Какое свойство воздуха у воздушного шарика

Какое свойство воздуха у воздушного шарика thumbnail

Воздух – это смесь газов. Окружает планету, образует атмосферу и содержится во всём, что существует. Он есть в воде, земле, растениях, животных, горах, камнях и необходим для жизни живых организмов. Физические, химические и гигиенические свойства формируют климат в регионах частей Земли, влияют на жизнедеятельность растений и животных.

Основные свойства воздуха

  • Прозрачен.
  •  Не имеет цвета и запаха.
  • Не имеет формы, занимает всё пространство.
  • Упругость.
  • Проводит звук и солнечные лучи.
  • Сохраняет тепло.
  • При нагревании расширяется, при охлаждении сжимается.
  • Подвижен.

Физические свойства

  1. Температурные. Регулирует теплообмен.
  2. Влажность. Определяет насыщение газов кислородом, содержание водяного пара.
  3. Атмосферное давление. Масса атмосферного столба, который давит на поверхность планеты и на всё, что расположено внутри воздушного океана.
  4. Подвижность. Формирует ветра и обновление газового состава.
  5. Солнечная радиация. Определяет процент радиоактивных веществ и газов, содержащихся в атмосфере. Основной показатель формирования климата планеты.
  6. Электрическая активность. Количество электрических зарядов, содержащихся в воздушном пространстве.

Химический состав воздуха

Воздушная оболочка Земли формируется из смеси газов:

  • Азот. Основной компонент атмосферы. Не участвует в дыхании, не поддерживает горение. Обеспечивает жизнедеятельность водорослей и некоторых растений.
  • Кислород. Жизненно необходимый элемент. Является необходимым в формировании биологических процессов организмов животных, растений. Служит окислителем и основным компонентом горения веществ.
  • Углекислый газ. Поглощается деревьями и преобразуется в кислород.

Диаграмма состава воздухаВ небольших количествах атмосфера содержит озон, водород, неон, другие газы.  По количеству содержания вредных примесей определяют чистоту воздуха. Подробнее – в статье о составе воздуха.

Теплопроводность воздуха

Окружающий воздух практически не проводит тепло. Особенность задерживать тепловой заряд широко используется человеком и животными. Ограничивая подвижность потока, воздушная прослойка задерживает теплообмен организмов, создаёт комфортный микроклимат.

При нагревании с воздухом происходит расширение и он поднимается, становится разреженным. Изменяется его химический состав и влажность. Водяной пар распадается на отдельные газы, становится более летучим.

При охлаждении воздух сжимается и он опускается. Незначительное содержание твёрдых частиц в газах окисляется и насыщается водяными парами. Воздух становится тяжелее и плотнее.

Применение и использование свойств воздуха

Воздушную оболочку планеты активно используют животные и птицы. Способность задерживать тепло помогает животным выживать и регулировать тепловые процессы организма. Шерсть, обитателей северных широт, имеет полую структуру.

Особое строение пера и движение воздушных масс птицы используют для полётов и планирования над землёй.

Значение воздухаНаполненный атмосферой пузырь, удерживает рыб в толще воды и способствует перемещению из глубин водоёмов к поверхности.

Подвижность используется растениями для опыления и распространения семян на большие площади.

Человек использует свойства атмосферы в широких спектрах своей жизнедеятельности:

  • Теплопроводность обеспечивает обогрев и терморегуляцию организма.
  • Способность тёплых воздушных потоков подниматься используют в полётах.
  • Упругость и сжатие применяют во всех промышленных системах. Его закачивают в автомобильные шины. Нагнетая воздушное давление, работают пневматические инструменты, оружие.
  • Кислород участвует в процессах горения. Все двигатели внутреннего сгорания потребляют большие объёмы кислорода и его соединений.

Более подробная информация об использовании и значении воздуха живыми организмами здесь.

Сравнение свойств воды и воздуха

Основную роль воздушный океан играет в дыхании всех живых существ Земли. Содержание его в воде используется всеми подводными животными и растениями.

Вода и воздух имеют похожие параметры. Она так же прозрачна и безвкусна, так же реагирует на нагрев и охлаждение. Основным отличием воды является способность растворять вещества и её большая плотность. Вода имеет большую массу и теплопроводность, проводит заряды электричества. Способность извлекать необходимые компоненты из воды, без применения специального оборудования, человеку и млекопитающим не под силу.

