Какой опыт доказывает свойство воздуха
Светлана Чебышева
Опыты с воздухом
Опыт №1. «Где спрятался воздух?»
Оборудование: целлофановые пакеты, зубочистки.
Скажите, вы видите воздух вокруг нас? (нет, не видим)
Значит, воздух, какой? (невидимый).
Давайте поймаем воздух.
Возьмите со стола целлофановые пакеты и попробуйте поймать воздух.
Закрутите пакеты.
Что произошло с пакетами? (они надулись, приобрели форму)
Попробуйте сдавить пакет. Почему не получается? (внутри находится воздух)
Где можно использовать это свойство воздуха? (надувной матрац, спасательный круг).
Давайте сделаем вывод: Воздух не имеет формы, он приобретает форму того предмета в который он попадает.
А теперь посмотрите на свою руку через пакет. Вы видите руку? (видим).
Значит, воздух, какой? (он прозрачный, бесцветный, невидимый).
Давайте проверим, действительно внутри находится воздух?
Возьмите острую палочку и осторожно проколите мешочек. Поднесите его к лицу и нажмите на него руками.
Что вы чувствуете? (шипение).
Так выходит воздух. Мы его не видим, но чувствуем.
Какой сейчас можно сделать вывод? Воздух нельзя увидеть, но его можно почувствовать.
Вывод: Воздух прозрачный, невидимый, бесцветный, не имеет формы.
Опыт №2. «Как увидеть воздух?»
Оборудование: трубочки для коктейля, стаканы с водой.
Подуйте через трубочку на свою ладошку.
Что почувствовала ладошка? (движение воздуха – ветерок).
Воздухом мы дышим через рот или через нос, а потом его выдыхаем.
Можно ли увидеть воздух, которым мы дышим?
Давайте попробуем. Погрузите трубочку в стакан с водой и подуйте.
На воде появились пузырьки.
Откуда взялись пузырьки? (Это воздух, который мы выдыхали).
Куда плывут пузырьки – поднимаются вверх или опускаются на дно?
(Воздушные пузырьки поднимаются вверх).
Потому что воздух легкий, он легче воды. Когда весь воздух выйдет, пузырьков не будет.
Вывод: Воздух легче воды.
Опыт №3. «Воздух — невидимка»
Оборудование: большая прозрачная ёмкость с водой, стакан, салфетка.
На дно стакана необходимо закрепить бумажную салфетку. Перевернуть стакан вверх дном и медленно опустить его в ёмкость с водой.
Обратить внимание детей на то, что стакан нужно держать очень ровно. Вынули стакан из воды и потрогали салфетку, она оказалась сухой.
Что получается? Попадает ли вода в стакан? Почему нет?
Это доказывает, что в стакане находился воздух, который не пустил воду в стакан. А раз воды нет, значит, она намочить салфетку не может.
Детям предлагается снова опустить стакан в банку с водой, но теперь предлагается держать стакан не прямо, а немного наклонив его.
Что появляется в воде? (Видны пузырьки воздуха).
Откуда они взялись? Воздух выходит из стакана, и его место занимает вода.
Вывод: Воздух прозрачный, невидимый.
Опыт №4. «Движение воздуха»
Оборудование: Заранее сделанные из цветной бумаги веера.
Ребята, а мы можем почувствовать движение воздуха? А увидеть?
На прогулке мы часто наблюдаем движение воздуха (качаются деревья, бегут облака, крутится вертушка, пар изо рта).
А в комнате мы можем почувствовать движение воздуха? Как? (вентилятор).
Воздух не видим, зато мы его можем ощутить.
Возьмите веера и помашите им в лицо.
Что вы чувствуете? (Чувствуем, как воздух движется).
Вывод: Воздух движется.
Опыт №5. «Имеет ли воздух вес?»
Оборудование: два одинаково надутых воздушных шарика, зубочистка, весы (можно заменить палкой длинной около 60-ти см. На её середине закрепите верёвочку, а на концах воздушные шары).
Предложите детям подумать, что произойдёт, если вы проткнёте один из шаров острым предметом.
Проткните зубочисткой один из надутых шаров.
Из шарика выйдет воздух, а конец, к которому он привязан, поднимется вверх. Почему? (Шарик без воздуха стал легче).
Что произойдёт, когда мы проткнём и второй шарик?
Проткните зубочисткой второй шарик.
