Какой элемент обладает наиболее ярко выраженными свойствами

Какой элемент обладает наиболее ярко выраженными свойствами thumbnail

Такие свойства атомов, как их размер, энергия ионизации, сродство к электрону, электроотрицательность, степень окисления, связаны с электронной конфигурацией атома. В их изменении с увеличением порядкового номера элемента наблюдается периодичность.

Атомы не имеют строго определенных границ, что обусловлено волновой природой электронов. В расчетах пользуются так называемыми эффективными или кажущимися радиусами, т. е. радиусами шарообразных атомов, сближенных между собой при образовании кристалла. Обычно их рассчитывают из рентгенометрических данных.

Радиус атома — важная его характеристика. Чем больше атомный радиус, тем слабее удерживаются внешние электроны. И, наоборот, с уменьшением атомного радиуса электроны притягиваются к ядру сильнее.

В периоде атомный радиус в общем уменьшается слева направо. Это объясняется ростом силы притяжения электронов с ростом заряда ядра. В подгруппах сверху вниз атомный радиус возрастает, так как в результате прибавления дополнительного электронного слоя увеличивается объем атома, а значит, и его радиус.

Энергия ионизации — это энергия, необходимая для отрыва наиболее слабо связанного электрона от атома. Она обычно выражается в электрон-вольтах. При отрыве электрона от атома образуется соответствующий катион.

Энергия ионизации для элементов одного периода возрастает слева направо с возрастанием заряда ядра. В подгруппе она уменьшается сверху вниз вследствие увеличения расстояния электрона от ядра. Изменение энергии ионизации атомов с ростом заряда ядра графически представлено на рис.

Энергия ионизации связана с химическими свойствами элементов. Так, щелочные металлы, имеющие небольшие энергии ионизации, обладают ярко выраженными металлическими свойствами. Химическая инертность благородных; газов связана с их высокими j значениями энергии ионизации.

Атомы могут не только отдавать, но и присоединять электроны. При этом образуется соответствующий анион. Энергия, которая выделяется при присоединении к атому одного электрона, называется сродством к электрону. Обычно сродство к электрону, как и энергия ионизации, выражается в электрон-вольтах. Значения сродства к электрону известны не для всех элементов; измерять их весьма трудно. Наиболее велики они у галогенов, имеющих на внешнем уровне по 7 электронов. Это говорит об усилении неметаллических свойств элементов по мере приближения к концу периода.

Определение электроотрицательности дал американский’ ученый Л. Полинг в 1932 г. Он же предложил и первую шкалу элёктроотрицательности. Согласно Полингу, электроотрицательность есть способность атома в соединении притягивать к себе электроны.

Имеются в виду валентные электроны, т. е. электроны, которые участвуют в образовании химической связи. Очевидно, у благородных газов электроотрицательность отсутствует, так как внешний уровень в их атомах завершен и устойчив.

Сопоставляя значения электроотрицательностей элементов от франция (0,86) до фтора (4,10), легко заметить, что относительная электроотрицательность подчиняется периодическому закону: в периоде она растет с увеличением номера элемента, в группе — уменьшается. Ее значения служат мерой неметалличности элементов. Очевидно, чем больше относительная электроотрицательность, тем сильнее элемент проявляет неметаллические свойства.

Li 0.97, Na 1,01; К 0,91; Rb 0.89; Cs 0.86; Fr 0.86
то есть наиболее типичным представителем металла будет элемент обладающей наименьшей электроотрицательностью что и определяет свойства металлов nxj они Химически очень активны, причем их активность возрастает от Li к Fr

Источник

Контрольно-измерительные материалы

по химии

для текущего контроля

в 11 классе

Паспорт

фонда оценочных средств

 по химии

среднего общего образования

№ п/п

Контролируемые разделы (темы) дисциплины*

Наименование

оценочного средства

    Строение вещества.

    Контрольная работа №1

      Металлы. Неметаллы.

      Контрольная работа №2

      Контрольная работа №1

      Строение вещества.

      Вариант №1

      Часть I

      1. В какой группе периодической системы Д. И. Менделеева содержатся только неметаллы?    a) V1IA;             б) VIA;          в) VA;               г) IVА.

