Какой продукт называли на руси вторым хлебом

Дарья Хомич  ·  20 апреля 2019

181

Откуда появились шутки про Беларусь и картофель?

Младший научный сотрудник

Отвечу как белорус и как человек который любит картофель. 

Тут много факторов. 
Во-первых, белорусы традиционно занимают одно из первых мест по производству и потреблению картофеля. Более свежих данных не нашел, но в 2005 году каждый белорус в среднем за год съел 181 килограмм этого чудесного продукта. То есть включая младенцев, каждый употребил около полкило корнеплода за день. Что, согласитесь, внушительно. 

Во-вторых, белорусская национальная кухня. Многие люди,  в том числе и сами белорусы, считают картофель главным и чуть ли не единственным продуктом из которого блюда этой кухни готовятся. (Между прочим, это далеко от истины.)
Символом и главным блюдом нашей кухни являются пресловутые драники, сами понимаете из чего.

В-третьих, стереотипы. «Бульбаши» и прочие милые вещи. И на этой почве можно ответить на ваш вопрос о том любят ли все, так же вопросом: «Все ли русские пьют водку?».

Прочитать ещё 1 ответ

Чем зимой на Руси занимались крестьяне-земледельцы?

Зимой готовились семена к посадке, чинился инвентарь, крестьяне занимали ремесленичеством (ткали, шили, плели корзины, лапти, резали по дереву, кости), а с появлением промышленности уходили в город на заработки.

Ну и, конечно, зимой ухаживали за скотом.

Почему в славянских странах во время любого приема пищи едят хлеб?

табачный недоэксперт, студент, повар и лютый задрот

Могу ошибаться, но вроде подобный вопрос уже задавался на квесче. Ну да ладно, выскажу свои предположения и мысли по этому поводу.  Я не слишком силен в истории, поэтому с радостью приму поправки.
В России на протяжении многих веков люди не слишком-то шиковали в гастрономическом плане, питаясь порой совсем бедно. Любая похлебка, как правило, сопровождалась куском хлеба, и, как мне кажется, делалось это не из-за невероятных вкусовых сочетаний, а по простой надобности получить как можно больше калорий. Так же не стоит забывать о существовавшем на территории славянских стран эдакого «культа хлеб», ну просто вспомните как много существует пословиц и поговорок посвященных хлебу. Ещё вероятно играет роль географическое расположение России и смежных стран — лютые морозы и невыносимые засухи, выращивать что-то более нежное в плане климатических требований весьма трудно. Но это не точно.

Прочитать ещё 2 ответа

Что произойдет с растением картофеля, листья которого объел колорадский жук?

????????????????????☘???????????? — lafa.ru — семена, луковицы, рассада, саженцы и крупномеры. Лучшие…  ·  lafa.ru

Когда куст картофеля объедают личинки колорадского жука (листву едят именно личинки, а не сами жуки), то растение практически останавливается в развитии. Если листва была уничтожена полностью, то процессы фотосинтеза не идут — ведь нет листовых пластинок. Соответственно, питание к корневой системе поступать перестает. От куста остаются одни голые стебли, от которых проку мало.

Многое зависит от того, на какой конкретно стадии вегетативного периода находилось в этот момент растение. Если набег произошел до цветения, то урожая гарантированно не будет, ведь клубеньки еще только-только завязались.

Если жуки отложили яйца в момент цветения или сразу после него, то кое-что собрать удастся, но очень немного. Дело в том, что после потери листвы клубни сразу останавливаются в росте и более не растут. Когда же нападение колорадского жука произошло достаточно поздно, уже в самом конце сезона, потери будут не столь велики, ведь клубни уже почти совсем сформировались.

Больше всего колорадский жук любит пасленовые культуры. После уничтожения картофельной ботвы он перекочует на помидоры, баклажаны, перцы, а потом и на кабачки с тыквами. Чтобы этого не произошло с вредителем нужно бороться самыми решительными мерами.

