Какой бывает образовательный продукт
Лекция 6.
ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ЕКОНОМИЧЕСКИХ
ОТНОШЕНИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СФЕРЕ
План лекции
6.1. Образовательный продукт: структура, особенности.
6.2. Образование: общественное или частное благо.
6.3. Анализ экономической среды функционирования образовательного учреждения: спрос и предложение на рынке образовательных услуг.
Образовательный продукт: структура, особенности
В последние годы повышенный интерес вызывает проблема правового регулирования сфер деятельности, объединяющих разнородные по своей природе отношения. К ним, несомненно, относится и сфера образования, в рамках которой возникают разнообразные правоотношения, деятельность субъектов которых их права и обязанности регулируются нормами многих правовых отраслей.
Ключевое место среди указанных отношений занимают образовательные, которые являются формой социального взаимодействия лиц по удовлетворения общественных потребностей в образовании.
В современном мире стратегия правового регулирования образовательных и других смежных с ними отношений должна быть строго выверенной и построенной с учетом роста роли образования как важнейшего фактора формирования человеческого потенциала в условиях постиндустриального этапа развития общества и процессов глобализации в мире. Под влиянием глобализации происходит капитализация знаний и формирование международного рынка высшего образования, где знания рассматриваются как основная экономическая составляющая конкуренции.
Рассматривая процесс предоставления образовательных услуг с экономической и юридической точек зрения, можно заметить различия в содержании и толковании определений (дефиниций) конечного результата обучения.
В преамбуле Закона Украины «Об образовании» закреплено понятие образования как основы интеллектуального, культурного, духовного, социального, экономического развития личности, общества и государства.
В то же время у экономистов для раскрытия содержания понятия образования существуют другие подходы, определяющие образование как вид хозяйственной деятельности, который предоставляет потребителю определенный результат (продукт): с одной стороны – диплом как товар, с другой – процесс обучения, т.е. образовательную услугу.
Однако с юридической точки зрения данный аспект может быть разный, так как эти процессы могут регулироваться различными нормами права.
Диплом в экономическом смысле является результатом образовательной деятельности и выступает одновременно и материальным благом (товаром) и нематериальным, потому что олицетворяет результат развития человека как личности и профессионального работника.
При этом диплом как товар довольно специфический, поскольку, с одной стороны, практически лишен экономических характеристик товара: веса, размера, цвета, упаковки, способа применения, срока службы или годности, гарантий качества. С другой стороны, имея все экономические признаки товара, диплом способен приобретать потребительскую стоимость, т.е. способность удовлетворять потребности его получателя (приобретателя).
Однако в случае недобросовестного приобретения диплома и определение его в качестве товара, речь может идти о его «покупке». Хотя в этом случае нельзя говорить о соблюдении нормы Закона Украины «Об образовании» (п. 15), что касается качества образования, а также применять к этому процессу, например, нормы гражданского законодательства, регулирующие куплю-продажу. Речь в данном случае, скорее всего, может или должна идти о применении к таким «покупателей» норм-запретов, характерных для административного или уголовного права.
Поэтому очевидно, что образовательная деятельность регулируется нормами комплексной правовой отрасли – образовательного права, применяет к ним, кроме образовательных, гражданско-правовые нормы о договоре по оказанию услуг.
Экономисты же выделяют особенности, которые присущи всем продуктам человеческой деятельности, получаемым в результате взаимодействия услугодавателя и услугополучателя.
К ним относятся такие основные характеристики услуг:
— неосязаемость,
— неотчужденность от источника,
— непостоянство качества
— несохранения.
В полной мере их можно отнести и к образовательным услугам.
Процесс предоставления образовательных услуг может быть отнесен к сфере услуг условно за ряд присущих ему принципиальных различий.
