Какой из приведенных фактов согласуется со свойствами днк
Молекулярный уровень. (10-11 класс)
Вариант 1
1.Какой из химических элементов содержится в клетках внаименьшем количестве?
а) азот. б) кислород
в) углерод. г) водород.
2.Какой из химических элементов одновременно входит в состав костной ткани и нуклеиновых кислот?
а) калий. б) фосфор.
в) кальций. г) цинк.
3. Заполните пропуски в тексте:
В молекуле воды ______ атом кислорода _______ связан с _______ атомами водорода. Молекула воды _______, т. к. кислород электроотрицательнее водорода. Между атомом кислорода одной молекулы и атомом _______ другой молекулы воды образуется ________ _________. Полярностью молекул воды обеспечивается ее способность _________ другие полярные соединения. А наличием множества слабых водородных связей обеспечиваются такие ее свойства, как ______________ и ____________. Максимальную плотность вода имеет при ____. Поэтому лед ________воды и плавает на ее поверхности. По отношению к воде все вещества клетки делятся на ___________и ______________. К гидрофильным веществам относятся _______________, а к гидрофобным ____________.
4.Примером активного ионного транспорта является:
а) работа калий-натриевого насоса.
б) диффузия воды через поры клеточной стенки.
в) диффузия кислорода при дыхании.
5. В каком случав правильно написана формула молекулы глюкозы?
а) С5Н12О5
б) С6Н10О6
в) С6Н12О6
г) С6Н12О5
6. Клетки какого из названных организмов наиболее богаты углеводами?
а) клетки мышц человека.
б) клетки клубня картофеля.
в) клетки кожицы лука.
г) подкожная клетчатка медведя.
7. Основным источником энергии для новорожденных млекопитающих является:
а) глюкоза.
б) крахмал.
в) гликоген.
г) лактоза.
8. В каком отделе пищеварительной системы начинается расщепление углеводов?
а) в желудке.
6} в тонком кишечнике.
в) в ротовой полости.
г) в двенадцатиперстной кишке.
9.Изменяемыми частями аминокислоты являются:
а) аминогруппа и карбоксильная группа.
б) радикал.
в) карбоксильная группа.
г) радикал и карбоксильная группа.
10.Первичная структура белка удерживается:
а) водородными связями.
б) пептидными связями.
в) гидрофобными связями.
г) дисульфидными связями.
11.Молекулы белков отличаются друг от друга:
а) последовательностью чередования аминокислот.
б) количеством аминокислот в молекуле.
в) формой третичной структуры.
г) всеми указанными особенностями.
12.Какое из соединений не построено из аминокислот?
а) гемоглобин б) инсулин
в) гликоген г) альбумин
13. Какие белки способствуют отторжению органов и тканей при их пересадке от одного организма другому?
а) транспортные белки.
б) ферменты.
в) иммуноглобулины.
г) строительные белки.
14.В процессе биохимических реакций ферменты:
а) ускоряют реакции и сами при этом не изменяются.
б) ускоряют реакции и изменяются в результате реакции.
в) замедляют химические реакции, не изменяясь.
г) замедляют химические реакции, изменяясь.
В1. Какие особенности строения и свойств молекул воды определяют ее функции в клетке?
А) способность образовывать водородные связи
Б) наличие в молекулах богатых энергией связей
В) полярность молекулы
Г) способность к образованию ионных связей
Д) способность образовывать пептидные связи
Е) способность взаимодействовать с положительно и
отрицательно заряженными ионами.
В2. Выберите функции нуклеиновых кислот в клетке.
А) транспорт кислорода и углекислого газа
Б) хранение и передача наследственной информации
В) кодирование последовательности аминокислот в молекуле
белка
Г) сокращение мышечного волокна
Д) передача нервного импульса
Е) транспорт аминокислот к месту синтеза белка.
С1. Укажите номера предложений, в которых допущены ошибки. Объясните их.
Углеводы представляют собой соединения углерода и водорода.
Различают три основных класса углеводов – моносахариды, дисахариды, и полисахариды.
Наиболее распространенные моносахариды – сахароза и лактоза.
Они растворимы в воде и обладают сладким вкусом.