Оценка статьи:

Загрузка…

Источник

Предмет: окружающий мир

Класс: 2 «в»

Учитель: Н.А. Владимирова

Автор учебника: Н.Я Дмитриева, А.Н. Казаков

Тема урока: «Свойства воздуха» ( Урок — исследование)

Дидактическая цель: создать условия для усвоения детьми новых знаний по данной теме

Тип урока: открытие нового знания

Цели предметные: выявить свойства воздуха в ходе наблюдений и опытов.

Задачи на формирование универсальных учебных действий (УУД).

Личностные УУД:

  • повышение уровня мотивации учебной деятельности;

  • ориентация на понимание причин успеха или неуспеха выполненной работы, на восприятие и понимание предложений и оценок учителей и товарищей;

  • духовно-нравственное развитие детей посредством формирования особого отношения к природе — источнику жизни на земле.

  • воспитание бережного отношения к природе

  • воспитывать доверительные отношения, чувство взаимопомощи, поддержки;

  • Воспитывать бережное отношение к природе;

Регулятивные УУД:

  • вырабатывать способность различать способ и результат действия;

  • в сотрудничестве с учителем ставить новые творческие и учебные задачи.

  • создавать условия психологической комфортности адекватную самооценку собственной деятельности.

  • Уметь формулировать несложную учебную задачу урока, отвечать на поставленные вопросы, сотрудничать;

Познавательные УУД:

  • учить наблюдать, делать выводы, обобщать;

  • развивать наблюдательность и умения рассуждать;

  • Уметь проводить несложные исследования;

Методы: проблемный, частично- поисковый

Форма организации познавательной деятельности: индивидуальная, групповая, коллективная, работа в паре;

Средства обучения: презентация, ЦОР

Технологическая карта по окружающему миру

Самоопределение к деятельности. Организационный момент.

Цель:

1) мотивировать учащихся к учебной деятельности;

2) определить содержательные рамки урока.

2мин

Включение в деловой ритм и игровую деятельность.

Пусть сегодня для нас всех,

На урок придёт успех!

Поприветствуем гостей,

С ними нам вдвойне теплей,

Пожелайте нам удачи,

И успешности в придачу!

-Ребята, сегодня к нам на урок пришёл ещё один гость, а кто это, догадайтесь!!!

Круглый, гладкий, как арбуз. Цвет любой на разный вкус.

-Знакомьтесь – это Воздушный шарик (вывешиваются на доске шарики 3х цветов желтый, зелёный, красный). А если вы отгадаете, что спрятано у шариков внутри — откроется тема нашего урока.

Подготовка к работе

Воздушный шарик

Личностные:

самоопределение;

регулятивные: целеполагание; коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

2.Актуализация знаний

Цель:

Актуализировать знания о природе;

2мин

-Попробуйте ответить на вопросы Воздушного шарика: (слайд2 )

Что на глобусе обозначено голубым цветом?

Без крыльев летят, без ног бегут, без паруса плывут.

Время года после осени?

Что летом бывает грибным?

— Время суток подходящее для завтрака?

— Деревья бывают лиственные и :..?

— А теперь из выделенных букв прочитайте слово (На экране тема урока).

Познавательные: анализировать объекты, выделять главное, устанавливать аналогии .

Коммуникативные:

учитывать разные мнения, стремиться к координации, контролировать действия партнёра .

3.Постановка учебной проблемы

Цель:

Определение темы и целей урока.

2мин

Активизирует знания учащихся через создание проблемной ситуации.

— Какое слово у вас получилось?

Читайте также:  Какие есть целебные травы и их свойства

— Как вы думаете, почему Воздушный шарик загадал это слово?

— Верно. Тема нашего урока – воздух!

-Что бы вы хотели узнать о воздухе? Прочитайте вопросы и выберете интересующие вас. (Слайд 3)

  • Что такое воздух?

  • Из чего он состоит?

  • Каковы свойства воздуха?

  • Как человек их использует воздух?

  • Нужно ли воздух охранять?

И сегодня на уроке мы постараемся ответить на эти вопросы. (Слайд 4)

Предлагают пути разрешения проблемы.

-воздух

-Это тема урока

Узнать:

  • Состав воздуха

  • Свойства воздуха

  • Использование воздуха

Личностные:

У детей формируется интерес к учебному материалу, способность к самооценке, эмпатия – понимание чувств других, сопереживание .

