Какое свойство воды доказывает этот опыт

Открытый урок по математике

по теме «Вода. Свойства воды»

учителя начальных классов

ГОУ СОШ № 769

Образ Юлии Владимировны

Цель урока : 

       — познакомить учащихся со свойствами воды, при выполнении практической работы учить наблюдать, сравнивать, делать выводы.

Задачи :

Образовательные :

  1. систематизировать и расширять представления о распространении воды в природе,
  2. знакомство со свойствами воды,
  3. показать роль воды в природе.

        Воспитательные :

                     содействовать воспитанию бережного отношения к природе,                                                         воспитывать умение работать в коллективе                   

Развивающие:

  1.  способствовать развитию  логического мышления

                развивать познавательный интерес, мыслительные операции    

                    анализа и синтеза

Оборудование :

— полоски цветной бумаги ( у учителя и каждого ученика)

— лоток с лабораторной посудой (у учителя и каждого ученика на столе)

-мультимедиа (слайды с иллюстрациями)

-глобус

— бумажные капли у каждого ученика

1.Организационный момент

Здравствуйте, меня зовут Юлия Владимировна. Я работаю учителем в другой школе. Сегодня урок окружающего мира проведу у вас я.

Скажите, пожалуйста, а что такое окружающий мир? Как вы это понимаете?

(Ответы детей)

А что наиболее ценное, необходимое для Вас?

Сегодня мы будем говорить о воде, открывать её тайны? Со мной на урок пришла гостья.  Как вы думаете кто это?

Она пришла не просто так, а для того чтобы вы помогли ей ответить на вопросы, которые её интересуют.

(Учитель читает стихотворение, которое появляется на мультимедиа, вопросы выделены)

На огромной планете Земля

Жила скромная чистая капля

Ей вопросы мешали, друзья:

Как зовут? Где живу?

Для чего всем нужна я?

На вопросы ответить

Сама капля не сможет.

Ждёт она, не дождётся,

Когда мы ей поможем.

На какие вопросы ждёт от нас ответов капля.

-Как вы думаете, где живёт капелька воды?

(Ответы детей: в реке, в луже, в море и т.д.) Мультимедиа

А как вы думаете, много ли её подруг, таких же капелек воды на Земле ? Давайте посмотрим на глобус. Какой цвет в большей степени присутствует на глобусе? (голубой)

Что обозначает этот цвет? (Моря, океаны, реки, озёра)

Вода занимает большую часть земного шара. Она находится не только на поверхности земли, но и под землёй.

А в чём содержится вода?

(Ответы детей)

Вода содержится в большинстве живых организмов. Живой организма постоянно расходует воду и нуждается в её пополнении. Без воды нельзя жить.

Вода не только поит, но ещё и кормит — по морям и днём и ночью плывут тысячи рыболовных судов. Вода – самая большая и удобная дорога. По ней днём и ночью плывут суда, везут разные грузы и пассажиров.

Но вода может приносить не только пользу, но и наносить вред.

Воды на Земле одновременно и много и мало. Её много в морях и океанах, но морская вода солёная непригодная для питья. Пресной воды, которую можно пить значительно меньше, и она с каждым годом сокращается из-за загрязнения.

А ещё вода обладает магическими свойствами, у неё есть память.

Исследователи воды обнаружили в ней особые свойства – так называемую память. Идея следующая: на воду действует всё, что вступает с ней в контакт (вещества, поля, лучи, колебания). Всё это способно изменить определённые свойства воды.

Имото проверил действие музыки на воду. Он утверждает, что вода хорошо запоминает музыку и ледяные кристаллы отражают её характер. Например, от музыки Бетховена, Баха, Шопена формировались красивые симметричные кристаллы, а от «тяжёлого металла» -уродливые, хаотичные, аморфные формы.

Но это всё  доступно человеку только после того, как он изучил свойства воды.

Мы сейчас будем исследователями воды, и проделывать опыты.

Правила работы при  опыте.

  1. Чётко следовать моим инструкциям
  2. Ничего не брать в рот
  3. При выполнении опыта быть аккуратными

Практическая работа.

Опыт 1.

Для начала давайте узнаем, имеет ли вода запах? Что нам для этого нужно сделать? (Понюхать воду).

Давайте возьмём пробирку и понюхаем. Какой мы можем сделать вывод? Вода не имеет запаха.

Когда учёные работают в своих лабораториях, они обязательно записывают выводы. И мы наши выводы будем записывать. У каждого из Вас на столе лежит листок .