Так, от традиционного классического понимания услуг образовательные услуги отличаются:
— сложностью структуры,
— содержанием,
— межсубъектными взаимоотношениями,
— результативностью воздействия на общественные отношения;
— значительным разнесением во времени непосредственной деятельности по предоставлению образовательных услуг;
— результативным эффектом;
— направленностью результата преимущественно на удовлетворения потребностей третьих лиц относительно процесса – работодателей;
— а благодаря этому, косвенно, направленностью на повышение цены труда носителя этого результата.
Качество этих услуг неразрывно связано с развитием общества: чем оно более развито, тем более качественные услуги оно может предоставить с помощью государственных и негосударственных структур.
Образовательные услуги заранее неощутимы, так как в момент начала предоставления их нельзя попробовать, увидеть и приобрести. Результат их приобретения не может быть известным заранее, и поэтому услугодаватель может только ожидать желаемый результат, но он не может быть уверенным в их качестве в дальнейшем.
Качество услуг может широко изменяться в зависимости от содержания деятельности самих субъектов образовательного процесса, от времени и места их оказания, поскольку образовательные услуги неотделимы от услугодавателя.
Услуги вообще, и образовательные в частности, не сохраняются, их невозможно заготовить и сложить, ожидая роста спроса, хотя в определенной степени учебная информация может или должна быть материализована еще до начала учебного процесса в виде учебников, пособий, видеоматериалов и других материальных носителей. Вместе с тем эта особенность образовательных услуг имеет свою специфику, которая связана с природными свойствами человека забывать полученную информацию. Кроме того, знания и информация в значительной степени подлежат старению, чему способствует научно-технический прогресс и другие социально-экономические изменения в обществе.
Результат предоставления образовательных услуг в большинстве случаев проявляется в долгосрочном периоде. Он может проявлять себя не прямо и не всегда ощущаться, и, кроме того, он в значительной степени зависит от условий будущей работы и жизни лица, получает образование.
Для того чтобы наиболее полно охарактеризовать содержание процесса по предоставлению образовательных услуг с экономической точки зрения представляется целесообразным использовать для него определение «образовательный продукт», который можно представить в виде совокупности образовательных товаров – конечных знаний, специальной профессиональной информации, квалификации и т. п. И образовательных услуг – непосредственного процесса передачи знаний, умений, навыков.
Конечные нематериальные результаты функционирования института образовательной деятельности представляют собой систему знаний, информации, навыков, умений, усвоенных людьми в процессе обучения. Они могут быть обнаружены или с окончанием учебного заведения, или в течение всей жизни человека, в долгосрочном периоде.
Результаты усвоения знаний, которые даются образованием, становятся экономической основой для формирования конкурентных преимуществ на рынке труда. Совокупность знаний и умений, полученных субъектом института образования, является определяющим фактором при расширении возможности трудоустройства. В то же время потенциальная заработная плата напрямую зависит от способности субъекта применить и использовать полученные знания и навыки. Экономически они и дальше реализуются в определенных достижениях: повышении производительности труда, росте личного дохода и т. Д. Относительно общества в целом эти достижения могут быть выражены в росте совокупных показателей экономического и социального развития страны.
Меновая стоимость образовательных услуг заключается в способности или свойства образования обмениваться на другие полезные вещи в определенных соотношениях, чаще средства, которые студент платит за получение знаний или работодатель, оплачивает выполнение ряда функций работника в соответствии с полученными им знаний.
По своему характеру образование скорее относится к нерыночным, неприбыльным сферам деятельности. Вместе с тем механизм функционирования образовательной сферы и ее учреждений включает экономические категории:
— покрытие расходов доходами,
— экономия ресурсов,
— эффективное использование средств.
В политэкономическом аспекте при определении образования следует выделять вещественное содержание категории и общественную форму.
К вещественному содержанию необходимо отнести материальные средства – здания, оборудование для учебных аудиторий, учебно-методический инвентарь, информацию.
