Какой известной фразой выразили сущность кризиса философского свойства

Тест начат | Среда 2 Декабрь 2015, 16:21 |
Завершен | Среда 2 Декабрь 2015, 16:57 |
Прошло времени | 36 мин 15 сек |
Набрано баллов | 52.83/57 (92.7%) |
Оценка | 9.27 от максимума 10 |
Question1
Баллов: 1
Мнению какого древнего мыслителя-атомиста принадлежит следующее утверждение: «Душа – вещество, состоящее из мелких, наиболее подвижных, огненных атомов. Душа состоит из двух частей: разумной, расположенной в груди, и неразумной, рассеянной по всему телу».
Выберите один ответ.
Верно
Баллов за ответ: 1/1.
Question2
Баллов: 1
Укажите имя известного древнегреческого мыслителя, мистика и идеалиста, утверждавшего, что подлинное бытие есть «царство идей», находящееся за подвижным и множественным чувственным «миром теней»:
Выберите один ответ.
Верно
Баллов за ответ: 1/1.
Question3
Баллов: 1
Каким мыслителем было сформулировано следующее знаменитое определение: «Материя есть философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями независимо от них»:
Выберите один ответ.
Верно
Баллов за ответ: 1/1.
Question4
Баллов: 1
Мировоззрение какого древнего мыслителя содержит следующую мысль: Душа (сознание) является формой организации живого и способом его поведения. Структуру души можно представить в виде следующих категорий: ощущение, чувство, рассудок, воображение, мнение, фантазия, знание, мысль, разум и др.
Выберите один ответ.
Верно
Баллов за ответ: 1/1.
Question5
Баллов: 1
Укажите явления, которые не принадлежат к числу важнейших уровней организации неживой материи:
Выберите один ответ.
Верно
Баллов за ответ: 1/1.
Question6
Баллов: 1
Важнейший процесс, повлиявший на кардинальную перемену философских представлений о материи в начале ХХ века, это:
Выберите один ответ.
Верно
Баллов за ответ: 1/1.
Question7
Баллов: 1
Что первоначально означал термин «диалектика» в древнегреческой философии:
Выберите один ответ.
Верно
Баллов за ответ: 1/1.
Question8
Баллов: 1
Что означает термин «развитие» в философии:
Выберите один ответ.
Верно
Баллов за ответ: 1/1.
Question9
Баллов: 1
Какие явления нельзя рассматривать в качестве критериев при определении уровней структурной организации материи:
Выберите один или несколько ответов:
Частично верно
Баллов за ответ: 0.5/1.
Question10
Баллов: 1
Укажите основные типы мировоззрения, которым соответствуют определенные концепции понимания природы сознания в целом:
Выберите один или несколько ответов:
Неверно
Баллов за ответ: 0/1.
Question11
Баллов: 1
В материалистической философии говорят обычно о наличии четырех основных форм бытия, среди которых: 1)бытие вещей (тел), процессов и состояний природы; 2) бытие человека, 3) бытие духовного (идеального). Дополните этот перечень еще одним компонентом:
Выберите один ответ.
Верно
Баллов за ответ: 1/1.
Question12
Баллов: 1
Наиболее общая абстракция, предельно универсальная (в формально-логическом смысле) философская категория, это:
Выберите один ответ.
Верно
Баллов за ответ: 1/1.
Question13
Баллов: 1
Укажите свойства, которые с точки зрения материалистической философии не характерны для живой материи в целом:
Выберите один или несколько ответов:
Частично верно
Баллов за ответ: 0.33/1.
Question14
Баллов: 1
Известный мыслитель, представитель немецкой классической философии, автор идеалистической теории диалектики, применивший идеи развития к т.н. «абсолютной идее»:
Выберите один ответ.
Верно
Баллов за ответ: 1/1.
Question15
Баллов: 1
Характерной особенностью философского мировоззрения какой эпохи является космоцентризм:
Выберите один ответ.
Верно
Баллов за ответ: 1/1.
