Какой бывает образовательный продукт

Какой бывает образовательный продукт thumbnail

Лекция 6.

ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ЕКОНОМИЧЕСКИХ

ОТНОШЕНИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СФЕРЕ

План лекции

6.1. Образовательный продукт: структура, особенности.

6.2. Образование: общественное или частное благо.

6.3. Анализ экономической среды функционирования образовательного учреждения: спрос и предложение на рынке образовательных услуг.

Образовательный продукт: структура, особенности

В последние годы повышенный интерес вызывает проблема правового регулирования сфер деятельности, объединяющих разнородные по своей природе отношения. К ним, несомненно, относится и сфера образования, в рамках которой возникают разнообразные правоотношения, деятельность субъектов которых их права и обязанности регулируются нормами многих правовых отраслей.

Ключевое место среди указанных отношений занимают образовательные, которые являются формой социального взаимодействия лиц по удовлетворения общественных потребностей в образовании.

В современном мире стратегия правового регулирования образовательных и других смежных с ними отношений должна быть строго выверенной и построенной с учетом роста роли образования как важнейшего фактора формирования человеческого потенциала в условиях постиндустриального этапа развития общества и процессов глобализации в мире. Под влиянием глобализации происходит капитализация знаний и формирование международного рынка высшего образования, где знания рассматриваются как основная экономическая составляющая конкуренции.

Рассматривая процесс предоставления образовательных услуг с экономической и юридической точек зрения, можно заметить различия в содержании и толковании определений (дефиниций) конечного результата обучения.

В преамбуле Закона Украины «Об образовании» закреплено понятие образования как основы интеллектуального, культурного, духовного, социального, экономического развития личности, общества и государства.

В то же время у экономистов для раскрытия содержания понятия образования существуют другие подходы, определяющие образование как вид хозяйственной деятельности, который предоставляет потребителю определенный результат (продукт): с одной стороны – диплом как товар, с другой – процесс обучения, т.е. образовательную услугу.

Однако с юридической точки зрения данный аспект может быть разный, так как эти процессы могут регулироваться различными нормами права.

Диплом в экономическом смысле является результатом образовательной деятельности и выступает одновременно и материальным благом (товаром) и нематериальным, потому что олицетворяет результат развития человека как личности и профессионального работника.

При этом диплом как товар довольно специфический, поскольку, с одной стороны, практически лишен экономических характеристик товара: веса, размера, цвета, упаковки, способа применения, срока службы или годности, гарантий качества. С другой стороны, имея все экономические признаки товара, диплом способен приобретать потребительскую стоимость, т.е. способность удовлетворять потребности его получателя (приобретателя).

Однако в случае недобросовестного приобретения диплома и определение его в качестве товара, речь может идти о его «покупке». Хотя в этом случае нельзя говорить о соблюдении нормы Закона Украины «Об образовании» (п. 15), что касается качества образования, а также применять к этому процессу, например, нормы гражданского законодательства, регулирующие куплю-продажу. Речь в данном случае, скорее всего, может или должна идти о применении к таким «покупателей» норм-запретов, характерных для административного или уголовного права.

Поэтому очевидно, что образовательная деятельность регулируется нормами комплексной правовой отрасли – образовательного права, применяет к ним, кроме образовательных, гражданско-правовые нормы о договоре по оказанию услуг.

Экономисты же выделяют особенности, которые присущи всем продуктам человеческой деятельности, получаемым в результате взаимодействия услугодавателя и услугополучателя.

К ним относятся такие основные характеристики услуг:

— неосязаемость,

— неотчужденность от источника,

— непостоянство качества

— несохранения.

В полной мере их можно отнести и к образовательным услугам.

Процесс предоставления образовательных услуг может быть отнесен к сфере услуг условно за ряд присущих ему принципиальных различий.

