Какое свойство музыки является главным лад интонация темп или мелодия

Какое свойство музыки является главным лад интонация темп или мелодия thumbnail

Средства музыкальной выразительности

Какое свойство музыки является главным лад интонация темп или мелодияМузыка – это язык чувств. Уникальность музыкального искусства заключается в том, что понять заложенное композитором чувство может практически каждый человек. Помогают нашему восприятию средства музыкальной выразительности. Познакомиться с основными средствами музыкальной выразительности будет полезно как профессиональному музыканту, так и любителю. Знания помогут не только понимать язык музыки, но и говорить на нем, сочиняя свои произведения. 

Из чего состоит музыка

Классическая музыка имеет определенные каноны, позволяющие создавать удивительные шифры. Эти музыкальные приемы формировались столетиями, менялись в зависимости от эпохи и моды. Интересно, что до эпохи барокко музыкальное искусство имело прикладной характер. За редким исключением инструментальная музыка имела самостоятельность и могла исполняться без танца или слова. В основном инструменты использовались лишь в качестве аккомпанемента. Начало формирования собственного языка символов, а именно средств музыкальной выразительности было положено в 16 веках. Но за дальнейшие века эмоциональная палитра наполнилась всеми оттенками и цветами, создающими особый колорит произведения.

Средства музыкальной выразительности

К средствам музыкальной выразительности относят:

  • Мелодия;
  • Лад;
  • Гармония;
  • Регистры;
  • Метр, ритм, темп;
  • Тембр;
  • Фактура;
  • Штрихи;
  • Динамика.

Рассмотрим по отдельности каждое средство музыкальной выразительности.

Мелодия: определение, типы

Мелодия представляет собой законченную музыкальную мысль, несущую в себе яркий образ. Чаще всего мелодическая линия является одноголосной.

 Мелодия

Справедливо сказать, что сколько существует на свете мелодий, столько и есть их разновидностей. Ведь каждая мелодия уникальна и интересна по-своему. Тем не менее, музыковеды выделяют несколько основных разновидностей:

  1. Горизонтальное движение – мелодическая линия строится на постоянно повторяющемся звуке. Создается ощущение застывшего времени. Чтобы избежать монотонности для подобной мелодии, необходимо подобрать достаточно активное гармоническое движение и частую смену аккордов. Искусно работает с подобными темами Фредерик Шопен, примером гармонизации является Прелюдия e-moll. Отсутствие развития мелодического движения часто характерно и для народных речитативных попевок или прибауток. Примером является русская народная прибаутка «Ладушки». 

 Какое свойство музыки является главным лад интонация темп или мелодия

  1. Восходящее движение представляет собой переход к более высоким звукам. Функция подобного движения не всегда связана с подъёмом и энергией. Часто композиторы стараются выразить при помощи восходящих мелодий напряжение и душевное сопротивление. Восходящие интонации также характерны для танцевальной музыки эпохи барокко. Примером является мелодия «Менуэта» Иоганн Себастьян Баха.

 Какое свойство музыки является главным лад интонация темп или мелодия

  1. Нисходящее движение связано со спадом напряжения, а также эмоциональной разрядкой. Создается ощущения спокойствия и уравновешенности, если мелодия находится в среднем регистре. В низком регистре нисходящее движение может создать ощущение скорби и тяжести. Часто направленные вниз мелодии используются для вокальной музыки, так как удобны для исполнения. Примером является русская народная песня «Во поле береза стояла».

 Какое свойство музыки является главным лад интонация темп или мелодия

  1. Волнообразная мелодия представляет собой чередование восходящих и нисходящих движений. Разновидностью типа является заполнение скачков поступенным движением либо вверх, либо вниз, которая позволяет добиться максимально логичного и спокойного развития мелодии. Часто встречается как в профессиональной композиторской практике, так и в фольклорных образцах. Известным произведением является песня «Сурок» Людвига ван Бетховена.