      2. Среди неметаллов преобладают:        

      а) s-элементы;  б) р-элементы;  в) d-элементы;  г) f -элементы.

      3. Полностью завершенный внешний энергетический уровень имеет элемент:

      а) водород;        б) бор;           в) астат;            г) неон.

      4. Из перечисленных элементов наибольший атомный радиус имеет атом:
      а) бром          б) хлор             в) йод               г) фтор

      5.  Наибольшей электроотрицательностью в соединениях обладает атом:
      а) бром             б) йод                 в) фтор           г) хлор 

      6. Вещества, которые хорошо растворяются, легкоплавкие, летучие, с небольшой прочностью имеют кристаллическую решетку:

      а) атомную     б) металлическую      в) молекулярную        г) ионную
      7. Элемент с наиболее ярко выраженными металлическими свойствами:
      а) алюминий                      б) магний                   в) литий                        г) калий

      8. В молекуле Br2 химическая связь:

      а)  ионная   б) ковалентная полярная   в) ковалентная неполярная   г) металлическая

      9. Аллотропные модификации неметаллов могут различаться:

      а) числом атомов в молекуле;

      б) типом кристаллической решетки;

      в) зарядом ядра атомов;

      г) всё верно.

      9. Какой неметалл не обладает молекулярной кристаллической решеткой?

      а) бром;         б) кислород;                 в) кремний;                               г) хлор.

      10. У атомов химических элементов, расположенных в ряду: P→S→C1, увеличивается

      а) радиус;  б) окислительная способность;  в) восстановительная способность;

      г) число неспаренных электронов.

      Часть II.  Найти соотношение  между названим элемента и электронной формулой:

      1. Литий                         А     1s 2 2s 2 2p 6 3s 2 3p 6 4s 2 ;          

      2. Медь                           Б      1s 2 2s 1  ;          

      3 Кальций                      В     1s 2 2s 2 2p 2  ;          

      4 Фтор                            Г      1s 2 2s 2 2p 5;  

                                              Д      1s 2 2s 2 2p 6 3s 2 3p 6 3d 10 4s 1 ;  

       Часть III. Открытый вопрос.

       Объяснить многообразие веществ в природе с точки зрения полиморфизма и изомерии

      IV. Решить задачу

      Задача №1. Оксид магния, взятый в избытке, поместили в колбу с 200 г 9,8%-ой серной кислоты и смесь нагрели. Вычислите массу сульфата магния, получившегося в результате реакции.

      Вариант №2

      I. Тест

      1. Как правило, неметаллами являются:

      а) s — элементы; б) p — элементы; в) d -элементы; г) f-элементы.

      2. Полностью завершенный внешний энергетический уровень имеет элемент:

      а) гелий;  б) водород;   в) бор;     г) фтор.

      3. Наибольшей электроотрицательностью в соединениях обладает атом:
      а) кислород             б) азот                 в) фтор           г) хлор 

      Читайте также:  Какое свойство светового луча используется в турникете метро

      4. Исключите лишний элемент с точки зрения возможности образования им

      аллотропных модификаций: а) кислород; б) азот; в) фосфор; г) сера.

      5. Элемент с наиболее ярко выраженными металлическими свойствами:
      а) натрий                      б) магний                   в) алюминий                        г) кремний

      6. Укажите неметалл с молекулярным типом кристаллической решетки:

      а) кремний;    б) кислород;         в) бор;             г) теллур.

      7. Какие виды химической связи могут возникать между атомами неметаллов?

      а) ковалентная; б) ионная; в) металлическая; г) водородная.

      8. У атомов химических элементов, расположенных в ряду: N→O→F, увеличивается

      а) радиус; б) окислительная способность; в) восстановительная способность;

      г) число неспаренных электронов.

      9. В молекуле NaCI химическая связь:

      а) ионная   б) ковалентная полярная   в) ковалентная неполярная   г) металлическая

      10.  В какой группе периодической системы Д. И. Менделеева содержатся только металлы?    a)  1IA;       б) VIA;           в) VA;                г) IVА.

