Какое свойство внимания проявляется в описанном случае
Тема: Внимание
Задача 1
Учитель математики настолько глубоко
овладел вниманием учащихся при объяснении новой теоремы,
что никто из них не услышал звонка по
окончании урока.
Каким физиологическим механизмом
можно объяснить состояние учеников?
Решение: Это можно объяснить исходя из основных
положений теории А.А.Ухтомского о
физиологических основах внимания, в частности
принципа доминанты, о том, что в мозге
всегда имеется временно господствующий
очаг возбуждения, обусловливающий работу
нервных центров в данный момент и придающий
тем самым поведению человека определенную
направленность. Благодаря особенностям
доминанты происходит суммирование и
накапливание импульсов, поступающих
в нервную систему, с одновременным подавлением
активности других центров, за счет чего
возбуждение еще больше усиливается. Благодаря
этим свойствам доминанта является устойчивым
очагом возбуждения, что, в свою очередь,
позволяет объяснить нервный механизм
поддержания интенсивности внимания.
Задача 2
Генерал Проценко неожиданно вызывает капитана Сабурова к телефону.
— Капитан Сабуров слушает.
— Проценко говорит. Спишь?
— Так точно, спал.
— Ну, так скорей вставай, — в голосе
Проценко слышалось волнение, — выходи
наружу, послушай.
— А что, товарищ генерал?
— Ничего, потом мне позвонишь. Доложишь, слышал или нет. И своих
там разбуди, пусть слушают.
Сабуров посмотрел на часы: было шесть
утра. Он торопливо натянул сапоги
и, не надевая гимнастерки, в одной рубашке
выскочил на улицу…
Когда Сабуров выбежал из блиндажа,
шел крупный снег, в нескольких шагах все заволакивалось
пеленой. Он подумал о том, что нужно усилить
охранение. После звонка Проценко он ожидал
чего-нибудь особенного. Между тем ничего
не было слышно. Было холодно, снег падал
на расстегнутый ворот рубашки. Он постоял
так минуту или две, прежде чем уловил
далекий непрерывный гул. Гул слышался
справа, с севера. Стреляли далеко, за тридцать
– сорок километров отсюда. Но, судя потому,
что звук все-таки доносился и, несмотря
на всю отдаленность, сотрясал землю, чувствовалось,
что там, где он рождается, сейчас происходит
нечто чудовищное, небывалое по силе, что
там такой артиллерийский ад, какого еще
никто не видел и не слышал. Сабуров уже
не замечал холода и, смахивая с лица хлопья
снега, продолжал прислушиваться. (К. Симонов.
Дн и ночи. Собр. Соч. в 6-ти т., т. 2. М., «Художественная
литература», 1967, стр. 239-240.)
В тексте найдите места, где описывается
проявление непроизвольного, произвольного и послепроизвольного
внимания у капитана Сабурова.
Решение: «…Гул слышался справа, с севера. Стреляли
далеко, за тридцать – сорок километров
отсюда. Но, судя потому, что звук все-таки
доносился и, несмотря на всю отдаленность,
сотрясал землю, чувствовалось, что там,
где он рождается, сейчас происходит нечто
чудовищное, небывалое по силе, что там
такой артиллерийский ад, какого еще никто
не видел и не слышал. Сабуров уже не замечал
холода и, смахивая с лица хлопья снега,
продолжал прислушиваться. ..». Этот отрывок
содержит описание непроизвольного внимания,
т.к. непроизвольное внимание и поддерживается
независимо от сознания человека, не требует
волевых усилий.
Описание произвольного внимания
содержится в строках «…После
звонка Проценко он ожидал чего-нибудь
особенного. Между тем ничего не было слышно…»,
т.к. особенностью произвольного
внимания является то, что оно управляется
сознательной целью, Сабуровым было
получено, была поставлена цель что-либо
услышать.
