Какое свойство воздуха в воздушном шарике

Какое свойство воздуха в воздушном шарике thumbnail

Воздух – это смесь газов. Окружает планету, образует атмосферу и содержится во всём, что существует. Он есть в воде, земле, растениях, животных, горах, камнях и необходим для жизни живых организмов. Физические, химические и гигиенические свойства формируют климат в регионах частей Земли, влияют на жизнедеятельность растений и животных.

Основные свойства воздуха

  • Прозрачен.
  •  Не имеет цвета и запаха.
  • Не имеет формы, занимает всё пространство.
  • Упругость.
  • Проводит звук и солнечные лучи.
  • Сохраняет тепло.
  • При нагревании расширяется, при охлаждении сжимается.
  • Подвижен.

Физические свойства

  1. Температурные. Регулирует теплообмен.
  2. Влажность. Определяет насыщение газов кислородом, содержание водяного пара.
  3. Атмосферное давление. Масса атмосферного столба, который давит на поверхность планеты и на всё, что расположено внутри воздушного океана.
  4. Подвижность. Формирует ветра и обновление газового состава.
  5. Солнечная радиация. Определяет процент радиоактивных веществ и газов, содержащихся в атмосфере. Основной показатель формирования климата планеты.
  6. Электрическая активность. Количество электрических зарядов, содержащихся в воздушном пространстве.

Химический состав воздуха

Воздушная оболочка Земли формируется из смеси газов:

  • Азот. Основной компонент атмосферы. Не участвует в дыхании, не поддерживает горение. Обеспечивает жизнедеятельность водорослей и некоторых растений.
  • Кислород. Жизненно необходимый элемент. Является необходимым в формировании биологических процессов организмов животных, растений. Служит окислителем и основным компонентом горения веществ.
  • Углекислый газ. Поглощается деревьями и преобразуется в кислород.

Диаграмма состава воздухаВ небольших количествах атмосфера содержит озон, водород, неон, другие газы.  По количеству содержания вредных примесей определяют чистоту воздуха. Подробнее – в статье о составе воздуха.

Теплопроводность воздуха

Окружающий воздух практически не проводит тепло. Особенность задерживать тепловой заряд широко используется человеком и животными. Ограничивая подвижность потока, воздушная прослойка задерживает теплообмен организмов, создаёт комфортный микроклимат.

При нагревании с воздухом происходит расширение и он поднимается, становится разреженным. Изменяется его химический состав и влажность. Водяной пар распадается на отдельные газы, становится более летучим.

При охлаждении воздух сжимается и он опускается. Незначительное содержание твёрдых частиц в газах окисляется и насыщается водяными парами. Воздух становится тяжелее и плотнее.

Применение и использование свойств воздуха

Воздушную оболочку планеты активно используют животные и птицы. Способность задерживать тепло помогает животным выживать и регулировать тепловые процессы организма. Шерсть, обитателей северных широт, имеет полую структуру.

Особое строение пера и движение воздушных масс птицы используют для полётов и планирования над землёй.

Значение воздухаНаполненный атмосферой пузырь, удерживает рыб в толще воды и способствует перемещению из глубин водоёмов к поверхности.

Подвижность используется растениями для опыления и распространения семян на большие площади.

Человек использует свойства атмосферы в широких спектрах своей жизнедеятельности:

  • Теплопроводность обеспечивает обогрев и терморегуляцию организма.
  • Способность тёплых воздушных потоков подниматься используют в полётах.
  • Упругость и сжатие применяют во всех промышленных системах. Его закачивают в автомобильные шины. Нагнетая воздушное давление, работают пневматические инструменты, оружие.
  • Кислород участвует в процессах горения. Все двигатели внутреннего сгорания потребляют большие объёмы кислорода и его соединений.

Более подробная информация об использовании и значении воздуха живыми организмами здесь.

Сравнение свойств воды и воздуха

Основную роль воздушный океан играет в дыхании всех живых существ Земли. Содержание его в воде используется всеми подводными животными и растениями.

Вода и воздух имеют похожие параметры. Она так же прозрачна и безвкусна, так же реагирует на нагрев и охлаждение. Основным отличием воды является способность растворять вещества и её большая плотность. Вода имеет большую массу и теплопроводность, проводит заряды электричества. Способность извлекать необходимые компоненты из воды, без применения специального оборудования, человеку и млекопитающим не под силу.