Так, от традиционного классического понимания услуг образовательные услуги отличаются:

— сложностью структуры,

— содержанием,

— межсубъектными взаимоотношениями,

— результативностью воздействия на общественные отношения;

— значительным разнесением во времени непосредственной деятельности по предоставлению образовательных услуг;

— результативным эффектом;

— направленностью результата преимущественно на удовлетворения потребностей третьих лиц относительно процесса – работодателей;

— а благодаря этому, косвенно, направленностью на повышение цены труда носителя этого результата.

Качество этих услуг неразрывно связано с развитием общества: чем оно более развито, тем более качественные услуги оно может предоставить с помощью государственных и негосударственных структур.

Образовательные услуги заранее неощутимы, так как в момент начала предоставления их нельзя попробовать, увидеть и приобрести. Результат их приобретения не может быть известным заранее, и поэтому услугодаватель может только ожидать желаемый результат, но он не может быть уверенным в их качестве в дальнейшем.

Качество услуг может широко изменяться в зависимости от содержания деятельности самих субъектов образовательного процесса, от времени и места их оказания, поскольку образовательные услуги неотделимы от услугодавателя.

Услуги вообще, и образовательные в частности, не сохраняются, их невозможно заготовить и сложить, ожидая роста спроса, хотя в определенной степени учебная информация может или должна быть материализована еще до начала учебного процесса в виде учебников, пособий, видеоматериалов и других материальных носителей. Вместе с тем эта особенность образовательных услуг имеет свою специфику, которая связана с природными свойствами человека забывать полученную информацию. Кроме того, знания и информация в значительной степени подлежат старению, чему способствует научно-технический прогресс и другие социально-экономические изменения в обществе.

Результат предоставления образовательных услуг в большинстве случаев проявляется в долгосрочном периоде. Он может проявлять себя не прямо и не всегда ощущаться, и, кроме того, он в значительной степени зависит от условий будущей работы и жизни лица, получает образование.

Читайте также:  Какие продукты укрепляет кровеносные сосуды

Для того чтобы наиболее полно охарактеризовать содержание процесса по предоставлению образовательных услуг с экономической точки зрения представляется целесообразным использовать для него определение «образовательный продукт», который можно представить в виде совокупности образовательных товаров – конечных знаний, специальной профессиональной информации, квалификации и т. п. И образовательных услуг – непосредственного процесса передачи знаний, умений, навыков.

Конечные нематериальные результаты функционирования института образовательной деятельности представляют собой систему знаний, информации, навыков, умений, усвоенных людьми в процессе обучения. Они могут быть обнаружены или с окончанием учебного заведения, или в течение всей жизни человека, в долгосрочном периоде.

Результаты усвоения знаний, которые даются образованием, становятся экономической основой для формирования конкурентных преимуществ на рынке труда. Совокупность знаний и умений, полученных субъектом института образования, является определяющим фактором при расширении возможности трудоустройства. В то же время потенциальная заработная плата напрямую зависит от способности субъекта применить и использовать полученные знания и навыки. Экономически они и дальше реализуются в определенных достижениях: повышении производительности труда, росте личного дохода и т. Д. Относительно общества в целом эти достижения могут быть выражены в росте совокупных показателей экономического и социального развития страны.

Меновая стоимость образовательных услуг заключается в способности или свойства образования обмениваться на другие полезные вещи в определенных соотношениях, чаще средства, которые студент платит за получение знаний или работодатель, оплачивает выполнение ряда функций работника в соответствии с полученными им знаний.

По своему характеру образование скорее относится к нерыночным, неприбыльным сферам деятельности. Вместе с тем механизм функционирования образовательной сферы и ее учреждений включает экономические категории:

— покрытие расходов доходами,

— экономия ресурсов,

— эффективное использование средств.

В политэкономическом аспекте при определении образования следует выделять вещественное содержание категории и общественную форму.

К вещественному содержанию необходимо отнести материальные средства – здания, оборудование для учебных аудиторий, учебно-методический инвентарь, информацию.