«…Он постоял так минуту или
две, прежде чем уловил далекий непрерывный
гул. Гул слышался справа, с севера…»
.В этом эпизоде описывается возникновение
послепрозвольного внимания, т.е внимания
которое носит целенаправленный характер
и первоначально требует волевых усилий,
но затем человек «входит» в работу: интересными
и значимыми становятся содержание и процесс
деятельности, а не только ее результат.
Задача 3
Знакомя детей с перелетными
птицами, я повесила на доску картину
с изображением множества птиц.
Объясняя про ласточку, я услышала
голоса Ларисы и Тани; показывая
на картинку, они говорили довольно
громко:
— Посмотри, какой хвостик красивый!
— А вот та птичка: какой у
нее длиннющий клювик и грудка
какая зеленая!
— А эта, какая малюсенькая!
Смотри-ка, Таня!
— Которая?
— Да вот та, на ветке.
— Вижу, это, наверное, пеночка. А
вот журавль!
Пока девочки рассматривали
пеночку
и журавля, я рассказывала о скворце, о
жаворонках… Но Лариса и Таня так ничего
и не узнали об этих птицах, потому что,
не слушая моего рассказа, продолжали
разглядывать всех птиц, нарисованных
на картинке. (По Э.Ш. Натанзон, 1965.)
- Какой мотив способствует привлечению внимания у Ларисы и Тани на уроке?
- По каким признакам можно это установить?
Решение:У девочек более развито зрительное восприятие,
именное наглядное представление ( картинки
с изображением) птиц вызвало у них повышенный
интерес, это видно из того как они обсуждают
птиц ( размеры птиц, их цвет).Поэтому, чтобы
привлечь внимание к рассказу о других
птицах учителю было бы целесообразно
сопровождать свой рассказ показом картинок.
Задача 4
Ученик музыкальной школы однажды
утром слушал интересную радиопередачу для школьников.
Вдруг он вспомнил, что к сегодняшнему
уроку музыки он должен разобрать заданную
пьесу. Продолжая слушать радио, он сел
за пианино и стал негромко разбирать
пьесу. Когда радиопередача была окончена,
мальчик закрыл пианино, выключил радио
и отправился в музыкальную школу. Там
его похвалили за хорошую разработанную
пьесу, а по дороге домой он подробно рассказывал
товарищам содержание прослушанной радиопередачи.
- Какое свойство внимания проявляется в описанном случае?
- По каким признакам можно это установить?
Решение: В данном случае проявляется такое свойство
внимания как распределение, т.е. умение
выполнять два или более вида деятельности,
удерживая их в своем сознании : слушать
передачу и играть на фортепьяно, при этом
один из видов деятельности проходить
автоматически.
Задача 5
В течении одной минуты ребенок
должен увидеть вокруг себя возможно
больше предметов установленного цвета.
Проходит минута, раздается сигнал, и поиски прекращаются.
Ведущий узнает, кто насчитал больше предметов,
предлагает ему вслух перечислить увиденное.
То, что он не заметил, дополняют остальные
участники игры. Победителем считается
тот, кто успел увидеть больше других.
(Из материалов А.И. Гебоса.)
- Какое свойство внимания проявляется в игре?
- По каким признакам можно это установить?
Решение: В данном
случае речь идет о таком свойстве
внимания как объем. Под объемом внимания
понимается количество объектов, которые
человек можем охватить с достаточной
ясностью одновременно. Объем внимания
— величина индивидуально изменяющаяся,
но обычно его показатель у людей равен
5±2. Чем больше объем внимания ребенка,
тем больше предметов он найдет за
отведенное время.
Задача 6
На открытом уроке по зоологии молодая
учительница, объясняя новый материал,
демонстрировала многочисленные иллюстрации
перелетных птиц. Это вызвало оживление
в классе. Однако при закреплении нового
материала оказалось, что некоторая часть
учащихся поверхностно усвоила новый
материал: они легко могли рассказать
об образе жизни той или иной птицы и были
совершенно беспомощны при объяснении
других фактов. Как будто их не было в классе.
