Какое значение содержится в окончании слова

Какое значение содержится в окончании слова thumbnail

На этом уроке вы познакомитесь с окончанием, узнаете, какое окончание называется нулевым. Поразмышляете над  ролью окончания и предлога в предложении, понаблюдаете за формами слов. Узнаете, какая форма слова называется начальной.

Введение

На уроке вы познакомитесь с очень важным понятием – окончанием. Затем мы поговорим о роли окончания и предлога в предложении. Вы познакомитесь также с формами слов.

Что такое окончание?

Прочитайте. Понятно ли вам, какая мысль выражена в этом предложении?

Дочк_  слуша_  мам_.

Добавим к словам части.

Дочка  слушает маму.

Дочку слушает мама.

Дочки слушают маму.

Мы добавили к словам -а, -у, -и, -ет, -ют.

Это часть слова, которая внесла своё значение, называется окончанием.

Чтобы в речи связывать слова друг с другом, мы изменяем их.

Часть слова, которая изменяется, – это окончание.

Окончание, как правило, находится в конце слова после корня или суффикса. Выделяется значком, похожим на прямоугольную рамочку. 

Итак, окончание – это изменяемая часть слова, с помощью которой слова связываются друг с другом.

Как найти в слове окончание?

Так как окончание – это изменяемая часть слова, слово нужно изменить.

Возьмём слово стол.

Его можно изменить по числам и по командам вопросов (падежам). Будем выделять часть слова, которая изменилась (см. Рис. 1).

Рис. 1. Образец

В слове стол окончание сначала «невидимка», а потом появляется; окончание-«невидимку» выделяй пустой рамкой. Его называют нулевым окончанием.

Итак, чтобы найти окончание, слово нужно изменить по числам или по команде одного-двух вопросов.

Как называется значение, которое передаётся окончанием:

Найдём окончания в словах: дом, большой, красят. Для этого изменим слова по числам и по команде одного-двух вопросов (см. Рис. 2).

Рис. 2. Образец

Мы изменяли слова. В изменениях одного и того же слова различны только окончания, другие части в них одинаковы. О значении, которое передаётся окончанием, говорят: значение окончания.

Например, прочитаем слова со значением множественного числа. (Дома, домов, большие, красят, красим). На него указали окончания -а, — ов, -ие, -ят, -им.

Значение окончания учёные назвали грамматическим (от греческого «грамма» – «буква»)

Как назвали  изменения слов?

Представь, что ты лепишь из пластилина. Можешь из одного кусочка сначала сделать одну фигурку, а потом смять его и слепить другую. В твоих руках кусочек пластилина каждый раз менял свою форму.

Так же мы поступаем и со словами, когда используем их в речи. Слово может изменяться, или, как говорят учёные, изменять свою форму.

Каждое изменение слова – это его форма. Формы одного слова чаще всего различаются окончаниями.

Изменения одного слова или разные слова?

Понаблюдаем за словами: красишь, покрасишь, перекрасишь, выкрасишь.

Это изменения одного слова или разные слова?

Окончание у слов одинаковое – -ишь.

Эти слова различаются основами. Это разные слова.

Часть слова без окончания называется основой слова. Основа отделяется от окончания на письме значком 

Основа слов: крас-, покрас-, перекрас-, выкрас- (см. Рис. 3).

Рис. 3. Образец

Понять это название (основа) поможет слово основное.

У каждого слова есть свой смысл, своё значение. Оно хранится прежде всего в корне. Значение корня может дополняться значением приставок и суффиксов.

Смысл слова – это основное, что отличает его от других слов. Поэтому ту его часть, которая передаёт смысл, называют основой слова.

Значение слова, которое передаётся его основой, так и называют: значение основы слова. Значение основы учёные назвали лексическим (от греческого «лексис» – «слово, речь»).

Размышляем над словами:

Сравним слова. В каком столбике собраны разные слова, а в каком изменения, формы одного слова?

берёза                          берёза

на берёзе                     березняк

под берёзой                 берёзка

берёзы                         подберёзовик

В первом столбике слова отличаются окончаниями.

Основа слов одинаковая (берёз-).

Когда различны окончания – это формы одного слова.

