Какое свойство нейронов лежит в основе научения

В основе процессов научения и памяти, проявляющихся на поведенческом уровне целостного организма, лежит свойство пластичности нейрона, т.е. способности его к перестройке своих функциональных свойств. Выделяют несколько основных проявлений пластичности: 1) привыкание; 2) сенситизация; 3) клеточные аналоги ассоциативного обучения; 4) долговременная посттетаническая потенциация; 5) долговременная депрессия; 6) пластичность пейсмекерного механизма клетки.

Привыкание нейрона выражается в постепенном ослаблении его реакции на повторяющийся относительно нейтральный раздражитель. Если же параметры раздражителя изменяются или появляется новый стимул, то реакция нейрона восстанавливается.

Сенситизация (сенсибилизация) нейрона – это временное усиление его реакции или появление ее на ранее неэффективный раздражитель, особенно в тех случаях, когда он неоднократно связывается с субъективно приятными или неприятными воздействиями. Сенситизация по значению противоположна привыканию. Например, сенситизация наступает при переходе из света в темноту в результате темновой адаптации, когда сначала не видимые предметы после некоторого нахождения в темноте начинают восприниматься палочками сетчатки. Сенситизация может сохраняться от нескольких секунд до дней и недель. Считают, что сенситизация обусловлена активацией модулирующих нейронов, вызываемой сильным посторонним раздражителем.

Клеточные аналоги ассоциативного обучения можно наблюдать у нейронов многих структур мозга. Примерно 40 % нейронов гиппокампа способны к обучению в виде формирования условного рефлекса. Условный рефлекс образуется у нейрона в том случае, если к нему последовательно, через небольшое время поступают сигналы от условного и безусловного раздражителей. Условным стимулом может стать любое, вначале индифферентное сенсорное или электрическое раздражение, которое вызывает лишь подпороговую реакцию в виде ВПСП. Безусловный раздражитель должен вызывать у нейрона разряды, т.е. потенциалы действия. Под влиянием неоднократного сочетания индифферентного раздражителя с безусловным нейрон, способный к ассоциативному обучению, начинает отвечать на ставший условным (бывший индифферентный) стимул реакцией, которая ранее возникала только на безусловный раздражитель.

В осуществлении привыкания, сенситизации и ассоциативного обучения нейрона определяющую роль играют ионные механизмы синаптической передачи нервных импульсов, сильно зависящие от активности модулирующих нейронов. При развитии привыкания модулирующие нейроны не активны. Многократно повторяющееся поступление одинаковых сигналов в пресинаптический отдел вызывает инактивацию кальциевых каналов в нервном окончании. Поступление ионов Ca2+ в пресинаптический отдел падает и количество выделяемого в синаптическую щель медиатора уменьшается (рис. 106, А).

При сенситизации, вызываемой сильным посторонним стимулом, который действует одновременно с основным раздражителем, активируются модулирующие нейроны. Они образуют на пресинаптических окончаниях аксона чувствительного нейрона синапсы, выделяющие медиатор серотонин. Серотонин взаимодействует с аденилатциклазой, что вызывает инактивацию калиевых каналов, приводящую к удлинению потенциала действия у чувствительного нейрона. В результате чувствительный нейрон выделяет больше, чем обычно, медиатора в синаптическую щель и реакция постсинаптического нейрона возрастает (рис. 106, Б).

При ассоциативном обучении процессы, происходящие в нейронах, более сложны, чем во время привыкания и сенситизации. Особенностью ассоциативного обучения является наличие подкрепления, которым может являться сильное безусловное раздражение. Было выдвинуто два принципа ассоциативного обучения. Согласно принципу пре-постсинаптического совпадения, предложенного Д. Хеббом, необходимо совпадение активности пресинаптического и постсинаптического нейрона для усиления связи между ними (рис. 107, А). Э. Кэндел и Р. Хокинс выдвинули принцип пре-модулирующего совпадения, или зависящего от активности обучения.