Для поддержания внимания учащихся на
уроке были предложены следующие приемы:
- нужно было сделать ученикам замечание;
- после каждого объяснения следовало закрывать наглядное пособие;
- нужно было дождаться полной тишины в классе, прежде чем начать объяснение;
- после каждого объяснения следовало сделать небольшую паузу.
Какие приемы организации внимания
учащихся на уроке являются педагогически
наиболее
целесообразными?
Решение: После каждого объяснения следовало
закрывать наглядное пособие, чтобы учении
не отвлекались на него и могли воспринимать
новую информацию, а также делать паузы,
во время которых ученики могли немного
успокоиться и настроиться на работу.
Тема: Ощущения.
Задача 1
Из приведенных примеров выберите
те, в которых описываются проявления
ощущений, и дайте обоснование своего
ответа.
А. Девочка четырех
лет нашла табель-календарь. Показывая
на число “З”, говорит: “Зина”
здесь написано”. Потом в
числах 113, 23 снова находит цифру “З” и повторяет:
“И здесь. Зина. |’И здесь”. (По М. Я. Басову.)
Б. В детском
саду детям предъявляют несколько
пробирок одинаковой формы с
растворами разных цветов. Затем показывают
раствор синего цвета и просят найти такой
же.
В. В детском
саду проводится игра в лото.
На карточках изображено десять
предметов. Дети должны отыскать
у себя на (карточке показанное
изображение какого-либо предмета.
Г. В детском саду проводится следующее
занятие. Детям дают пять погремушек
одинакового вида с различным звуком.
.Ребенок выслушивает звук одной из погремушек
и должен найти такую же по звуку.
Д. Учитель предлагает учащимся I класса
сравнить две величины: 5 и 3. Ученик
отвечает: “5 не равно 3. 5 больше 3 на 2; 3 меньше 5 на 2”.
Е. Учащиеся сосредоточенно
выполняют контрольную работу. Неожиданно
за окном раздались очень громкие и резкие
сигналы автомобиля. Многие перестали
писать.
Из приведенных примеров выберите
те, в которых описываются проявления
ощущений, и дайте обоснование своего
ответа.
Решение: Проявления
ощущений описывается в примерах Б
и Г . В примере Б речь идет о зрительных
ощущениях, возникающих вследствии воздействия
волн различной частоты на зрительные
анализаторы появляются ощущения разных
цветов, а затем сравниваются с ощущением
полученным от эталонного цветаю. В примере
Г по аналогичной схеме описываются слуховые
ощущения
Примеры А, В и Д больше подходят
к изучению свойств мышления,
а пример Е- внимания.
Задача 2
У испытуемых, которым было дано задание
смотреть на белый экран, установленный
в темной комнате, измерялся порог ночного
зрения. Во время опыта экспериментатор
давал инструкцию: “Внимание! Смотрите
с максимальным напряжением!” Оказалось,
что после такой инструкции чувствительность
ночного зрения повышалась.
1. Каков физиологический механизм
описанного ниже явления?
2. Как это явление называется?
Решение:Полученная
инструкция создает определенный настрой
у испытуемых, а повышение чувствительности
ночного зрения может достигаться
эмоционально-волевым усилием и убеждением
( или самоубеждением),что и происходить
в результате полученного настроя.
Задача 3
При исследовании остроты зрения воздушного
наблюдателя, стоявшего на посту
в летнее время, оказалось, что обтирание
лица водой комнатной температуры
значительно изменяет остроту зрения.
1. Уменьшается или увеличивается
острота зрения в описанном факте?
2. Какая закономерность ощущений
здесь проявляется?
3. Каков физиологический механизм
такого изменения?
Решение: При обтирании
лица водой происходить увеличение остроты
зрения. Объясняет данный факт установленная
закономерность функционирования симпатической
нервной системы человека, проявляющееся
в том, что возбуждение одной из систем
влечет а собой возбуждение других систем,
т.е. воздействие «физиологических стимуляторов»
позволяет за короткий срок значительно
повысит световую чувствительность глаз.