Во втором столбике у слов различны основы (берёз-, березняк-, берёзк-, подберёзовик-).

Когда у слов различны основы – это разные слова.

Эти слова однокоренные, так как у них одинаковый корень (-берёз-) и слова близки по смыслу.

Потренируемся:

Запишите слова в два столбика: в первый соберите разные слова, а во второй – формы одного слова.

дорога, дорожный, дороги, придорожный, на дороге, у дороги, подорожник, над дорогой, дорожка, дороженька

Формы слова

дорога    

дороги

на дороге

 у дороги

над дорогой

Разные слова

дорожный

дорога

придорожный

подорожник

дорожка

дороженька

В первом столбике  различны окончания (-а, -и, -е, -ой), это формы одного слова.

Во втором столбике у слов различны основы (дорожн-, дорог-, придорожн-, подорожник-, дорожк-, дороженьк-), это разные слова.

Вы заметили, что во многих формах имени существительного окончание одно не справляется со своей работой по связи слов. Ему помогают предлоги.

Если есть предлог, то он вместе с окончанием образует форму имени существительного.

Найдём предлоги в формах одного и того же слова.

Формы слова

дорога   

дороги

на дороге

 у дороги

над дорогой

Выделим предлоги на, у, над.

Итак, предлоги помогают связывать слова друг с другом.

Начальная форма слова:

Прочитайте текст и найдите формы одного слова.

Журавль – самая высокая птица. Ноги длинные, шея длинная. Нос и тот длинный. А голос зычный – за три километра слыхать. (По Н. Сладкову)

Читайте также:  Какие витамины группы в содержатся в мильгамма

длинные (какие?)

длинная (какая?)

длинный(какой?)

Это формы одного слова, так как различны окончания.

Одна их форм слова является начальной.

У каждого слова есть первая, начальная форма, с которой начинаются его изменения. По ней обычно слово и называют.

Начальная форма имени прилагательногоотвечает на вопрос какой?

Какой? – длинный, зычный. Эти прилагательные в начальной форме.

Начальная форма имени существительного – это форма ед. числа, которая отвечает на вопросы кто? или что? При ней никогда не бывает предлогов.

Кто? – журавль, птица, что? – шея, нос, голос (см. Рис. 4).

           

Рис. 4. Начальная форма

Начальная форма глагола отвечает на вопрос: что делать? или что сделать? Чтобы поставить глагол в начальную форму, нужно выполнить команду одного из этих вопросов.

Что делать? – слыхать.

Ставим слова в начальную форму:

Поставим слова в начальную форму. Сначала зададим вопрос и определим часть речи.

За крыльцом – за чем?, имя сущ., что? – крыльцо.

Синяя – какая?, имя прил., какой? – синий.

Придумывает – что делает?, глагол, что делать? – придумывать.

Придумает – что сделает?, глагол, что сделать? – придумать (см. Рис. 5).

Рис. 5. Образец

Вам, наверное, интересно узнать, что не все слова имеют окончания.

Например, не имеют окончаний существительные, которые не изменяются: метро, пальто, кино, пианино, шоссе и другие.

Не имеют окончаний глаголы в начальной форме. Что делать? прыгать, нести, печь. Что сделать? написать, принести, испечь.

И другие слова, с которыми вы познакомитесь в старших классах.

Заключение

На уроке вы узнали, что окончание – это изменяемая часть слова, которая служит для связи слов в предложении. Часть слова без окончания называется основой слова.

У каждого слова есть первая, начальная форма, с которой начинаются его изменения.

Список литературы

  1. М.С. Соловейчик, Н. С. Кузьменко «К тайнам нашего языка» Русский язык: Учебник. 3 класс: в 2-х частях. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2010.
  2. М.С. Соловейчик, Н. С. Кузьменко «К тайнам нашего языка» Русский язык: Рабочая тетрадь. 3 класс: в 3-х частях. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2010.
  3. Т. В. Корешкова Тестовые задания по русскому языку. 3 класс: в 2-х частях. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2011.
  4. Т. В. Корешкова Потренируйся! Тетрадь для самостоятельной работы по русскому языку для 3 кл.: в 2-х частях. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2011.
  5. Л.В. Машевская, Л.В. Данбицкая Творческие задачи по русскому языку. – СПб.: КАРО, 2003.
  6. Г.Т. Дьячкова Олимпиадные задания по русскому язык. 3–4 классы. – Волгоград: Учитель, 2008.