Регулятивные: учатся осуществлять итоговый и пошаговый контроль, вносить коррективы в действия;

Познавательные: осуществлять поиск нужной информации

4.Открытие учащимися новых знаний.

20мин

Физминутка

Динамическая пауза.

— А что такое воздух?

— Молодцы. Но воздух это не просто газ, а смесь газов?

-Из каких газов состоит воздух?

А где бы мы с вами могли найти ответ на этот вопрос?

-Я предлагаю 2 ученикам найти в справочнике, что такое воздух и его состав. Остальные находят в учебнике.

(Откройте учебники на С.25 и найдите, из каких газов состоит воздух).

Посмотрите на диаграмму (Слайд 5)

hello_html_267057c9.jpg

— Какого газа в воздухе больше всего?

 — Какой газ в воздухе самый важный? Почему?

— Какого газа становится больше в выдыхаемом воздухе?

— Что помогает уменьшить количество углекислого газа в воздухе?

-Мы с вами знаем, что растения дышат, но они выделяют кислород только днём. А ночью, они выделяют углекислый газ.

-В классе мы видим доску, парту, стены, за окном – дома, деревья, облака. А можем ли мы видеть воздух? 

-А как доказать, что воздух не пустое место, как доказать его наличие? Предлагаю Вам провести несколько опытов.

Работа в группах. Задание для проведения опытов.

-Посмотрите на слайд 7

«Правила поведения при проведении опытов».

1 группа

Опыт: На столе учеников лежит веер. Как с помощью веера доказать наличие воздуха? (Ученики должны догадаться, что нужно бумажным веером помахать перед лицом.)

2 группа

Опыт: Возьмите соломинку и опустите ее в стакан с водой. Слегка подуйте в соломинку.

-Что появилось?

3 группа

Опыт: Возьмём пустую прозрачную пластиковую бутылку и опустим её в воду. – Что вы увидите? что из горлышка выходят пузырьки.

Это вода вытесняет воздух из бутылки.

 Вывод: При помощи зрения воздух всё же можно обнаружить в некоторых случаях. 

   — Мы можем почувствовать воздух при его движении. А движение воздуха – это ветер.

— А как называется слой воздуха окружающий нашу планету?

Ветер дует нам в лицо,

Закачалось деревцо.

Ветерок всё тише, тише…

Деревцо всё выше, выше!

Чтобы узнать, какими же свойствами обладает воздух, нам необходимо провести опыты и исследования.

— Я предлагаю вам поработать в группах. У вас на столе лежат конверты с заданиями и необходимое оборудование для проведения опытов. (У каждой группы 3 конвертов с одинаковыми опытами)

— Что вам поможет правильно провести опыты и сделать выводы?

-Решите, кто вашей группе будет читать задание, кто проводить опыт и кто расскажет нам о результатах своего опыта.

-Во время опытов вам надо заполнить таблицу («+» или «-«)

Слайд 8

Цвет.

Прозрачный

Непрозрачный

Запах.

Имеет запах

Не имеет запаха

Форма.

Имеет форму

Не имеет форму

Расширяется при нагревании.

Сжимается при охлаждении.

Таблица заполняется по ходу проведения опытов (общая на группу).

Учитель предлагает ребятам закончить опыты.

Воздушный шарик предлагает нам выполнить несколько упражнений.

Упр.1    « Упрямая свеча».
   Наберем в грудь «побольше», воздуха и задуем воображаемую свечу на счет 1,2,3,4,5.
Не погасла, попробуем еще раз.

Упр.2   « Проколотый мяч».
Надулись как мячик, выпустили воздух  с-с-с.

— Давайте узнаем, какие опыты вы проводили и к какому результату пришли.

(Слайды с опытами и результатами)

Слайды с 9-15

-А сейчас я проведу ещё один опыт.

4.Опыт

-На горлышко пустой бутылки наденем воздушный шарик, ставим бутылку в чашку с горячей водой. Что происходит с шариком?

-Какой вывод сделаем?

-Где люди могли применить это свойство воздуха?

Слайд 16

-Люди заметили это свойство воздуха и решили использовать его для подъема вверх различных предметов. Так придумали воздушный шар. Он двигался туда, куда дул ветер. Вскоре  ученые создали воздушный шар, который был оснащен рулем, им можно было управлять. Такой воздушный шар назвали аэростат.

