Какое свойство не характерно для неживой природы
Аттестационные материалы
для проведения промежуточной аттестации
по биологии в 9 классе
Тест
1 вариант
ЧАСТЬ А. Задания с выбором одного верного ответа.
А1. Какая наука изучает ископаемые остатки вымерших организмов?
А) систематика В) эмбриология
Б) генетика Г) палеонтология
А2. Какое свойство характерно для живых тел природы – организмов, в отличие от объектов неживой природы?
А) ритмичность В) движение
Б) раздражимость Г) рост
А3. Какая из последовательностей понятий отражает основные уровни организации живой природы?
А) Организменный – клеточный – молекулярный – популяционно-видовой — экосистемный
Б) Молекулярный – клеточный– организменный — популяционно-видовой — экосистемный
В) Популяционно-видовой – клеточный – организменный – экосистемный — молекулярный
Г) Молекулярный – клеточный– организменный – экосистемный – популяционно-видовой
А4. Мономерами нуклеиновых кислот являются
А) аминокислоты В) нуклеотиды
Б) глюкоза Г) жирные кислоты
А5. Транспортной системой клетки является
А) лизосомы В) хлоропласты
Б) митохондрии Г) эндоплазматическая сеть
А6. Митохондрии отсутствуют в клетках
А) рыбы-попугая В) городской ласточки
Б) мха кукушкина льна Г) бактерии стафилококка
А7. В ядре клетки листа томата 24 хромосомы. Сколько хромосом будет в ядре клетки корня томата после ее деления?
А) 12 Б) 24 В) 36 Г) 48
А8. Молекулы АТФ выполняют в клетке функцию
А) защиты от антител В) катализатор реакции
Б) транспорта веществ Г) аккумулятора энергии
А9. К эукариотам относится
А) кишечная палочка В) амеба
Б) холерный вибрион Г) стрептококк
А10. Какие гены проявляют свое действие в первом гибридном поколении?
А) аллельные В) доминантные
Б) рецессивные Г) сцепленные
А11. Регулярные занятия физической культурой способствовали увеличению икроножной мышцы школьников. Это изменчивость
А) мутационная В) генотипическая
Б) модификационная Г) комбинативная
А12. Наследственная изменчивость, борьба за существование и естественный отбор – это
А) свойства живой природы В) результаты эволюции
Б) движущие силы эволюции Г) основные направления эволюции
А13. Что из перечисленного является примером природного сообщества?
А) березовая роща В) крона берез
Б) отдельная береза в лесу Г) пашня
А14. Какую роль в экосистеме играют организмы – разрушители органических веществ?
А) паразитируют на корнях растений
Б) устанавливают симбиотические связи с растениями
В) синтезируют органические вещества из неорганических
Г) превращают органические вещества в минеральные
А15. Какая из приведенных пищевых цепей составлена правильно?
А) пеночка-трещотка→ жук-листоед→ растение→ ястреб
Б) жук-листоед→ растение→ пеночка-трещотка→ ястреб
В) пеночка-трещотка→ ястреб→ растение→ жук-листоед
Г) растение→ жук-листоед→ пеночка трещотка→ ястреб
ЧАСТЬ B.
В1. Укажите черты строения и жизнедеятельности, которые отсутствуют у прокариот
А) многоклеточность
Б) диплоидность набора хромосом
В) клеточная стенка
Г) способность к обмену веществ
Д) деление мейозом
Е) способность к питанию.
В2. Установите соответствие между химическими веществами и их признаками
Вещества | Признаки |
А. Углеводы Б. Белки | 1. Являются регулярными полимерами 2. Основная функция – энергетическая 3. Синтезируются на рибосомах 4. Мономерами являются аминокислоты 5. Выполняют каталитическую функцию 6. Мономерами являются моносахариды |
В3. Установите последовательность биологических структур , начиная с самой маленькой.
В ответе запишите соответствующую последовательность букв.
А) ядро
Б) кодон
В) ген
Г) хромосома
Д) нуклеотид
ЧАСТЬ С.
Дайте развернутый ответ на вопрос:
Почему пищевые цепи не могут быть очень длинными?
Аттестационные материалы
для проведения промежуточной аттестации
по биологии в 9 классе
Тест
2 вариант
ЧАСТЬ А. . Задания с выбором одного верного ответа
А1. Какая наука изучает химический состав, строение и процессы жизнедеятельности клетки?
