Какое свойство указывает на форму объекта ответ
Тема: «Свойства объекта. Общие и отличительные свойства»
Цели урока:
Обобщить сведения об именах объектов;
Рассмотреть характерные свойства различных объектов;
Сформировать представление о свойствах объекта, его характеристике, общих и отличительных свойствах объектов;
Актуализировать знания и многообразии свойств объектов, их категорий;
Развивать информационную культуру учащихся при работе в графическом редакторе.
Педагогические задачи урока:
Инициировать умственную деятельность учащихся при обобщении сведений об именах объектов;
Развивать умение планомерно анализировать объекты, выделять существенные свойства;
Раскрыть смысл понятия «отличительные свойства» на основе анализа примеров;
Развивать умение передавать свойства объектов средствами графического редактора;
Формировать навыки работы с изображениями в графическом редакторе;
Развивать информационную культуру посредством обучения грамотному расположению объектов на листе.
Требования к уровню усвоения учебного материала после завершения урока:
Знать, что такое характеристика объекта;
Понимать многообразие свойств объекта, свойства бывают общими и отличительными;
Знать основные категории свойств объекта и уметь раскрывать их на примерах;
Уметь выделять в объектах общие и отличительные свойства;
Уметь проводить планомерный анализ свойств объекта с опорой на план-схему;
Уметь обосновывать выбор размера шрифта, цвета, оформления заголовков и заливки графических изображений объектов.
Ключевые понятия: объект, свойства, совокупность свойств, общие свойства, отличительные свойства, характеристика.
Вспомогательные (дополнительные) понятия: признаки, назначение, размер, форма, вкус, материал, состав, действия.
План урока:
Организационный момент (1- 2 мин).
Обобщение сведений, известных учащимся (3- 4 мин).
Новый материал по теме в виде эвристической беседы (6-8 минут).
Выполнение заданий в тетради (7 -8 мин).
Физминутка (2-3 мин).
Компьютерный практикум (10 мин).
Обобщение и подведение итогов.
Домашнее задание (2 -3 мин)
Ход урока:
При изложении материала данной темы учитель должен последовательно раскрыть следующие ключевые идеи:
Все объекты обладают свойствами;
Каждый объект имеет множество свойств.
Повторение проводится в игровой форме. Учащиеся делятся на 4 группы. Им предлагаются темы: «Предметы», «Живые существа», «События», «Явления». Для каждой группы каждая группа должна записать две пары имен (общее и конкретное). Например: «праздник – день рождения», «время суток – утро», «книга – учебник информатики», «животное – собака». По результатам игры поощряется самая успешная группа и самые интересные пары ответов.
Сценарий эвристической беседы:
Нас окружают множество объектов. Они все одинаковы или чем-то отличаются между собой? (разные)
Как мы отличаем один объект от другого? (по внешнему виду, действиям, и другим признакам и свойствам)
Все объекты обладают свойствами. По этим свойствам мы можем судить, чем объекты похожи и чем отличаются. Свои свойства объекты проявляют тогда, когда мы с ними выполняем какие-либо действия или сравниваем объекты друг с другом.
Ключевые вопросы:
Чем различаются эти объекты? (один греет, а другой – охлаждает). Как называется это свойство? (назначение для чего служит объект)
Чем различаются эти объекты? (один маленький, а другой – большой). Как называется это свойство? (размер)
Чем различаются эти объекты? (один белый, а другой черный) Как называется это свойство? (цвет)
Чем различаются эти объекты? (один круглый, а другой – прямоугольный) Как называется это свойство? (форма)
Чем различаются эти объекты (один кислый, а другой сладкий). Как называется это свойство? (вкус)
Чем различаются эти объекты? (один деревянный, а другой пластмассовый). Как называется это свойство? (материал, из которого изготовлен объект).
Чем различаются эти объекты (один цельный, а другой состоит из множества частей). Как называется это свойство? (состав объекта)
Чем различаются эти объекты (один учит, а другой лечит). Как называется это свойство? (действия).
Учитель обобщает ответы учащихся, говоря, что свойства объекта – э
То его размер, форма, цвет, назначение, состав и другие. Эти свойства учитель выписывает на доске (презентация)
Ключевые моменты:
Каждый объект имеет несколько свойств;
Перечислить свойства выбранных объектов:
В качестве примера берется яблоко. Дети характеризуют яблоко, называя каждый по одному из его свойств.