Домашнее задание

  1. Прочитай. В подчёркнутых словах выдели окончание. Расскажи, каких животных можно держать в доме.
    В детстве я дружил с собакой, с голубями. Дружить – значит жалеть. Нельзя поймать ёжика и принести его домой. Нельзя поймать белочку и посадить её в клетку. Ведь каждому в неволе плохо. (С. Образцов)
  2. Прочитай. В один столбик выпиши из текста примеры однокоренных слов, а в другой – форм слова.
    Когда мы говорим о погоде, нас интересует температура воздуха, сила ветра, возможность осадков. У слова погода есть однокоренные слова. Непогода – это плохая погода. Распогодилось – так говорят, когда плохая погода сменилась хорошей. Лётчиков всегда интересуют погодные условия.
    Как ты думаешь, слово погожий является однокоренным к слову погода? Что оно обозначает?
  3. Выпиши в один столбик однокоренные слова, а в другой – формы слова.
    Стекло, стёклышко, без стекла, застеклить, стеклянный, к стеклу, стекляшка, о стекле.

Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет

  1. Интернет-портал School-collection.edu.ru (Источник).
  2. Интернет-портал School-collection.edu (Источник).
  3. Интернет-портал Oldskola1.narod.ru (Источник).

Источник

Îêîí÷àíèå èëè ôëåêñèÿ (ëàò. flixio – ñãèáàíèå) – ýòî çíà÷èìàÿ ÷àñòü ñëîâà, êîòîðàÿ èçìåíÿåòñÿ è ÿâëÿåòñÿ ôîðìîîáðàçóþùåé. Îêîí÷àíèå ñëóæèò äëÿ ñâÿçè ñëîâ â ïðåäëîæåíèè èëè ñëîâîñî÷åòàíèè è óêàçûâàåò íà îòíîøåíèÿ ìåæäó ñëîâàìè, âûðàæàÿ ãðàììàòè÷åñêîå çíà÷åíèå.

Ãðàììàòè÷åñêîå çíà÷åíèå îêîí÷àíèé ðàçíûõ ÷àñòåé ðå÷è.

  1. Èìÿ ñóùåñòâèòåëüíîå. Îêîí÷àíèÿ ñóùåñòâèòåëüíûõ óêàçûâàþò íà èõ ïàäåæ è ÷èñëî:

    ðåêà – ðåêè – ðåêàì
     

  2. Èìÿ ïðèëàãàòåëüíîå. Îêîí÷àíèÿ èì¸í ïðèëàãàòåëüíûõ óêàçûâàþò íà èõ ÷èñëî è ïàäåæ è ðîä:

    êðàñèâûé – êðàñèâàÿ – êðàñèâûõ
     

  3. Èìÿ ÷èñëèòåëüíîå. Îêîí÷àíèÿ èì¸í ÷èñëèòåëüíûõ óêàçûâàþò íà èõ ïàäåæ è ÷èñëî:

    âòîðîé – âòîðîãî – âòîðûõ
     

  4. Ãëàãîë. Îêîí÷àíèÿ ãëàãîëîâ íàñòîÿùåãî è áóäóùåãî âðåìåíè óêàçûâàþò íà ëèöî è ÷èñëî:

    ÷èòàþò – ÷èòàåò

    Îêîí÷àíèÿ ãëàãîëîâ ïðîøåäøåãî âðåìåíè óêàçûâàþò íà èõ ÷èñëî, ëèöî è ðîä:

    Ñìîòðåë – ñìîòðåëè – ñìîòðåëî – ñìîòðåëà
     

  5. Ìåñòîèìåíèå. Îêîí÷àíèÿ ìåñòîèìåíèé óêàçûâàþò ïðåæäå âñåãî íà ïàäåæ, çàòåì íà ÷èñëî è ðîä, åñëè îíè åñòü:

    îí – åãî
    ñâîé – ñâîåãî – ñâîåé – ñâîèõ

     

  6. Ïðè÷àñòèå. Îêîí÷àíèÿ ïðè÷àñòèé óêàçûâàþò íà ÷èñëî, ðîä è ïàäåæ:

    ïðî÷èòàííûé – ïðî÷èòàííàÿ – ïðî÷èòàííûõ

Îêîí÷àíèå – ýòî èñêëþ÷èòåëüíî ôîðìîîáðàçóþùàÿ ìîðôåìà, êîòîðàÿ íå ïðèäàåò ñëîâó íèêàêèõ äîïîëíèòåëüíûõ çíà÷åíèé.
 

