Какое свойство отражает сущность понятия юмор
Ñóùíîñòü ïîíÿòèÿ «þìîð», êðàòêàÿ õàðàêòåðèñòèêà òåõíîëîãèé. Ôóíêöèè þìîðà: îòðàæåíèå äåéñòâèòåëüíîñòè, ñïëî÷åííîñòü ñ ãðóïïîé, ñíÿòèå íàïðÿæåíèÿ. Ïîëèòè÷åñêèé àíåêäîò, ïëàêàò, êàðèêàòóðà è ÷àñòóøêà. Èçáèðàòåëüíûå êàìïàíèè, âûñìåèâàíèå îïïîíåíòîâ.
Îòïðàâèòü ñâîþ õîðîøóþ ðàáîòó â áàçó çíàíèé ïðîñòî. Èñïîëüçóéòå ôîðìó, ðàñïîëîæåííóþ íèæå
Ñòóäåíòû, àñïèðàíòû, ìîëîäûå ó÷åíûå, èñïîëüçóþùèå áàçó çíàíèé â ñâîåé ó÷åáå è ðàáîòå, áóäóò âàì î÷åíü áëàãîäàðíû.
Ïîäîáíûå äîêóìåíòû
Ñîäåðæàíèå, ðîëü, ôîðìû è âèäû ïîëèòè÷åñêèõ òåõíîëîãèé â èçáèðàòåëüíîì ïðîöåññå. Ïîëèòè÷åñêèé ìåíåäæìåíò è ìàðêåòèíã. Ôîðìèðîâàíèå èìèäæà ïîëèòè÷åñêèõ äåÿòåëåé è îáùåñòâåííûõ îðãàíèçàöèé Ïîëèòè÷åñêèå òåõíîëîãèè â èçáèðàòåëüíîé êàìïàíèè Ðîñòîâñêîé îáëàñòè.
äèïëîìíàÿ ðàáîòà [84,1 K], äîáàâëåí 01.08.2016
Ðàçíîâèäíîñòè «ãðÿçíûõ» ïîëèòè÷åñêèõ òåõíîëîãèé. Ðàñïðîñòðàíåíèå êîìïðîìåòèðóþùèõ êîíêóðåíòà ìàòåðèàëîâ, íå ñîîòâåòñòâóþùèõ äåéñòâèòåëüíîñòè. Òàêòèêà «ðàñòàñêèâàíèÿ ãîëîñîâ». Ðåãëàìåíòèðîâàíèå ïðàâèë àãèòàöèè. Áîðüáà ñ èñïîëüçóåìûìè ãðÿçíûìè òåõíîëîãèÿìè.
êóðñîâàÿ ðàáîòà [647,9 K], äîáàâëåí 29.03.2015
Ñóùíîñòü ïîíÿòèÿ «ïîëèòè÷åñêèé ïðîöåññ», åãî îñíîâíûå ñóáúåêòû (àêòîðû). Êðàòêàÿ õàðàêòåðèñòèêà ãëàâíûõ óðîâíåé ïîëèòè÷åñêîãî ïðîöåññà. Ôîðìèðîâàíèå îðãàíîâ ïîëèòè÷åñêîé ñèñòåìû, âîñïðîèçâåäåíèå å¸ êîìïîíåíòîâ è ïðèçíàêîâ, ïðèíÿòèå è èñïîëíåíèå ðåøåíèé.
êîíòðîëüíàÿ ðàáîòà [24,8 K], äîáàâëåí 05.04.2013
Èñòîðèÿ è îñíîâíûå ýòàïû ðàçâèòèÿ ïàáëèê ðèëåéøíç â ïîëèòè÷åñêîé ñôåðå, èñïîëüçóåìûå ïðèåìû è ìåòîäû, õàðàêòåð âîçäåéñòâèÿ íà ýëåêòîðàò. Ñîâðåìåííûå èçáèðàòåëüíûå òåõíîëîãèè ñâÿçåé ñ îáùåñòâåííîñòüþ. Ïîëèòè÷åñêèé PR íà ïðèìåðå ïîëèòè÷åñêèõ äåÿòåëåé ÑØÀ.