В сфере образовательного производства – это продолжительность учебного процесса, условия труда, продолжительность рабочего дня;
в сфере обмена – плата за получение образовательных услуг, заработная плата учителей;
в сфере финансирования и распределения – отношения собственности между государством и образовательными учреждениями по поводу получения бюджетных средств, кредитов распределения финансовых ресурсов на обеспечение функционирования образования;
в сфере потребления – использование приобретенных знаний в процессе проведения.
Текущий продукт образования имеет стоимость, которая складывается на основе абстрактной стороны труда преподавателей, других работников учебных заведений и стоимости, обеспечивающие процесс производства материально-вещественных условий. Он непрерывно вливается в совокупный общественный продукт, является неотъемлемой его частью, создавая первичный и вторичный эффект образования.
Первичный эффект образования выражается в повышении производительной способности рабочей силы, вторичный эффект – влияние на производство национального дохода, происходит, когда полученные знания, навыки и умения применяются в процессе производства, воплощаясь в сложном труде, создает продукт повышенной стоимости.
Дата добавления: 2017-01-28; просмотров: 1986 | Нарушение авторских прав | Изречения для студентов
Читайте также:
Рекомендуемый контект:
Поиск на сайте:
© 2015-2020 lektsii.org — Контакты — Последнее добавление
В структуре предложения современных организаций высшего образования широко представлены образовательные продукты, как имеющие самостоятельное значение, так и методически обеспечивающие реализацию образовательных программ, и научно-техническая продукция как результат научно-исследовательских работ (табл. 6.3).
С точки зрения дальнейшего применения указанных образовательных продуктов следует различать две ситуации. Первая предполагает, что образовательные продукты используются в ходе реализации образовательной программы, т.е. они входят в состав обеспечения образовательной услуги (либо сопутствующей услуги сервисного характера). Это означает, что образовательные продукты, созданные внутри образовательной организации, могут не покидать ее пределы и, следовательно, не нуждаются в обязательном оформлении прав собственности.
Виды научно-технической продукции, полученной в результате выполнения прикладной научно-исследовательской работы (НИР)[1]
Таблица 6.3
№ п/п | Вид НИР | Вид научно-технической продукции |
1 | Поисковые | Основополагающие (концептуальные) документы, связанные с вопросами развития того или иного научно-технического направления. Программные, плановые, методические документы (программы, концепции основных направлений и планов научно-технического развития, федеральных целевых программ, проектов и других документов). Обоснование необходимости выполнения опытноконструкторских (ОКР) или опытно-технологических работ (ОТР) для продолжения исследований или реализации результатов проведенных исследований. Технические задания (ТЗ) на ОКР или другие НИР |
2 | Прикладные | Нормативные, технические, организационно-методические, информационно-справочные и учебные документы (положения, стандарты, методики, инструкции, наставления, руководства, пособия, справочники, учебники), используемые учреждениями, организациями и предприятиями при обучении персонала, разработке, производстве, эксплуатации, хранении, ремонте и утилизации различных видов продукции. Макеты, модели, экспериментальные образцы, стенды, научно-методическая документация, нормативно-техническая документация, программная и другая документация, предусмотренная государственным контрактом. Проекты ТЗ на разработку продукции (изделий, технологических процессов и т.п.) |
Вторая ситуация предполагает самостоятельную ценность полученных образовательных продуктов и возможность их самостоятельной реализации во внешней среде. Включение в рыночные отношения требует, во-первых, закрепления прав собственности на образовательные продукты как на объекты рыночного обмена, во-вторых, решение задачи самостоятельного их позиционирования и продвижения без связи с образовательной деятельностью организации (табл. 6.4).
