Какое свойство прямой позволяет обозначать ее

Какое свойство прямой позволяет обозначать ее thumbnail

Глава 1. Простейшие геометрические фигуры и их свойства

В этой главе рассматриваются знакомые вам из курса математики геометрические фигуры: точки, прямые, отрезки, лучи и углы.

Вы узнаете больше о свойствах этих фигур. Некоторые из этих свойств научитесь доказывать. Слова определение, теорема, аксиома станут для вас привычными, понятными и часто употребляемыми.

§ 1. Точки и прямые

Точка — самая простая геометрическая фигура. Это единственная фигура, которую нельзя разбить на части. Например, каждая из фигур, изображённых на рисунке 11, разбита на части. И даже о фигуре, изображённой на рисунке 12, состоящей из двух точек, можно сказать, что она состоит из двух частей: точки A и точки B.

На рисунке 13 изображены прямая a и две точки A и B. Говорят, что точка A принадлежит прямой a, или точка A лежит на прямой a, или прямая a проходит через точку A и, соответственно, точка B не принадлежит прямой a, или точка B не лежит на прямой a, или прямая a не проходит через точку B.

Прямая — это геометрическая фигура, обладающая определёнными свойствами.

Какое свойство прямой позволяет обозначать ее

Основное свойство прямой

Через любые две точки можно провести прямую, и притом только одну.

Это утверждение называют аксиомой (что такое аксиома, вы узнаете в § 6).

Рис. 14

Какое свойство прямой позволяет обозначать ее

Здесь и в дальнейшем, говоря «две точки», «три точки», «две прямые» и т. д., будем иметь в виду, что это разные точки и разные прямые. Случай их совпадения будем оговаривать особо.

Почему это свойство прямой — основное?

Через точки A и B можно провести много различных линий (рис. 14). Прямая же задаётся этими точками однозначно. В этом и состоит суть основного свойства прямой.

Это свойство позволяет обозначать прямую, называя две любые её точки. Так, прямую, проведённую через точки M и N, называют «прямая MN» (или «прямая NM»).

Если хотят разъяснить смысл какого-либо слова (термина), то используют определения. Например:

1)часами называют прибор для измерения времени;

2)геометрия — это раздел математики, изучающий свойства фигур.

Определения есть и в геометрии.

Какое свойство прямой позволяет обозначать ее

Определение

Две прямые, имеющие общую точку, называют пересекающимися.

Рис. 15

Какое свойство прямой позволяет обозначать ее

На рисунке 15 изображены прямые a и b, пересекающиеся в точке O.

Часто справедливость (истинность) какого-либо факта приходится устанавливать с помощью логических рассуждений.

Рассмотрим такую задачу. Известно, что все жители Геометрической улицы — математики. Женя живёт по адресу: ул. Геометрическая, 5. Является ли Женя математиком?

Из условия задачи следует, что Женя живёт на Геометрической улице. А поскольку все жители этой улицы математики, то Женя — математик.

Приведённые логические рассуждения называют доказательством того факта, что Женя — математик.

В математике утверждение, истинность которого устанавливают с помощью доказательства, называют теоремой.

Какое свойство прямой позволяет обозначать ее

Теорема 1.1

Любые две пересекающиеся прямые имеют только одну общую точку.

Рис. 16

Какое свойство прямой позволяет обозначать ее

Доказательство

Пусть пересекающиеся прямые a и b, помимо общей точки A, имеют ещё одну общую точку B (рис. 16). Тогда через две точки A и B проходят две прямые. А это противоречит основному свойству прямой. Следовательно, наше предположение о существовании второй точки пересечения прямых a и b неверно. Какое свойство прямой позволяет обозначать ее

Какое свойство прямой позволяет обозначать ее

  1. Какую фигуру нельзя разбить на части?
  2. Сформулируйте основное свойство прямой.
  3. Какое свойство прямой позволяет обозначать её, называя любые две точки прямой?
  4. Для чего используют определения?
  5. Какие две прямые называют пересекающимися?
  6. Как называют утверждение, истинность которого устанавливают с помощью доказательства?
  7. Сформулируйте теорему о двух пересекающихся прямых.

Какое свойство прямой позволяет обозначать ее

Практические задания

Какое свойство прямой позволяет обозначать ее

1.Проведите прямую, обозначьте её буквой m. Отметьте точки A и B, лежащие на этой прямой, и точки C, D, E, не лежащие на ней.

2.Отметьте точки M и K и проведите через них прямую. Отметьте на этой прямой точку E. Запишите все возможные обозначения полученной прямой.