В случае пре-модулирующего совпадения на пресинаптическом окончании сенсорного нейрона расположен серотонинергический синапс модулирующего нейрона (рис. 107, Б). В результате поступления импульсов в пресинаптическое окончание по аксону сенсорного и модулирующего нейронов возникает эффект, аналогичный сенситизации, т.е. происходит облегчение выделения медиатора и передачи импульса к постсинаптическому нейрону.

Долговременная посттетаническая потенциация (синаптическое облегчение, постсинаптическая потенциация) – это улучшение проведения в синапсах после кратковременного раздражения афферентных путей. Впервые ее обнаружил у нейронов гиппокампа норвежский ученый П. Андерсен с сотрудниками. Применив высокочастотную электрическую стимуляцию для вызывания короткой серии потенциалов действия в пресинаптическом нейроне, они регистрировали усиление ответов постсинаптического нейрона на последующие одиночные импульсы, приходящие от пресинаптической клетки. Было установлено, что долговременная потенциация обусловлена усиленным выделением медиатора из пресинаптических окончаний.

Это выделение стимулируется специальным веществом (возможно, окисью азота), которое образуется в постсинаптическом нейроне и поступает ретроградно через синаптическую щель в пресинаптический нейрон. Синтез этого вещества осуществляется через цепь реакций, которые запускаются при избытке ионов кальция, поступающих в постсинаптический нейрон через каналы, связанные с NMDA-рецепторами (рис. 108). Рецепторы получили такое название, поскольку активируются синтетическим аналогом глутамата N-метил-D-аспартатом. NMDA-рецепторы локализованы в постсинаптической мембране, медиаторами для них служит глутамат. Ворота каналов, связанных с NMDA-рецепторами, открываются только в том случае, когда постсинаптическая мембрана сильно деполяризована, а к рецепторам присоединен медиатор глутамат. Деполяризация постсинаптической мембраны снимает блокаду кальциевых каналов в NMDA-рецепторах, которая осуществляется внеклеточным магнием. В постсинаптической мембране, кроме NMDA-рецепторов, имеются так-же не-NMDA-рецепторы, которые под действием глутамата сразу открывают кальциевые ионные каналы даже в отсутствие сильной деполяризации мембраны.

Читайте также:  Какие свойства неоновых ламп сделали их незаменимыми в рекламе

Каналы, связанные с NMDA-рецепторами, находясь в открытом состоянии, пропускают очень большой поток ионов Ca2+. NMDA-рецепторы играют основную роль в долговременной посттетанической потенциации. Если их избирательно заблокировать, то долговременная потенциация не происходит, холя синаптическая передача не нарушается. Искусственно регулируя внутриклеточный уровень ионов Ca2+, можно усилить долговременную потенциацию или предотвратить ее.

Степень выраженности синаптического облегчения возрастает с увеличением частоты импульсов. Оно максимально, когда импульсы поступают в синапс с интервалом в несколько миллисекунд. Электронно-микроскопическими исследованиями подтверждена связь долговременной потенциации с увеличением количества синапсов на дендритах нейронов гиппокампа и изменением структуры синапсов. Долговременная постсинаптическая потенциация выявлена и в других структурах мозга: мозжечке, миндалине.

Длительность посттетанической потенциации зависит от свойств синапса и характера раздражения. После одиночных стимулов она выражена слабо, но после серии раздражений посттетаническая потенциация может продолжаться от нескольких минут до нескольких часов. Это крайне важно как для выработки условных рефлексов, так и для любого обучения.

Долговременная депрессия (синаптическая депрессия) была открыта в мозжечке у клеток Пуркинье, а впоследствии обнаружена в гиппокампе, таламусе, коре больших полушарий и др. Она заключается в длительном снижении проводимости через синапс и развивается при продолжительном поступлении импульсов. Долговременную депрессию можно вызвать совместным низкочастотным раздражением двух входов к клетке Пуркинье: входа к ее дендритам через параллельные волокна и входа от лазающих волокон. Долговременная депрессия объясняется расходованием медиатора, накоплением продуктов распада веществ, в частности повышением кислотности среды при длительном проведении возбуждения по одним и тем же нейронным цепям.

