Какое свойство воды доказывает опыт с марганцовкой и холодной воды
Цели работы:
1. Познакомить учащихся со свойствами воды.
2. Пробудить интерес и любовь к окружающей природе.
3. Усилить мотивацию к учебной добровольческой деятельности без приказов, заинтересовать
детей.
4. Воспитывать чувство коллективизма, позитивное отношение к окружающему миру.
Задачи: 1. Познакомить, как опытным путём можно установить некоторые свойства воды:
бесцветность, прозрачность, плохую теплопроводность, способность воды растворять
вещества.
2. Учить детей наблюдать, экспериментировать.
3. Отработать основные навыки планирования.
4. Изучить литературу по теме, отработать навыки анализа и выделения главного в литературе.
5. Творчески подходить к проблемной ситуации.
6.Отработать умения структурировать информацию.
Ушедший 2011 год – год великого русского человека, учёного, гражданина России Михаила Васильевича Ломоносова.
Это Александр Сергеевич Пушкин сказал о Ломоносове: «Он был первым нашим университетом». Перечислить всё сделанное великим человеком представляет сегодня немалую трудность.
Михаил Васильевич Ломоносов – это первый русский учёный-естествоиспытатель мирового значения, поэт, заложивший основы современного литературного языка, художник, историк, энциклопедист, химик. Он заложил основы термодинамики, науки о стекле. Ломоносов астроном, приборостроитель, географ, металлург, геолог. Разработал проект Московского университета, который назван в его честь.
Открыл наличие атмосферы у планеты Венера. Заложил основы физической химии, выдвинул учение о цвете. Описал строение Земли. Возродил искусство мозаики и производство смальты (цветное непрозрачное стекло в виде кубиков или пластин, которое применяется для изготовления мозаик.)
Ломоносов был обременён множеством дел и обуреваем множеством замыслов. Он говорил так: «Хоть голова моя и много значит да руки одни».
Есть у Ломоносова достоинства, особенно близкие сердцу русского человека. «Он был верным и преданным сыном России. И был он высоким гражданином Отечества. Умел за себя постоять и не дорожить покровительством своих меценатов, ни своим благосостоянием, когда дело шло о его чести или о торжестве его любимых идей.
Среди всех наук, которыми занимался Ломоносов, 1 место принадлежало химии. В 1748 году по инициативе М.В.Ломоносова была построена 1 в России химическая лаборатория, в которой он провёл более 3000 опытов.
Мы пошли по стопам Ломоносова и создали в этом кабинете свою химическую лабораторию.
Изучая в 3 классе окружающий мир, мы узнали, что явления, в результате которых меняется форма, размер тела, происходит перемещение тела в пространстве, учёные называют физическими. Например, можно из одного большого пластилинового шара вылепить три маленьких. Изменится число шаров и их размер, но вещество, из которого они вылеплены, останется прежним.
Явления, в результате которых происходит превращение одних веществ в другие, называют химическими. Вчера я положил железный гвоздь в банку с водой. Что произошло с моим гвоздём? Он покрылся ржавчиной. Ржавчина по своему составу отличается от железа, это совсем другое вещество.
Каждое тело имеет определённую форму (кусок мела, спичечная коробка, кусочек ткани). Твёрдые тела сохраняют свою форму. Для того, чтобы изменить форму твёрдого тела, нужно применить силу. (Демонстрирует). А вот жидкости не сохраняют свою форму. Я наливаю жидкость в сосуды разной формы. Жидкость принимают форму того сосуда, в котором находится.
На уроках окружающего мира мы проводили много опытов, для проведения которых нужна химическая лаборатория. Для чего нужна химическая лаборатория? (Для проведения опытов). Что в ней есть? Учитель показывает колбы.
Сейчас мы хотим вам продемонстрировать другие опыты. Опыты.
Вода – самое распространённое в природе вещество.
Вода – уникальный материал для хранения и передачи информации. Последние исследования свойств воды доказывают, что вода проявляет себя как живое вещество.
Японский учёный Эмото Масару доказал, что вода обладает мощными целительными свойствами, а её структура может воспринимать и хранить огромные объёмы информации. Вода как зеркало, сохраняет информацию, которая в неё поступает. Когда вода попадает внутрь человека, животного или растения, информация передаётся в него и потом попадает в каждую клеточку нашего организма.
Эмото Масару сфотографировал очень много кристаллов воды, оказывая на неё различное влияние. Посмотрите фрагмент фильма. Красивые кристаллы, нежные, хрупкие, светлые, кроме последнего, который слушал тяжёлый рок – это тяжёлая музыка. А вот так выглядит кристалл воды, который подвергся нападению мобильного телефона. Его звонок настолько не понравился воде, что на кристаллах образовались агрессивные тёмные пятна.