Îêîí÷àíèÿ áûâàþò ìàòåðèàëüíî âûðàæåííûìè è íóëåâûìè.
 

Íóëåâîå îêîí÷àíèå – ýòî îêîí÷àíèå èçìåíÿåìûõ ñëîâ, êîòîðîå íå âûðàæàåòñÿ çâóêàìè ïðè ïðîèçíîøåíèè è áóêâàìè íà ïèñüìå, íî ïðè ýòîì ïåðåäàåò îïðåäåëåííîå ãðàììàòè÷åñêîå çíà÷åíèå. Íóëåâîå îêîí÷àíèå ìîæåò áûòü ïîêàçàòåëåì îïðåäåëåííîãî ðîäà èëè ïàäåæà, íàïðèìåð:

  • Èìåíèòåëüíûé è âèíèòåëüíûé ïàäåæ ñóùåñòâèòåëüíûõ æ.ð. 3 ñêëîíåíèÿ â åäèíñòâåííîì ÷èñëå: äî÷ü, ïå÷ü, ìàòü, ðîæü;
  • Èìåíèòåëüíûé ïàäåæ ñóùåñòâèòåëüíûõ ì.ð. 2 ñêëîíåíèÿ åä.÷. (äëÿ íåîäóøåâëåííûõ – èìåíèòåëüíûé è âèíèòåëüíûé ïàäåæ): äðóã, ñòóë, êàìûø;
  • Ðîäèòåëüíûé ïàäåæ ñóùåñòâèòåëüíûõ ðàçíûõ ðîäîâ ìí.÷.: ñòðàí, ñîëäàò, îêîí;
  • Êðàòêèå ôîðìû åä.÷. ì.ð. ïðèëàãàòåëüíûõ è ïðè÷àñòèé: âåñåë, ïðî÷èòàí, äîáð.
  • Èìåíèòåëüíûé ïàäåæ ïðèòÿæàòåëüíûõ ïðèëàãàòåëüíûõ ì.ð. åä.÷.: áðàòîâ, ìàìèí, ëèñèé;
  • Ïîâåëèòåëüíîå íàêëîíåíèå ãëàãîëîâ â åä.÷.: ñìîòðè, ó÷è, áäè;
  • Èçúÿâèòåëüíîå è ñîñëàãàòåëüíîå íàêëîíåíèå ãëàãîëîâ åä.÷. ì.ð.: ïèñàë – ïèñàë áû; ñìîòðåë – ñìîòðåë áû; õîäèë – õîäèë áû.

Ñóùåñòâóþò íåèçìåíÿåìûå ñëîâà è ôîðìû ñëîâ, êîòîðûå íå èìåþò îêîí÷àíèé è ñèñòåìû ãðàììàòè÷åñêèõ ñâîéñòâ. Ê òàêèì ñëîâàì è ôîðìàì îòíîñÿòñÿ:
 

Читайте также:  Какое количество сухого вещества содержится в 150 граммах

— íåñêëîíÿåìûå ñóùåñòâèòåëüíûå, ÷àùå èíîñòðàííîãî ïðîèñõîæäåíèÿ: òàêñè, ïàëüòî

— ïðèòÿæàòåëüíûå ìåñòîèìåíèÿ, êîòîðûå îáîçíà÷àþò ïðèíàäëåæíîñòü òðåòüåìó ëèöó: å¸, åãî, èõ

