Какое свойство может передавать информацию

1. Рассмотри объекты.
Общее свойство этих объектов: геометрическая
фигура, имеет углы.
Hазови и запиши отличительные свойства
объектов.
Отличительные свойства:
1)
Четырёхугольник: имеет ЧЕТЫРЕ угла и ДВЕ равных стороны.
2) Квадрат: имеет
ЧЕТЫРЕ прямых угла и ЧЕТЫРЕ равных стороны.
3) Ромб: имеет ЧЕТЫРЕ
угла и ЧЕТЫРЕ равных стороны (ИЛИ Ромб имеет два острых угла, два тупых угла и
четыре равных стороны)
4) Треугольник: имеет ТРИ угла и ТРИ стороны (ИЛИ так как на картинке изображен равносторонний треугольник, то для данного конкретного изображенного треугольника: Треугольник имеет три равных угла и три равных стороны)
2. Дополни таблицу.
Объект | Общее свойство | Отличительное свойство |
Мяч | Круглый | Можно играть |
Яблоко | Круглое | Можно есть |
а)
Воздушный шар | Может летать | Лёгкий |
Самолет | Может летать | Тяжелый |
б)
Утка | Может плавать | Живая |
Лодка | Может плавать | Не живая |
в)
Вишня | Съедобный | Красная |
Апельсин | Съедобный | Оранжевый |
г)
Книга | Хранит информацию | Сделана из бумаги |
Компьютер | Хранит информацию | Сделан из пластика и металла |
Еще примеры отличительных свойств книги и компьютера
Книга — нельзя обрабатывать информацию, компьютер — можно обрабатывать информацию. Книга — не передает данные на расстояние, компьютер — может передавать информацию на расстояние.
Луна | Космический объект | Не светит, спутник |
Солнце | Космический объект | Светит, звезда |
3. Рассмотри геометрические фигуры.
a) Каким общим свойством обладают все нарисованные объекты?
Все нарисованные объекты являются геометрическими фигурами, имеют углы
б) Раздели объекты на две группы так, чтобы объекты каждой группы имели общее свойство — одинаковое число углов и сторон.
в) Запиши общее свойство всех объектов первой группы: имеют три угла и три стороны
г) Запиши общее свойство всех объектов второй группы: имеют четыре угла и четыре стороны
4. Заполни таблицу, используя данные:
Чётные числа | 6, 12, 18, 452, 398 |
Нечётные числа | 771, 11, 5, 29, 9, 13, 99, 53 |
Однозначные числа | 6, 5, 9 |
Двузначные числа | 12, 18, 11, 29, 13, 53 |
Трехзначные числа | 771, 452, 398 |
Выпиши чётные
однозначные числа: 6
Выпиши чётные двузначные числа: 12, 18
5. Впиши в таблицу имена нарисованных объектов. Используя условные обозначения, заполни столбец «Свойство».
Условные обозначения:
6. Продолжи список объектов, обладающих общим свойством.
а) Свойство «может издавать звуки»:
1) барабан
2) дудочка
3) колокольчик
4) соловей
б) Свойство «может передавать информацию»:
1) радио
2) телефон
3) телевизор
4) компьютер
в) Свойство «является инструментом для обработки числовой информации»:
1) абак
2) счеты
З) калькулятор
4) компьютер
г) Свойство «можно использовать в качестве носителя информации»:
1) бумага
2) CD-диск
3) флеш-карта
4) компьютер
7. a) Выбери из данных для справки имя объекта по совокупности его свойств.
Свойства объекта | Имя объекта |
Серебристый, металлический, может летать | Самолёт |
Деревянный, имеет грифель, может писать | Карандаш |
Имеет перья, может летать | Птица |
Инструмент, с его помощью можно сверлить отверстия | Дрель |
Деревянный, имеет четыре ножки, спинку, на нём можно сидеть | Стул |
Музыкальный инструмент, имеет струны, небольшой, на нём играют смычком | Скрипка |
б) Выбери из данных для справки пары объектов, которые имеют общее свойство. Запиши имена объектов и свойство.