А я хочу рассказать о святой воде. Рассказ ученицы о свойствах святой воды.
Вода обладает памятью. Исследования учёных доказывают, что вода способна впитывать, хранить и передавать человеческие мысли и эмоции. Вместе со словами положительного содержания мы передаём ей благоприятное состояние, и при замерзании в ней образуются красивые кристаллы. Наши добрые слова дают воде положительную энергию. На слайдах мы сейчас увидим, как меняются кристаллы воды в зависимости от того, что мы ей говорим. Показ слайдов. Вам нравятся кристаллы?
Так давайте говорить друг другу только приятные, добрые, ласковые, хорошие слова!
Звучит произведение Слонимского «Под дождём мы поём». Исполняет на пианино ученица класса. Какие картины природы вы себе представили?
Вы знаете, что вода, как и всякая другая жидкость, текуча. Она принимает форму того сосуда, в который её налили. Попробуем с помощью опытов установить и другие свойства воды.
Опыт №1. В миску с чистой водой мы бросаем монетку. Ваня подойди и брось монетку. Ты видишь её? Какое свойство воды позволяет видеть нам эту монетку на дне миски? Вода — прозрачное бесцветное вещество.
Опыт№2. У воды есть одно важное свойство – теплопроводность. Теплопроводностью называется свойство тел и веществ передавать тепло. Проделаем опыт. Нальём в пробирку воды и начнём нагревать её пламенем спиртовки, взяв пробирку за донышко. Вскоре вода в пробирке закипит. Но только в том месте, где её нагревали, а в нижней части пробирки она по – прежнему будет холодной.
Что мы узнали из этого опыта? Вода плохо проводит тепло.
Опыт №3. Мы насыпали в стакан с водой немного соли. Размешали соль в воде. Что произошло? Вода в стакане осталась прозрачной и бесцветной. Попробуйте воду на вкус. Она стала какой? Солёной. Значит, соль не исчезла, а растворилась в воде. Мы получили раствор соли.
Насыплем в воду немного песка, размешаем воду. Что вы видите? Песок не растворился в воде.
Положим в стакан с водой немного кристалликов марганцовки и размешаем воду. Какого цвета стала вода? Марганцовка растворилась или нет? Да! Молекулы марганцовки, которые придали розоватый цвет воде, равномерно распределились между молекулами воды, так же как и молекулы соли.
Теперь попробуем растворить в воде глину. Положим ложку глины в стакан с водой. Размешаем. Что замечаем? Вода поменяла цвет, на дне стакана осадок (глина). Глина плохо растворяется в воде.
С помощью опытов мы установили, что одни вещества хорошо растворяются в воде, другие – плохо, а третьи почти не растворяются. Вода с растворёнными в ней веществами называется раствором.
Опыт №4. Нальём подкрашенную воду в колбу с длинной трубкой. Отметили место на трубке, до которого дошла вода. Будем нагревать воду. Что мы видим? Вода в трубке поднялась выше нашей метки. Теперь поставим колбу остывать. Что произошло? Вода в трубке опустилась ниже метки.
Все твёрдые и жидкие вещества при нагревании расширяются, а при охлаждении сжимаются. Мы это доказали на примере воды.
Вода, как и все окружающие нас вещества, состоит из атомов. Атомы объединены в молекулы. В твёрдых, жидких и газообразных веществах молекулы располагаются по – разному.
Мы покажем вам, как расположены молекулы в этих веществах. Ученики наглядно показывают расположение атомов в разных веществах.
А теперь представьте, что каждый ученик нашего класса – это молекула. Молекулы нашего класса тесно связаны друг с другом, нас не сломить. А кто попытается изменить наш класс, тому надо приложить значительные усилия. Наш класс «Апельсин. Он один и не делим».
Анна Семешко
Конспект экспериментальной деятельности «Свойства воды»
Конспект экспериментальной деятельности «Свойства воды»
Учёные выделяют деятельность экспериментирования, как ведущую деятельностьдошкольного возраста: «Детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития ребёнка». Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности: приём пищи, игру, занятия, прогулку, сон. Ребёнок сам по себе уже является исследователем, проявляя живой интерес к различного рода исследовательской деятельности- к экспериментированию. Ничто так не увлекает детей и не приносит им радости и такого огромного восторга, познавательного удовлетворения, как опыт. Занятия, на которых дети самостоятельно ставят простейшие опыты, пытаются объяснить, задать вопросы, как правило, проходят успешного опыты помогают развить мышление, логику, творчество ребёнка, позволяют наглядно показать связи между живым и неживыми в природе. Исследования представляют ребёнку самостоятельно найти ответы на вопросы «как?» и «почему?»