Пластичность пейсмекерного механизма – это способность особых нейронов-пейсмекеров изменять свою активность под влиянием поступающих сигналов, вызываемых последовательными раздражениями. Пейсмекеры (водители ритма) представляют собой источники активности мозга, генерирующие собственный эндогенный ритм. В роли пейсмекеров могут выступать нейронная сеть или отдельные нейроны, способные генерировать ритмическую импульсную активность.

Самый простой сетевой пейсмекер состоит из двух нейронов, соединенных положительной обратной связью. Такая структура обеспечивает межклеточную реверберацию сигнала (его многократное отражение, повторение движения по кругу). Воздействуя на один из нейронов сетевого пейсмекера, можно управлять его работой, включая или выключая реверберацию нервного импульса.

Пейсмекером может быть и один нейрон, в котором возникает внутриклеточная реверберация импульса от тела нейрона к окончанию аксона и обратно или в сому (тело) которого встроен генератор ритмической активности. Синаптические и гуморальные влияния, действие пептидов, внесинаптическое влияние медиаторов включают и выключают режим пейсмекерной активности.

Пейсмекерные нейроны используются для управления реакциями организма. С их помощью реализуются генетические программы, например, локомоции (ходьба, бег).

Пейсмекерный механизм обладает пластичностью, которая выражается в том, что ответ нейрона меняется по мере повторения действия одиночных раздражителей. В том случае, когда ответ пейсмекерного нейрона слабеет от раздражения к раздражению, этот процесс по аналогии с угасанием поведенческой реакции называют привыканием. Если реакция нейрона от раздражения к раздражению возрастает, то это называется фасилитацией.

Пластические свойства пейсмекерного механизма существенно расширяют адаптационные возможности организма в использовании наследственных (генетических) программ поведения.

Источник

Пластичность— фундаментальное свойство клетки, которое про­является в относительно устойчивых модификациях реакций нейрона и во внутриклеточных его преобразованиях, обеспечивающих измене­ние эффективности и направленности межнейронных связей.

Читайте также:  Какие полезные свойства горчицы

Свойство пластичности нейрона лежит в основе процессов на­учения и памяти целостного организма, проявляющихся на пове­денческом уровне. Выделяют несколько основных феноменов пла­стичности: привыкание, сснситизацию, клеточные аналоги ассо­циативного обучения, явления долговременной потенциации и долговременной депрессии, пластичность пейсмекерного механиз­ма клетки.

Привыкание нейрона выражается в постепенном ослаблении его реакции на повторяющийся раздражитель. Восстановление реакции происходит в результате изменения стимула или применения но­вого, а также после прекращения привычной стимуляции. Время восстановления реакции (секунды — недели) зависит от стимуля­ции и изучаемого объекта.

Сенситизация нейрона— временное усиление его реакции или по­явление ее на ранее неэффективный стимул, возникающее в результа­те какого-либо сильного воздействия (например, электрического тока). Время ее сохранения — от нескольких секунд до дней и недель. Сенситизацию связывают с активацией модулирующих нейронов, вызываемой сильным биологически значимым воздействием.

Долговременная потенциация (1оп§-1егт-ро1еп11аг1оп, ЫТ) впер­вые описана для нейронов гиппокампа. В 1973 г. Т. Блис и Т. Лемо, работая в лаборатории П. Андерсена в Осло (Норвегия), впервые показали, что нейроны гиппокампа обладают выраженными пла­стическими свойствами, нужными для обучения. Применив высо­кочастотную электрическую стимуляцию, чтобы вызвать корот­кую серию ПД в пресинаптическом нейроне, они получили эф­фект усиления ответов постсинаптического нейрона на последующие одиночные импульсы, приходящие от пресинапти-ческой клетки. Эффект мог сохраняться в течение часов—недель. Они назвали такое усиление синаптической проводимости долго­временной потенциацией, предположив, что постсинаптическая клетка выделяет ретроградный мессенджер, который способен проникать через мембрану пресинаптической клетки. Этим мессенджером, воз­можно, является окись азота, которая определяет пресинаптическое облегчение у гиппокампальных нейронов млекопитающих.