Question16
Баллов: 1
С каким важнейшим философским достижением древности связано в первую очередь имя древнегреческого мыслителя Демокрита:
Выберите один ответ.
Верно
Баллов за ответ: 1/1.
Question17
Баллов: 1
Укажите важнейшую, порождающую все иные, с точки зрения материалистической философии, функцию сознания:
Выберите один ответ.
Верно
Баллов за ответ: 1/1.
Question18
Баллов: 1
Через соотношение с каким другим, т.н. парным, понятием в материалистической философии определяется категория “сознание”:
Выберите один ответ.
Верно
Баллов за ответ: 1/1.
Question19
Баллов: 1
Каким греко-язычным термином называется иначе «философия бытия»:
Выберите один ответ.
Верно
Баллов за ответ: 1/1.
Question20
Баллов: 1
Исключите понятия, которые обозначают явления, не относящиеся к числу видов материи:
Выберите один или несколько ответов:
Частично верно
Баллов за ответ: 0.67/1.
Question21
Баллов: 1
С именем какого мыслителя Нового времени связана идея отождествления субстанции с природой, растворения Бога в природе:
Выберите один ответ.
Верно
Баллов за ответ: 1/1.
Question22
Баллов: 1
Каков специфический смысл термина «движение» в философии бытия:
Выберите один ответ.
Верно
Баллов за ответ: 1/1.
Question23
Баллов: 1
Какой известной фразой выразили физики сущность кризиса философского свойства, произошедшего в этой науке в конце ХIX — начале ХХ вв.:
Выберите один ответ.
Верно
Баллов за ответ: 1/1.
Question24
Баллов: 1
Какой древний античный мыслитель, вошедший в историю благодаря, в первую очередь, интересу к проблемам онтологии, является автором следующих изречений: «Бытие есть то, что не порождено и неуничтожимо. Бытие вечно. Оно не имеет прошлого, ибо прошлое ‘это то, чего уже нет; не имеет и будущего, ибо его еще нет, оно есть вечное настоящее без начала и без конца»:
Выберите один ответ.
Верно
Баллов за ответ: 1/1.
Question25
Баллов: 1
Каково соотношение между понятиями «развитие» и «прогресс»:
Выберите один ответ.
Верно
Баллов за ответ: 1/1.
Question26
Баллов: 1
Мыслителем, заложившим теоретические основы философии бытия в античности, был:
Выберите один ответ.
Верно
Баллов за ответ: 1/1.
Question27
Баллов: 1
Какому известному мыслителю, представителю немецкой классической философии, принадлежит следующее изречение: «Нельзя не признать скандалом для философии и общечеловеческого разума необходимость принимать лишь на веру существование вещей вне нас… и невозможность противопоставить какое бы то ни было удовлетворительное доказательство этого существования, если бы кто-нибудь вздумал подвергнуть его сомнению»:
Выберите один ответ.
Верно
Баллов за ответ: 1/1.
Question28
Баллов: 1
Укажите пять основных форм движения материи:
Выберите один или несколько ответов:
Верно
Баллов за ответ: 1/1.
Question29
Баллов: 1
Укажите три важнейшие типа материи (согласно общепринятой в материалистической философии типологии):
Выберите один или несколько ответов:
Верно
Баллов за ответ: 1/1.
Question30
Баллов: 1
Какому древнегреческому философу принадлежит знаменитая фраза, образно характеризующая идеи древней диалектики: «В одну и ту же реку нельзя войти дважды», а также мысль о единстве и борьбе противоположностей как источнике развития:
Выберите один ответ.
Верно
Баллов за ответ: 1/1.
Question31
Баллов: 1
Всем системам присущи определенные признаки. Исключите те, которые не являются принадлежностью абсолютно любой системы:
Выберите один или несколько ответов:
Частично верно
Баллов за ответ: 0.67/1.
Question32
Баллов: 1
Известный античный мыслитель делал акцент в своих представлениях о душе на том, что душа – это разум, мыслящая активность и, прежде всего, нравственно ориентированное поведение. Его имя:
Выберите один ответ.
Верно
Баллов за ответ: 1/1.