Аналогичным образом предлагается описать объекты «книга» и «самолет».
Затем учитель сообщает детям, что совокупность свойств объекта называется его характеристикой.
У каждого объекта множество свойств. Но если мы будем сравнивать объекты между собой, то увидим, что свойства объектов бывают общими и отличительными. Те свойства, которые есть у всех сравниваемых объектов – это общие свойства. Те свойства, которые отличают один объект от другого, – отличительные.
Например, чем похожи самолет и пароход? (это средства передвижения, транспорт). Это общее свойство этих объектов. Они похожи по назначению.
А теперь скажите, чем они различаются? (самолет – воздушный транспорт, а пароход – водный) Правильно, это их отличительные свойства: плавать по воде и летать по воздуху.
Теперь давайте рассмотрим сразу несколько объектов – например, учеников нашего класса.
Какое общее свойство у всех? (быть учениками). Теперь выделим из данной группы объекты с отличительным свойством «быть девочкой». Для девочек это свойство общее или отличительное? (общее).
Теперь выделим из группы девочек объекты с отличительным свойством «быть выше всех». Такая девочка одна. Это её отличительное свойство.
В качестве закрепления можно предложить игру: каждый ученик по очереди называет какое-либо свойство («иметь собаку», «быть отличником», «уметь играть на пианино» и др.) Те дети, которым оно присуще, поднимают руку. Назвавший свойство комментирует, для кого оно общее, а в каком случае – отличительное.
Можно детям предложить следующее задание: учитель устно задает каждому ребенку для анализа свойство или раздает их названия на карточках; ученик называет два объекта, для которых это свойство общее, и два объекта, которые этим свойством отличаются. Например, свойство «размер» может быть общим для ручки и карандаша, но отличительным для слона и муравья.
Решение информационных задач
Задание на закрепление умения планомерно анализировать объекты
Запиши объекты, обладающие общим свойством, указывающим на назначение
а) Человек использует для еды: _____________________________________
б) Человек использует для передвижения: ______________________________________________________________________
Данные для справки:
глобус виноград лимон
яблоко автомобиль груша
велосипед пароход самолёт
конфета ложка автобус
Задание на формирование умений выделять и формулировать общие и отличительные свойства объекта
Рассмотри объекты
Общее свойство: геометрическая фигура, имеет углы.
Назови и запиши отличительные свойства объектов:
Отличительные свойства:
1) Четырёхугольник: имеет __________ угла и _______________ стороны.
2) Квадрат: ___________________ равных угла и __________ равные стороны.
3) Ромб:________________________________________________
_________________________________________________________
4) Треугольник: ________________________________________
________________________________________________________
Задание на формирование умений выделять и формулировать общие и отличительные свойства объекта
Дополни таблицы
Объекты
Общее свойство
Отличительное свойство
мяч
круглый
можно играть
яблоко
круглое
можно есть
А)
воздушный шар
может летать
лёгкий
самолёт
может летать
Б)
утка
может плавать
живая
лодка
может плавать
В)
вишня
съедобная
апельсин
оранжевый
Г)
книга
хранит информацию
компьютер
Д)
луна
солнце
Задание на отработку навыков выделять
свойства объекта
а) Какое свойство указывает на назначение объекта?
является носителем информации
можно покрасить в синий цвет
может высоко подпрыгивать
можно поставить на полку
б) Какое свойство указывает на форму объекта?
круглый
синий
далёкий
полезный
в) Какое свойство указывает на размер объекта?
круглый
синий
большой
нужный
г) Какое свойство указывает на материал, из которого сделан объект?
синий
круглый
пластмассовый
важный
д) Какое свойство указывает на цвет объекта?