      II.  Найти соотношение  между названим элемента и электронной формулой:

      1. Натрий                         А     1s 2 2s 2 2p 6 3s 2 3p 1 ;          

      2. Медь                             Б      1s 2 2s 2 2p 6 3s 1;          

      3. Алюминийй                 В     1s 2 2s 2 2p 5  ;          

      4 Фтор                               Г      1s 2 2s 2 2p 6;  

                                                Д      1s 2 2s 2 2p 6 3s 2 3p 6 3d 10 4s 1 ;  

       III. Открытый вопрос.

       Объяснить многообразие веществ в природе с точки зрения аллотропии и гомологии.

      IV. Решить задачи

      Задача №1. Оксид меди (II), взятый в избытке, поместили в колбу с 140 г 14%-ой серной кислоты и смесь нагрели. Вычислите массу сульфата меди (II), получившегося в результате реакции.

      Правильные ответы.

      Вариант 1

      Часть I

      Часть II.

      1 – Б                2 – Д                3 – А            4  — В

      Часть IV.

      — оформить данные  задачи и записать  уравнение реакции;

      — найти массу растворенного вещества  200 Х 0,098 =  19,6 г;

      — рассчитать количество вещества данного по условию задачи и вычислить количество вещества,  образовавшегося в ходе реакции 0,2 моль;

      — найти массу, образовавшегося осадка 0,2 х 120 = 24 г;

      Вариант №2

      Часть I

      Часть II.

      1 – Б                2 – Д                3 – А                4  — Г

      Часть IV. Решить задачу

      — оформить данные  задачи и записать  уравнение реакции;

      — найти массу растворенного вещества  140 г  Х 0,14 =  19,6  г;

      — рассчитать количество вещества данного по условию задачи и вычислить количество вещества,  образовавшегося в ходе реакции 0,2 моль;

      — найти массу, образовавшегося осадка 0,2 моль  х 160 г/моль  = 32 г;

      3. Критерии оценивания.

      Максимальное количество баллов – 22 балла

       Часть I оценивается в 10 баллов (1 балл за каждое правильно выполненное задание);

      Часть II оценивается в 3 балла (3 балла за все правильные соответствия, 2- балл за три  правильных соответствия, 1 балл за два правильных соответствия )

      Часть III оценивается в 5 балла (2 балла за определение, два балла за примеры, соответствующие каждому определению, 1 балл за дополнительную информацию)

      Часть IV оценивается в 4 баллов

      Ответ правильный и полный,  включает все названные выше элементы

      4

      В ответе допущена ошибка в одном из названных выше элементов

      3

      В ответе допущена ошибка в двух из названных элементов

      2

      В ответе допущена ошибка в трех из названных элементов

      1

      Все элементы задачи записаны неверно

      — отметка «5» выставляется обучающемуся, если                   20 — 22 баллов;

      — отметка «4» выставляется обучающемуся, если                   16 – 19 баллов;

      — отметка «3» выставляется обучающемуся, если                    11 – 15 баллов;

      — отметка «2» выставляется обучающемуся, если                    меньше 11 баллов

      Контрольная работа №2

      Металлы. Неметаллы.

      Вариант №1

      Часть А

      А1. Вещество, в котором валентность хрома является наивысшей:

      А) CrO3;        Б) Cr2O3 ;      В) CrO ;              Г) CrCl3.

      А2. Соединением с ковалентной полярной связью является:

      А) N2 ;  Б) CCl4;            В) CuO;      Г) NaCl.

      А3. При взаимодействии растворов каких веществ образуется осадок?

         А) CuO и NaOH;         Б) BaCl2 и H2SO4;           В) NaCl и К2S;        Г) Ва3(PO4)2 и KOH.

      А4. Общим свойством металлов является

      А) атомная кристаллическая решетка;

      Б) наличие на наружном энергетическом уровне 4 – 8 электронов;

      В) пластичность;

      Г) небольшой радиус атома

      А5.  Большими металлическими свойствами обладает элемент, атом которого имеет следующее строение:  А) 2,3;                 Б) 2,8,3                   В) 2,8,18,1;           Г) 2,8,18,2

      А6. Металлы при взаимодействий с неметаллами проявляют свойства:

      А) окислительные;   Б) восстановительные;  В) и окислительные, и восстановительные;       Г) не участвуют в окислительно-восстановительных реакциях.

