Какое свойство воздуха доказывает этот опыт 3 класс

Какое свойство воздуха доказывает этот опыт 3 класс thumbnail

Конспект урока

Педагог: Косатова Яна Нафталиковна

Предмет: окружающий мир, 3 класс. УМК «Гармония»

Тема урока: Свойства воздуха

Цель урока: выяснить свойства воздуха опытным путем.

Задачи:

  •  учить быть наблюдательными.

  • развивать познавательный интерес.

  • воспитывать культуру общения, умение работать в группах.

УУД, формируемые на уроке:

Личностные: Формирование положительного отношения и интереса к изучению темы;

Предметные: Расширение у обучающихся представлений о воздухе как смеси газообразных веществ, изучение его основных свойств.

Метапредметные: научиться пользоваться схемами, таблицами для систематизации информации; развивать умение пользоваться учебной литературой, выделять главное в тексте в соответствии с заданием научиться исследовать свойства воздуха на основе демонстрационных и самостоятельных опытов и характеризовать их; научиться выполнять групповые задания, совместно проводить опыты, обсуждать их результаты и делать выводы.

Регулятивные — определение цели учебной деятельности, выбор темы, сверять свои действия с целью, учиться давать оценку результатов учебной деятельности, понимать причину своего неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха.

Познавательные — выполнять универсальные логические действия (анализ, синтез). Устанавливать причинно-следственные связи, выстраивать логическую цепь рассуждений.

Коммуникативные — оформление своих мыслей в устной речи, учиться подтверждать аргументы фактами, слушать других, организация учебного взаимодействия в группе.

Тип урока: изучение нового материала.

Форма урока: урок-исследование.

ТСО: проектор, экран, компьютер.

Оборудование:

— оборудование для проведения опытов для каждой группы

За время урока учениками будут проведены опыты, которые помогут ребятам сформировать свои знания о свойствах воздуха

Методы: проблемный, опытно – поисковый.

Формы организации познавательной деятельности: индивидуальная, групповая, коллективная.

Ход урока

1. Организационный момент

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Примечание

Настраиваются на урок, занимают места, рассаживаясь по группам

Отвечают на вопрос.

— Представьте, что мы находимся не в классе, а в научной лаборатории. И вы – ученые- исследователи. Вы – коллеги.

— Как относятся друг к другу при совместной работе?

— Просьба – не трогать раньше времени лабораторное оборудование, при работе чётко следовать инструкциям.

2. Актуализация имеющихся знаний

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Примечание

Отгадывают загадку, комментируют её.

— Воздух – это смесь газов

Составляют ассоциативную карту «Воздух»

— Он – прозрачный невидимка,

Лёгкий и бесцветный газ.

Невесомою косынкой

Он окутывает нас. Что это?

Какая неточность есть в загадке?

— составим ассоциативную карту «Воздух»

Учитель направляет при необходимости (воздушная оболочка Земли…, движение воздушных масс…)

Проверить усвоение материала предыдущего урока.

Лаборатории отвечают по очереди

  1. Создание проблемной ситуации, формирование учебной проблемы

Определение темы урока.

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Примечание

(Работа в группах: на партах лежит задание – высказывания истинные и ложные. Дети выбирают соответствующую букву.)

Получают слово СВОЙСТВА

— Формулируют тему урока «Свойства воздуха»

-Тема сегодняшнего урока зашифрована. Чтобы узнать её, нужно определить истинность высказываний, выбрать соответствующую букву. Из букв собрать слово.

— Приступаем к работе.

— Это слово – подсказка к теме урока. Сформулируем тему.

— Итак, тема урока «Свойства воздуха»

Слайд 1

Стимулировать активность детей занимательным заданием.

Подведение к формулировке темы.

4. Составление плана решения учебной проблемы.

— Изучить свойства воздуха

— Состоит из азота, кислорода, углекислого газа, небольшого количества других газов

— будем проводить опыты

— Какая задача стоит перед нами?

— Чтобы чётко понимать, о каком веществе идет речь, напомните, из чего состоит воздух?

Слайд 2

— Раз мы – ученые в лаборатории, каким образом будем знакомится со свойствами воздуха?

Слайд 3

— результаты опытной деятельности будем фиксировать на такой карте.

Планирование дальнейшей деятельности.

5. Опытно-поисковая деятельность

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Примечание

— набирают воздух в мешочек, завязывают.

Вывод: воздух – повсюду.

— Делают выводы, фиксируют на схеме (прозрачный, без запаха, без вкуса)

Занимает всё свободное пространство

Воздух лёгкий. Он легче воды.

— как с помощью обычного мешочка доказать существование воздуха? Какая из лабораторий найдет решение?

