Какое свойство ребенок познает раньше цвет или форму

Какое свойство ребенок познает раньше цвет или форму thumbnail

Татьяна
Формирование восприятия цвета и формы у детей раннего возраста

1 слайд. Добрый день, уважаемые коллеги.Сегодня мы рассматриваем достаточно интересную и важную тему: формирование восприятия цвета и формы у детей раннего возраста. Мне, как педагогу-психологу хотелось бы показать Вам небольшую часть своей работы с детьми в этом направлении.

2 слайд. Психология восприятия цвета

Существует такое понятие, как психология восприятия цвета. Так как ощущение цвета зависит от комплекса физиологических, 

психологических и культурно-социальных факторов. Зрительные рецепторы по праву считаются «частью мозга, вынесенной на поверхность тела». Неосознаваемые обработка и коррекция зрительного восприятия обеспечивает «правильность» зрения, и она же является причиной «ошибок» при оценке цвета в определённых условиях.

3 слайд. Возрастные особенности восприятия цвета.

Исследования, проведённые с детьми в возрасте 4 месяцев, показали, что они хорошо различают четыре группы цветов (красный, жёлтый, 

зелёный и синий, не дифференцируя их по оттенкам. Глаз младенца способен уже в первые недели жизни различать цвета.

4 слайд. На втором году жизни большим достижением ребенка становится зрительное сравнение предметов по цвету.  

К 2-3 годам у ребенка зрительный анализатор хорошо сформирован, и дети различают все основные цвета.

К 3-4 годам возникает потребность знать, называть и различать 5-6 различных цветов.  

Хочу учесть, что эти показатели являются нормой развития.

Поэтому без специального обучения этот процесс может затянуться и в старшем дошкольном возрасте дети не смогут избавиться от употребления в сознании «предметных цветов»например: небо синее, трава зеленая. То есть у детей происходит некое формирование своеобразных шаблонов.

5 слайд. Вступая в дошкольный возраст, ребенок владеет действиями восприятия, сложившимися в раннем детстве. Глаз детей приучается сперва к простейшим, а затем к более сложным цветосочетаниям. Дети начинают предпочитать одни цветосочетания другим,употребляют выражения: «это красиво», «это некрасиво» и т. д.

Восприятие цвета детьми тесно связано с протеканием других психических процессов и их особенностями и, следовательно, рассматривается в связи с особенностями развития ВПФ (мышления, воображения и др.)

Так, к примеру, ребенок имеющий задержку психического развития в 4-5 лет испытывают трудности при определении названия цвета.

А у детей с умственной отсталостью цветоразличение формируется значительно позже.

Некоторые умственно отсталые дети 6-7 лет не знают названий цветов.

Так для педагогов это может стать первым тревожным звоночком. Если Вы наблюдаете, что ребенок не различает цвета, то Вам необходимо оповестить своего психолога, для того чтобы он провел диагностику восприятия и выявил с чем связано данное нарушение.

Поэтому в своей работе на первом этапе я определяю способность ребенка соотносить и дифференцировать цвета, а так же названия основных цветов.

6 слайд. Самый эффективный метод работы с детьми это, конечно же, игротерапия. И вся моя работа, в том числе и формирование у детей восприятия цвета и формы, построена на игре. Самый мой любимый инструмент это игровой набор «Дары Фребеля». Я предполагаю, что такими наборами сейчас оснащены практически все сады. Я использую этот набор не только в диагностике для того что бы определить способность детей соотносить, дифференцировать, называть цвета, выявить уровень наглядно-образного мышления, но и в коррекционной и развивающей работе он мой главный помощник.

На данном слайде мной представлены цветные палочки с которыми дети играют с огромным удовольствием. Какую игру мы можем предложить детям? Здесь возможности безграничны. Как правило, я ориентируюсь на тему недели и прочитанную литературу в группе. Например, мы можем попросить детей помочь зайчику (петушку, уточке) найти палочку такого же цвета для того, чтобы построить домик, так как лиса поселилась в его избушке и жить ему теперь негде. В ходе игры диагностируем может ли ребенок соотносить цвета.