Question33
Баллов: 1
Какая область знания не является составной частью философии как науки:
Выберите один ответ.
Верно
Баллов за ответ: 1/1.
Question34
Баллов: 1
С именем какого мыслителя древности связаны представления об апейроне как абстрактном первовеществе:
Выберите один ответ.
Верно
Баллов за ответ: 1/1.
Question35
Баллов: 1
Представления о материи как о веществе господствовали в философии и естествознании вплоть до:
Выберите один ответ.
Верно
Баллов за ответ: 1/1.
Question36
Баллов: 1
Базовой, ярко выраженной идеей философии какого периода является сведение всех форм движения к механической его форме:
Выберите один ответ.
Верно
Баллов за ответ: 1/1.
Question37
Баллов: 1
Какие представления по своей изначальной сути противоречат философско-материалистическим взглядам на материю и ее свойства:
Выберите один или несколько ответов:
Частично верно
Баллов за ответ: 0.67/1.
Question38
Баллов: 1
Какой древнегреческий философ является автором утверждения, согласно которому незнание движения необходимо влечет за собой незнание природы:
Выберите один ответ.
Верно
Баллов за ответ: 1/1.
Question39
Баллов: 1
Исчерпывающим условием целостности какой системы является следующее положение: «Энергия внутренних связей между составляющими ее элементами материи должна быть больше, чем суммарная кинетическая энергия этих элементов плюс энергия внешних воздействий, стремящихся разрушить систему»:
Выберите один ответ.
Верно
Баллов за ответ: 1/1.
Question40
Баллов: 1
Для обозначения причины самой себя, которая не нуждается для своего существования ни в чем другом, в философии служит категория:
Выберите один ответ.
Верно
Баллов за ответ: 1/1.
Question41
Баллов: 1
Какая философская категория служит для отражения всеобщей реальности, как объективной, так и субъективной:
Выберите один ответ.
Верно
Баллов за ответ: 1/1.
Question42
Баллов: 1
Важнейшим условием целостности какой системы является следующее положение: Целостность обуславливается многообразными процессами управления саморегуляции информационных связей с окружающей средой
Выберите один ответ.
Верно
Баллов за ответ: 1/1.
Question43
Баллов: 1
Исключите свойства, которые не соответствуют современным материалистическим и естественно научным представлениям о свойствах материи:
Выберите один или несколько ответов:
Частично верно
Баллов за ответ: 0.67/1.
Question44
Баллов: 1
Укажите свойства, которые с точки зрения материалистической философии являются важнейшими атрибутами материи:
Выберите один или несколько ответов:
Верно
Баллов за ответ: 1/1.
Question45
Баллов: 1
Мировоззрению какого древнего мыслителя, автора античной диалектики, соответствовали следующие представления: «Душа материальна, она состоит из огня. Наиболее сухая душа мудрая, безумие – это влажность, сырость»?
Выберите один ответ.
Верно
Баллов за ответ: 1/1.
Question46
Баллов: 1
Укажите характерные признаки, которые отличают развитие от движения вообще, тем самым исключив качества, которые свойственны любому движению:
Выберите один или несколько ответов:
mylektsii.ru — Мои Лекции — 2015-2020 год. (0.202 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Пожаловаться на материал
Татьяна
Ученик
(156),
закрыт
9 лет назад
1. Первоначальное определение философии как области знания:
а) душа культуры;
б) учение о мудрости;
в) любовь к мудрости;
г) система знаний о мире;
д) форма теоретического мировоззрения.
2. Философские вопросы – это вопросы:
а) каковы пути разрешения экологического кризиса?
б) возможны ли небелковые нормы жизни?
в) что есть истина?
г) в чем сущность гравитации?
д) как устроен мир?
3. Признаки, характеризующие философское мировоззрение:
а) эмпирическая обоснованность;
б) наглядность;
в) логическая обоснованность;
г) системность;
д) конкретность.
4. Традиционная трактовка основного вопроса философии:
а) первичность материального;
б) познаваемость мира;
в) отношение мышления к бытию, идеального к материальному;
г) методология познания;
д) вопрос о ценностной ориентации личности.
