Какое свойство музыки является главным лад интонация темп или мелодия
Средства музыкальной выразительности
Музыка – это язык чувств. Уникальность музыкального искусства заключается в том, что понять заложенное композитором чувство может практически каждый человек. Помогают нашему восприятию средства музыкальной выразительности. Познакомиться с основными средствами музыкальной выразительности будет полезно как профессиональному музыканту, так и любителю. Знания помогут не только понимать язык музыки, но и говорить на нем, сочиняя свои произведения.
Из чего состоит музыка
Классическая музыка имеет определенные каноны, позволяющие создавать удивительные шифры. Эти музыкальные приемы формировались столетиями, менялись в зависимости от эпохи и моды. Интересно, что до эпохи барокко музыкальное искусство имело прикладной характер. За редким исключением инструментальная музыка имела самостоятельность и могла исполняться без танца или слова. В основном инструменты использовались лишь в качестве аккомпанемента. Начало формирования собственного языка символов, а именно средств музыкальной выразительности было положено в 16 веках. Но за дальнейшие века эмоциональная палитра наполнилась всеми оттенками и цветами, создающими особый колорит произведения.
К средствам музыкальной выразительности относят:
- Мелодия;
- Лад;
- Гармония;
- Регистры;
- Метр, ритм, темп;
- Тембр;
- Фактура;
- Штрихи;
- Динамика.
Рассмотрим по отдельности каждое средство музыкальной выразительности.
Мелодия: определение, типы
Мелодия представляет собой законченную музыкальную мысль, несущую в себе яркий образ. Чаще всего мелодическая линия является одноголосной.
Справедливо сказать, что сколько существует на свете мелодий, столько и есть их разновидностей. Ведь каждая мелодия уникальна и интересна по-своему. Тем не менее, музыковеды выделяют несколько основных разновидностей:
- Горизонтальное движение – мелодическая линия строится на постоянно повторяющемся звуке. Создается ощущение застывшего времени. Чтобы избежать монотонности для подобной мелодии, необходимо подобрать достаточно активное гармоническое движение и частую смену аккордов. Искусно работает с подобными темами Фредерик Шопен, примером гармонизации является Прелюдия e-moll. Отсутствие развития мелодического движения часто характерно и для народных речитативных попевок или прибауток. Примером является русская народная прибаутка «Ладушки».
- Восходящее движение представляет собой переход к более высоким звукам. Функция подобного движения не всегда связана с подъёмом и энергией. Часто композиторы стараются выразить при помощи восходящих мелодий напряжение и душевное сопротивление. Восходящие интонации также характерны для танцевальной музыки эпохи барокко. Примером является мелодия «Менуэта» Иоганн Себастьян Баха.
- Нисходящее движение связано со спадом напряжения, а также эмоциональной разрядкой. Создается ощущения спокойствия и уравновешенности, если мелодия находится в среднем регистре. В низком регистре нисходящее движение может создать ощущение скорби и тяжести. Часто направленные вниз мелодии используются для вокальной музыки, так как удобны для исполнения. Примером является русская народная песня «Во поле береза стояла».
- Волнообразная мелодия представляет собой чередование восходящих и нисходящих движений. Разновидностью типа является заполнение скачков поступенным движением либо вверх, либо вниз, которая позволяет добиться максимально логичного и спокойного развития мелодии. Часто встречается как в профессиональной композиторской практике, так и в фольклорных образцах. Известным произведением является песня «Сурок» Людвига ван Бетховена.
- Мелодия со скачками характерна для танцев, быстрых произведений. Широкие скачки добавляют мелодическому движению активности и энергичности. Движение широкими скачками характерно больше для инструментальной музыки. Ярким примером подобного мелодического движения является тема произведения «На тройке» композитора Петра Ильича Чайковского.
- Мелодия с секвенцией отличается логичностью и постепенностью. Секвенция представляет собой способ мелодического развития при помощи повторения звена темы на разных ступенях гаммы. Образцом секвенционного движения является I часть сонаты №26 Людвига ван Бетховена.
Важнейшим моментом в развитии мелодии является кульминация. Это наивысшая точка развития мелодического движения. Обычно выделяется следующими признаками:
- Усиление динамики;
- Использование скачков или восходящих интонаций;
- Увеличение высоты звучания.
Кульминация используется уже в первых тактах инвенции №9 И.С. Баха, что создает особый музыкальный колорит.
Лад
Соотношение устойчивых и неустойчивых звуков образуют лад. Наиболее привычными ладами являются мажор и минор. По характеру звучания мажор сильно отличается от минора. Строение мажора подразумевает более ясное, светлое звучание.