 Какое свойство музыки является главным лад интонация темп или мелодия

  1. Мелодия со скачками характерна для танцев, быстрых произведений. Широкие скачки добавляют мелодическому движению активности и энергичности. Движение широкими скачками характерно больше для инструментальной музыки. Ярким примером подобного мелодического движения является тема произведения «На тройке» композитора Петра Ильича Чайковского.

 Какое свойство музыки является главным лад интонация темп или мелодия

  1. Мелодия с секвенцией отличается логичностью и постепенностью. Секвенция представляет собой способ мелодического развития при помощи повторения звена темы на разных ступенях гаммы. Образцом секвенционного движения является I часть сонаты №26 Людвига ван Бетховена.

 Какое свойство музыки является главным лад интонация темп или мелодия

Важнейшим моментом в развитии мелодии является кульминация. Это наивысшая точка развития мелодического движения. Обычно выделяется следующими признаками:

  • Усиление динамики;
  • Использование скачков или восходящих интонаций;
  • Увеличение высоты звучания.

Кульминация используется уже в первых тактах инвенции №9 И.С. Баха, что создает особый музыкальный колорит.

Какое свойство музыки является главным лад интонация темп или мелодия

Лад

Соотношение устойчивых и неустойчивых звуков образуют лад. Наиболее привычными ладами являются мажор и минор. По характеру звучания мажор сильно отличается от минора. Строение мажора подразумевает более ясное, светлое звучание.

Фредерик Шопен op.9 №2 «Ноктюрн»

 мажор

Минор отличается спокойствием, но может выражать напряженность. Минор – это романтический лад, имеющий оттенок печали и грусти.

Людвиг ван Бетховен «Лунная» соната №14, I часть

Какое свойство музыки является главным лад интонация темп или мелодия

Гармония, фактура

Гармония – это одновременное или последовательное соединение трех или более звуков. При изучении музыки существует отдельная дисциплина, имеющая название «Гармония». Музыканты изучают аккорды и аккордовые последовательности, создающие звуковые эффекты.

У каждого аккорда есть собственная краска:

  • Мажорное трезвучие – радость, веселье, энергичность.
  • Минорное трезвучие –грусть, печаль, меланхолия, спокойствие, романтичность.
  • Уменьшенное трезвучие – диссонирующее звучание, мистическое и фантастическое.
  • Увеличенное трезвучие –звучит как диссонанс, резко, остро.
  • Малый мажорный септаккорд –создает небольшое напряжение и тяготение к тонике, что позволяет использовать его в заключительных каденциях.
  • Малый минорный септаккорд – умиротворение, спокойствие.
  • Большой мажорный аккорд –часто используется в джазовой музыке, яркий по звучанию.
  • Дважды уменьшенный аккорд – страх, испуг и скорбь.

Взаимодействие аккордов в тональности также подчиняется правилам гармонии. Здесь важно учитывать функциональность аккорда, то есть его расположение на определенной ступени лада. Красочности гармонии также придают модуляции и отклонения.

Фактура – это склад музыкальной ткани. В широком смысле фактура делится на два типа:

1) Полифонический склад – многоголосие, в котором все голоса считаются равноправными. В полифонии вместо ведущей мелодии используется тема, противосложение. Примером полифонии является Фуга до мажор И.С. Баха из «Хорошо темперированного клавира» I том.

Какое свойство музыки является главным лад интонация темп или мелодия

2) Гомофонно-гармонический склад – многоголосный склад, в котором ведущая роль отводится мелодии. В качестве мелодического сопровождения используется аккомпанемент. Примером является Ноктюрн Фредерика Шопена.

Какое свойство музыки является главным лад интонация темп или мелодия

В более узком значении фактура подразумевает варианты изложения аккордов:

  • аккордовая – одновременное нажатие звуков аккорда.

 Какое свойство музыки является главным лад интонация темп или мелодия

  • гармоническая фигурация – последовательное изложение аккорда.

 Какое свойство музыки является главным лад интонация темп или мелодия

Регистры и тембры

Высота звучания зависит от регистра. Условно существует три регистра:

  • низкий – имеет приглушенное, немного тяжеловатое звучание. Образный ряд – это большие животные, тяжелые предметы или инфернальные существа.
  • средний – относится к человеческому голосу, удобен для вокальных произведений. По краске теплый, приятный.
  • высокий – вызывает ощущение легкости и безмятежности. Образный ряд: птицы, воздух или дождь.