      А7. Определить наличие карбонат-иона в растворе можно с помощью раствора

      А) нитрата калия;   Б) соляной кислоты; В) гидроксида натрия;  Г) хлорида натрия

      А8. В уравнении Fe3O4 + …  =  Fe + H2O вместо многоточия следует поставить формулу:    а) углерода;        б) воды;          в) водорода;            г) оксида углерода (II)

      А9. Укажите верное утверждение.

      А) чугун и сталь не различаются по составу;    Б) Чугун и сталь – сплавы железа и углерода, различающиеся по свойствам и содержанию в них углерода.

      В) Чугун – это смесь, а сталь – это сплав;     Г) чугун и сталь не различаются по свойствам.

      А10. Электронной формулой неметалла, который образует летучее водородное соединение RH4, является   

         А) 1S22S22P2;         Б) 1S22S22P3;      в) 1S22S22P4;   Г) 1S22S22P5.

      Часть В. Установите соответствие:

      В1  Между химической формулой соединения и степенью окисления марганца в этом соединении.

      А. +4                 1. MnCl2

      Читайте также:  На каких биологических свойствах организма основан естественный отбор

      Б. +6                  2. KMnO4

      В. +2                  3. MnO2

      Г. +7                  4. K2MnO4   

      В2.  Установите соответствие между формулой соли и продуктом, который образуется на АНОДЕ  в результате электролиза водного раствора этой соли.

      ФОРМУЛА СОЛИ                                          

      ПРОДУКТ НА АНОДЕ

      А) NiSO4

      1. Cl2 

      Б) NiCl2

      2. O2

      В) CuSO4

      3. H2

      Г) K2S

      4. S

      5. SO2

      Часть С. Открытые вопросы.

      С1.  Написать уравнения химических реакций, соответствующих схемам:

              1                    2                  3

      Cl2   →      HCl    →   FeCl2      →     AgCl 

      Для  схемы 3 составьте реакции ионного обмена. Запишите полное и сокращенное ионное уравнение.

      2.  Решить задачу.

      Смесь магния и оксида магния массой 10 г обработали избытком соляной кислоты. Выделился газ объемом 8,96 л (н.у.). Определите массовые доли (%) компонентов смеси.

      Вариант №2

      Часть А

      А1. Вещество, в котором валентность азота является наименьшая:

      А) NH3;        Б) N2O3 ;      В) NO ;              Г) Mg3N2.

      А2. Соединением с ионной связью является:

      А) N2;  Б) CCl4;            В) CO;      Г) КCl.

      А3. При взаимодействии растворов каких веществ выделяется газ

      А) K2CO3 и H2SiO3;          Б) KCl и H2CO3;         В) Na2CO3 и HCl;  

      Г) CaCO3 и KOH.

      А4. Общим свойством неметаллов является

      А) способность только отдавать электроны;

      Б) увеличение электроотрицательности слева направо в ряду активности;

      В) пластичность;

      Г) только жидкое агрегатное состояние.

      А5.  Большими металлическими свойствами обладает элемент, атом которого имеет следующее строение:  А) 2,4;                 Б) 2,8,2                   В) 2,8,18,1;           Г) 2,8,18,2

      А6. Металлы при взаимодействий с неметаллами проявляют свойства:

      а) окислительные;   б) восстановительные;  в) и окислительные, и восстановительные;       г) не участвуют в окислительно-восстановительных реакциях.

      А7. Определить наличие хлорид-ион в растворе можно с помощью раствора

      А) нитрата серебра;   Б) соляной кислоты; В) гидроксида натрия;  Г) хлорида бария

      А8. В уравнении Fe3O4 + …  =  Fe + СO2 вместо многоточия следует поставить формулу:    а) углерода;        б) воды;          в) водорода;            г) оксида углерода (II)

      А9. Укажите верное утверждение.

      А) чугун и сталь не различаются по составу;    Б) Чугун и сталь – сплавы железа и углерода, различающиеся по свойствам и содержанию в них углерода.

      В) Чугун – это смесь, а сталь – это сплав;     Г) чугун и сталь не различаются по свойствам.

      А10. Электронной формулой неметалла, который образует летучее водородное соединение RH3, является    

       А) 1S22S22P2;         Б) 1S22S22P5;      в) 1S22S22P4;   Г) 1S22S22P3.