Слайд 17

Вывод: Воздух при нагревании расширяется.

Слайд 18

Продолжение опыта: Воду в чашке разбавили холодной водой и шарик сдулся.

-Как думаете почему?

Заполнение таблицы до конца Слайд 19

газ

Энциклопедии, справочники, интернет.

азот-78%,кислород-21% и углекислого газа – 1%.

азота

кислород

углекислого

Растения тоже дышат, но они вдыхают углекислый газ, а выделяют кислород. Таким образом, поддерживается равновесие в составе воздуха.

Помахать перед лицом

Появятся пузырьки воздуха.

Что из горлышка выходят пузырьки.

Атмосфера.

— Читать внимательно задание и четко следовать инструкции.

Самостоятельная работа в группах.

1 опыт. – Посмотрите по сторонам, что вы видите. Поднимите тетрадь перед собой, видите, ли что за ней?
(Нет, тетрадь непрозрачная, через нее не видно других предметов)
— Можете ли вы увидеть через стену, что делается в соседнем классе?
Сделайте вывод, значит воздух, какой? (Прозрачный или непрозрачный). Выберите правильный ответ.

2 опыт. Вспомните, чем пахнет лесной воздух? Что вы чувствуете, находясь на берегу реки? Что вы чувствуете, когда мама печет пироги? Вдохните глубоко, что вы почувствовали? (Ничего).
-Закройте глаза.

Что вы чувствуете? (Запах духов, освежителя воздуха).
-Сделайте вывод, значит чистый воздух имеет или не имеет запаха. Выберите правильный ответ.

3.Опыт. Возьмите в руки учебник. Какой он формы? А теперь попробуйте взять в руки воздух. Получилось?

Имеет ли воздух форму?

-Сделайте вывод, значит, воздух имеет или не имеет форму. Выберите правильный ответ.

Учащиеся рассказывают о результатах своих опытов и вывешивают на доску таблицы.

(Каждая группа доказывает по 1 опыту)

Вывод: Воздуху стало жарко и тесно, он расширился и выходит из бутылки прямо в шарик, поэтому шарик надувается.

Вывод:  Воздух при нагревании расширяется, при охлаждении сжимается.

На этом этапе у детей формируется интерес к новому учебному материалу, способность к самооценке ( ЛИЧН);

Регулятивные: учитывать выделенные учителем ориентиры действия, осуществлять итоговый и пошаговый контроль, планировать свои действия, вносить коррективы в действия, оценивать свои действия, выполнять учебные действия в материале, речи, в уме;

Читайте также:  Какие свойства у калины на меду

Познавательные: осуществлять поиск нужной информации, анализировать. Выделять главное, строить рассуждения об объекте;

Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию .

5.Первичное закрепление

5мин

Устанавливает осознанность восприятия.

Слайд 20

-Послушайте стихотворение.

Он – прозрачный невидимка,
Легкий и бесцветный газ.
Невесомою косынкой
Он окутывает нас.
Он в лесу – густой, душистый,
Пахнет свежестью смолистой,
Пахнет дубом и сосной.

Летом он бывает тёплым,

Веет холодом зимой,

Когда иней красит стекла

И лежит на них каймой,

Мы о нём не говорим.

Просто мы его вдыхаем –

Он ведь нам необходим!

-О чём это стихотворение?

— Почему же воздух одно из главных богатств природы?

-О каких свойствах воздуха вы узнали из наших исследований? Слайд 21

— Откройте тетради.

Соедините стрелкой слова левого столбика со словами правого столбика (в тетрадях).

Слайд 22

 Работа в парах

Цвет воздуха

        бесцветный

голубой

душистый

без запаха

круглый

нет формы

газ

жидкость

Запах воздуха

Форма воздуха

Состояние воздуха

-Поменяйтесь и проверьте.

Слайд 23

Работа в группах.

-Какое значение имеет воздух для нас? Подумайте.

Благодаря воздуху мы…Слайд 24

  • Дышим

  • Слышим

  • Плаваем на яхтах и парусниках;

  • Спускаемся на парашютах и поднимаемся на воздушных шарах;

  • Убираем пыль пылесосом;

  • Сушим бельё

  • Сушим волосы феном

Выполняют типовые задания с проговариванием во внешней речи. Работа в парах и в группах.

Познавательные: осуществляют поиск нужной информации, анализируют. Выделяют главное, строят рассуждения об объекте, дети спорят.