Имя первого объекта в паре | Имя второго объекта в паре | Общее свойство |
Карандаш | Стул | Деревянный |
Самолёт | Птица | Может летать |
Дрель | Скрипка | Инструмент |
8. Составь характеристику объекта.
Мы перечисляем все свойства объекта, далее описываем состав объекта, можно приложить иллюстрацию (фотографию, рисунок, схему), а также описать отношения объекта с другими объектами
а) Характеристика конфеты:
Конфета (леденец) — съедобный, сладкий, твердый снаружи, мягкий внутри, медленно рассасывается во рту, бывает разных ярких цветов и разной формы. Состав: имеет сладкую жидкую начинку внутри, снаружи твердая карамель, завернут в фантик. Леденец дешевле шоколадных конфет.
б) Характеристика компьютера:
Это инструмент для работы с информацией. Служит для получения, хранения, обработки и передачи данных. Состоит из взаимосвязанных устройств (клавиатура, процессор, память, монитор, мышь). Компьютер может выполнять более сложные вычисления, чем калькулятор.
9. Дополни таблицу В по образцу (таблица А) и сравни существенные свойства объекта с точки зрения разных людей.
Таблица А
Работа со словарем
Характеристика объекта — это описание объекта, которое включает имя объекта и перечисление всех его свойств.
Назад к содержанию
Информационные процессы. Естественные и искусственные информационные процессы.
Понятие «информационный процесс», естественные и искусственные информационные процессы, протекание информационных процессов в системах различной природы, основные информационные процессы в деятельности человека, взаимосвязь информационных процессов и возможность их автоматизации.
В окружающем нас мире протекают различные процессы. Такие, например, как распускание почек на деревьях, общение дельфинов между собой, строительство дома людьми, чтение газеты человеком. Все эти процессы можно считать информационными процессами, рассматривая их с точки зрения последовательности действий, происходящих с информацией. Например, восприятие деревом информации о состоянии окружающей среды (температура воздуха и почвы, длительность светового дня и т.д.) влечет за собой распускание почек. При строительстве дома люди получают информацию о конструкции дома, о взаимосвязи его отдельных блоков. Учитывая полученную информацию, строители принимают решения и выполняют определенные действия.
Информационный процесс — совокупность последовательных действий с информацией.
Информационные процессы могут быть как целенаправленными, так и случайными. Объясняя новый материал, учитель целенаправленно передает информацию учащимся, а учащиеся воспринимают ее с целью достижения определенных результатов в обучении. В то же время человек может непроизвольно запомнить слова популярной песни или текст рекламного ролика без какой-либо определенной цели.
Информация и информационные процессы взаимосвязаны. Говоря об информации, люди всегда подразумевают информационные процессы (например, хранение, получение). Люди всегда упоминают об информации (например, текст, рисунок), с которой выполняются определенные действия. Рассмотренные ранее процессы восприятия, представления, кодирования и измерения информации являются информационными процессами. Информационные процессы бывают естественными и искусственными.
Естественные информационные процессы протекают в биологических системах (в живой природе) и социальных системах (в обществе). Действия с информацией в этих системах происходят естественным образом в процессе развития живой природы, в том числе и в ходе развития человека.
Получение, преобразование, хранение и использование информации являются условием жизнедеятельности любого живого организма – элемента биологической системы. Информация об окружающей среде оказывает влияние на растительный мир. Например, сезонные изменения в природе приводят к опаданию или появлению листьев на деревьях, смена времени суток приводит к закрытию или раскрытию бутонов у цветов. Животные, как и люди, получают информацию из окружающего мира с помощью органов чувств и обмениваются информацией с помощью различных («стойка» у кобры, виляние хвостом у собак), звуковых сообщений (ультразвук у дельфинов, лай у собак). Любой живой организм, в том числе и человек, является носителем генетической информации, которая передается по наследству. Человек преобразует информацию с помощью головного мозга и центральной нервной системы, принимает на основе этой информации решения и выполняет определенные действия.