круглый
жёлтый
деревянный
сладкий
Компьютерный практикум
Работа с графическим редактором. Учащиеся должны усвоить инструмент «надпись». Каждому ученику дается одно из свойств (назначение, форма, цвет, размер, состав действия). Его задача – изобразить два объекта с одинаковым заданным свойством и подписать имя каждого из них, а в заголовке написать, какое свойство характерно для обоих объектов.(например, заголовок можно иметь вид: «Свойств – форма», если объекты – «бублик» и «колесо»)
Обобщение и подведение итогов:
каждый объект имеет множество свойств;
совокупность свойств – это характеристика объекта;
свойство объекта указывает на его размер, назначение форму, цвет, состав, действия;
узнать объект можно по совокупности его свойств.
___________________Куликова С.Н.
г. Кологрив
Знакомство с информатикой. Контрольная работа №1
2. Допиши предложение:
б) Люди играют на музыкальных инструментах, чтобы выразить: ________________________
3. Ответь на вопрос:
Каким органом чувств мы воспринимаем информацию о запахе пищи? _________________________
4. Допиши предложение:
Робот НЕ «понимает» (НЕ воспринимает) команды в виде: ___________________________________
5. Допиши предложение:
Когда мы услышали пение соловья, то получили: ________________________________________
6. Напиши названия видов информации по способу её восприятия
7. Вставь в соответствующие ячейки таблицы характеристики источников информации
6. Понаблюдай за изменениями в картинках — собери информацию и представь её текстом.
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________7. Вставь в ячейки таблицы соответствующие высказывания
Данные для справки:
В книге для наблюдений хранятся данные.
Память компьютера хранит данные.
Память человека хранит информацию.
Контрольная работа № 3.Объект и его характеристика
1. Обработай данные
а) Выполни преобразование графической информации в числовую, то есть обозначь количество дисков и кассет числом
Исходные данные
Результат
Лазерные диски: ____
Видеокассеты: _____
Аудиокассеты: _____
б) Заполни таблицу
Исходные данные
Действие с информацией (вид обработки)
Результат обработки
134 и 34
нахождение разности
34, 45 и 61
нахождение суммы
11 и 5
нахождение произведения
250 и 10
нахождение отношения (частного)
2. Обработай данные
а) Преобразуй графические данные в текстовые
Графические данные
Текстовые данные
б) Рассмотри тексты 1—3. Отметь номер текста соответствующий виду форматирования
___ форматирование по правому краю
___ форматирование по левому краю
___ форматирование по центру
3. Обработай информацию
а) Представь себе треугольник и квадрат. Преобразуй свой мысленный образ в графические данные и текстовые данные
Это ___________ данные
Это _____________ данные
б) Дорисуй весёлую девочку
в) Увеличь рисунок
г) Уменьши рисунок
4. Закончи предложение
В состав компьютера входят устройства для ввода, обработки, хранения и вывода ______________.
5. Выбери правильное утверждение
Компьютер служит или для хранения, или для обработки, или для передачи информации.
Компьютер служит и для хранения, и для обработки, и для передачи информации.
Контрольная работа № 3.Объект и его характеристика
1. Обработай данные
а) Выполни преобразование графической информации в числовую, то есть обозначь количество дисков и кассет числом
Исходные данные
Результат
Лазерные диски: ____
Видеокассеты: _____
Аудиокассеты: _____
б) Заполни таблицу
Исходные данные
Действие с информацией (вид обработки)
Результат обработки
134 и 34
нахождение разности
34, 45 и 61
нахождение суммы
11 и 5
нахождение произведения
250 и 10
нахождение отношения (частного)
2. Обработай данные
а) Преобразуй графические данные в текстовые
Графические данные
Текстовые данные
б) Рассмотри тексты 1—3. Отметь номер текста соответствующий виду форматирования
___ форматирование по центру
___ форматирование по правому краю
___ форматирование по левому краю
3. Обработай информацию
а) Представь себе прямоугольник и круг. Преобразуй свой мысленный образ в графические данные и текстовые данные
Это ___________ данные
Это _____________ данные
б) Дорисуй грустную девочку
в) Увеличь рисунок
г) Уменьши рисунок
4. Закончи предложение
Компьютер помогает человеку хранить, обрабатывать и
передавать ______________.
5. Выбери правильное утверждение
Составными частями компьютера являются и устройства ввода, и устройства вывода информации.
Составной частью компьютера являются или устройства ввода, или устройства вывода информации.
Контрольная работа № 4 Информационный объект и компьютер.
1. Заполни таблицу.