êîíòðîëüíàÿ ðàáîòà [43,4 K], äîáàâëåí 28.04.2013
Ïîëèòè÷åñêèé ðåæèì êàê ÿâëåíèå ïîëèòè÷åñêîé æèçíè è ïîëèòè÷åñêîé ñèñòåìû îáùåñòâà â öåëîì. Ïîðÿäîê ïîëèòè÷åñêèõ îòíîøåíèé, ñòåïåíü ïîëèòè÷åñêîé ñâîáîäû, îáðàç ïðàâëåíèÿ, ôóíêöèîíàëüíàÿ õàðàêòåðèñòèêà. Êëàññèôèêàöèîííûå êðèòåðèè ïîëèòè÷åñêèõ ðåæèìîâ.
ðåôåðàò [23,0 K], äîáàâëåí 25.07.2010
Ïîíÿòèå «ïîëèòè÷åñêèé ðåæèì». Õàðàêòåð âçàèìîñâÿçè ãîñóäàðñòâåííîé âëàñòè è èíäèâèäà. Óðîâåíü ðàçâèòèÿ è èíòåíñèâíîñòü îáùåñòâåííî-ïîëèòè÷åñêèõ ïðîöåññîâ. Ñòðóêòóðà ïðàâÿùåé ýëèòû. Òîòàëèòàðíûé ïîëèòè÷åñêèé ðåæèì. Àâòîðèòàðèçì êàê ïîëèòè÷åñêèé ðåæèì.
êîíòðîëüíàÿ ðàáîòà [26,3 K], äîáàâëåí 03.03.2013
Ðàññìîòðåíèå ïîíÿòèÿ, îñíîâíûõ ýëåìåíòîâ, òèïîâ è ìåòîäîâ ïëàíèðîâàíèÿ èçáèðàòåëüíîé êàìïàíèè. Èñïîëüçîâàíèå îðãàíèçàöèîííî-ïîëèòè÷åñêèõ, èíôîðìàöèîííî-êîììóíèêàòèâíûõ, ïñèõîëîãî-èìèäæìåéêåðñêèõ è ñîöèîëîãè÷åñêèõ òåõíîëîãèé â ïðîöåññå åå ïðîâåäåíèÿ.
ðåôåðàò [28,5 K], äîáàâëåí 14.08.2010
Îïðåäåëåíèå ïîíÿòèÿ «ïîëèòè÷åñêèé ðåæèì» è åãî êîìïîíåíòîâ. Âçàèìîîòíîøåíèÿ ìåæäó ïàðëàìåíòîì, ïðàâèòåëüñòâîì è ýëåêòîðàòîì. Âîçíèêíîâåíèå è ïðèçíàêè òîòàëèòàðèçìà. Àâòîðèòàðíûé ðåæèì, åãî ñóùíîñòü. Õàðàêòåðèñòèêà äåìîêðàòè÷åñêîãî ïîëèòè÷åñêîãî ðåæèìà.
êóðñîâàÿ ðàáîòà [132,5 K], äîáàâëåí 20.08.2014
Îñíîâíûå êîìïîíåíòû ïîëèòè÷åñêîãî ðåæèìà: ôîðìà è ðîëü ãîñóäàðñòâà, ïðèíöèï ëåãèòèìíîñòè, ñòðóêòóðà èíñòèòóòîâ, ïàðòèéíûå è èçáèðàòåëüíûå ñèñòåìû. Äåìîêðàòè÷åñêèé ïîëèòè÷åñêèé ðåæèì, åãî îòëè÷èòåëüíûå ÷åðòû. Ïîëèòè÷åñêèé ðåæèì ñîâðåìåííîé Ðîññèè.
êóðñîâàÿ ðàáîòà [34,1 K], äîáàâëåí 21.10.2014
Ïîíÿòèå, ñóùíîñòü, èñòî÷íèêè, ôîðìû, ñòðóêòóðà, ñîäåðæàíèå, ñïîñîáû ïðåäîòâðàùåíèÿ, ðåãóëèðîâàíèÿ è ðàçðåøåíèÿ ïîëèòè÷åñêèõ êîíôëèêòîâ, àíàëèç èõ îñîáåííîñòåé â Ðîññèè. Õàðàêòåðèñòèêà, ýòàïû è ïðè÷èíû ðåâîëþöèé è ðåôîðì êàê òèïîâ ïîëèòè÷åñêèõ ïðîöåññîâ.