А) экология В) цитология
Б) физиология Г) анатомия
А2. Какое свойство характерно для живых тел природы – организмов, в отличие от объектов неживой природы?
А) ритмичность В) движение
Б) рост Г) обмен веществ и энергии
А3. Какая из последовательностей понятий отражает основные уровни организации организма, как единой системы?
А) Система органов – органы – ткани – клетка – молекулы – организм – клетки
Б) Орган – ткани – организм – клетки – молекулы – системы органов
В) Молекулы – ткани – клетки – органы – системы органов – организм
Г) Молекулы – клетки – ткани – органы – системы органов – организм
А4. Мономерами белков являются
А) глюкоза и фруктоза В) жирные кислоты
Б) нуклеотиды Г) аминокислоты
А5. Переваривание пищевых частиц и удаление непереваренных остатков происходит в клетке с помощью
А) аппарата Гольджи В) лизосом
Б) эндоплазматической сети Г) рибосом
А6. Одну кольцевую хромосому, расположенную в цитоплазме, имеют
А) одноклеточные водоросли В) вирусы
Б) одноклеточные животные Г) бактерии
А7. Сохранение наследственной информации материнской клетки у дочерних клеток происходит в результате
А) митоза В) мейоза
Б) оплодотворения Г) деления цитоплазмы
А8. Биохимические реакции, протекающие в организме, ускоряются
А) пигментами В) тормозами
Б) ферментами Г) витаминами
А9. К организмам, в клетках которых имеется оформленное ядро, относят
А) сыроежку В) вирус кори
Б) сенную палочку Г) возбудителя туберкулеза
А10. Как назвал Г. Мендель признаки, не проявляющиеся у гибридов первого поколения?
А) гетерозиготными В) гомозиготными
Б) рецессивными Г) доминантными
А11. Под действием ультрафиолетовых лучей у человека появляется загар. Это изменчивость
А) мутационная В) модификационная
Б) генотипическая Г) комбинативная
А12. Выберете утверждение, правильно отражающее взгляды Ч. Дарвина на причины эволюции: в основе разнообразия видов лежит
А) приспособленность организмов к условиям среды В) единовременный акт творения
Б) способность к неограниченному размножению Г) наследственная изменчивость и
естественный отбор
А13. Биогеоцеоз –это совокупность взаимосвязанных
А) организмов одного вида В) животных одной популяции
Б) компонентов живой и неживой природы Г) совместно обитающих организмов
разных видов
А14. К редуцентам, как правило, относятся
А) низшие растения В) беспозвоночные животные
Б) грибы и бактерии Г) вирусы
А15. Какая цепь питания правильно отражает передачу в ней энергии?
А) лисица→ дождевой червь→ землеройка→ листовой опад
Б) листовой опад→ дождевой червь→ землеройка→ лисица
В) землеройка→ дождевой червь→ листовой опад→ лисица
Г) землеройка→ лисица→ дождевой червь→ листовой опад
ЧАСТЬ B.
В1.Укажите признаки, характерные для процесса фотосинтеза
А) Протекает в хлоропластах
Б) Характерен для всех живых организмов
В) Синтезируются органические вещества
Г) Необходим газ кислород
Д) Протекает только на свету
Е) Высвобождается энергия
В2. Установите соответствие между химическими веществами и их признаками
Вещества | Признаки |
А. Нуклеиновые кислоты Б. Липиды | 1. Несут генетическую информацию 2. Выполняют теплоизоляционную функцию 3. Находятся в ядре клетки 4. Мономерами являются нуклеотиды 5. В состав входит глицерин 6. Входят в состав многих гормонов |
В3. Установите последовательность биологических систем в порядке усложнения их организации. В ответе запишите соответствующую последовательность букв
А) биоценоз
Б) популяция
В) клетка
Г) многоклеточный организм
Д) биосфера
ЧАСТЬ С.