5. Философское течение, отрицающее возможность достоверногопознания сущности мира:
а) материализм;
б) субъективный идеализм;
в) агностицизм;
г) объективный идеализм;
д) неотомизм.
6. Сущность гносеологии раскрывает вопрос:
а) может ли человечество знать все обо всем?
б) можно ли познать сущность вещей, законы материального мира?
в) можно ли получить в процессе познания абсолютно точноезнание обо всем мире?
7. Суждение, характерное для субъективного идеализма:
а) законы природы создаются мышлением человека;
б) сознание есть свойство, продукт материи;
в) мир есть комплекс человеческих ощущений.
г) материя и сознание – две основы бытия.
8. Сущность диалектики как метода раскрывает суждение:
а) все течет, все изменяется;
б) все явления и предметы взаимосвязаны;
в) противоречия – источник развития;
г) развитие – это прогрессивное изменение.
9.Ко всеобщим формам бытия не относится:
а) общество;
б) пространство;
в) время;
10. Основная форма рационального познания:
а) восприятие;
б) представление;
в) истина;
г) откровение;
д) понятие.
11. Автор атомистической трактовки бытия:
а) Аристотель;
б) Демокрит;
в) Платон;
г) Фалес;
д) Гераклит_____.
12. Наиболее ярким представителем античной диалектики является:
а) Эпикур;
б) Аристотель;
в) Сократ;
г) Гераклит;
д) Зенон.
13. Основной систематизатор средневековой схоластики зрелого этапа ее развития:
а) Абеляр;
б) Фома Аквинский;
в) Дунс Скотт;
г) Авиценна;
д) Аристотель.
14. Специфическая черта философии эпохи Возрождения:
а) агностицизм;
б) атеизм;
в) дуализм;
г) пантеизм;
д) космоцентризм.
15. К основным особенностям философии Нового времени не относится:
а) сенсуализм;
б) рационализм;
в) материализм
г) агностицизм.
16. Создателям и систематизатором диалектики как философского метода является:
а) Кант;
б) Гегель;
в) Гераклит;
г) Фейербах;
д) Декарт.
17. Течение в русской философии XIX века, развивавшееся в спорах с западничеством:
а) космизм;
б) экзистенциализм;
в) славянофильство;
г) марксизм.
18. Философское направление, в котором одним из основных является понятие свободы личности:
а) неокантианство;
б) экзистенциализм;
в) позитивизм;
г) герменевтика;
д) постмодернизм.
19. Философская проблема, существенная для неопозитивизма:
а) язык науки;
б) эмоционально-духовная жизнь человека;
в) интуиция и переживание;
г) истина и вера;
д) познание сущности вещей.
20. Особенности философской методологии постмодернизма:
а) агностицизм;
б) плюрализм;
в) интерес к проблеме истины;
г) отрицание философии монизма;
д) отказ от фундаментальных принципов традиционной философии.
21. Теоретическая модель общества, связывающая периодизацию исторического процесса со сменой религии:
а) материалистическая;
б) идеалистическая;
в) натуралистическая;
г) факторная.
22. Исторический тип общества, основывающийся на определенном способе производства, – это определение:
а) цивилизации;
б) социальной системы;
в) общественно-экономической формации;
г) государства;
д) базиса.
Valeriy Purk
Просветленный
(34878)
9 лет назад
1г, 2в, 3г, 4а, 5в, 6б, 7в, 8в, 9а, 10д, 11б, 12в, 13б, 14д, 15г, 16б, 17в, 18б, 19а, 20д. 21бг? ? 22в
Общеобразовательные
М.:
2004. —
320 с.
В доступной форме вопросов и ответов дается
систематическое изложение философии. Книга состоит из 22 глав, многие из которых
входят в школьную и вузовскую программы в качестве самостоятельных философских
дисциплин, таких, как логика, этика, эстетика, философия культуры, философия
религии, философская антропология, социальная философия и др. В конце каждого
ответа приводятся подробные библиографические данные. В приложении даются
методические рекомендации, облегчающие изучение философских текстов. Для
учащихся гимназий, колледжей, студентов и аспирантов педагогических вузов.