В сфере образовательного производства – это продолжительность учебного процесса, условия труда, продолжительность рабочего дня;

в сфере обмена – плата за получение образовательных услуг, заработная плата учителей;

в сфере финансирования и распределения – отношения собственности между государством и образовательными учреждениями по поводу получения бюджетных средств, кредитов распределения финансовых ресурсов на обеспечение функционирования образования;

в сфере потребления – использование приобретенных знаний в процессе проведения.

Текущий продукт образования имеет стоимость, которая складывается на основе абстрактной стороны труда преподавателей, других работников учебных заведений и стоимости, обеспечивающие процесс производства материально-вещественных условий. Он непрерывно вливается в совокупный общественный продукт, является неотъемлемой его частью, создавая первичный и вторичный эффект образования.

Первичный эффект образования выражается в повышении производительной способности рабочей силы, вторичный эффект – влияние на производство национального дохода, происходит, когда полученные знания, навыки и умения применяются в процессе производства, воплощаясь в сложном труде, создает продукт повышенной стоимости.

Дата добавления: 2017-01-28; просмотров: 1986 | Нарушение авторских прав | Изречения для студентов

Читайте также:

Рекомендуемый контект:

Поиск на сайте:

© 2015-2020 lektsii.org — Контакты — Последнее добавление

Источник

В структуре предложения современных организаций высшего образования широко представлены образовательные продукты, как имеющие самостоятельное значение, так и методически обеспечивающие реализацию образовательных программ, и научно-техническая продукция как результат научно-исследовательских работ (табл. 6.3).

С точки зрения дальнейшего применения указанных образовательных продуктов следует различать две ситуации. Первая предполагает, что образовательные продукты используются в ходе реализации образовательной программы, т.е. они входят в состав обеспечения образовательной услуги (либо сопутствующей услуги сервисного характера). Это означает, что образовательные продукты, созданные внутри образовательной организации, могут не покидать ее пределы и, следовательно, не нуждаются в обязательном оформлении прав собственности.

Виды научно-технической продукции, полученной в результате выполнения прикладной научно-исследовательской работы (НИР)[1]

Таблица 6.3

п/п

Вид НИР

Вид научно-технической продукции

1

Поисковые

Основополагающие (концептуальные) документы, связанные с вопросами развития того или иного научно-технического направления.

Программные, плановые, методические документы (программы, концепции основных направлений и планов научно-технического развития, федеральных целевых программ, проектов и других документов). Обоснование необходимости выполнения опытноконструкторских (ОКР) или опытно-технологических работ (ОТР) для продолжения исследований или реализации результатов проведенных исследований. Технические задания (ТЗ) на ОКР или другие НИР

2

Прикладные

Нормативные, технические, организационно-методические, информационно-справочные и учебные документы (положения, стандарты, методики, инструкции, наставления, руководства, пособия, справочники, учебники), используемые учреждениями, организациями и предприятиями при обучении персонала, разработке, производстве, эксплуатации, хранении, ремонте и утилизации различных видов продукции. Макеты, модели, экспериментальные образцы, стенды, научно-методическая документация, нормативно-техническая документация, программная и другая документация, предусмотренная государственным контрактом.

Проекты ТЗ на разработку продукции (изделий, технологических процессов и т.п.)

Вторая ситуация предполагает самостоятельную ценность полученных образовательных продуктов и возможность их самостоятельной реализации во внешней среде. Включение в рыночные отношения требует, во-первых, закрепления прав собственности на образовательные продукты как на объекты рыночного обмена, во-вторых, решение задачи самостоятельного их позиционирования и продвижения без связи с образовательной деятельностью организации (табл. 6.4).