3.Проведите прямые a и b так, чтобы они пересекались. Обозначьте точку их пересечения буквой C. Принадлежит ли точка C прямой a? Прямой b?

4.Отметьте три точки так, чтобы они не лежали на одной прямой, и через каждую пару точек проведите прямую. Сколько образовалось прямых?

5.Отметьте четыре точки, никакие три из которых не лежат на одной прямой.

Какое свойство прямой позволяет обозначать ее

6.Проведите три прямые так, чтобы каждые две из них пересекались. Отметьте точки пересечения этих прямых. Сколько можно получить точек пересечения?

7.Отметьте четыре точки так, чтобы при проведении прямой через каждые две из них на рисунке образовалось: 1) одна прямая; 2) четыре прямых; 3) шесть прямых. Проведите эти прямые.

Какое свойство прямой позволяет обозначать ее

Упражнения

Какое свойство прямой позволяет обозначать ее

8.Пользуясь рисунком 17:

1)определите, пересекаются ли прямые a и MK.

2)укажите все отмеченные точки, принадлежащие прямой a; прямой MK;

3)укажите все отмеченные точки, не принадлежащие прямой a; прямой MK;

4)укажите все отмеченные точки, принадлежащие прямой a, но не принадлежащие прямой MK;

9.Пользуясь рисунком 18, укажите:

1)какие из отмеченных точек принадлежат прямой p, а какие не принадлежат ей;

2)каким прямым принадлежит каждая из точек A, B, C, D и E;

3)какие прямые проходят через каждую из точек C, B и A;

4)в какой точке пересекаются прямые k и p, m и k;

5)в какой точке пересекаются три из четырёх изображённых на рисунке прямых.

Рис. 17

Рис. 18

Какое свойство прямой позволяет обозначать ее

Какое свойство прямой позволяет обозначать ее

Какое свойство прямой позволяет обозначать ее

10.Точка C принадлежит прямой AB. Являются ли различными прямые AB и AC  ? Ответ обоснуйте.

11.Провели четыре прямые, каждые две из которых пересекаются, причём через каждую точку пересечения проходят только две прямые. Сколько точек пересечения при этом образовалось?

Какое свойство прямой позволяет обозначать ее

12.Как надо расположить шесть точек, чтобы они определяли шесть прямых?

13.Данную прямую пересекают четыре прямые. Сколько может образоваться точек пересечения этих прямых с данной?

14.Провели четыре прямые, каждые две из которых пересекаются. Сколько точек пересечения может образоваться?

15.Провели пять прямых, каждые две из которых пересекаются. Каково наименьшее возможное количество точек пересечения этих прямых? Какое наибольшее количество точек пересечения может образоваться?

Какое свойство прямой позволяет обозначать ее

16.Можно ли провести шесть прямых и отметить на них 11 точек так, чтобы на каждой прямой было отмечено ровно четыре точки?

17.На плоскости проведены три прямые. На первой прямой отметили пять точек, на второй — семь точек, а на третьей — три точки. Каким может быть наименьшее количество отмеченных точек?

18.Можно ли отметить несколько точек и провести несколько прямых так, чтобы на каждой прямой лежало ровно три отмеченные точки и через каждую точку проходило ровно три из проведённых прямых?

Рис. 19

Какое свойство прямой позволяет обозначать ее

Какое свойство прямой позволяет обозначать ее

Наблюдайте, рисуйте, конструируйте, фантазируйте

19.Из фигурок, имеющих вид уголка (рис. 19), сложите квадрат.

Источник

Ïðÿìàÿ ëèíèÿ — îäíî èç ôóíäàìåíòàëüíûõ ïîíÿòèé ãåîìåòðèè.

Íàãëÿäíî ïðÿìóþ ëèíèþ ìîæåò ïðîäåìîíñòðèðîâàòü òóãî íàòÿíóòûé øíóð, êðîìêà ñòîëà, êðàé ëèñòà áóìàãè, ìåñòî, ñîåäèíåíèÿ äâóõ ñòåí êîìíàòû, ëó÷ ñâåòà. Ïðè íà÷åðòàíèè ïðÿìûõ ëèíèé íà ïðàêòèêå ïðèìåíÿþò ëèíåéêó.

 Ïðÿìîé ëèíèè ïðèñóùè òàêèå õàðàêòåðíûå îñîáåííîñòè:

1.Ó ïðÿìîé ëèíèè íåò íè íà÷àëà íè êîíöà, òî åñòü îíà áåñêîíå÷íà. Ñóùåñòâóåò âîçìîæíîñòü íà÷åðòèòü òîëüêî åå ÷àñòü.