При расщеплении 1 г глюкозы выделяется 35,2 кДж энергии.
С2. Найдите ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых они допущены, объясните их.
Информационная РНК синтезируется на молекуле ДНК.
Ее длина не зависит от объема копируемой информации.
Количество иРНК в клетке составляет 85% от всего количества РНК в клетке.
В клетке существует три вида тРНК.
Каждая тРНК присоединяет определенную аминокислоту и транспортируете к рибосомам.
У эукариот тРНК намного длиннее, чем иРНК.
С3. Найдите ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых они сделаны. Объясните их.
Все присутствующие в организме белки – ферменты.
Каждый фермент ускоряет течение нескольких химических реакций.
Активный центр фермента строго соответствует конфигурации субстрата, с которым он взаимодействует.
Активность ферментов не зависит от таких факторов, как температура, рН среды и других факторов.
Молекулярный уровень (10-11класс)
Вариант 2
1. Если цепь ДНК содержит 28% нуклеотида А, то чему, примерно должно равняться количество нуклеотида Г?
а) 28% б) 14% в) 22% г) 44%
2. Какая из гипотез в большей степени подтверждает, что ДНК является генетическим материалом клетки?
а) ДНК состоит из четырех видов нуклеотидов, поэтому способна хранить информацию.
б) в соматических клетках количество ДНК вдвое больше, чем в гаметах.
в) у каждой особи ДНК индивидуальна по своей нуклеотидной последовательности.
г) азотистых оснований Т примерно столько же, сколько оснований А
3. Какая из молекул РНК самая длинная?
а) т-РНК. б) р-РНК. в) и-РНК.
4. В каком случае правильно названы все отличия и-РНК от ДНК?
а) одноцепочечная содержит дезоксирибозу, хранит информацию.
б) двуцепочная, содержит рибозу, предает информацию.
в) одноцепочная, содержит рибозу, передает информацию.
г) двуцепочная, содержит дезоксирибозу, хранит информацию.
5. В реакцию с аминокислотами вступает:
а) т-РНК
б) и-РНК
в) р-РНК
г) ДНК
6.Выберите правильные утверждения.
а) мономеры белков играют самостоятельную роль в организме. б) большинство химических реакций в организме идет при участии ферментов.
в) АТФ — производное тиминового нуклеотида и фосфорной кислоты.
г) в молекуле АТФ — два остатка фосфорной кислоты.
д) энергия солнца превращается в химическую энергию молекулы АТФ.
е) АТФ в больших количествах содержится в мышечных и нервных клетках.
7.Закончите фразы.
а) К продуктам биосинтеза относятся __________, из которых синтезируются собственные белки.
б) Большинство веществ клетки подвергаются ___________ расщеплению.
в) К адениловому нуклеотиду присоединяются ______ остатка _____________ кислоты, при этом образуется
г) АТФ — это
д) Ионный баланс, половое созревание, различные физиологические состояния регулируются _________.
е) Вещества, которые организм не синтезирует сам, но необходимые для нормальной жизнедеятельности называются
ж) Недостаток витаминов является причиной
8.Каков из приведенных фактов согласуется со свойствамиДНК, как носительницей наследственной информации?
а) ДНК построена из двух нуклеотидных цепей.
б) количество адениловых нуклеотидов равно количеству тиминовых нуклеотидов, а количество цитозиновых нуклеотидов равно количеству гуаниновых нуклеотидов.
в) у всех представителей данного биологического вида химический состав ДНК почти идентичен.
г) все факты подтверждают названное свойство ДНК.
9. Из перечисленных ниже углеводов в состав растительных клеток входят:
а) хитин
б) крахмал
в) молочный сахар
г) гликоген.
10. От последовательности аминокислот в молекуле белка зависит:
а) сложность белковой молекулы.
б) количественный аминокислотный состав молекулы белка.
в) индивидуальность белков организма.
г) размеры молекул.
11. Информация о последовательности аминокислот в молекуле белка переносится к месту синтеза:
а) молекулой ДНК.
б) молекулой т-РНК.
в) молекулой р-РНК.
г) молекулой и-РНК.
12.Какие из перечисленных соединений являются азотсодержащими (выпишите)
Белки, АТФ, крахмал, глюкоза, ДНК, РНК.