Дайте развернутый ответ на вопрос:
Чем искусственный биоценоз отличается от естественного? ( назовите не менее 3 отличий)
Тест
для проведения промежуточной аттестации
по биологии в 9 классе
Ответы
1 вариант
Часть А
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 |
Г | Б | Б | В | Г | Г | Б | Г | В | В | Б | Б | А | Г | Г |
Часть В
В1- А,Б,Д
В2 – А-1,2,6
Б-3,4,5
В3 – Д,Б,В,Г,А
ЧастьС
В цепях питания с переходом с одного трофического уровня на другой идет потеря вещества и энергии, на каждый последующий уровень переходит лишь 10% от предыдущего ( Правило экологической пирамиды), т.о., к 4-уровню веществ почти не остается, и цепочка прерывается.
2 вариант
Часть А
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 |
В | Г | Г | Г | В | Г | А | Б | А | Б | В | Г | Б | Б | Б |
Часть В
В1- А,В,Д
В2 –А-1,3,4
Б-2,5,6
В3 – В,Г,Б,А,Д
Часть С
1. Неполный круговорот веществ,
2. Видовой состав, определяемый человеком в агроценозе
3.Дополнительные к Солнцу источник и энергии ( удобрения, механизма)
4. Короткие пищевые цепи
5. Обязательное участие человека и т.д
Оценка
Часть А – 1 балл за каждый ответ – макс. 15 б.
Часть В – 2 б за правильный ответ, 1 б — если есть одна ошибка, 0 б- две и более ошибки- макс 6 б
Часть С – 3 б
Макс балл за всю работу – 24
«5» -19 -24 б
«4» -15-18 б
«3» — 10-14б
«2» — 9 и менее
Живые системы имеют общие признаки:
1. единство химического состава свидетельствует о единстве и связи живой и неживой материи.
Пример:
в состав живых организмов входят те же химические элементы, что и в объекты неживой природы, но в других количественных соотношениях (т. е. живые организмы обладают способностью избирательного накопления и поглощения элементов). Более (90) % химического состава приходится на четыре элемента: С, O, N, H, которые участвуют в образовании сложных органических молекул (белков, нуклеиновых кислот, углеводов, липидов).
2. Клеточное строение (Единство структурной организации). Все существующие на Земле организмы состоят из клеток. Вне клетки жизни нет.
3. Обмен веществ (Открытость живых систем). Все живые организмы представляют собой «открытые системы».
Открытость системы — свойство всех живых систем, связанное с постоянным поступлением энергии извне и удалением продуктов жизнедеятельности (организм жив, пока в нём происходит обмен веществами и энергией с окружающей средой).
Обмен веществ — совокупность биохимических превращений, происходящих в организме и других биосистемах.
Обмен веществ состоит из двух взаимосвязанных процессов: синтеза органических веществ (ассимиляции) в организме (за счёт внешних источников энергии — света и пищи) и процесса распада сложных органических веществ (диссимиляции) с выделением энергии, которая затем расходуется организмом. Обмен веществ обеспечивает постоянство химического состава в непрерывно меняющихся условиях окружающей среды.
4. Самовоспроизведение (Репродукция) — способность живых систем воспроизводить себе подобных. Способность к самовоспроизведению является важнейшим свойством всех живых организмов. В её основе лежит процесс удвоения молекул ДНК с последующим делением клеток.
5. Саморегуляция (Гомеостаз) — поддержание постоянства внутренней среды организма в непрерывно меняющихся условиях окружающей среды. Любой живой организм обеспечивает поддержание гомеостаза (постоянства внутренней среды организма). Стойкое нарушение гомеостаза ведёт к гибели организма.
6. Развитие и рост. Развитие живого представлено индивидуальным развитием организма (онтогенезом) и историческим развитием живой природы (филогенезом).
- В процессе индивидуального развития постепенно и последовательно проявляются индивидуальные свойства организма и осуществляется его рост (все живые организмы растут в течение своей жизни).
- Результатом исторического развития является общее прогрессивное усложнение жизни и всё многообразие живых организмов на Земле. Под развитием понимают как индивидуальное развитие, так и историческое развитие.
7. Раздражимость — способность организма избирательно реагировать на внешние и внутренние раздражители (рефлексы у животных; тропизмы, таксисы и настии у растений).
8. Наследственность и изменчивость представляют собой факторы эволюции, так как благодаря им возникает материал для отбора.
- Изменчивость — способность организмов приобретать новые признаки и свойства в результате влияния внешней среды и/или изменений наследственного аппарата (молекул ДНК).
- Наследственность — способность организма передавать свои признаки последующим поколениям.
