. Предполагаемое распределение ролей в проектной группе
Оформление проектной папки
Проектная папка (портфолио проекта) – один из обязательных выходов проекта, предъявляемых на защите (презентации) проекта. В состав ПРОЕКТНОЙ ПАПКИ входят:
1. Паспорт проекта
2. Планы выполнения проекта и отдельных его этапов
3. Промежуточные отчеты группы
4. Вся собранная информация по теме проекта
5. Результаты исследований и анализа
6. Записи всех идей, гипотез и решений
7. Отчеты о совещаниях группы, проведенных дискуссиях, «мозговых штурмах»
8. Краткое описание всех проблем, с которыми приходится сталкиваться проектантам, и способов их преодоления
9. Эскизы, чертежи, наброски продукта
10. Материалы к презентации (сценарий)
11. Другие рабочие материалы
Чтобы научить детей уже в 5 классе писать отчет о работе, можно предложить им в качестве черновика воспользоваться шаблоном.
ВВЕДЕНИЕ
Тема моего проекта
Я выбрал эту тему, потому что
Цель моей работы
Проектным продуктом будет
Этот продукт поможет достичь цель проекта, так как
План моей работы (указать время выполнения и перечислить все промежуточные этапы) :
Выбор темы и уточнение названия
Сбор информации (где и как искал информацию)
Изготовление продукта (что и как делал)
Написание письменной части проекта (как это делал)
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Я начал свою работу с того, что
Потом я приступил к
Я завершил работу тем, что
В ходе работы я столкнулся с такими проблемами
Чтобы справиться с возникшими проблемами, я
Я отклонился от плана (указать, когда был нарушен график работы)
План моей работы был нарушен, потому что
В ходе работы я принял решение изменить проектный продукт, так как
Но все же мне удалось достичь цели проекта, потому что
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Закончив свой проект, я могу сказать, что не все из того, что было задумано, получилось, например
Это произошло, потому что
Если бы я начал работу заново, я бы
В следующем году я, может быть, продолжу эту работу для того, чтобы
Я думаю, что я решил проблему своего проекта, так как
Работа над проектом показала мне, что (что узнал о себе и о проблеме, над которой работал)
Не обязательно использовать шаблон полностью, однако необходимо, чтобы ребенок проанализировал свои успехи и неудачи, отрефлексировал свои чувства и эмоции.
В старших классах отчеты о работе над проектом должны быть более развернутыми и глубокими.
ПЕРЕЧЕНЬ КРИТЕРИЕВ ОЦЕНИВАНИЯ ПРОЕКТОВ
1. Постановка цели и обоснование проблемы проекта
2. Планирование путей ее достижения
3. Глубина раскрытия темы проекта
4. Разнообразие источников информации, целесообразность их использования
5. Соответствие выбранных способов работы цели и содержанию проекта
6. Анализ хода работы, выводы и перспективы
7. Личная заинтересованность автора, творческий подход к работе
8. Соответствие требованиям оформления письменной части
9. Качество проведения презентации
10. Качество проектного продукта
Проблему перегрузки учащихся в ходе работы над проектом может решить ПРОЕКТНЫЙ УРОК. Это один из возможных способов. Ведь если проектная деятельность является образовательной технологией, то она должна быть применима на уроке. Исходя из того, что проектная деятельность основана на самостоятельной познавательной деятельности учащихся, проведение проектных уроков возможно при изучении тем, которые учащиеся могут в принципе изучить самостоятельно. Мини-проекты разрабатываются на одном уроке или на сдвоенных уроках. С помощью мини-проектов возможно изучение целых тем.
Проектные уроки могут проводиться по следующим схемам:
1. На одном (вводном) уроке осуществляется формулирование проблемной ситуации, затем из проблемной ситуации формулируется проблема проекта. Исходя из проблемы ставятся цель проекта (предполагаемый результат) и задачи по достижению цели (планирование деятельности). Собственно, это и есть проектирование, которому посвящается вводный урок. Работа по осуществлению проекта проводится во внеурочное время в качестве опережающего задания. На заключительном уроке проходят презентация разработанных проектов и рефлексия.