В данном случае таким «физиологическим
стимулятором» является термический раздражитель-
прохладная вода.
Задача 4
А. Побыв в помещении, человек
вскоре перестал ощущать запах гари, хотя
вновь вошедший человек отчетливо ощутил
его.
Б. А. Н. Скрябин и Н. А. Римский-Корсаков
обладали цветным слухом, т. е. слышали
звуки, окрашенные в разные цвета.
В. Ориентировка слепоглухих в окружающем
мире опирается преимущественно на
осязательные, обонятельные, двигательные
и вибрационные ощущения.
Г. При обтирании лица холодной
водой острота зрения летчика-наблюдателя
повысилась. Д. При усилении освещения
в зале звуки, несущиеся со сцены, стали
казаться зрителям громче.
Какая закономерность ощущений проявляется
в каждом примере?
Решение: А. Сенсорная
адаптация- изменение чувствительности,
происходящее вследствие приспособления
органа чувств к действующим на него раздражителям.
Как правило, адаптация выражается в том,
что при действии на органы чувств достаточно
сильных раздражителей чувствительность
уменьшается, а при действии слабых раздражителей
или при отсутствии раздражителя чувствительность
увеличивается.
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ.
Задача 1.
Нижеприведенные особенности поведения человека характеризуют его либо как индивида, либо как личность.
1. Выделите особенности, которые отражают поведение индивида, и особенности, которые отражают поведение личности.
2. Дайте обоснование своего выбора.
Ответ:1) индивид: низкая адаптация к темноте, хорошая координация обеих рук, медленная скорость узнавания, большая эмоциональная возбудимость, малая моторная ригидность, высокая сенсорная чувствительность.2) личностьСтарательность, общительность, трудолюбие, аккуратность.
Человек рассматривается как индивид в качестве единичного представителя человеческого рода и не включает конкретных социальных или психологических характеристик.Индивидуальность –совокупность черт, отличающих данного человека от других людей и определяющих своеобразие его психики и личности.Личность –1) человеческий индивид как субъект отношений и сознательной деятельности; 2) устойчивая система социально значимых черт, характеризующих индивида как члена того или иного общества.
!!! Индивидом рождаются, личностью становятся, а индивидуальность отстаивают.
В отличие от индивида и индивидуальности, сущность которых основывается преимущественно на биологической природе человека, сущность личности опирается главным образом на ее социальные качества.
Понятие личности, так же как и понятие индивида, выражает целостность субъекта жизни; личность не состоит из кусочков, это не «полипняк». Но личность представляет собой целостное образование особого рода. Личность не есть целостность, обусловленная генотипически: личностью не родятся, личностью становятся. Потому-то мы и не говорим о личности новорожденного или о личности младенца, хотя черты индивидуальности проявляются на ранних ступенях онтогенеза не менее ярко, чем на более поздних возрастных этапах. Личность есть относительно поздний продукт общественно-исторического и онтогенетического развития человека.
Ригидность психологическая — недостаточные подвижность.
Задача 2.
Выберите из приведенных ниже признаков те, которые характеризуют всякую деятельность; те, которые характеризуют только игру, только учение, только труд.
ВД — А) Условие развития психики;
У — Б) Деятельность, направленная на усвоение способов выполнения действий;
ВД- В) условие проявления всех психических реакций;
Т — Г) Деятельность, направленная на получение результата, удовлетворяющего материальные и духовные потребности людей;
У — Д) деятельность, направленная на усвоение и применение системы понятий;
И — Е) деятельность, удовлетворяющаяся самим процессом выполнения.
Ответ:Деятельность — специфический вид активности человека, направленный на познание и творческое преобразование окружающего мира, включая самого себя и условия своего существования.
Учение – в шир. смысле приобретение инд. опыта. Процесс усвоения ЗУНов, овладение разными способами учебно-познавательной дея-ти.
Труд-в шир.:всякая практическая деятельность, выполняемая чел-ком по опр.заданию и приводящая к цели. В узк: это прсс преобразования ч-ком предметов окр. дей-ти с целью удовл-я потр-тей – общих и личных.