Формат:
pdf
Размер:
2,1 Мб
Скачать:
yandex.disk
Содержание
Введение. «Никто да не
взойдет на небеса, не пройдя через философию» 5
Философия и загадка Сфинкса 5
Загадки философии 6
Доступность и недоступность философии 7
Книга философских вопросов и ответов 10
Система философии: философия как цельное знание. 12
РАЗДЕЛ I. ФИЛОСОФСКАЯ ПРОПЕДЕВТИКА
Глава 1. Введение в философию 19
1. Что означает слово «философия»? 19
2. Каково образное, символическое выражение философии? 23
3. Каково исходное, предварительное определение (понятие) философии? В чем
отличие философии от религии, искусства, науки? 27
4. Что побуждает людей философствовать? Что такое «фундаментальное философское
настроение»? 31
5. В чем разница между философствованием и философией? Что такое «предельное
метафизическое вопрошание» и «предельное противоречие (антиномия)»? 32
6. Каковы исторические условия философствования? В какие эпохи наблюдается
расцвет философской мысли? 37
7. Является ли философия абстрактной наукой, или Кто мыслит абстрактно? 38
8. В чем цель и назначение философии? 40
9. Каково отношение философии к действительности? Как философия связана с
жизнью? 42
10. Может ли философия изменить мир? 44
11. Кого можно назвать истинным философом? Какие качества для этого необходимы?
45
12. Почему среди известных философов нет женщин? 47
13. Как общество относится к философии и философам? .48
14. В каком возрасте и в какой последовательности лучше всего изучать философию?
50
Глава 2. Введение в историю философии 54
15. Что изучает история философии, каков ее предмет? 54
16. В чем особенность истории философии в сравнении с историей других наук? 56
17. В чем причина многообразия философских учений? Что означает их
взаимопротиворечивость и взаимоопровергаемость? 57
18. Где и когда возникла философия? В чем особенность восточной (древнеиндийской
и древнекитайской) философии в сравнении с западной (древнегреческой)? 60
19. Каковы основные культурно-исторические типы философии и вытекающие из них
философские школы и направления? 64
20. Как соотносятся мировая философская мысль и национальные философии? .. 65
21. Какова общепринятая периодизация философии? 69
22. Каковы основные принципы типологии философских учений? 73
23. Кого можно отнести к великим философам? 78
24. Каковы фундаментальные проблемы древней (греческой) философии, определившие
характер ее развития? 84
25. Какова основная проблема средневековой философии? 87
26. Каков ход развития новой философии? 90
РАЗДЕЛ II. ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ
Глава 3. Философская антропология 97
27. Что изучает антропология? В чем особенность философской антропологии? 97
28. Как определяли человека мудрецы и философы? В чем они усматривали его
сущность? 100
29. Является ли человек уникальным творением природы? Каково его место в мире?
102
30. Что означает половая полярность человека? Каков предмет «философии пола»?
105
31. Как соотносятся понятия «человек» и «личность»? Что значит «быть личностью»?