Фортепиано является инструментом, включающим в себя все три регистра. Но не все инструменты могут похвастаться столь широким диапазоном. Чтобы сохранить тембровую краску и ее природную красоту, композиторы используют инструменты в области выразительного звучания. Изображение поможет понять, какие инструменты играют в каких регистрах. 

Какое свойство музыки является главным лад интонация темп или мелодия

Композиторы XX века используют инструменты вне сферы выразительной игры для создания эффекта напряженности или неестественности. Например, Игорь Стравинский в увертюре к балету «Весна священная» использует фагот в непривычно высоком для него регистре. В результате звучание инструмента стало практически неузнаваемым.

Ритмический рисунок, темп

Много звуковой информации о музыкальном жанре и о стиле произведения слушатель получает из ритма. При этом важно различать ритм и метр. Ритм представляет собой соотношение длительностей в их последовательности. Метр же является чередованием сильных долей (постоянных акцентов) и слабых, выражаемых размером. 

Ритмический рисунок в определенном метре сам по себе может нести характеристику для многих жанров музыки:

  1. Вальсы обычно имеют трёхдольный размер и ровный ритм с формулой бас + аккорд.

 Какое свойство музыки является главным лад интонация темп или мелодия

  1. Марши имеют двухдольный размер с чётким акцентом на сильные или относительно сильные доли.

 Какое свойство музыки является главным лад интонация темп или мелодия

  1. Менуэт – это французский танец, имеющий трехдольный метр. Часто для этого танца характерен пунктирный ритм.

 Какое свойство музыки является главным лад интонация темп или мелодия

  1. Джазовые произведения необычайно разнообразны по ритмическому рисунку. Особенно характерны синкопы и пунктирный ритм.

 Какое свойство музыки является главным лад интонация темп или мелодия

Практически каждый танец или жанр имеет свою особенную ритмическую формулу.

Как средство музыкальной выразительности используется темп. Это скорость исполнения, позволяющая максимально точно передать образ. Обычно указывается в начале композиции. Записывается итальянским словом. В таблице приведены термины, перевод и единица метра, выставляемая при исполнении на метрономе.

Темпы

Штрихи

Штрихи представляют собой способы звукоизвлечения. Нюансы исполнения связаны с штрихами. К основным относят:

Стаккато — отрывисто, обозначается точкой над нотой.

Какое свойство музыки является главным лад интонация темп или мелодия

Легато – связно, объединяет несколько нот линией.

Какое свойство музыки является главным лад интонация темп или мелодия

Нон легато – играть каждую ноту отдельно. Не обозначается, либо прописывается – nonlegato.

Для каждого инструмента предусматриваются разные штрихи, позволяющие добиться необходимого звучания.  

Динамика

Для передачи образа важно соблюдать динамические указания. Динамика отображает громкость. Так, для жанра марш характерно громкое исполнение, для нежной и лиричной арии чересчур громкое исполнение будет излишним, поэтому лучше придерживаться тихого воспроизведения. Композиторы при помощи специальных знаков отображают изменения в динамике. 

Какое свойство музыки является главным лад интонация темп или мелодия

Как использовать средства музыкальной выразительности

Средства музыкальной выразительности помогают передать образное содержание и замысел композитора, поэтому при исполнении важно учитывать каждый нюанс, прописанный в нотах. Если музыкант хочет сочинять музыку, то эти приемы станут отличной базой для первых сочинений. Важно учитывать особенности жанра. Многие музыкальные произведения имеют контраст, поэтому в одном сочинении могут использовать различные по краске средства выразительности. Все зависит от драматургии и от взаимодействия образов.

Тем не менее, не стоит переставать искать что-то новое, пробовать и экспериментировать. Главное в музыке – это уметь при помощи звуков подарить слушателю эмоцию или образ.