Таблица 6.4

Объекты и направления позиционирования и продвижения образовательных продуктов

По месту создания

По месту использования

при реализации образовательной программы

свободное

применение

Методическое обеспечение образовательного процесса

Могут составлять конкурентные преимущества образовательной услуги

Должны обладать собственными конкурентными преимуществами по отношению к аналогичным объектам

Научные исследования

Позиционируются и продвигаются в составе соответствующей образовательной услуги

Позиционируются и продвигаются самостоятельно. Необходимо юридическое закрепление отношений собственности

Читайте также:  Какие продукты лучше для поджелудочной

В первой ситуации образовательные продукты могут быть использованы в двух формах:

  • 1) интеллектуально-информационные продукты живого труда, к которым относятся лекции, семинары и другие виды аудиторной работы, а также публичные выступления на различных мероприятиях, защиты диссертаций, дипломов, курсовых работ и проектов и т.п.;
  • 2) продукты, облеченные в материально-вещественную форму (печатную продукцию), в состав которой входят учебники, пособия, методические материалы, монографии, научные статьи, диссертации и др. [6].

Прямое назначение этих образовательных продуктов — применение в образовательном процессе. Кроме того, они могут использоваться в экспериментальном производстве в образовательной организации для получения новых результатов научных исследований.

Для оценки значимости таких образовательных продуктов [21] могут быть использованы три группы признаков:

  • 1) наличие документов, закрепляющих право интеллектуальной собственности (в рамках авторского права и промышленной собственности), регулирующих отношения, складывающиеся в процессе производства, обмена и использования образовательных продуктов;
  • 2) наличие грифов различного уровня, дипломов, грамот, медалей, сертификатов и пр., подтверждающих качество образовательных продуктов;
  • 3) высокая востребованность образовательного продукта, проявляющаяся в широте охвата аудитории, количестве переизданий и т.д.

Во второй ситуации образовательные продукты для успешной реализации во внешней среде должны иметь собственную потребительскую ценность для участников рынка. Для их продвижения значимыми являются два фактора:

  • 1) степень распространенности, связанная с емкостью потенциального или реального рынка;
  • 2) универсальность или специфичность в использовании.

Одни образовательные продукты имеют строго локальную направленность, другие могут применяться в разных видах деятельности (научной, образовательной, производственной и др.), например, новые учебно-научные лаборатории, мультимедийные учебные курсы и т.д. Эти характеристики необходимо учитывать при разработке программ их продвижения на рынок.

Продвижение как образовательных услуг, так и образовательных продуктов осуществляется с помощью определенного набора инструментов. Среди них:

  • • реклама;
  • • стимулирование сбыта;
  • • связи с общественностью;
  • • прямой маркетинг.

Остановимся на каждом инструменте более подробно.

Современная теория маркетинга трактует рекламу как «…неличные формы коммуникации, осуществляемые с помощью платных средств распространения информации с четко указанным источником финансирования»1. Основная функция рекламы в мар-

Котлер Ф., Армстронг Г. Основы маркетинга / пер. с англ. О.Л. Пелявского и А.В. Назаренко. М.: Вильямс, 2009.

кетинге состоит в информировании потребителя о потребительских свойствах товаров (услуг) и деятельности производителей [9].

Можно выделить положительные и отрицательные стороны рекламы как инструмента продвижения. Положительной стороной рекламы является то, что она:

  • • способна привлечь большой и географически разбросанный рынок;
  • • сопровождается низкими удельными расходами, т.е. расходами на одного потребителя товара (услуги);
  • • может задействовать широкий диапазон коммуникационных средств — от Интернета и телевидения до газет;
  • • позволяет контролировать содержание информационного сообщения, его длительность, а также некоторые характеристики аудитории.

Отрицательная сторона рекламы проявляется в следующем:

  • • широта охватываемой аудитории не дает возможности сфокусироваться на целевой группе потребителей;
  • • стандартизация рекламных объявлений лишает их гибкости, дающей возможность соответствовать различным нуждам и особенностям потребителей.

Решаемые рекламным объявлением задачи можно проиллюстрировать в виде хорошо известной рекламной пирамиды (от основания до вершины):

  • • осведомленность об образовательном продукте или услуге;
  • • усвоение информации о назначении продукта или услуги, его характеристиках и достоинствах;
  • • убежденность в полезности продукта или услуги, его ценности для потребителей;
  • • желание приобрести образовательный продукт или услугу;
  • • действие, приобретение.