Человеческое общество, являющееся социальной системой, так же нельзя представить без информационных процессов. Люди постоянно общаются друг с другом, обмениваются информацией – новостями, фактами или идеями. Такие информационные процессы, как правило, являются двусторонними, поскольку человек не только получает информацию, но и сообщает ее, контактируя с другими людьми.
Искусственные информационные процессы происходят в социотехнических и технических системах. Это процессы, которые искусственно порождаются людьми с помощью разнообразных технических устройств для осуществления различных действий с информацией.
В работе с информацией человеку часто помогают технические устройства, что позволяет говорить об информационных процессах в социотехнических системах, в которых люди и техника взаимодействуют между собой. Примером социотехнической системы является экипаж и самолет. Получая информацию с помощью бортовых приборов, пилоты управляют самолетом.
Человеком разработаны технические устройства, в частности компьютеры, с помощью которых происходит автоматизация информационных процессов. При этом объемы обрабатываемой, передаваемой и хранимой информации существенно увеличиваются. В этом случае говорят, что информационные процессы протекают в технических системах. Действия с информацией, выполняемые этими техническими средствами, похожи на информационные процессы, осуществляемые человеком. Примером технической системой является мобильный телефон. С его помощью можно автоматизировать хранение и поиск персональных данных.
Внимательно изучая действия с информацией, можно заметить сходство информационных процессов, происходящих в биологических, социальных, социотехнических и технических системах.
Среди информационных процессов, протекающих в системах различной природы, можно выделить получение, обработку, передачу, хранение, поиск, кодирование и защиту информации (рис. 7). Учитывая сходство информационных процессов, происходящих в перечисленных системах, рассмотрим виды информационных процессов на примере деятельности человека.
Получение информации осуществляется человеком с помощью органов чувств. Однако для получения объективной информации, а не субъективной – «на глаз» люди изобрели различные приборы, которые позволяют более детально познавать окружающий мир. Для этого человек использует термометр, барометр, весы, микроскоп и многие другие технические средства.
Рис. 7. Виды информационных процессов
Обработка информации выполняется человеком как в уме, так и с помощью вспомогательных средств, таких, например, как счеты или калькулятор. В результате обработки человек делает выводы, получает информацию, новую по форме представления или по содержанию. Например, подбирая на гитаре мелодию любимой песни, человек обрабатывает звуковую информацию и записывает ее в виде нот, меняя форму представления информации. Дополняя рисунок или удаляя из него какие-либо элементы, человек обрабатывает графическую информацию и вносит изменения в ее содержание.
Передача информации от человека к человеку осуществляется при помощи речи, а также с помощью жестов, мимики, условных сигналов. Например, дым костра, взмах флажка, звук барабанов или сигнал машины могут информировать человека об определенной ситуации. Использование специальных средств, таких как телеграф, телефон, радио, телевидение или компьютерные сети, позволяет человеку оперативно передавать информацию на большие расстояния.
Хранение полученной информации необходимо для ее неоднократного использования. Человек сохраняет информацию как в собственной (внутренней) памяти, так и во внешней памяти, делая, например, записи в телефонной книжке или еженедельнике, дневнике или тетради, на мобильном телефоне или компакт-диске.
Поиск информации можно провести оперативно, если информация упорядочена. Использование человеком методов поиска позволяет быстрее находить необходимую информацию. Найти номер телефона в телефонной книжке будет намного проще и быстрее, если такая книжка имеет алфавитный указатель, а человек умеет им пользоваться.
Кодирование информации неотъемлемо от человеческой речи. Устную речь человек кодирует с помощью фонем (звуков), письменную речь — с помощью символов. С помощью специальных кодов люди стремятся компактно представить информацию (стенографическая запись, идеограммы), представить ее в форме, удобной для передачи или хранения (азбука Морзе), а также защитить информацию с помощью криптографических секретных кодов (шифр Цезаря, шифр Виженера).