Задача 3.
Какие индивидуальные особенности внимания проявляются у первого и второго учеников?
Два ученика, сидя за своими столами, успешно выполняли лабораторную работу по химии. В это время за учительским столом третий ученик выполнял ту же работу, но часто ошибался. Учитель поочередно предлагал двум сидящим ученикам исправлять ошибки работавшего у стола. При этом первый ученик быстро подходил и сразу исправлял недочеты товарища. Второй ученик не мог сразу оторваться от совей работы, а, подойдя к столу, смотрел на приборы «невидящим» взглядом. Когда же учитель обращался к нему с одним-двумя вопросами, ученик быстро и хорошо исправлял ошибки товарища.
Ответ: 1 — переключение внимания, 2 – концентрация и сосредоточение.
Переключение – намеренный перенос внимания с одного объекта на другой.
Концентрация – степень состредоточения его на объекте, выражается в том, что внимание поглощено одним объектом. Показателем явл. невозможность отвлечь внимание от предмета дея-ти посторонними раздражителями.
Задача 4.
1. Какое свойство внимания проявляется в описанном случае?
2. По каким признакам можно это установить?
Ученик музыкальной школы однажды утром слушал интересную радиопередачу для школьников. Вдруг он вспомнил, что к сегодняшнему уроку музыки он должен разобрать заданную пьесу. Продолжая слушать радио, он сел за пианино и стал негромко разбирать пьесу. Когда радиопередача была окончена, мальчик закрыл пианино, выключил радио и отправился в музыкальную школу. Там его похвалили за хорошо разобранную пьесу, а по дороге домой он подробно рассказывал товарищам содержание прослушанной радиопередачи.
Ответ:распределение внимания. Признак – выделял одновременно 2 вида деятельности.
Распределение –выражается в том, что при любой дея-ти чел может удерживать в центре внимания одновременно несколько объектов, но в процессе дея-ти внимания сосредотачивается на каком-то одном объекте.
Задача 5.
Какие индивидуальные особенности внимания проявляются у первого и второго контролеров?
В отделе технического контроля работали два контролера – опытный и начинающий. Они просматривали и сортировали мелкие детали. Начинающий брал для осмотра по одной детали, а опытный – сразу две, правой и левой руками.
Ответ:опытный-переключаемость, начинающий-концентрация.
Переключение – намеренный перенос внимания с одного объекта на другой.
Концентрация – степень состредоточения его на объекте, выражается в том, что внимание поглощено одним объектом. Показателем явл. невозможность отвлечь внимание от предмета дея-ти посторонними раздражителями.
Задача 6.
Ниже приводятся отличительные особенности языка и речи. Необходимо определить, какие особенности в большей степени характеризуют язык, а какие — речь.
Р-А) наиболее совершенная, присущая человеку деятельность общения для передачи мыслей, выражения воли, чувств;
Я-Б) исторически сложившиеся нормы средств общения;
Я-В) средство усвоения, сохранения и передачи культурного опыта человечества;
Р-Г) индивидуальные особенности произношения, стиля, словаря
Р-Д) использование звуков, букв, морфем, слов, предложений для удовлетворения потребности общения.
Ответ:Речь— это процесс общения людей, осуществляемый посредством языка.
Язык — система словесных знаков, опосредствующих психическую, прежде всего интеллектуальную, деятельность, а также средство общения, реализуемое в речи.
Задача 7.
Некоторые люди получают удовольствие от применения острых специй (хрена, горчицы и т.п.), которые, очевидно, воздействуют на болевые раздражители.
1. Возникает ли чувство удовольствия при нижнем абсолютном пороге чувствительности?
2. Возникает ли оно при верхнем абсолютном пороге чувствительности?
Ответ:при нижнем возникает, при верхнем нет.