Как северные народы обходились без овощей и фруктов?

Но не Горбачёв.
КМС по безделью, алкоголик средней руки, обожаю блины со…

Обходились разнообразием морепродуктов, а также мясной пищей домашних и диких животных. При этом у них должны были расти дикие ягоды, морковь, яблоки, репка. Ну и на запивон молоко, медовуха и насыщенный витаминами эль) насколько известно, у них рацион пищи был не менее богатым, чем у остальной Европы.

Источник

Какие блюда сегодня кажутся самыми русскими? Борщ, солянка, гречневая каша, свекла, морковь? Не говоря уж про картошку. Вот только всё это появилось позже. Так что же ели наши далекие предки на самом деле? Сегодня я расскажу Вам о самых странных на сегодняшний вкус древнерусских блюдах, которые Вас точно удивят!

из свободного доступа

Что ели богатыри при дворе князя Владимира?

Многочисленные былины о князе Владимире и богатырях очень часто упоминают княжьи пиры и застолья. А вот о том, чем на них угощали молчат – чаще всего это просто хлеб-соль. Так что же ели при Владимире Красное Солнышко на Руси? неужели и правда один хлеб? оказывается если бы князь попал за наш стол, то кроме яблок и груш практически ничего бы не узнал!

Главной едой в то время были хлеб, каши и мясо. Но князь и его богатыри ели вовсе не привычные нам каши: манная появилась гораздо позже. как и слово «рис» — оно стало известно в России только в конце XIX века, а до этого эту крупу называли «сарацинским зерном» или «сарацинской пшеницей». затем название преобразовалось в более знакомое «сорочинское пшено». Рисовая каша обычным жителям Руси была недоступна, так может ели привычную нам гречку? Но и гречка не была нашей кашей!гречкой ее прозвали, потому что к нам ее завезли из Византии в 7 веке, а вот в самой Греции ее звали турецким зерном, в Германии — языческим зерном. а в Европе — и вовсе — арабским! вобщем Гречка как и рис на княжеском столе конечно бывала, а вот простые люди себе позволить ее могли только по очень большим праздникам, да и то далеко не все. Так что же за кашу ели наши предки во времена княза Владимира?А ели они пшёнку и овсянку! Вот только их пшенка и овсянка была совсем не похожа на наши! это были не овсяные хлопья, а каша, из цельного овса, распаренная в печи. Пшеничная каша тоже делалась из цельного зерна.

Самое русское блюдо

А хотите рецепт самого странного и одного из самых древних русских блюд? Если вам хочется попробовать что-то действительно необычное, но исконно русское, возьмите березовое полено, снимите с него толстую кору, а потом – тонкую. Именно тонкая часть пойдет на кашу.

Берёзовая каша, из свободного доступа

Ее нужно залить водой и варить, пока консистенция блюда не станет похожей на манную кашу. При подаче ее можно посолить по вкусу. Впрочем березовую кашу варили также из трухи и березовых сережек! Еще одно исконно русское блюдо — Смоква. Название странное, а продукт более-менее понятный. это было лакомство темного цвета, специально загущенное и представлявшее собой нечто среднее между пастилой и мармеладом. Готовили смокву из яблок и рябины. при князе Владимире еще не было ни морковки, ни капусты, не говоря уже о помидорах, огурцах, перце, тыкве и даже свекле, которая кажется нам одним из самых русских овощей. Да что там свекла, у князя на столе не было даже репчатого лука, который появится только в следующем столетии! А что же тогда ели? Редьку! вот только была она гораздо крупнее -до 10–12 кг.