Имя объекта
Изображение объекта
2. Назови имя объекта по его описанию.
Описание объекта
Имя объекта
Домашнее животное. Сторожит дом. Имеет хвост. Умеет лаять.
Часть компьютера. Устройство для ввода текста. Имеет клавиши.
3. Впиши имена объектов в схему
Данные для справки:
собака, лиса, корова, коза, волк, кошка, олень.
4. Дополни схемы по образцу
5. Дополни таблицу
Объект
Общее имя
Собственное имя
Свойства
геометрическая фигура
прямоугольник
6. Дополни таблицу
Изображение объекта
Имя объекта
Свойства объекта
помогает управлять компьютером
7. Напиши имена объектов, сделанных из указанного материала
Железные: _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Данные для справки:
яблоко, чёрный виноград, резиновый мяч, железная вилка, автобус, самолёт, пароход
8. Выбери правильный ответ
а) Какое свойство указывает на назначение объекта?
может быть красным
может обрабатывать информацию
может быть колючим
может быть тёплым
б) Какое свойство указывает на форму объекта?
далекий
фиолетовый
полезный
круглый
Контрольная работа № 4 Информационный объект и компьютер.
1. Заполни таблицу.
Имя объекта
Изображение объекта
2. Назови имя объекта по его описанию.
Описание объекта
Имя объекта
Домашнее животное. Даёт молоко. Имеет рога и копыта. Умеет мычать.
Часть компьютера. Устройство для вывода информации. Имеет экран.
3. Впиши имена объектов в схему
Данные для справки:
лось, лиса, свинья, олень, белка, собака
4. Дополни схемы по образцу
5. Дополни таблицу
Объект
Общее имя
Собственное имя
Свойства
геометрическая фигура
квадрат
6. Дополни таблицу
Изображение объекта
Имя объекта
Свойства объекта
помогает вводить данные в компьютер
7. Напиши имена объектов, имена объектов, имеющих указанную форму
Круглые: ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Данные для справки:
яблоко, апельсин, мяч, глобус, ложка, лимон, груша
8. Выбери правильный ответ
а) Какое свойство указывает на назначение объекта?
может передавать информацию
может быть синим
может быть сладким
может быть горячим
б) Какое свойство указывает на форму объекта?
зеленый
квадратный
близкий
быстрый
Годовая контрольная работа.
1. Прочитай и помоги Диме принять решение.
Дима пришёл в магазин купить чистую видеокассету, чтобы записать на неё новогодний праздник. Отметь, какую кассету следует купить Диме, если продолжительность фильма 1 час 50 минут:
30 минут (цена 35 рублей)
90 минут (цена 45 рублей)
120 минут (цена 55 рублей) 180 минут (цена 62 рубля)
240 минут (цена 70 рублей)
2. Петя лепит из пластилина автомобиль. Помоги ему принять правильное решение: какое свойство автомобиля является в данном случае существенным, если мальчик хочет сделать его похожим на настоящий. Отметь нужное:
размер
форма
цвет
назначение
элементный состав
3. Заполни схему
4. Схема передачи информации включает в себя:
источник информации
приёмник информации
канал связи
Назови элементный состав схемы передачи информации:
1.
2.
3.
5. Рассмотри таблицу с числовыми данными
№
Имена мальчиков
Рост (см)
Коля
170
Петя
165
Вася
138
Серёжа
159
Володя
174
Артём
164
Юра
169
Ответь на вопросы:
а) Кто выше всех? ___________________
б) Кто ниже всех? ___________________
Выпиши имена мальчиков в порядке уменьшения их роста.
1) ___________________
2) ___________________
3) ___________________
4) ___________________
5) ___________________
6) ___________________
7) ___________________
6. Дополни таблицу по образцу, пользуясь данными для справки
Имя объекта
Для каких действий с информацией служит
компьютер
для хранения, обработки и передачи информации
клавиатура
монитор
Данные для справки:
для ввода текстовой информации;
для вывода информации;
для управления экранными объектами.
7. Заполни схемы отношений между членами семьи
8. Дополни схему
9. а) Дополни схему
б) Дополни схему
10. Продолжи список устройств, с помощью которых можно ввести изображение в память компьютера:
цифровой фотоаппарат;
______________________________
______________________________
______________________________
11. Дополни схему
Что можно выразить изображением?