      Часть В. Установите соответствие:

      В1  Между химической формулой соединения и степенью окисления марганца в этом соединении.

      А. 0                   1. K2Cr2O7

      Б. +2                  2. Cr

      В. +3                  3. CrCl2

      Г. +6                  4. Cr2(SO4)3

      В2.  Установите соответствие между формулой соли и продуктом, который образуется на АНОДЕ  в результате электролиза водного раствора этой соли.

      ФОРМУЛА СОЛИ                                          

      ПРОДУКТ НА АНОДЕ

      А) K2SO4

      1. N2 

      Б) KNO3

      2. O2

      В) CuS

      3. H2

      Г) CuBr2

      4. S

      5. Br2

      Часть С. Открытые вопросы.

      С1.  Написать уравнения химических реакций, соответствующих схемам:

              1                    2                       3

      CO   →      CO2    →   Na2CO3      →     CO2

      Для  схемы 3 составьте реакции ионного обмена. Запишите полное и сокращенное ионное уравнение.

      С2.  Решить задачу.

      Смесь оксида и карбоната кальция массой 10 г обработали избытком соляной кислоты. Выделился газ объемом 896 мл (н.у.). Определите массовые доли (%) компонентов смеси.

      Правильные ответы.

      Вариант 1

      Часть А

      Часть В

      В1.                  В2

      А – 3               А — 2

      Б – 4                Б — 1

      В — 1                В — 2

      Г – 2                Г — 4

      Часть С. Открытые вопросы.

      С2.  Решить задачу.

      — оформить данные  задачи и записать  уравнение реакции магния с соляной кислотой;

      — найти количество вещества выделившегося водорода 8,96 л  / 22,4 л/моль =о,4 моль;

      — рассчитать массу магния  0,4 моль х 24г/моль = 9,6 г;

      — найти массовую долю магния в смеси: 9,6/10 = о,96 или 96%

      — рассчитать массовую долю оксида магния в смеси 100% — 96% = 4%

      Ответ: Магния — 96%, оксида магния 4%

      Вариант 2

      Часть А

      Часть В

      В1.                  В2

      А – 2               А — 2

      Б – 3                Б — 2

      В — 4                В — 4

      Г – 1                Г – 5

      Часть С. Открытые вопросы.

      С2.  Решить задачу.

      — оформить данные  задачи и записать  уравнение реакции карбоната кальция  с соляной кислотой;

      — найти количество вещества выделившегося углекислого газа 0,896  л / 22,4 л/моль =0,04 моль;

      — рассчитать массу карбоната кальция  0,04 моль х 100 г/моль = 4 г;

      — найти массовую долю карбоната кальция в смеси: 4/10 = 0,4  или 40%

      — рассчитать массовую долю оксида кальция в смеси 100% — 40% = 60%

      Ответ: карбоната кальция — 40%, оксида кальция 60%

       Критерии оценивания.

      Максимальное количество баллов – 25 баллов

       Часть А оценивается в 10 баллов (1 балл за каждое правильно выполненное задание);

      Часть В оценивается в 6 баллов (каждое задание по 3 балла. За все правильные соответствия  3- балл, за три  правильных соответствия 2 балла, за два правильных соответствия – 1 балл)

      Часть III оценивается в 4 балла (каждое правильно написанное уравнение – 1 балл, за ионное уравнение 1 балл)

      Читайте также:  Какое третье свойство воды

      Часть IV оценивается в 5 баллов

      III. Решить задачу.

      Ответ правильный и полный,  включает все названные выше элементы

      5

      В ответе допущена ошибка в одном из названных выше элементов

      4

      В ответе допущена ошибка в двух из названных элементов

      3

      В ответе допущена ошибка в трех из названных элементов

      2

      В ответе допущена ошибка в четырех из названных элементов

      1

      Все элементы задачи записаны неверно

      — отметка «5» выставляется обучающемуся, если           23-25 баллов;

      — отметка «4» выставляется обучающемуся, если           18-22 баллов;

      — отметка «3» выставляется обучающемуся, если           13-17 баллов;

      — отметка «2» выставляется обучающемуся, если менее 13 баллов.