Источник

Анонимный вопрос  ·  6 марта 2019

42,7 K

Постоянно расширяю свой кругозор.

Музыка имеет свои специфические выразительные средства. Вот ключевые из них:

  • Ритм — соотношение длительностей звуков/нот в их последовательности.

  • Мелодия — представляет собой развитую и законченную музыкальную мысль, выраженную одноголосно.

  • Лад — система, связывающая звуки различной высоты (cуществует два его вида: мажор и минор).

  • Фактура– это устройство музыкальной ткани, совокупность ее элементов (мелодии, аккомпанемента, баса и т.д.).

  • Тембр — колористическая окраска звука.

  • Темп — скорость следования метрически счетных единиц.

  • Динамика — различной степени сила звучания, громкости и их изменения.

  • Штрих — способ исполнения нот, образующих звук.

Спасибт за помощь, я ученица 5 класса.

Средства музыкальной выразительности-способ создания произвидения и, самовыражение в нем.
Самые простые элементы:
•мелодия-основа музыки.
•ритм-скорость мелодии в музыке
•динамика-громкость
•лад-настроение
•регистр-высота (низкий, высокий, средний) Читать далее

Средства музыкальной выразительности-способ создания произвидения и, самовыражение в нем.
Самые простые элементы:
•мелодия-основа музыки.
•ритм-скорость мелодии в музыке
•динамика-громкость
•лад-настроение
•регистр-высота (низкий, высокий, средний) Читать далее

Средства музыкальной выразительности-способ создания произвидения и, самовыражение в нем.
Самые простые элементы:
•мелодия-основа музыки.
•ритм-скорость мелодии в музыке
•динамика-громкость
•лад-настроение
•регистр-высота (низкий, высокий, средний) Читать далее

Какие приемы используют композиторы, чтобы воздействовать на эмоции слушателей? Интересует литература по теме.

Независимый журналист, медиаконсультант. Веду канал о журналистике в Telegram

Думаю, вам стоит начать с азов гармонии и изучения музыкальных эпох, чтобы проследить, с помощью каких средств композиторы влияли на людей. По гармонии — книги Мясоедова, Способина, Абызовой. Это учебники для училищ, они могут показаться сложноватыми для восприятия на первый взгляд. Из совсем простого — книга Хоупа «Когда можно аплодировать» — он в популярном тоне объясняет, как все устроено. Еще есть шикарные видеофильмы от BBC «Как устроена музыка» — там тоже очень подробно и доходчиво все рассказывается.

Прочитать ещё 1 ответ

Объясните, что такое додекафония (и в целом серийная техника в музыкальной композиции) и как понять ее человеку, несведущему в музыкальной грамоте?

Разработчик ПО, инженер-конструктор, музыкант, публицист, художник

Серийная техника — это техника написания музыки, когда за основу берется не гармония, а серия — произвольно взятый набор звуков (в додекафонии — 12), который, как кажется композитору, передает определенное настроение. Само музыкальное произведение из серии получается путем проигрывания этой серии различными длительностями на разных инструментах.

Чтобы понять ее человеку, несведующему в музыкальной грамоте, следует представить ситуацию, когда музыку пишет генератор случайных чисел, используя 12 кем-то придуманных нот.

Что такое эпитет?

Вокальный педагог. Школа Неправильного Вокала.

Эпитет это прилагательное(какой, какая) несущее в себе эмоцию, выразительность, яркость описания. Например — ВОЛШЕБНАЯ музыка. СТРАШНАЯ тайна. ТЁМНОЕ прошлое.

Как представить звук и то как оно распространяется?

Звук—физическое явление, представляющее собой распространение в виде упругих волн механических колебаний в твёрдой, жидкой или газообразной среде. В узком смысле под звуком имеют в виду эти колебания, рассматриваемые в связи с тем, как они воспринимаются органами чувств животных. Как и любая волна, звук характеризуется амплитудой и частотой

Какая русскоязычная рэп-лирика обладает достаточной художественной ценностью, чтобы называться поэзией?