Практика показывает, что дети с удовольствием превращаются в учёных и проводят разнообразные исследования. А потом с удовольствием рассказывают о своих открытиях родителям.
Цель: познакомить детей со свойствами воды,
Материалы: пищевые краски, сахар, вода
Оборудование: пластиковые стаканчики, ложечка
Ход занятия:
Задачи:
-доказать свойства воды экспериментальным путём;
-развивать исследовательские навыки;
-совершенствовать умение наблюдать, выделять сходство и различия предметов;
-развивать умение организовать взаимодействие при работе в парах;
-содействовать формированию интереса к неживой природе (воде);
-проводить профилактику утомления детей на занятии;
-обеспечивать физиологически необходимые этапы восприятия и переработки новой информации.
-Приобретение умений самостоятельно поставить простейший эксперимент
Прогнозируемый результат: Мы должны получить «радугу в стакане», т. Е. несколько слоёв цветной воды, не смешивающиеся между собой.
1. Организационный момент.
Сегодня мы с вами работаем с водой, поэтому аккуратнее, чтобы не облиться.
2. Изучение нового материала. Виды воды.
Мы уже узнаем, что обыкновенная вода удивительное вещество. Она может быть бесцветной прозрачной, а может быть и цветной. Из безвкусной – превратиться в сладкую или горькую, потому что вода умеет растворять другие вещества. У воды даже может быть температура! Откуда мы это знаем? Мы проводили эксперименты,такие как: .
— Волшебный карандаш
Проведите следующий опыт. Сквозь наполненный водой стакан посмотрите на вертикально расположенный за ним карандаш. Подвиньте карандаш влево, затем вправо. По какому пути, как вы видите, двигается карандаш?
-Вода прозрачная.
Перед детьми стоят два стаканчика: один с водой, другой с молоком. В оба стаканчика положить палочки или ложечки. В каком из стаканчиков они видны, а в каком нет? Почему? (Перед нами молоко и вода, в стаканчике с водой мы видим палочку, а в стаканчике с молоком – нет).Вывод: вода прозрачная, а молоко нет. Предложить детям подумать, что было бы, если бы речная вода была непрозрачной? Например, в сказках говорится о молочных реках с кисельными берегами. Могли бы рыбы, и другие животные жить в таких молочных реках?
Или
На столике стоят стаканчики с водой. интересуемся у детей с чем они? Догадались? Конечно это вода. Какая она (чистая, прозрачная). Да вода, чистая и прозрачная! А сейчас откроем баночку с гуашью красного цвета. нам понадобиться кисточка. Набираю красную краску на кончик кисточки и опускаю в свой стаканчик. Раз, два, три1 (размешиваем) посмотрите! Водичка стала красного цвета. Давайте проверим, прозрачная она или нет. (опускаем ложечку в стакан). Ложечки е видно, значит вода не прозрачная. Вот какая вода- волшебница, взяла и растворила густую краску.
-.У воды нет вкуса.
Предложить детям попробовать через соломинку воду. Есть ли у неё вкус? Дать им для сравнения попробовать молоко или сок. Если они не убедились, пусть ещё раз попробуют воду. (Дети часто слышат от взрослых, что вода очень вкусная. У них формируется неверное представление. Объяснить, что когда человек очень хочет пить, то с удовольствием пьёт воду, и, чтобы выразить своё удовольствие,говорит: «Какая вкусная вода», хотя на самом деле её вкуса не чувствует.)
Какая она на вкус (вода, как вода, без вкуса и запаха).понюхайте, чем пахнет?ничём?
А сейчас каждый из вас положит себе в стакан немного кофе
-Уводы нет запаха
Предложить детям понюхать воду и сказать, чем она пахнет или совсем не пахнет. Пусть нюхают ещё и ещё, пока не убедятся, что запаха нет. Можно для сравнения предложить понюхать воду в которую добавили ароматические вещества (духи, соль для ванн).
Однако можно подчеркнуть, что вода из водопроводного крана может иметь запах, так как её очищают специальными веществами, чтобы она была безопасной для нашего здоровья.
— Лёд – твёрдая вода.
Взять кубики льда. Поместить их в отдельные стаканчики, чтобы каждый ребёнок наблюдал за своим кусочком льда. Дети должны следить за состоянием кубиков льда в тёплом помещении. Обратить их внимание на то, как постепенно уменьшается кубик льда. Что с ним происходит?