13. Если цепь ДНК представляет собой последовательность нуклеотидов, показанную ниже, то как будет выглядеть комплементарная ей цепь?
ААТ — ГЦГ — ТГГ — ЦТА — ЦЦЦ.
…. — … — … — … — …
14.Мономерами ДНК и РНК являются:
а) азотистые основания.
б) дезоксирибоза и рибоза.
в) азотистые основания и фосфатные группы.
г) нуклеотиды.
В1. Вода как среда жизни обладает следующими свойствами:
А) высокой плотностью
Б) низкой плотностью
В) высокой освещенностью
Г) уменьшением количества света с глубиной
Д) высоким содержанием кислорода
Е) обилием воздуха
В2. По каким признакам можно узнать молекулу ДНК?
А) состоит из одной полинуклеотидной нити
Б) состоит из двух полинуклеотидных нитей, закрученных в
спираль
В) имеет нуклеотиды А, У, Ц, Г
Г) является хранителем наследственной информации
Д) имеет нуклеотиды А, Т, Ц, Г
Е) передает наследственную информацию из ядра к рибосоме
С1. Найдите ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых они сделаны. Объясните их.
Все присутствующие в организме белки – ферменты.
Каждый фермент ускоряет течение нескольких химических реакций.
Активный центр фермента строго соответствует конфигурации субстрата, с которым он взаимодействует.
Активность ферментов не зависит от таких факторов, как температура, рН среды и других факторов.
С2. Найдите ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых они сделаны, и объясните их.
Вода – одно из самых распространенных органических веществ на Земле.
В клетках костной ткани около 20% воды, а в клетках мозга 85%.
Свойства воды определяются структурой ее молекул.
Ионные связи между атомами водорода и кислорода обеспечивают полярность воды и ее способность растворять неполярные соединения.
Между атомами кислорода одной молекулы воды и атомом водорода другой молекулы образуется сильная водородная связь, чем объясняется высокая температура кипения воды.
С3. Укажите номера предложений, в которых допущены ошибки. Объясните их.
Углеводы представляют собой соединения углерода и водорода.
Различают три основных класса углеводов – моносахариды, дисахариды, и полисахариды.
Наиболее распространенные моносахариды – сахароза и лактоза.
Они растворимы в воде и обладают сладким вкусом.
При расщеплении 1 г глюкозы выделяется 35,2 кДж энергии.
Нуклеиновые кислоты . Различают два типа нуклеиновых кислот — дезоксирибонуклеиновые (ДНК) и рибонуклеиновые (РНК) . Эти биополимеры состоят из мономеров, называемых нуклеотидами. Мономеры-нуклеотиды ДНК и РНК сходны в основных чертах строения. Каждый нуклеотид состоит из трех компонентов, соединенных прочными химическими связями.
Нуклеотиды, входящие в состав РНК, содержат пяти-углеродный сахар — рибозу, одно из четырех органических соединений, которые называют азотистыми основаниями: аденин, гуанин, цитозин, урацил (А, Г, Ц, У) — и остаток фосфорной кислоты.
Нуклеотиды, входящие в состав ДНК, содержат пяти-углеродный сахар — дезоксирибозу, одно из четырех азотистых оснований: аденин, гуанин, цитозин, тимин (А, Г, Ц, Т)— и остаток фосфорной кислоты.
В составе нуклеотидов к молекуле рибозы (или дезокси-рибозы) с одной стороны присоединено азотистое основание, а с другой — остаток фосфорной кислоты. Нуклеотиды соединяются между собой в длинные цепи. Остов такой цепи образуют регулярно чередующиеся остатки сахара и органических фосфатов, а боковые группы этой цепи — четыре типа нерегулярно чередующихся азотистых оснований.
Молекула ДНК представляет собой структуру, состоящую из двух нитей, которые по всей длине соединены друг с другом водородными связями. Такую структуру, свойственную только молекулам ДНК, называют двойной спиралью. Особенностью структуры ДНК является то, что против азотистого основания А в одной цепи лежит азотистое основание Т в другой цепи, а против азотистого основания Г всегда расположено азотистое основаниеЦ.