Защита информации, являющейся стратегическим ресурсом современного общества, необходима для предотвращения ее потери, искажения, умышленного уничтожения и незаконного использования. Существуют различные способы защиты информации. Например, может быть организована техническая защита каналов связи, по которым передается информация, дублирование блоков информации или защита информационных хранилищ от несанкционированного доступа с помощью пароля.
К информационным процессам также можно отнести сбор, отбор, преобразование, расшифровку, размещение, структурирование, анализ, сравнение и др. Все информационные процессы взаимосвязаны между собой. Например, защита информации может осуществляться с помощью процесса кодирования, а кодирование информации невозможно без процесса обработки. Обработка информации является важной частью процесса поиска, а поиск информации подразумевает процесс передачи. Передача информации невозможна без хранения, а хранение информации дает возможность ее получения. Каждый информационный процесс, в том числе хранение, обработка и передача информации, является не одним действием, а совокупной последовательностью действий.
В то же время в общем ряду информационных процессов следует выделить хранение, обработку и передачу информации. Дело в том, что, автоматизируя эти информационные процессы, человек имеет возможность автоматизировать свою информационную деятельность. Автоматизация этих процессов с помощью современных технических средств позволяет избавить человека от рутинных и однотипных действий с информацией, увеличить объем хранимой информации, повысить скорость ее обработки и передачи.
1.1.1. Информация и сигнал
1.1.1. Информация и сигнал
Информация (от лат. informatio — осведомление, разъяснение, изложение) — очень широкое понятие, имеющее множество трактовок.
В обыденной жизни под информацией понимают всякого рода сообщения, сведения о чём-либо, которые получают и передают люди. Информации содержится в речи людей, текстах книг, колонках цифр, в звуках и видах природы, в показаниях часов, термометров и других приборов. Каждый материальный объект, с которым происходят изменения, становится источником информации либо об окружающей среде, либо о происходящих в этом объекте процессах. Эту информацию мы получаем в виде сигналов — изменений физических величин (давления, температуры, цвета и др.). Различают световые, звуковые, тепловые, механические, электрические и другие типы сигналов.
Информация для человека — это содержание сигналов (сообщения), воспринимаемых человеком непосредственно или с помощью специальных устройств, расширяющее его знания об окружающем мире и протекающих в нём процессах.
Сигналы могут быть непрерывными или дискретными.
Непрерывный сигнал принимает бесконечное множество значений из некоторого диапазона. Между значениями, которые он принимает, нет разрывов.
Дискретный сигнал принимает конечное число значений. Все значения дискретного сигнала можно пронумеровать целыми числами.
Сравните лестницу и наклонную плоскость. В первом случае имеется строго определённое количество фиксированных высот, равное числу ступенек. Все их можно пронумеровать. Наклонная плоскость соответствует бесконечному количеству значений высоты.
В жизни человек чаще всего имеет дело с непрерывными сигналами. Примерами непрерывных сигналов могут служить речь человека, скорость автомобиля, температура в некоторой географической точке в течение определённого периода времени й многое другое. Примером устройства, подающего дискретные сигналы, является светофор. Сигнал светофора может быть красным, жёлтым или зелёным, т. е. принимать всего три значения.
Сигналы внешнего мира поступают в мозг человека через его органы чувств для анализа и осмысления. По способу восприятия человеком информация может быть разделена на следующие виды:
• визуальная (с помощью органов зрения мы воспринимаем буквы, цифры, рисунки, различаем цвет, форму, размеры и расположение предметов);
• аудиальная (с помощью органов слуха воспринимается звуковая информация — речь, музыка, звуковые сигналы, шум);
• обонятельная (с помощью органов обоняния люди воспринимают запахи);
• вкусовая (с помощью вкусовых рецепторов языка можно получить информацию о том, каков предмет — горький, кислый, сладкий, солёный);
• тактильная (органы осязания (кончики пальцев и весь кожный по- кров) дают человеку информацию о температуре предмета — горячий он или холодный, о качестве его поверхности — гладкий или шероховатый и т. д.).