Таблица 6.4
Объекты и направления позиционирования и продвижения образовательных продуктов
По месту создания | По месту использования | |
при реализации образовательной программы | свободное применение | |
Методическое обеспечение образовательного процесса | Могут составлять конкурентные преимущества образовательной услуги | Должны обладать собственными конкурентными преимуществами по отношению к аналогичным объектам |
Научные исследования | Позиционируются и продвигаются в составе соответствующей образовательной услуги | Позиционируются и продвигаются самостоятельно. Необходимо юридическое закрепление отношений собственности |
В первой ситуации образовательные продукты могут быть использованы в двух формах:
- 1) интеллектуально-информационные продукты живого труда, к которым относятся лекции, семинары и другие виды аудиторной работы, а также публичные выступления на различных мероприятиях, защиты диссертаций, дипломов, курсовых работ и проектов и т.п.;
- 2) продукты, облеченные в материально-вещественную форму (печатную продукцию), в состав которой входят учебники, пособия, методические материалы, монографии, научные статьи, диссертации и др. [6].
Прямое назначение этих образовательных продуктов — применение в образовательном процессе. Кроме того, они могут использоваться в экспериментальном производстве в образовательной организации для получения новых результатов научных исследований.
Для оценки значимости таких образовательных продуктов [21] могут быть использованы три группы признаков:
- 1) наличие документов, закрепляющих право интеллектуальной собственности (в рамках авторского права и промышленной собственности), регулирующих отношения, складывающиеся в процессе производства, обмена и использования образовательных продуктов;
- 2) наличие грифов различного уровня, дипломов, грамот, медалей, сертификатов и пр., подтверждающих качество образовательных продуктов;
- 3) высокая востребованность образовательного продукта, проявляющаяся в широте охвата аудитории, количестве переизданий и т.д.
Во второй ситуации образовательные продукты для успешной реализации во внешней среде должны иметь собственную потребительскую ценность для участников рынка. Для их продвижения значимыми являются два фактора:
- 1) степень распространенности, связанная с емкостью потенциального или реального рынка;
- 2) универсальность или специфичность в использовании.
Одни образовательные продукты имеют строго локальную направленность, другие могут применяться в разных видах деятельности (научной, образовательной, производственной и др.), например, новые учебно-научные лаборатории, мультимедийные учебные курсы и т.д. Эти характеристики необходимо учитывать при разработке программ их продвижения на рынок.
Продвижение как образовательных услуг, так и образовательных продуктов осуществляется с помощью определенного набора инструментов. Среди них:
- • реклама;
- • стимулирование сбыта;
- • связи с общественностью;
- • прямой маркетинг.
Остановимся на каждом инструменте более подробно.
Современная теория маркетинга трактует рекламу как «…неличные формы коммуникации, осуществляемые с помощью платных средств распространения информации с четко указанным источником финансирования»1. Основная функция рекламы в мар-
Котлер Ф., Армстронг Г. Основы маркетинга / пер. с англ. О.Л. Пелявского и А.В. Назаренко. М.: Вильямс, 2009.
кетинге состоит в информировании потребителя о потребительских свойствах товаров (услуг) и деятельности производителей [9].
Можно выделить положительные и отрицательные стороны рекламы как инструмента продвижения. Положительной стороной рекламы является то, что она:
- • способна привлечь большой и географически разбросанный рынок;
- • сопровождается низкими удельными расходами, т.е. расходами на одного потребителя товара (услуги);
- • может задействовать широкий диапазон коммуникационных средств — от Интернета и телевидения до газет;
- • позволяет контролировать содержание информационного сообщения, его длительность, а также некоторые характеристики аудитории.
Отрицательная сторона рекламы проявляется в следующем:
- • широта охватываемой аудитории не дает возможности сфокусироваться на целевой группе потребителей;
- • стандартизация рекламных объявлений лишает их гибкости, дающей возможность соответствовать различным нуждам и особенностям потребителей.
Решаемые рекламным объявлением задачи можно проиллюстрировать в виде хорошо известной рекламной пирамиды (от основания до вершины):
- • осведомленность об образовательном продукте или услуге;
- • усвоение информации о назначении продукта или услуги, его характеристиках и достоинствах;
- • убежденность в полезности продукта или услуги, его ценности для потребителей;
- • желание приобрести образовательный продукт или услугу;
- • действие, приобретение.