Записываем наш вывод на каплю. (Дети на капле пишут, не имеет запаха).

Опыт 2.

Теперь давайте перельём воду из одного сосуда в другой.

Что произошло с водой. (Она поменяла форму, перелилась)

Какой вывод мы можем сделать: Вода жидкая, обладает текучестью.

Давайте запишем это свойство на капельку.

Опыт 3.

У вас на столе лежит ракушка. Давайте опустим её в стакан с водой.

Что получилось? ( Ракушка опустилась на дно и её видно.)

Какое свойство воды доказывает этот опыт?

Вода прозрачная.

Опыт 4. (Опыт проделывает учитель)

Давайте нагреем колбу с водой с помощью горелки.

Читайте также:  Какие свойства характерны для поваренной соли

Вода нагревается и начинает закипать. Что с ней происходит?

Ответы детей: Она поднимается, начинает выкипать.

Какой вывод мы можем сделать?

Вывод делают дети. При нагревании вода расширяется.

А что произойдёт с водой при охлаждении.

Она начнёт сужаться.

Опыт 5.

Выберите любую краску. Помочите в ней кисточку, а затем помойте кисточку  в стакане с водой.

Что произошло сейчас с нашей водой.

Ответы детей: она поменяла цвет.

Какой вывод мы можем сделать?

При окраске вода меняет цвет.

Опыт 6.

Опустите в колбу с водой ложечку соли.

Что происходит?

Вода растворила соль.

А теперь в другую колбу насыпьте ложечку пеку.

Что сейчас произошло?

Вода растворила песок, но не до конца. Песок остался на дне.

Какой вывод мы можем сделать после этого опыта?

Вода растворяет, но не всё.

Какие свойства воды мы сегодня с вами доказывали?

Давайте запишем все свойства на нашу капельку.

Заключение.

Что интересного было сегодня на уроке?

Какие свойства воды  мы с вами доказывали?

А капельку, которая нам сегодня помогала, забирайте домой. Пусть она вам напоминает о нашей исследовательской работе.

Спасибо за урок.

Источник

«Расскажи – и я забуду,

 покажи – и я запомню,

дай попробовать – и я пойму».

(Китайская пословица)

«Тобою наслаждаются, не ведая, что ты такое», — обращался к воде Антуан де Сент-Экзюпери. Тот самый, что написал прекрасную сказку о маленьком принце. Там вода играла не последнюю роль: принц постоянно помнил, что надо поливать свою единственную розу, оставленную на далекой родной планете.

Мы же не можем прожить без воды и нескольких дней. Вода – это жизнь. Задумывается ли человек о значении этой фразы для него лично? Вода окружает нас, она не только под нами, над нами, она еще и внутри нас. Без нее человек может прожить лишь несколько суток. Вода является самым распространенным веществом. Из-за важности воды, ее часто называют «источником жизни».

Вода обладает множеством разных свойств, которые я выявил опытным путем.

Цель работы: опытным путем выявить свойства воды.

Задачи:

  1. Определить количество и состав объектов исследования.
  2. Провести опыты с водой с целью выявления ее свойств.
  3. Сделать выводы о свойствах воды, полученных в результате проведения опытов.

Предполагаемый результат: расширить и обобщить представления о воде и ее свойствах.

Для выявления свойств воды мною было проведено несколько опытов.

Опыт первый.  Нальем немного воды в формочку для льда, поместим ее в морозилку. Через пару часов вытащим формочку, убедившись, что вместо воды в ней появился лед. Что за чудо, откуда он взялся? Неужели твердый лед – это та же вода?

Сейчас проверим! В тепле лед быстро тает и превращается в обычную воду.

Вывод: на холоде жидкая вода замерзает и превращается в твердый лед. Но вода может превратиться не только в лед. Выльем талую воду в кастрюльку, поставим на огонь и внимательно за ней понаблюдаем.

 Когда вода закипит, появится пар. Аккуратно поднесем к кастрюльке зеркальце и видим образовавшиеся на нем капельки воды. Значит, пар – это тоже вода!

Если же кастрюлька покипит достаточно долго, то вся вода из нее исчезнет. Вся вода превратится в пар, который разлетится по воздуху.

Вывод: Жидкая вода замерзает и превращается в лёд при температуре 0 градусов. При нагревании до 100 градусов вода кипит и превращается в пар.