Долговременная потенциация(ДВП) в гиппокампе удовлет­воряет выдвинутому Д. Хеббом критерию обучения — совпадению

пресинаптической и постсинапти ческой активности нейрона. Этот принцип был сформулирован Д. Хеббом в 1949 г. в книге -Юргани-зация поведения» в качестве условия, необходимого для образова­ния новых нейронных ансамблей в процессе обучения.

В опытах на срезах гиппокампа П. Андерсен и его сотрудники (Апаегзеп Р. е( а1., 1977) показали, что долговременная потенциа-ция обусловлена усиленным выделением медиатора из пресинап-тических окончаний. С помощью электронного микроскопа была подтверждена связь долговременной потенциации с увеличением шипиков на дендритах нейронов гиппокампа и изменением струк­туры синапсов.

Позже ДВП была обнаружена в других структурах мозга — мин­далине, мозжечке. ДВП относится к определенному синаптичес-кому контакту. Она выявлена у идентифицированного синапса в простой нервной системе моллюска-

Долговременную потенциацию(ДВП) можно обнаружить по увеличению амплитуды и крутизныВПСП, повышению вероят­ности генерацииПД, а также по увеличению числа спайков на один тестирующий стимул. Долговременная потенциация часто ис­пользуется как удобная модель для изучения механизмов научения.

Долговременная депрессия (1оп§-1егт-(1ерге55юп, ЬТО ) состоит в длительном снижении проводимости через синапс. Сравнитель­но недавно долговременная депрессия (ДВД) обнаружена в коре мозжечка у клеток Пуркинье.Ее можно вызвать совместной низ­кочастотной стимуляцией (1-4 Гц) двух входов к клеткам Пурки­нье: афферентного входа через параллельные волокна к ее дендри-там и входа от лазящих волокон из нижней оливы, посылающей сигналы о совершаемых двигательных рефлексах.

Сигнал от лазящего волокна увеличивает приток ионов Са^ к клеткам Пуркинье. Это вызывает в нейроне каскад преобразований, где главная роль принадлежит процессам фосфорилирования-дефос-форилирования. Предполагают, что ДВД возникает вследствие того, что ионы Са^ активируют белок фосфатазу, который обеспечивает дефосфорилирование рецепторов на дендритах клеток Пуркинье, снижая тем самым их синаптическую проводимость. Не исключается возможность и второго механизма торможения клеток Пуркинье через долговременную потенциацию тормозного входа к ним от корзин-чатых интернейронов. ДВД возникает только на тех синапсах парал­лельных волокон к клеткам Пуркинье, возбуждение которых по вре­мени совпадает с сигналом, приходящим из нижней оливы.

Таким образом, долговременная депрессия в клетках Пуркинье — тот механизм пластических изменений в нейроне, благодаря которо­му в мозжечке формируются условные рефлексы.

Клеточные аналоги ассоциативного обучения можно получить ро многих структурах мозга. Так, 40% нейронов гиппокампа спо­собны к обучению (Котляр Б.И., 1986). Процедура формирования условного рефлекса у нейрона требует, чтобы к нему последова­тельно, с небольшой задержкой приходили сигналы от условного и безусловного стимулов. Условным стимулом может быть любое сенсорное или электрическое раздражение, которое вызывает лишь подпороговую реакцию (ВПСП). Безусловный раздражитель дол­жен вызывать у нейрона спайковые разряды (ПД). Под влиянием сочетания «индифферентного» раздражителя с безусловным ней­рон, способный к ассоциативному обучению, начинает отвечать на условный стимул реакцией, которая ранее возникала только на безусловное раздражение.