Порог чувствительности – величина раздражителя, которая способна вызывать незначительные ощущения. Выражает зависимость между интенсивностью ощущения и силой раздражителя. Порог абсолютной чувствит-ти – наименьшая сила раздражителя, при кот впервые возникает едва заметные ощущения – нижний абсолют порог. Нижний порог (порог различений) – та наименьшая прибавка к силе действующего раздражителя, при которой возникает едва заметные различения в силе или качестве ощущений.
Задача 8.
1. Уменьшается или увеличивается острота зрения в описанном факте?
2. Какая закономерность ощущений здесь проявляется?
3. Каков физиологический механизм такого изменения?
При исследовании остроты зрения воздушного наблюдателя, стоявшего на посту в летнее время, оказалось, что обтирание лица водой комнатной температуры значительно изменяет остроту зрения.
Ответ: сенсибилизация (лат sensibilis — чувствительный) — повышение чувствительности организма к воздействию к.-л. фактора окружающей или внутренней среды.
Наши ощущения могут претерпевать изменения как под воздействием окружающей среды, так и в результате изменения состояния организма.
Взаимодействие ощущений — это процесс изменения чувствительности данного анализатора под влиянием раздражителей, воздействующих на другие анализаторы. Общая закономерность такого взаимодействия состоит в следующем: слабые раздражители при их взаимодействии повышают, а сильные, напротив, понижают чувствительность анализаторов. К видам взаимодействия ощущений относятся явления сенсибилизации, компенсации, синестезии и контраста.
Сенсибилизация (лат. sensibilis – чувствительный) – это повышение чувствительности анализаторов под влиянием внутренних (психических) факторов. Сенсибилизация, т.е. обострение чувствительности, может быть вызвана:
-взаимодействием, системной работой анализаторов, когда слабые ощущения одной модальности могут вызывать повышение силы ощущений другой модальности. Например, чувствительность зрения повышается при слабом охлаждении кожи или негромком звуке;
-физиологическим состоянием организма, введением в организм тех или иных веществ. Так, для повышения зрительной чувствительности существенное значение имеет витамин А;
-ожиданием того или иного воздействия, его значимостью, установкой на различение определенных раздражителей. Например, ожидания в приемной стоматолога могут стимулировать усиление зубной боли;
-опытом, приобретенным в процессе выполнения какой-либо деятельности. Известно, что хорошие дегустаторы по едва уловимым нюансам могут определить сорт вина или чая.
Задача 9.
1. Что общего имеется между приведенными примерами?
2. О какой закономерности ощущений здесь идет речь?
А. Входя в темную комнату, ребенок произносит слово «темно» обычно возможно более низким голосом. Названия маленьких предметов произносятся детьми обычно более высоким голосом, чем названия вещей крупных.
Б. Мы часто употребляем и хорошо понимаем смысл таких выражений: «кричащие цветы», «острые вкусы», «сладкие звуки», «тяжелые краски», «пышная музыки», «плоский звук», «кислый запах», «холодный колорит картины» и т.п.
Ответ: синестезия.
Взаимодействие ощущений проявляется и в таком явлении, как синестезия. Синестезия – форма взаимодействие ощущений, при которой под влиянием раздражения одного анализатора возникают ощущения, характерного для другого анализатора. Наблюдается в самых различных видах ощущений. Зачастую случается зрительно-слуховая синестезия, когда в результате действия звуковых раздражителей у человека возникают зрительные образы.
Задача 10.
Какой общий психологический механизм памяти лежит в основе описанных фактов?
А. В известном рассказе А.П.Чехова «Лошадиная фамилия» говорится о том, что исчезнувшая из памяти фамилия Овсов всплыла снова, как только доктор напомнил о продаже овса.
Б. Девочка Маша, персонаж рассказа А.П.Чехова «Мальчики», взглядывая на Чечевицына задумывалась и говорила со вздохом: «Когда пост, няня говорит, надо кушать горох и чечевицу». Или вспомнила при этом: «А у нас чечевицу вчера готовили».
Читайте также:
Рекомендуемые страницы:
©2015-2020 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-07
Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных