Какое свойство в наибольшей мере способствует культурной стабильности
3) это тип идеологического мышления.
4. В чем заключается закон парности эмоционально-ценностных ориентаций?
1) в том, что эмоционально-ценностные ориентации образуют иерархическую систему;
2) в том, что эмоционально-ценностные ориентации независимы друг от друга;
3) в том, что эмоционально-ценностные ориентации компенсируют друг друга.
5. В чем состоит сущность эпико-драматической эмоционально-ценностной ориентации?
1) в полном приятии конфликтного мира;
2) в ощущении абсолютной и бесконфликтной гармонии;
3) в реализации возвышенного идеала.
6. В чем состоит разница между героикой и романтикой?
1) героика утверждает общественные идеалы, а романтика — личные;
2) героика — сфера действия, а романтика — переживания;
3) разницы практически нет.
7. Какая эмоционально-ценностная ориентация является компенсатором сентиментальности?
инвектива;
2) цинизм;
ирония.
8. В чем состоит сущность иронии?
1) в скрытой насмешке;
2) в утверждении ценностей, противоположных отрицаемым;
3) в скептическом отрицании любой ценности.
II
Проанализируйте систему конкретных ценностей и определите тип эмоционально-ценностной ориентации (указав характер компенсации) в следующих культурах.
1. Культура революционного пролетариата в России времени Февральской революции, Октябрьского переворота и Гражданской войны.
2. Культура гитлеровской Германии.
3. Культура главных героев романа Л.Н.Толстого «Война и мир» (Николай, Наташа и Петя Ростовы, Андрей Болконский, Пьер Безухов, Анатоль Курагин, Берг, Соня, княжна Марья, старый князь Болконский).
4. Культура «среднего» городского или сельского человека в России второй половины XX века.
5. Ваша собственная культура.
Глава III
I
1. «Чем шире объем культуры, тем больше степень ее внутренней неоднородности». Верно ли это?
1) да;
2) нет;
3) на вопрос нельзя дать однозначного ответа.
2. В чем разница между кружком и партией?
1) кружок представляет собой более тесную культурную общность, чем партия;
2) партия — это политическая организация, а кружок -нет;
3) существенной разницы между ними нет.
3. Реально ли понятие «национальная культура»?
1) да;
2) нет;
3) было реальным в прошлом.
4. Что является основным противоречием культуры общества?
1) народная культура — массовая культура;
2) культура кружков — культура партий;
3) культура личности — официальная культура.
5. Что такое культурные операторы?
1) способы самозащиты личности от культурного давления;
2) способы формирования культуры и управления ею;
3) формы существования культурных ценностей.
6. В чем состоит сущность авторитета?
1) во внешней привлекательности;
2) в обладании политической властью;
3) в непогрешимости и непререкаемости.
7. Что является характерным для массовой культуры?
1) доступность практически для любого человека;
2) низкий интеллектуальный уровень;
3) и то и другое.
8. Какие ценности утверждает народная культура?
1) ценности новые;
2) ценности традиционные;
3) и те и другие.
9. Кто создает контркультуру?
1) народ;
2) интеллигенция;
3) правящие структуры.
10. Игнорирование официальной системы ценностей характерно для:
1) конформизма;
2) нонконформизма;
3) индифферентности.
II
Проанализируйте культурные операторы и способы культурной самозащиты в следующих культурных ситуациях:
Александр I — А.С.Пушкин.
Дворянство — крестьянство в России XIX века.
3. Правящий режим — «средний человек» в России 1960— 1980-х гг.
4. Официальная культура — культура личности в следующих литературных произведениях (по выбору):
М.Е. Салтыков- Щедрин «История одного города».
М.А Булгаков «Собачье сердце».
А.Т. Твардовский «Теркин на том свете».
Я. Гашек «Похождения бравого солдата Швейка».
Р .Олдингтон «Смерть героя».
А. Камю «Посторонний».
5. Ваши личные взаимоотношения с официальной культурой.
Глава IV
I
1. В чем состоит сущность стабильности личностной культуры?
1) в постоянном расширении круга ценностей;
2) в культурной замкнутости;
3) в достижении душевного комфорта.
2. Что обеспечивает стабильность общественной культуры?
1) стабильность составляющих ее личностей;
2) наличие социально-культурного прогресса;
3) наличие диссидентского движения.
3. Что является фактором культурной нестабильности?
1) приобщение к массовой культуре;
2) культурные контакты;
3) декомпенсация эмоционально-ценностной ориентации
4. Какую роль играет толерантность в развитии культуры?
1) в основном положительную;
2) в основном отрицательную;
3) нельзя ответить однозначно.
5. Культуру СССР 30—50-х гг. можно назвать:
1) открытой;
2) замкнутой;
3) нельзя ответить однозначно.
6. Какая культура лучше?
1) демократическая;
2) элитарная;
3) вопрос поставлен некорректно.
7. Что составляет сущность культурного консерватизма?
1) возврат к исторически отжившим ценностям;
2) стремление сохранить ценности современной культуры;
3) стремление осваивать новые ценности.
8. Какое свойство является фактором стабильности для молодых культур?
1) прогрессивность;
2) регрессивность;
3) консервативность.
9. Какое свойство в наибольшей мере способствует культурной стабильности?
1) замкнутость;
2) толерантность,
3) элитарность
II
Проанализируйте основные свойства перечисленных ниже культур, отметив, какие из них способствуют стабильности, а какие вызывают нестабильность.
1. Культура европейского Возрождения.
2. Культура декабризма в России начала ХТХ века.
3. Культура А.П. Чехова.
4. Культура Печорина в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».
5. Ваша собственная культура.
Глава V
I
1. Какая сфера продуцирования культурных ценностей является исторически первичной?
1) быт;
2) идеология;
3) религия.
2. Какая сфера продуцирования и бытования культурных ценностей является самодостаточной?
1) быт;
2) религия;
3) искусство.
3. Что характеризует идеологию?
1) она опирается на религиозные ценности;
2) она вырабатывается сознательно;
3) она общедоступна.
4. Что является отличительной чертой религии?
1) вера в Спасителя;
2) вера в жертвоприношения;
3) вера в верховное существо и загробную жизнь.
5. Как можно оценить роль религии в культуре?
1) как однозначно положительную;
2) как однозначно отрицательную;
3) как двойственную.
6. Какой тип религии является наиболее толерантным?
1) монотеизм;
2) политеизм;
3) пантеизм.
7. Чем характеризуется атеизм?
1) воинствующей непримиримостью по отношению к религии;
2) отрицанием бога;
3) равнодушием к религии.
8. Верит ли последовательный агностик в Бога и загробную жизнь?
1) да;
2) нет;
3) ни то, ни другое.
9. Каково влияние агностицизма на культуру?
1) в основном положительное;
2) в основном отрицательное;
3) двоякое.
10. Какая функция является важнейшей для искусства?
1) воспитательная;
2) эстетическая;
3) познавательная.
11. Почему возможны различные истолкования произведений искусства?
1) в силу многозначности его образов;
2) в силу расхождения замысла и воплощения;
3) потому что искусство полифункционально.
II
В перечисленных ниже культурах проанализируйте систему ценностей с точки зрения их происхождения: из быта, идеологии, религии, искусства.
1. Культура европейского и русского романтизма конца XVIII — начала XIX веков.
2. Культура одной из мировых религий (по выбору).
3. Культура двух-трех персонажей романа Ф.М. Достоевского «Бесы» (по выбору).
4. Русская или иная национальная культура (по выбору) на современном этапе.
5. Ваша собственная культура.
Глава VI
I
1. В чем особенность формирования картины мира в обыденном сознании?
1) в том, что она складывается стихийно;
2) в том, что обыденное сознание создает законченные концепции мира и человека;
и в том и в другом.
2. Из чего следует, что создание концепций мира и человека — это культурологическая потребность?
1) из того, что культуре присуще философское мышление;
2) из того, что оппозиция «мир — человек» является собственно культурологической;
3) из того, что эти концепции создают культурологи.
3. Признание объективных законов мира свойственно:
1) только идеологическому сознанию;
2) только обыденному сознанию;
3) и тому и другому.
4. Для концепций разумности мироздания характерна:
1) идея существования Бога;
2) идея случайности как основы бытия;
3) идея целесообразности.
5. Для этических концепций мироздания характерна:
1) идея борьбы добра со злом;
2) идея мистического объяснения бытия;
3) идея рационализма.
6. Возможны ли в культуре концепции бытия как хаоса?
1) да;
2) нет;
3) возможны только в религиозных системах.
7. Какое представление о человеке в системе мира является наиболее распространенным и наиболее практичным?
1) человек не может познать закономерности бытия и поэтому полностью зависим от случая;
2) человек может постичь закономерности бытия и действовать на основании этого;
3) человек сам предписывает бытию свои законы.
8. Что составляет суть интуитивизма?
1) идея рационального познания мира;
2) идея внелогического, эмоционального познания мира;
3) ни то ни другое.
9. Какое представление о человеке наиболее оправдано с точки зрения культурологии?
1) человек велик;
2) человек ничтожен;
3) человек сочетает в себе и то и другое.
II
Проанализируйте концепции мира и человека, свойственные следующим культурам.
1. Православие.
2. Марксистско-ленинская философия.
3. Культура А. С. Пушкина.
4. Культура Базарова из романа И.С. Тургенева «Отцы и дети».
5. Ваша собственная культура.
Глава VII
I
1. Существенным для характеристики образа жизни является:
1) соотношение труда и отдыха;
2) темп жизни;
3) и то и другое.
2. В чем состоит сущность феномена опоздания?
1) в том, что при современном темпе жизни человек не может не опаздывать;
2) в том, что возникает страх опоздания и, как следствие, культурный дискомфорт;
3) в том, что опозданию нет нравственных оправданий.
3. Какая тенденция характерна для плотности населения?
1) возрастание;
2) уменьшение;
3) стабильность.
4. Что такое регламентированное поведение?
1) это поведение, обусловленное требованиями обычая и этикета;
2) это свободное поведение человека в любой ситуации;
3) это поведение человека в общественных местах.
5. В чем состоит культурологическое значение еды?
1) в том, что она поддерживает жизнь человека;
2) в том, что потребление продуктов связано с их производством;
3) в приобщении к определенной культурной традиции.
6. Какая форма коммуникации является в культуре первичной?
1) беседа;
2) книга;
3) переписка.
7. С точки зрения культуры компьютер — это явление:
1) в основном положительное;
2) в основном отрицательное;
3) он вообще не имеет отношения к культуре.
II
Опишите образ жизни и его важнейшие параметры, характерные для следующих культур.
1. Культура русской деревни 1960-1980-х гг.
2. Культура города N в поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души».
3. Культура современного «среднего» городского человека.
4. Культура «новых русских».
5. Ваша личная культура.
Глава VIII
I
1. Промискуитет:
1) обеспечивает продолжение рода;
2) создает собственно культурные ценности;
3) образует семью.
2. Основной тенденцией половых отношений является:
1) полигамия;
2) моногамия;
3) промискуитет.
3. Какие антиценности может порождать моногамия?
1) неуверенность в своей жизненной позиции;
2) неспособность к самостоятельным решениям;
3) ревность.
4. В каком случае общество имеет право контролировать частную жизнь человека?
1) ни в каком;
2) в случае политической угрозы для государства;
3) в случае аморального поведения.
5. Где больше проявляет себя воздействие общества на интимные отношения?
1) в России;
2) в США;
3) примерно одинаково.
6. Какова роль государства как регулятора интимной жизни?
1) положительная;
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
К СЕМИНАРСКОМУ ЗАНЯТИЮ ДЛЯ АУДИТОРНОЙ РАБОТЫ
Тема № 4: «Человек и культура в историческом процессе. Динамика и социальная преемственность в истории человечества».
Утверждена на кафедральном заседании (межкафедральной методической конференции)
№ протокола
«___» ___________2007г.
Зав. кафедрой
ГОУ ВПО КрасГМА Росздрава
д.ф.н., проф. В.И. Кудашов
Составитель:
к.и.н., доцент А.И. Бакшеев
Красноярск
2007
1. Тема: Человек и культура в историческом процессе. Динамика и социальная преемственность в истории человечества
2. Значение темы:тема должна вооружить студентов пониманием в чем культурология сходна с другими гуманитарными предметами, а что их разделяет.
3. Цели занятия: на основе теоретических знаний и практических умений обучающийся должен знать:такие понятия как культура и общество, социальная и культурная антропология.
должен уметь:выделять главную функцию культуры, передачу накопленного человечеством опыта из поколения в поколение, понимать, что эта трансляция происходит в определенных условиях, которые связаны с общественным устройством на данной территории и в данный период времени.
должен иметь представления:о множестве подразделений антропологии, которые сформировались в ходе исторического поиска лучших методик и концепций для изучения и объяснения феноменов взаимодействия людей и культур.