12. Впиши в текст подходящее по смыслу слово
Графический редактор — это специальная компьютерная ___________________, которая предназначена для создания
и графической информации.
13. Продолжи список возможностей текстового редактора:
можно создавать текстовый документ;
______________________________________________
______________________________________________
______________________________________________
14. Дополни схему
15. Заполни таблицу числовыми данными, используя текст
а) Количество букв русского алфавита — тридцать три, а английского — двадцать шесть.
Имя объекта
Число объектов
б) Буква «В» стоит третьей в русском алфавите, а буква «Я» последней.
Имя объекта
Порядковый номер
16. Преобразуй данные по образцу
Двадцатое июля 2002 года
20.07.02
Двадцать первое ноября 2003 года
Тринадцатое августа 2001 года
Двадцать седьмое декабря 2008 года
17. Дополни схему
18. Приведи примеры документов:
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
19. Дополни схему
20. Выбери правильный ответ
Внутренняя память компьютера — это
графический редактор
текстовый файл
запоминающее устройство
Годовая контрольная работа
1. Прочитай и помоги Маше принять решение.
Маша пришла в магазин купить чистую видеокассету, чтобы записать на неё встречу с друзьями. Отметь, какую кассету следует купить Маше, если продолжительность фильма 1 час 20 минут:
60 минут(цена 40 рублей)
90 минут (цена 45 рублей)
120 минут (цена 55 рублей)
180 минут (цена 62 рубля)
240 минут (цена 70 рублей)
2. Катя лепит из пластилина гриб. Помоги Кате принять правильное решение: какое свойство гриба является существенным, если она хочет сделать гриб похожим на настоящий. Отметь нужное:
размер
форма
цвет
назначение
вкус
3. Заполни схему
4. Схема обмена информацией включает в себя:
объект 1, который может быть и источником, и приёмником информации;
объект 2, который может быть и источником, и приёмником информации;
канал связи, по которому происходит передача информации в одну и другую сторону.
Назови элементный состав схемы передачи информации:
1.
2.
3.
5. Рассмотри таблицу с числовыми данными
№
Имена девочек
Рост (см)
Оля
163
Вера
150
Катя
169
Наташа
154
Марина
165
Света
149
Люба
170
Ответь на вопросы:
а) Кто выше всех? ___________________
б) Кто ниже всех? ___________________
Выпиши имена девочек в порядке увеличения их роста
1) ___________________
2) ___________________
3) ___________________
4) ___________________
5) ___________________
6) ___________________
7) ___________________
6. Дополни таблицу по образцу, пользуясь данными для справки
Имя объекта
Для каких действий с информацией служит
компьютер
для хранения, обработки и передачи информации
принтер
мышь
Данные для справки:
для ввода текстовой информации;
для вывода информации;
для управления экранными объектами.
7. Заполни схемы отношений между членами семьи
8. Дополни схему
9. а) Дополни схему
б) Дополни схему
10. Продолжи список устройств, с помощью которых можно ввести изображение в память компьютера:
цифровая камера;
______________________________
______________________________
______________________________
11. Дополни схему
Что можно выразить изображением?
12. Впиши в текст подходящее по смыслу слово
Текстовый редактор — это специальная компьютерная
, которая предназначена для и обработки текстовой информации.
13. Продолжи список возможностей графического редактора:
можно изменять размер объекта;
______________________________________________
______________________________________________
______________________________________________
14. Дополни схему
15. Заполни таблицу числовыми данными, используя текст
а) Количество букв русского алфавита — тридцать три, а латинского — двадцать пять
Имя объекта
Число объектов
б) Буква «Б» стоит второй в русском алфавите, а буква «Ю» предпоследней
Имя объекта
Порядковый номер
16. Преобразуй данные по образцу
Третье февраля 2004 года
03.02.04
Восемнадцатое мая 2007 года
Тридцать первое декабря 2005 года
Тринадцатое сентября 2001 года
17. Дополни схему
18. Приведи примеры документов:
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
19. Дополни схему
20. Выбери правильный ответ
Внешняя память компьютера — это
текстовый редактор
магнитные и лазерные диски
папка с файлами