Фредерик Шопен op.9 №2 «Ноктюрн»
Минор отличается спокойствием, но может выражать напряженность. Минор – это романтический лад, имеющий оттенок печали и грусти.
Людвиг ван Бетховен «Лунная» соната №14, I часть
Гармония, фактура
Гармония – это одновременное или последовательное соединение трех или более звуков. При изучении музыки существует отдельная дисциплина, имеющая название «Гармония». Музыканты изучают аккорды и аккордовые последовательности, создающие звуковые эффекты.
У каждого аккорда есть собственная краска:
- Мажорное трезвучие – радость, веселье, энергичность.
- Минорное трезвучие –грусть, печаль, меланхолия, спокойствие, романтичность.
- Уменьшенное трезвучие – диссонирующее звучание, мистическое и фантастическое.
- Увеличенное трезвучие –звучит как диссонанс, резко, остро.
- Малый мажорный септаккорд –создает небольшое напряжение и тяготение к тонике, что позволяет использовать его в заключительных каденциях.
- Малый минорный септаккорд – умиротворение, спокойствие.
- Большой мажорный аккорд –часто используется в джазовой музыке, яркий по звучанию.
- Дважды уменьшенный аккорд – страх, испуг и скорбь.
Взаимодействие аккордов в тональности также подчиняется правилам гармонии. Здесь важно учитывать функциональность аккорда, то есть его расположение на определенной ступени лада. Красочности гармонии также придают модуляции и отклонения.
Фактура – это склад музыкальной ткани. В широком смысле фактура делится на два типа:
1) Полифонический склад – многоголосие, в котором все голоса считаются равноправными. В полифонии вместо ведущей мелодии используется тема, противосложение. Примером полифонии является Фуга до мажор И.С. Баха из «Хорошо темперированного клавира» I том.
2) Гомофонно-гармонический склад – многоголосный склад, в котором ведущая роль отводится мелодии. В качестве мелодического сопровождения используется аккомпанемент. Примером является Ноктюрн Фредерика Шопена.
В более узком значении фактура подразумевает варианты изложения аккордов:
- аккордовая – одновременное нажатие звуков аккорда.
- гармоническая фигурация – последовательное изложение аккорда.
Регистры и тембры
Высота звучания зависит от регистра. Условно существует три регистра:
- низкий – имеет приглушенное, немного тяжеловатое звучание. Образный ряд – это большие животные, тяжелые предметы или инфернальные существа.
- средний – относится к человеческому голосу, удобен для вокальных произведений. По краске теплый, приятный.
- высокий – вызывает ощущение легкости и безмятежности. Образный ряд: птицы, воздух или дождь.
Фортепиано является инструментом, включающим в себя все три регистра. Но не все инструменты могут похвастаться столь широким диапазоном. Чтобы сохранить тембровую краску и ее природную красоту, композиторы используют инструменты в области выразительного звучания. Изображение поможет понять, какие инструменты играют в каких регистрах.
Композиторы XX века используют инструменты вне сферы выразительной игры для создания эффекта напряженности или неестественности. Например, Игорь Стравинский в увертюре к балету «Весна священная» использует фагот в непривычно высоком для него регистре. В результате звучание инструмента стало практически неузнаваемым.
Ритмический рисунок, темп
Много звуковой информации о музыкальном жанре и о стиле произведения слушатель получает из ритма. При этом важно различать ритм и метр. Ритм представляет собой соотношение длительностей в их последовательности. Метр же является чередованием сильных долей (постоянных акцентов) и слабых, выражаемых размером.
Ритмический рисунок в определенном метре сам по себе может нести характеристику для многих жанров музыки:
- Вальсы обычно имеют трёхдольный размер и ровный ритм с формулой бас + аккорд.
- Марши имеют двухдольный размер с чётким акцентом на сильные или относительно сильные доли.
- Менуэт – это французский танец, имеющий трехдольный метр. Часто для этого танца характерен пунктирный ритм.
- Джазовые произведения необычайно разнообразны по ритмическому рисунку. Особенно характерны синкопы и пунктирный ритм.
Практически каждый танец или жанр имеет свою особенную ритмическую формулу.
Как средство музыкальной выразительности используется темп. Это скорость исполнения, позволяющая максимально точно передать образ. Обычно указывается в начале композиции. Записывается итальянским словом. В таблице приведены термины, перевод и единица метра, выставляемая при исполнении на метрономе.