9. Способность к адаптациям — в процессе исторического развития и под действием естественного отбора организмы приобретают приспособления к условиям окружающей среды (адаптации). Организмы, не обладающие необходимыми приспособлениями, вымирают.
10. Целостность (непрерывность) и дискретность (прерывность). Жизнь целостна и в то же время дискретна. Эта закономерность присуща как структуре, так и функции.
Любой организм представляет собой целостную систему, которая в то же время состоит из дискретных единиц — клеточных структур, клеток, тканей, органов, систем органов. Органический мир целостен, поскольку все организмы и происходящие в нём процессы взаимосвязаны. В то же время он дискретен, так как складывается из отдельных организмов.
Отдельные свойства, перечисленные выше, могут быть присущи и неживой природе.
Пример:
для живых организмов характерен рост, но ведь и кристаллы растут! Хотя этот рост не имеет тех качественных и количественных параметров, которые присущи росту живого.
Пример:
для горящей свечи характерны процессы обмена и превращения энергии, но она не способна к саморегуляции и самовоспроизведению.
Следовательно, все перечисленные выше свойства характерны для живых организмов только в своей совокупности.
Источники:
Каменский А. А., Криксунов Е. А., Пасечник В. В. Биология. 9 класс // ДРОФА.
Каменский А. А., Криксунов Е. А., Пасечник В. В. Биология. Общая биология (базовый уровень) 10–11 класс // ДРОФА.
Лернер Г. И. Биология: Полный справочник для подготовки к ЕГЭ: АСТ, Астрель.
https://900igr.net/kartinki/geografija/Krugovoroty-v-biosfere/005-Priznaki-zhivogo.html
Что такое живая природа?
Природа это весь окружающий нас мир, радующие глаз живые и неживые объекты. Она всегда привлекала к себе человеческое внимание, завораживала и удивляла своими законами. Благодаря исследованиям природы, люди получили массу полезных знаний, которыми пользуются и поныне. Человечество сделало много открытий, связанных с природными явлениями. Условное разделение показывает, что бывает живая и неживая природа.
Живая природа объединяет в себе все объекты планеты, которые развиваются, дышат, растут. К ней относят растения, животных и людей, многочисленные микроорганизмы, обитающие вокруг. Живая природа привносит в мир ярких красок, делая его интереснее и загадочнее. Она объединяет все живые объекты разных видов, родов и экосистем, присущих для определенной территории в определенное время и условия.
Живая и неживая природа
Объекты живой природы
Разнообразие живой природы не описать простыми словами, к ее объектам можно отнести:
- людей;
- животных всех видов (включая птиц и рыб);
- растения;
- бактерии и водоросли;
- микробов и паразитов.
Жизнь
Основным свойством всех живых организмов можно считать наличие жизни. Точного определения данного термина нет, однако жизнь можно представить как совокупность таких природных процессов, протекающих в любом организме, как: обмен веществ, рост, инстинкты и реакции на природу вокруг.
Разнообразие живых организмов
Разнообразие живых организмов на планете поражает. Каждый из видов существует сейчас только потому, что прошел естественный отбор в процессе эволюции, смог выживать и приспосабливаться к агрессивным условиям среды. История Земли показывает, что происходило множество катаклизмов, приводящих к вымиранию целых видов, пример – динозавры. При этом вымерли далеко не все рептилии – многие приспособились и видоизменились.
Жизнь можно встретить в каждом уголке планеты, однако наибольший интерес представляет человечество. Люди научились мыслить, у них есть свое собственное сознание, но никто до сих пор не может со 100% уверенностью сказать, что знает все о своем организме. Человеческое тело – отдельная тема для изучения. Такая сложная система требует досконального изучения, чем и занимаются миллионы ученых по всему миру.
основные признаки живых организмов
Человек может мыслить, а значит он по праву считается венцом эволюции. Благодаря сознанию человечество доминирует на планете, при этом встретить идентичных людей невозможно в принципе. У каждого есть свои определенные вкусы в музыке, искусстве, моде, некоторые проводят все свободное время за чтением книг, а кто-то ходит по клубам и не видит смысла в образовании.
Благодаря общим интересам человек находит себе друзей, создает семьи, общины. Множество рас и народностей не являются помехами, каждое общество может в любой момент пополниться новыми людьми, что также выделяет людей на фоне остального живого мира.
