Какое свойство воды позволяет происходить круговороту воды в природе

Какое свойство воды позволяет происходить круговороту воды в природе thumbnail

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Аленушка» п. МКК г. Рудни

Непосредственная образовательная деятельностьна тему:

«Вода. Круговорот воды в природе. Свойства воды»

Воспитатель: Шляхтова А. Б.

2018 год

Цель: Совершенствовать представления детей о разнообразных свойствах воды.

Задачи:

  • Способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах, формах и видах воды;

  • Уточнить и закрепить знания детей о круговороте воды в природе, о значении воды;

  • Развивать речь, мышление, любознательность, наблюдательность;

  • Обобщать, устанавливать причинно-следственные зависимости, умение делать выводы;

  • Активизировать словарь детей словами: модель, глобус, суша, материки, круговорот воды, пресная вода, лаборатория, парообразные вещества

  • Формировать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру;

  • Воспитывать аккуратность при работе; умение работать сообща.

Материал и оборудование: глобус, схема круговорота воды в природе, вода, стаканы, молоко, мятные капли, травяной настой, соль, сахар, мука, подсолнечное масло, краски акварельные, кубик, шарик, таз.

Предварительная работа: 

  • Беседа с детьми о значении воды

  • Чтение стихотворения Н. Николаенко «Дождик-душ»

  • Чтение рассказа «Как люди речку обидели» Н. А. Рыжовой

  • Чтение сказки «Капитошка. Путешествие воды»

  • Чтение сказки «Путешествие Капельки»

  • Проведение отдельных опытов с водой

  • Дидактическая игра «Кому нужна вода» (карточки профессий)

  • Познавательная игра «Где, какая вода бывает?»

  • Знакомство с круговоротом воды в природе

ХОД НОД:

I часть: Вводная (информационно-познавательная)

Загадка:

На ноге стоит одной
Крутит, вертит головой
Нам показывает страны,

реки, горы, океаны. (глобус)

Воспитатель: Ребята, что такое глобус?

Дети: Глобус — это модель Земли.

Воспитатель: А как вы понимаете – модель Земли? (ответы детей)

Воспитатель: Правильно, дети, глобус — это модель нашей планеты Земля в уменьшенном виде.

Воспитатель: А что мы можем узнать о нашей планете Земля, посмотрев на её модель, то есть, посмотрев на глобус? 

Дети: Можно увидеть моря, океаны, горы, реки, страны.

Воспитатель: Глобус показывает форму нашей планеты Земля, характер её поверхности, где океаны, моря, а где суша, то есть материки. (воспитатель показывает на глобусе)

Воспитатель: Ребята, а почему на глобусе очень много синего цвета?

Дети: Синий цвет – это вода: моря, океаны, реки, озёра.

Воспитатель: Послушайте шуточное стихотворение.

Если на карту Земли посмотреть,

Земли на Земле всего одна треть.
Но странный вопрос возникает тогда,

Планета должна называться вода?

Воспитатель: Ребята, вы согласны с автором этого шуточного стихотворения?

Воспитатель: Почему? (дети объясняют)

Воспитатель: А что вы знаете о воде? Какая она?

Воспитатель: Кому нужна вода?

Воспитатель: Зачем вода нужна растениям?

Воспитатель: А как они её получают?

Воспитатель: Почему животные не могут жить без воды?

Воспитатель: Ребята, а людям нужна вода?

(Дети отвечают на вопросы, объясняют, делают выводы)

 Воспитатель:Давайте прочтем стихотворения о ВОДЕ.

Вы слыхали о воде?

Говорят она везде!

В луже, в море, в океане

И в водопроводном кране.

Как сосулька замерзает,

В лес туманом заползает,

На плите у нас кипит,

Паром чайника шипит.

Без неё нам не умыться.

Не наесться, не напиться.
Смею вам я доложить,

Без неё нам не прожить!

Воспитатель: Ребята, для жизни человека вода имеет очень важное значение.