Совокупность различного рода мероприятий по предоставлению какой-либо информации обществу, в том числе и в коммерческих целях, представляет собой рекламную кампанию. Эти мероприятия ряд авторов предлагает условно разделить на три группы:

  • 1) направленные на сбор информации для разработки рекламной кампании, включающие, в том числе, анализ рынка, выявление потребительских предпочтений и пр.;
  • 2) разработка самой рекламной кампании — выбор медиасредств, изготовление рекламных материалов и пр.;
  • 3) проведение рекламной кампании, т.е. размещение рекламных объявлений в выбранных для этого медиаресурсах, распространение печатной продукции и пр., а также анализ эффективности проведенной рекламной кампании.

Рекламная кампания с целью продвижения образовательных услуг предполагает:

  • • консультирование и пропаганду, раздачу листовок, организацию и проведение выставок, дней открытых дверей;
  • • открытые занятия в образовательной организации для потенциальных потребителей;
  • • презентации вуза, его специальностей и направлений подготовки на различных событийных мероприятиях и пр.

В отличие от рекламы, стимулирование сбыта предполагает более тесный контакт с потребителями и представляет собой краткосрочные поощрительные меры, способствующие реализации продукции и услуг [7].

Для осуществления мероприятий по стимулированию сбыта необходимо установить цели стимулирования сбыта, выбрать средства стимулирования, разработать, предварительно проверить и реализовать программу стимулирования сбыта, оценить результаты этой программы.

Для стимулирования продаж, что применимо к образовательным продуктам, выделяют трех адресатов:

  • 1) покупателей — стимулирование увеличения объема покупок (формы и методы стимулирования: сувениры с рекламой; льготные талоны, акции, конкурсы, игры и лотереи;
  • 2) контрагентов — стимулирование увеличения объемов сделок и сосредоточения на продвижении продукции поставщика (формы и методы стимулирования: предоставление агитационных материалов и сопутствующих услуг (юридических, информационных и т.д.);
  • 3) сотрудников приемных комиссий — их побуждение направлять больше усилий на улучшение качества обслуживания и привлечение потребителей (формы и методы стимулирования: материальное (премии, бонусы) и моральное (грамоты, доска почета) стимулирование; обучение, лечение и переподготовка персонала.
Читайте также:  В какой срок можно вернуть продукты питания в магазин

Считается, что стимулирование сбыта как среди потребителей, так и среди посредников является видом непрямой рекламы.

Мероприятия по стимулированию потребителей образовательных услуг могут включать:

• различного рода скидки, например, с цены при условии оплаты образовательных услуг за весь срок обучения; бонусные или праздничные для дополнительных образовательных услуг;

при оплате обучения детей сотрудников, при повторном обучении в вузе по другой программе, повторном обучении члена семьи, одновременном обучении на нескольких специальностях и пр.;

  • • оплата образовательных услуг частями или в кредит (по соглашению с финансовыми организациями);
  • • возможность перехода с условий платного обучения на бюджетное;
  • • гарантия возврата денег за остаток обучения в случае полной предоплаты при отчислении, переводе в другую образовательную организацию и т.д.

Мероприятия по стимулированию посредников включают в себя стимулирование сотрудников Центров занятости населения, школьных учителей и всех лиц, занятых профессиональной ориентацией по специальностям и направлениям обучения, предлагаемым вузом.

Стимулирование персонала образовательной организации может включать в себя следующие мероприятия:

  • • премирование за активное участие в профориентационной деятельности (консультационная работа в приемной комиссии, участие в проведение предметных олимпиад, участие в выездных мероприятиях по профессиональной ориентации и т.д.);
  • • предоставление бесплатных и льготных путевок;
  • • поощрение в форме присвоения почетных званий, официальных поздравлений, вручения памятных подарков.