108
Глава 4. Философия жизни 110
32. Что изучает философия «жизни? 110
33. Каково философское определение жизни? Существует ли граница между живым и
неживым? 111
34. Является ли жизнь благом или злом? В чем смысл человеческой жизни? 114
35. В чем смысл и ценность смерти с точки зрения философии жизни? 116
Глава 5. Гносеология (учение о знании и теории познания) 119
36. Как соотносятся знание, мнение и вера? Каковы основания достоверности
знания? 119
37. В чем смысл познания? Каковы основные ступени познания и соответствующие им
формы знания? 121
38. Что представляют собой субъект и объект познания, а также отношение между
ними (интенция)? 122
39. Познаваем или непознаваем мир? Каковы основания и аргументы в пользу
познаваемости и непознаваемости мира? 123
40. Из чего проистекает наше знание о мире: из чувственного опыта или из
доопытных форм разума (врожденных идей)? 126
41. Что такое истина? 130
Глава 6. Философия языка 133
42. Каково философское понимание языка? Что означает тождество языка,
мышления и бытия? 133
43. В чем выражается антиномичность природы языка? 135
44. Является ли язык именем или знаком вещи? 137
Глава 7. Философия логики 141
45. Что изучает логика? В чем ее философский смысл? 141
46. Каковы исторические этапы развития логики и круг ее проблем? 143
47. Какова взаимосвязь между логической структурой суждения (высказывания) и
картиной мира, или Существует ли золотая гора? 146
Глава 8. Онтология (учение о бытии) 149
48. Что такое бытие? Тождественны ли бытие и сущее? 149
49. Как соотносятся бытие и ничто, сущее и ничто? 150
50. Что означают понятия «действительность» и «реальность»? 151
51. Что такое единое и как оно становится многим? 152
52. Что означают духовное и материальное начала бытия с точки зрения диалектики
единого и многого? 155
53. Что такое дух? Как соотносятся дух, ум и душа? 157
54. Что такое материя и что такое тело? В чем особенность человеческой
телесности? — 160
Глава 9. Философия природы 164
55. Каковы основные значения понятия природы и в чем его целостный
философский смысл? 164
56. В чем выражается движение природы и какова природа движения? 166
57. Что движет природой в целом, или Зачем нужен «неподвижный перводвигатель»?
168
58. Что такое «природа творящая» (natura naturans) и «природа сотворенная» (natura
naturata)? 170
59. Как соотносятся магический, естественно-научный и философский взгляды на
природу? Каковы принципы философского рассмотрения природы? 171
Глава 10. Оккультная философия ,’ 173
60. Что такое оккультизм? Каково отношение оккультизма к религии, науке и
философии? 173
61. Какие философские учения можно отнести к разряду оккультных? 175
62. Какова картина мира в оккультной философии? 176
Глава 11. Философия науки и техники 179
63. Что такое наука? Каковы ее метафизические корни и основания? 179
64. Что такое техника? В чем кроется опасность техники и можно ли ее избежать?
181
65. В чем состоит ценность науки? Каковы ее достоинства и недостатки? 183
Глава 12. Социальная философия .: Щ?
66. Каков предмет социальной философии? Как исторически менялось
представление об общественном бытии человека? Л Ш>
67. Что такое общество? В чем смысл сравнения общества с организмом? 188
68. В чем различие между законами природы и законами общества и как это различие
отражается на методах познания социальных и естественных наук? 190
Глава 13. Философия хозяйства 193
69. В чем состоит философская проблема хозяйства, или Почему древние греки
не любили философствовать об «экономии»? 193
70. Что такое хозяйство? Каковы причины и цели хозяйственной деятельности? 195
71. В чем ценность и смысл труда? 197
Глава 14. Философия права 199
72. Каковы философские предпосылки и основания идеи права? В чем состоит
свобода подчинения закону, или Могли Сократ воспротивиться неправому приговору
афинских судей? 199
73. Что означает понятие «естественное право», или Почему Антигона нарушила
царский указ? 202
74. Что такое собственность с точки зрения философии права? В чем состоит право
собственности («вещное право»)? Каковы формы отношения воли к вещам? 205
75. Человек — господин или раб вещей? Какая форма собственности больше
соответствует природе человека: частная или общая? 208
76. Как соотносятся понятия права и государства? В чем выражается антиномичность
проблемы происхождения и сущности государства? 211
77. В чем сущность преступления как формы нарушения права? Что означает право
преступника на наказание? Какой должна быть мера наказания с
нравственно-философской точки зрения? 214
Глава 15. Философия истории 217
78. Каковы основные способы постижения истории? В чем своеобразие
философского взгляда на историю в сравнении с религиозно-мифологическим и
историографическим? 217
79. В чем сущность исторической реальности как особой сферы бытия? Почему нельзя
говорить об истории природы или об истории ангелов, но только об истории людей?