      Виды работ

      Отметка «2»

      Отметка «3»

      Отметка «4»

      Отметка «5»

      Контрольные работы

      От 0% до 50%

      От 51% до 70%

      От 71% до 90%

      От 91% до 100%

      Источник

      Простые вещества — неметаллы, их свойства и способы получения

      I. Физические свойства неметаллов

      Видео: “Физические свойства неметаллов”

      Для неметаллов — простых веществ более характерно различие свойствах (физических и химических), чем их общность. Разнообразие свойств неметаллов объясняется, тем, что неметаллы могут иметь два типа кристаллической решетки: молекулярную (все газы, белый фосфор, сера, йод) и атомную (бор, кристаллический кремний, алмаз, графит). Для сравнение – металлы имеют металлическую кристаллическую решетку.

      Физические свойства простых веществ – неметаллов.

      1. Для неметаллов (простых веществ) характерны все 3 агрегатных состояния при обычных условиях (сравнить – все металлы, кроме ртути, в обычных условиях твердые вещества).

      1. Твердые вещества: различные модификации серы, йод кристаллический, графит, фосфор, уголь активированный, кристаллический или аморфный кремний, бор.

      а. единственное жидкое при обычных условиях простое вещество – это бром.

      б. Газообразные вещества – неметаллы – это О2, N2, H2, Cl2, F2.

      1. Для неметаллов характерна разнообразная цветовая гамма: белый — фосфор, черный — фосфор, графит, красный — фосфор, бром, желтый – сера, фиолетовый – йод, бесцветный – кислород, азот, водород. (Почти все металлы имеют серебристо-белый цвет).

      2. Температуры плавления: от 38000 С (графит) до -2100 С (азот). Для сравнения – металлы: от 33800 С (вольфрам) до -38,90 С (ртуть).

      3. Некоторые неметаллы электропроводны (графит, кремний), имеют металлический блеск (йод, графит, кремний). По этим признакам напоминают металлы, но все они – хрупкие вещества.

      II. Химические свойства неметаллов

      Интерактивная схема: “Химические реакции неметаллов”

      Химические элементы-неметаллы могут проявлять как окислительные, так и восстановительные свойства, в зависимости от химического превращения, в котором они принимают участие.

      Атомы самого электроотрицательного элемента – фтора – не способны отдавать электроны, он всегда проявляет только окислительные свойства, другие элементы могут проявлять и восстановительные свойства, хотя намного в меньшей степени, чем металлы. Наиболее сильными окислителями являются фтор, кислород и хлор, преимущественно восстановительные свойства проявляют водород, бор, углерод, кремний, фосфор, мышьяк и теллур. Промежуточные окислительно-восстановительные свойства имеют азот, сера, йод.

      1. Взаимодействие с простыми веществами

      • Взаимодействие с металлами:

      2Na + Cl2 = 2NaCl

      Fe + S = FeS

      6Li + N2 = 2Li3N

      2Ca + O2 = 2CaO

      в этих случаях неметаллы проявляют окислительные свойства, они принимают электроны, образуя отрицательно заряженные частицы.

      • Взаимодействие с другими неметаллами:

      а) взаимодействуя с водородом, большинство неметаллов проявляет окислительные свойства, образуя летучие водородные соединения – ковалентные гидриды:

      3H2 + N2 = 2NH3

      H2 + Br2 = 2HBr

      б) взаимодействуя с кислородом , все неметаллы, кроме фтора, проявляют восстановительные свойства:

      S + O2 = SO2

      4P + 5O2 = 2P2O5

      в) при взаимодействии с фтором фтор является окислителем, а кислород – восстановителем:

      2F2 + O2 = 2OF2

      г) неметаллы взаимодействуют между собой, более электроотрицательный металл играет роль окислителя, менее электроотрицательный – роль восстановителя:

      S + 3F2 = SF6

      C + 2Cl2 = CCl4

      2. Взаимодействие со сложными веществами

      • Многие неметаллы проявляют восстановительные свойства при взаимодействии со сложными веществами:ZnO + C = Zn + CO, S + 6HNO3 конц = H2SO4 + 6NO2 + 2H2О
      • Существуют и такие реакции, в которых один и тот же неметалл является одновременно и окислителем и восстановителем:

      Cl2 + H2О = HCl + HClO

      Какой элемент обладает наиболее ярко выраженными свойствами

      Какой элемент обладает наиболее ярко выраженными свойствами

      Какой элемент обладает наиболее ярко выраженными свойствами

      III. Общие способы получения неметаллов

      1. Физические методы получения неметаллов

      В качестве сырья для получения ряда неметаллов в промышленности используют воздух.