7 слайд. Здесь представлены другие дары. Грибочки и геометрические фигуры. Принцип игры может быть такой же, как и с предыдущими дарами. Только на втором этапе мы уже попросим ребенка показать желтый, зеленый, красный, синий… цвет. Соответственно то же самое правило действует и относительно фигур.

8 слайд. Мне очень нравится сочетать игровой набор «Дары Фребеля» с элементами песочной терапии. На этом слайде мы играли в игру «Зернышки для курочки». Детям нужно было найти зернышки определенного цвета, разложить их по тарелочкам соответствующих цветов и покормить курочку.

На третьем диагностическом этапе мы просим детей называть цвета, которыми они хотят покормить свою курочку.

9 слайд. Игровой набор «Цветные деревья». Этот набор я изготовила самостоятельно. Он состоит из разноцветных деревьев и набора разноцветных фигурок. Его очень любят малыши 1 младшей группы и дети имеющие нарушения ВПФ. Игра называется «Волшебный лес». Детям предлагается выбрать себе дерево и поселить в лесу сказочных жителей в соответствии с выбранным цветом. Это дети могут сделать самостоятельно, выбрав фигурки соответствующих цветов, но первоначально я рекомендую педагогу вести игру по правилам лото. (У кого живет зеленый гном? У кого живет желтая кошечка? И т. д.)

10 слайд. Эту игру вы можете использовать как с группой детей, так и индивидуально. Это в рамках нашего РМО. А если вы, к примеру, добавите зеленую кисть и зеленый мольберт. То потом в конце игры можно узнать кем же работает зеленый гномик. И самое главное преимущество этой игры в том, что она позволяет нам уйти от шаблонов. Это то о чем мы говорили ранее, что трава трава зеленая, а небо голубое.

11 слайд. Следующий Игровой набор «Цветные корзинки» Этот набор я позаимствовала у Вохринцевой с демонстрационного материала. В данный набор входят цветныекорзинки и наборы карточек: овощи, фрукты, животные, мебель, одежда и так далее.

Читайте также:  Какие свойства поваренной соли

12 слайд. В ходе игры необходимо наполнить свои корзинки картинками соответствующих цветов.

13 слайд. Игровой набор «Разноцветные квадраты». Эту игру я начинаю использовать на заключительных занятиях формирования восприятия цвета, так как она усложнена оттенками. Здесь необходимо разложить картинки в соответствии с цветом. Играть в нее можно так же по принципу лото.

Игра достаточно интересная как для младшего возраста, так и для старших дошкольников, только для них она усложняется еще и классификацией предметов.

Хотелось бы отметить, что все развивающие игры мы обязательно заканчиваем рефлексией. Очень важно проговорить, что мы делали, для чего мы это делали, и какие цвета или формы мы использовали во время своей игры.

14 слайд. Как известно цвет влияет не только на эмоциональную, но и на интеллектуальную сферу малышей. Цвет стимулирует все познавательные процессы.

Дети с малой дифференцированностью, недостаточной активностью и целенаправленностью восприятия имеют дополнительные трудности в обучении.

Поэтому очень важно своевременно (в сенситивный период) установить и развивать способность ребенка воспринимать такие признаки объектов, как цвет, форма, а так же величина и расположение в пространстве.

Именно поэтому в детские развивающие игры рекомендуется включать упражнения по цветовосприятию.

15 слайд. В заключении своего выступления, хотелось бы обратиться непосредственно к педагогам.

Уважаемые коллеги, развивая способности детей, не забывайте, что педагог не переделывает никого. Даже если очень сильно просят. Даже если очень хочется самим. Дети имеют право не знать цвета и формы, а так же бегать и кричать. Потому что это соответствует их возрастным особенностям. Детям необходимо двигаться, чтобы быть внимательными, они слышат Вас даже тогда, когда сидят к Вам спиной.

Вы должны знать и помнить, что мозг детей работает иначе, нежели мозг взрослого человека, но при этом он уникален и удивителен.