Воспитатель: А вы знаете, что на нашей планете Земля очень много воды, но не вся она пригодна растительному, животному миру и человеку нужна вода пресная. А какая это вода пресная? Может вы знаете о ней? (ответы детей)

Воспитатель: Правильно, пресная вода — это вода без солей. А в морях, в океанах, как вы знаете, вода- солёная. Жить в такой воде, питаться могут только морские обитатели. А людям употреблять такую воду невозможно, поэтому люди берут воду из подземных скважин -это в посёлках, деревнях. А в городах, где много живёт людей и нужно много воды, вода поступает в краны из рек, очищенная на водоочистительных предприятиях, где лаборанты следят за тем, чтобы вода была чистая, хорошего качества. Питьевую воду нужно беречь. Почему? (Дети объясняют)

Воспитатель: А ещё необходимо беречь воду, потому что запас пресной воды на нашей планете уменьшается, в связи с плохой экологической обстановкой; реки загрязняются, высыхают, исчезают некоторые небольшие речушки, а глубоководные реки становятся мелкими.

Воспитатель: А как вода поступает в реку?

Воспитатель: Ребята, что такое круговорот воды в природе? (Объяснения детей)

Схема круговорота воды в природе

hello_html_4c7a60b.jpg

Воспитатель: Дети, посмотрите на рисунок, когда солнце нагревает поверхность водоёма или суши, содержащаяся там вода превращается в пар и поднимается в воздух. Высоко вверху, насыщенный влагой воздух охлаждается, образуются облака, тучи, которые с помощью ветра передвигаются в воздухе и выпадают на землю в виде осадков: летом – дождя, зимой – снега. Так происходит круговорот воды в природе.

Физкультминутка

К речке быстрой мы спустились, (шагаем на месте)

Наклонились и умылись. (наклоны вперед, руки на поясе)

Раз, два, три, четыре, (хлопаем в ладоши)

Вот как славно освежились. (встряхиваем руками)

Делать так руками нужно:

Вместе – раз, это брасс. (круги двумя руками вперед)

Одной, другой – это кроль. (круги руками вперед поочередно)

Все, как один, плывем как дельфин. (прыжки на месте)

Вышли на берег крутой (шагаем на месте)

И отправились домой.

II часть: Практическая (Опытно-экспериментальная)

Воспитатель: Ребята, сегодня я хочу пригласить вас в лабораторию. А вы знаете, что такое лаборатория? 

Читайте также:  Какими свойствами обладают металлами

Дети: Это место, где учёные проводят опыты и ставят эксперименты.

Воспитатель: Давайте сегодня мы с вами превратимся в таких учёных и будем проводить опыты по исследованию воды, её свойств. Ведь только о ней мы с вами сегодня и говорим.

Воспитатель: Для проведения опытов по исследованию воды и её свойств нам понадобятся некоторые материалы. Посмотрите на наши лабораторные столы, они полностью готовы к работе. Занимайте свои рабочие места. 

Воспитатель: Приступим к нашему исследованию.

Опыт 1. Какой формы вода? 

На столе лежат кубик и шарик.

Воспитатель: Какой формы эти предметы (ответы детей). А имеет ли форму вода? Для этого возьмем узкую баночку и наполним ее водой. Перельем эту воду в широкую баночку. Форма, которую принимает вода, все время изменяется.

Вывод: вода не имеет формы и принимает форму того сосуда, в котором находится. Вода – жидкость. Вспомните лужи после дождя. На асфальте они растекаются, в ямках собираются, а в землю впитываются их не видно, только земля влажная. И так вода не имеет формы. (Воспитатель показывает детям алгоритм, который символизирует, что у воды нет формы, и вывешивает на магнитную доску)

Опыт 2. Какого цвета вода? 

Воспитатель: Возьмем два стакана – один с водой, а другой с молоком. Возьмем картинку и поставим ее за стаканом с водой. Нам видно картинку? (ответы детей). А теперь поставим картинку за стаканом с молоком. Что мы обнаружили?

Вывод: через воду рисунок виден, а через молоко – не виден. Значит вода прозрачная жидкость. Прозрачную воду можно сделать непрозрачной. Для этого намочим кисточку и окунем ее в краску. Добавляем краску понемногу, наблюдая, как изменяется прозрачность воды. Смотрим через нее на картинку. Рисунок не виден. Итак, делаем вывод, что вода прозрачная жидкость. (Используя при этом алгоритм, символизирующий это свойство воды. И вывешиваем его на доску)

Опыт 3. Вода – растворитель. 