Штрихи
Штрихи представляют собой способы звукоизвлечения. Нюансы исполнения связаны с штрихами. К основным относят:
Стаккато — отрывисто, обозначается точкой над нотой.
Легато – связно, объединяет несколько нот линией.
Нон легато – играть каждую ноту отдельно. Не обозначается, либо прописывается – nonlegato.
Для каждого инструмента предусматриваются разные штрихи, позволяющие добиться необходимого звучания.
Динамика
Для передачи образа важно соблюдать динамические указания. Динамика отображает громкость. Так, для жанра марш характерно громкое исполнение, для нежной и лиричной арии чересчур громкое исполнение будет излишним, поэтому лучше придерживаться тихого воспроизведения. Композиторы при помощи специальных знаков отображают изменения в динамике.
Как использовать средства музыкальной выразительности
Средства музыкальной выразительности помогают передать образное содержание и замысел композитора, поэтому при исполнении важно учитывать каждый нюанс, прописанный в нотах. Если музыкант хочет сочинять музыку, то эти приемы станут отличной базой для первых сочинений. Важно учитывать особенности жанра. Многие музыкальные произведения имеют контраст, поэтому в одном сочинении могут использовать различные по краске средства выразительности. Все зависит от драматургии и от взаимодействия образов.
Тем не менее, не стоит переставать искать что-то новое, пробовать и экспериментировать. Главное в музыке – это уметь при помощи звуков подарить слушателю эмоцию или образ.
Анонимный вопрос · 6 марта 2019
42,7 K
Постоянно расширяю свой кругозор.
Музыка имеет свои специфические выразительные средства. Вот ключевые из них:
Ритм — соотношение длительностей звуков/нот в их последовательности.
Мелодия — представляет собой развитую и законченную музыкальную мысль, выраженную одноголосно.
Лад — система, связывающая звуки различной высоты (cуществует два его вида: мажор и минор).
Фактура– это устройство музыкальной ткани, совокупность ее элементов (мелодии, аккомпанемента, баса и т.д.).
Тембр — колористическая окраска звука.
Темп — скорость следования метрически счетных единиц.
Динамика — различной степени сила звучания, громкости и их изменения.
Штрих — способ исполнения нот, образующих звук.
Спасибт за помощь, я ученица 5 класса.
Средства музыкальной выразительности-способ создания произвидения и, самовыражение в нем.
Самые простые элементы:
•мелодия-основа музыки.
•ритм-скорость мелодии в музыке
•динамика-громкость
•лад-настроение
•регистр-высота (низкий, высокий, средний) Читать далее
Средства музыкальной выразительности-способ создания произвидения и, самовыражение в нем.
Самые простые элементы:
•мелодия-основа музыки.
•ритм-скорость мелодии в музыке
•динамика-громкость
•лад-настроение
•регистр-высота (низкий, высокий, средний) Читать далее
Средства музыкальной выразительности-способ создания произвидения и, самовыражение в нем.
Самые простые элементы:
•мелодия-основа музыки.
•ритм-скорость мелодии в музыке
•динамика-громкость
•лад-настроение
•регистр-высота (низкий, высокий, средний) Читать далее
Какие приемы используют композиторы, чтобы воздействовать на эмоции слушателей? Интересует литература по теме.
Независимый журналист, медиаконсультант. Веду канал о журналистике в Telegram
Думаю, вам стоит начать с азов гармонии и изучения музыкальных эпох, чтобы проследить, с помощью каких средств композиторы влияли на людей. По гармонии — книги Мясоедова, Способина, Абызовой. Это учебники для училищ, они могут показаться сложноватыми для восприятия на первый взгляд. Из совсем простого — книга Хоупа «Когда можно аплодировать» — он в популярном тоне объясняет, как все устроено. Еще есть шикарные видеофильмы от BBC «Как устроена музыка» — там тоже очень подробно и доходчиво все рассказывается.
Прочитать ещё 1 ответ
Объясните, что такое додекафония (и в целом серийная техника в музыкальной композиции) и как понять ее человеку, несведущему в музыкальной грамоте?
Разработчик ПО, инженер-конструктор, музыкант, публицист, художник
Серийная техника — это техника написания музыки, когда за основу берется не гармония, а серия — произвольно взятый набор звуков (в додекафонии — 12), который, как кажется композитору, передает определенное настроение. Само музыкальное произведение из серии получается путем проигрывания этой серии различными длительностями на разных инструментах.
Чтобы понять ее человеку, несведующему в музыкальной грамоте, следует представить ситуацию, когда музыку пишет генератор случайных чисел, используя 12 кем-то придуманных нот.
