Какой подход трактует личность как носителя общечеловеческих свойств

10 класс Тестирование по теме: Личность, межличностные отношения.+ Семья
1. Соотнести тип собеседника и определение.
А. В беседу он включается не сразу, ему нужно время, чтобы прежде обдумать, составить план своих действий.
Б. С легкостью переключаются на общение от любых других занятий, контактны, хотя легко отвлекаются.
В. Слушатель он обычно идеальный, говорит вдумчиво, старается подобрать наиболее точные слова, не любит, когда его перебивают.
Г. Ему приходят в голову десятки версий, которые, впрочем, легко сменяются другими.
Д. Не склонен к внешней коммуникации. Ему часто кажется, что его не поймут.
1) интроверт 2) ригидный 3) мобильный
2. Неповторимые свойства и своеобразие взаимосвязей между ними – это:
а) индивид б) индивидуальность в) личность
3. Семья в отличии от других малых социальных групп, характеризуется:
а) реальными контактами между членами, б) родственными отношениями, в) устойчивыми связями, г) общими традициями
4. Какой из подходов в трактовке личности лишний в перечне?
а) антропологический б) социологический в) персоналистический г) научный
5. Какой подход трактует личность как носителя общечеловеческих свойств?
а) антропологический б) социологический в) персоналистический г) научный
6. Соотнести понятие и определение.
А) устойчивый, а нередко и упрощенный образ какого-либо явления или человека, складывающийся в условиях дефицита информации
Б) это постижение эмоционального состояния другого человека, В) восприятие, понимание и оценка людьми социальных объектов
1) эмпатия 2) перцепция 3) стереотип
7. Дайте оценку следующим высказываниям:
А. С точки зрения российского психолога Л. С. Выгодского психологический и биологический возраст личности полностью совпадают.
Б. Масштаб времени, включающий события, которые были до жизни человека и будут после его смерти, называется историческим временем.
1) верно только А 2) верно только Б 3) оба высказывания верны 4) оба не верны
8. Высшей формой направленности личности называют:
а) стремления б) убеждения в) желания г) влечения
9. Семён интересуется историей. У него много друзей, среди которых он является неформальным лидером. Эти качества характеризуют Семёна как:
а) гражданина, б) личность, в) индивида, г) специалиста
10. Социальная группа, положение и поведение членов которой регламентируется нормативными документами, называется:
а) малой, б) большой, в) формальной, г) референтной
11. Индивидом человек становится:
а) после рождения; б) после получения образования; в) достигнув определённого возраста; г) заняв руководящую должность
12. Социализация человека начинается:
а) в детском возрасте; б) после получения образования; в) в результате начала трудовой деятельности; г) после достижения зрелого возраста
13. Верны ли следующие суждения о происхождении человека?
А) Человек является продуктом биологического развития; Б) Человек является продуктом культуры.
а) верно только А; б) верно только Б; в) верны оба суждения; г) оба суждения не верны
14. Общение протекает:
а) в микросреде; б) в макросреде; в) в малой группе; г) среди друзей; д) все ответы верны; е) все ответы не верны.
15. Интерактивная сторона общения — это:
а) обмен информацией между общающимися людьми; б) межличностное взаимодействие; в) восприятие, оценка и понимание людьми друг друга.
16. Человека, без сомнения изменяющего своё поведение в соответствии с групповым воздействием, называют:
а) конформистом; б) нонконформистом; в) коллективистом; г) самоопределяющейся личностью.
17. Социальная норма – это:
а) правило поведения; б) стандарт поведения; в) регулятор поведения; г) обычаи и традиции; д) все ответы верны.
18. Приспособлением называется:
а) решение, удовлетворяющее интересы всех сторон; б) взаимные уступки; в) стремление выйти из конфликтной ситуации не решая её; г) сглаживание противоречий за счёт своих интересов; д) все ответы верны.
19. Соотнести имя ученого и его подход к трактовке личности.
А) антропологический б) социологический в) персоналистический
1) Л. Фейербах 2) К. Ясперс 3) Э. Дюркгейм
20. К каждому определению ,данному под пунктами А, Б, В, подберите соответствующее понятие из пунктов 1, 2, 3.
А. Человек, активно осваивающий и целенаправленно преобразующий природу, общество и самого человека;
Б. Отдельно взятый представитель всего человеческого рода;
В. Неповторимое своеобразие человека, набор его уникальных свойств;
1. Индивид; 2. Индивидуальность; 3. Личность.