Воспитатель: А есть ли у воды вкус? Дети пробуют воду и высказывают свое мнение. Затем воспитатель предлагает одному ребенку размешать в воде сахар, другому – соль. После растворения веществ, воспитатель предлагает попробовать снова воду на вкус. Что изменилось? У воды появился вкус. Вода стала сладкая, соленая.

Вывод: своего вкуса у воды нет.

Воспитатель: А что случилось с веществами, которые мы положили в воду? (ответы детей). А теперь давайте попробуем растворить в воде муку и подсолнечное масло. (Двое детей выполняют это задание).

Воспитатель: Делать научные открытия дело не из лёгких, поэтому в лабораториях бывают перерывы для отдыха. Неплохо бы немножко отдохнуть и нам. Как считают наши учёные? Давайте выйдем из-за своих лабораторных столов и пройдём на ковёр. 

Физкультминутка

(Дети располагаются на ковре в произвольном порядке.)

Разминая поясницу, мы не будем торопиться.
Вправо, влево повернись,

на соседа оглянись. (Повороты в разные стороны)

Чтобы стать ещё умнее, мы слегка покрутим шеей.
Раз и два, раз и два,

закружилась голова. (Вращение головой вправо и влево)

Раз, два, три, четыре, пять.

Ноги надо нам размять.  (Приседания)
Напоследок, всем известно, как всегда ходьба на месте.  (Ходьба на месте)

От разминки польза есть!

Что ж пора на место сесть.

Воспитатель: Отдохнули, ребята? Тогда занимаем места за лабораторными столами и продолжим изучение воды. Посмотрите на стакан, где растворяли муку. 

 Воспитатель: Что же мы видим? (ответы детей). Мука не растворилась полностью, а осадок опустился на дно стакана. Также не растворяется масло, оно плавает на поверхности.

Вывод: не все вещества могут растворяться в воде.

Опыт 4. Вода не имеет собственного запаха.

Воспитатель: Давайте определим есть ли у воды запах. (дети нюхают воду). 

Дети: Нет.

Затем воспитатель размешивает в воде травяной настой и мятные капли. И снова предлагает понюхать воду.

Дети: У воды появился запах.

Вывод: растворяясь в воде различные вещества, меняют у воды: цвет, вкус, запах. Снова используем алгоритмы символизирующие, что у воды нет вкуса и запаха, вывешивая их на доску.

Опыт 5. Способность воды отражать предметы.

 Воспитатель: Приглашаю всех подойти к моему столу. Скажите, что на нём стоит? 

Дети: Таз с водой)

Воспитатель: Давай все по очереди заглянем в него. Что вы там увидели? 

Дети: Своё лицо, отражение.

Воспитатель: А где ещё можно увидеть своё отражение?

Дети: В зеркале, в витрине магазина и т.д.

 Воспитатель: Значит, вода может отражать предметы, так же, как зеркало. Давайте подуем все вместе на воду и заглянем в неё. Увидели ли вы теперь своё отражение?

Дети: Очень плохо, оно размытое

Вывод: Спокойная вода отражает предметы, как зеркало. Если вода неспокойна, то отражение предметов нечётко и размыто.

Воспитатель: Вот и закончили мы с вами все опыты по исследованию свойств воды. Какие выводы мы с вами сделали?

Дети: вода не имеет формы и принимает форму того сосуда, в котором находится; вода – жидкость, она прозрачная, своего вкуса и запаха у воды нет; не все вещества могут растворяться в воде; спокойная вода отражает предметы, как зеркало.

Читайте также:  Какие свойства этанола и метанола лежат в основе их применения

Воспитатель: Молодцы! Скажите почему нужно беречь воду?

Дети: Воду необходимо беречь, потому что запасы пресной воды на планете ограничены. Без воды не смогут жить растения, животные и человек.

Воспитатель: Что такое глобус?

