Какое свойство общественного прогресса нтр примеры

Какое свойство общественного прогресса нтр примеры thumbnail

Прогресс (от лат. progressus — продвижение, успех) — это такой тип развития, для которого характерен переход от низшего к высшему, от простого к более сложному, движение вперед к более совершенному.

Особенности прогресса:

  •  Относительность прогресса (невозможность применения данного термина к некоторым сферам, например, искусству).

  •  Противоречивость прогресса (наличие позитивных последствий для одной сферы, но одновременно негативных для другой, например, развитие промышленности отрицательно влияет на экологическую обстановку в регионе).

Критерии прогресса:

  • Развитие человеческого разума.

  • Совершенствование нравственности людей.

  • Возрастание степени свободы, которую общество может предоставить человеку.

  • Прогресс науки и техники.

  • Развитие производительных сил общества.

Регресс (от лат. regressus — обратное движение) — это такой тип развития, для которого характерен переход от высшего к низшему, процессы деградации, понижения уровня организации, утраты способности к выполнению тех или иных функций.

Стагнация (от лат. stagnum — стоячая вода) — задержка общественного развития.

Прогресс может развиваться в двух наиболее характерных формах:

1) Реформа (от лат. reformare — преобразовывать) — какое-то усовершенствование в общественной жизни, проводимое через ряд постепенных преобразований, не затрагивающих фундаментальные устои общества (традиции, обычаи, церковь, семью и пр.).

2) Революция (от лат. revolutio — поворот, возвращение к истокам) — коренное, качественное изменение всех или большинства сторон общественной жизни, затрагивающее основы существующего социального строя.

В современном обществе преобладают следующие формы общественных изменений:

1) Инновация (от лат. innovatio — обновление) — однократное рядовое улучшение, связанное с повышением адаптационных возможностей социального организма в данных условиях.

2) Модернизация (от фр. moderne — новейший, современный) — это процесс полной или частичной реконструкции общественной системы с целью ускорения её развития.

ВОПРОСЫ: 

1. Ниже приведен перечень терминов. Все они, за исключением двух, относятся к понятию «общественный регресс»:

1) отжившие формы; 2) стагнация; 3) эволюция; 4) застой; 5) возврат; 6) спад; 

7) модернизация.

2. (1−4). Прочитайте текст и выполните задания 1−4.

Современная информационная революция приводит к формированию в постиндустриальных обществах нового класса, который мы назвали «классом интеллектуалов». Западные социологи обратили на это внимание ещё в конце 1950-х годов; причём весьма характерно, что за этим процессом не просматривалось в то время никаких негативных последствий. Поскольку, согласно расхожему мнению, «информация представляет собой наиболее демократичный источник власти», большинство исследователей приходило к выводу, что становление некапиталистического по своей природе доминирующего класса ведёт к преодолению классового характера общества, делает его в перспективе бесклассовым.

Однако реальные социально-экономические процессы всё очевиднее противоречат подобным предположениям. С каждым новым этапом технологической революции «класс интеллектуалов» обретает всё большую власть и перераспределяет в свою пользу всё большую часть общественного богатства. В формирующейся новой хозяйственной системе процесс самовозрастания стоимости информационных благ оказывается в значительной мере оторванным от материального производства. В результате «класс интеллектуалов» оказывается зависимым от всех других слоев общества в гораздо меньшей степени, чем господствующие классы феодального или буржуазного обществ были зависимы от деятельности эксплуатировавшихся ими крестьян или пролетариев. Это создает предпосылки для появления на исторической сцене ещё одного класса, объединяющего в своих рядах тех, кто не способен активно участвовать в высокотехнологичном производстве. Принадлежащая ему доля в общественном богатстве устойчиво сокращается, не оставляя возможностей для повышения квалификации и пополнения «класса интеллектуалов». Эта социальная группа, до поры до времени ассоциировавшаяся с низшими слоями пролетариата, к началу 1990-х годов обрела выраженную классовую определённость, и не принимать её во внимание при анализе проблем современного общества невозможно.

(B. Л. Иноземцев)

1) Формирование какого нового класса постиндустриального общества отмечает автор? Какую причину появления этого класса он называет? Что, по мнению большинства социологов, должно было стать следствием появления нового класса?