Что такое эпитет?
Вокальный педагог. Школа Неправильного Вокала.
Эпитет это прилагательное(какой, какая) несущее в себе эмоцию, выразительность, яркость описания. Например — ВОЛШЕБНАЯ музыка. СТРАШНАЯ тайна. ТЁМНОЕ прошлое.
Как представить звук и то как оно распространяется?
Звук—физическое явление, представляющее собой распространение в виде упругих волн механических колебаний в твёрдой, жидкой или газообразной среде. В узком смысле под звуком имеют в виду эти колебания, рассматриваемые в связи с тем, как они воспринимаются органами чувств животных. Как и любая волна, звук характеризуется амплитудой и частотой
Какая русскоязычная рэп-лирика обладает достаточной художественной ценностью, чтобы называться поэзией?
Поэт, переводчик, литературный критик
Чтобы называться поэзией, тексты должны «работать» без музыки (в случае рэпа — бита, сэмплов, особой манеры речитатива). Я не уверен, что даже лучшие рэп-тексты выполняют это требование, но, с другой стороны, ничто не мешает нам говорить о рэп-поэзии так же, как мы говорим о рок-поэзии. Мне самым талантливым автором текстов в русском рэпе — из тех, что я знаю, — кажется Михаил Феничев («2h Company», «Есть Есть Есть»). Это очень остроумные и просто умные тексты, ритмизованные со впечатляющей сложностью. Мой личный топ: «Филип Дик», «Адекватно», «Дзэн и искусство ухода за АК-47».
https://youtube.com/watch?v=BqcvqJYpIHA%3Fwmode%3Dopaque
https://youtube.com/watch?v=4SHFXSyXNNQ%3Fwmode%3Dopaque
https://youtube.com/watch?v=65mNS3PYXlA%3Fwmode%3Dopaque
Прочитать ещё 21 ответ
Краткое описание документа:
Цель: дать учащимся знания о средствах музыкальной выразительности.
Задачи:
— научить учащихся определять средства музыкальной выразительности, использованных для создания определенного образа в произведении;
— развивать чувство ритма, музыкальную память учащихся;
— развивать навык пения хором;
— воспитывать слушательскую культуру учащихся.
Тип урока: урок формирования новых знаний.
Методы и приемы: словесные, наглядные, практические.
Музыкальный материал: Чайковский «Детский альбом» (фрагменты), Прокофьев «Петя и волк» (фрагменты), Крылатов «Колыбельная медведицы»; Чичков «Волшебный цветок».
Оборудование: музыкальный центр, компьютер, проектор, экран.
«Ход урока:
1. Музыкальное приветствие.
У: — Здравствуйте, ребята!
Д: — Здравствуйте!
2. Беседа
У: — Ребята, скажите мне, пожалуйста, какое сейчас время года?
Д: — Весна!
У: — Совершенно верно! И как вы знаете, именно весной природа просыпается, и распускаются первые цветы! Посмотрите, какой цветок расцвел у нас в классе сегодня!
Слайд №1.
У: — Вы видите, что каждый лепесток имеет не только свой цвет, но еще и определенное название. Этот волшебный цветок перенесет нас в мир музыки, где всем управляют (Слайд №2) средства музыкальной выразительности.
Посмотрите еще раз на цветик-семицветик. Что находится в его сердцевине?
Д: — Интонация!
У: — Верно! Все лепестки выросли из этого главного свойства музыки – интонация.
Ребята, скажите пожалуйста, с каким музыкальным жанром наиболее связана речь человека?
Д: — С песней.
У: — Конечно же с песней! А какую песню человек слышит практически с первого дня своей жизни?
Д: — Колыбельную!
У: — Правильно! Сейчас мы с вами послушаем всем вам известную «Колыбельную медведицы», которую написал композитор Крылатов.
Звучит «Колыбельная медведицы».
У: — Скажите, какая интонация прозвучала в этой песне? Слайд №
Д: — Успокаивающая, убаюкивающая, нежная…
У: — Молодцы! Ребята, а без чего у нас не могло бы быть песни? Что является «душой музыки»?
Д: — Мелодия!
У: — Правильно! Мелодия — это основа любой песни, любого музыкального произведения, а также это одно из важнейших средств музыкальной выразительности. Мелодия никогда не стоит на месте! Она может двигаться плавно вверх или вниз, может крутиться на двух-трех звуках рядом или развиваться стремительными скачками. Давайте с вами попробуем проследить за мелодией с помощью рук — как будет двигаться мелодия, такие движения вы выполняете руками.