Микроорганизмы
Микроорганизмы
Первыми живыми существами на планете можно по праву считать микроорганизмы. Они зародились задолго до появления человечества и даже животных. Это самая долгоживущая форма жизни.
Микроорганизмы зародились миллионы лет до нашей эры, однако, пройдя такой долгий путь, они до сих пор являются самыми распространенными формами жизни. Их можно встретить в каждой экосистеме. Микроорганизмы – микроскопические одноклеточные существа, имеющиеся абсолютно везде. Их не увидеть невооруженным глазом, а для их изучения используют микроскоп. Среди большого разнообразия выделяют бактерии, грибы и вирусы.
Выживаемость микроорганизмов просто колоссальная – им нипочем практически все условия внешней среды. Найти этих существ можно в твердых породах. Основная особенность микроорганизмов – интенсивное размножение в благоприятных условиях. Передача генов осуществляется горизонтальным путем – для распространения своего влияния им не нужно передавать генетические данные потомкам.
Развитие происходит благодаря остальным живым существам. Подобный фактор является решающим в любой среде обитания. Некоторые виды микроорганизмов выживают даже в условиях космического вакуума.
Различают опасные, полезные микроорганизмы. Благодаря вторым развивается жизнь на планете, а вот вредные только ухудшают положение, разрушая все вокруг. Иногда вредные микроорганизмы приносят пользу – некоторые вирусы способны излечивать тяжелые заболевания людей.
Растительный мир
Растительный мир
Растений существует огромное множество. Сейчас популярно создание парков по всему миру, где собираются различные виды растений. Во многом именно от них зависит жизнь на планете – они вырабатывают кислород, препятствуют эрозии почв, являются местом жительства для представителей микро и макромира. Поглощение углекислого газа – одна из важных особенностей растительного мира.
Растения представляют собой многоклеточные формы жизни, без которых нельзя представить биосферу. Они являются источником красоты, вдохновения, а также приносят человечеству немало пользы. Их можно считать источником пищи, из растений делают многие лекарства и яды.
Существует условное разделение представителей растительного мира на съедобных и несъедобных. Человек может употреблять в пищу фрукты, овощи, некоторые виды трав и водорослей. Несъедобные растения – ядовитые травы, кустарники, деревья. Один и тот же вид растения может обладать разными свойствами. Например, побеги помидоров содержат ядовитые вещества, тогда как плоды люди часто употребляют в пищу.
Животный мир
Животный мир
Разнообразие животного мира поражает. Вся фауна нашей планеты относится именно к нему. Главная особенность животных – способность движения, размножения, питания. У животных есть органы дыхания.
Процесс эволюции планеты проходил довольно жестко, неспособные выживать быстро вымирали, некоторые приспосабливались и видоизменялись. Сейчас животных классифицируют по-разному:
- по местам обитания;
- по методам выживания;
- по способам питания.
В процессе приручения животных произошло разделение на домашних, диких. Зверей, проживающих свободно в природе часто невозможно приручить, они своенравные и свободолюбивые. Среди них есть как травоядные, так хищные организмы.
Животный мир планеты
По всей территории планеты разбросано большое разнообразие живых организмов, которые приспособлены к местам своего обитания. Так, например, на территории Австралии можно встретить массу существ, которых не найти нигде на планете.
В ледниках и горах животные чаще всего белого цвета, это является своеобразной маскировкой для охоты или с целью безопасности. В пустынных и степных условиях звери охристых оттенков, по мере изменения цвета можно выявить, на каких территориях проживает тот или иной вид зверей.
Человек смог одомашнить животных. Те, кто ранее был диким, стали постоянными спутниками людей. Приручил человек их для собственных целей: коровы, овцы и свиньи нужны для молока, кожи, мяса и шерсти, а вот собаки нужны в качестве защиты, для охоты. Кошки приручились скорее самостоятельно, однако до сих пор остаются верными друзьями людей. Домашние животные нужны людям – это пища, одежда и развлечение.
Жизненный цикл
У каждого живого существа есть собственный жизненный цикл, начинающийся с рождения, заканчивающийся окончанием жизни. Живым существам нужна пища и воздух, пища и воздух.