Любите и принимайте ребенка таким, какой он есть, со всеми его недостатками и достоинствами.

16 слайд. Огромное спасибо за ваше внимание.

Источник

Ирина Симонова
Восприятие цвета у детей раннего возраста

Восприятие цвета у детей раннего возраста

осприятие цвета у детей раннего возраста.

Из всех органов чувств, главнейшее значение для человека имеет зрение. Оно первым начинает активно развиваться в самом начале жизни.

Познание мира малышом начинается с восприятия цветных предметов и явлений. Полноценное умственное развитие ребенка в значительной мере зависит от его сенсорного развития.

Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятияи формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положения в пространстве, а также запахе, вкусе и т. п. Значение сенсорного развития в раннем возрасте трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.

Большинство детей поступающих в детский сад, практически не имеют понятие о цвете. Восприятие цвета у ребенка надо развивать как можно раньше, чтобы он мог ощущать всю полноту и красоту окружающего мира.

Знакомство малышей с цветом надо начинать с четырех основных цветов: красного, желтого, зеленого и синего. Только после, того как дети научатся без труда узнавать и различать эти цвета, а также называть их, можно знакомить с белым, черным оранжевым и фиолетовым цветами.

В процессе знакомства детей с цветомможно выделить следующие этапы:

• Различение цветов по принципу «такой – не такой». На этом этапе дети сравнивают предметы по цвету, прикладывая их, друг к другу.

• Зрительное соотнесение цветов – восприятие цвета на расстоянии, выбор цвета по образцу.

Закрепление представлений о цвете в слове. На этом этапе дети различают цвета по названию, не прикладывая предметы друг к другу и не сравнивая их по образцу.

В результате систематической работы направленной на восприятие цвета:

— дети успешно выделяют и учитывают цвет;

— группируют в соответствии с образцом предметы по цвету;

— начинают активно пользоваться общепринятыми словами-названиями цвета.

Для непрерывного сенсорного развития ребенка нужно регулярно поддерживать знания, которыми он обладает, озвучивать предметы, которые он видит на улице, дома. Самое простое и интересное для ребенка получать знания в игровой форме. Игры, направленные на восприятие цвета помогут научить детей различать и называть те цветовые тона, которые наиболее часто встречаются в их окружении. Осознание, цвета не является врождённым качеством. Только взрослые могут помочь детям увидеть мир красок, уловить всё разнообразие цветовых тонов и сформировать устойчивый зрительный образ цвета.

Примеры некоторых игр, направленных на развитие восприятия цвета:

Игра «Спрячь кружок».

Приготовьте лист бумаги, одна половина окрашена в красный, а другая — в желтый цвет. Объясните ребенку, что бумага двух цветов. Дайте ребенку 6-8 вырезанных из бумаги кружков (одни желтые, другие – красные). Положив желтый кружок на желтую половину листа бумаги, объясните, что кружок «спрятался», его не видно. Затем положите желтый кружок на красную половину и подчеркните, что теперь его очень хорошо видно. Попросите ребенка спрятать кружки так, чтобы их не было видно.

Игра «Собери капельки в стакан»

Перед ребенком на столе раскладываются вырезанные цветные кружочки разного цвета. Попросите ребенка собрать капельки в стакан, но перед этим взрослый положил в каждый стакан по одной капельке разного цвета,проговаривая свои действия: «В этот стаканчик положу капельку синего цвета, наберем полный стакан одинаковых капелек». На этом занятии используются цвета: красный, синий, желтый.

Игра «Разноцветные палочки»

Высыпьте перед ребенком счетные палочки и предложите разделить их на две кучки. Покажите, как следует раскладывать палочки,комментируя свои действия: «Давай разложим палочки на две кучки: сюда все такие, а сюда все такие».

Читайте также:  Каким свойством обладают только живые организмы

Когда ребенок выполнит задание, прокомментируйте результат, называя цвет палочек: «Молодец, ты отлично справился. Сюда положил все красные палочки, а сюда все зеленые».