Читайте также:  Какими свойствами обладает черный тмин

У отдельного нейрона можно выработать не только классичес­кий условный рефлекс, но и инструментальный. Впервые это пока­зали исследователи из Мичигана Джеймс и Мариана Олдс в 1961 г., а затем и другие исследователи. В опытах Э. Фетца и М.Э. Бейкер (Ре^г Е., Вакег М., 1973) с помощью вживленных электродов регистрировали активность нейронов в двигательной коре у бодр­ствующей обезьяны. Когда частота ПД случайно превышала неко­торый уровень, шкала прибора перед обезьяной освещалась и жи­вотное получало положительное подкрепление — несколько ка­пель фруктового сока. В результате такой процедуры активность нейрона возрастала до того уровня, который подкреплялся. С отме­ной подкрепления частота ПД возвращалась к исходному, фоново­му значению (угасание инструментального рефлекса). Параллельная регистрация ЭМГ и механограммы мышцы задней стопы показала, что возрастание частоты спайков нейрона двигательной коры, выз­ванное обучением, несколько опережает начало электрической и механической активности мышцы. Это позволило утверждать, что инструментальный условный рефлекс был выработан у нейрона, который и запускал двигательную реакцию, а не наоборот.

Многие исследования были посвящены формированию ана­логов условного рефлекса на различных модельных системах; сре­зах мозга, изолированной нервной системе моллюска, синапти-чески связанных нейронах. Особенно впечатляющими оказались результаты изучения клеточных механизмов пластичности на пол­ностью изолированной соме нейрона. Этот препарат впервые был получен у аплизии и применен Р. Баумгартеном с соавторами (ВашпеаПепК.1. е1 а1.. 1971).

На виноградной улитке ассоциативное обучение у полностью изолированного нейрона было исследованоТ.Н. Греченко (1979). Сому нейрона, изолированную от отростков, получают при помо-

щи обработки ганглиев виноградной улитки протеомитическим фер­ментом — трипсином с последующим выдерживанием в термостате при температуре 37—38°С в течение 15—20 мин. После такой процеду­ры нейроны лишаются отростков. Изолированный нейрон может состоять только из сомы или из сомы с культей аксона. Он сохраняет присущую ему фоновую ативность, тип хемочувствительности.

В качестве условного стимула (УС) использовались микроапп­ликация медиаторов (ацетилхолина или серотонина) или прямая деполяризация током через внутриклеточный электрод- Все услов­ные стимулы вызывали лишь ВПСП и были подпороговыми для ПД. В качестве безусловного стимула (БС) применялся раздражи­тель большой силы, который вызывал устойчивую генерацию ПД. Интервал времени между УС и БС 5—500 мс, интервал между па­рами стимулов — от 40 с до 3 мин. Через 10—15 сочетаний услов­ный стимул начинал вызывать реакцию, характерную для БС. Ус­ловный ответ у разных нейронов сохранялся в течение 5—40 мин. Дополнительное обучение увеличивало время сохранения следо­вого эффекта. Неподкрепление вело к постепенному угасанию ус­ловной реакции. 80% нейронов (из 503) продемонстрировали фе­номен отсроченного обучения. Условный ответ после прекраще­ния процедуры обучения появлялся не сразу, а спустя некоторое время. Интервал от момента прекращения обучения до достижения максимального следового эффекта для разных нейронов составлял от 1—3 до 60 мин и более (Греченко Т.Н., Соколов Е.Н., 1987).

Был выявлен локальный характер обучения на одном нейроне. Условные и безусловные раздражители действуют через отдельные локусы мембраны, и условный ответ формируется только между теми участками мембраны, к которым направленыУС и БС. По­этому на одном изолированном нейроне можно выработать парал­лельно несколько различных условных рефлексов, включая диф-ференцировку, а также получить их селективное угасание. Эти ре­зультаты невозможно объяснить механизмом пресинаптической пластичности: полностью изолированные нейроны лишены каких-либо контактов с другими нейронами.Они указывают на роль пост-синаптическогои, вероятно, молекулярных механизмов в станов­лении следов памяти.

Источник