Оценка статьи:

Загрузка…

Источник

 Окружающий мир

Тема: Как человек использует свойства воздуха.
Цель: Сформировать понятие о воздухе и его свойствах.

Оборудование: кассета №1 «Роль воздуха в нашей жизни, расход воздуха»,
  кассета №2 «Вода, воздух, газы, кислород»
  иллюстрация о способах использования воздуха.

I. Постановка проблемы и актуализация знаний.

— Сегодня мы с вами поговорим о воздухе и его свойствах.
— Давайте разберем вопросы в начале параграфа.

1. Какими способами можно доказать, что воздух не пустое место?
Ответ: Надо продемонстрировать его наличие.
а) Для этого надо веером помахать перед лицом. Мы почувствуем прикосновение, хотя веер до нас не прикасался. Значит, между веером и лицом есть какое-то тело. Это воздух.
Б. Перевернем стакан вверх дном и медленно опустим его в банку с водой.
— Попадает ли вода в стакан? Почему?
Ответ: Не попадает. Препятствует воздух.

2. Как называется воздушная оболочка Земли?
Ответ: Воздушная оболочка Земли называется атмосфера.

3. Как используют воздух животные и растения?
Ответ: Все живые организмы дышат, используя кислород воздуха.
  Растения употребляют воздух для поглощения углекислого газа, который используют в фотосинтезе и выделяют кислород.

Воздух образует воздушную оболочку, которая окружает земной шар и с помощью озонового слоя защищает поверхность Земли от губительного ультрафиолетового облучения.
Прочитайте задание 1-ое на с. 24
Причем чем выполнять задание 1-ое на с. 24 посмотрим фрагмент фильма «Вода». (2 мин.)

  Ответ: Вода океанов испаряется и в виде облаков переносится ветрами в другие места, где выпадают дожди, питаются реки.
  — А как возникает ветер?
  Ответ: Участки земной поверхности нагреваются по разному: ветер дует от менее нагретого участка к более нагретому.

  — Человек издавна научился использовать как источник энергии.
Он изобрел парус, который позволил ему отправиться в путешествие.
Уже 2-3 тысячи лет назад египтяне плавали по Средиземному морю на вполне совершенных парусных судах.
В Средние века строились ветряные колеса для работы по хозяйству.
Однако и в современности ветряной двигатель играет все большую роль, так как в отличие от других источников он не загрязняет атмосферу.
Одним из способов передвижения по воздуху – воздушный шар, заполненный более легким, чем воздух газом или просто нагретым воздухом. Началом эры воздухоплавания следует считать 183 год, когда братья Монгольфье поднялись в воздух на воздушном шаре, заполненном горячим воздухом.
Возможность передвижения по воздуху летательных аппаратов связана с тем, что воздух обладает выталкивающей силой.
Прочитайте об этом в материале для любознательных. с. 25.
— Так какой силой обладает воздух?
Если тело оказывается легче воздуха, то оно может летать. Воздух расширяется при нагревании. От этого он становится легче воздуха и поднимается вверх.
— Так что происходит с воздухом при нагревании?
Однако главный недостаток воздушного шара – его слабая управляемость.
Лишь самолеты обеспечили людям возможность передвигаться на значительные расстояния с большой скоростью.
— Прочитайте об этом текст на с. 26.
— О каком еще свойстве воздуха вы узнали?
(У него низкая плотность.)
— Благодаря низкой плотности воздуха обладает еще одним свойством: он плохо проводит тепло. На этом свойстве основано создание человеком теплых вещей. Шерстяные вещи и шубы сохраняют в себе толстую воздушную прослойку, которая не дает телу потерять тепло.

2-ое задание на с. 26.
Зачеркни неверное утверждение:
• Одежда нагревается от тела.
• Одежда нагревает тело.

Физминутка.
— Чтобы познакомиться с еще одним свойством воздуха, проведем опыт, который нам предложили в 3-ем задании (с. 26).
— Какой вывод? (с. 27).
— Как называется это свойство?
Ответ: Это свойство называется упругостью.

На этом свойстве основано использование воздуха в автомобильных шинах, мячах, надувных матрацах.
— Давайте повторим, о каких свойствах воздуха вы узнали?
Свойства воздуха:
— расширяется при нагревании,
— плохо проводит тепло,
— низкая плотность,
— упругость.