Совокупность различного рода мероприятий по предоставлению какой-либо информации обществу, в том числе и в коммерческих целях, представляет собой рекламную кампанию. Эти мероприятия ряд авторов предлагает условно разделить на три группы:
- 1) направленные на сбор информации для разработки рекламной кампании, включающие, в том числе, анализ рынка, выявление потребительских предпочтений и пр.;
- 2) разработка самой рекламной кампании — выбор медиасредств, изготовление рекламных материалов и пр.;
- 3) проведение рекламной кампании, т.е. размещение рекламных объявлений в выбранных для этого медиаресурсах, распространение печатной продукции и пр., а также анализ эффективности проведенной рекламной кампании.
Рекламная кампания с целью продвижения образовательных услуг предполагает:
- • консультирование и пропаганду, раздачу листовок, организацию и проведение выставок, дней открытых дверей;
- • открытые занятия в образовательной организации для потенциальных потребителей;
- • презентации вуза, его специальностей и направлений подготовки на различных событийных мероприятиях и пр.
В отличие от рекламы, стимулирование сбыта предполагает более тесный контакт с потребителями и представляет собой краткосрочные поощрительные меры, способствующие реализации продукции и услуг [7].
Для осуществления мероприятий по стимулированию сбыта необходимо установить цели стимулирования сбыта, выбрать средства стимулирования, разработать, предварительно проверить и реализовать программу стимулирования сбыта, оценить результаты этой программы.
Для стимулирования продаж, что применимо к образовательным продуктам, выделяют трех адресатов:
- 1) покупателей — стимулирование увеличения объема покупок (формы и методы стимулирования: сувениры с рекламой; льготные талоны, акции, конкурсы, игры и лотереи;
- 2) контрагентов — стимулирование увеличения объемов сделок и сосредоточения на продвижении продукции поставщика (формы и методы стимулирования: предоставление агитационных материалов и сопутствующих услуг (юридических, информационных и т.д.);
- 3) сотрудников приемных комиссий — их побуждение направлять больше усилий на улучшение качества обслуживания и привлечение потребителей (формы и методы стимулирования: материальное (премии, бонусы) и моральное (грамоты, доска почета) стимулирование; обучение, лечение и переподготовка персонала.
Считается, что стимулирование сбыта как среди потребителей, так и среди посредников является видом непрямой рекламы.
Мероприятия по стимулированию потребителей образовательных услуг могут включать:
• различного рода скидки, например, с цены при условии оплаты образовательных услуг за весь срок обучения; бонусные или праздничные для дополнительных образовательных услуг;
при оплате обучения детей сотрудников, при повторном обучении в вузе по другой программе, повторном обучении члена семьи, одновременном обучении на нескольких специальностях и пр.;
- • оплата образовательных услуг частями или в кредит (по соглашению с финансовыми организациями);
- • возможность перехода с условий платного обучения на бюджетное;
- • гарантия возврата денег за остаток обучения в случае полной предоплаты при отчислении, переводе в другую образовательную организацию и т.д.
Мероприятия по стимулированию посредников включают в себя стимулирование сотрудников Центров занятости населения, школьных учителей и всех лиц, занятых профессиональной ориентацией по специальностям и направлениям обучения, предлагаемым вузом.
Стимулирование персонала образовательной организации может включать в себя следующие мероприятия:
- • премирование за активное участие в профориентационной деятельности (консультационная работа в приемной комиссии, участие в проведение предметных олимпиад, участие в выездных мероприятиях по профессиональной ориентации и т.д.);
- • предоставление бесплатных и льготных путевок;
- • поощрение в форме присвоения почетных званий, официальных поздравлений, вручения памятных подарков.