Слайд 4.

— Посмотрите на доску, друг на друга через тетрадь. Почему ничего не видно?

— Убираем преграду. Что теперь между вами и доской? Почему воздух не мешает увидеть предметы?

— Втяните носом воздух. Наберите его в рот. Чем он пахнет? Какого вкуса?

Слайд 5.

Такой опыт наверняка вы проделывали когда-то. Вместо бутылки я использую шприц. На вид он пуст. Опускаю в воду, нажимаю поршень. Наблюдаем. Пузыри выходят, пока есть свободное пространство. Попробуйте и вы в своей лаборатории. О чем говорит этот опыт?

Почему пузыри стремятся вверх?

Демонстрирует пустой полиэтиленовый мешочек.

Все фиксируем на схеме.

6. Физминутка (Демонстрирует воздушный шарик, хорошо надутый воздухом.

— Сейчас мы отправим наш шарик на улицу, за окно.)

Давайте, и мы поднимемся! Про ветер, т.е. про движение воздуха!

Наверное, ветер ночует в лесу,
И спит он в лесу на весу…
Волнуются клёны,
Качаются ели,
Похожа у ветра постель на качели.
Поэтому он и не сразу уснёт:
То лист, то хвоинка с ветвей упадёт.

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Примечание

— он охладился. Воздух сжался

(сжимается при охлаждении)

— Воздух в шарике нагрелся и он стал как прежде.

Читайте также:  Какими химическими свойствами обладают оксиды и гидроксиды

(расширяется при нагревании)

— Даже в твердых телах есть воздух.

Фиксирют: воздух упругий

Слайд 6

Шарик наш «погулял». Что же с ним стало? Что так на него повлияло?

Что будет, если он отогреется в классе?

Слайд 7

— в каком состоянии находится вещество, из которого сделаны эти комочки?

— бросьте кусочки керамзита в воду. Какой вывод делаете?

Слайд 8

Демонстрирует опыт, доказывающий упругость воздуха. (с помощью шприца)

Слайд 9

Заносят в схему: плохо проводит тепло

Демонстрирует опыт, доказывающий плохую теплопроводность.

— Это свойство воздуха мы используем постоянно. (в оконных рамах, теплицах, одежде из шерсти и синтепона)

7.Первичное закрепление знаний

Озвучивают составленные таблицы, называя по очереди свойства воздуха.

— Уважаемые исследователи! Давайте проверим итоги работы каждой лаборатории! Ваша задача – внимательно слушать коллег, избегать повторов. По очереди назовем по одному из свойств воздуха.

Слайд 10

Читают учебник, находят информацию о том, что воздух поддерживает горение.

Дописывают в схему.

— В опытной деятельности вы сильны! А как наши ученые умеют работать с текстовыми источниками? Изучите материал на с.91 учебника, найдите, о чем мы не говорили сейчас.

8. Подведение итога

Обсуждают, кто заслуживает оценки за урок.

Записывают домашнее задание

— Как руководитель лабораторного корпуса я отмечаю продуктивную работу каждой группы. Выберите в каждой группе 2-3 сотрудников, заслуживающих поощрения в виде оценки за урок.

— Каждый из вас продолжит исследовательскую деятельность дома.

— Зафиксируйте в дневниках ваше домашнее задание.

Слайд 11.

Учитель принимает участие в обсуждении

Источник

Урок окружающего мира . 3 класс.

Тема. « Свойства воздуха. Охрана воздуха».

Цель урока.

Личностные: ориентация на выполнение основных правил бережного отношения к природе на основе понимания особенностей взаимодействия человека и природы.

Предметные: приводить примеры положительного и отрицательного отношения человека к природе; доказывать необходимость охраны воздуха.

Метапредметные: научиться пользоваться схемами, таблицами, диаграммами для получения нужной информации; научиться исследовать свойства воздуха на основе демонстрационных и самостоятельных опытов и характеризовать их; научиться выполнять групповые задания, совместно проводить опыты, обсуждать их результаты и делать выводы.

Тип урока. Изучение нового материала.

Форма урока. Урок – исследование.

ТСО: проектор, экран, компьютер.

Оборудование.

                      План урока.

1). Доказываем реальность воздуха. Опыты 5 мин.

2). Свойства воздуха. Опыты. 10 мин.

4. Физминутка 2 мин.

5. Продолжение знакомства с новым материалом.

1).Экологическая тревога. Источники загрязнения воздуха. 7 мин.

2). Охрана воздуха. 7 мин.

6. Защита проекта 7мин.

7. Подведение итогов. Рефлексия 3 мин.