ðåôåðàò [24,2 K], äîáàâëåí 10.02.2010
- ãëàâíàÿ
- ðóáðèêè
- ïî àëôàâèòó
- âåðíóòüñÿ â íà÷àëî ñòðàíèöû
- âåðíóòüñÿ ê ïîäîáíûì ðàáîòàì
Таблица 2. Типы акцентуаций характера по А.Е. Личко
Существуют и другие классификации типов характера.
Например, широко известна типология характера, построенная на основе отношения человека к жизни, обществу и нравственным ценностям. Ее автор Э.Фромм, который назвал данную классификацию социальной типологией характеров [3]. По мнению автора этой концепции, социальный характер определяет мышление, эмоции и действия индивидов. Различные классы и группы людей, существующих в обществе, обладают своим социальным характером.
Обобщив данные наблюдений за поведением различных людей и соотнеся их с практикой работы в клинике Э.Фромм вывел следующие основные типы социальных характеров.
1. «Мазохист-садист» — это тип человека, склонного видеть причины своих жизненных успехов и неудач, а также причины наблюдаемых социальных явлений не в складывающихся обстоятельствах, а в людях. Стремясь устранить эти причины, он направляет свою агрессию на человека, который представляется ему причиной неудачи. Такой человек особенно опасен для окружающих, когда он получает над ними власть: он начинает их терроризировать, исходя при этом из «благих намерений».
2. «Разрушитель» — характеризуется выраженной агрессивностью и активным стремлением к устранению, уничтожению объекта, вызвавшего фрустрацию, крушение надежд у данного человека. К разрушительности как к средству разрешения своих жизненных проблем обычно обращаются люди, которые испытывают чувство тревоги и бессилия, ограничены в реализации своих интеллектуальных и эмоциональных возможностей.
3. «Конформист — автомат» — такой индивид, столкнувшись с трудноразрешимыми социальными и личными проблемами, перестает быть самим собой. Он беспрекословно подчиняется обстоятельствам, обществу любого типа, требованиям социальной группы, быстро усваивая тот тип мышления и способ поведения, который свойственен большинству людей в данной ситуации. У такого человека почти никогда нет ни собственного мнения, ни выраженной социальной позиции. Он фактически утрачивает собственное «Я», свою индивидуальность и привык испытывать именно те чувства, какие от него ожидаются в определенных ситуациях [3]. Типология социальных характеров людей, предложенная Э.Фроммом, достаточно правдиво отражает типы характеров значительной части людей, живущих в современном обществе, и поэтому, несмотря на то, что она была разработана почти 60 лет назад, представляет интерес в наши дни в связи с тем, что наше российское общество в настоящее время проходит через исторический этап своего развития, похожий на тот, в который создавалась типология социальных характеров Э.Фромма.
характер сензивный акцентуация социальный
Заключение
Итак, характер — это индивидуальное сочетание наиболее устойчивых, существенных, приобретенных особенностей личности, проявляющихся в поведении человека, в определенном отношении: к себе; к другим людям; к порученному делу; готовность преодолевать препятствия, душевную и физическую боль, степень настойчивости, самостоятельности, решительности, дисциплинированности (волевые качества).
Характер трансситуативен, т.е. в разных ситуациях поведение человека достаточно типично для него.
Характер имеет определенные свойства. Среди свойств характера следует различать общие (глобальные) и частные. Общие свойства воздействуют на целый ряд поведенческих проявлений. Частные свойства характера, влияют на локальные ситуации,
У каждого человека обязательно должны быть центральные свойства характера, их называют глубинными.
Отдельные свойства характера зависят друг от друга, взаимосвязаны и образуют целостную организацию, которую называют структурой характера. В ней выделяют определенные группы черт.
Под чертой характера понимают те или иные особенности личности человека, которые систематически проявляются в различных видах его деятельности и по которым можно судить о его возможных поступках в определенных условиях.
К основным, ведущим чертам характера относят те, которые задают общую направленность развития всего комплекса его проявлений (устойчивые потребности, установки, интересы, склонности, идеалы, цели), а второстепенные — это те, которые определяются основными.
В отечественной психологии чаще всего встречается два подхода классификации черт характера. В одном случае все черты характера связывают с психическими процессами и поэтому в связи с генезисом характера различают 3 группы черт: интеллектуальные черты; эмоциональные черты; волевые черты.
В другом случае черты характера рассматриваются в соответствии с направленностью личности. Причем содержание направленности личности проявляется в отношении к людям, деятельности, окружающему миру и себе.