Игра «Разложи по коробочкам»

Поставьте перед ребенком несколько маленьких коробочек и коробочку, в которой перемешаны предметы разных цветов. Предложите малышу разложить предметы по коробкам в соответствие с цветом. Начните выполнять задание, положив по одному предмету в каждую из маленьких коробочек.

Сначала предлагайте детям предметы 2-4 цветов (по 4-8 шт. одного цвета). Со временем количество предметов и цветов можно увеличивать.

Игра «Четвертый лишний»

Для проведения этой игры, нужно подобрать игрушки и предметы разных цветов.

Положите на стол четыре предмета, три из которых одного цвета, а один отличается по цвету. Предложите ребенку найти и показать лишний предмет. Затем разложите другие предметы и повторите игру.

Источник



С первых дней жизни к ребенку поступает колоссальная цветовая информация. И дети очень рано начинают обращать внимание на окраску предметов. Но мир цвета открывается ребенку не сразу, а в определенной последовательности. Сначала ребенок воспринимает только теплые цвета — красный, оранжевый, желтый; с развитием психических реакций к ним добавляется зеленый, голубой, синий, фиолетовый, и постепенно ребенку становится доступно все многообразие цветовых тонов спектра.

В три года дети знают название двух-трех основных цветов, а узнают и соотносят четыре-пять цветов. Часто малонасыщенные цвета дети называют «белыми»: недостаточное восприятие слабонасыщенных цветов влияет и на их называние. Это говорит о том, что с детьми необходимо проводить специальную работу по развитию цветовосприятия и цветоразличения.

Ребенок, по выражению К. Д. Ушинского, «мыслит формами, красками, звуками, ощущениями вообще». При работе над цветовосприятием и цветоразличением необходимо исключить хаотические цветовые и световые эффекты, т. к. психика ребенка может не выдержать подобной информации, следствием чего станут неврозы. Дошкольники, как правило, связывают цвет с образом предмета: зеленый — трава, елочка; желтый — солнышко, цыпленок; синий — море, и т. п. Поэтому при работе по развитию цветовосприятия главное — использование естественных форм. Восприятие цвета отличаются от восприятия форм и размера прежде всего тем, что оно может осуществляться только при помощи зрительной ориентировки. Иными словами, цвет обязательно нужно УВИДЕТЬ. Когда два цвета вплотную прилегают друг к другу ребенок может увидеть их одинаковость или неодинаковость. На этом этапе можно рекомендовать задания типа: «Подбери к каждой чашке блюдца такого цвета»; Посади каждую бабочку на цветок такого же цвета» и т. п.

В ходе работы по развитию у детей цветовосприятия и цветоразличения можно проводить профилактику целого ряда заболеваний. Знания о цветолечении дошли до нашего времени из глубокой древности. Сейчас их углубляют, проводя научные исследования. Интересные рекомендации по цветолечению детей даны в книге Т. Г. Глушанок и Л. Н. Волковой «Тайны здоровья ребенка».

Возможности ребенка младшего дошкольного возраста по цветовосприятию ицветоразличению:

‒ Различение и называние основных цветов спектра (красный, оранжевый, желтый, зеленый, синий, голубой, фиолетовый), коричневый, черный;

‒ Соотнесение предметов по признаку цвета;

‒ Нахождение в окружающем пространстве заданный цвет или оттенок (светлый, темный);

Возможности ребенка старшего дошкольного возраста по цветовосприятию ицветоразличению:

‒ Называние основных цветов и их оттенков по насыщенности и светлоте;

‒ Различение контрастных и смежных цветов;

‒ Соотнесение цвета, как признака предметов и явлений окружающего мира;

‒ Нахождение предметов заданного цвета и оттенка в окружающем пространстве;

‒ Различение цвета одного или нескольких движущихся объектов.

Знакомство с цветом стимулирует работу зрительного анализатора, активизирует зрительные реакции на цветовой раздражитель, способствует зрительному анализу и синтезу предметов, обогатит ребенка зрительными впечатлениями, подарит яркие образы, помогут в воспитании художественного вкуса [1].