— äååïðè÷àñòèÿ

— íåñêëîíÿåìûå ïðèëàãàòåëüíûå: áîðäî, õàêè

— íàðå÷èÿ

— ôîðìû ïðîñòîé ñðàâíèòåëüíîé ñòåïåíè: äîáðåå, âûøå, êðàñèâåå

— ñëóæåáíûå ÷àñòè ðå÷è

— ñëîâà çâóêîïîäðàæàíèÿ

— ìåæäîìåòèÿ

Òàêèå ñëîâà èìåþò ñâÿçè ñ äðóãèìè ñëîâàìè ñ ïîìîùüþ ñìûñëîâûõ îòíîøåíèé, à íóëåâîå îêîí÷àíèå íèêàê íå îáîçíà÷àåòñÿ íà ïèñüìå. 

  

Ðóññêèé ÿçûê è ëèòåðàòóðà 4,5,6,7,8,9,10,11 êëàññ, ÅÃÝ, ÃÈÀ

Îñíîâíàÿ èíôîðìàöèÿ ïî ðóññêîìó ÿçûêó äëÿ îáó÷åíèÿ è ïîäãîòîâêè â ýêçàìåíàì, ÃÂÝ, ÅÃÝ, ÎÃÝ, ÃÈÀ
Ðóññêèé ÿçûê è ëèòåðàòóðà 4,5,6,7,8,9,10,11 êëàññ, ÅÃÝ, ÃÈÀ
  

Ðóññêèé ÿçûê. ×àñòè ðå÷è.

×àñòü ðå÷è – êàòåãîðèÿ åäèíèöû ÿçûêà, êîòîðàÿ îïðåäåëÿåòñÿ ñèíòàêñè÷åñêèìè è ìîðôîëîãè÷åñêèìè ïðèçíàêàìè.
Ðóññêèé ÿçûê. ×àñòè ðå÷è.
  

Èìÿ ÷èñëèòåëüíîå â ðóññêîì ÿçûêå.

Èìÿ ÷èñëèòåëüíîå â ðóññêîì ÿçûêå – ýòî ñàìîñòîÿòåëüíàÿ ÷àñòü ðå÷è, êîòîðàÿ óêàçûâàåò íà êîëè÷åñòâî ïðåäìåòîâ
Èìÿ ÷èñëèòåëüíîå â ðóññêîì ÿçûêå.

Источник

1. Окончание – это морфема, которая обычно стоит в конце слова и которая указывает на связь данного слова с другими словами. Окончание выражает значения рода, числа, падежа, лица.

Окончание часто называют изменяемой частью слова.

Ср.: книга – книги – книгу.

Это значит, что изменение окончания не приводит к изменению лексического значения слова.

Окончания не участвуют в словообразовании. Это всегда формообразующие морфемы. Они используются при образовании форм одного и того же слова.

2. Окончания выражают грамматические значения:

  • рода, числа, падежа – у существительных (книга – окончание —а указывает на женский род, единственное число, именительный падеж), прилагательных (большая книга – окончание —ая указывает на женский род, единственное число, именительный падеж), причастий (написанная книга – окончание —ая указывает на женский род, единственное число, именительный падеж), некоторых местоимений (моя книга – окончание —я указывает на женский род, единственное число, именительный падеж), некоторых числительных (одна книга – окончание —а указывает на женский род, единственное число, именительный падеж);

  • падежа – у некоторых местоимений (нет кого – окончание —ого указывает на родительный падеж) и числительных (нет пяти – окончание —и указывает на родительный падеж);

  • лица и числа – у глаголов в настоящем и будущем времени (думаю – окончание —ю указывает на 1 лицо, единственное число);

  • рода и числа – у глаголов в прошедшем времени (читала – окончание —а указывает на женский род, единственное число).

3. Окончание может быть выражено одним или несколькими звуками.

Нет ножа, резать ножом.

  • Но окончание может быть и нулевым. Нулевое окончание не выражено звуком и на письме не обозначено буквой, однако именно отсутствие материально выраженного окончания имеет определённое грамматическое значение, например: нож□ – нулевое окончание указывает на мужской род, единственное число, именительный падеж.

  • Нулевые окончания обнаруживаются в следующих формах:

  • у существительных в форме именительного падежа, единственного числа, мужского рода (2 склонения) и женского рода (3 склонения);

    Стол□, дочь□.