1. Автор отмечает появление нового класса — «класса интеллектуалов».

2. Причина — современная информационная революция.

3. Следствием появления нового некапиталистического по своей природе доминирующего класса приведёт «к преодолению классового характера общества, делает его в перспективе бесклассовым».

2) Разделяет ли автор точку зрения западных социологов конца 1950-х годов в оценке последствий появления нового класса? Укажите три аргумента, которые он приводит в обоснование своей позиции.

1. Нет, не разделяет.

2. Аргументы:

1) С каждым новым этапом технологической революции «класс интеллектуалов» обретает всё большую власть и перераспределяет в свою пользу всё большую часть общественного богатства.

2) В формирующейся новой хозяйственной системе процесс самовозрастания стоимости информационных благ оказывается в значительной мере оторванным от материального производства.

3) «Класс интеллектуалов» оказывается зависимым от всех других слоёв общества в гораздо меньшей степени, чем господствующие классы феодального или буржуазного обществ были зависимы от деятельности эксплуатировавшихся ими крестьян или пролетариев.

3) Какой ещё один новый класс характеризует автор? С опорой на обществоведческие знания назовите любые две социальные группы, которые могут войти в данный класс. Кратко поясните свой выбор.

1. Новый класс — это класс, «объединяющий в своих рядах тех, кто не способен активно участвовать в высокотехнологичном производстве».

2. Две социальные группы, которые могут войти в данный класс:

1) Мигранты-приезжие из стран «третьего мира», которые в силу языкового барьера и низкого материального достатка не могут себе позволить высокотехнологичного образования.

2) Подростки (молодежь) из малообеспеченных семей, которым с юных лет приходится идти на неквалифицированную работу, чтобы помочь семье. В большинстве своём им не хватает ни денег, ни времени, для того чтобы получить качественное образование, и они тоже могут пополнить подобный класс.

4) С опорой на текст и обществоведческие знания сформулируйте три суждения о роли информации в современном мире.

Суждения о роли информации в современном мире:

1) В современной экономике информация становится одним из важнейших факторов производства.

2) В политической сфере информация играет важнейшую роль при управлении государством, так как, контролируя каналы распространения информации (телевидение, радио, печатные СМИ, интернет), можно манипулировать обществом.

3) Информация играет важнейшую роль в современной науке, так как большинство современных открытий делается на стыке различных дисциплин (биологии и химии, истории и географии и т. п.), и учёным необходимо постоянно обмениваться плодами своих исследований, что возможно сделать только в развитом информационном обществе.

Читайте также:  Какое физ свойство не является общим для всех металлов

3. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «общественный прогресс»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию об общественном прогрессе.

1) Прогресс — это такой тип развития, для которого характерен переход от низшего к высшему, от простого к более сложному.

2) Общественному прогрессу присущи такие характерные черты, как неравномерность и противоречивость.

3) Основными формами общественного прогресса являются реформа и революция.

4. Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Общество как динамическая система». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

1) Понятие общества:

а) в узком смысле слова;

б) в широком смысле слова.

2) Особенности общества как динамической сложноорганизованной системы:

а) наличие подсистем общества и отдельных элементов (экономической, социальной, политической и духовной сфер);

б) постоянно видоизменяется (отмирают одни элементы, им на смену приходят другие);

в) имеет свои субъективные законы исторического развития;

г) непредсказуемость, нелинейность развития;

д) способно преобразовывать мир вокруг себя, в том числе природу.

3) Основные  сферы общественной жизни:

а) экономическая;

б) политическая;

в) социальная;

г) духовная.

4) Взаимосвязь общества и природы.

Источник

Alina

Ученик

(170),
закрыт

6 лет назад

джони н

Ученик

(160)

8 лет назад

Противоречивость общественного прогресса
Примеры
1.Прогресс в одной области не является прогрессом в другой.
Рост производства прогрессивно влияет на материальное благополучие людей → отрицательное влияние на экологию природы.
Технические устройства, облегчающие работу и быт человека, → неблагоприятное влияние на здоровье человека.
2.Прогресс сегодня может обернуться катастрофой.
Открытия в области ядерной физики (рентгеновские лучи, деление ядра урана) → оружие массового поражения – ядерное оружие
3.Прогресс в одной стране не влечет прогресс в другой.
Тамерлан способствовал развитию своей страны → ограбление и разорение чужих земель.
Колонизация европейцами Азии и Африки способствовала росту богатств и уровню развития народов Европы → разорение и стагнация общественной жизни в разоренных странах Востока.