8. Домашнее задание. 1мин.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

  1. Организационный момент.

Окружающий нас мир

Интересно познавать

Его тайны и загадки

Мы готовы разгадать.

— мы начинаем урок окружающего мира. Посмотрите на ребят своей группы, подарите друг другу улыбки, подарите улыбки всему классу.

Учащиеся сидят в группах.

  1. Постановка проблемы, актуализация знаний.

Сообщение темы урока.

— Ребята, определить тему урока поможет загадка, послушайте её.

Он нам нужен, чтоб дышать,

Чтобы шарик надувать.

С нами рядом каждый час,

 Но не видим он для нас. Что это?

Приложение1. Слайд 1.

— Сформируйте тему урока.

— На какие вопросы, связанные с темой воздух мы уже можем ответить?

— А что бы вы ещё хотели узнать о воздухе?

— Сегодня на уроке вы будете исследователями. Мы постараемся найти ответы на интересующие вас вопросы.

— А как мы сможем ответить на вопросы, которые мы поставили перед собой?

— Про воздух так говорят: « Он невидимый, но все же без него мы жить не можем».

— А сколько человек может прожить без воздуха? Без пищи? Без Воды?

— Что же такое воздух?

— На слайде вы видите диаграмму, на которой выделены цветом составные части воздуха. Слайд 2.

 — Восстановите диаграмму.

Отгадывают загадку. Называют отгадку- воздух.

 ( Мы продолжаем изучать тему воздух).

— Нужен ли нам вообще воздух? ( он нам жизненно необходим)

— Что такое воздух? ( смесь газов).

— Как обнаружить воздух?

— Какие свойства есть у воздуха?

— Отношение человека к воздуху, нужно ли ео охранять.

— Проведем опыты или исследования.

— Используем свой жизненный опыт.

— Воспользуемся материалом учебника и помощью учителя.

( Без пищи человек может прожить несколько месяцев. Без воды несколько дней. Без воздуха лишь несколько минут.)

( Смесь газов: кислорода, углевода, углекислового газа и других газов).

Восстанавливают диаграмму.

  1. Объяснение нового материала. Совместное открытие знаний.

1).  Доказываем реальность воздуха. Опыты.

— Ребята, а вы верите мне, что воздух находится вокруг нас повсюду?

— Воздух  занимает место в пространстве?  Есть ли он вообще? Может его придумали?

— В реальности  существования воздуха легко убедимся, проделав опыты.

— Докажем это? Ведь, кто ищет, тот всегда найдет  ответ даже на самый трудный вопрос!

— Мы сегодня будем работать в группах. Давайте напомним себе правила работы в группе. Правила успешной работы:

Да.

Ответы детей.

  1. Работать дружно.
  2. Быть внимательным друг к другу.
  3. Быть вежливым.
  4. Помогать товарищу.
  5. Доброжелательно относиться друг другу.
Читайте также:  Из чего чайный гриб и какие у него свойства

Опыт 1. Опустите стакан, перевернутый вверх дном, в широкий сосуд с водой. Наклони его слегла, не вынимая из воды. Что увидели?

Проводят опыт.

Делают вывод –из стакана начали выходить пузырьки воздуха.

Опыт 2. Опустите в стакан с водой комочек сухой земли, мела, сахара. Что вы увидели?

— А теперь сделаем вывод. Что подтвердил опыт? Запишем вывод в рабочую тетрадь ( Р. Т. стр 20, задание 42.)

Проводят опыт.

Делают вывод- из опущенных в стакан тел начали выходить пузырьки газа – это воздух.

Опыт показал, что в комочке сухой земли, куске мела, сахара есть воздух.

Воздух есть везде – на улице, в комнате, в земле, в воде. Любое свободное пространство на Земле заполнено воздухом.

2).Свойство воздуха. Опыты.

— Какими же свойствами обладает воздух?

Слайд 3

— Как нам это узнать?

— Результаты будем записывать в таблицу.

Заполняем таблицу. Приложение 2.

Будем проводить опыты.

Опыт 1. Положите перед собой карандаш или ручку. Поднимите тетрадь и посмотреть через тетрадь на предмет перед вами. Вы видите через тетрадь предмет? Через стену мы видим соседний класс?

—  А теперь посмотрите вокруг. Вы видите предметы, которые находятся в классе?

— О каком свойстве воздуха это говорит?  Попробуйте в своей группе заполнить первый столбик таблицы. Слайд 4

Проводят опыт

Нет, нет.

Да. Заполняют таблицу.

 ( воздух прозрачен)

Опыт 2. Посмотрите на растения. Какого они цвета?

— Какого цвета школьная парта? Школьная доска?

— Какого цвета воздух?

— О каком свойстве воздуха это говорит? Заполните второй столбик таблицы. Слайд 5.

Проводят опыт. ( зеленый)

Ответы детей.

Нет цвета.

Заполняют таблицу. Воздух бесцветен.

Опыт 3. Вы замечали, что в разных помещениях пахнет по – разному? В столовой, в парикмахерской, аптеке частицы пахучих веществ смешиваются с частицами воздуха и мы ощущаем разные запахи. А чистый воздух пахнет? Давайте я приоткрою окно и впущу немного чистого воздуха в наш класс.

— Заполните третий столбик таблицы. Слайд6.

— давайте проверим, как вы заполнили столбцы таблицы.

Проводят опыты.

Заполняют таблицу. Воздух не имеет запаха.

Проверка таблицы.

— У воздуха есть ещё одно интересное свойство- он плохо проводит тепло. Многие растения, зимующие под снегом, не замерзают потому, что между холодными частицами снега много воздуха, и  снежный сугроб напоминает теплое одеяло, укрывающие стебли и корни растений.

— Осенью белочка, заяц, волк, лиса и другие звери линяют. Зимний мех гуще и пышнее, чем летний. Между густыми волосками задерживается больше воздуха, и животным в заснеженном лесу не страшен мороз.

— У серого волка хвост большой, пушистый. Когда зверь укладывается спать прямо на снегу, он укрывает свой нос и лапы своим хвостом.

— И лисе в самые сильные морозы не холодно в снежной постели, ведь она укрывается, как теплым пледом, своим хвостом, между длинными волосками которого много воздуха, не пропускающего холод. А ещё зимой на лапах у рыжей красавицы вырастает густая – прегустая шерсть, кажется, будто лиса надела теплые варежки. Ходить по снегу и льду ей не страшно.

— Мыши – полевки прячутся в норках под высокими снежными сугробами, там тепло и уютно.

— А некоторые птицы – тетерев, глухарь – в трескучие морозы зарываются в глубокий снег. Так теплее. Об этом есть даже стихотворение:

Веет стужею январь,

Рябчик, тетерев, глухарь.

Глубоко зарылись в снег.

Он их греет, словно мех.

— Какое свойство воздуха объясняет эти факты?

Слайд 7,8

— Заполните четвертый столбик таблицы.

— Как человек использует в быту знания о том, что воздух плохо проводит тепло?

Заполняют таблицу.

( Воздух плохо проводит тепло)

— В шерстяной и меховой одежде между волосками много воздуха. Именно поэтому, такая одежда хорошо сохраняет тепло вашего тела в холодную погоду.

— Почему  в таблице « Свойства воздуха» остался пустой столбик?

— Обратимся к учебнику стр 52

Есть еще свойства воздуха.

Опыт 4. Нальем в стакан воду и подкрасим ее.

Мы его не замечаем,

 Мы о нем не говорим,

Просто мы его вдыхаем-

Ведь он нам необходим.

4.Физкультминутка

— Вы, наверное, устали?

— Воздух поможет вам отдохнуть.

1. упражнение « Цветочная поляна».

— А теперь расслабьтесь, представьте, что вы оказались на лесной поляне, вокруг прекрасные цветы. Сорвите цветок, который вам понравился больше всего. Понюхайте его.

— Какое слово выразит его душистый аромат?

— Сделайте глубокий вздох и скажите…( АХ).

2. Набрали в рот воздух, выдыхаем как будто задуваем свечу на именинном торте.

3. Надули щёки как мяч. Выпускаем воздух как будто мяч « прокололи».

5.Продолжение знакомства с новым материалом.

1). Экологическая тревога. Источники загрязнения воздуха.

— Как  вы понимаете выражение: « Воздух должен быть чистым»? Слайд 9.

—  В воздухе должно быть больше кислорода и меньше углекислого газа. При дыхании мы поглощаем кислород, а выделяем углекислый газ. 600 литров кислорода         необходимо человеку для дыхания только на один день! А вот растения, наоборот,  на свету поглощает углекислый газ и выделяет кислород в атмосферу. Не зря растения называют лёгкими нашей планеты.

Читайте также:  Какие особенности строения и свойств воды определяют

 — Какой чудесный воздух в лесу! В нем много кислорода и полезных веществ. Ведь деревья выделяют особые летучие вещества – фитонциды, которые убивают бактерии. Смолистые запахи ели и сосны, аромат дуба, березы и лиственницы очень полезны для человека.

— А вот в городах воздух совсем другой. А какой?