Растения и животные имеют возможность рождаться и постоянно развиваться. Растение может развиться из небольшого семени в огромное дерево, а животное появляется из крошечного эмбриона в утробе матери. Сменяются годы, жизненные циклы проходят один за другим. Любое существо в конечном счете погибает, ему на смену приходит новое поколение и цикл повторяется бесконечно.
Объекты живой природы становятся неживыми с течением времени: листья растений после опадания становятся представителями неживой природы, они не способны развиваться или дышать.
Что такое неживая природа?
Неживая природа
Данную часть нашего мира представляют только те объекты, которые не могут самостоятельно меняться. Они остаются в своем исходном состоянии тысячелетия. Живые и неживые организмы постоянно взаимодействуют друг с другом, без этой связи невозможно существование жизни.
Неживую часть мира можно изобразить как симбиоз элементарных химических соединений. Неживая природа – объект исследований точных наук: химии, физики и математики.
Литосфера
Литосфера
Сама планета Земля считается неживым объектом. Однако она – единственная изученная на данный момент планета, на которой существует жизнь в том виде, в котором мы ее видим. Планеты возникла миллиарды лет назад благодаря удачному стечению обстоятельств, ее нынешнее положение в Солнечной системе обеспечивает комфортное существование организмов на ее территории.
Структура земли – это не только ее внешняя оболочка. В самом центре есть ядро, заполненное раскаленными металлическими соединениями. Поверх ядра располагается расплавленная мантия, ее слой крайне толстый, намного больше слоя почвы. Эволюционные процессы затронули не только живую природу, материки постоянно изменяли свое положение, возникали горы, океаны.
В настоящий момент различают 6 континентов, однако задолго до появления человечества материк был один. Рельеф на каждом участке планеты свой, также как и климатические условия. Каждая зона имеет свои характерные особенности, на ней проживают определенные виды, свойственные только для нее.
Помимо этого, богатства есть и в глубине Земли. Полезные ископаемые значительно облегчают человеческую жизнь, продлевая ее продолжительность и развивая города, страны и поселения.
Гидросфера
Гидросфера
Вода занимает большую часть земной поверхности. Недооценить ее влияние на формирование жизни невозможно. Именно в водной среде впервые зародилась жизнь, которая после распространилась повсюду. Вода имеет простую химическую формулу, включающую две молекулы водорода и одну кислорода.
В природе простой состав воды практически не встретить, в основном в ней многих примесей в виде минеральных веществ. Водная среда включает все реки, озера, моря, океаны планеты. 4 земных океана вместе создают единую систему, омывающую каждый материк. Водой покрыто 70% всей Земли.
Моря – водные объекты, впадающие в океан и окруженные сушей по периметру. Существуют озера, которые не выходят в Мировой океан, однако все равно считаются морями: Аральское, Большое соленое. Они называются так исключительно из-за размеров, соленой воды.
Озера не выходят к океанам, в основном пресноводные. Они могут быть естественными, а также искусственными, иначе называемыми прудами. У прудов абсолютно те же характеристики, что у озер, однако размеры ограничены. В пруду вода стоячая, то есть она никуда не уходит и часто закачивается человеком. В них выводят раб и занимаются рыболовным промыслом.
Ручьи и реки можно называть артериями Земли. Скоростные потоки заполняют озера, омывают сушу. Из рек животные пьют воду, растения вдоль берегов также насыщаются влагой. Благодаря деревьям вдоль рек невозможны эрозия почв. Реки отличаются от простых ручьев своими размерами. Крупные ручки наносятся на общемировую карту, ручьев там не встретить.
Атмосфера и погода
Атмосфера и погода
Благодаря атмосфере существует жизнь. Воздушная оболочка, окружающая всю поверхность планеты, дает возможность развиваться, размножаться всем ее обитателям. Воздушная оболочка состоит из смеси различных газов: азота, кислорода, углекислого газа и т.д.
Погода является явлениями атмосферы, проявляющимися на территории всей планеты. Различают множество погодных условий в зависимости от типов климата, часовых поясов и месторасположения. В некоторых местах постоянные ураганы и тайфуны считаются обыденными вещами, а в той же Африке мечтают хотя бы о капле дождя. Существуют даже территории, где вечных холод.