2. Если учащиеся настолько подготовлены, что могут самостоятельно сформулировать проблемную ситуацию, проблему, цель и задачи проекта, то на уроке могут быть проведены только презентация и рефлексия. Все остальные этапы работы над проектом проходят во внеурочное время в качестве опережающего домашнего задания. Учитель только консультирует проектные группы.
3. Все этапы работы над проектом осуществляются на уроке или на сдвоенном уроке
Безусловно, не каждый урок может и должен быть проектным. Но и на обычном уроке можно формировать отдельные проектные умения. Содержание учебного материала позволяет один урок посвящать умению анализировать проблемную ситуацию, другой – формулировать проблему, третий – ставить цель и формулировать задачи по ее достижению.
ПРОЕКТ «Жизнь замечательных детей. Ф. М. Достоевский»
Вид проекта по характеру доминирующей деятельности: творческий
По предметно содержательной области : монопроект по литературе
По количеству участников :индивидуальный
По продолжительности: длительный (1 месяц)
Форма представления :мультимедийный продукт, книга
АННОТАЦИЯ
Учебный проект «Жизнь замечательных детей. Ф. М. Достоевский» проводится в рамках внеклассной работы по литературе в 10 классе (до изучения творчества писателя). Работа над проектом позволила ученице больше узнать о семье Достоевских и детстве писателя, о пребывании писателя в Москве и Подмосковье, получить навыки самостоятельной работы с мемуарной литературой.
Практическая значимость проекта
Состоит в том, что знания, полученные при работе с мемуарной литературой, пригодятся во время написания сочинения по творчеству Ф. М. Достоевского.
Реализация проекта
Проводится сбор, анализ и обобщение информации из различных источников, оформляется материал по презентации.
Итоги
Главным итогом работы над проектом является то, что ученица выступила с рассказом о детстве Ф. М. Достоевского на уроках внеклассного чтения в 5-6 классах, показала свой фильм на уроке литературы в 10 классе.
Таким образом, использование проектного метода позволяет развить у учащихся
Познавательные навыки и способность к самообразованию;
Способность ориентироваться в современном информационном пространстве;
Целеустремленность и настойчивость, способность взять на себя инициативу и ответственность;
Критичность мышления, способность к анализу и обобщению информации.
Рекомендуемые страницы:
Воспользуйтесь поиском по сайту:
Как вы обычно ищите идеи? Сидите в кабинете перед экраном и работаете с тем, что приходит на ум? Возможно, собираете в приемной самых толковых сотрудников и ставите задачу? Или сёрфите по сайтам, обращаетесь к Google и даже следите за новыми событиями в вашей отрасли? Вот альтернативные упражнения для поиска идей и разработки новых решений.
Раскадровка
Метод позаимствован из киноиндустрии. По умолчанию, у вас есть команда, где каждый сотрудник отвечает за свое направление, взаимодействуя при этом с другими людьми и являясь частью непрерывного бизнес-процесса. Техника раскадровки позволяет получить коллективный взгляд на ваш бизнес и увидеть проблемы с неожиданной стороны. Для этого все в команде должны написать свои идеи и оценки текущей ситуации на небольших стикерах. Необязательно полные или законченные предложения — просто мысли вслух.
Получив от всех идеи, начните размещать их на доске как прогрессию или сценарий вашего бизнес-процесса: сначала это, затем это. Параллельный взгляд с нескольких ракурсов и выстраивание разных точек зрения в непрерывную и связную серию поможет вам увидеть вашу компанию с новой стороны.
Mind mapping
Довольно распространенная и известная техника. Чтобы создать такую карту, запишите задачу или проблему в центре «листа идей». Затем разверните эту проблему, окружив ее терминами, которые лучше описывают то, что вам нужно.
Если ваша проблема связана с посещаемостью сайта, подойдут термины: «трафик», «контент», SEO и «стратегия». Когда на карте образуется первый слой, добавьте второй уровень к каждой из ваших потребностей, описывая, как вы могли бы решить эти индивидуальные минипроблемы. Продолжайте добавлять к своей карте, используя приведенные выше шаги, пока вы не разделите свою проблему на управляемые части.
Групповой эскиз
Вам не нужно быть художником или дизайнером, чтобы извлечь выгоду из эскизов. Визуальное мышление помогает инициировать и развивать идеи, которые обсуждение или описание могли бы оставить без изменений.