должен иметь навыки: отбора соответствующего материала, владеть сравнительным методом и уметь увязывать изучаемый материал с современностью.
4. План изучения темы:
Исходный контроль знаний (тесты)
опрос по основным терминам и понятиям темы– 10 мин.
4.2. Самостоятельная работа по теме:
— заслушивание рефератов – 20 мин.
4.3. Итоговый контроль знаний:
— решение проблемных задач – 20 мин.
— подведение итогов
5. Основные понятия и положения темы:
Культурная динамика как способ адаптации социокультурных систем к новым условиям. Целостность, упорядоченность, направленный характер культурной динамики.
Источники и типы культурных изменений в многомерном пространстве. Прогресс и регресс в культурном развитии. Эволюция и революция как модели социокультурной динамики. Источники и факторы социокультурных изменений. Культурогенез как один из видов культурной динамики. Динамика культурных традиций и инноваций. Проблемы стратегии культурного развития, поддержания стабильности в обществе и управления.
Основные понятия:динамика, реформы, прогресс, регресс, эволюция, революция, преемственность, традиции, обычаи, новации, синкретизм, эклектика, готика, ваганты, куртуазная литература, литургическая драма, смальта, Реформация, инквизиция, папство, университеты, соластика, мистика, феодализм.
Задания для уяснения темы занятия, методики вида деятельности
1. В интеллектуальной жизни Средневековья главенствующее положение принадлежало:
а) теологии
б) атеизму
в) христианству
2. Укажите черты, характерные для культуры западноевропейского средневековья:
а) сохранение языческих праздников
б) зарождение рыцарских романов
в) угасание устной народной культуры
г) появление в литературе светской тематики
д) преобладание церковной литературы
3. Воплощение всего отвратительного в рыцарской литературе:
а) мужик
б) варвар
в) иноземец
4. Укажите значение влияния исламской культуры на европейскую:
а) передача накопленных знаний античности
б) распространение духовной культуры
в) распространение религии
5. Какие процессы лежат в основе социокультурной динамики согласно концепции Ю. Лотмана?
а) постепенные и взрывные процессы
б) процессы распада и структурирования
в) волнообразные процессы
г) циклические процессы
д) все перечисленные
6. П. Сорокин выдвигает теорию «волнообразной динамики культур». В чем она состоит?
а) согласно этой теории, все изменения, которые имеют место в культуре, происходят не постепенно, а «накатываются», «как волны»;
б) согласно этой теории, изменения в одном типе культуры, как волны, распространяются на все другие типы культур;
в) согласно этой теории, культуры движутся от идеационального типа к гармоническому, а иногда смешанному и дальше к чувственному типу. Через некоторое время происходит обратное движение через смешанный к идеациональному типу;
7. Какая из перечисленных моделей социокультурной динамики является исторически первой?
а) эволюционная модель
б) волновая модель
в) циклическая модель
8. Какое свойство является фактором стабильности для молодых культур?
а) прогрессивность
б) регрессивность
в) консервативность
9. Какое свойство в наибольшей мере способствует культурной стабильности?
а) замкнутость
б) толерантность
в) элитарность
10. Религиозная система Византии:
а) католическое христианство
б) православное христианство
в) буддизм
г) ислам
д) протестантизм
1. Проанализируйте основные свойства перечисленных ниже культур, отметив, какие из способствуют стабильности, а какие вызывают нестабильность: культура европейского Возрождения, культура декабризма в России нач. XIX в., ваша собственная культура?
2. В разные периоды истории культуры люди по-разному относились к культуре. Крайними полюсами спектра этих отношений были, с одной стороны, боязнь, неприятие культуры, которая представлялась как фатальная, неуправляемая, вредная для человеческой природы сила, а с другой – как конструкция, созданная руками человека, подвластная человеку, которую человек может изменять по своему желанию и согласно своим проектам приспосабливать к потребностям общества.
Адаптивными мы назовем такие модели культуры, в которых культура представляется ее исследователям как система, позволяющая человеку приспосабливаться к жизни. Деструктивными мы назовем такие модели, в которых культура понимается как система, враждебная для человека, подавляющая его свободу, личностные качества, уродующая его и, в конечном счете угрожающая его существованию, или же разрушающая природу.
Задание:
Прочитайте предлагаемые определения культуры или суждения о культуре. Выделите ключевые слова, позволяющие отнести модели культуры, представленные в этих высказываниях, к адаптивным, деструктивным или нейтральным.