Дети: Глобус — это модель нашей планеты Земля в уменьшенном виде. В природе постоянно происходит круговорот воды.

.

hello_html_40e52b1.jpghello_html_m1e370e3b.jpg

hello_html_m4287506d.jpghello_html_m65b1657.jpg

hello_html_45cf0671.jpghello_html_m5189e013.jpg

hello_html_m7b86d883.jpghello_html_392283e1.jpg

Источник

Статьи

Линия УМК О. А. Климановой, А. И. Алексеева. География (5-9)

География

Жителю засушливых районов пустыни сложно поверить, что из космоса Земля выглядит как огромный голубой шар, поскольку ¾ поверхности планеты заняты водой. Все воды планеты называются гидросферой или водной оболочкой Земли.
В состав водной оболочки входят Мировой океан, реки, озера, ледники, подземные и грунтовые воды, болота, газы и испарения.

30 июля 2019

«Вода — это сок жизни».

Планета ежедневно потребляет 14 триллионов литров воды, и если бы запасы воды не возобновлялись, прекрасная голубая планета превратилась бы в безжизненную пустыню, как ближайший к нам сосед – кроваво-красный Марс.

Круговорот воды в природе позволяет жить, расти, размножаться биологическому разнообразию флоры и фауны, включая человека. Значение воды сложно переоценить. Она участвует в химических, физических, биологических процессах, происходящих в живой клетке.

Кочевники пустынь повторяют: «Вода дороже золота». И это правда. Странствующий путник без воды не проживет больше недели. Ведь тело человека примерно на 70%, а новорожденного младенца – на 85% – состоит из воды.

Круговорот воды или гидрологический цикл происходит из-за способности воды менять свое агрегатное состояние. Но как мы знаем, для изменения агрегатного состояния вещества нужна энергия. И Солнце дает энергию для непрерывных процессов мирового круговорота воды.

Полный гидрологический цикл включает в себя несколько этапов:

  • Испарение — преобразование воды из жидкой в газообразную благодаря энергии солнечного света.Такой процесс встречается ежедневно: на поверхностях рек и океанов, морей и озер, в результате потения человека или животного.

  • Конденсация пара. Соприкасаясь с потоками холодного воздуха, пар выделяет тепло, после чего преобразуется в жидкость. Капли росы на траве ранним утром, осенний туман в низине, или облака на голубом небе — видимый результат конденсации.

  • Выпадение осадков на землю. Сталкиваясь между собой и проходя процессы конденсации, капли воды, находящиеся в облаках, становятся тяжелее и падают на поверхность планеты. Из-за большой скорости они не успевают испариться. И результатом становятся дождь, снег или град.

  • Прохождение воды через слои почвы. Падая на землю, часть воды просачивается сквозь почвенный грунт, питая корни деревьев, а затем попадает в подземные потоки. Часть воды в виде осадков выпадает непосредственно в море. Остальная жидкость скапливается и доставляется в воды Мирового океана с помощью стоков.

  • Поглощение корнями растений влаги из земли.

  • Участие в реакциях обмена веществ в клетках человека и животных, а также в процессах фотосинтеза у растений.

География. 5 класс. Рабочая тетрадь

География. 5 класс. Рабочая тетрадь

Рабочая тетрадь является частью УМК по географии и предназначена для использования при работе с учебником под редакцией О. А. Климановой «География. Землеведение. 5–6 классы». Содержит разнообразные задания, направленные на закрепление основных знаний и умений по курсу, а также задания для подготовки к ОГЭ и ЕГЭ.

Купить

В упрощенном варианте представить, как происходит круговорот воды в природе, помогут три основных этапа:

  • испарение воды с поверхности земли;

  • конденсация и концентрация в атмосферных слоях;

  • выпадение осадков в виде дождя, снега или пара обратно на землю.

В учебнике «География 5-6 класс» под редакцией Климановой О. А. поднимается серьезный вопрос, над которым предлагаем подумать и вам. Если вода никуда не исчезает и участвует в бесконечном круговороте, почему возникают проблемы с запасами пресной воды? 

Схема круговорота воды представлена на иллюстрации:

 Безымянный.png

Различают несколько видов гидрологических циклов в природе:

1. Мировой, или большой круговорот.