А (аденин) — Т (тимин) Т (тимин) — А (аденин) Г (гуанин) — Ц (цитозин) Ц (цитозин) -Г (гуанин)
Эти пары оснований называют комплиментарными основаниями (дополняющими друг друга) . Нити ДНК, в которых основания расположены комплементарно друг другу» называют комплиментарными нитями.
Расположение четырех типов нуклеотидов в цепях ДНК несет важную информацию. Порядок расположения нуклеотидов в молекулах ДНК определяет порядок расположения аминокислот в линейных молекулах белков, т. е. их первичную структуру. Набор белков (ферментов, гормонов и др. ) определяет свойства клетки и организма. Молекулы ДНК хранят сведения об этих свойствах и передают их в поколения потомков. Другими словами, ДНК является носителем наследственной информации. Молекулы ДНК в основном находятся в ядрах клеток. Однако небольшое их количество содержится в митохондриях и хлоропластах.
Основные виды РНК. Наследственная информация, хранящаяся в молекулах ДНК, реализуется через молекулы белков. Информация о строении белка считывается с ДНК и передается особыми молекулами РНК, которые называются информационными (и-РНК) . Информационная РНК переносится в цитоплазму, где с помощью специальных органоидов — рибосом — идет синтез белка. Именно информационная РНК, которая строится комплементарно одной из нитей ДНК, определяет порядок расположения аминокислот в белковых молекулах. В синтезе белка принимает участие другой вид РНК — транспортная (т-РНК) , которая подносит аминокислоты к рибосомам. В состав рибосом входит третий вид РНК, так называемая рибосомная РНК (р-РНК) , которая определяет структуру рибосом. Молекула РНК в отличие от молекулы ДНК представлена одной нитью; вместо дезоксирибозы — рибоза и вместо тимина — урацил. Значение РНК определяется тем, что они обеспечивают синтез в клетке специфических для нее белков.
Удвоение ДНК. Перед каждым клеточным делением при абсолютно точном соблюдении нуклеотидной последовательности происходит самоудвоение (редупликация) молекулы ДНК. Редупликация начинается с того, что двойная спираль ДНК временно раскручивается. Это происходит под действием фермента ДНК-полимеразы в среде, в которой содержатся свободные нуклеотиды. Каждая одинарная цепь по принципу химического сродства (А-Т, Г-Ц) притягивает к своим нуклеотидным остаткам и закрепляет водородными связями свободные нуклеотиды, находящиеся в клетке. Таким образом, каждая полинуклеотидная цепь выполняет роль матрицы дл
Биосинтез белков
Урок – зачет. 10класс.
Учитель: Бакеева Е.И.
Чириковская сш
Цель: Обобщить и закрепить знания о процессах транскрипции и трансляции.
Задачи:
1.Повторить основные термины и понятия, ввести в систему.
2. Развитие внимания, памяти, логического мышления, тренировка пространственного воображения.
3.Воспитание культуры труда, уважение к чужому труду.
Оборудование: таблица «Биосинтез белков».
Тип урока: закрепление и проверка ЗУН.
Методы и методические приемы: беседа, тестирование.
Ход урока
1.Орг. момент. Настрой на работу.
2. Обобщение и закрепление:
Повторение основных терминов.
А) С какими терминами мы познакомились при изучении темы «Биосинтез белков»? Свойства генетического кода. (Ответы учащихся)
Б) Терминологический диктант.
Учитель зачитывает определение, учащиеся выбирают из списка правильный ответ.
-устно с классом (1)
-самостоятельно в тетрадях (2)
Что собой представляет биосинтез белка? Основные этапы.
-Что предшествует биосинтезу?
Тест №1 (3 варианта)
-Генетический код. Свойства.
Тест №2 (3 варианта)
3) Биосинтез белка. — Контрольный тест (2 варианта), слабым тест №3
Решение задач. 4 варианта. Для примера одну подобную задачу разобрать у доски.
3. Итоги урока.
4. Домашнее задание: подготовиться к контрольной работе «Клетка – функциональная и генетическая единица».
Приложение.
Тест №1.Генетическая информация. Удвоение ДНК.
Вариант 1
1. Материальным носителем наследственной информации в клетке является:
а) и-РНК б) т-РНК
в) ДНК г) хромосомы.