Личностные: формулируют собственное мнение, контролируют действия партнёра

6.Самостоятель-

ная работа с самопроверкой по эталону

3 мин

Организует деятельность по применению новых знаний.

Сейчас вы выполните самостоятельную работу. Слайд 25

Детям выдаются карточки.

Вова Колесников, выполняя самостоятельною работу описал так свойства воздуха:

Воздух не имеет вкуса. Он голубого цвета. У него запах апельсина и он прозрачный

Найди у Вовы ошибки и исправь их.

Самопроверка Слайд 26

Воздух не имеет вкуса. Он голубого цвета. У него запах апельсина и он прозрачный.

Какие слова вы должны были вставить?

Воздух не имеет вкуса. Он бесцветный. У него нет запаха и он прозрачный.

— Кто допустил ошибку?

— Почему?

— Над чем надо поработать?

— Кто выполнил без ошибок?

Самостоятельная работа. Самопроверка с пошаговым сравнением с эталоном

Бесцветный

Нет запаха

Регулятивные: контроль, коррекция.

Личностные:

самоопределение

7. Итоги. Рефлексия деятельности

2мин

Что вам понравилось на уроке?

— Что было самое интересное на уроке?

-Всем ли было легко?

-Какие трудности испытывали?

-Как вам работалось в вашей группе?

-Оцените свою работу в классе. Наполните воздушный шарик шариками воздуха (цветной магнит).

Слайд 27

Осуществляют самооценку своей деятельности, соотносят цель и результаты.

На доске.

Желтый воздушный шар — я отлично поработал, все понял, у меня хорошее настроение.

Зелёный воздушный шар — сомневаюсь в чем-то, нуждаюсь в помощи товарища, учителя.

Красный воздушный шар — я отвлекался, ничего не понял.

Коммуникативные:умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; познавательные: рефлексия;

Личностные смыслообразование

8.Дом.задание

слайд 21

1мин

Прочитать статью «Свойства воздуха» (учебник, стр. 25 -28). Заполнить таблицу стр. 25

Слайд 28

Источник

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 1 г.Вязьмы Смоленской области

Конспекты  занятий  по экологическому  развитию дошкольников

«Свойства воздуха»

(опытно-экспериментальная деятельность)

                                   Леонова Елена Александровна, воспитатель высшей категории

Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности

«СВОЙСТВА  ВОЗДУХА»

Материалы и оборудование:

— Визитка «Младший научный сотрудник» – по числу детей

Символы, обозначающие:

  • температуру (градусник)
  • не имеет запаха;
  • воздух легче воды;
  • теплый воздух поднимается вверх
  • Воздушный шар, надетый на горлышко пластиковой бутылки; ведро с горячей водой,  
  • по листу белой бумаги на каждого ребенка;;
  • по кусочку апельсиновой корки;
  • чеснок и чеснокодавилка;
  • влажные салфетки на каждого ребенка;
  • одноразовый стаканчик и коктейльная трубочка на каждого ребенка;
  • плакат «Органы дыхания»
  • весы, воздушные шары

Программное содержание:

Познакомить детей со свойствами воздуха: невидим, не имеет запаха, может двигаться, может нагреваться и охлаждаться, теплый воздух поднимается вверх;  закрепить знания детей о значении воздуха для дыхания; стимулировать желание детей самостоятельно делать выводы и выдвигать гипотезы.

Предварительная работа:

Работа по ОБЖ по теме «Дыхание»

ХОД  ЗАНЯТИЯ

Дети входят в зал под музыку, здороваются с гостями.  

Воспитатель:  Ребята, я  приглашаю вас    в «Научную лабораторию «Знай-ка».  Наш девиз:

(Дети произносят)

«Пускай, пока малы мы ростом,

Хотим так много мы узнать.

Быть Знайкой далеко не просто,

Но как приятно познавать!»

В-ль:   А для того, чтобы войти в лабораторию, нужно ответить  на вопрос: «Как вы думаете, что такое экология?  (Ответы детей) (Предполагаемые ответы: чистый воздух; чистая вода; голубая речка; красивый лес;  в лесу много ягод, грибов; все животные в лесу здоровые; много красивых бабочек; богатый урожай; цветущий луг; высокое голубое небо;  чистый родник и т.д.) Дети проходят в лабораторию.