  • у части существительных в форме родительного падежа, множественного числа;

    Нет сил, нет дел, нет солдат.

  • у кратких прилагательных в форме единственного числа, мужского рода;

    Весел, счастлив.

  • у глаголов в форме прошедшего времени, единственного числа, мужского рода;

    Читал, пел.

  • у притяжательных прилагательных с суффиксом -ий.

    Лисий□, волчий□.

Обратите внимание!

1) Не являются окончаниями конечные звуки (и буквы) в форме родительного падежа, множественного числа, 1 склонения и 2 склонения – армий□, предгорий□, блюдец□. Это часть основы, а окончание здесь нулевое. Для проверки можно сравнить данные формы с формами именительного падежа, единственного числа.

Так, существительное армия [а́рм’иjь] имеет окончание -я (звук [ь]), а [ j ] входит в основу [а́рм’иj]. Для того чтобы это доказать, можно просклонять слово: в арми[ j ]ю, арми[ j ]ей и др. Во всех этих формах сохраняется [ j ]. Значит, [ j ] – часть основы, ведь окончание – изменяемая часть слова. Только в форме родительного падежа этот звук графически выражен с помощью буквы й (армий), а в других формах он не получает специального обозначения.

В формах типа предгорий, блюдец мы наблюдаем подобное явление. Только здесь присутствует ещё и беглость гласных (и, е).

Ср.: предгорье [пр’иэдго́р’jь] – предгорий [пр’иэдго́р’иj]; блюдце [бл’у́тцъ] – блюдец [бл’у́дьц].

2) В форме именительного падежа, единственого числа, мужского рода качественных и относительных прилагательных -ий является окончанием (это изменяемая часть слова, ср.: синий – синего). В тех же формах притяжательных прилагательных (лисий, волчий) -ий является суффиксом. Он сохраняется при склонении. Только в других формах суффикс представлен в усечённом виде – [ j ], и на письме он графически не выражен. О наличии данного суффикса сигнализирует разделительный ь.

Читайте также:  В клетках каких организмов содержится в десятки раз больше углеводов чем

Ср.: волчий – волчь[ j ]его, лисий – лись[ j ]его.

4. Окончание обычно находится в конце слова.

Исключения составляют:

  • окончания, стоящие перед постфиксами -ся (у возвратных глаголов, причастий), -те (во множественном числе повелительного наклонения), -то, -либо, -нибудь (у неопределённых местоимений);

    Учится, учащийся, идёмте, кого-то, кого-либо, кого-нибудь.

  • окончания в сложных числительных, где окончания следуют за каждым корнем.

    В трёхстах, нет пятидесяти.

Обратите внимание!

Несклоняемые и неспрягаемые слова: наречия (например: всегда, очень), служебные части (под, и, будто, не), неизменяемые существительные (например: пальто, кофе), неизменяемые прилагательные (например: беж, маренго) не имеют окончаний! Не путайте отсутствие окончаний с нулевым окончанием!

Правописание окончаний определяется частеречной принадлежностью слова и поэтому будет рассмотрено при характеристике соответствующих частей речи.

5. Основа – это часть слова без окончания. Основа является носителем лексического значения данного слова.

  • Чтобы выделить основу, надо отделить окончание.

    Землёй – земл-ёй, основа земл-; несу – нес-у, основа нес-.

  • Значок основы – квадратная скобка снизу: Основа слова

  • Основа слова может быть равна корню.

    Жёлтый.

  • Кроме корня, основа может включать приставки и суффиксы.

    Желт-изн-а, по-желт-е-ет.

6. При склонении и спряжении основа может меняться – сокращаться или увеличиваться.

Например: лист□ и листь[ j ]-я – во множественном числе основа увеличилась за счёт суффикса -j-. Подобные изменения основы характерны, как правило, для глагола: у большинства глаголов основа инфинитива и основа настоящего времени не совпадают.

Ср.: жд-а-ть и жд-у – основа в настоящем времени сократилась (утрачивается суффикс —а); чит-а-ть – чит-аj-ют – в данном случае основа в настоящем времени, напротив, увеличилась за счёт звука [ j ], который входит в состав суффикса настоящего времени и повелительного наклонения (ср.: чит-ай).