из свободного доступа

Ее варили, жарили, пекли с ней пироги. Была даже поговорка о семи блюдах из редьки: «Редька териха (тертая), редька ломтиха (ломтиками), редька с квасом, редька с маслом, редька куском, редька бруском и редька целиком». Вобщем, вы помните поговорку — «Надоело хуже горькой редьки». Видимо слишком часто нашим предкам приходилось ей питаться. Вторым хозяином на столе у славян была — репа! Кстати само слово репа — мы похоже заимствовали у римлян, вместе с самим растением! один из самых древних русских продуктов — горох. Не зря про невероятно далекие времена говорят, что это было при царе Горохе. в древности из него варили кашу, мололи муку и пекли блины и пироги из горохового теста, и с гороховой начинкой.

Читайте также:  От каких продуктов повышается глюкоза

Кисельные берега

Еще одно исконно русское блюдо и кстати одно из самых популярных — кисель! и это вовсе не привычный нам десерт — кисель на Руси не пили, а резали и ели! первое письменное упоминание киселя есть в лаврентьевской рукописи конца 10 века. изначально кисель первое блюдо или второе, как каша! Кисель русских сказок, из которого были «сделаны» берега молочных рек, варили из овсяной муки. Ее заквашивали так же, как тесто. Кисель и называется киселем, потому что он кислый, заквашенный. Закисшую муку разбавляли водой и варили. При этом получалась плотная кисловатая масса, которую можно было резать ножом. ну а как же — самое русское блюдо — борщ? Владимир Красно Солнышко о нем и не догадывался! оказывается на Руси не было супов. Знаменитые борщ и солянка появились только в 15-17 веках. Зато была «тюря» — предшественник супов и современной окрошки: квас или молоко, заправленный хлебом или сухарями. Хлеб — батюшка на столе наших предков вообще занимал особое место.

Кисель, из свободного доступа

Но и он в те далёкие времена был совсем не таким как сегодня, в древности хлеб пекли без дрожжей! Но не пугайтесь, на самом деле стол наших предков был вовсе не так пугающе однообразен! ели очень много дикорастущих растений и грибов. Собирали и сушили дикий щавель, ели лебеду, собирали травы, ели корни разнообразных дикорастущих растений, таких как пастернак, козлобородник, чистец. Да и грибов и ягод было в достатке. Так что на столе, за которым сидели князь и Добрыня Никитич, пусто не было.

Что ели при дворе основателя Москвы?

Ну а что было на праздничном столе у правнука князя Владимира, основателя Москвы Юрия Владимировича Долгорукого. какие новые блюда появились в 12 веке?

из свободного доступа

За полтора столетия на столе правнука князя Владимира уже появился репчатый лук. «Лук от семи недуг» – говорили про него в народе. Лук начали разводить еще в древнем Египте, оттуда он пришел в Европу а потом и к нам. Была на столе князя и морковь, но тоже совсем не похожая на современную, – с белыми корнями — дикая. а в Европе морковь в то время еще считалась деликатесом, выращивать массово ее начнут только через 200 лет. Еще одним новым овощем в 12 веке стала — казалось бы такая русская свекла.

из свободного доступа

Так вот, само слово — греческое, и завезли ее византийцы, которые ее называли «сфекели» — от «сфера» – шар. С самого начала у свеклы ели листья, а уже потом — корнеплоды. Тогда же на Руси появился и новый — свекольный квас! это было излюбленное средство от похмелья. Еще одно популярнейшее русское блюдо того времени упоминается еще у Гомера, да и у Пушкина Балда говорит: есть же мне давай варенную полбу! Полба – это особый неприхотливый сорт пшеницы, из которой и готовили кашу. Иногда ее ели просто так, иногда добавляли в нее масло или тот же изюм.

Чем отмечали победу в Невской битве?

Что изменилось спустя столетие, в 13 веке? что было на столе Александра Ярославича, когда он отмечал победу на Неве, после которой и получил прозвище Невский. Это сражение произошло 21 июля 1240 г., Александр не только успешно руководил сражением, но и сражался как рядовой воин, ранив предводителя шведов Биргера. После этого и устроили настоящий пир!