Опыт второй. Наберем в тарелку немного воды, отмерим маркером ее уровень на стенке тарелки и оставим на подоконнике на несколько дней. Заглядывая каждый день в тарелку, мы можем наблюдать чудесное исчезновение воды. Куда исчезает вода? Точно так же, как и в предыдущем опыте, она превращается в водяной пар – испаряется. Но в первом случае под воздействием высокой температуры вода исчезла в считанные минуты,  а во втором – за несколько дней.

Вывод: Вода способна испаряться.

3

Опыт третий. Всем известно, что происходит с сахаром, когда мы кладем его в чай и размешиваем ложкой. Но совсем ли исчезает сахар? Ведь чай был несладкий, а стал сладкий. Сахар не исчезает, он растворяется, распадается на крошечные, невидимые глазу частички и распределяется по всему стакану. То же самое происходит и с солью.  Чтобы это доказать, в столовую ложку наберем немного жидкости из того стакана, куда перед этим насыпали соль. Подержим ложку над огнем до тех пор, пока вода не испарится. В ложке останется белый порошок. После того, как ложка остынет, попробуем порошок на вкус. Без труда станет ясно, что это соль.

Вывод: Сахар и соль растворяются в воде, меняя ее вкус. Из соленой воды при выпаривании образуются кристаллы соли, из сладкой —  кристаллы сахара.

Опыт четвертый. Теперь сделаем следующее. Возьмем два стакана, нальем в каждый одинаковое количество воды, только в один стакан – холодной, а в другой – горячей. Положим в каждый стакан по столовой ложке соли и начнем размешивать. Чтобы сделать правильные выводы, очень важно соблюдать абсолютно одинаковые условия для обоих стаканов, за исключением температуры воды. В результате соль в стакане с горячей водой растворится быстрее, чем в стакане с холодной.

Читайте также:  Какие свойства человека обусловлены биологическими факторами

Вывод: скорость растворения вещества (соль, сахар) зависит от температуры воды.

Опыт пятый. «Научи яйцо плавать»

Для проведения опыта нам понадобилось сырое яйцо, стакан с водой, несколько столовых ложек соли.        

        Кладем сырое яйцо в стакан с чистой водопроводной водой — яйцо опустится на дно стакана. Вынимаем яйцо из стакана и растворим в воде несколько ложек соли.        Опустим яйцо в стакан с солёной водой — яйцо останется плавать на поверхности воды.

Вывод: Соль повышает плотность воды. Чем больше соли в воде, тем сложнее в ней утонуть. В знаменитом Мёртвом море вода настолько солёная, что человек без всяких усилий может лежать на её поверхности, не боясь утонуть.

Опыт шестой. «Наживка» для льда

Для проведения опыта понадобятся: нитка, кубик льда, стакан воды, щепотка соли.

С  помощью нитки попробуем вытащить кубик льда из стакана с водой, не замочив рук.

Для этого опустим лёд в воду. Нитку положим на край стакана так, чтобы она одним концом лежала на кубике льда, плавающем на поверхности воды. Насыпем немного соли на лёд и подождём 5-10 минут. Возьмём за свободный конец нитки и вытащим кубик льда из стакана.

Вывод: Соль, попав на лёд, слегка подтапливает небольшой его участок. В течение 5-10 минут соль растворяется в воде, а чистая вода на поверхности льда примораживается вместе с нитью. Там, где зимой бывает холодно и на дорогах лежит снег и лёд, их посыпают солью. Соль понижает температуру замерзания воды. Когда на дорогу падает снег, он превращается не в снег, а в воду.

Опыт седьмой. «Плавающая иголка».

Сделаем плотик из клочка бумажной салфетки, положим на него иголку и пустим на воду.

Когда бумага промокнет, она пойдет ко дну, а иголка останется на поверхности воды как на тонкой «коже». Подтолкнем иголку — она проткнет «кожу» и тоже пойдет ко дну.

Что такое «кожа» воды?

4

Вода состоит из мельчайших частиц, которые называются молекулами. Они связаны между собой, как друзья, которые взялись за руки. Им нравится общество друг друга, но они не склеены навечно. В толще воды молекулы окружены друзьями со всех сторон, а над теми, что на поверхности, друзей нет, поэтому у них крепче боковые связи. Вот этот слой и образует «кожу» воды. Она называется поверхностным натяжением или мениском.

Вывод: иголку на поверхности воды держит поверхностное натяжение.

 Опыт восьмой. «Заколдованная непроливайка».