В-ль. Молодцы, ребята! Вы догадались, что мы будем говорить о природе, а о чем конкретно:  Отгадайте загадку:

Через нос проходит в грудь

И обратный держит путь.

Он невидимый, и все же

Без него мы жить не можем.    (Воздух)

Правильно, ребята, это воздух.  (Дети поворачиваются к плакату) Мы знаем, что человек не может жить без воздуха. Вдох – выдох! Вдох – выдох! (Дети  делают вдох – выдох)

-Дети, а что же происходит при вдохе? (Ответ детей: воздух попадает в легкие человека)

  • А что же происходит в легких? (Воздух отдает человеку полезные вещества, а забирает вредные)
  • А что же происходит при выдохе? (При выдохе воздух выталкивает вредные вещества наружу).

В_ль: правильно, ребята. Воздух через дыхательные пути попадает в легкие человека, отдает человеку полезные вещества – кислород, забирает вредные – углекислый газ, и выталкивает углекислый газ наружу.  

ИТАК,  воздух необходим   для дыхания. Ребята, а что же такое «ВОЗДУХ»?  Какими свойствами он обладает? Чтобы ответить на эти вопросы, я предлагаю отправиться в полет     на воздушном шаре. (Подходят к воздушному шару)

Песня «Воздушный шар»

Читайте также:  Какие есть каши полезные свойства

Воспитатель:

Мы отправились  в полет на воздушном шаре,

И про воздух – невидимку все сейчас узнаем

В-ль: Ребята, я только что произнесли   слова и  мы сразу же познакомились с одним свойством воздуха. Как вы думаете, с каким? Внимательно послушайте. (Воспитатель произносит слова еще раз, выделяя голосом слово «НЕВИДИМКУ»). Воздух – невидимка; скажите, ребята, а вы видите воздух вокруг нас? (Нет) Значит, он какой? (Бесцветный, прозрачный, невидимый). Правильно.  (Закрепление символа, обозначающего бесцветность)

Ребята, а давайте внимательно посмотрим на наш воздушный шар.   Под шаром расположена горелка, которая нагревает воздух.

Сейчас мы с вами узнаем, что происходит с воздухом, когда его нагревают.

Опыт: пустой воздушный шар надеваем на горлышко пластиковой бутылки. Держим ее в течение 1 минуты в горячей воде. (Под музыкальное сопровождение).

  • Что вы видите? (Шарик надувается)

Это происходит потому, что воздух в бутылке нагревается, расширяется, поднимается вверх  и заполняет шарик, и шарик надувается.

  • А что же будет, если бутылку с шариком опустить в холодную воду? (Ответы детей). Давайте проверим! (Воспитатель опускает бутылку с шаром в ведро с холодной водой).
  • — Что происходит? (Ответы детей)
  • Как вы думаете, почему? (Ответы детей)

В-ль: Итак, воздух при охлаждении сжимается, выходит из шарика, поэтому шарик сдувается. Так зачем же нужна горелка воздушному шару? (Чтобы шар полетел)

При нагревании воздух расширяется и заполняет шар. Шар поднимается вверх. Когда горелка выключается, воздух постепенно охлаждается и сжимается – шар сдувается и опускается на землю. Итак, мы познакомились с еще одним свойством воздуха: он может нагреваться и охлаждаться.  (Символ)  Ребята, также мы узнали, что теплый воздух поднимается вверх.  (Символ) Ребята, подумайте и скажите, а как человек использует это свойство  теплого воздуха подниматься вверх? (для отопления помещений: батареи ставятся внизу, около пола, а не на потолке).

  • Ребята, а как вы думаете, двигаться воздух может? (Ответ детей)

А мы сейчас проверим. (Воспитатель предлагает детям   взять лист белой бумаги и сложить его гармошкой) А теперь помашите сделанным веером.

  • Что вы чувствуете? (Ветер)
  • Как он возник? (Это движется воздух)
  • Значит, воздух вокруг нас, он движется и возникает ветер. А какой бывает ветер?

Ребенок читает ст-е:

Знаем, что бывает ветер тихий, нежный,

А бывает грозовой и снежный.

И такой, что резво с травами играет,

И такой, что с силой волны поднимает.

Шумный и холодный,

Теплый и ласковый,

Ветер – ветерочек,

Разный – разный…

Физ.минутка:

Дует ветер с высоты,

Гнутся травы и цветы.

Вправо – влево, влево – вправо

Клонятся цветы и травы.