из свободного доступа

В июле на столе уже был горох, его варили и ели прямо в молодых стручках; первая молодая репа, редька, молодая капуста. корнеплодов свеклы еще нет, зато едят ее ботву. Один из самых вкусных старорусских супов так и назывался – «ботвинья», готовили ее с красной рыбой. В это время поспевают и лесные ягоды – малина, смородина, черника, ежевика, в Новгородской области – морошка, одна из самых вкусных ягод. В хорошую погоду будет и изобилие грибов. Кстати грибами тогда считали только те, которые снизу имеют пластинки, а все то, что мы сейчас относим к трубчатым грибам – подосиновики, маслята, белые – звали губами, так и писали «грибы и губы».В это же время сильнее всего пахнут пряные травы, лучшее время для их сбора – праздник Ивана Купалы, еще его зовут Иван Травник. Эти травы добавляли в еду и обязательно в квас, который так и назывался, в зависимости от добавленной травы, – мятный, тминный, зорьный.

из свободного доступа

На столе у князя были дичь и рыба из тех же Невы и Ижоры. Самой вкусной рыбой считался палтус. Пшенная каша с рыбой была одним из самых распространенных блюд. Ну и, конечно, пироги – с мясом, рыбой, творогом, кашей, ягодами. Пряности на Руси очень любили. к тому же у нас они были значительно дешевле, чем в той же Европе. Тем более, что дорога из Средней Азии в Европу частично шла через русскую землю, и у нас пряности были значительно дешевле. Иностранные путешественники немало удивлялись тому, что русские клали в еду столько пряностей, что, по мнению гостей, есть было невозможно. В это же время в Европе черный перец был настолько дорог, что им платили налоги и жалование солдатам. А на Руси пекли пряники, которые так и называются потому, что в них клали пряности, и побольше!Выпечка пряников была отдельным искусством. Доски – формы для печатных пряников резали специальные мастера, и доска хранилась долгие годы, переходя по наследству, пока совсем не приходила в негодность. А некоторые виды пряников лепили вручную, придавая им особую форму. Пироги тоже пекли с «уборами» – из теста сооружали целые картины – цветы, зверей, иногда даже города. Так что ели не только вкусно, но и красиво, чего и вам желаю…

Источник

Ни один из других видов пищи у русского народа не идёт ни в какое сравнение с хлебом. И в этом нет ничего удивительного, ведь хлеб – особый продукт. Он издревле служит основой питания русского народа. Это подтверждают, например, раскопки поселений так называемой Трипольской культуры на территории современной Украины. Остатки глинобитных домов с печами для выпечки хлеба, глиняные сосуды для хранения зерна, зернотерка – молчаливые свидетели того, что уже в третьем тысячелетии до нашей эры жители этого региона не были новичками в области хлебопечения.

На Руси основными зерновыми культурами издавна считаются пшеница, рожь, ячмень, просо, овес. Однако рожь русские люди узнали гораздо позже, чем пшеницу. К славянам она проникла, можно сказать, «нелегально». На русских полях рожь «поселилась» в посевах культурной пшеницы на правах сорняка и, как всякий сорняк, не пользовалась милостью земледельцев. Но так было до тех пор, пока крестьянин не заметил удивительную способность ржи выдерживать холода и непогодь. В иные годы, когда погибал урожай пшеницы, рожь спасала земледельца от голода. В конце концов она выделилась в самостоятельную культуру и уже к XI-XII векам на Руси ели в основном ржаной хлеб. Об этом, в частности, свидетельствует драгоценный в историко-бытовом отношении литературный памятник XI века «Житие протопопа Феодосия». Пшеницу летописец называет «чистым хлебом», который употреблялся монахами вместе с мёдом, как лакомство. Повседневно же хлеб выпекался изо ржи.