Характер является прижизненным образованием. Это означает, что он формируется после рождения человека. Факторов, под влиянием которых складываются черты характера несколько. Это:
стиль общения взрослых друг с другом;
способ обращения взрослых с самим ребенком;
система поощрений и наказаний, применяемых в процессе воспитания;
средства массовой информации: печать, радио, телевидение, Интернет;
общественные условия и конкретные жизненные обстоятельства;
труд.
Несмотря на то, что характер относят к индивидуальным особенностям личности, в структуре характера можно выделить общие черты для определенной группы людей. Соответственно под типом характера следует понимать выражение в индивидуальном характере черт, общих для некоторой группы людей. Следовательно, типология характеров, как правило, строится на существовании определенных типических черт. Типическими называются черты и проявления характера, которые являются общими и показательными для некоторой группы людей.
Одной из наиболее известных и ранних типологий является типология, предложенная немецким психиатром и психологом Э. Кречмером в начале ХХ века. Несколько позже аналогичную попытку предпринял его американский коллега У. Шелдон, а в наши дни — Э. Фромм, К. Леонгард, А.Е. Личко и ряд других ученых.
Список литературы
1. Аверин В.А. Психология личности: Учебное пособие.- СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2001.
2. Бавдурка А. М., Бочарова С. П., Землянская Е. В. Б23 Психология управления. — Харьков: ООО «Фортуна-пресс», 1998.
3. Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник для вузов.- СПб.: Питер, 2008.
4. Немов Р.С. Психология. Общие основы психологии: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений.- М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.
5. Психология для студентов вузов / под общей ред. профессора Е.И. Рогова.- Москва: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2004.
6. Столяренко Л.Д. Психология: Учебник для вузов. — СПб.: Лидер, 2007.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1. Понятие о характере
2. Структура характера
3. Факторы, влияющие на формирование характера
4. Типология характера
Заключение
Список литературы
Введение
Когда мы говорим о характере человека, предполагаем, что речь идет о чем-то достаточно устойчивом, свойственном (характерном) только для конкретного человека. Иными словами, если человек имеет характер, то он, во-первых, проявляется у него почти всегда и почти во всем, во-вторых, человека всегда можно узнать по его характеру. Если нам опишут поступки, которые совершает некоторый человек, и если перед нами стоит задача узнать его по поступкам, то мы сможем это сделать.
Характер человека всегда проявляется в человеческих отношениях. Вряд ли кто-либо будет демонстрировать свой характер, если никто за этим не наблюдает и не оценивает. Напротив, чем больше внимания окружающие люди уделяют человеку, тем больше у него желания показать свой характер. Демонстрация человеком своего характера часто преследует цель произвести на других людей определенное впечатление, добиться в общении с ними вполне определенного результата.
Такое понимание характера в психологии сложилось далеко не сразу. В самом первом его употреблении, которое в какой-то мере сохраняется до сих пор в ненаучной литературе и в повседневном языке, слово «характер» используется как достаточно близкое по своему значению к слову «личность». Это не случайно: характер действительно составляет основу человеческой личности.
Было время, когда термином «характер» определяли любые индивидуальные особенности человека, не обязательно относящиеся только к его личности, включающие в себя и особенности психических процессов, и особенности психических состояний. Именно в этом, расширенном смысле слова используется данный термин иногда и сейчас, когда говорят о чем-либо, характерном для конкретного человека [4].
1. Понятие о характере
В психологии понятие «характер» (от греч. charakter — печать, чеканка) означает совокупность индивидуальных психических свойств, складывающихся в деятельности и проявляющихся в типичных для данного человека способах деятельности и формах поведения [3].
Характер — это индивидуальное сочетание наиболее устойчивых, существенных, приобретенных особенностей личности, проявляющихся в поведении человека, в определенном отношении:
к себе (степень требовательности, критичности, самооценки);
к другим людям (индивидуализм или коллективизм, эгоизм или альтруизм, жестокость или доброта, безразличие или чуткость, грубость или вежливость, лживость или правдивость и т. п.);
к порученному делу (лень или трудолюбие, аккуратность или неряшливость, инициативность или пассивность, усидчивость или нетерпеливость, ответственность или безответственность, организованность и т. п.);
готовность преодолевать препятствия, душевную и физическую боль, степень настойчивости, самостоятельности, решительности, дисциплинированности (волевые качества) [6].