21. Найдите в приведенном ниже списке характеристики патриархальной (традиционной) семьи:
а) совместное проживание нескольких поколений; б) принятие решений всеми членами семьи; в) экономическая самостоятельность женщины; г) организация быта как основная экономическая функция; д) жёсткое распределение мужских и женских обязанностей; е) совместная производственная деятельность
22. Установите соответствие между функциями семьи и их проявлениями:
Проявление функций семьи Функции семьи
А) Распределение семейных обязанностей; 1. Рекреационная
Б) Совместное проведение досуга; 2. Хозяйственно-экономическая
В) Планирование семейного бюджета; 3. Воспитательная
Г) Передача традиций и ценностей;
Д) Снятие психологических нагрузок;
23. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого ниже списка слова, которые необходимо вставить на место пробелов. Помните, что слов в списке больше, чем вам потребуется для заполнения пробелов.
А. Потребности, Б. Психика, В. Личность, Г. Культура, Д. Общение, Е. Семья, Ж. Контакты, З. Группа, И. Гуманизм.
В последние десятилетия психологи сделали ряд замечательных открытий. Одно из них – о значении стиля общения с ребёнком для развития его (1). Теперь уже стало бесспорной истиной, что (2) также необходимо ребёнку. Как пища. Малыш, который получает полноценное питание и хороший медицинский уход, но лишён постоянных (3) со взрослым, плохо развивается не только психически, но и физически: он не растёт, худеет, теряет интерес к жизни.
Если продолжить сравнение с пищей, то можно сказать, что общение бывает не только здоровым, но и вредоносным. Плохая пища отравляет организм; неправильное общение «отравляет» (4) ребёнка, ставит под удар его эмоциональное благополучие, а впоследствии, конечно, и его судьбу.
Основные черты благоприятного стиля общения в семье определились в результате огромной работы психологов-гуманистов, теоретиков и практиков. (5) в воспитании основан, прежде всего, на понимании ребёнка, его нужд и (6), на знании закономерностей его роста и развития его личности.
Аннотация: Рассматривается понятие личности в психологии, модели динамической структуры личности и ее психические свойства (темперамент, характер, способности, направленность личности), а также межличностные и межгрупповые отношения и взаимодействия.
6.1. Понятие личности в психологии. Структура личности
Психология личности (англ. personality psychology) – раздел психологии, посвященный изучению личности, как отдельных ее характеристик, так их совокупности и связей между ними.
Личность (англ. personality) – это
- человек как носитель сознания (К.К. Платонов);
- общественный индивид, объект и субъект исторического процесса (Б.Г. Ананьев, [1, C. 232]);
- «социальный индивид, субъект общественных отношений, деятельности и общения» [10, С. 122];
- «качества индивида, приобретаемые им в общественной и предметной деятельности и присущие только этому индивиду» (А.В. Петровский, [8, C. 282]);
- «отличительный и характерный паттерн мышления, эмоций и поведения, формирующий личный стиль взаимодействия индивида с его физическим и социальным окружением» [4, С. 416];
- «формирующаяся в течение жизни совокупность индивидуальных психологических особенностей, которые определяют своеобразное для данного человека отношение к себе, обществу и окружающему миру в целом» (Ю.В. Щербатых, [13, С. 199]).
Психические свойства личности – динамический и органический набор индивидуально-психологических особенностей (характеристик) человека, определяющих его познание, эмоции, межличностные ориентации, мотивации и поведение в различных ситуациях, постоянные способы взаимодействия человека с миром. Психические свойства личности характеризуются устойчивостью и постоянством, обусловливают неповторимость человека и являются основой его личности, влияя на ожидания, самовосприятие, ценности и взгляды, и обусловливая реакции на других людей, проблемы и стресс.
Гордон Уиллард Олпорт (1897 – 1967) описал два основных подхода к изучению личности:
- номотетический (от лат. norma – образец) – ориентирован на поиск общих законов, справедливых для многих различных людей (например, принцип самореализации, или черты экстраверсии), предполагает выявление индивидуальных особенностей и соотнесение их с нормой;
- идиографический (от греч. описывать особенности) – ориентирован на распознавание, описание и понимание индивидуальных особенностей и уникальных аспектов конкретного человека.
На
рис.
6.1 показаны различные модели динамической структуры личности, разработанные отечественными психологами.
Рис.
6.1.
Модели динамической структуры личности
6.2. Психические свойства личности: темперамент, характер, способности, направленность личности
Темперамент (от лат. temperamentum – соразмерность, надлежащее соотношение частей) – генетически детерминированная совокупность динамических особенностей психики (таких как скорость, темп, интенсивность психических процессов и состояний), которые имеют тенденцию оставаться постоянными в течение всей жизни и определяют эмоциональный настрой, способы мышления, поведения и деятельности человека.
Темперамент биологически определен и представляет собой конституционную предрасположенность реагировать определенным образом на раздражители. Темперамент, определяющий стилистические аспекты поведения человека, может быть идентифицирован в раннем детстве. Индивидуальные различия в чертах темперамента, таких как тревожность, экстраверсия / интроверсия, реактивность наблюдаются и у животных.