Групповой эскиз задействует иные отделы нашего мозга и подсознательно мотивирует участников на свежий взгляд на старые проблемы. В ходе мозгового штурма каждый член вашей команды нарисует изображение, связанное с центральным образом, с концепцией, идеей или темой, которую вы хотите исследовать дальше. Затем каждый эскиз передается кому-то другому, который добавляет уже свои наброски на том же листе бумаги. Это повторяется несколько раз по кругу всеми членами группы. Затем окончательные изображения рассматриваются и обсуждаются. Дополнительный плюс — подобная техника создает достаточно позитивную и непринужденную атмосферу, что способствует нахождению креативных идей.
Word banking
Достаточно пафосный термин для обычной игры в ассоциации, пусть и немного более продвинутой. Обычно такая игра фокусируется на вербальных парах. Word banking требует от вас формирования больших групп терминов и ассоциативных цепочек. Создание такого «банка» помогает декомпозировать проект на четкие направления и проследить связи между ними.
Scamper
Техника дословно переводится как «пробежка» и подразумевает, что вы подстегиваете генерацию идей через некоторую поспешность и поверхностность взгляда, при этом расширяя горизонт рассматриваемых проблем и процессов. В рамках скампера вы определяете для себя ряд направлений, а затем рассматриваете их под разными углами. Например, что произойдет с проектом, если мы поменяем X на Y? Какие изменения необходимо внести для адаптации этого проекта к другому контексту? Какие другие применения может иметь этот продукт? Что мы можем удалить из проекта, чтобы упростить его? При этом не требуется сразу углубляться в проблему (это оставим на этап планирования): чем больше вариантов набросать, тем больше шансов открыть новые возможности.
SWOT
Неотъемлемый инструмент любого бизнес-плана, SWOT-анализ также может использоваться для производства креатива. Сильные и слабые стороны, возможности и угрозы могут быть не только у рабочего бизнеса, но и у каждой отдельной идеи. И когда вы запускаете фантазию, это может стать своеобразным тестом на прочность.
Ваш SWOT не должен быть таким сложным, как мозговой штурм. Фактически это могут быть просто четыре столбца на доске во время совещания. Например, если вы думаете о новом дизайне, спросите людей, что им больше всего нравится и не нравится. Что должно быть еще и какие работы конкурентов вам стоит учесть?
«Шесть шляп»
Этот забавный инструмент для мозговых штурмов был изобретен Эдвардом де Боно, психологом, автором и консультантом, в 1985 году. Рекомендую прочитать его книгу или хотя бы статьи, посвященные данному методу.
Шесть шляп мышления — это шесть ключевых «точек зрения», включающих в себя проблемы управления, данных, эмоций, критики, оптимизма и креатива. Когда вы подходите к новой проблеме или проекту, каждый член вашей команды выбирает себе одну из этих «шляп» и играет соответствующую роль.
Метод помогает сфокусировать обсуждение и рассмотреть проект с разных ракурсов. Вначале может показаться неудобным временно принять очень узкую и специфическую форму мышления, но крайности помогают командам изучить проект или идею со всех сторон.
Zero draft
Этот метод позаимствован у писателей. Перед началом любого проекта требуется проверить самого себя на знание темы и понимание потенциальной проблематики. Для начала нужно записать все, что вы знаете о предмете сейчас, что вам нужно или что хотите узнать, почему тема важна.
Добавьте еще что-нибудь, что вас заинтересует — это шанс зафиксировать все, что вольно плавает в вашей голове. Не беспокойтесь, если все будет выглядеть сумбурно и коряво: цель состоит лишь в том, чтобы обойти ментальный блок, который часто поражает творческих профессионалов на ранних этапах.
«Розовые единороги»
Этот метод построен на поощрении безудержного воображения вашей команды. Попросите участников мозгового штурма дать простор фантазии и начать выдвигать самые безумные идеи. Пусть расскажут о самых недостижимых, экстремальных и непрактичных решениях, которые они могут придумать для данной проблемы. Создайте список из нескольких десятков пожеланий, а затем рассмотрите и обсудите идеи подробно, с целью построения новых, но уже более реалистичных концепций.