Характер выражается как устойчивые способы поведения в различных ситуациях. Характер, как говорят трансситуативен, т.е. в разных ситуациях поведение человека достаточно типично для него.
Характер имеет определенные свойства. Наиболее общие свойства характера располагаются по осям: сила — слабость; твердость — мягкость; цельность — противоречивость; широта — узость. Если под силой характера понимают ту энергию, с которой человек преследует поставленные цели, его способность страстно увлечься и развивать большое напряжение сил при встрече с трудностями, умение преодолевать их, то слабость характера связывают с проявлением малодушия, нерешительности, «астеничности» в достижении цели, неустойчивости взглядов, трусости и т.д. Твердость характера означает жесткую последовательность, упорство в достижении цели, отстаивании взглядов и т.д., в то же время мягкость характера проявляется в гибком приспособлении к изменяющимся условиям, достижении цели за счет некоторых уступок, нахождении разумных компромиссов. Цельность или противоречивость характера определяются степенью сочетания ведущих и второстепенных черт характера [5].
Среди свойств характера следует различать общие (глобальные) и частные. Первые воздействуют на целый ряд поведенческих проявлений. Выделяют 5 глобальных черт характера:
1) самоуверенность — неуверенность;
2) согласие, дружелюбие — враждебность;
3) сознательность — импульсивность;
4) эмоциональная стабильность — тревожность;
5) интеллектуальная гибкость — ригидность.
Среди частных свойств характера, влияющих на локальные ситуации, можно выделить следующие:
1) общительность — замкнутость;
2) доминантность (лидерство) — подчиненность;
3) оптимизм — уныние;
4) совестливость — бессовестность;
5) смелость — осторожность;
6) впечатлительность — толстокожесть;
7) доверчивость — подозрительность;
8) мечтательность — практицизм;
9) тревожная ранимость — спокойная безмятежность;
10) деликатность — грубость;
11) самостоятельность — конформизм (зависимость от группы);
12) самоконтроль — импульсивность;
13) страстная увлеченность — апатичная вялость;
14) миролюбивость — агрессивность;
15) деятельная активность — пассивность;
16) гибкость — ригидность;
17) демонстративность — скромность;
18) честолюбие — непритязательность;
19) оригинальность — стереотипность [6].
Отдельные свойства характера зависят друг от друга, взаимосвязаны и образуют целостную организацию, которую называют структурой характера.
У каждого человека обязательно должны быть центральные свойства характера, их называют глубинными. Они связаны с наиболее важными стержневыми отношениями личности. Так, например, к ним относятся добросовестное отношение к труду, уважение к людям, взаимопомощь, взаимовыручка, дисциплинированность [5].
Характер является прижизненным образованием и может трансформироваться в течение всей жизни. Формирование характера самым тесным образом связано с мыслями, чувствами и побуждениями человека. Поэтому по мере того, как формируется определенный уклад жизни человека, формируется и его характер. Большую роль здесь играют общественные условия и конкретные жизненные обстоятельства, в которых проходит жизненный путь человека.
Формирование характера происходит в различных группах (семья, дружеская компания, класс, спортивная команда, трудовой коллектив и др.). В зависимости от того, какая группа является для личности наиболее важной, и какие ценности поддерживает и культивирует эта группа, у человека развиваются соответствующие черты характера [3].
Характер является одним из основных проявлений личности. Он выступает как средство выражения личности, но не сама личность, в сущности. Отличие характера от личности заключается в том, что в характер входят те черты, которые относятся к «способу» выражения личности, но не содержанию.
Характер подчинен личности, входит в нее и зависит от того, какие цели и позиции выражаются в личности. Решающим для понимания характера является взаимоотношение между тем, что важно для общества и для самой личности. Перед каждым обществом стоят свои важнейшие задачи. Каждый человек посильно участвует в них. Поэтому характер — это не просто любое проявление твердости и упорства, а направленность на общественную значимость. Именно направленность личности лежит в основе единства, цельности, силы характера. Направленность личности определяет цели, жизненный план человека, степень его жизненной активности. Характер человека предполагает наличие чего-то значимого для него в мире, в жизни, что-то, от чего зависят мотивы его поступков, цели его действий, задачи, которые он себе ставит. Характер можно понять только как определенное единство направленности и образа действий [5].
Главное условие образования характера — наличие жизненных целей. Бесхарактерному человеку свойственно отсутствие или разбросанность целей.