Следует отметить, что в последние годы стимулирование сбыта становится все более значимым элементом продвижения в сфере образования. Исследования позволяют выявить несколько факторов, под воздействием которых это происходит:
- • снижение чувствительности потребителей к рекламе из-за обилия информационных сообщений;
- • создание более тесных связей с потребителями, в том числе на основе интеграции учреждений и организаций общего и высшего образования и различных форм взаимодействия с работодателями;
- • выделения стипендии наиболее способным студентам, участие в совместных образовательных проектах и т.д.;
- • наличие обратной связи (многие абитуриенты принимают решение о поступлении в вуз после посещения «дня открытых дверей»).
Еще одним инструментом продвижения образовательных продуктов и услуг являются связи с общественностью, основная цель которых состоит в формировании положительного имиджа образовательной организации, а также благоприятного отношения общественности к ее продуктам и услугам. Как утверждает ряд авторов, «с помощью связей с общественностью можно оказать сильное влияние на общественное мнения за гораздо меньшую цену, чем с помощью рекламы» [7].
Выделяют следующие направления деятельности в рамках связей с общественностью:
- • отношения со средствами массовой информации, способствующие укреплению имиджа образовательной организации в целом;
- • корпоративные отношения, формирующие имидж руководителей благодаря их выступлениям в СМИ, проведению переговоров и выполнению других важных функций, о которых будет информирована общественность;
- • отношения с государственными органами, позволяющие лоббировать интересы образовательных организаций;
- • отношения с населением, направленные на избежание недовольства деятельностью образовательной организации, а также ее обучающихся;
- • отношения с персоналом, транслирующие и поддерживающие основные организационные ценности;
- • финансовые отношения (с государственными органами, спонсорами, инвесторами, а также другими заинтересованными сторонами), направленные на побуждение принимать положительные решения об их участии в различного рода проектах образовательной организации;
- • пропаганда образовательных продуктов и услуг посредством достоверной передачи информации и впечатлений, которые отождествляют образовательную организацию и ее услуги (продукты) с потребностями, желаниями, заботами и интересами потребителей.
Прямой маркетинг (или личные продажи) представляет собой еще один инструмент продвижения образовательных продуктов и услуг. Такая деятельность основана на коммуникативных технологиях продвижения товара в процессе общения с покупателями и подразумевает их устное представление.
По сравнению с другими инструментами продвижения личные продажи обладают рядом преимуществ, наиболее значимыми среди которых являются:
• возможность осуществления индивидуального подхода к каждому потенциальному потребителю благодаря передаче различного объема информации;
- • наличие обратной связи с потребителями, позволяющей корректировать все другие организационные процессы;
- • эффективный поиск потенциальных потребителей;
- • более высокая эффективность при продаже эксклюзивных образовательных продуктов и услуг.
К недостаткам личных продаж относят:
- • более высокий уровень издержек обращения, так как отношения внутри дистрибьюторской сети часто строятся по принципу «пирамиды»;
- • невысокая эффективность при продаже массовых продуктов (услуг);
- • зависимость от потенциала и уровня усилий персонала. Выделяются два метода организации личных продаж:
- • ориентация на продажи (агрессивные продажи), предусматривающие преувеличение достоинств собственных образовательных услуг (продуктов), дискредитацию конкурентов, скидки за немедленную покупку и пр.;
- • ориентация на потребителя (участие в решении проблем потребителей), основанная на определении потребностей потенциальных потребителей и разработке способов их удовлетворения.
Для повышения эффективности прямого маркетинга часто используются: листовки, проспекты, газеты и прочие материалы, которые бесплатно распространяются среди потенциальных потребителей; почта, телефон, факс и Интернет, позволяющие получать отклики от потребителей, общаться с ними, отвечать на запросы ит.д.
Продвижение образовательных продуктов и услуг в современных условиях является значимым фактором, определяющим потребительский выбор в сфере образования.