Игры, способствующие развитию цветовосприятия ицветоразличения:

«Подбери по цвету»;

«Назови все предметы в окружающем пространстве данного цвета»;

«Цветик-семицветик»;

«Радуга»»

«Назови оттенки одного цвета»»

«Выложи цветовые дорожки по образцу»;

«Разноцветные бусы»;

«Определи холодные и теплые цвета и оттенки»;

«Найди контрастные и смежные цвета»

«Сортировка предметов по цвету»

«Подбери цвета всех времен года»

‒ «Какого цвета не стало?»

«Какой цвет лишний?»

«Одень куклу в одежды одного тона» и т. д.

Большинство отечественных ученых выделяют форму как наиболее информативный признак при восприятии объекта. Проведенное изучение особенностей развития представлений о форме у детей с косоглазием и амблиопией показало, что даже на пятом году жизни у них не сформированы действия сличения и различения, а также соотнесение формы геометрических фигур с формой реальных предметов и их изображений.

Тактильно-зрительный способ обследования предметов окружающего мира является наиболее активной формой зрительного восприятия, который дает возможность успешно анализировать форму предметов и сопоставлять ее с геометрическими эталонами. Наряду с этим способом включается в процесс зрительного восприятия тактильно-двигательный и зрительно-двигательный способы обследования.

Совокупность этих трех способов предметного обследования дает ребенку возможность наиболее полного восприятия формы.

Получив результаты обследования, можно приступить к решению следующих задач:

  1. Закреплять знания детей о формах, их элементах признаках и свойствах;
  2. Упражнять в умении видеть формы геометрических фигур в окружающих предметах;
  3. Упражнять в различении и группировки геометрических фигур;
  4. Учить соотносить объемные фигуры с их изображением на плоскости и наоборот;
  5. Учить конструировать из одних геометрических фигур другие.

Формирование представлений о форме у детей с нарушением зрения — длительный процесс. Поэтому знакомство и освоение различных форм проходит в несколько этапов:

На первомдети знакомятся с кругом. квадратом, треугольником, овалом, прямоугольником, ромбом, многоугольником.

Читайте также:  Основные свойства каких аминов слабее чем у аммиака

В процессе зрительно-осязательного обследования они учатся выделять признаки этих фигур и словесно их обозначать. С этой целью проводятся такие дидактические игры, как «Чудесный мешочек», «найди фигуру по описанию», «Дорисуй фигуру», Выложи фигуру из палочек» и т. д. Дети комментируют свои действия и доказывают правильность выбора. Затем задаются параметры фигуры (цвет, форма, величина), по которым дети находят и описывают ее (например, большой белый квадрат и т. п.) [2].

Знакомство с формой лучше начинать не с объемной, а с плоскостной фигуры. Они являются более обобщенными по сравнению с объемными. Они отображают наиболее существенную для восприятия сторону формы предмета — его контур и могут быть использованы в качестве образцов при восприятии формы и объемных и плоскостных предметов. Так, круг выражает особенности формы мяча и тарелки. Это дает основание использовать в процессе сенсорного воспитания в качестве эталонов формы именно плоскостные фигуры. Введение же наряду с ними объемных фигур (шара, куба и других) может вызвать лишь дополнительные трудности.

Когда дети усвоят признаки геометрических фигур надо начинать учить их соотносить с формой реальных предметов и их изображений. Предлагаются игры, направленные на развитие умения выделять геометрические фигуры на рисунке и в окружающей обстановке: «Заколдованные овощи и фрукты», «Что бывает круглое (квадратное, треугольное и т. п.) и т. д.

На завершающей стадии детям предлагаются следующие игры и упражнения: «Какая фигура лишняя», «Зрительный (слуховой) диктант», «Сравни фигуры», «Продолжи цепочку», «Нарисуй недостающую фигуру».

На втором этапе у дошкольников формируют умения зрительно находить в реальных предметах знакомые геометрические формы. Важно научить детей давать подробные словесные описания каждой части сложной формы, а также узнавать их по словесному описанию. Это осуществляется в следующих дидактических играх: «Геометрическая мозаика», «Разрезные картинки», «Сложи узор (Б. Н. Никитин).