У вас опять восстановится равновесие. Шарики без воздуха весят одинаково, так же, как и надутые.
Вывод: Воздух имеет вес.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 1 г.Вязьмы Смоленской области
Конспекты занятий по экологическому развитию дошкольников
«Свойства воздуха»
(опытно-экспериментальная деятельность)
Леонова Елена Александровна, воспитатель высшей категории
Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности
«СВОЙСТВА ВОЗДУХА»
Материалы и оборудование:
— Визитка «Младший научный сотрудник» – по числу детей
Символы, обозначающие:
- температуру (градусник)
- не имеет запаха;
- воздух легче воды;
- теплый воздух поднимается вверх
- Воздушный шар, надетый на горлышко пластиковой бутылки; ведро с горячей водой,
- по листу белой бумаги на каждого ребенка;;
- по кусочку апельсиновой корки;
- чеснок и чеснокодавилка;
- влажные салфетки на каждого ребенка;
- одноразовый стаканчик и коктейльная трубочка на каждого ребенка;
- плакат «Органы дыхания»
- весы, воздушные шары
Программное содержание:
Познакомить детей со свойствами воздуха: невидим, не имеет запаха, может двигаться, может нагреваться и охлаждаться, теплый воздух поднимается вверх; закрепить знания детей о значении воздуха для дыхания; стимулировать желание детей самостоятельно делать выводы и выдвигать гипотезы.
Предварительная работа:
Работа по ОБЖ по теме «Дыхание»
ХОД ЗАНЯТИЯ
Дети входят в зал под музыку, здороваются с гостями.
Воспитатель: Ребята, я приглашаю вас в «Научную лабораторию «Знай-ка». Наш девиз:
(Дети произносят)
«Пускай, пока малы мы ростом,
Хотим так много мы узнать.
Быть Знайкой далеко не просто,
Но как приятно познавать!»
В-ль: А для того, чтобы войти в лабораторию, нужно ответить на вопрос: «Как вы думаете, что такое экология? (Ответы детей) (Предполагаемые ответы: чистый воздух; чистая вода; голубая речка; красивый лес; в лесу много ягод, грибов; все животные в лесу здоровые; много красивых бабочек; богатый урожай; цветущий луг; высокое голубое небо; чистый родник и т.д.) Дети проходят в лабораторию.
В-ль. Молодцы, ребята! Вы догадались, что мы будем говорить о природе, а о чем конкретно: Отгадайте загадку:
Через нос проходит в грудь
И обратный держит путь.
Он невидимый, и все же
Без него мы жить не можем. (Воздух)
Правильно, ребята, это воздух. (Дети поворачиваются к плакату) Мы знаем, что человек не может жить без воздуха. Вдох – выдох! Вдох – выдох! (Дети делают вдох – выдох)
-Дети, а что же происходит при вдохе? (Ответ детей: воздух попадает в легкие человека)
- А что же происходит в легких? (Воздух отдает человеку полезные вещества, а забирает вредные)
- А что же происходит при выдохе? (При выдохе воздух выталкивает вредные вещества наружу).
В_ль: правильно, ребята. Воздух через дыхательные пути попадает в легкие человека, отдает человеку полезные вещества – кислород, забирает вредные – углекислый газ, и выталкивает углекислый газ наружу.
ИТАК, воздух необходим для дыхания. Ребята, а что же такое «ВОЗДУХ»? Какими свойствами он обладает? Чтобы ответить на эти вопросы, я предлагаю отправиться в полет на воздушном шаре. (Подходят к воздушному шару)
Песня «Воздушный шар»
Воспитатель:
Мы отправились в полет на воздушном шаре,
И про воздух – невидимку все сейчас узнаем
В-ль: Ребята, я только что произнесли слова и мы сразу же познакомились с одним свойством воздуха. Как вы думаете, с каким? Внимательно послушайте. (Воспитатель произносит слова еще раз, выделяя голосом слово «НЕВИДИМКУ»). Воздух – невидимка; скажите, ребята, а вы видите воздух вокруг нас? (Нет) Значит, он какой? (Бесцветный, прозрачный, невидимый). Правильно. (Закрепление символа, обозначающего бесцветность)
Ребята, а давайте внимательно посмотрим на наш воздушный шар. Под шаром расположена горелка, которая нагревает воздух.
Сейчас мы с вами узнаем, что происходит с воздухом, когда его нагревают.