Наполним стакан водой до самых краев. Теперь сконцентрируем свое внимание и очень осторожно опустим в стакан монетки по одной. Делаем это все осторожнее: вода начнет подниматься над краем стакана.

Что происходит?

Поверхностное натяжение собирает воду. Если приглядеться, то видно, что мениск продолжает линию стенок стакана, возвышаясь дугой посередине. Вода так же поднимается, когда мы погружаемся в ванну, наполненную водой.

Вывод: вода поднимается при погружении тела в воду.

Опыт девятый.

Наполним стакан примерно на 2/3 водопроводной водой. Разместим стакан с водой и карандаш на столе. Опустим карандаш вертикально в воду, чтобы его кончик оказался примерно посередине между дном стакана и поверхностью воды. Поводим карандашом туда-сюда в воде, держа его вертикально.

Со стороны покажется, что карандаш сломался: та часть карандаша, что находится под водой, слегка смещена относительно той части, что находится под водой.

Такой эффект возникает благодаря рефракции. Свет распространяется по прямой, но, когда луч света переходит из одного прозрачного вещества в другое, его направление меняется. Это и есть рефракция. Когда свет переходит из более плотного вещества, например, воды, в менее плотное, например, воздух, происходит рефракция, или видимое изменение угла падения луча. Свет в веществах разной плотности распространяется с разной скоростью.

Вывод: Свет, отраженный от карандаша, проходя сквозь воздух, кажется находящимся в одном месте, а сквозь воду — в другом.

Опыт десятый. В этом опыте предметы будут зависать в толще жидкости.

Для этого опыта потребуются:

— высокий узкий стеклянный сосуд, например, пустая чистая пол-литровая банка из-под консервированных оливок или грибов

— 1/4 стакана (65 мл)  меда

— пищевой краситель любого цвета

— 1/4 стакана водопроводной воды

— 1/4 стакана растительного масла

— 1/4стакана медицинского спирта

— разные мелкие предметы, например, пробка, виноградина, орех, кусочек сухой макаронины, резиновый шарик, помидорчик «черри», маленькая пластмассовая игрушка, металлический шуруп

Аккуратно нальем в сосуд мед, так, чтобы он занимал 1/4 объема. Растворим в воде несколько капель пищевого красителя. Нальем воду в сосуд до половины.

5

Обратим внимание: добавляя каждую жидкость, льем очень аккуратно, чтобы она не смешивалась с нижним слоем.

 Медленно вливаем в сосуд такое же количество растительного масла.

Доливаем сосуд доверху спиртом. По одному аккуратно опустим в сосуд мелкие предметы.

Разные предметы будут плавать в толще жидкости на разном уровне. Некоторые «зависнут» прямо посередине сосуда.

Этот трюк основан на способности различных веществ тонуть или плавать в зависимости от их плотности. Вещества с меньшей плотностью плавают на поверхности более плотных веществ.

Спирт остается на поверхности растительного масла, потому что плотность спирта меньше плотности масла. Растительное масло остается на поверхности воды, потому что плотность масла меньше плотности воды. В свою очередь, вода — вещество менее плотное, чем мед, поэтому остается на поверхности этих жидкостей.

Читайте также:  Какие свойства имеет зеркало

Когда мы опускаем предметы в сосуд, они плавают или тонут в зависимости от своей плотности и плотности слоев жидкости. У шурупа плотность выше, чем у любой из жидкостей в сосуде, поэтому он упадет на самое дно. Плотность макаронины выше, чем плотность спирта, растительного масла и воды, но ниже, чем плотность меда, поэтому она будет плавать на поверхности медового слоя. У резинового шарика самая маленькая плотность, ниже, чем у любой из жидкости, поэтому он будет плавать на поверхности самого верхнего, спиртового, слоя.

Вывод: предметы плавают в толще жидкости на разном уровне зависимости от их плотности.

Опыт одиннадцатый. Готовим перенасыщенный раствор. В теплой воде растворим соль небольшими порциями. В тот момент, когда соль перестает растворяться, раствор сливаем в другую емкость и остужаем. В раствор погружаем ниточку с прикрепленным к ней маленьким кристалликом соли. Через сутки вокруг кристаллика обнаружится заметный рост солевых отложений.

Интересно: мы бросили в воду щепотку мелкой соли, а получили обратно крупные кристаллики. Они выросли на нашей «волшебной удочке», как цветы. Так можно вырастить целую гирлянду кристаллов. Для разнообразия воду можно подкрасить.