Читайте также:  В каких продуктах есть таурин для кошек

Хлеб всегда являлся основой богатства Руси. Славянская земля «родит рожь и пшеницу в громадном изобилии, – писал А. Олеарий. – Редко услышишь, чтобы в России была дороговизна на хлеб. В некоторых местах страны, где нет никакого сбыта хлеба, земля не обрабатывается вовсе, хотя бы была удобна к тому, и лишнего запаса хлеба не делают, довольствуясь тем, что нужно на год: ибо каждый знает, что всякий год соберёт свою богатую жатву. От этого бездна прекрасной, плодоносной земли остаётся без возделывания… В России повсюду находятся богатые пастбища, там во множестве разводят домашний скот: коров, быков, овец, которые продаются там весьма дёшево».

Роль хлеба в питании русских людей была настолько велика, что в неурожайные годы в стране начинался голод, несмотря на изобилие животной пищи. Российские леса всегда были богаты зверьём и птицей, а реки рыбой и водоплавающими. Однако мясо для русских не заменяло хлеба. Они почти нисколько не ценили естественное изобилие животной пищи и только хлеб считали главою всего.

В стародавние времена хлебом на Руси называли не только печёный хлеб, но и зерно. Хлебные злаки славяне употребляли в пищу либо в виде размоченных и поджаренных зёрен (крупа, сладь, пражмо), либо в виде муки, из которой на воде или молоке варили кашу, либо в виде хлеба, который выпекался в печи, или на раскалённых камнях. Из овса, ячменя, гречихи, проса, гороха в основном варили различные каши. Ассортимент их был чрезвычайно разнообразен. Кроме того муку, полученную из этих круп и бобовых, довольно часто использовали для выпечки хлеба, блинов и других мучных изделий.

Уже первые письменные источники свидетельствуют, что искусство выпечки хлеба в Древней Руси было весьма высоким. Так, в упомянутом «Житии протопопа Феодосия» блаженный Феодосии искусно печёт просфоры. Он же часто заходит в пекарню – с радостью помогает пекарям месить тесто и выпекать хлеб. Для размалывания зерна пользовались ручными мельницами – жерновыми поставами. При этом, если хотели получить «хлеба чиста зело», зерно размалывали более тщательно. Обмолоченное зерно хранилось в мешках или россыпью в клети дома, а также в специально вырытой для этой цели яме. Однако некоторые горожане, особенно имеющие отношение к хлебному промыслу, хранили жито в подклети дома, используя для этой цели бочки и бочонки.

Особенно любили на Руси кислый хлеб из заквашенного теста. Способы заквашивания теста были самые разные. Обычно в качестве закваски использовали пивную или квасную гущу, дрожжи или кусок старого теста. Каким был на вкус хлеб наших предков, можно судить по воспоминаниям архидиакона Павла Аленского, который в книге «Путешествие антиохитского патриарха Макария…» писал: «Мы видели, как возчики и другие простолюдины завтракали им (хлебом), словно это была превосходнейшая халва. Мы совершенно не в состоянии есть его, ибо… кисел как уксус, да и запах имеет тот же».

Вообще полностью доверять тем описаниям явлений русской жизни, которые оставили многие из иноземных путешественников, вряд ли стоит. По этому поводу известный русский историк В.О. Ключевский писал: «Незнакомый или мало знакомый с историей народа, чуждый ему по понятиям и привычкам, иностранец не мог дать верного объяснения многих явлений русской жизни, часто не мог даже беспристрастно оценить их».

Но как бы там ни было, по свидетельствам очевидцев, хлеб тех времен действительно был очень кислый. Процедура выпечки хлеба была довольно сложная, поэтому пекли его, как правило, один или два раза в неделю. Выглядело это примерно так. Вечером, до захода солнца, хозяйка, как правило, самая опытная в доме женщина (свекровь или невестка), начинала готовить квашню. Квашня была постоянно в работе и мыли её очень редко. Кстати, по этому поводу в народе ходило очень много шуток. Согласно одной из них женщина потеряла сковороду, на которой пекла блины. Целый год она искала пропажу и нашла только после того, как вымыла квашню.