Воздух – это смесь газов: азота, кислорода, углекислого газа и других.
В воздухе содержится:
  21% кислорода
  78 % азота
  0,9 % благородных газов и
  0,03% углекислого газа,
Кроме этого в небольших количествах содержится водород.
— Посмотрите фрагмент фильма «Состав воздуха». «Газы». «Кислород» (6 мин.)
— Из каких газов состоит воздух?

4. Теперь разберем вопросы в конце параграфа на 28-ой стр.
— Какие свойства воздуха важнее всего для мяча, одеяла и парашюта?
Для мяча – упругость,
для одеяла – слабое проведение тепла,
для парашюта – плотность.

— Откуда берутся вещества, из которых состоят живые организмы.
Какой именно газ воздуха создает основу всех органических веществ?
Ответы: Живые организмы состоят из органического вещества. Растения создают органические вещества из углекислого газа и воды.
Поэтому основной газ, из которого состоят тела живых организмов – углекислый газ.

— Какой газ воздуха поддерживает температуру нашего тела и температуру в печи?
Каким образом?
Ответы: Высокая температура нашего тела поддерживается за счет тепла, полученного при окислении пищи. Это становится возможным благодаря кислороду. Кислород обеспечивает и горение дров в печи.

Задание 4,5,6.

Задание 7.
— Какой рисунок вы не раскрасите? (Ракету)

Задание 8.
Для улавливания ветряным колесом даже слабого ветерка и увеличения грузоподъемности парашюта и планера надо увеличить площадь опоры и уменьшить вес.

Задание 9.
Из азота делают удобрения.
Кислород используют для сварки.
Углекислый газ – добавляют в газированную воду.
Водородом заполняют воздушные шары.

Задание 10.
— Какая сила поднимает в воздух воздушный шары?
Воздушные шары поднимает выталкивающая сила.

Итог. — Что нового узнали на уроке?
  — Как человек использует свойства воздуха?

Дома: Параграф 20, задание 4 и 8.

Источник

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 1 г.Вязьмы Смоленской области

Конспекты  занятий  по экологическому  развитию дошкольников

«Свойства воздуха»

(опытно-экспериментальная деятельность)

                                   Леонова Елена Александровна, воспитатель высшей категории

Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности

«СВОЙСТВА  ВОЗДУХА»

Материалы и оборудование:

— Визитка «Младший научный сотрудник» – по числу детей

Символы, обозначающие:

  • температуру (градусник)
  • не имеет запаха;
  • воздух легче воды;
  • теплый воздух поднимается вверх
  • Воздушный шар, надетый на горлышко пластиковой бутылки; ведро с горячей водой,  
  • по листу белой бумаги на каждого ребенка;;
  • по кусочку апельсиновой корки;
  • чеснок и чеснокодавилка;
  • влажные салфетки на каждого ребенка;
  • одноразовый стаканчик и коктейльная трубочка на каждого ребенка;
  • плакат «Органы дыхания»
  • весы, воздушные шары

Программное содержание:

Познакомить детей со свойствами воздуха: невидим, не имеет запаха, может двигаться, может нагреваться и охлаждаться, теплый воздух поднимается вверх;  закрепить знания детей о значении воздуха для дыхания; стимулировать желание детей самостоятельно делать выводы и выдвигать гипотезы.

Предварительная работа:

Работа по ОБЖ по теме «Дыхание»

ХОД  ЗАНЯТИЯ

Дети входят в зал под музыку, здороваются с гостями.  

Воспитатель:  Ребята, я  приглашаю вас    в «Научную лабораторию «Знай-ка».  Наш девиз:

(Дети произносят)

«Пускай, пока малы мы ростом,

Хотим так много мы узнать.

Быть Знайкой далеко не просто,

Но как приятно познавать!»

В-ль:   А для того, чтобы войти в лабораторию, нужно ответить  на вопрос: «Как вы думаете, что такое экология?  (Ответы детей) (Предполагаемые ответы: чистый воздух; чистая вода; голубая речка; красивый лес;  в лесу много ягод, грибов; все животные в лесу здоровые; много красивых бабочек; богатый урожай; цветущий луг; высокое голубое небо;  чистый родник и т.д.) Дети проходят в лабораторию.