Ïîíÿòèå ïðÿìîé, åå ñâîéñòâà.

2.×åðåç äâå ïðîèçâîëüíûå òî÷êè ìîæíî ïðîâåñòè ïðÿìóþ ëèíèþ, è ïðèòîì òîëüêî îäíó.

3. ×åðåç ïðîèçâîëüíóþ òî÷êó ìîæíî ïðîâåñòè íå îãðàíè÷åííîå êîëè÷åñòâî ïðÿìûõ íà ïëîñêîñòè.

4.Äâå íåñîâïàäàþùèå ïðÿìûå íà ïëîñêîñòè èëè ïåðåñåêàþòñÿ â åäèíñòâåííîé òî÷êå, èëè îíè ïàðàëëåëüíû.

Äëÿ îáîçíà÷åíèÿ ïðÿìîé ëèíèè èñïîëüçóþò èëè îäíó ìàëóþ áóêâó ëàòèíñêîãî àëôàâèòà, èëè äâå áîëüøèå áóêâû, íàïèñàííûå â äâóõ ðàçëè÷íûõ ìåñòàõ ýòîé ïðÿìîé.

Ïîíÿòèå ïðÿìîé, åå ñâîéñòâà.

Åñëè íà ïðÿìîé ëèíèè óêàçàòü òî÷êó, òî â ðåçóëüòàòå ïîëó÷èì äâà ëó÷à:

Ïîíÿòèå ïðÿìîé, åå ñâîéñòâà.

Ëó÷îì íàçûâàþò ÷àñòü ïðÿìîé ëèíèè, îãðàíè÷åííóþ ñ îäíîé ñòîðîíû. Äëÿ îáîçíà÷åíèÿ ëó÷à ïðèìåíÿþò èëè îäíó ìàëóþ áóêâó ëàòèíñêîãî àëôàâèòà, èëè äâå áîëüøèå áóêâû, èç êîòîðûõ îäíà îáîçíà÷àåòñÿ â íà÷àëå ëó÷à.

Ïîíÿòèå ïðÿìîé, åå ñâîéñòâà.

×àñòü ïðÿìîé, îãðàíè÷åííàÿ ñ îáåèõ ñòîðîí, èìåíóþò åå îòðåçêîì. Îòðåçîê, êàê è ïðÿìàÿ ëèíèÿ, îáîçíà÷àåòñÿ èëè îäíîé áóêâîé, èëè äâóìÿ.  ïîñëåäíåì ñëó÷àå ýòè áóêâû óêàçûâàþò êîíöû îòðåçêà.

Ïîíÿòèå ïðÿìîé, åå ñâîéñòâà.

Ëèíèþ, ñôîðìèðîâàííóþ íåñêîëüêèìè îòðåçêàìè, íå ëåæàùèìè íà îäíîé ïðÿìîé, ïðèíÿòî íàçûâàòü ëîìàíîé. Êîãäà êîíöû ëîìàíîé ñîâïàäàþò, òî òàêàÿ ëîìàíàÿ èìåíóåòñÿ çàìêíóòîé.

  

Êàëüêóëÿòîðû ïî ãåîìåòðèè

Ïîìîùü â ðåøåíèè çàäà÷ ïî ãåîìåòðèè, ó÷åáíèê îíëàéí (âñå êàëüêóëÿòîðû ïî ãåîìåòðèè).
Êàëüêóëÿòîðû ïî ãåîìåòðèè
  

Ãåîìåòðèÿ 6,7,8,9,10,11 êëàññ, ÅÃÝ, ÃÈÀ

Îñíîâíàÿ èíôîðìàöèÿ ïî êóðñó ãåîìåòðèè äëÿ îáó÷åíèÿ è ïîäãîòîâêè â ýêçàìåíàì, ÃÂÝ, ÅÃÝ, ÎÃÝ, ÃÈÀ
Ãåîìåòðèÿ 6,7,8,9,10,11 êëàññ, ÅÃÝ, ÃÈÀ
  

Ïðÿìàÿ ëèíèÿ. Óðàâíåíèå ïðÿìîé.

Îñíîâíàÿ èíôîðìàöèÿ ïî êóðñó ãåîìåòðèè äëÿ îáó÷åíèÿ è ïîäãîòîâêè â ýêçàìåíàì, ÃÂÝ, ÅÃÝ, ÎÃÝ, ÃÈÀ
Ïðÿìàÿ ëèíèÿ. Óðàâíåíèå ïðÿìîé.

Источник