Итак, квашню натирали солью, размешанной с закваской, заливали тёплой водой и бросали в неё кусок теста, оставшийся от предыдущей выпечки. Размешав закваску, доливали тёплую воду и засыпали из специального дощатого либо долблёного корытца просеянную через сито или решето муку. Затем тесто размешивали до консистенции густой сметаны, ставили квашню в тёплое место и сверху прикрывали чистым полотенцем.

К утру следующего дня тесто поднималось и его начинали вымешивать. Работа эта была довольно трудоёмкой и требовала сноровки. Вымешивали тесто до тех пор, пока оно не начинало отставать от стенок квашни и от рук. Затем его снова ставили в тёплое место и после того, как оно повторно подходило, снова вымешивали и разделывали на круглые гладкие хлебы. Давали им расстояться и только после этого сажали в печь. Под печи, где выпекался хлеб, устилали капустными либо дубовыми листьями. Пекли хлеб и без листьев. В этом случае лопату, на которой булки сажали в печь, посыпали мукой.

Перед выпеканием хлеба печь хорошо протапливали, а золу и угли выметали с пода метлой. Равномерный жар в русской печи способствовал хорошему пропеканию хлебов. Для того чтобы определить, готов ли хлеб, булку вынимали из печи и, взяв в левую руку, постукивали снизу. Хорошо пропечённый хлеб должен был звенеть, как бубен. Женщина, которая пекла хлеб, пользовалась в семье особым уважением. Та же хозяйка, что пекла хлеб лучше других, считалась самой домовитой и по праву гордилась этим. Особым искусством хлебопечения отличались монастырские пекари. Так, в Печерском монастыре была специальная группа чернецов во главе со «старшим пекущим», которые выпекали хлеб. Помещение, где ели монахи (трапезная), в Древней Руси называлось «хлебная келья».

Во все времена к труду пекаря на Руси относились с особым почтением и уважением. Об этом свидетельствует, в частности, такой факт. В XVI-XVII веках простых людей называли в быту и в официальных документах просто – Федька, Гришка, Митрошка. Мастеров же своего дела, коими являлись и пекари, именовали полным именем – Фёдор, Григорий, Дмитрий. Порой к имени прибавляли фамилии либо прозвища.

Пекарь должен был быть не только искусным мастером, но и честным человеком. За пекарями был особый догляд, тех же, кто допускал «подмес» или порчу хлеба, а тем более спекулировал им, сурово наказывали. В 1624 году была даже составлена специальная правительственная инструкция: «Память приставам, назначенным в Москве для смотрения за печением и продажею хлеба».

Грозой московских пекарей того времени были приставы («хлебного веса целовальники»). Известны даже имена некоторых из них – это Богдан Бекетов, Дорофей Иванов, Василий Артемов. Боялись их как огня. Всюду – на рынках и в пекарнях, в торбах у покупателей выискивали они доказательства против пекарей – «корыстолюбивцев». Взвешивали хлебы и проверяли их качество, чтобы «гущи и подмесу никакого не было отнюдь». Приставы имели широкие полномочия. Даже монастырские и дворцовые пекарни не были свободны от их контроля, наведывались они в боярские усадьбы и даже на митрополичий двор. За нарушения пекари строго наказывались, вплоть до телесных экзекуций. Правда, и от самих контролёров инструкция требовала абсолютной честности и беспристрастия: «Другу не дружить, а недругу не мстить и посулов (взяток) и поминков (подарков) от того не иметь, ни от кого ничего». Интересно, что к контролю за работой пекарей и пекарен привлекались и представители городской общественности. А участие в этой работе считалось делом исключительно почётным.