Обратите внимание!

1) В существительных женского рода с финалью (конечными буквами) -ия (армия, сандалия, революция и др.) и среднего рода с финалью -ие (бытие, напряжение, возмездие и др.) гласный и относится к основе, поскольку он сохраняется при склонении существительных.

Ср.: арми-я, арми-и, арми-ей; быти-е, быти-я, быти-ем.

2) В существительных мужского рода с финалью -й (пролетарий, санаторий, край и др.) этот согласный также относится к основе, поскольку он сохраняется при склонении существительных, ср.: край, кра[ j ]-я, кра[ j ]-ю, кра[ j ]-ем. В косвенных падежах [ j ] графически не обозначен специальным знаком. На его наличие указывают гласные я, е, ю после другого гласного (см. п. 1.5).

Таким образом, данные существительные в именительном падеже, единственном числе, как и другие (стол□, конь□ и подоб.), имеют нулевое окончание:

край□, пролетарий□, санаторий□.

7. Поскольку в русском языке есть несколько постфиксов, то есть суффиксов, которые могут располагаться после окончаний, то основа некоторых форм слов может быть разорванной.

Какого-то – окончание —ого, основа как.. то; учится – окончание —ит, основа уч..ся.

  • Следует различать основу конкретной формы слова и основу слова (при словообразовании).

  • Основа конкретной формы слова представлена частью слова без окончания.

    Записа-ть, записал-а, запиш-у.

  • Основа слова определяется по начальной форме слова. Она включает в себя корень, приставки и словообразовательные суффиксы и постфиксы. Формообразующие суффиксы и постфиксы в словообразовательную основу включаться не будут.

    Например, для того чтобы выявить основу слова у глагольной формы записал-а, надо сначала указать начальную форму глагола (инфинитив) записать и отбросить окончание (в других концепциях – формообразующий суффикс) неопределённой формы —ть: записа-.

Обратите внимание!

1) Словообразовательная основа глагола определяется по форме инфинитива. Это особенно важно учитывать, поскольку, как отмечалось, у глагола: а) часто не совпадают основы настоящего времени и инфинитива, б) достаточно большое число формообразующих суффиксов (-л – в прошедшем времени, -и – в повелительном наклонении).

2) Глагольный возвратный постфикс -ся (учиться, мыться) не является формообразующим, поэтому обязательно должен включаться в основу слова.

3) Как отмечалось, в некоторых случаях формы существительных в единственном и множественном числе отличаются не только окончаниями, но и формообразующими суффиксами. В этом случае основа слова (для словообразования) также определяется по начальной форме – единственное число, именительный падеж, ср.: сын□/сыновья – основа слова (для словообразования) – сын-.

4) Как отмечалось, причастие и деепричастия занимают промежуточное положение между самостоятельными частями речи и особыми формами глагола. Поскольку в данном пособии они рассматриваются как самостоятельные части речи, то суффиксы причастий (-ом/-ем/-им; -ущ/-ющ/-ащ/-ящ, -нн/-н/-енн/-ен/-т, -ш/-вш) классифицируются как часть словообразовательной основы слова.

Упражнения Упражнения к теме «2.9. Основа и окончание»

Читайте также другие темы раздела 2 «Морфемика. Словообразование. Орфография»:

  • 2.1. Состав слова
  • 2.2. Корень слова
  • 2.3. Правописание гласных в корне
  • 2.4. Правописание согласных в корне
  • 2.5. Приставки
  • 2.6. Правописание приставок
  • 2.7. Суффиксы. Постфиксы
  • 2.8. Сложные слова. Соединительные гласные и суффиксы в сложных словах. Правописание гласных в сложных словах
  • 2.9. Основа и окончание
  • 2.10. Словообразование. Основные понятия
  • 2.11. Основные способы словообразования
  • 2.12. Образование новых слов с помощью приставок, суффиксов, постфиксов
  • 2.13. Образование новых слов путём сложения, сращения и перехода из одной части речи в другую
  • 2.14. Слитное и дефисное написание сложных слов
  • 2.15. Морфемный и словообразовательный разбор слова

Источник