В зал под музыку влетает Карлсон.

В-ль: Кого же к нам ветром занесло?

К: Меня! Самого умного, самого красивого, самого доброго Карлсончика! Я к вам в гости прилетел!

В-ль: Дети знакомятся со свойствами воздуха. Присоединяйся к нам, и ты узнаешь много нового и интересного!

К: А я и так все знаю! Я же по воздуху летаю!

В: Тогда ответь на вопрос: А у воздуха  есть запах?

К: Конечно есть! Я всегда чувствую, когда пахнет плюшками, вареньем и без труда их нахожу!

В-ль: Ребята, как вы думаете, прав ли Карлсон?  (Ответы детей) Сейчас проверим.

Возьмите корку апельсина и помните ее. Что вы чувствуете? (пахнет апельсином)

-Как вы думаете, это пахнет воздух или апельсиновая корка издает такой аромат?

(Этот запах идет от корки) (Дети вытирают руки влажной салфеткой)

Воспитатель   давит дольку чеснока.

  • Вы чувствуете запах?
  • Чем пахнет?  (Чесноком)  Значит, запах передается по воздуху. Сам воздух запаха не имеет, он передает запахи других веществ. И Карлсон был прав, когда говорил, что он всегда чувствует запах варенья и плюшек. Скажите еще раз: воздух имеет запах?  (Нет). Как же мы чувствуем запахи? (Они передаются воздухом, и мы их чувствуем).  Карлсон, найди, пожалуйста, символ, обозначающий, что воздух не имеет запаха и прикрепи его к воздушному шару. Правильно сделал Карлсон?

В-ль: Ребята, а как вы думаете, есть ли воздух внутри нас? (Ответы детей)

В-ль:   давайте проверим !

. Возьмите  трубочку и подуйте, опустив ее в стаканчик. Что же происходит?

К: Я знаю! Я знаю! В стакане поднялась сильная буря!

В: В стакане появились пузырьки. Откуда же они взялись?  (Мы выдыхаем воздух, и он выходит наружу)

  • Значит, внутри нас тоже есть воздух?  (Да)

В-ль  предлагает детям еще раз подуть в трубочки, чтобы «побежали пузырьки»

  • Скажите, ребята, а что тяжелее: вода или воздух? (ответы детей)
  • Как это проверить? (Ответы детей) Нужно опустить в воду тяжелый предмет, например, камень. Опускайте. Что с ним случилось? (Опустился на дно, утонул)

Камень тяжелый, и он утонул. Значит, камень тяжелее воды. А как же воздух, который выходит из трубочек? Он утонул? (Нет, он поднялся вверх) Значит, воздух легче воды.(повторяют Карлсон и 2-3 ребенка). – Установить символ, обозначающий что воздух легче воды.

В-ль: Конечно, воздух легче воды. А вообще – то воздух имеет вес, как вы думаете? (Ответы детей) Мы все проверяем, и все узнаем научным путем. Поэтому мы проведем следующий опыт. Для опыта нам понадобятся: шарик надутый воздухом, шарик не надутый и весы. Прикрепляю на весы шарик с воздухом и шарик без воздуха. Посмотрите, что тяжелее: шарик с воздухом или шарик без воздуха? (Ответы детей) Правильно, ребята, шарик с воздухом тяжелее. Значит, воздух имеет вес, только очень – очень маленький. (Прикрепить символ, обозначающий, что воздух  имеет вес).

В-ль: Ребята, а теперь давайте вспомним свойства воздуха, о которых мы сегодня говорили. Подойдите сюда и посмотрите внимательно на символы. Итак, мы узнали, что воздух бесцветный и прозрачный. Он не имеет своего запаха, только передает чужие. Воздух легче воды. Воздух может быть теплым и холодным, теплый воздух поднимается вверх. Воздух нужен для жизни людям, животным, растениям.

Карлсон: А мне воздух нужен еще и для того, чтобы летать. Спасибо, ребята, что рассказали мне о воздухе много интересного. Я обо всем расскажу своему другу Малышу. До свидания, ребята!

В-ль: Наша научная лаборатория закрывается, но очень скоро мы придем в нее опять и продолжим изучение воздуха, потому что:

Мы любопытные ребята,

Желаем много в жизни знать.

Давайте изучать природу,

Беречь ее и уважать.

До свидания! (Дети уходят.)

Источник