Взять один большой кубик льда и несколько маленьких. Понаблюдать,какой из них растает быстрее: большой или маленький. Важно, чтобы дети обратили внимание на то, что отличающиеся по величине куски льда растают в разные промежутки времени. Таким же образом проследить за таянием снега.Вывод: лёд, снег – это тоже вода.
-.Пар – это тоже вода
Взять термос с кипятком. Открыть его, чтобы дети увидели пар. Поместить над паром стекло или зеркальце. На нём выступят капельки воды, показать их детям.
-.Лёд легче воды
Спросить детей: что будет с кубиком льда, если его поместить в стаканчик с водой? Он утонет, будет плавать, сразу растворится? Выслушать ответы детей,а затем провести опыт: опустить кубик льда в стаканчик с водой. Лёд плавает в воде. Он легче воды, поэтому и не тонет. Оставить лёд в стаканчиках и посмотреть, что с ним произойдёт.
-Вода бывает теплой, холодной, горячей.
Дать детям стаканчики с водой разной температуры. Дети пальчиком или с помощью термометра определяют, в каком стаканчике вода холодная, а в каком горячая. Спросите ребёнка, как получить тёплую воду? Проделайте это вместе с ним.
Можно продолжить предыдущий опыт(№8, сравнив температуру воды до того, как в неё положили лёд, и после того, как он растаял. Почему вода стала холоднее?
Подчеркнуть, что в реках, озёрах,морях тоже бывает вода с разной температурой: и тёплая, и холодная. Некоторые рыбы, звери, растения, улитки могут жить только в тёплой воде, другие – только в холодной. Если бы дети были рыбами, какую воду они бы выбрали – тёплую или холодную? Как они думают, где больше разных растений и животных – в тёплых морях или в холодных? Сказать, что в холодных морях, реках живёт меньше разных животных. Но в природе есть такие необычные места, где очень горячая вода выходит из-под земли на поверхность. Это гейзеры. От них, как и от термоса с горячей водой, тоже идёт пар. Может ли кто-нибудь жить в таком горячем «доме»? Жильцов там очень мало, но они есть, например, особенные водоросли.
Важно, чтобы дети поняли, что в водоёмах вола бывает разной температуры, а значит, в них живут разные растения и животные.
-.Вода не имеет формы
Предложить детям рассмотреть кубик льда (вспомнить, что лёд – это твёрдая вода). Какой формы этот кусочек льда? Изменит ли он свою форму, если опустить его в стакан, в миску, положить на стол или на ладошку? А жидкая вода?
Предложить детям налить воду в кувшин, тарелку, стакан (любые сосуды, на поверхность стола. Что происходит? Вода принимает форму того предмета, в котором находится, а на ровном месте расползается лужицей. Значит, жидкая вода не имеет форму
Но наибольший интерес вызвал у детей опыт, который я хотела бы вам сегодня представить. Это «Радуга в стакане» прошу вас пройти в нашу
4 Выполнение эксперимента
Вот и сегодня мы хотим предложить интересный опыт, который не требует больших денежных вложений, яркий и захватывающий. Всё, что потребуется это сахар, от 3 до 5 стаканов, пищевая краска разных цветов, шприц или простая столовая ложка.
Проведём эксперимент: добавьте в 1 стакан 3 столовые ложки сахара, во 2 – 4 ложки, в 3 – 5, и т. д.
Поставьте по порядку, и запомните сколько сахара в каком стакане. теперь добавьте в каждый стакан по 3 столовые ложки воды. Перемешайте. Добавьте немного красной краски в 1 стакан, немного жёлтой во 2, зелёную в 3, синюю в 4 и т. д. снова перемешайте.
В первых двух раствориться быстро и полностью, а последующих не полностью и долго
.
Теперь возьмём шприц или столовую ложку, чтобы аккуратно вливать в окрашенную воду в стакан. Первый слой будет синим, потом зелёным, жёлтый и красный. Если вливать новую порцию аккуратно поверх предыдущей, то вода не смешается, а разделиться на слои,из-за разного содержания сахара в воде, то есть из-за разной плотности воды
.
Воспитатель подводит итог занятия.
В чем же секрет? Концентрация сахара в каждой раскрашенной воде была разной. Чем больше сахара, тем выше плотность воды и тем ниже этот слой будет с стакане. Жидкость с наименьшим содержанием сахара, а соответственно, с наименьшей плотностью окажется на самом верху.
Удачных экспериментов!
Итог занятия.