Типы темперамента и их взаимосвязи со свойствами нервной системы (силой, уравновешенностью, подвижностью), выделенные И. П. Павловым, представлены на
рис.
6.2.
Рис.
6.2.
Теория темперамента И.П. Павлова
Свойства темперамента:
- сензитивность или чувствительность – способность ощущать, различать и реагировать на внешние раздражители;
- активность – степень внутренней потребности, тенденция индивида к самовыражению и эффективному освоению внешней действительности;
- реактивность – степень интенсивности ответной реакции на внешние и внутренние стимулы; проявляется в темпе, силе и форме реакции;
- темп психических реакций – скорость (быстрота) протекания психических реакций и психических процессов;
- пластичность – способность гибко, легко адаптироваться к новым внешним условиям;
- ригидность – инертность, медлительность в адаптации к новым внешним условиям;
- эмоциональная возбудимость – время реакции на раздражители, сила воздействия, необходимого для возникновения эмоций и скорость их возникновения;
- экстраверсия – преимущественная направленность на внешний мир, ориентация на социальные отношения;
- интроверсия – направленность на внутренний мир, ориентация на рефлексию, переживания, чувства; проявляется в замкнутости, некоммуникабельности, склонности к углубленному самоанализу.
На
рис.
6.3 отображены значения свойств темперамента у представителей различных типов темперамента по трехбалльной шкале: высокий уровень, низкий уровень, отсутствует.
Лекция V. ОБЩЕСТВО И ЛИЧНОСТЬ
В повседневном и научном языке очень часто встречаются термины: «человек», «индивид», «индивидуальность», «личность». Чаще всего эти слова употребляются как синонимы, но если подходить к их определению строго, можно обнаружить существенные смысловые оттенки.
В системе социально-гуманитарного знания сложилось шесть основных подходов к пониманию личности.
Диалектико-материалистический подход. Согласно этой концепции развитие личности есть диалектический процесс, обусловленный четырьмя факторами: биологией индивида, его социальным окружением, воспитанием и навыками самовоспитания. Человек изначально есть существо социальное, его личность развивается в ходе социальной деятельности, то есть в процессе взаимодействия с социальным окружением в ходе воспитания и рефлексии.
Антропологический подход.При таком подходе личность рассматривается как носитель общечеловеческих свойств, как родовое понятие, обозначающее представителя рода человеческого. Личность уподобляется понятию индивида. Абстрактный антропологизм отождествляет понятия личности, человека и индивида. Он игнорирует определяющую роль социальной среды как фактора формирования личности.
Нормативный подход. В нем «личность» связана с набором положительных качеств (признаков), относящихся к сознанию и деятельности человека. Следовательно, личность характеризуется такими положительными качествами, как высокая сознательность, ответственность, социальная активность, нравственность.
Социологический подход. Его суть состоит в утверждении, что личностью является каждый человек в силу обладания теми или иными социально значимыми чертами. Личность рассматривается, прежде всего, как объект и продукт социальных отношений.
В работах французских социологов Эмиля Дюркгейма, Люсьена Леви-Брюля и других разрабатывался принцип социальной обусловленности психики. Этот подход превалирует в социологии. Личность рассматривается как конкретное выражение сущности человека, целостное воплощение и реализация в нем системы социально значимых черт и качеств данного общества.
Персоналистический подход.В какой-то мере в качестве противовеса антропологическому и социологическому подходам существуют попытки понять и объяснить личность как некую абсолютно самостоятельную и индивидуально неповторимую целостность. Наиболее полное выражение персоналистическая трактовка личности получила в концепции экзистенциализма.Согласно ей сущность личности рассматривается в ее абсолютной духовной самостоятельности и уникальности. Крупными представителями экзистенциализма являются Мартин Хайдеггер и Жан-Поль Сартр.
Биолого-генетический подходпредполагает, что поведение человека заложено в его биопрограмме. При таком подходе игнорируется роль социальной среды и культуры в становлении человека как социального существа.
Итак, в социологии понятие личность вводится для выделения, подчеркивания неприродной («надприродной») сущности человека, т.е. акцентируется социальное начало. Личность — это целостность социальных свойств человека, продукт общественного развития, субъект социальных отношений и сознательной деятельности.
В.А. Ядов, отмечая специфику социологического интереса к личности, усматривает ее в том, что для социологии личность «важна не как индивидуальность, а как обезличенная личность, как социальный тип, как деиндивидуализированная, деперсонифицированная личность» (1969). В момент рождения ребенок еще не личность. Он всего лишь индивид. Чтобы стать личностью, человек должен пройти определенный путь развития в качестве объекта и субъекта, причем не только социальных, но и биологических отношений. (Рис. 5).