Михаил Никитин

Знаток

(271)

8 лет назад

В ответе должны быть указаны проявления противоречивости общественного прогресса и приведены соответствующие примеры, допустим:
1) прогресс в одних областях обрекает на застой другие сферы (в период индустриализации в 30-х гг. ХХ в. СССР совершил огромный рывок в развитии промышленности, однако это было достигнуто за счет снижения уровня жизни прежде всего сельского населения) ;
2) плоды научного прогресса могут использоваться как во благо общества, так и порождать новые угрозы для него (открытия в области ядерной физики привели к новым достижениям в сфере энергетики и к созданию ядерного оружия) ;
3) очевидное достижение сегодня может обернуться отрицательными последствиями в будущем (вспашка целинных земель в СССР привела на первых порах к повышению сбора зерновых, а спустя время началась эрозия почв) Могут быть указаны другие проявления, приведены иные примеры.

Незачто красавица=)))

Mr.VIP

Мастер

(2420)

8 лет назад

1) Политическая сфера жизни общества:
Преобразования «сверху» в государстве направленные на переход от авторитарного политического режима к демократическому
2) Экономическая сфера:
Реформы направленные на:
Переход от плановой экономики к рыночной
Повышение покупательской способности национальной валюты
Снижение цен на товары первой необходимости
Повышение доходов населения
3) Духовная сфера жизни общества
Большее количество людей предпочитают элитарное искусство массовому
В стране повышается качество образования

green flower

Оракул

(52856)

8 лет назад

в социальной сфере — наличие интернета позволяет контактировать чаще и быстрее

в научной сфере — с помощью нового оборудования можно получать быстрее и эффективнее результаты

в религиозной сфере — можно проще летать в паломничество, ведь раньше надо было проделать огромный путь пешком

Полина

Ученик

(247)

3 года назад

1) Политическая сфера жизни общества:
Преобразования «сверху» в государстве направленные на переход от авторитарного политического режима к демократическому
2) Экономическая сфера:
Реформы направленные на:
Переход от плановой экономики к рыночной
Повышение покупательской способности национальной валюты
Снижение цен на товары первой необходимости
Повышение доходов населения
3) Духовная сфера жизни общества
Большее количество людей предпочитают элитарное искусство массовому
В стране повышается качество образования

Источник

7.1. Научно-технический прогресс и научно-техническая революция, их сущность, значение и особенности

В учебной и специальной литературе нет однозначного толкования сущности научно-технического прогресса (НТП) и научно-технической революции (НТР).

На основе обобщения литературных источников можно дать следующие определения этим понятиям.

Научно-технический прогресс — это непрерывный процесс совершенствования орудий и предметов труда, технологии, организации производства и труда на базе (основе) достижений науки.

Понятие НТП по своему содержанию шире, чем понятие НТР. Научно-техническая революция — это составная часть и высшая ступень НТП. НТР — это коренные изменения в науке и технике, оказывающие существенное влияние на общественное производство.

Таким образом, НТР — это составная и более существенная по значимости часть НТП. Если НТП может развиваться как на эволюционной, так и на революционной основе, то НТР — это скачкообразный процесс.

Возможное графическое изображение сущности НТП представлено на
рис.
7.1.

Рис.
7.1.
Сущность НТП

Сущность научно-технического прогресса наиболее четко характеризует спираль (вариант «б»), где сама спираль — это НТП, а каждый ее виток — НТР на определенном этапе развития общества.

Различают макро- и микрореволюцию.

Макрореволюция — это такая революция, результаты которой самым коренным образом затрагивают все общественное производство или многие его сферы. Примерами макрореволюции могут быть электрификация, внедрение ЭВМ, радиофикация и др.

Микрореволюция — это такая революция, результаты которой затрагивают только отдельные отрасли народного хозяйства или промышленности, например, бездоменное получение стали в черной металлургии, ГПС в машиностроении, пересадка сердца в медицине и др.