      Сначала при пониженной температуре и повышенном давлении воздух сжижают. Затем, используя перегонку (дистилляцию), из жидкого воздуха получают азот N2, кислород O2  и аргон Ar. В ходе перегонки первым испаряется азот (при температуре −196°C), потом — аргон (при −186°C) и последним — кислород (при температуре −183°C).

      Промышленная установка для разделения воздуха методом перегонки.

      Аналогично от нелетучих примесей отделяют встречающуюся в природе самородную серу. Для этого руду нагревают выше +450°C и пары кипящей серы S конденсируют.

      2. Химические методы получения неметаллов

      Химические методы получения неметаллов связаны с проведением окислительно-восстановительных реакций, в ходе которых неметаллические химические элементы могут как повышать, так и понижать степень окисления.

      Напримерхлор Cl2 в промышленности получают путём электролиза раствора хлорида натрия NaCl. При пропускании постоянного электрического тока через раствор этого вещества, протекает химическая реакция:

      2NaCl−1+2H2O → 2NaOH+H2↑+Cl02↑

      Для того, чтобы получить кремний Si, в промышленности в электрических печах прокаливают смесь песка  SiO2 с коксом C. При этом протекает химическая реакция:

      SiO2+2C→t° Si0+2CO↑

      Лабораторные способы получения неметаллов также связаны с проведением окислительно-восстановительных реакций. Чаще всего это либо реакции разложения, либо реакции замещения.

      Напримеркислород O2 в лабораторных условиях можно получить путём разложения пероксида водородаH2O2. Протекает реакция разложения:

      2H2O2−1→ 2H2O+O20↑

      Водород H2 в лаборатории можно получить, используя цинк Zn и соляную кислоту HCl. Протекает реакция замещения:

      IV. Тест

      Выполните тест. Выберите букву, соответствующую правильному ответу, и прочтите фразу-напутствие на следующий урок.

      1. Где расположены химические элементы – неметаллы в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева:

      у) в главных подгруппах

      ф) в побочных подгруппах

      х) в главных и побочных подгруппах

      2. Какая электронная формула отражает строение атома неметалла:

      г)…2s1

      д) …3s23p5

      е) …4s2 

      3. Какой из атомов неметаллов не может переходить в возбужденное состояние:

      а) азот

      б) хлор

      в) сера

      4. Молекула аллотропного видоизменения кислорода – озона:

      х) одноатомна

      ц) полимерна

      ч) трехатомна

      5. Какой вид химической связи в простых веществах, образованных атомами неметаллов:

      ж) ковалентная полярная

      з) ионная

      и) ковалентная неполярная

      6. Какой тип кристаллической решетки у (Si)n:

      а) молекулярна

      б) ионная

      в) атомная

      7. Какую степень окисления имеет азот в соединении HNO3:

      п) +3

      р) +5

      с) -3

      8. Какой из перечисленных элементов обладает наиболее ярко выраженными окислительными свойствами:

      а) кислород

      б) хлор

      в) сера

      9. Как изменяется химическая активность неметаллов в периоде:

      а) уменьшается

      б) увеличивается

      в) не изменяется

      10. Как изменяются кислотные свойства водородных соединений неметаллов в ряду: NH3 – H2S – HCl :

      н) ослабевают

      о) усиливаются

      п) не изменяются

      11. Какой из перечисленных оксидов обладает наиболее ярко выраженными кислотными свойствами:

      р) SiO2

      с) P2O5

      т) Cl2O7

      12. Какая из перечисленных кислот самая сильная:

      е) HClO4

      ж) H2SO4

      з) H3PO4

      13. С каким настроением Вы пришли на урок:

      !) хорошим

      -) плохим

      ?) отвратительным

      ЦОРы

      Видео: “Физические свойства неметаллов”

      Интерактивная схема: “Химические реакции неметаллов”

      Источник