Опыт: пустой воздушный шар надеваем на горлышко пластиковой бутылки. Держим ее в течение 1 минуты в горячей воде. (Под музыкальное сопровождение).
- Что вы видите? (Шарик надувается)
Это происходит потому, что воздух в бутылке нагревается, расширяется, поднимается вверх и заполняет шарик, и шарик надувается.
- А что же будет, если бутылку с шариком опустить в холодную воду? (Ответы детей). Давайте проверим! (Воспитатель опускает бутылку с шаром в ведро с холодной водой).
- — Что происходит? (Ответы детей)
- Как вы думаете, почему? (Ответы детей)
В-ль: Итак, воздух при охлаждении сжимается, выходит из шарика, поэтому шарик сдувается. Так зачем же нужна горелка воздушному шару? (Чтобы шар полетел)
При нагревании воздух расширяется и заполняет шар. Шар поднимается вверх. Когда горелка выключается, воздух постепенно охлаждается и сжимается – шар сдувается и опускается на землю. Итак, мы познакомились с еще одним свойством воздуха: он может нагреваться и охлаждаться. (Символ) Ребята, также мы узнали, что теплый воздух поднимается вверх. (Символ) Ребята, подумайте и скажите, а как человек использует это свойство теплого воздуха подниматься вверх? (для отопления помещений: батареи ставятся внизу, около пола, а не на потолке).
- Ребята, а как вы думаете, двигаться воздух может? (Ответ детей)
А мы сейчас проверим. (Воспитатель предлагает детям взять лист белой бумаги и сложить его гармошкой) А теперь помашите сделанным веером.
- Что вы чувствуете? (Ветер)
- Как он возник? (Это движется воздух)
- Значит, воздух вокруг нас, он движется и возникает ветер. А какой бывает ветер?
Ребенок читает ст-е:
Знаем, что бывает ветер тихий, нежный,
А бывает грозовой и снежный.
И такой, что резво с травами играет,
И такой, что с силой волны поднимает.
Шумный и холодный,
Теплый и ласковый,
Ветер – ветерочек,
Разный – разный…
Физ.минутка:
Дует ветер с высоты,
Гнутся травы и цветы.
Вправо – влево, влево – вправо
Клонятся цветы и травы.
В зал под музыку влетает Карлсон.
В-ль: Кого же к нам ветром занесло?
К: Меня! Самого умного, самого красивого, самого доброго Карлсончика! Я к вам в гости прилетел!
В-ль: Дети знакомятся со свойствами воздуха. Присоединяйся к нам, и ты узнаешь много нового и интересного!
К: А я и так все знаю! Я же по воздуху летаю!
В: Тогда ответь на вопрос: А у воздуха есть запах?
К: Конечно есть! Я всегда чувствую, когда пахнет плюшками, вареньем и без труда их нахожу!
В-ль: Ребята, как вы думаете, прав ли Карлсон? (Ответы детей) Сейчас проверим.
Возьмите корку апельсина и помните ее. Что вы чувствуете? (пахнет апельсином)
-Как вы думаете, это пахнет воздух или апельсиновая корка издает такой аромат?
(Этот запах идет от корки) (Дети вытирают руки влажной салфеткой)
Воспитатель давит дольку чеснока.
- Вы чувствуете запах?
- Чем пахнет? (Чесноком) Значит, запах передается по воздуху. Сам воздух запаха не имеет, он передает запахи других веществ. И Карлсон был прав, когда говорил, что он всегда чувствует запах варенья и плюшек. Скажите еще раз: воздух имеет запах? (Нет). Как же мы чувствуем запахи? (Они передаются воздухом, и мы их чувствуем). Карлсон, найди, пожалуйста, символ, обозначающий, что воздух не имеет запаха и прикрепи его к воздушному шару. Правильно сделал Карлсон?
В-ль: Ребята, а как вы думаете, есть ли воздух внутри нас? (Ответы детей)
В-ль: давайте проверим !
. Возьмите трубочку и подуйте, опустив ее в стаканчик. Что же происходит?
К: Я знаю! Я знаю! В стакане поднялась сильная буря!