Таким образом, основными отличиями макро- от микрореволюции являются масштабность распространения и значимость результатов НТР.

За все время существования и развития человечества происходило много научно-технических революций, и этапы этого развития называются по эволюции применяемых орудий труда: каменный век, бронзовый, железный век. Многие ученые и специалисты говорят о том, что на смену железному веку, в котором мы сейчас живем, придет век легких металлов. Наш век чаще всего называют веком атома, кибернетики, ЭВМ и т.п.

Читайте также:  Какие лечебные свойства есть у мухомора

Современная НТР существенно отличается от предшествующих не только качественными параметрами применяемых новых орудий и предметов труда, технологическими процессами, но и другими особенностями, а именно:

  • превращением науки в непосредственно производительную силу общества;
  • опережающим развитием науки по сравнению с техникой и технологией;
  • более существенной социально-экономической значимостью современной НТР;
  • сокращением цикла «наука — производство»;
  • расширением границ проникновения современной НТР, ее масштабностью и др.

Остановимся на этих особенностях более подробно. Превращение науки в непосредственную производительную силу общества не означает, что наука превращается в ее четвертый элемент. Это свидетельствует лишь о том, что наука самым существенным образом, и в позитивном плане, влияет на каждый элемент производительных сил общества, тем самым преобразуя и усиливая их. Схематично механизм этого влияния показан на
рис.
7.2.

Рис.
7.2.
Механизм влияния науки на производительные силы общества

Из этого рисунка следует, что между производительными силами и наукой существует прямая и обратная связь.

Результаты научных исследований в конечном итоге приводят к совершенствованию и появлению принципиально новых орудий и предметов труда, к повышению уровня знаний и квалификации рабочей силы, что, в свою очередь, является основой для преобразования и возрастания производительных сил общества, а в конечном итоге для развития экономики. В этих условиях у государства и коммерческих организаций появляется больше возможностей для финансирования науки.

Что касается такой особенности современной НТР, как опережающее развитие науки по сравнению с техникой и технологией, то в современных условиях это имеет принципиально важное значение. У государства и крупных хозяйствующих субъектов появляется возможность прогнозировать и планировать создание такой техники и технологии, а также предметов труда, которые в наибольшей степени обеспечат реализацию стратегических замыслов в области развития экономики и решения социальных проблем.

Благодаря такой особенности современной НТР в настоящее время имеется возможность планировать и сокращать весь цикл «наука — производство», что имеет важное значение для повышения эффективности затрат, направляемых на развитие науки и техники.

Смысл сокращения цикла «наука — производство» как особенности современной НТР заключается в уменьшении временного интервала с момента появления научной идеи до ее реализации на практике. Например, человечеству потребовалось 102 года, чтобы фотография с момента появления этого изобретения стала применяться на практике. Для телефона это время составило всего 56 лет, а для транзистора — всего 5 лет (табл. 7.1). Но это не значит, что сейчас все открытия и изобретения можно реализовать на практике за столь короткий период.

Таблица
7.1.
Сокращение цикла «начало исследований — внедрение изделия»

ИзделияВремя между началом исследований и внедрением изделияПродолжительность времени, год
Фотография1727-1829102
Телефон1820-187656
Радио1867-190235
Телевидение1922-193614
Радар1926-194014
Атомная бомба1939-19456
Транзистор1948-19535

По данным американского ученого Ф. Линна, средний период освоения нововведений составил с 1885 по 1919 г. — 37 лет, с 1920 по 1944 г. — 24 года, с 1945 по 1964 г. — 14 лет, а для наиболее перспективных открытий (электроника, атомная энергия, лазеры) — 3-5 лет.

Современная НТР имеет и такую особенность, как расширение границ проникновения и ее масштабность. Современная наука все глубже проникает в познание космоса, земли и океана, атома и человека, а также в другие сферы.

Масштабность НТР означает не только масштабы этого познания, но и масштабы реализации. Современная НТР, как и предыдущие, в первую очередь затронула орудия труда и слабо коснулась технологии, предметов труда и управления. И если она по-настоящему затронет эти элементы производства, то экономические и социальные последствия будут еще более значительными. Поэтому центр тяжести научных прикладных исследований необходимо переориентировать именно на эти направления.

Кроме понятий НТП и НТР, в литературе за последние годы довольно часто встречаются такие понятия, как «инновация» и др.

«Инновация» является синонимом нововведения, или новшества. По определению, данному в «Концепции инновационной политики Российской Федерации на 1998-2000 гг.», инновация — конечный результат инновационной деятельности, получивший реализацию в виде нового или усовершенствованного продукта, представленного на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности.

Инновации тесно связаны и научно-техническим прогрессом, являясь по сути его результатом. Инновационная деятельность — это деятельность, направленная на использование и коммерциализацию результатов научных исследований и разработок для расширения и обновления номенклатуры и улучшения качества выпускаемой продукции (товаров, услуг), совершенствования технологии их изготовления с последующим обязательным внедрением и эффективной реализацией как на внутреннем, так и на внешних зарубежных рынках. Инвестиционная деятельность, связанная с капитальными вложениями в инновации, называется инвестиционно-инновационной деятельностью.

Ускорение НТП имеет важнейшее экономическое и социальное значение для любого государства мира. Пожалуй, нет такого более мощного и сильного фактора, который бы так существенно влиял на все экономические и социальные процессы, каким является ускорение НТП.

Ускорение НТП является основой для:

  • повышения эффективности общественного производства;
  • повышения технического уровня производства и обеспечения конкурентоспособности отечественной продукции;
  • обеспечения соответствующего имиджа государства;
  • осуществления позитивных структурных сдвигов в экономике;
  • улучшения структуры отечественного экспорта;
  • повышения материального благосостояния граждан РФ и решения других социальных проблем.

Исходя из этой значимости ускорения НТП, необходим и адекватный подход к решению этой проблемы на всех уровнях.

Следует отметить, что положительное влияние НТП на решение социальных проблем осуществляется как прямо, так и косвенно, через поступательное развитие национальной экономики и повышение эффективности производства. То есть только эффективно функционирующая экономика создает материальную основу и позволяет решать социальные проблемы общества.

Под воздействием научного и технического прогресса преобразовалась и продолжает меняться вся система международных отношений и в ее пределах внешняя политика отдельных стран, изменяются и подходы в анализе соотношения сил в мире. В системе соотношения сил в мире важным фактором стал национальный научно-технический потенциал и его эффективность, а также направленная на его использование инновационная политика. Это обстоятельство хорошо отражено в сообщении сенатской комиссии (1991 г.), занимающейся анализом международной политики Соединенных Штатов:

«С точки зрения ближайшего и более отдаленного будущего Соединенных Штатов вопросы науки и технологии заслуживают большего внимания, чем какой-либо другой элемент национальной политики, чем какой-либо другой компонент национальных программ».

Это высказывание является как никогда актуальным для России как в настоящем, так и в будущем.

Читайте также:  Какое свойство воздуха определяет конструкцию стеклопакета

Экономическую выгоду от ускорения НТП получают все страны мира и отдельные субъекты хозяйствования, но особенно существенную получают те страны, которые являются лидерами в области развития науки и техники. В этом случае правомерно говорить о получении научной ренты, которая с усилением глобализации экономики проявляется все четче и весомее.

В экономических словарях рента трактуется как доход, полученный владельцем от использования земли, имущества, капитала, не требующий от владельца осуществления предпринимательской деятельности, затраты дополнительных усилий.

Известно, что существует земельная и горная рента. Возникновение земельной ренты связано с плодородием земли и более выгодным ее расположением. В этом случае землевладелец получает от ее использования более высокий доход по сравнению со средним доходом.

Горная рента образуется за счет более выгодной добычи каких-либо полезных ископаемых (более высокого качества полезного ископаемого, удобного местонахождения, неглубокого залегания и других преимуществ). Например, условия добычи нефти в Кувейте, Ираке намного благоприятнее, чем в РФ. Затраты на добычу 1 барреля (158,987 л) нефти в Кувейте составляют примерно 3-5 долларов, а в России — 8-11 долларов.

Под «научной рентой» следует понимать извлечение экономической выгоды отдельным государством или субъектом хозяйствования за счет обеспечения лидерства в области развития науки и техники.