219
80. Какова природа исторического времени? Как соотносятся время и вечность
истории, или Почему прошлое всегда остается настоящим? 222
81. Что лежит в основе представлений о цикличности истории? В чем смысл мифа «о
вечном возвращении»? 224
82. Как возникло представление о линейной направленности истории, о
неповторимости исторических событий, или Почему мир может быть спасен только
раз? Что означает «конец истории»? 227
Глава 16. Философия культуры 231
83. Что такое культура? Какими свойствами обладают предметы культуры? 231
84. Каковы истоки культуры? Что общего между культурой и культом? 233
85. В чем смысл различения понятий «культура» и «цивилизация»? Почему культура
перерождается в цивилизацию? 234
86. В чем состоит трагедия культуры, или Почему культура является «великой
неудачей жизни»? Каковы причины кризиса современной культуры? 236
Глава 17. Философия ценностей 240
87. Какова природа ценностей? Являются ли ценности проекцией субъективного
взгляда на мир или они составляют объективные свойства вещей? 240
88. Почему сущее является ценностью по отношению к небытию и к абсолютной
полноте бытия, или Действительно ли мы живем в лучшем из возможных миров? 242
89. От чего зависит ценность ценностей? Какие ценности являются «более высокими»
и какие — «более низкими»? 244
90. В чем смысл идеи «переоценки всех ценностей»? 248
Глава 18. Эстетика и философия искусства 251
91. Каковы философские основания эстетики? В чем особенность эстетического
восприятия действительности? 251
92. В чем сущность прекрасного? Чем отличается красота в природе от красоты в
искусстве? 253
93. В чем источник наших представлений о возвышенном? Как соотносятся прекрасное
и возвышенное? 255
94. Что такое искусство? В чем смысл художественного творения? 257
95. Какова природа гениальности? Что призван выразить гений в искусстве? 259
96. Что такое эстетический вкус? В чем состоит антиномия вкуса, или Спорят ли о
вкусах? 261
Глава 19. Нравственная философия (этика) 264
97. Каковы метафизические основания этики, или Какой должна быть душа в
государстве? 264
98. Что такое страсти души и как они превращаются в добродетели и пороки? 265
99. Что движет человеческой волей? Какими мотивами определяется поведение
человека и каковы способы обоснования этих мотивов в истории этики? 269
Глава 20. Философия образования и воспитания 275
100. Каковы философские основания идеи образования? В чем сущность и смысл
образования? 275
101. Как соотносятся образование и воспитание? Чем определяется их различие и
тождество? 277
102. Что такое воспитание как целостный процесс? В чем состоит его сакральный
смысл, или Почему воспитание есть «второе рождение»? 279
Глава 21. Философия религии 281
103. Для чего необходима философия религии? Есть ли смысл философствовать о
божественных предметах? 281
104. Что такое религия и в чем ее сущность? 282
105. В чем заключается философское понимание Бога? 284
106. Как возникает идея Бога в сознании человека? 285
107. О чем свидетельствует многообразие религий и соответствует ли оно
представлению о едином Боге? 287
108. Каковы философские принципы классификации религий? 289
109. Доказуемо ли бытие Бога? Каковы возможные способы доказательства Его
присутствия в мире? 292
110. Существуют ли философские основания отрицания бытия Бога? В чем смысл
религиозного скептицизма и атеизма, или Можно ли доказать, что Бога нет? 297
111. Совместимы ли всеблагость и всемогущество Бога с существованием зла в мире?
Каковы пути богооправдания — теодицеи? 300
Глава 22. Философия откровения 304
112. Что такое откровение? Какова его природа? Что общего между откровением
и философией? .304
113. Как возможна философия откровения? Совместимы ли откровение и разум? 305
114. В чем сущность и значение сердца как органа откровения? 307
Заключение. Философия философии 309
Так что же такое философия, или Почему нельзя взойти на небеса, не пройдя через
философию? 309
Приложение. Как изучать философию по первоисточникам, или Есть ли сюжет у
философских книг? 311
О том, как читать книги в форматах
pdf,
djvu
— см. раздел «Программы; архиваторы; форматы
pdf, djvu
и др.»
.