Около 80-90% информации здоровый человек получает при помощи органов зрения {визуально), примерно 8-15% — при помощи органов слуха (аудиально) и только 1-5% — при помощи остальных органов чувств (обоняния, вкуса, осязания). А вот, например, лисы, собаки и многие другие животные основную часть информации получают с помощью носа. У них хорошо развито обоняние. Для летучих мышей главная информация — звуковая. На сайте https://sc.edu.ru/ размещён электронный образовательный ресурс «Кто как видит» (135131 )1 который наглядно продемонстрирует вам особенности визуального восприятия информации из окружающего мира разными живыми существами. Узнать о некоторых особенностях зрительного восприятия информации человеком вам поможет виртуальная лаборатория «Оптические иллюзии» (134876).
1В Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (https:// sc.edu.ru) ресурс можно искать по названию или по номеру, указанному в скобках.
1.1.3. Свойства информации
1.1.3. Свойства информации
Информация является предметом интеллектуальной деятельности человека и продуктом этой деятельности. Учёба в школе — это специально организованный процесс передачи важнейшей информации (знаний) от предшествующих поколений подрастающему поколению.
Информация нужна человеку для того, чтобы ориентироваться в окружающей обстановке и принимать правильные решения. Но любая ли ицформация помогает нам в этом? Принятию правильного решения способствует владение объективной, достоверной, полной, актуальной, полезной и понятной информацией. Объективность, достоверность, полноту, актуальность, полезность и понятность называют свойствами информации. Рассмотрим их подробнее.
Информация объективна, если она не зависит от чьего-либо мнения, суждения. Объективную информацию можно получить с помощью измерительных приборов. Но, отражаясь в сознании конкретного человека, информация перестаёт быть объективной, становится субъективной, так как преобразовывается (в большей или меньшей степени) в зависимости от опыта, знаний, пристрастий конкретного человека (субъекта).
Информация достоверна, если она отражает истинное положение дел. Достоверная информация помогает нам принять правильное решение. Недостоверной информация может быть: в случае преднамеренного искажёния; в результате воздействия помех («испорченный телефон»); при приуменьшении или преувеличении значения реального факта (слухи и «рыбацкие истории», реклама и др.).
Информация полна, если её достаточно для понимания ситуации и принятия решения. Неполная информация может привести к ошибочному выводу или решению.
Информация актуальна, если она важна, существенна для настоящего времени. Только своевременно полученная информация может принести необходимую пользу. Информация неактуальна, если она является устаревшей или преждевременной.
Полезность информации оценивается по тем задачам, которые можно решить с её помощью. Оценка полезности информации всегда субъективна. То, что полезно для одного человека, может быть совершенно бесполезно для другого. Какие-либо сведения, например исторические, могут десятилетиями считайся ненужными, но в какой-то момент их полезность может резко возрасти.
Информация понятна, если она выражена на языке, доступном для получателя. Так, вы не сможете воспользоваться самой актуальной и достоверной информацией, если она будет выражена на незнакомом вам языке, т. е. вам непонятна.
В качестве примера попробуем охарактеризовать информацию, находящуюся в ваших школьных учебниках.
• Эта информация соответствует современным научным представлениям. Поэтому она достоверна.
• Эта информация не может быть полной, так как раскрывает перед вами основы наук, даёт общее представление о различных областях действительности. Для получения полной информаций по интересующему вас вопросу мало прочитать школьный учебник — необходимо заниматься самообразованием, используя различные источники информации.
• Эта информация для вас полезна, так как с её помощью вы можете решать как учебные, так и жизненные задачи. Вместе с тем эта же информация, скорее всего, бесполезна для ученика 11 класса, перед которым стоят более сложные задачи.
• Эта информация доступна вам по уровню восприятия (понятна); она же недоступна ученикам начальной школы.