Поэт, переводчик, литературный критик

Чтобы называться поэзией, тексты должны «работать» без музыки (в случае рэпа — бита, сэмплов, особой манеры речитатива). Я не уверен, что даже лучшие рэп-тексты выполняют это требование, но, с другой стороны, ничто не мешает нам говорить о рэп-поэзии так же, как мы говорим о рок-поэзии. Мне самым талантливым автором текстов в русском рэпе — из тех, что я знаю, — кажется Михаил Феничев («2h Company», «Есть Есть Есть»). Это очень остроумные и просто умные тексты, ритмизованные со впечатляющей сложностью. Мой личный топ: «Филип Дик», «Адекватно», «Дзэн и искусство ухода за АК-47».

https://youtube.com/watch?v=BqcvqJYpIHA%3Fwmode%3Dopaque

https://youtube.com/watch?v=4SHFXSyXNNQ%3Fwmode%3Dopaque

https://youtube.com/watch?v=65mNS3PYXlA%3Fwmode%3Dopaque

Прочитать ещё 21 ответ

Источник

Краткое описание документа:

Цель: дать учащимся знания о средствах музыкальной выразительности.

Задачи:

— научить учащихся определять средства музыкальной выразительности, использованных для создания определенного образа в произведении;

— развивать чувство ритма, музыкальную память учащихся;

— развивать навык пения хором;

— воспитывать слушательскую культуру учащихся.

Тип урока: урок формирования новых знаний.

Методы и приемы: словесные, наглядные, практические.

Музыкальный материал: Чайковский «Детский альбом» (фрагменты), Прокофьев «Петя и волк» (фрагменты), Крылатов «Колыбельная медведицы»; Чичков «Волшебный цветок».

Оборудование: музыкальный центр, компьютер, проектор, экран.

«Ход урока:

1. Музыкальное приветствие.

У: — Здравствуйте, ребята!

Д: — Здравствуйте!

2. Беседа

У: — Ребята, скажите мне, пожалуйста, какое сейчас время года?

Д: — Весна!

У: — Совершенно верно! И как вы знаете, именно весной природа просыпается, и распускаются первые цветы! Посмотрите, какой цветок расцвел у нас в классе сегодня!
Слайд №1.

У: — Вы видите, что каждый лепесток имеет не только свой цвет, но еще и определенное название. Этот волшебный цветок перенесет нас в мир музыки, где всем управляют (Слайд №2) средства музыкальной выразительности.
Посмотрите еще раз на цветик-семицветик. Что находится в его сердцевине?

Д: — Интонация!

У: — Верно! Все лепестки выросли из этого главного свойства музыки – интонация.
Ребята, скажите пожалуйста, с каким музыкальным жанром наиболее связана речь человека?

Д: — С песней.

У: — Конечно же с песней! А какую песню человек слышит практически с первого дня своей жизни?

Д: — Колыбельную!

У: — Правильно! Сейчас мы с вами послушаем всем вам известную «Колыбельную медведицы», которую написал композитор Крылатов.
Звучит «Колыбельная медведицы».

У: — Скажите, какая интонация прозвучала в этой песне? Слайд №

Д: — Успокаивающая, убаюкивающая, нежная…

У: — Молодцы! Ребята, а без чего у нас не могло бы быть песни? Что является «душой музыки»?

Д: — Мелодия!

У: — Правильно! Мелодия — это основа любой песни, любого музыкального произведения, а также это одно из важнейших средств музыкальной выразительности. Мелодия никогда не стоит на месте! Она может двигаться плавно вверх или вниз, может крутиться на двух-трех звуках рядом или развиваться стремительными скачками. Давайте с вами попробуем проследить за мелодией с помощью рук — как будет двигаться мелодия, такие движения вы выполняете руками.
Музыкально-пластическая работа в качестве физ. минутки — звучит «Колыбельная медведицы».

У: — Как двигалась мелодия в песне?

Д: — Плавно, без больших скачков…

У: — Верно! Еще два средства музыкальной выразительности, без которых не может быть музыки — это лад и динамика. Про лад мы с вами уже говорили раньше. Скажите, какие лады вы знаете?

Д: — Мажор и минор!