Механизм получения научной ренты на макроуровне представлен на
рис.
7.3.

Рис.
7.3.
Механизм получения научной ренты

Из этого следует, что научная рента образуется за счет надбавки к средней цене и продажи интеллектуальной собственности (патентов, лицензий, «ноу-хау») и гудвилла. Необходимо отметить, что на вновь созданную продукцию надбавка к средней цене действует только на протяжении 2-3 лет (максимум 5 лет), т.е. до тех пор, пока существует монополия на выпуск этой продукции. По мере освоения выпуска этой продукции другими странами надбавка к средней цене уменьшается и с появлением конкуренции полностью исчезает, а следовательно, исчезает и научная рента.

Научная рента состоит из трех слагаемых:

Р_Н = Р_Ц + Р_{И.С} + Р_Г,

Научная рента существенно отличается от горной и земельной ренты. Эти отличия заключаются в следующем:

  • горная и земельная рента создаются без усилий и затрат человека, так как это природный фактор. Для получения научной ренты от отдельного государства или субъекта хозяйствования требуются значительные затраты всех видов ресурсов для обеспечения лидерства в области НТП;
  • научную ренту могут получать только лидеры в области развития науки и техники. Это могут быть отдельные государства или субъекты хозяйствования.

Последние десятилетия преобладающую часть мировой научной ренты получали и получают США.

США уже на протяжении длительного периода сознательно проводят эффективную научно-техническую политику, сущность которой заключается в том, чтобы по ведущим направлениям НТП быть значительно впереди по сравнению с другими странами мира. Благодаря такой политике США снимают «сливки» не только в экономической, но и в политической деятельности. Как известно, экономика и политика неотделимы друг от друга, но приматом в этом являются национальные экономические интересы. После снятия «сливок» США через 2-3 года передают технологии (на платной основе) в другие страны, в первую очередь в страны Западной Европы (Германию, Англию, Францию, Италию и др.), а сами начинают производить новую продукцию на более высоком научно-техническом уровне.

За последние 30-40 лет больших успехов в области НТП достигла Япония. На наш взгляд, объяснить такой взлет Японии в экономическом и научно-техническом плане можно следующими причинами.

Во-первых, в Японии отсутствуют собственные природные ресурсы, необходимые для развития экономики. В этих условиях Япония вынуждена развивать перерабатывающую промышленность (работающую на импортном сырье) и значительную часть этой продукции отправлять на экспорт, что вряд ли возможно без обеспечения ее высокого качества.

Во-вторых, обеспечение высокого качества продукции возможно только на основе ускорения научно-технического прогресса, так как между этими понятиями существует тесная связь и взаимозависимость. И в этом направлении Япония добилась существенных успехов.

В-третьих, японцы, исходя из своего менталитета, особенностей островного государства, поняли, как и американцы, всю важность и значимость развития науки и техники для национальной экономики и престижа государства. Они поняли, что такое научная рента и какие экономические и социальные выгоды можно получить от нее.

В-четвертых, важно не только понять значимость ускорения НТП, но еще важнее разработать и реализовать научно обоснованную политику. Японцам с детства прививается чувство патриотизма, рационализма и дух творчества.

Все эти слагаемые, на наш взгляд, и обеспечили взлет Японии как в экономическом, так и в научно-техническом плане. В отдельных направлениях НТП, особенно в области электроники, Япония уже не уступает США.

Что касается России, то она располагает значительным научным потенциалом, который должным образом не реализован на практике. Наша страна на данном этапе развития тоже может получать научную ренту (менее существенную, чем США и Япония), но только от реализации отдельных направлений развития науки и техники, например в области космоса и авиации, где мы не отстаем от развитых стран, а в некоторых направлениях даже лидируем.

Составляющей научной ренты является гудвилл (имидж) предприятия. Гудвилл предприятия — это прежде всего престиж предприятия, который достигается за счет высокого качества продукции и репутации на протяжении достаточно длительного времени. Но основой появления гудвилла является внедрение результатов научно-технического прогресса. Имидж предприятия можно рассматривать внутри страны, где оно функционирует, а можно на мировом уровне. В последнем случае гудвилл как составляющая научной ренты существенно возрастает.

Источник