В: В стакане появились пузырьки. Откуда же они взялись? (Мы выдыхаем воздух, и он выходит наружу)
- Значит, внутри нас тоже есть воздух? (Да)
В-ль предлагает детям еще раз подуть в трубочки, чтобы «побежали пузырьки»
- Скажите, ребята, а что тяжелее: вода или воздух? (ответы детей)
- Как это проверить? (Ответы детей) Нужно опустить в воду тяжелый предмет, например, камень. Опускайте. Что с ним случилось? (Опустился на дно, утонул)
Камень тяжелый, и он утонул. Значит, камень тяжелее воды. А как же воздух, который выходит из трубочек? Он утонул? (Нет, он поднялся вверх) Значит, воздух легче воды.(повторяют Карлсон и 2-3 ребенка). – Установить символ, обозначающий что воздух легче воды.
В-ль: Конечно, воздух легче воды. А вообще – то воздух имеет вес, как вы думаете? (Ответы детей) Мы все проверяем, и все узнаем научным путем. Поэтому мы проведем следующий опыт. Для опыта нам понадобятся: шарик надутый воздухом, шарик не надутый и весы. Прикрепляю на весы шарик с воздухом и шарик без воздуха. Посмотрите, что тяжелее: шарик с воздухом или шарик без воздуха? (Ответы детей) Правильно, ребята, шарик с воздухом тяжелее. Значит, воздух имеет вес, только очень – очень маленький. (Прикрепить символ, обозначающий, что воздух имеет вес).
В-ль: Ребята, а теперь давайте вспомним свойства воздуха, о которых мы сегодня говорили. Подойдите сюда и посмотрите внимательно на символы. Итак, мы узнали, что воздух бесцветный и прозрачный. Он не имеет своего запаха, только передает чужие. Воздух легче воды. Воздух может быть теплым и холодным, теплый воздух поднимается вверх. Воздух нужен для жизни людям, животным, растениям.
Карлсон: А мне воздух нужен еще и для того, чтобы летать. Спасибо, ребята, что рассказали мне о воздухе много интересного. Я обо всем расскажу своему другу Малышу. До свидания, ребята!
В-ль: Наша научная лаборатория закрывается, но очень скоро мы придем в нее опять и продолжим изучение воздуха, потому что:
Мы любопытные ребята,
Желаем много в жизни знать.
Давайте изучать природу,
Беречь ее и уважать.
До свидания! (Дети уходят.)
Конспект НОД в подготовительной группе
«Свойства воздуха»
Цель и задачи педагогической деятельности: Формировать систему знаний о свойствах воздуха и его роли в жизни человека, а так же формировать основы знаний английского языка.
Задачи воспитателя:
Образовательные: уточнить и расширить представление детей о воздухе средствами исследовательской деятельности; формировать у детей представление о некоторых свойствах воздуха (невидим, необходим для дыхания, не имеет определенной формы, при нагреваний расширяется, а при охлаждении сжимается, имеет вес, легче воды).
Развивающие: развивать способность делать выводы, умозаключения, анализировать, сравнивать, классифицировать, запоминать и правильно произносить английские слова.
Воспитательные: Воспитывать любознательность, интерес и желание расширять свой кругозор, воспитывать желание сохранить чистоту воздуха.
Словарная работа: Обогатить словарь детей словами: лаборатория, прозрачный, невидимый, исследование.
Оборудование для педагога: стакан, бумага, воздушный шар, миска, трубочка.
Оборудование для детей: стаканы, бумаги, воздушные шары, кусочки апельсина, чеснока, яблоки, миски, трубочки, мыльные пузыри.
Образовательная деятельность.
Воспитатель: Здравствуйте ребята, Подходите ко мне и становитесь в круг (дети вместе с воспитателем поют песню
Загадка:
Гостьи к нам пришли: седая, А за нею – молодая, Третья ярко расцветает, А четвертая рыдает.
Дети: Времена года: лето, осень, зима и весна.
Воспитатель: Да, правильно ребята,
Молодцы ребята. А скажите, какое время года вы больше любите зиму или лето? А чем отличаются зима от лета? Лето — какое?
Дети: Яркое, теплое, солнечное, жаркое. Повсюду зеленая трава, цветы, бабочки летают, можно купаться и т.д.
Воспитатель: Да верно, а какой воздух летом?
Дети: Летом воздух теплый, бывает иногда душно, трудно дышать. Летом дует теплый ветерок.
Воспитатель: Да, правильно. А зима, какая ребята?
Дети: Холодная, везде снег, можно кататься на санках, лыжах и.т.д.