С поверхности океана испаряется вода, превращаясь в водяной пар, и воздушными потоками переносится на материки. В виде дождя, снега и других атмосферных осадков выпадает на землю и стоковыми водами возвращается в океан. При большом круговороте меняется состав и качество воды. Испаряясь, загрязненная вода очищается, а соленая лишается солей и превращается в пресную.

2. Океанический, или малый круговорот. Вода, которая испарилась над поверхностью океана, выпадает в виде осадков снова в океан.

3. Внутриконтинентальный круговорот. Испарившаяся над поверхностью суши вода конденсируется и опять выпадает на сушу в виде дождя, тумана или снега.

Скорость кругооборота зависит не от скорости конденсации и выпадения осадков , а от испарения с поверхности морей и океанов, а также листьев растений. Поскольку поверхность океана из-за аварий на танкерах, нефтяных вышках и других техногенных катастроф покрывается нефтяной пленкой, а леса планеты вырубаются, испарение снижается, и, как следствие, уменьшается выпадение осадков.

В результате ученые не на шутку обеспокоены тем, что изменения климата приведут к еще большей засухе в засушливых районах, а в болотистых и влажных местностях количество осадков увеличится.

Круговорот воды – это не изолированный процесс, а часть глобального биологического круговорота веществ и энергии, о котором можно почитать на странице 123 в учебнике «География 5-6 класс» под редакцией Климановой О. А.

Методический совет

Чтобы наглядно представить круговорот воды, проведите элементарный опыт: стакан с водой плотно накройте пищевой пленкой и в солнечный день поставьте на подоконник. Через некоторое время заметите, как на пленке происходит конденсация жидкости, а затем тяжелые капли, отрываясь от пленки, падают в стакан, напоминая дождь.

#ADVERTISING_INSERT#

Источник

Круговорот воды в природе — жизнь, может быть и есть, только там где есть вода …

Круговорот воды в природе — это …

Круговорот воды в природе — это непрерывное движение воды в гидросфере Земли. Про гидросферу Земли читайте в нашем отдельном материале Гидросфера — водная оболочка Земли.

Двигателем — донором энергии круговорота воды является Солнце, а главным «поглотителем» — акцептором энергии и поставщиком водяного пара в атмосферу Мировой океан.

Одним из главных факторов благодаря которому существует Круговорот воды в природе, является уникальная способность воды быть в естественных природных условиях в трех состояниях — твердом, жидком и парообразном.

Читайте также:  Какими свойствами обладает хорошая программа

Круговорот воды в природе так же называется гидрологическим циклом. Круговорот воды обеспечивает присутствие воды практически во всех уголках земного шара. Если кратко, то круговорот воды в природе (гидрологический цикл) можно описать так — вода, находящаяся в жидком состоянии, испаряется, поднимается в атмосферу, где конденсируется, образуя облака, а в дальнейшем снова возвращается на землю уже в жидком состоянии в виде дождя, росы … , либо через промежуточные твердые состояния – снег, иней, град. В атмосфере вода находится 8-9 дней.

В круговороте воды участвуют все водные ресурсы Земли, за исключением вод связанных в кристаллических решетках минералов и вод, погребенных в глубинах крупных ледников, но и это исключение лишь временное.

В круговороте воды, в то числе, активное участие принимают ледники, которые концертируют в себе значительные объемы воды в твердом состоянии (лед). В дальнейшем, какая то часть этих «запасов» вновь возвращается в жидкое состояний.

Приведем точное определение из авторитетного источника.

Словарь по гидрогеологии и инженерной геологии

Круговорот воды в природе (влагооборот) — непрерывный замкнутый процесс циркуляции воды на земном шаре, обусловленный поступлением солнечник энергии и действием силы тяжести: вода испаряется с поверхности мирового океана и с суши, водяные пары переносятся воздушными течениями, конденсируются и возвращаются в виде атмосферных осадков в океан (малый, или океанический круговорот) или на сушу, где часть их стекает через реки обратно в океан (большой круговорот). Кроме того, различают местный, или внутриматериковый, круговорот, при котором принимается во внимание вода, испарившаяся с поверхности суши и вновь выпавшая на сушу в виде атмосферных осадков.