1.2.4. Хранение информации
1.2.4. Хранение информации
Для того чтобы информация стала достоянием многих людей и могла передаваться последующим поколениям, она должна быть сохранена. История человечества знает разные способы хранения информации. Это и рисунки на стенах пещер, и глиняные таблички с клинописью, и рукописи на папирусе, и тексты на пергаменте, и берестяные грамоты, и всевозможные документы на бумаге. С помощью диктофона можно записать разговор людей или пение птиц, с помощью фотоаппарата или видеокамеры — сохранить изображение.
Хранение информации всегда связано с её носителем — материальным объектом, на котором можно тем или иным способом зафиксировать информацию.
Сохранить информацию — значит, тем или иным способом зафиксировать её на некотором носителе.
Основным носителем информации на протяжении нескольких столетий остаётся бумага, что связано с такими её свойствами, как: относительная дешевизна изготовления; прочность и долговечность; удобство нанесения знаков и рисунков с помощью разноцветных красок.
Много интересного о носителях информации, использовавшихся в далёком прошлом, вы можете узнать из статьи «Бумага и прочие писчие материалы» (50519) энциклопедии «Кругосвет», размещённой на сайте https://sc.edu.ru/.
В наши дни широкое распространение получили электронные носители информации — магнитные диски, оптические диски, флеш-карты и другие. Информация, хранящаяся на электронных носителях, может быть воспроизведена и обработана с помощью компьютера.
Важным хранилищем информации для человека является его память. Действительно, каждый человек определённую информацию хранит «в уме». Мы помним свой домашний адрес, имена, адреса и телефоны близких родственников и друзей. В нашей памяти хранятся таблицы сложения и умножения, основные орфограммы и другие знания, полученные в школе. Но так уж устроен человек, что если не закреплять знания постоянными упражнениями, информация очень быстро забывается. Избежать потерь информации нам помогают записные книжки, справочники, энциклопедии и другие долговременные носители информации.
Хранилищами информации для человечества являются библиотеки, архивы, патентные бюро, картинные галереи и музеи, видеотеки и фонотеки. Гигантским хранилищем информации является компьютерная сеть Интернет.
1.2.5. Передача информации
1.2.5. Передача информации
Мы постоянно участвуем в процессе передачи информации. Люди передают друг другу просьбы, приказы, отчёты о проделанной работе, публикуют рекламные объявления, отправляют телеграммы, пишут письма. Передача информации происходит при чтении книг, при просмотре телепередач, при разговоре по телефону и общении в компьютерной сети Интернет.
Рассмотрим процесс передачи информации более подробно (рис. 1.2):
1) информация от источника поступает в кодирующее устройство;
2) в кодирующем устройстве информация преобразуется в форму, удобную для передачи;
3) закодированная информация поступает от источника к приёмнику (получателю) по соответствующему каналу передачи информации — каналу связи;
4) приёмник содержит декодирующее устройство; в этом устройстве происходит преобразование закодированной информации, поступившей по каналу связи, к исходной форме.
Рис. 1.2. Схема передачи информации
В процессе передачи информация может искажаться или теряться, если каналы связи имеют плохое качество или на линии связи действуют помехи.
Универсальным средством передачи информации являются компьютерные сети. С их помощью можно передавать любую информацию (текст, числа, звук, изображение).
1.2.6. Информационные процессы в живой природе и технике
1.2.6. Информационные процессы в живой природе и технике
Информационные процессы — необходимое условие жизнедеятельности любого организма. Приведём несколько примеров информационных процессов в живой природе:
• цветки и соцветия некоторых растений в течение дня поворачиваются вслед за солнцем;
• пчёлы танцем передают сородичам информацию об источниках корма;
• многие дикие животные пахучими Метками дают знать чужакам, что эта территория уже занята;
• трели соловья служат для привлечения самки;
• домашние животные отличают знакомых людей от незнакомых;
• животные в цирке выполняют команды дрессировщиков.
Инф