Воспитатель: Да, молодцы. Ребята, а каким воздух бывает зимой?
Дети: Зимой воздух свежий, холодный, морозный. Зимой – дует холодный, ледяной ветер.
Воспитатель: Ребята, вы сказали, что воздух бывает теплым и холодным. А что такое воздух?
Холодный ледяной ветер, животные.
Воспитатель: Правильно, а вы хотите узнать, что такое воздух, и какие у него свойства?
Дети: Да.
Воспитатель: Почему мы не видим воздух? Почему его называют воздух-невидимка? Как это доказать? Ребята, хотите узнать ответы на эти вопросы?
Дети: Да, хотим.
Воспитатель: Чтобы найти ответы на эти вопросы, мы отправимся в нашу лабораторию и проведём несколько исследований.
Опытно-исследовательская деятельность
Опыт №1
Воспитатель: (берет в руки стакан) Ребята, как вы думаете, этот стакан пустой? Внимательно посмотрите, есть ли в нем что-нибудь? (Показывает стакан по очереди всем детям, выслушивает ответы, но не оценивает их.)
Дети: Нет, ничего в нем нет.
Воспитатель: А вот мы сейчас проверим.
На столе у каждого ребенка миска с водой и стаканчик. Воспитатель предлагает повторить его действия. Он переворачивает стакан вверх дном и медленно опускает его в банку. Обращает внимание детей на то, что стакан нужно держать очень ровно. Что получилось? Попадает ли вода в стакан? Почему нет? Обсуждает с ребятами эти вопросы, выслушивает их гипотезы. Делает вывод: в стакане есть воздух, он не пускает туда воду.
Воспитатель: Давайте посмотрим внимательно вокруг – направо, налево, вверх, вниз, по сторонам. А вы видите воздух? Я воздуха не вижу.
Дети: Нет, не видим, он невидимый.
Воспитатель: Давайте попробуем доказать, что воздух есть, но мы его не видим.
Опыт №2
Воспитатель: Возьмите лист бумаги и помашите им перед собой. Что вы почувствовали?
Дети: Подул ветерок.
Воспитатель: Да, это и есть воздух.
Воспитатель: А как получается ветерок?
Дети: Это двигается воздух.
Воспитатель: Ребята, что находится вокруг нас?
Дети: Воздух.
Воспитатель: Правильно, воздух невидим. Но его можно обнаружить, а еще почувствовать и ощутить. Вывод: Вот мы с вами открыли еще один секрет воздуха: он невидимый..
Опыт №3. Воспитатель: Давайте с вами почувствуем, как воздух наполняет наши легкие. Встаньте, положите руку на грудь. Делаем глубокий вдох. Почувствовали, как грудная клетка поднимается при вдохе и опускается при выдохе (несколько раз). А теперь сделайте еще раз глубокий вдох и не дышите. Как долго вы можете задержать дыхание? Делаем вывод: не долго, воздух необходим для дыхания. Воздух это то, чем мы дышим.
Воспитатель: Кому еще нужен воздух?
Дети называют объекты живой природы.
Воспитатель: А как вы думаете машинам, столам, книгам, камням нужен
воздух?
Дети: Нет.
Воспитатель: Потому что они не живые. А давайте откроем еще один секрет воздуха. Мы с вами докажем что воздух легче воды.
Опыт №4. Наблюдение
Воспитатель: А сейчас бросьте камешек в воду. Что произошло?
Дети: Камушек утонул.
Воспитатель: Почему камушек утонул?
Дети: Потому что он тяжелый.
Воспитатель: А что тяжелее – вода или камень?
Дети: Камень.
Воспитатель: Когда камень тонет, маленькие пузыри поднимаются на поверхности воды? Пузыри это что?
Дети: Пузыри – это тоже воздух.
Воспитатель: Куда двигался камень? Куда двигались пузырьки воздуха?
Дети: Камень падал вниз, потому- что камень тяжелый, он тяжелее воды – он тонет, падает на дно. Пузырьки поднимались вверх, потому- что воздух легкий, легче воды – он поднимается вверх и выходит из нее. Вывод: воздух легче воды.
Опыт №4
Воспитатель: Мы теперь знаем, что воздух везде.
Ребята, как вы думаете, воздух есть внутри нас?
Дети: Да (нет).
Воспитатель: Давайте проверим. Возьмите трубочку и подуйте, опустив ее в стаканчик с водой. Что же происходит?