Словарь по гидрогеологии и инженерной геологии. — М.: Гостоптехиздат. Составитель: А. А. Маккавеев, редактор О. К. Ланге. 1961

Круговорот воды в природе — типы и классификация

Основные типы круговорота воды в природе

  • Большой круговорот воды или как еще его называют мировой. Вода, испаряясь над океанами и морями, в виде осадков выпадает на материковую часть Земли, и в дальнейшем, благодаря стокам, возвращается в мировой океан. При этом качественно меняется состав воды, удаляются загрязнения, вода очищается и приобретает новые свойства.
  • Малый круговорот или океанический. Морская вода, испаряясь над океаном, конденсируется и выпадает опять же снова в океан в виде осадков. Ежегодно в океаническом круговороте участвует 458 000 км3 — а это, как пример, шесть каспийских морей, при этом испаряется с поверхности мирового океана 505 000 км3, разница — 47 000 км3 уходит на континент и распределяется там.
  • Внутриконтинентальный круговорот. Весь процесс происходит над материковой частью, вода, испарившись над континентальной частью Земли, на нее же и возвращается в виде осадков. Во внутриконтинентальном круговороте участвует 119 000 км3
  • Геологический круговорот воды — включает в себя непрерывный взаимо обмен водами между океанами, сушей и недрами Земли. Происходит как правило в районе трещин расположенных на границах литосферных плит.
  • Глобальный круговорот воды — является не замкнутым циклом, поскольку общий объем вод участвующих в нем постоянно пополняется из недр Земли — ежегодно 0,25 км3.

Круговорот воды в природе. Обновление водных ресурсов

В природе происходит постоянное обновление всех водных ресурсов и «круговорот воды» принимает в этом процессе самое, что ни на есть активное участие.

В разных источниках указываются несколько различные значения среднего времени обновления водных ресурсов, поэтому, автор рекомендует читателю, при необходимости, более тщательно изучить этот вопрос.  Ниже указаны опорные значения, которые могут стать для вас отправной точкой:

  • Океаны: 3 200 лет*;
  • Ледники: от 5 до 10 лет*;
  • Сезонный снежный покров: от 2 до 6 месяцев*;
  • Почвенная корка: от 1 до 2 месяцев*;
  • Грунтовые воды, паводок: от 100 до 200 лет*;
  • Грунтовые воды, углубленные: 10 000 лет*;
  • Озера: от 15 до 17 лет*;
  • Реки: от 17 до 19 дней*;
  • Атмосфера: 9 дней;
  • Горные ледники: 1600 лет;
  • Живые организмы: несколько часов;
  • Ледники полярных стран: 9700 лет;
  • Полное обновление вод Мирового океана: примерно через 2 700 лет.

Круговорот воды в природе является жизненно важным для всей нашей планеты. К большому сожалению, деятельность человека оказывает существенное влияние на отдельные звенья этого процесса, что приводит к катастрофическим последствиям, таким как наводнения, паводки, засухи…

Значение Круговорота воды в природе

Значение Круговорота воды в природе для всей нашей планеты трудно переоценить.

  • Круговорот воды в природе объединяет все оболочки Земли, в том числе и конечно в первую очередь объединяет гидросферу.
  • Благодаря Круговороту воды переносится большое количество веществ необходимых для поддержания жизни на Земле.
  • Круговорот вод в природе очищает воды мирового океана.
  • Круговорот влияет и регулирует климат планеты.
  • Благодаря круговороту воды в природе вода попадает практически во все уголки земного шара.

Заключение

И в заключение, необходимо отметить, что в результате своей хозяйственной деятельности человек изымает из круговорота часть воды, чем изменяет его естественный ток, что может нанести непоправимый вред циклу в целом и нарушить его. Необходимо не забывать про это и подходить к использованию водных ресурсов с умом и рационально.

Круговорот воды в природе

ДАТА СОЗДАНИЯ ПУБЛИКАЦИИ: Апр 7, 2014 18:50 Waterman

Источник