Читайте также:  Какие продукты могут вызвать газообразование у новорожденных

Лучшие русские тестоводы и пекари, мукосеи и калачники так преуспели в мастерстве хлебопечения, что нередко послы других государств отправляли российский хлеб в качестве особого лакомства к европейским дворам.

Процесс хлебопечения постоянно совершенствовался, расширялся и ассортимент различных видов печёных хлебов. Этому способствовало высокое искусство мукомольного дела на Руси. Так, во времена царя Алексея Михайловича вырабатывалось 25 сортов ржаной и 30 сортов пшеничной муки.

Среди мастеров хлебного дела в XVI-XVII веках различали: хлебников, ситников, саечников, калачников, крендельщиков (бараночников), блинников, кисельников, пряничников. И всё же основную роль в питании народа всегда играл ржаной или, как его ещё называют, «чёрный» хлеб. Он был значительно дешевле пшеничного – белого хлеба, да и сытнее. В предисловии к «Расходной книге патриаршего приказа кушаньям, подававшимся патриарху Адриану и разного чина людям с сентября 1698 по август 1699 г.» записано, что русские ели преимущественно ржаной хлеб. Название «хлеб» значило собственно ржаной. Пшеничная мука употреблялась на просвиры, а в домашнем быту – на калачи, которые вообще для простого народа были лакомством в праздничные дни. От этого и поговорка «калачом не заманишь», т.е. самым редким куском.

Однако не всякий ржаной хлеб был дёшев. Так, для выпечки «боярского» хлеба использовали ржаную муку особого помола, свежее масло, не перекисшее, а в меру сквашенное молоко, добавляли в тесто пряности. К такому хлебу не всякий и состоятельный человек мог прицениться, поэтому пекли его только по специальному заказу для особых случаев.

Из муки, просеянной через сито, пекли ситный хлеб. Он был значительно нежнее решётного хлеба, выпеченного из муки, просеянной через решето. Решётный хлеб считался самым распространённым на народном столе.

Лучшим же хлебом, который подавали на стол в богатых домах, был так называемый «крупчатый» белый хлеб из хорошо обработанной пшеничной муки.

Низкокачественными считались «пушные» виды хлеба. Их пекли из непросеянной муки и называли «мякиной».

В период неурожаев, когда не хватало запасов ржи и пшеницы, в муку подмешивали всевозможные добавки: морковь, свеклу, позднее картофель, а также дикорастущие – жёлуди, кору дуба, лебеду, крапиву и пр.

Согласно одной из легенд, некто Прохор из Смоленска в неурожайный голодный год указал людям способ приготовления суррогата хлеба из лебеды. Этим он спас себя и своих земляков, за что и получил прозвище Лебедник.

На юге и юго-востоке России со временем (XIX в.) посевы пшеницы постепенно вытеснили рожь. В результате местное население этих районов стало употреблять в пищу ржано-пшеничный (серый) или пшеничный (белый) хлеб. Это явление характерно и для наших дней.

В конце XIX века городское население обычно покупало хлеб у булочников, которые выпекали его в больших количествах и различных видов. В булочных и с лотков продавали подовый (в виде высоких толстых лепёшек) и формовый (имеющий форму цилиндра либо кирпича) хлеб. Разнообразны были и хлебобулочные изделия: калачи, бублики, баранки, крендели, печения и пряники. Многие из этих изделий готовились из сдобного теста, которого народная кулинария не знала. Сельские жители, как правило, редко лакомились этими изделиями. Их обычно покупали в городе для гостинца детям и за еду не считали. Городские же простолюдины довольно широко использовали всю эту выпечку для завтрака.

Особой любовью на Руси всегда пользовались калачи. Появились они очень давно и уже в древнерусском быту играли немаловажную роль. Калач был к месту на пышных пиршествах царей и в повседневном питании рядового горожанина. Их посылали в знак особого расположения царя патриархам и другим особам, имеющим высокое духовное звание. По свидетельству историков в день рождения Петра I гостям гостинной сотни и чернослободцам между прочими яствами было отпущено 240 калачей толчёных. Вместе с тем калачами одаривали нищих и заключённых по большим праздникам. Конечно, это уже были не царские калачи.