У: — Хорошо! Какой из них придает музыке темную краску, а какой — светлую?

Д: — Минор — темную, мажор — светлую.

У: — Правильно. У вас на столе лежат квадратики с изображением солнца и тучки с дождем. Мы с вами сейчас поиграем — когда будет звучать мажорная музыка, вы поднимаете солнышко, а когда минорная — тучку.
Звучит музыка из «Детского альбома» Чайковского. Ребята после игры называют композитора и названия прозвучавших произведений.

У: — Вы заметили, насколько по-разному звучали произведения? Но отличаются они не только ладом, но еще и динамикой. Динамика — это сила звука. И мы уже знаем, как обозначается динамика в нотах (Слайд №).
Что означают буквы f и p?

Д: — f — громко, p — тихо.

У: — Очень хорошо! А теперь давайте послушаем пьесу Чайковского «Неаполитанская песенка» и вспомним, что же в этой песенке такого необычного?
Звучит «Неаполитанская песенка» Чайковского.

Д: — Сначала звучит очень спокойно, потом ускоряется.

У: — Абсолютно точно! То есть в произведении меняется темп! Это еще одно средство музыкальной выразительности. Темп определяет скорость исполнения музыкального произведения — быстро, умеренно, медленно.
А сейчас, сядьте все очень прямо и ровно и положите правую руку на сердце. Что вы чувствуете?

Д: — Удары, биение сердца.

У: — Верно. У кого-то сердце бьется быстро, у кого-то медленно. У каждого по-разному. Так и в произведениях — каждое исполняется в своем темпе — в том, которое указал композитор. Иногда, как мы уже убедились, в произведении меняется темп. А еще, у каждого из вас сердце бьется в разном ритме! У одних — ровно, у других — нет. Этот ритм присутствует и в музыке. И сегодня мы с вами познакомимся с двумя разновидностями ритма — ровным и пунктирным.
Учитель приводит примеры разного ритма. Класс разделяется на группы, повторяет ритмические примеры за учителем. Игра в качестве физ. минутки.

У: — А теперь давайте послушаем, как в разных произведениях используется разный ритм.
Звучат пьесы из «Детского альбома» Чайковского. Ребята определяют, в каком произведении ровный, а в каком — пунктирный ритм.

У: — Итак, вы все молодцы! Очень хорошо справились с этим заданием! Но у нас с вами осталось еще 2 лепестка: тембр и регистр. Что же такое регистр? Это высота звучания голоса или инструмента. (Слайд № ). Посмотрите: существует высокий, низкий и средний регистр. Давайте попробуем догадаться, кому на картинке соответствуют эти разные регистры?

Д: — Высокий — птице, средний — человеку, низкий — волку.

У: — Правильно! У каждого инструмента разные возможности, например, фортепиано обладает всеми регистрами, а скрипка — только высоким! И мы всегда сможем отличить звучание скрипки от фортепиано. В этом нам помогает последнее средство музыкальной выразительности — тембр. Тембр — это окраска звучания. У каждого инструмента свой тембр. Так же, как и у каждого человека свой, ни на чей не похожий, голос. И именно благодаря различию тембров мы легко отличаем один инструмент от другого. Давайте попробуем!
Звучат фрагменты симф. сказки Прокофьева «Петя и волк». Ребята называют персонажа, инструмент и какой регистр используется для создания данного образа.

У: — Молодцы!!! Мы с вами рассмотрели все лепестки нашего волшебного цветика-семицветика! Давайте теперь споем песню о волшебном цветке.

3. Звучит песня Чичкова «Волшебный цветок» в исполнении учащихся.

4. Рефлексия.

У: — Итак, давайте с вами еще раз вспомним, какие средства музыкальной выразительности мы теперь знаем?

Д: перечисляют все средства.

У: — Молодцы! А сейчас я прошу вас показать мне, с каким настроением вы сегодня уходите с урока музыки — мажорным или минорным!
Ребята поднимают картинки.

У: — Замечательно! Вы сегодня очень хорошо поработали! Наш урок окончен! До свидания!

Источник