Музыкально-пластическая работа в качестве физ. минутки — звучит «Колыбельная медведицы».
У: — Как двигалась мелодия в песне?
Д: — Плавно, без больших скачков…
У: — Верно! Еще два средства музыкальной выразительности, без которых не может быть музыки — это лад и динамика. Про лад мы с вами уже говорили раньше. Скажите, какие лады вы знаете?
Д: — Мажор и минор!
У: — Хорошо! Какой из них придает музыке темную краску, а какой — светлую?
Д: — Минор — темную, мажор — светлую.
У: — Правильно. У вас на столе лежат квадратики с изображением солнца и тучки с дождем. Мы с вами сейчас поиграем — когда будет звучать мажорная музыка, вы поднимаете солнышко, а когда минорная — тучку.
Звучит музыка из «Детского альбома» Чайковского. Ребята после игры называют композитора и названия прозвучавших произведений.
У: — Вы заметили, насколько по-разному звучали произведения? Но отличаются они не только ладом, но еще и динамикой. Динамика — это сила звука. И мы уже знаем, как обозначается динамика в нотах (Слайд №).
Что означают буквы f и p?
Д: — f — громко, p — тихо.
У: — Очень хорошо! А теперь давайте послушаем пьесу Чайковского «Неаполитанская песенка» и вспомним, что же в этой песенке такого необычного?
Звучит «Неаполитанская песенка» Чайковского.
Д: — Сначала звучит очень спокойно, потом ускоряется.
У: — Абсолютно точно! То есть в произведении меняется темп! Это еще одно средство музыкальной выразительности. Темп определяет скорость исполнения музыкального произведения — быстро, умеренно, медленно.
А сейчас, сядьте все очень прямо и ровно и положите правую руку на сердце. Что вы чувствуете?
Д: — Удары, биение сердца.
У: — Верно. У кого-то сердце бьется быстро, у кого-то медленно. У каждого по-разному. Так и в произведениях — каждое исполняется в своем темпе — в том, которое указал композитор. Иногда, как мы уже убедились, в произведении меняется темп. А еще, у каждого из вас сердце бьется в разном ритме! У одних — ровно, у других — нет. Этот ритм присутствует и в музыке. И сегодня мы с вами познакомимся с двумя разновидностями ритма — ровным и пунктирным.
Учитель приводит примеры разного ритма. Класс разделяется на группы, повторяет ритмические примеры за учителем. Игра в качестве физ. минутки.
У: — А теперь давайте послушаем, как в разных произведениях используется разный ритм.
Звучат пьесы из «Детского альбома» Чайковского. Ребята определяют, в каком произведении ровный, а в каком — пунктирный ритм.
У: — Итак, вы все молодцы! Очень хорошо справились с этим заданием! Но у нас с вами осталось еще 2 лепестка: тембр и регистр. Что же такое регистр? Это высота звучания голоса или инструмента. (Слайд № ). Посмотрите: существует высокий, низкий и средний регистр. Давайте попробуем догадаться, кому на картинке соответствуют эти разные регистры?
Д: — Высокий — птице, средний — человеку, низкий — волку.
У: — Правильно! У каждого инструмента разные возможности, например, фортепиано обладает всеми регистрами, а скрипка — только высоким! И мы всегда сможем отличить звучание скрипки от фортепиано. В этом нам помогает последнее средство музыкальной выразительности — тембр. Тембр — это окраска звучания. У каждого инструмента свой тембр. Так же, как и у каждого человека свой, ни на чей не похожий, голос. И именно благодаря различию тембров мы легко отличаем один инструмент от другого. Давайте попробуем!
Звучат фрагменты симф. сказки Прокофьева «Петя и волк». Ребята называют персонажа, инструмент и какой регистр используется для создания данного образа.
У: — Молодцы!!! Мы с вами рассмотрели все лепестки нашего волшебного цветика-семицветика! Давайте теперь споем песню о волшебном цветке.
3. Звучит песня Чичкова «Волшебный цветок» в исполнении учащихся.
4. Рефлексия.
У: — Итак, давайте с вами еще раз вспомним, какие средства музыкальной выразительности мы теперь знаем?
Д: перечисляют все средства.
У: — Молодцы! А сейчас я прошу вас показать мне, с каким настроением вы сегодня уходите с урока музыки — мажорным или минорным!
Ребята поднимают картинки.
У: — Замечательно! Вы сегодня очень хорошо поработали! Наш урок окончен! До свидания!