2.В основе индивидуальности, специфичности организма лежит:
а) строение белков организма
б) строение клеток
в) функции клеток
г) строение аминокислот.
3.При серповидноклеточной анемии
а) изменяется количество эритроцитов
б) уменьшается количество переносимого кислорода.
в) изменяется количество аминокислот в молекуле гемоглобина.
г) увеличивается количество переносимого кислорода.
4.ДНК клетки несет информацию о строении:
а) белков, жиров и углеводов.
б) белков и жиров.
в) аминокислот.
г) белков.
5. В одном гене закодирована информация:
а) о структуре нескольких белков.
б) о структуре одной из цепей ДНК.
в) о первичной структуре одной молекулы белка.
г) о структуре аминокислоты.
Тест №1. Вариант 2.
1.Какая часть генетической информации поступает в дочерние клетки кожи человека при их размножении?
а) вся содержащаяся в материнских клетках информация.
б) половина информации.
в) четверть информации.
г) нет верного ответа.
2.Какой из нуклеотидов не входит в состав ДНК?
а) тимин.
б) урацил.
в) гуанин.
г) цитозин.
д) аденин.
3.Какие связи разрываются в молекуле ДНК при её удвоении?
а) пептидные.
б) ковалентные, между углеводом и фосфатом.
в) водородные между двумя нитями молекулы.
г) ионные.
4.Сколько новых одинарных нитей синтезируется при удвоении одной молекулы?
а) 4 в) 1
б) 2 г) 3
5.Если в молекуле ДНК 40% составляют цитозиновые нуклеотиды, то какой процент составят тиминовые нуклеотиды?
а) 40% в) 10%
б) 30% г) 60%
Тест №1 Вариант 3**
1.Какая из трёх схем удвоения ДНК правильна?
а) молекула ДНК при удвоении образует совершенно новую дочернюю молекулу.
б) дочерняя молекула ДНК состоит из одной старой и одной новой цепи.
в) материнская ДНК распадается на мелкие фрагменты, которые затем собираются в новые дочерние молекулы.
2.Соматические клетки многоклеточного организма имеют:
а) различный набор генов и белков.
б) одинаковый набор генов и белков.
в) одинаковый набор генов, но разный набор белков.
г) одинаковый набор белков, но разный набор генов.
3.Какой из фактов подтверждает, что ДНК является генетическим материалом клетки.
а) кол-во ДНК в клетках одного организма постоянно.
б) ДНК состоит из нуклеотидов.
в) ДНК локализована в ядре клетки.
г) ДНК представляет собой двойную спираль.
4.Какую часть наследственной информации получает ребёнок от своей бабушки?
а) 100% в) 50%
б) 75% г) 25%
5.В какой из названных клеток человека нет ДНК?
а) зрелый лейкоцит. в) лимфоцит.
б) зрелый эритроцит. г) нейрон.
Тест №2 Генетический код
Вариант 1.
1.Если нуклеотидный состав ДНК – АТТ-ГЦГ-ТАТ, то каким должен быть нуклеотидный состав и-РНК?
а) ТАТ-ЦГЦ-УТА в) УАА-ЦГЦ-АУА
б) ТАА-ГЦГ-УТУ г) УАА-ЦГЦ-АТА
2.Транскрипцией называется:
а) процесс образования и-РНК.
б) процесс удвоения ДНК.
в) процесс образования белковой цепи на рибосомах.
г) процесс соединения т-РНК с аминокислотами.
3.Синтез и-РНК начинается:
а) с разъединения молекулы ДНК на две нити.
б) с удвоения каждой нити.
в) с взаимодействия РНК-полимеразы и гена.
г) с расщепления гена на нуклеотиды.
4.Какие из свойств генетического кода указаны правильно?
а) большинство аминокислот кодируется несколькими кодонами.
б) каждый кодон кодирует только одну аминокислоту.
в) один кодон кодирует несколько аминокислот.
г) у растений и животных природа генетического кода различна.
д) у всех живых организмов одни и те же аминокислоты кодируются одинаковыми триплетами.
е) между генами существуют знаки препинания. Между кодонами их нет.