Отпуская слугу «в увольнение», барин, как правило, давал ему мелкую монету «на калач». В знак дружелюбия хлебами и калачами одаривались и иностранные посланники. Так, согласно одному из источников, некому англичанину Берроу по случаю были поднесены хлеб, шесть калачей, четыре сушёные щуки и мера овсяных круп.

Форма калачей была самая разная, в зависимости от фантазии пекаря и заказчика. Например, к столу Великого князя Василия подавали калачи и хлебы наподобие хомута.

Прекрасными калачами славились московские булочники. Широкой известностью среди них пользовался И. Филиппов. Филипповские булочные всегда были полны покупателей. Интересные воспоминания о самом Филиппове и о его булочных оставил В.А. Гиляровский в книге «Москва и москвичи». Давайте вместе с ним заглянем в одну из таких булочных: «В дальнем углу вокруг горячих железных ящиков стояла постоянная толпа, жующая знаменитые филипповские жареные пирожки с мясом, яйцами, рисом, грибами, творогом, изюмом и вареньем. Публика – от учащейся молодёжи до старых чиновников во фризовых шинелях и от расфранченных дам до бедно одетых рабочих женщин. На хорошем масле, со свежим фаршем, пятачковый пирог был так велик, что парой можно было сытно позавтракать».

Кроме пирогов, филипповские булочные прославились своими отменными калачами, сайками, а главное, чёрным хлебом, как свидетельствуют современники, прекрасного качества. «Прилавки и полки левой стороны булочной, имевшей отдельный вход, – вспоминает В А.Гиляровский, – всегда были окружены толпами, покупавшими фунтиковый чёрный хлеб и ситный». Сам И. Филиппов любил повторять: «Хлебушко чёрненький труженику первое питание». И вот что обидно – не сохранили мы этих пирожков, саек, калачей, ситного, фунтикового чёрного. Ушли они из нашей жизни вместе с теми далёкими временами. Сегодня на прилавках булочных их место заняли унылые батоны, плесневеющие буквально по дороге от магазина до дома, безвкусные, «клеклые» буханки чёрного хлеба…

Когда у И. Филиппова спрашивали: почему «хлебушко чёрненький» только у вас хорош? Он отвечал: «Потому что хлебушко заботу любит. Выпечка-то выпечкой, а вся сила в муке. У меня покупной муки нет, вся своя, рожь отборную покупаю на местах, на мельницах свои люди поставлены, чтобы ни соринки, чтобы ни пылинки… А всё-таки рожь бывает разная, выбирать надо. У меня всё больше тамбовская, из-под Козлова, с Роминской мельницы идёт мука самая лучшая. И очень просто!» Действительно, ничего сложного нет, просто с любовью человек относился к своему делу, знал ему цену и требовал этого же от своих подчинённых. И здесь нам ещё учиться и учиться у И. Филиппова.

Хлебобулочные изделия Филиппова пользовались славой и, естественно, большим спросом не только в Москве. Калачи и сайки ежедневно отправляли в Петербург к царскому двору. В Петербурге пробовали печь на месте «филипповские изделия», но ничего не получалось. И. Филиппов доказывал, что в Петербурге такие калачи и сайки не получатся: «Вода невская не годится!»

Обозы с его калачами, сухарями и сайками шли даже в Сибирь. По воспоминаниям В.А. Гиляровского «Их как-то особым способом горячили, прямо из печи замораживали, везли за тысячу верст, а уж перед самой едой оттаивали – тоже особым способом, в сырых полотенцах, – и ароматные, горячие калачи где-нибудь в Барнауле или Иркутске подавались на стол с пылу, с жару».

Читайте также:

    – откуда взялось выражение «с ним каши не сваришь»

Источник