Многие методики позволяют прогнозировать появление погодных явлений на Земле, синоптики определяют место, куда направляется циклон или дует ветер. Однако предсказать все события со 100% вероятностью не может никто, в основном характер движения воздушных масс хаотичен и изменчив. Погода может резко измениться в считанные секунды и прогноз будет неверен. В средней полосе земного шара в основном засушливый климат, а вот ближе к экватору напротив – постоянные продолжительные дожди.
Объекты неживой природы
Сложно описать словами разнообразие неживого мира. К нему можно отнести:
- горы и камни;
- объекты водной среды;
- почву;
- звезды и планеты;
- воздух и ветер;
- микроэлементы, химические вещества.
Постепенно может происходить превращение, живые объекты умирают и становятся микроэлементами.
Появление неживой природы
Земля до зарождения жизни
Неживая природа появилась в первую очередь. Постоянные катаклизмы, извержения вулканов и отсутствие воды – прошлое молодой Земли. Постепенно образовалась вода, а после нее и появилась жизнь. Горы стали почвами, тепло солнца позволило первым микроорганизмам развиваться и размножаться, постоянно эволюционируя.
Свойства неживой природы
Возникновение неживой природы послужило толчком к развитию жизни на Земле. Все объекты можно считать первичными. Неживой природе приписываются следующие свойства:
- Они находятся в одном из трех агрегатных состояний. Различают еще и четвертое – плазму, но она представляет собой отдельный элемент для размышлений. Твердые объекты не меняют своей изначальной формы, их молекулы плотно расположены между собой.
- Они крепкие и плотные: почва, камни и горы, пески, лед.
- Жидкое состояние изменчиво, молекулы плавают, находясь в неопределенной форме: туманы, жидкости, ртуть. Газообразные объекты: пар и воздух. Молекулы ничем не связаны, находятся в свободном полете.
- Представители неживой природы не меняются, они не способны дышать, мыслить, размножаться.
- Изменение размеров и форм возможно только под воздействием внешних факторов. Вода существует в трех агрегатных состояниях: паром, жидкостью и льдом. Кристаллы льда постепенно нарастают, камни стачиваются из-за ветра и воды.
- Они не могут умереть или родиться. Не могут самостоятельно передвигаться, все происходит под воздействием внешней среды.
Отличия неживой природы от живой
Неживая природа отличается от неживой главным образом тем, что не может родиться или умереть. Размножение тоже прерогатива живой природы, равно как и дыхание, развитие и рост. Появление неживых объектов обуславливается множеством факторов, возникнув единожды, неживые объекты не исчезнут самостоятельно. Иногда они могут лишь перейти в другое агрегатное состояние.
Камни постепенно превращаются в пыль и песок, вода испаряется. Однако, несмотря на изменения формы и распад, они не перестают существовать в природе.
Связи живой и неживой природы
Природа находится вокруг нас, ее объекты поражают воображение. Живая и неживая природа в совокупности образуют мир целиком. Природу постоянно изучали, выявляли закономерности взаимодействия живых и неживых объектов. В мире все взаимосвязано, после смерти живых организмов образуются микроэлементы, служащие источником питания для растений. Без тепла, равно как и без воды было бы невозможно образование жизни.
Взаимосвязь на примере растений
Все, находящееся вокруг нас тесно связано между собой. Растения получают солнечный свет, в процессе фотосинтеза вырабатывается кислород, уходит углекислый газ. Все находится в постоянном балансе. Процессы питания растения также зависят и от почвы, в которой они произрастают. Недаром лучшим удобрением всегда служил перегной. Полезные вещества растения получают также из воды, а ветром разносятся семена, распространяя организмы по всей ближайшей территории.
Интересный факт: ежегодно растения способны просыпаться только в определенное время. Срезая ветки деревьев в марте, раньше срока появления почек, в благоприятных условиях и с хорошим освещением начнется процесс развития. Повтор подобной процедуры в осеннее время ни к чему не приведет, растению пришла пора засыпать на зиму и размножаться оно не намерено. Это показывает наличие определенного механизма, по которому живут деревья. Главный ориентир – продолжительность световых дней. Чем она ниже – там ближе дерево к спячке.
Взаимосвязь на примере животных
Животные также неспособны жить без еды, воды и кислорода. Зайцы питаются корой деревьев и травой, однако не могут жить без воды, им нужно постоянно дышать, существовать без солнечного тепла и света они также не могут. В определенное ?