Какое свойство общества как системы не присуще подсистемам общества
В узком смысле под обществом может пониматься:
определённая совокупность людей, объединившихся для общения и совместного выполнения какой-либо деятельности (например, общество филателистов, общество охраны природы);
конкретный этап в историческом развитии народа или страны (например, феодальное общество);
отдельное конкретное общество, страна, государство, регион (например, современное российское общество).
В широком смысле общество – 1) это обособившаяся от природы, но тесно связанная с ней часть материального мира, которая состоит из индивидуумов, обладающих волей и сознанием, и включает в себя способы взаимодействия людей и формы их объединения.
Также в широком смысле (и более упрощенном) можно сказать, что общество – 2) это всё человечество в прошлом, современности и перспективе.
Общество характеризуется как динамическая сложноорганизованная саморазвивающаяся открытая система, т. е. такая система, которая способна, серьезно изменяясь, сохранять в то же время свою сущность и качественную определённость. При этом система определяется как комплекс взаимодействующих элементов, или подсистем. Основными подсистемами общества принято считать четыре сферы общественной жизни: экономическую, социальную, политическую и духовную. В свою очередь элементом называется некоторый далее неразложимый компонент системы, принимающий непосредственное участие в её создании. Критерием выделения данных сфер служат базовые потребности человека. Подобное разграничение является условным, но традиционно используется.
Признаки общества как динамической сложноорганизованной саморазвивающейся открытой системы:
наличие подсистем общества и отдельных элементов (экономической, социальной, политической и духовной сфер);
постоянное видоизменение, динамичность, незавершённость (отмирают одни элементы, им на смену приходят другие);
наличие своих законов исторического развития;
непредсказуемость, альтернативность, нелинейность развития;
способность преобразовывать мир вокруг себя, в том числе природу;
несводимость только к людям, т. к. человек в процессе своей деятельности создает вне- и над-индивидуальные формы, связи и отношения;
самодостаточность, т. е. способность совместной деятельностью создавать и воспроизводить необходимые условия для собственного существования.
В процессе жизни люди в обществе вступают в различные общественные отношения.
Общественные отношения — многообразные формы взаимодействия людей, а также связи, возникающие между различными социальными группами (или внутри них).
Общество в широком смысле:
Это обособившаяся от природы, но тесно с ней связанная часть материального мира, которая включает в себя: способы взаимодействия людей; формы объединения людей.
Всё человечество в прошлом, современности и перспективе.
Общество в узком смысле:
Совокупность людей, объединённых для общения, удовлетворения общих интересов, совместного выполнения какой-либо деятельности (например, спортивное общество, «Друзья леса»).
Определённый этап исторического развития человечества (например, феодальное общество, капиталистическое общество).
Сущность общества кроется в отношениях, в которые вступают люди друг с другом в процессе своей жизнедеятельности. Следовательно, общество есть совокупность общественных отношений.
Общественные отношения — это многообразные формы взаимодействия людей, а также связи, возникающие между различными социальными группами (или внутри них).
Общественные отношения — многообразные формы взаимодействия людей, а также связи, возникающие между различными социальными группами (или внутри них).
Герберт Спенсер (1820−1903) — английский философ и социолог, один из родоначальников эволюционизма, основатель органической школы в социологии.
Был учителем, инженером, журналистом, с 1853 г. после получения наследства смог полностью посвятить себя философии и науке.
Большое влияние на формирование его взглядов оказали А. Сен-Симон и О. Конт, с которым ему довелось общаться лично.
В 1862 г. написаны «Основные начала», основополагающий труд Г. Спенсера. В данной работе он высказывает свою позицию относительно взаимоотношения религии и науки, примиряя их. Религия, по его мнению, рассматривает «нечто, находящееся за пределами опыта», наука не охватывает весь мир: развиваясь, она расширяет область как знания, так и незнания. В этом труде он излагает и свои идеи эволюционизма. Всеобщие законы эволюции, понимаемой им как последовательность изменений материи, в результате которых путём естественного отбора и адаптации из однородности образуется множество вещей (данный процесс не имеет завершения, он цикличен), распространяются им не только на область биологии, но и социологии, и психологии.
Общество, таким образом, рассматривалось им как некий организм, объединяющий множество индивидов, со свойственными биологическому организму чертами: рост, адаптация и т. п. Любое вмешательство в естественные процессы развития общества Г. Спенсер считал вредным. Социализм и коммунизм считал неестественными, поэтому невозможными.
В своих «Принципах этики» высказал идею о свободе человека, простирающейся до тех пор, пока она не сталкивается со свободой другого человека.
Оппозиция моя к социализму является следствием уверенности в том, что социализм остановил бы ход истории к высшему социальному состоянию и вернул бы нас к состоянию низшему. Только медленное изменение человеческой природы путём социальной жизни может произвести устойчивые перемены к лучшему.
Эволюция не может завершиться иначе, как осуществлением величайшего совершенства и полнейшего счастья.
Из года в год, изо дня в день ход событий убеждает меня в том, что люди по природе своей способны ужиться только с известной суммой свободы, а раз им будет предоставлена большая, они сами позаботятся о том, чтобы расстаться с нею и организовать новую форму тирании.
Темы для эссе:
«Становясь частицей организованной толпы, человек спускается на несколько ступеней ниже по лестнице цивилизации».
(Г. Лебон)
«Правда и свобода — вот столпы общества».
(Г. Ибсен)
«Ищи радости и покоя единственно в том, чтобы от общественного деяния переходить к общественному деянию».
(М. Аврелий)
Общество следует рассматривать как систему.
Система — это совокупность взаимодействующих и взаимосвязанных элементов, образующих единое целое.
Рассмотрим, какие элементы (части) включает в себя общество.
Во-первых, общество состоит из отдельных индивидуумов и общественных групп, которые между собой находятся в отношениях. Отношения могут быть межличностными, т. е. касаться конкретных индивидуумов. А также отношения могут быть общественными, т. е. затрагивать большие общественные (социальные) группы.
Общественные отношения — это разнообразные связи между социальными группами, а также внутри них, которые возникают в процессе жизни и деятельности общества.
Во-вторых, общество состоит из социальных институтов.
Социальный институт — это исторически сложившаяся форма организации деятельности людей, которая направлена на удовлетворение важнейших потребностей человека.
Среди различных социальных институтов можно выделить (5) фундаментальных (основных):
- семья;
- производство;
- государство;
- образование;
- религия.
Все эти социальные институты находятся во взаимосвязи между собой, поддерживают друг друга, решают общие задачи, помогают человеку социализироваться, т. е. приобщиться к обществу.
В-третьих, общество, представляя собой систему, состоит из подсистем — сфер общественной жизни. Это области, в которых удовлетворяются потребности людей. Учёные выделяют (4) главные сферы:
- экономическую;
- политическую;
- социальную;
- культурную.
Сферы общества не обособлены друг от друга, а наоборот — тесно взаимодействуют между собой.
Пример:
Государственная дума Российской Федерации принимает законы, которые обязаны исполнять все граждане (это взаимосвязь политической и социальной сфер). Некоторые принимаемые законы могут влиять на изменения в экономике. Так, закон «О банках и банковской деятельности» определяет порядок создания кредитных организаций (это взаимосвязь политической и экономической сфер). Для строительства нового здания театра были использованы инвестиции (вложения) спонсоров (это взаимосвязь экономической и духовной сфер).
Обрати внимание!
Деление общества на сферы условно, но зато оно помогает хорошо ориентироваться во всём многообразии общественных явлений.
Каждая сфера объединяет различные социальные институты, направленные на решение конкретных общественных задач и удовлетворение важнейших потребностей человека и общества.
Экономическая сфера | Политическая сфера | Социальная сфера | Духовная сфера |
Производственная деятельность и отношения в процессе производства | Деятельность государства, политических и общественных отношений | Внутреннее устройство общества и взаимодействие социальных групп | Развитие и взаимодействие общественного сознания, науки, искусства, образования |
Можно ли определить, какая из сфер жизни общества наиболее важная?
Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо задуматься над тем, что лежит в основе жизни общества.
С одной стороны, жизнь общества невозможна без удовлетворения материальных потребностей. Так, прежде чем заниматься наукой, искусством, политикой, человек должен быть сыт, одет, иметь жильё. Здесь идёт речь о важности экономической сферы, которая обеспечивает общество материальными благами, необходимыми для нормального существования.
С другой стороны, прежде чем что-либо создавать (например, продукты, одежду, дома), человек обдумывает, строит модель в своём сознании, оценивает результат, совершенствуется и развивается. В этом случае речь идёт о приоритете духовной сферы над всеми остальными.
В связи с этим немецкий социолог Макс Вебер сказал:
Важные исторические перемены происходили под воздействием духовного и экономических факторов.
Общество.
План:
1) Философское понятие общества
2) Общество как система. Основные подсистемы общества
3) Общество как исторический процесс
4) Источники и факторы развития общества.
5) Правовое государство и гражданское общество
6) Формационная и цивилизационная концепции общественного развития
Философское понятие общества
Общество – объективная реальность, форма существования бытия, обладающая внутренней структурой, целостностью, законами, направленностью развития.
Общественное бытие имеет две стороны:
Объективную – то есть то, что существует независимо от сознания и воли людей.
Субъективную – сознание и воля людей, их отношение к обществу, стремления, взгляды.
На судьбу, развитие общества влияют как объективные условия его существования, так и субъективные – воля и сознание людей.
Общество как система. Основные подсистемы общества
Понятие общество изучается всей системой социально-гуманитарных наук: культурологией, социологией, экономической теорией, историей. Наиболее глубокое общее понятие дает философия. Однако, общество в философском, ценностном понятии требует особого подхода – общества как системы.
Система – это то или иное множество элементов, находятся между собой в различных связях и отношениях и представляет собой определенную целостность.
Общество – органическая система, самая сложная и высокоорганизованная.
Общество представляет собой многоуровневую иерархическую систему
Общество – система деятельности и жизни людей, объединенных территорией проживания, эпохой, традициями и культурой.
Основными сферами жизни общества являются:
Экономическая, социальная, политическая и духовная.
Экономическая сфера – базовая, определяющая в жизни общества. Она включает в себя : производство, распределение, обмен, потребление материальных благ:
Экономическая сфера существует в следующих формах;
Экономическое пространство – то, в котором происходит хозяйственная жизнь;
Деятельность институтов управления экономикой;
Способ производства материальных благ.
Способ производства материальных благ имеет две составляющие:
Производственные силы и производственные отношения
Производственные силы – люди, с их знаниями, умениями, трудовыми навыками и средства производства.
Производственные отношения – отношения между людьми в процессе производства.
К ним принадлежат: отношения собственности, особенно на средства производства. Это определяющий элемент производственных отношений – поскольку тот, кто обладает средствами производства, на деле является хозяином экономики и диктует условия, в то время как все остальные, не являющиеся собственниками средств производства, вынуждены предлагать свои трудовые услуги собственникам за заработную плату;
Отношения обмена деятельностью на базе разделения труда;
Отношения по поводу распределения произведенных материальных благ.
Значение материального производства в том, что оно:
Создает материальную базу существования общества;
Способствует решению проблем, стоящих перед обществом;
Непосредственно влияет на социальную структуру;
Влияет на политические процессы;
Влияет на духовную сферу – как непосредственно, так и на структуру, на инфраструктуру, носитель духовной сферы
Социальная сфера – система внутреннего устройства общества, основанная на разделении труда, собственности на средства производства и национальном факторе.
Основными элементами социальной структуры являются: классы, страты, сословия, люди города и деревни, представители физического и умственного труда, социально-демографические группы, национальные общности.
Политическая сфера общества – совокупность учреждений и организаций, которые выражают интересы социальных групп, осуществляют руководство обществом.
Главным элементом политической системы общества является государство – система органов, осуществляющих государственную власть.
Главный вопрос политики – это вопрос о завоевании и удержании власти.
Духовная подсистема общества.
Основными элементами духовной жизни общества являются:
Духовная деятельность, духовные ценности, духовные потребности людей, духовные потребления, индивидуальное сознание, общественное сознание.
Духовная деятельность – деятельность сознания, в процессе которой возникают мысли и чувства, образы и представления о человеке. Материальном и духовном мире.
В результате духовной деятельности возникают духовные ценности.
В ходе духовной деятельности духовные ценности распространяются и потребляются в соответствие с их духовными потребностями.
Общение между людьми, взаимообмен духовными ценностями называется духовными отношениями.
Основой духовной жизни общества выступает общественное сознание
Общественное сознание – возникающее из общественной практики людей, их производственной, семейно-бытовой и иной деятельности, это совокупность чувств, настроений, идей, теорий, художественных и религиозных образов, различных взглядов, отражающих все разнообразие бытия.
Элементами общественного сознания являются, :обыденное и теоретическое сознание; общественная идеология и психология; формы общественного сознания.
Как и любая сложная система, общество состоит из взаимосвязанных подсистем. Подсистема – это промежуточные комплексы, которые менее сложны, чем сама система. Выделение подсистем общества также является важным вопросом для социологической науки.
Поэтому неудивительно, что в разных социальных теориях существуют различные подходы к выделению подсистем общества. Так, в рамках марксизма общество состоит из двух подсистем: базиса и надстройки. Базис – это совокупность производственных отношений, составляющих экономическую структуру общества. В надстройку входят организации, идеи и учреждения. К надстроечным идеям относятся политические, правовые, нравственные, эстетические, религиозные, философские воззрения, которые называются авторами марксизма формами общественного сознания. С каждой формой общественного сознания связаны определенные организации и учреждения.
С политическими идеями связаны политические институты общества (партии, движения, органы власти), с правовыми идеями – институты права, с религиозными – церковь и церковные организации.
При этом согласно марксистскому учению именно базис определяет характер надстройки, между ними существует линия причинно-следственной зависимости. Таким образом, все надстроечные явления так или иначе отражают экономические отношения, составляющие базис: одни – непосредственно (политические, правовые явления), другие – опосредованно (искусство, философия). Первичность и определяющая роль базиса по отношению к надстройке – это всеобщий закон.
При этом идея детерминации надстроечных учреждений экономическим базисом неразрывно связана с идеей относительной самостоятельности и постоянной активности надстройки. Относительная самостоятельность учреждений надстройки вырастает из общественного разделения труда и связанных с ним процессов постепенной дифференциации и обособления разнородных социальных функций.
Вокруг указанных функций концентрируются автономизирующиеся области общественной жизни. Эти сферы отличаются по содержанию, типическим признакам, занимаемому в обществе месту, поскольку различна природа лежащих в их основе социальных функций.
Однако марксистский подход к выделению подсистем общества не является единственным. Если в советской социологической науке этот подход и считался определяющим, то сегодня он уступил свое место цивилизационному подходу. В рамках данного подхода общество рассматривается как совокупность четырех областей или сфер.
Слова «область» и «сфера» употребляются здесь не в естественнонаучном или математическом смысле. Они позволяют выделить в целом обществе его части, каждая из которых включает в себя элементы и отношения, объединяемые по их месту и роли в жизни общества.
Экономическая сфера – это деятельность субъектов общественных отношений по производству, распределению и потреблению результатов труда.
Во многом эта сфера является определяющей по отношению к другим, так как материальное производство является основным условием жизнедеятельности людей. В нее входят промышленное и сельскохозяйственное производство, отношения людей в процессе производства, обмен продуктами производственной деятельности, их распределение.
Политическая сфера – это деятельность субъектов общественных отношений по обеспечению согласия между членами общества, регулированию его состояния. Основанием этой сферы общества выступают властные отношения. Они же определяют и ее специфику.
Возникновение политической власти обуславливается четким осознанием политических интересов. Поэтому политическая власть всегда направлена прежде всего на их удовлетворение. В эту сферу общества входят государство, его институты, политические партии, право, а также связь между ними.
Социальная сфера – это деятельность субъектов общественных отношений, направленная на удовлетворение своих потребностей. Этот процесс тесно связан с уровнем экономического развития общества.
Можно выделить два подхода к рассмотрению социальной сферы общества:
1) совокупность организаций и учреждений, отвечающих за благосостояние, направленная на все слои населения;
2) совокупность социальных организаций и учреждений социальной защиты и социального обеспечения незащищенных слоев населения.
Социальная сфера включает в себя слои и классы, нации и национальные отношения, институты образования, здравоохранения, досуга.
Духовная сфера – деятельность субъектов общественных отношений по производству, потреблению и передаче духовных ценностей. Главными функциями, которые выполняет данная сфера общества, являются добыча новых знаний, их передача, формирование нематериальных ценностей. Духовная сфера охватывает науку, нравственность, религию, искусство, научные учреждения, религиозные организации, учреждения культуры, соответствующую деятельность людей. Стержнем духовной сферы общества является религия.
Все четыре сферы взаимосвязаны друг на друга и оказывают взаимное влияние.
Несмотря на то что в отличие от марксизма в цивилизационном подходе признается равенство всех подсистем общества, можно представить их вертикальную структуру в зависимости от их собственной роли в общественной жизни. Так, экономическая сфера играет роль добывания средств существования, являясь фундаментом общества.
Политическая сфера осуществляет функцию управления и является верхушкой общества.
Социальная и духовная сфера носят сквозной универсальный характер, пронизывая все общество и объединяя его экономическую и политическую составляющую.
Подводя итог, необходимо сказать, что только взаимосвязь всех подсистем общества обеспечивает его нормальное существование.