Дети: В стакане сильная буря, пузырьки выходят.
Воспитатель: А откуда берутся эти пузырьки?
Дети: Мы выдыхаем воздух, и он выходит пузырьками.
Воспитатель: Значит, внутри нас тоже есть воздух?
Дети: Да.
Опыт №5 Наблюдение «Чем пахнет воздух».
Воспитатель: Ребята, сделайте вдох, выдох, вдох, выдох. Скажите, а воздух имеет запах?
Дети: Нет. (Воздух не имеет запаха).
Воспитатель: Правильно, воздух не имеет запаха. (Воспитатель подготавливает пахнущие вещества). Ребята, возьмите кожуру апельсина, помните ее. Что вы чувствуете?
Дети: Пахнет апельсином.
Воспитатель: Как вы думаете, это воздух так пахнет, или кожура апельсина дает такой аромат?
Дети: Этот запах идет от кожуры.
Игра «Узнай по запаху» (с закрытыми глазами).
Воспитатель подготавливает яблоко, апельсин, чеснок, лимон и раскладывает их в разные тарелки.
Воспитатель: А сейчас закройте глаза, скажите, вы чувствуете запах? Чем пахнет?
Дети: чеснок, апельсин, яблоко… Воспитатель: А как вы поняли, что пахнет чесноком, апельсином, яблоками? Дети: Чувствовали запах.
Воспитатель: Запах передается по воздуху. Опыт №6
Воспитатель: А давайте подумаем, имеет ли воздух форму?
Дети: Нет.
Воспитатель раздает детям воздушные шарики.
Воспитатель: Что находится внутри шарика?
Дети: (воздух).
Воспитатель: Какую форму имеет шарик?
Дети: Круглую.
Воспитатель: А если шарик чуть сдавим. Какую он форму приобрёл?
Дети: Овальную.
Воспитатель: Воздух не имеет формы. Он приобретает лишь форму предмета.
Опыт №7
Воспитатель: А как вы думаете, можно ли воздух услышать?
Дети: Да (нет).
Воспитатель: Когда его можно услышать?
Дети: Когда дует ветер.
Воспитатель: Воздух постоянно перемещается. Движение воздуха – это ветер. Воздух способен двигать предметы. Давайте возьмем пальцами салфетку и подуем на него. Что происходит с ним? Почему салфетка движется, наклоняется?
Дети: Салфетка изгибается под струей воздуха.
Воспитатель: Ветер – это и есть движение воздуха. Оказывается, невидимый воздух настолько ощутим, что может двигать по морю большие корабли, надувая паруса.
Физкультминутка Подвижная игра: «Воздушный шар»
Дети стоят по кругу, взявшись за руки, и выполняют движения в соответствии с текстом и по показу педагога
С мамой в магазин ходили, (Идут по кругу)
Шар воздушный там купили.
Будем шар там надувать,
Будем с шариком играть. (Останавливаются, поворачиваются лицом в центр круга, держатся за руки, выполняют «пружинку»)
Шар воздушный надувайся,
Шар воздушный, раздувайся. (Идут назад мелкими шагами, надувая шар) Надувайся большой
Да не лопайся!
Шар летел, летел, летел,
Да за веточку задел,
И лопнул! (Хлопают в ладоши)
Поднимают руки вверх, покачивают ими из стороны в сторону. Руки ставят на пояс, медленно приседают, произносят (ш-ш-ш)
Воспитатель: Ребята вы любите рисовать. Чем вы обычно рисуете? (Ответы детей).
Вы знаете, что используя пену тоже можно рисовать. Вы хотите попробовать рисовать с помощью пены?
Пена – это тоже мыльные пузыри.
(Воспитатель объясняет и показывает способы и приёмы рисования пеной).
Воспитатель: Ребята, кто из вас пускал мыльные пузыри
Дети: Я Воспитатель: А что находиться внутри мыльных пузырей? Дети: воздух, мыло и.т.д.
Опыт №8.
Воспитатель: А вот сейчас мы это и проверим (воспитатель раздает всем детям мыльные пузыри).
Дети: Внутри мыльных пузырей тоже воздух.
Воспитатель: Если бы не было воздуха, всё живое погибло бы на нашей Земле. Воздух нужно беречь, не в коем случаи нельзя его загрязнять.
Всем спасибо, молодцы ребята!!!