Совокупность приспособлений человека к его жизненным условиям и есть культура, или цивилизация…Эти приспособления обеспечиваются путем сочетания таких приемов, как варьирование, селекция и передача по наследству.
Восторгаясь успехами науки и практики, мы – увы! – пришли к ошибочной концепции культуры. Мы переоценили ее материальные достижения не придаем значения духовному началу в той мере, в какой следовало бы. Но вот мы сталкиваемся с фактами, и они все больше заставляют нас задумываться. Беспощадно суровым языком они говорят нам, что культура, развивающая лишь материальную сторону без соответствующего прогресса духовного, подобна кораблю, который, лишившись рулевого управления, теряет маневренность и неудержимо мчится навстречу катастрофе.
Наши души развратились по мере того, как шли к совершенству наши науки и искусства. И вот теперь…личности не находится места в структуре человеческой самости; человек оказывается вне себя самого. Такая потеря – следствие общественной бездуховности, когда права индивида попраны, растрачены, обесценены.
С зоологической точки зрения культура представляет собой не что иное, как поддержание жизненного процесса определенного вида, Homo sapiens. Она является механизмом для предоставления человеку средств к существованию, защите, космического регулирования и воспроизведения.
Культура – деятельность людей по воспроизведению и обновлению социального бытия, а также включаемые в эту деятельность ее продукты и результаты.
История человечества есть убийство им природы, и чем меньше природы среди людей, тем человек человечнее и имя его осмысленнее.
Мы представляем собой общество заведомо несчастных людей: одиноких, снедаемых тревогой и унынием, способных только к разрушению и постоянно ощущающих свою зависимость, — людей, которые радуются, если им удалось как-то убить время, которое они так усиленно стремятся сэкономить.
Человек превратился в сверхчеловека…Но сверхчеловек, наделенный сверхчеловеческой силой, еще не поднялся до уровня сверхчеловеческого разума. Чем больше растет его мощь, тем беднее он становится…Наша совесть должна пробудиться от сознания того, что чем больше мы превращаемся в сверхлюдей, тем бесчеловечнее мы становимся.
Во всех этих формулировках культура («свет», «космос», «сознание», «искусство») преображает природу («темноту», «хаос», «стихии»). Интересные результаты дал бы анализ метафорических терминов (типа «покорять», «оформлять», «ограничивать», «управлять»), использовавшихся для описания операции, которую культура призвана совершать над природой.
Дух…борется с темными силами материальной природы и покоряет их себе.
№ | Ключевые слова | Адаптивная модель | Деструктивная модель | Нейтральная модель |
+ | ||||
— | ||||
+ |
7. Список тем по УИРС, УИР, предлагаемый кафедрой:
1. Личность и культура
2. Культурная среда и развитие культуры
3. Преемственность: сущность, характер, формы.
4. Тираны и развитие культуры
5. Творцы и развитие культуры
6. Традиции и новаторство в преемственности
7. Культурные реформы. Направленность, формы и значение реформ
8. Рекомендуемая литература:
Основная:
1. Драч Г.В. Культурология: учебное пособие для студентов вузов Р.-на – Д., 2001.
2. Левяш И.Я. Культурология.– М., 2003.
3. Розин В.М. Культурология. – М. 2001.
.
Дополнительная:
1. Морфология культуры: структура и динамика. М., 2000.
2. Тэн И. Философия искусства. М.: Республика, 1996.
3. Уколова В.И. Античное наследие и культура раннего средневековья. М.. 1999.
4. Хейзинга И. Осень средневековья. М.: Наука, 1998.
Учебно-методическая:
1. Кармин А.С. Основы культурологии: морфология культуры. СПб.: Лань, 1997.
2. Круглова Л.К. Основы культурологии. СПб.: СПГУВК, 1999.
3. Культурология / Под ред. Радугина А.А. М.: Центр, 2002.
4. Культурология. М.: Знание, 2003.
5. Культурология. ХХ век: антология. М.: Юрист, 1998.
6. Культурология. Уч. пособие. Ростов н/Д.: «Феникс», 2002.
7. Левяш И.Я. Культурология. Уч. пособие. Минск, 2001
Дата добавления: 2016-09-03; просмотров: 561 | Нарушение авторских прав | Изречения для студентов
Читайте также:
Рекомендуемый контект:
Поиск на сайте:
© 2015-2020 lektsii.org — Контакты — Последнее добавление