Воспитатель: На этом мы не заканчиваем изучение воды. В следующий раз мы поговорим о том, как человек использует воду в жизни, своими руками из них что-нибудь сделаем. Ну, а сегодня все группы ученых провели очень интересные исследования и эксперименты в нашей лаборатории. Сегодня вы многое узнали и запомнили. Я благодарю вас за прекрасную работу! Занятие окончено.
Лидия Вирич
Конспект непосредственно-образовательной деятельности детей Тема: «Свойства воды» (опыты и эксперименты)
Конспект непосредственно-образовательной деятельности детей
Образовательная область: «Познание»
Тема : «Свойства воды»
(опыты и эксперименты)
Задачи:
1. Побуждать детей к самостоятельному поиску способов действий при экспериментировании
2. Развивать познавательную активность в процессе познания окружающего мира; познакомить со свойствами воды: прозрачная, без запаха, жидкая, в ней растворяются некоторые вещества, без вкуса, тяжелее воздуха.
3. Воспитывать любознательность, желание сообща находить решение поставленной задачи
Материал:
Четырехугольные шапочки, воротнички по количеству детей, две одинаковые емкости – одна наполнена водой; кристаллы марганцовки, настойка боярышника, стаканы с водой по количеству детей. Стакан с минеральной водой, три виноградинки, бумажные цветы, блюдца с водой, салфетки по количеству детей, кукла — Дюймовочка.
Ход занятия:
Воспитатель:- Ребята, клуб «юных магистров» открыт, кто желает, подойдите ко мне.
Воспитатель надевает ребятам воротнички и шапочки. Остальные продолжают заниматься своими делами.
Воспитатель показывает письмо.
Воспитатель:- Ребята, к нам пришло письмо от Дюймовочки, она оказалась на большом листе кувшинки посреди озера, кругом вода, а она не знает о воде почти ничего. Мы ей расскажем?
Опыт №1 «Вода прозрачная»
Воспитатель приглашает детей подойти к столу, показывает две емкости, закрытые крышками, и предлагает узнать, что в них. Дети исследуют их и определяют, что одна из них легкая, а другая тяжелая. — -Почему?
Затем сосуды открывают, и дети убеждаются, что в первой емкости ничего нет, во второй- вода.
— Как вы догадались, что находится в емкостях? Правильно, вода. Она прозрачная, не имеет цвета, но окрашивается в цвет того вещества, которое положено в воду. Взрослый кладет кристаллиты марганцовки в воду и перемешивает, чтобы они растворились.
Вывод: Вода прозрачная, окрашивается в цвет того вещества, которое положат в воду. И Дюймовочка должна пользоваться прозрачной, чистой водой.
Опыт №2 «Чем пахнет вода?»
Воспитатель предлагает детям сесть за столы.
Воспитатель:- Чем пахнет вода?
Предлагает понюхать воду. Затем капает настойку (любую) и даёт детям понюхать, что же это значит? Вода пахнет тем веществом, которое в нее положили. Если добавить в воду сироп малины, чем будет пахнуть вода? И т. д.
Вывод: Вода не имеет запаха, а пахнет тем веществом, которое добавлено в воду. Дюймовочка может добавить листья смородины и мяты в воду для приятного запаха.
Опыт №3 «Есть ли у воды вкус?»
Воспитатель: — Какого вкуса вода? Попробуйте воду. Нет вкуса.
Добавьте в стаканчики с водой ложечку сахара, размешайте, попробуйте воду. Какая она на вкус? А если мы добавим соль, какой вода станет на вкус?
Вывод: Вода не имеет вкуса., но приобретает вкус того вещества, которое в нее добавили. Дюймовочка может добавить в воду нектар цветов для изменения вкуса воды.
Опыт №4 «Подводная лодка из виноградинки»
В стакан налить газированной воды, положить виноградинку, она опустится на дно. Виноград покроется пузырьками воздуха, и виноград всплывет, на поверхности пузырьки лопнут, и виноград снова опустится на дно.
Вывод: Вода тяжелее воздуха, и пузырьки, стремясь вверх, поднимают виноград. Дюймовочка может использовать пузырьки воздуха для игры с водой.
Опыт №5
Воспитатель:- Ребята, а давайте устроим Дюймовочке сюрприз. В блюдце с водой добавьте краску по желанию, вода станет цветной. Опустите цветок лилии (с закрученными к центру лепестками) в воду. Лепестки на глазах начнут распускаться. Это происходит потому, что бумага намокает, становится постепенно тяжелее, и лепестки раскрываются. Дети любуются и дарят свой цветок Дюймовочке.
Воспитатель:- Ребята, мы закончили свою работу в клубе «Юных магистров» и Дюймовочка многое узнала о свойствах воды. Она вам очень благодарна.