В-ль. Молодцы, ребята! Вы догадались, что мы будем говорить о природе, а о чем конкретно:  Отгадайте загадку:

Через нос проходит в грудь

И обратный держит путь.

Он невидимый, и все же

Без него мы жить не можем.    (Воздух)

Правильно, ребята, это воздух.  (Дети поворачиваются к плакату) Мы знаем, что человек не может жить без воздуха. Вдох – выдох! Вдох – выдох! (Дети  делают вдох – выдох)

-Дети, а что же происходит при вдохе? (Ответ детей: воздух попадает в легкие человека)

  • А что же происходит в легких? (Воздух отдает человеку полезные вещества, а забирает вредные)
  • А что же происходит при выдохе? (При выдохе воздух выталкивает вредные вещества наружу).

В_ль: правильно, ребята. Воздух через дыхательные пути попадает в легкие человека, отдает человеку полезные вещества – кислород, забирает вредные – углекислый газ, и выталкивает углекислый газ наружу.  

ИТАК,  воздух необходим   для дыхания. Ребята, а что же такое «ВОЗДУХ»?  Какими свойствами он обладает? Чтобы ответить на эти вопросы, я предлагаю отправиться в полет     на воздушном шаре. (Подходят к воздушному шару)

Песня «Воздушный шар»

Воспитатель:

Мы отправились  в полет на воздушном шаре,

И про воздух – невидимку все сейчас узнаем

В-ль: Ребята, я только что произнесли   слова и  мы сразу же познакомились с одним свойством воздуха. Как вы думаете, с каким? Внимательно послушайте. (Воспитатель произносит слова еще раз, выделяя голосом слово «НЕВИДИМКУ»). Воздух – невидимка; скажите, ребята, а вы видите воздух вокруг нас? (Нет) Значит, он какой? (Бесцветный, прозрачный, невидимый). Правильно.  (Закрепление символа, обозначающего бесцветность)

Ребята, а давайте внимательно посмотрим на наш воздушный шар.   Под шаром расположена горелка, которая нагревает воздух.

Сейчас мы с вами узнаем, что происходит с воздухом, когда его нагревают.

Опыт: пустой воздушный шар надеваем на горлышко пластиковой бутылки. Держим ее в течение 1 минуты в горячей воде. (Под музыкальное сопровождение).

  • Что вы видите? (Шарик надувается)

Это происходит потому, что воздух в бутылке нагревается, расширяется, поднимается вверх  и заполняет шарик, и шарик надувается.

  • А что же будет, если бутылку с шариком опустить в холодную воду? (Ответы детей). Давайте проверим! (Воспитатель опускает бутылку с шаром в ведро с холодной водой).
  • — Что происходит? (Ответы детей)
  • Как вы думаете, почему? (Ответы детей)

В-ль: Итак, воздух при охлаждении сжимается, выходит из шарика, поэтому шарик сдувается. Так зачем же нужна горелка воздушному шару? (Чтобы шар полетел)

При нагревании воздух расширяется и заполняет шар. Шар поднимается вверх. Когда горелка выключается, воздух постепенно охлаждается и сжимается – шар сдувается и опускается на землю. Итак, мы познакомились с еще одним свойством воздуха: он может нагреваться и охлаждаться.  (Символ)  Ребята, также мы узнали, что теплый воздух поднимается вверх.  (Символ) Ребята, подумайте и скажите, а как человек использует это свойство  теплого воздуха подниматься вверх? (для отопления помещений: батареи ставятся внизу, около пола, а не на потолке).

  • Ребята, а как вы думаете, двигаться воздух может? (Ответ детей)

А мы сейчас проверим. (Воспитатель предлагает детям   взять лист белой бумаги и сложить его гармошкой) А теперь помашите сделанным веером.

  • Что вы чувствуете? (Ветер)
  • Как он возник? (Это движется воздух)
  • Значит, воздух вокруг нас, он движется и возникает ветер. А какой бывает ветер?

Ребенок читает ст-е:

Знаем, что бывает ветер тихий, нежный,

А бывает грозовой и снежный.

И такой, что резво с травами играет,

И такой, что с силой волны поднимает.

Шумный и холодный,

Теплый и ласковый,

Ветер – ветерочек,

Разный – разный…

Физ.минутка:

Дует ветер с высоты,

Гнутся травы и цветы.

Вправо – влево, влево – вправо

Клонятся цветы и травы.