Следует отметить, что в последние годы стимулирование сбыта становится все более значимым элементом продвижения в сфере образования. Исследования позволяют выявить несколько факторов, под воздействием которых это происходит:

  • • снижение чувствительности потребителей к рекламе из-за обилия информационных сообщений;
  • • создание более тесных связей с потребителями, в том числе на основе интеграции учреждений и организаций общего и высшего образования и различных форм взаимодействия с работодателями;
  • • выделения стипендии наиболее способным студентам, участие в совместных образовательных проектах и т.д.;
  • • наличие обратной связи (многие абитуриенты принимают решение о поступлении в вуз после посещения «дня открытых дверей»).

Еще одним инструментом продвижения образовательных продуктов и услуг являются связи с общественностью, основная цель которых состоит в формировании положительного имиджа образовательной организации, а также благоприятного отношения общественности к ее продуктам и услугам. Как утверждает ряд авторов, «с помощью связей с общественностью можно оказать сильное влияние на общественное мнения за гораздо меньшую цену, чем с помощью рекламы» [7].

Выделяют следующие направления деятельности в рамках связей с общественностью:

  • отношения со средствами массовой информации, способствующие укреплению имиджа образовательной организации в целом;
  • корпоративные отношения, формирующие имидж руководителей благодаря их выступлениям в СМИ, проведению переговоров и выполнению других важных функций, о которых будет информирована общественность;
  • отношения с государственными органами, позволяющие лоббировать интересы образовательных организаций;
  • отношения с населением, направленные на избежание недовольства деятельностью образовательной организации, а также ее обучающихся;
  • отношения с персоналом, транслирующие и поддерживающие основные организационные ценности;
  • финансовые отношения (с государственными органами, спонсорами, инвесторами, а также другими заинтересованными сторонами), направленные на побуждение принимать положительные решения об их участии в различного рода проектах образовательной организации;
  • пропаганда образовательных продуктов и услуг посредством достоверной передачи информации и впечатлений, которые отождествляют образовательную организацию и ее услуги (продукты) с потребностями, желаниями, заботами и интересами потребителей.

Прямой маркетинг (или личные продажи) представляет собой еще один инструмент продвижения образовательных продуктов и услуг. Такая деятельность основана на коммуникативных технологиях продвижения товара в процессе общения с покупателями и подразумевает их устное представление.

По сравнению с другими инструментами продвижения личные продажи обладают рядом преимуществ, наиболее значимыми среди которых являются:

• возможность осуществления индивидуального подхода к каждому потенциальному потребителю благодаря передаче различного объема информации;

  • • наличие обратной связи с потребителями, позволяющей корректировать все другие организационные процессы;
  • • эффективный поиск потенциальных потребителей;
  • • более высокая эффективность при продаже эксклюзивных образовательных продуктов и услуг.

К недостаткам личных продаж относят:

  • • более высокий уровень издержек обращения, так как отношения внутри дистрибьюторской сети часто строятся по принципу «пирамиды»;
  • • невысокая эффективность при продаже массовых продуктов (услуг);
  • • зависимость от потенциала и уровня усилий персонала. Выделяются два метода организации личных продаж:
  • ориентация на продажи (агрессивные продажи), предусматривающие преувеличение достоинств собственных образовательных услуг (продуктов), дискредитацию конкурентов, скидки за немедленную покупку и пр.;
  • ориентация на потребителя (участие в решении проблем потребителей), основанная на определении потребностей потенциальных потребителей и разработке способов их удовлетворения.

Для повышения эффективности прямого маркетинга часто используются: листовки, проспекты, газеты и прочие материалы, которые бесплатно распространяются среди потенциальных потребителей; почта, телефон, факс и Интернет, позволяющие получать отклики от потребителей, общаться с ними, отвечать на запросы ит.д.

Продвижение образовательных продуктов и услуг в современных условиях является значимым фактором, определяющим потребительский выбор в сфере образования.

Источник