Диалектику можно определить как учение о развитии бытия, познания и мышления, источником которого (развития) признается становление и разрешение противоречий в самой сущности развивающихся объектов.
Кстати, не совсем уверен, просили ли вы примеры принципов диалектики или законов диалектики, но ознакомимся и с теми и с другими.
Диалектика теоретически отражает развитие материи, духа, сознания, познания и других аспектов действительности через:
• законы диалектики;
• категории;
• принципы.
Главная проблема диалектики — что такое развитие? Развитие — высшая форма движения. В свою очередь, движение — основа развития.
Движение также является внутренним свойством материи и уникальным явлением окружающей действительности, поскольку движение характеризуется целостностью, непрерывностью и одновременно наличием противоречий (движущееся тело не занимает постоянного места в пространстве — в каждый момент движения тело находится в определенном месте и одновременно уже не находится в нем). Движение также является способом связи в материальном мире.
Выделяются три базовых закона диалектики:
• единства и борьбы противоположностей;
• переход количества в качество;
• отрицания отрицания.
Закон единства и борьбы противоположностей заключается в том, что все сущее состоит из противоположных начал, которые, будучи едиными по свое природе, находятся в борьбе и противоречат друг другу (пример: день и ночь, горячее и холодное, черное и белое, зима и лето, молодость и старость и т. д.). Единство и борьба противоположных начал — внутренний источник движения и развития всего сущего.
Примеры: существует идея, тождественная самой себе, в то же время в ней самой заложено отличие — то, что стремится выйти за рамки идеи; результат их борьбы — изменение идеи (например, превращение идеи в материю с точки зрения идеализма). Или: существует общество, тождественное самому себе, но в нем есть силы, которым тесно в рамках данного общества; их борьба приводит к изменению качества общества, его обновлению.
Можно также выделить различные виды борьбы:
• борьба, приносящая выгоду обеим сторонам (например, постоянное соревнование, где каждая сторона «догоняет» другую и переходит на более высокую качественную ступень развития);
• борьба, где одна сторона регулярно одерживает верх над другой, но побежденная сторона сохраняется и является «раздражителями» для побеждающей, благодаря чему побеждающая сторона переходит на более высокую ступень развития;
• антагонистическая борьба, где одна сторона может выжить только за счет полного уничтожения другой.
Помимо борьбы возможны иные виды взаимодействия:
• содействие (когда обе стороны оказывают встречную помощь друг другу без борьбы);
• солидарность, союзничество (стороны не оказывают друг другу прямого содействия, но имеют общие интересы и действуют в одном направлении);
• нейтралитет (стороны имеют различные интересы, не содействуют друг другу, но и не борются между собой);
• мутуализм — полная взаимосвязь (для выполнения какого-либо дела стороны должны действовать только вместе и не могут действовать автономно друг от друга).
Вторым законом диалектики является закон перехода количественных изменений в качественные. Качество — тождественная бытию определенность, стабильная система определенных характеристик и связей предмета. Количество — исчисляемые параметры предмета или явления (число, величина, объем, вес, размер и т. д.). Мера — единство количества и качества.
При определенных количественных изменениях обязательно меняется качество. При этом качество не может меняться бесконечно. Наступает момент, когда изменение качества приводит к изменению меры (то есть той системы координат, в которой раньше происходило изменение качества под влиянием количественных изменений) — к коренной трансформации сущности предмета. Такие моменты получили название «узлов», а сам переход в иное состояние понимается в философии как «скачок».
Можно привести некоторые примеры действия закона перехода количественных изменений в качественные.
Если нагревать воду последовательно на один градус по Цельсию, то есть изменять количественные параметры — температуру, то вода будет изменять свое качество — станет горячей (в силу нарушения привычных структурных связей атомы начнут двигаться в несколько раз быстрее). При достижении же температуры в 100 градусов произойдет коренное изменение качества воды — она перейдет в пар (то есть разрушится прежняя «система координат» процесса нагревания — вода и прежняя система связей). Температура в 100 градусов в данном случае будет узлом, а переход воды в пар (переход одной меры качества в другую) — скачком. То же самое можно сказать и об охлаждении воды и ее превращении при температуре ноль градусов по Цельсию в лед.
Если телу придавать все большую и большую скорость — 100, 200, 1000, 2000, 7000, 7190 метров в секунду, — оно будет ускорять свое движение (менять качество в рамках стабильной меры). При придании же телу скорости 7191 м/с («узловой» скорости) тело преодолеет земное притяжение и станет искусственным спутником Земли (изменится сама система координат смены качества — мера, произойдет скачок).