Тест по теме «Человек. Индивидуальность. Личность. Социализация личности».
1. Качества человека как личности проявляются прежде всего в :
1) особенностях мышления и памяти 3) протекании психических процессов
2) участии в жизни общества 4) наследуемых качествах
2. Освоение индивидом социальных норм и культурных ценностей общества представляет собой:
1) процесс социализации 3) социальную дифференциацию
2) мобильность личности в социуме 4) личностную самореализацию
3. Ниже приведены потребности человека. все они, за исключением двух, являются социальными потребностями. Найдите два термина, выпадающих из общего ряда и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) в трудовой деятельности 2) в созидании 3) в творчестве 4) во взаимопонимании 5) в отдыхе 6) в пище
4. Современная наука выделяет три измерения существования человека: биологическое, психическое и социальное.
К социальному измерению относятся:
1) унаследованные особенности развития 3) расовые отличия
2) возрастные характеристики 4) учебные достижения
К биологическому измерению относятся:
1) ценностные ориентации 2) навыки поведения 3) первичные потребности 4) знания и умения
5. Верны ли следующие суждения о социализации? Выберите верные суждения и запишите цифры, под которыми они указаны.
1. Социализация происходит в результате стихийного воздействия на личность различных обстоятельств жизни в обществе.
2. Социализация происходит в результате целенаправленного, в том числе педагогически организованного воздействия на личность.
3. Социализация – это любая общественно полезная деятельность человека.
4) Социализация – это столкновение интересов, взглядов, мнений отдельных людей.
5) Социализация – это усвоение индивидом культурных ценностей общества.
6) Социализация – это изменение позиции человека на социальной лестнице
Ответ: 125
6. Утверждение, что человек является продуктом и субъектом общественно-исторической деятельности, является характеристикой его:
1) социальной сущности 2) биологической природы 3) физиологических процессов 4) темперамента
7. В отличие от поведения животных деятельность человека:
1) имеет активный характер 3) имеет индивидуальный характер
2)имеет приспособительный характер 4)имеет преобразовательный характер
5) направлена на удовлетворение физиологических потребностей
6) носит узко специализированный характер
7) предваряется целеполаганием Ответ: 47
8. Сознательное участие человека в общественной жизни характеризует его прежде всего как:
1) индивидуальность 2) индивида 3) творца 4) личность
9. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда, и запишите цифру, под которой оно указано.
1) семейное воспитание 2) дополнительное образование 3) социализация молодёжи 4) школьное обучение 5) трудовая подготовка
10. К потребностям человека, обусловленным его биологической природой, относится потребность в: 1) самоутверждении 2) самосохранении 3) саморазвитии 4) самоуважении
11. Человек, в отличие от животного
1) испытывает физиологические потребности 3) обладает ощущениями
2) ставит и осуществляет цели 4) создаёт зрительные образы
12. Основным фактором формирования личности является:
1) общение с окружающими 2) природная среда 3) механизм наследственности 4) врождённые склонности
13. Какой признак отражает качества человека как личности?
1) генетически наследуемые качества 3) принадлежность к человеческому роду
2) проявление чувств и эмоций 4) ориентация на определённые ценности
14. Отметьте верные суждения о формировании личности?
1. Наследственные, врождённые, индивидуальные свойства человека не влияют на формирование его личности.
2. Формирование личности человека связано исключительно с социальными взаимодействиями.
Ответ:—
15. Ниже приведён ряд терминов. Все они, за исключением двух, относятся к понятию «биологические потребности человека». Найдите два термина, выпадающих из общего ряда и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) воспроизводство рода 2) самореализация 3) питание 4) дыхание 5) движение 6) общение 7) отдых
14. Вставьте пропущенные слова. Каждое слово может быть использовано только один раз.
«Особенности характера, социальные способности и уровень общей одарённости влияют на то или иное направление развития жизнедеятельности ___________(А) и на его жизнеспособность, работоспособность, трудоспособность. На темпы роста и созревания оказывают влияние образ жизни, способы_____________(Б) (игровой, спортивной учебной), трудовое и общественное поведение, наличие или отсутствие стрессоров, главнейшими из которых являются__________(В) и т.д. Все эти факторы имеют значение как моменты становления ___________(Г) субъекта. Понятие «ответственность» выступает важнейшим внутренним __________(Д) его деятельности. Чувство ответственности, долга проявляется в сознательной готовности человека следовать установленным ________ (Е), оценивать свои поступки с точки зрения их последствий для окружающих.
Список терминов:
1) общество 2) человек 3) конфликтная ситуация 4) межличностные отношения 5) деятельность
6) личность 7) регулятор 8) нормы 9) санкции
253678