На третьем этапе детей 6–7 лет надо знакомить с объемными геометрическими телами — шаром, кубом, конусом, цилиндром и т. д. В это время дошкольники учатся находить и называть элементы многогранника (вершина, основание, грань), соотносить объемные геометрические тела с их изображениями на плоскости, расчленять сложные предметы на составляющие их формы (например, у неваляшки части тела — шары разной величины). Рекомендуется проводить такие игры, как «Фотограф», «Подбери тень к фигуре», «Подбери и расставь предметы по схеме», «Их каких объемных тел состоит предмет» [3].

На четвертом этапе формируются навыки зрительного анализа, умение видоизменять и расчленять геометрические фигуры, конструировать из одних фигур другие. Особое место в это время занимают «Танграм», «Волшебный квадрат», «Колумбово яйцо» и др. Игры интересны детям, т. к. их увлекает результат.

Обучающая и коррекционно-развивающая направленность игр и заданий обеспечивает освоение программы в разделе «Форма», положительную динамику развития психических процессов ребенка, высокий уровень готовности к обучению в школе.

Все предметы окружающего мира неодинаковы. Одни отличаются друг от друга по высоте, другие — по длине, третьи — по ширине или по всем трем признакам сразу. И поскольку величина — относительное свойство, ее точное определение производится при помощи условных мер. Система мер сознательно устанавливаться людьми, причем за основу может быть принята любая произвольная единица. Но в области восприятия мы не всегда пользуемся метрической системой. Величина предмета обычно устанавливается в зависимости от места, занимаемого им в ряду однородных предметов. Так, большая собака — это собака, которая больше большинства других собак. Но при этом она намного меньше маленького слона.

Таким образом, в качестве эталонов величины выступают представления об отношениях по величине между предметами, обозначаемые словами, указывающими на место предмета в ряду других («большой», «маленький», «самый большой» и т. д.). Усложнение этих представлений заключается в постепенном переходе от сравнения двух-трех предметов к сравнению многих предметов, образующих ряд убывающих или возрастающих величин.

Сначала дошкольников знакомят с основными образцами, а позднее — с их разновидностями. Важно, чтобы взрослый, показывая и называя их, предлагал детям задания, направленные на сопоставление разных эталонов между собой, подбор одинаковых, закрепление каждого эталона в памяти, например, «Построй пирамидку», «Собери снеговика», «Построй лесенку», Выложи последовательно от большого к малому и наоборот», «Расставь по росту людей (животных), «Подбери лыжникам палки и лыжи по величине» и т. д.

Формированию представлений о величине способствует выстраивание предметов в ряды убывающей или нарастающей величины. При этом сначала ребенок ориентируется на общую форму образца, а потом начинает осознавать отношения между элементами (каждый следующий элемент больше или меньше предыдущего).

Аналитическое восприятие величины связано не с выделением и объединением частей сложного целого, а с выделением разных измерений величины предмета — длины, ширины, высоты. Но нельзя длину или ширину отделить от самого предмета. Поэтому правильным путем является сопоставление предметов по данным измерениям. При этом нельзя забывать, что сами измерения предмета носят относительный характер: их определение зависит от его положения в пространстве.

Литература:

  1. Григорьева Л. П., Блинникова И. В., Бернадская М. Э., Солнцева О. Г. Развитие восприятия ребенка. // Пособие для коррекционных занятий с детьми с ослабленным зрением в семье, детском саду, начальной школе. — М.: «Школа-Пресс», 2001.
  2. Плаксина Л. И. Развитие зрительного восприятия у детей с нарушением зрения. — М., 1985.
  3. Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений 4 вида под ред. Л. И. Плаксиной. — М.: Издательство «Экзамен», 2005.

Основные термины (генерируются автоматически): цвет, ребенок, фигура, предмет, окружающий мир, окружающее пространство, развитие цветовосприятия, Какой цвет, зрительный анализ, зрительное восприятие.

Источник