В зал под музыку влетает Карлсон.

В-ль: Кого же к нам ветром занесло?

К: Меня! Самого умного, самого красивого, самого доброго Карлсончика! Я к вам в гости прилетел!

В-ль: Дети знакомятся со свойствами воздуха. Присоединяйся к нам, и ты узнаешь много нового и интересного!

К: А я и так все знаю! Я же по воздуху летаю!

В: Тогда ответь на вопрос: А у воздуха  есть запах?

К: Конечно есть! Я всегда чувствую, когда пахнет плюшками, вареньем и без труда их нахожу!

В-ль: Ребята, как вы думаете, прав ли Карлсон?  (Ответы детей) Сейчас проверим.

Возьмите корку апельсина и помните ее. Что вы чувствуете? (пахнет апельсином)

-Как вы думаете, это пахнет воздух или апельсиновая корка издает такой аромат?

(Этот запах идет от корки) (Дети вытирают руки влажной салфеткой)

Воспитатель   давит дольку чеснока.

  • Вы чувствуете запах?
  • Чем пахнет?  (Чесноком)  Значит, запах передается по воздуху. Сам воздух запаха не имеет, он передает запахи других веществ. И Карлсон был прав, когда говорил, что он всегда чувствует запах варенья и плюшек. Скажите еще раз: воздух имеет запах?  (Нет). Как же мы чувствуем запахи? (Они передаются воздухом, и мы их чувствуем).  Карлсон, найди, пожалуйста, символ, обозначающий, что воздух не имеет запаха и прикрепи его к воздушному шару. Правильно сделал Карлсон?

В-ль: Ребята, а как вы думаете, есть ли воздух внутри нас? (Ответы детей)

В-ль:   давайте проверим !

. Возьмите  трубочку и подуйте, опустив ее в стаканчик. Что же происходит?

К: Я знаю! Я знаю! В стакане поднялась сильная буря!

В: В стакане появились пузырьки. Откуда же они взялись?  (Мы выдыхаем воздух, и он выходит наружу)

  • Значит, внутри нас тоже есть воздух?  (Да)

В-ль  предлагает детям еще раз подуть в трубочки, чтобы «побежали пузырьки»

  • Скажите, ребята, а что тяжелее: вода или воздух? (ответы детей)
  • Как это проверить? (Ответы детей) Нужно опустить в воду тяжелый предмет, например, камень. Опускайте. Что с ним случилось? (Опустился на дно, утонул)

Камень тяжелый, и он утонул. Значит, камень тяжелее воды. А как же воздух, который выходит из трубочек? Он утонул? (Нет, он поднялся вверх) Значит, воздух легче воды.(повторяют Карлсон и 2-3 ребенка). – Установить символ, обозначающий что воздух легче воды.

В-ль: Конечно, воздух легче воды. А вообще – то воздух имеет вес, как вы думаете? (Ответы детей) Мы все проверяем, и все узнаем научным путем. Поэтому мы проведем следующий опыт. Для опыта нам понадобятся: шарик надутый воздухом, шарик не надутый и весы. Прикрепляю на весы шарик с воздухом и шарик без воздуха. Посмотрите, что тяжелее: шарик с воздухом или шарик без воздуха? (Ответы детей) Правильно, ребята, шарик с воздухом тяжелее. Значит, воздух имеет вес, только очень – очень маленький. (Прикрепить символ, обозначающий, что воздух  имеет вес).

В-ль: Ребята, а теперь давайте вспомним свойства воздуха, о которых мы сегодня говорили. Подойдите сюда и посмотрите внимательно на символы. Итак, мы узнали, что воздух бесцветный и прозрачный. Он не имеет своего запаха, только передает чужие. Воздух легче воды. Воздух может быть теплым и холодным, теплый воздух поднимается вверх. Воздух нужен для жизни людям, животным, растениям.

Карлсон: А мне воздух нужен еще и для того, чтобы летать. Спасибо, ребята, что рассказали мне о воздухе много интересного. Я обо всем расскажу своему другу Малышу. До свидания, ребята!

В-ль: Наша научная лаборатория закрывается, но очень скоро мы придем в нее опять и продолжим изучение воздуха, потому что:

Мы любопытные ребята,

Желаем много в жизни знать.

Давайте изучать природу,

Беречь ее и уважать.

До свидания! (Дети уходят.)

Источник