Что делает предложенные решения такими уж невозможными? Как можно добавить реализма? Какие особенности этих фантазий могли бы воплотиться или интегрироваться в текущий проект? Вы сами удивитесь, когда обнаружите, что у некоторых на первый взгляд безумных идей может быть вполне практическая отдача.
Искусственные связи
Это упражнение включает в себя принудительное соединение идей, которые служат совершенно разным потребностям или интересам для формирования новой концепции. Использование данного метода привело к появлению таких вещей, как часы Apple, швейцарский армейский нож, смартфоны или даже диван-кровати.
Чтобы применить этот метод на практике, принесите сумку случайных предметов на следующую встречу или составьте два списка несвязанных предметов на доске. Попросите членов команды выбрать что-то и изучить различные способы их объединения. Этот метод дает много довольно глупых результатов, но в конечном итоге это полезный способ вывести вашу команду из творческого тупика.
«Силы зла»
Как известно, все серьезные организации периодически нанимают хакеров, чтобы взламывать свои системы и заранее находить их слабые стороны. Этот «обратный» подход к безопасности — один из самых эффективных для устранения потенциальных проблем. Аналогично можно направить мозговой штурм на создание искусственных сложностей для вашего бизнеса. Точно выяснить, что конкретно нужно сделать, чтобы гарантированно завалить проект.
Подумайте, как взломать вашу компанию, чтобы узнать, где ее слабые стороны. Скажем, у маркетолога есть много каналов продвижения в распоряжении. В режиме «сил зла» он сразу предложит следующее: избегать гиперссылок в рекламе, испортить дизайн сайта, сделать невнятное описание продуктов, поломать навигацию, добавить критики, убрать картинки. Очевидно, что это все ужасные идеи, если ваша цель — продвигать продукт. Но это отличные отправные точки для поиска новых решений.
«Письмо счастья»
В этом упражнении все участники мозгового штурма записывают несколько простых идей для решения какой-то видимой ему проблемы. Затем это письмо счастья передается кому-то другому, читатель добавляет свои собственные идеи. Этот процесс повторяется до тех пор, пока у каждого из участников не закончатся идеи. Затем можно начать непосредственное обсуждение. Преимущество метода — возможность тщательно продумать свои мысли и идеи. Это позволяет избежать доминирования идей кого-то одного и обсуждения только узкого списка проблем.
Ни один из вышеперечисленных способов по отдельности не гарантирует вам рождения блестящих идей в первые же полчаса. Но их чередование позволяет заметно обновить атмосферу в коллективе, вовлечь сотрудников в процесс развития вашего бизнеса. Все это даже важнее, чем может показаться на первый взгляд. Мир современного бизнеса стал глобально инновационным не только в смысле хай-тека. Это глобальная эволюция «предпринимательского духа», где генерация идей и процесс их непрерывного воплощения стали залогом выживания. Компании, которые застывают в своем развитии, просто обречены уступать свою нишу более гибким и продвинутым конкурентам.
Ну и в финале немножко бытовых советов:
Заметки
- Во время мозгового штурма сессии должны быть открытыми, свободными от различных предрассудков. Они должны вовлекать самых неожиданных советчиков.
- Ищите идеи на стороне: объявите конкурс, добавьте мотивации и немного скандальных вбросов, посмотрите, что из этого выйдет.
- Чтобы вам ни пришло в голову — записывайте. Заведите небольшой блокнот и регулярно его обновляйте. Вы удивитесь, когда увидите, что там накопилось уже через полгода.
- Позаимствуйте идеи у других — смотрите блоги конкурентов и следите за выставками и презентациями в индустрии.
- Если быть чересчур требовательным и критичным к себе, то это серьезно ограничивает фантазию.
- Почаще задавайте вопрос: чем именно вы отличаетесь от остальных? Чего именно вы хотели бы достичь?
- Социализируйтесь. Чем больше вы общаетесь, тем больше шансов найти свежие идеи.
- Больше читайте книги. Часто это источники бесценной информации и оригинальных идей.
- Сделайте перерыв — усталость мешает творчеству. Возьмите отпуск, попробуйте найти новые впечатления и завести свежие знакомства.
Александр Ермаков, сооснователь и глава направления ICO в компании Next Tech