5.Аминокислота триптофан кодирует кодоном УГГ. Какой триплет ДНК несёт информацию об этой аминокислоте?
а) АЦЦ
б) ТЦЦ
в) УЦЦ
Тест №2 Вариант 2
1.Где синтезируется и-РНК?
а) в рибосомах. в) в ядрышке.
б) в цитоплазме. г) в ядре.
2.Выберите правильные утверждения
а) одна молекула и-РНК снимает информацию со всей молекулы ДНК.
б) одна молекула и- РНК снимает информацию с одного гена.
в) одна молекула и- РНК снимает информацию с одной из нитей ДНК.
г)одна молекула и- РНК снимает информацию с двух нитей ДНК.
3. Как будет выглядеть участок цепи и- РНК, если второй нуклеотид первого триплета в ДНК ( ГЦТ-АГТ-ЦЦА ) будет заменен на нуклеотид Т?
а) ЦГА-УЦА-ГГТ.
б) ЦАА-УЦА-ГГУ.
в) ГУУ-АГУ-ЦЦА.
г) ЦЦУ-УЦУ-ГГУ.
4. Если бы код был не трех-, а четырехбуквенным, то сколько комбинаций могло бы быть составлено в этом случае из четырех нуклеотидов?
а) 44 б)416 в)24 г)163
5. Какую информацию содержит один триплет ДНК?
а) информацию о последовательности аминокислот в белке.
б) информацию об одном признаке организма.
в) информацию об одной аминокислоте, включаемой в белковую цепь.
г) информацию о начале синтеза и- РНК.
Тест №2. Вариант 3
1. Какой из ферментов осуществляет синтез и-РНК?
а) РНК-синтетаза.
б) РНК-полимераза.
в) ДНК-полимераза.
2. Что такое промотор?
а) система нуклеотидов в начале молекулы ДНК.
б) система нуклеотидов в начале молекулы и-РНК.
в) участок рибосомы.
г) конец гена.
3.Завершение синтеза и-РНК называется:
а) инициацией б) терминацией
в) элонгацией г) полимеризацией
4.Код ДНК вырожден потому, что:
а) одна аминокислота шифруется одним кодоном.
б) несколько аминокислот шифруются одним кодоном.
в) между кодонами одного гена есть « знаки препинания»
г) одна аминокислота шифруется несколькими кодонами.
5.Каким из указанных триплетов может быть прекращен синтез полипептидной цепи?
а) ГАУ б) ААГ в) УАА г) АГУ.
Тест № 3
Трансляция – это:
а) синтез полипептидной цепи на рибосомах.
б) синтез и-РНК.
в) синтез и-РНК по матрице ДНК.
г) синтез р-РНК.
2. Антикодоны т-РНК комплементарны:
а) кодонам р-РНК
б) кодонам ДНК.
в) кодонам и-РНК.
г) всем указанным кодонам.
3.Количество т-РНК равно:
а) количеству всех кодонов ДНК.
б) количеству кодонов и-РНК, шифрующих аминокислоты.
в) количеству генов.
г) количеству белков в клетке.
4.Второй этап синтеза белка заключается:
а) в узнавании и присоединении аминокислоты к т-РНК.
б) в снятии информации с ДНК.
в) в отрыве аминокислоты от т-РНК на рибосоме.
г) в объединении аминокислот в белковую цепь.
5. Синтез белка завершается в момент:
а) появления на рибосоме « знака препинания».
б) истощения запасов ферментов.
в) узнавания кодона антикодоном.
г) присоединения аминокислоты к т-РНК.
Ответы:
Тест №1 вариант 1 Тест №2
1.в
1. в 2.а
2. а 3.в
3. б 4.а,б,д,е
4. г 5.а
5.в
Вариант 2
1.а 1.г
2.б 2.б,в
3.в 3.б
4.б 4.а
5.в 5.в
Вариант 3
1.б 1.б
2.в 2.а
3.а 3.б
4.г 4.г
5.б 5.в
Тест №3
Вариант 1
1.а 2.в 3. б 4 в 5. а
Вариант 2
1.а, б, г 2. б 3. б 4.в 5.г
Вариант3
1.б 2.б 3.а.г,б,в,д 4.в 5.а