В природе не всегда удается определить узловой момент. Переход количества в принципиально новое качество может произойти:
• резко, одномоментно;
• незаметно, эволюционно.
Примеры первого случая были рассмотрены выше.
Что касается второго варианта (незаметного, эволюционного коренного изменения качества — меры), то хорошей иллюстрацией данного процесса были древнегреческие апории «Куча» и «Лысый»: «При добавлении какого зерна совокупность зерен превратится в кучу?»; «Если из головы будет выпадать по волосу, то с какого момента, с выпадением какого конкретного волоса человека можно считать лысым?». То есть грань конкретного изменения качества может быть и неуловимой.
Закон отрицания отрицания заключается в том, что новое всегда отрицает старое и занимает его место, но постепенно уже само превращается из нового в старое и отрицается все более новым.
Примеры:
• смена общественно-экономических формаций (при формационном подходе к историческому процессу);
• «эстафета поколений»;
• смена вкусов в культуре, музыке;
• эволюция рода (дети — частично родители, но уже на новой ступени);
• ежедневное отмирание старых кровяных клеток, возникновение новых.
Отрицание старых форм новыми — причина и механизм поступательного развития. Однако вопрос о направленности развития — дискуссионный в философии. Выделяются следующие основные точки зрения:
• развитие — только поступательный процесс, переход от низших форм к высшим, то есть восходящее развитие;
• развитие может быть как восходящим, так и нисходящим;
• развитие хаотично, не имеет никакой направленности. Практика показывает, что из трех точек зрения наиболее
близкой к истинной является вторая: развитие может быть как восходящим, так и нисходящим, хотя общая тенденция все же восходящая.
Примеры:
• организм человека развивается, крепнет (восходящее развитие), но затем, развиваясь дальше, уже слабеет, дряхлеет (нисходящее развитие);
• исторический процесс идет по восходящему направлению развития, но со спадами — расцвет Римской империи сменился ее падением, но затем последовало новое развитие Европы по восходящей (Ренессанс, новое время и т. д.).
Таким образом, развитие скорее идет не линейным образом (по прямой), а по спирали, причем каждый виток спирали повторяет прежние, но на новом, более высоком уровне.
Переходим к принципам диалектики. Основными принципами диалектики являются:
• принцип всеобщей связи;
• принцип системности;
• принцип причинности;
• принцип историзма.
Принцип всеобщей взаимной связи занимает ключевое место в материалистической диалектике, поскольку на его основе решается важнейшая задача — объяснение как внутреннего источника развития, так и внешнего всеобщего охвата им материальной и духовной жизни. Согласно данному принципу, все в мире взаимосвязано. Но связи между явлениями различны. Есть связи косвенные, при которых материальные объекты существуют, не соприкасаясь друг с другом непосредственно, а являются связанными пространственно-временными отношениями, принадлежностью к определенному виду, классу материальных и идеальных объектов. Есть связи прямые, когда объекты находятся в непосредственном вещественно-энергетическом и информационном взаимодействии, в результате которого они приобретают или теряют вещество, энергию, информацию и таким образом изменяют материальные характеристики своего существования.
Системность означает, что многочисленные связи в окружающем мире существуют не хаотично, а упорядоченно. Данные связи образуют целостную систему, в которой они располагаются в иерархическом порядке. Благодаря этому окружающий мир имеет внутреннюю целесообразность.
Причинность — наличие таких связей, где одна порождает другую. Предметы, явления, процессы окружающего мира чем-то обусловлены, то есть имеют либо внешнюю, либо внутреннюю причину. Причина, в свою очередь, порождает следствие, а связи в целом именуются причинно-следственными.
Историзм подразумевает два аспекта окружающего мира:
• вечность, неуничтожимость истории, мира;
• его существование и развитие во времени, которое длится всегда.
На самом деле это только основные принципы диалектики, но есть еще гносеологические принципы и альтернативные (софистика, эклектика, догматизм, субъективизм). А еще есть категории диалектики, к основным из которых относятся:
• сущность и явление;
• форма и содержание;
• причина и следствие;
• единичное, особенное, всеобщее;
• возможность и действительность;
• необходимость и случайность.
… в общем ТРУБА ! Не хотел бы я быть философом 🙂