Т. о.,  изучив свойства воды, можно сделать вывод о том, что вода — вещество, которое чаще находится в жидком состоянии, оно бесцветное, прозрачное, не имеет запаха, оно может изменять форму (например: если пробирку наклонить, то вода изменит форму), оно увеличивает предметы (пример: пальцы, которыми мы держим пробирку, кажутся больше, если смотреть на них через пробирку с водой) и может растворять разные вещества.

Свойство прозрачности воды можно доказать, помещая за пробирку с водой разные картинки или даже страницу с текстом — можно увидеть, что находится за пробиркой. Этот опыт доказывает, что стекло тоже прозрачное. Можно доказать и по другому. Положим картинку в тарелку и нальем в нее воду. Также можно увидеть, что находится в тарелке, залитое водой. Этот опыт также доказывает свойство воды — прозрачность. Свойство прозрачности воды используется человеком очень широко: аквариумы с диковинными рыбками и водорослями, бассейны и фонтаны с красивым дизайном дна и стен и другое.

Вода не имеет запаха. Можно понюхать и убедиться. Это свойство воды человек использует, например, при спасении от преследующих хищных животных: стоит войти в воду — как след человека будет потерян, животное не сможет определить направление движения человека, вошедшего в воду.

6

Вода принимает форму той емкости, в которую ее наливают (например: перелить воду из стакана в лабораторные колбы разной формы). Это свойство воды также широко используется человеком. Например: налив воду в емкость тем самым можно подчеркнуть своеобразие этой емкости, ее дизайн и красоту.

Вода течет. Например: если вылить ее на плоский поднос — она растекается в лужу. Человеком это свойство воды широко используется в жилищно-коммунальном хозяйстве: вода, протекая по трубам, поступает в наши дома и квартиры.

Предметы в воде кажутся больше, чем на самом деле. Это можно заметить, посмотрев, как увеличилась та часть картинки, которая видна через воду. А может быть, это стекло увеличивает? Нет, ведь рыбки в аквариуме тоже кажутся больше, если смотреть только через воду.

Вода может растворять разные вещества. Если в пробирку насыпать измельченный мел, то вода станет мутной потому, что часть мела растворится в воде.

Вода — прекрасный растворитель и потому невозможно встретить в природе жидкую «чистую» воду, то есть воду, в которой не растворены какие-либо вещества.

Кроме того, вода может существовать и в твердом (лед) и в газообразном состоянии (пар), доказательством чему могут послужить наши опыты.

Общеизвестно, что жизнь на планете Земля возникла благодаря наличию воды. В воде зародилась жизнь, вышла из нее, постепенно заселив сушу и воздух. Вода образует водную оболочку нашей планеты — гидросферу (от греческих слов “гидор” — вода, “сфера” — шар). Вода занимает три четверти поверхности Земли. В природе ею заполнены чаши океанов, моря, озёра, реки, болота. Есть и искусственные водоёмы для хранения и переброса воды — пруды, водохранилища и каналы. Вода есть также и в глубине Земли, и в её атмосфере.

Вода жизненно необходима всем растениям и животным.

7

  1. Дыбина О.В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для школьников. — М., 2005.
  2. Перельман Я.И. Занимательные задачи и опыты. — Екатеринбург, 1995.
  3. Рыжова Н. Игры с водой и песком. // Обруч, 1997. — №2.
  4. Эмото М. Энергия воды. – Киев, 2008.

8

Школьная научно-практическая конференция «Поиск»

Удивительные свойства воды

        Выполнил: Персань Владимир,

ученик 1 класса Б

МОУ СОШ № 37

Руководитель: Иванова А.И.,

учитель МОУ СОШ № 37

г. Иркутск 2010г.

Содержание

Введение  ……………………………………………………………………… 3

Удивительные свойства воды

  1. Опыт 1 …………………………………………………………..3
  2. Опыт 2 …………………………………………………………  3
  3. Опыт 3 …………………………………………………………..4
  4. Опыт 4 …………………………………………………………..4
  5. Опыт 5 …………………………………………………………..4
  6. Опыт 6 …………………………………………………………..4
  7. Опыт 7 …………………………………………………………4-5
  8. Опыт 8 …………………………………………………………..5
  9. Опыт 9 …………………………………………………………..5
  10. Опыт 10 …………………………………………………………5-6
  11. Опыт 11………………………………………………………….6

Заключение …………………………………………………………………….6-7

Использованные источники и литература …………………………………….8

2

Источник