— К нам пришла телеграмма от жителей одного большого города: « Не хватает свежего воздуха! Нечем дышать! Полчища автомобилей заполонили улицы, обрушили на горожан свои выхлопные газы. Мы задыхаемся от ужасного дыма! Помогите!»

— Вы мне можете объяснить, с чем или с кем это связано?

— Ребята, от чего воздух может загрязняться?

— Мы сейчас посмотрим маленький фильм. Надо будет запомнить из фильма, что загрязняет воздух. Приложение 3.

— Что вы увидели в фильме? Запишите в группе. Приложение 4.

— Какая играла музыка во время просмотра фильма?

— Источниками загрязнения воздуха могут быть:

— Ребята, что вы еще знаете, отчего может загрязняться воздух? Дополните своими примерами. Слайд 10.

( Загрязненный)

( Воздух пахнет бензином, выхлопными газами, ведь в городах много машин, есть фабрики, заводы, которые тоже загрязняют воздух. Дышать таким воздухом для человека очень вредно. Чтобы очистить воздух, мы сажаем деревья, кустарники: липы, тополя, сирень.)

ОТЧЕГО ЗАГРЯЗНЯЕТСЯ ВОЗДУХ.

Очень тревожная.

— В городах строится много заводов. Из труб в воздух поднимается дым, в котором много пыли ядовитых веществ, вредных для здоровья всех живых существ.

— Выхлопные газы автомашин так же загрязняет воздух.

— Пожары.

— извержения вулканов

-загрязнение земли не переработанным мусором

( свалки).

2). Охрана воздуха.

 -Загрязнение воздуха угрожает здоровью людей, всей жизни на земле.

— Загрязненный  воздух не может быть использован для дыхания ни одним из живых существ.

— Что же делают люли, чтобы воздух был чистым?

— Сегодня немало делается для охраны чистоты воздуха. Давайте выясним основные пути охраны воздуха, решив экологические задачи.

Приложение 5.

Задача 1. Одно предприятие выбрасывает в атмосферу 200 т сажи в год. После установки газоулавливающей системы количество сажи уменьшилось в 20 раз. Сколько тонн сажи выбрасывает завод после установки очистительных сооружений? ( 10 раз).

— Какой способ охраны воздуха предложен в условии задачи?

 Задача 2. Клён выделяет в год 2 кг кислорода, а вяз в 7 раз больше, чем клён. Сколько кислород в год выделяет вяз? ( 14 лет).

— Какой способ охраны воздуха указан в задаче?

— Конечно, зеленые насаждения являются главным очистителем воздуха. Вот почему так легко дышится в лесу.

— Один только тополь выделяет кислорода столько, сколько 3 липы, 7 елей, 4 осины.

— Сделайте вывод.

( На заводах работают установки, которые улавливают пыль и ядовитые  газы. Ученые разрабатывают новые машины, которые не будут загрязнять воздух..)

Работа в парах.

Установка очистительных сооружений.

Озеленение окружающей среды.

— Воздух надо охранять, заботиться о его чистоте.

  1. Закрепление изученного материала.

Тест « Воздух. Охрана воздуха». Приложение 6.

Выбери правильный ответ. Из полученных букв составьте слово.

  1. О каком газе идет речь? Необходим  для дыхания, поддерживает горение.

Кислород (Д)                                                   Азот ( М)

  1. Какими свойствами обладает воздух?

Хорошо проводит тепло (Б)                           Плохо проводит тепло (Р

  1. Что может навредить воздуху?

Сажа, пыль, дым, выхлопные газы (У)         Водяные пары, кислород (Я)

  1. Может ли человек долго обходиться без воздуха?

Да (П)                                                                 Нет(Г)

Проверка. (Воздух – друг)

— Оцените себя, правильно ли вы ответили на вопросы. Получилось у вас  слово?

  1. Подведение итогов урока. Рефлексия.

— Назовите тему урока одним словом.

— Какое слово наиболее точно определяет значение воздуха на Земле?

— Оцените свою работу на уроке. Поставьте себе оценку за урок.

 — Кто оценит работу на уроке на « отлично» и «хорошо»?

— Кто недостаточно уверенно чувствовал себя на уроке, кому нужна помощь в усвоении знаний данной темы?

— Кто сможет продемонстрировать родителям опыты, которые проводили на уроке?

— Правильно ли поступает водитель, если во время стоянки оставляет включенным мотор своего автомобиля?

Воздух.

Жизнь.

  1. Защита проекта « Чистый воздух в классе»
  2. Домашнее задание.
  3. Рабочая тетрадь. Стр 23 № 51, 52, 53 по выбору два  задания.  
  4. Задание по желанию. Рисунок на тему « Охрана воздуха».

Лялькина Анна

Источник