Какое свойство мембраны лежит в основе плазмолиза
Урок биологии 10 класс
Тема: «Строение и функции плазматической мембраны. Лабораторная работа «Плазмолиз и деплазмолиз в клетках эпидермиса лука»»
Цель урока: сформировать знания о строении, свойствах и функциях плазматической мембраны.
Задачи:
- Образовательные: сформировать знания о взаимосвязи строения и функции мембраны клетки.
- Развивающие: Развивать основы творческой деятельности учащихся.
- Воспитывающие: Выработать коммуникативные навыки при работе в группе, толерантность в общении, аккуратность в работе с оборудованием.
Методы:
Словесный – рассказ с элементами беседы, самостоятельная работа, наглядный – показать опыт, демонстрирующий выход воды из живых клеток в гипертоническом растворе. Работа в паре, группах по проблемным вопросам.
Оборудование: Жидкостно-мозаичная модель мембраны, таблицы «Строение животной клетки», «Строение растительной клетки» и «Строение клетки грибков». Видеофильм «Кали натриевый насос», «Плазмолиза и деплазмолиза в растительных клетках». Компьютер, проектор, компьютерная презентация. Микроскопы, предметные и покровные стекла, фильтровальная бумага, 10% раствор NaCl, стакан с водой, препаровальные иглы, пипетки, репчатый лук.
На доске – термины: избирательная проницаемость, диффузия, осмос, гипертонический раствор, плазмолиз, и деплазмолиз.
Тип урока: сообщение новых знаний. Структура урока:
1. Организационный момент. 2. Актуализация познавательной деятельности. 3. Изучение нового материала: — строение и функции клеточной оболочки. 4. Физминутка 5. Лабораторная работа. 6. Закрепление. — тест 7. Домашнее задание. 8. Рефлексия. 9. Итоги урока
Ход урока
1. Организационный момент.
Приветствие класса. Формирование группы. Ребятам предлагается собрать группу по принципу образования колоний бактерий. Ученики хаотично двигаются по классу, по команде учителя образуют диплококки, триплококки, тетрококки. В результате образуется несколько групп по четыре человека, каждая группа садится за рабочее место.
2. Актуализация опорных знаний.
Какой раздел биологии мы изучаем на уроках? (цитологию). Что мы уже знаем о клетке? (Историю открытия клетки, клеточную теория, химический состав клетки). На каком уровне организации мы изучали клетку? (молекулярном). Приведите доказательства. (Слушаем детей). Учитель совершенно верно, а сегодня будем изучать на клеточном уровне организации. Как вы думаете, что сегодня на уроке мы будем изучать? Слушаем учащихся. Правильно, тема нашего урока «Строение и функции плазматической мембраны». Учитель называет цель и план урока. Называет критерии оценивания: совместная работа в группе -1-5 баллов, тест-1 до 9 баллов. Если в сумме вы набираете от 14 до 12 баллов оценка «5», от 11 до9баллов «4», от 8 до 6 баллов «3». Вы будете поводить самооценивание. Лабораторная работа оценивается отдельной оценкой. За урок вы получите две оценки.
3.Изучение нового материала.
Вызов. Почему человек находящийся в море и лишенный пресной воды погибает? ( Слушаем ответы учеников). Вы предложили несколько вариантов ответов, давайте вернемся к нему в конце урока, чтобы узнать правильный ответ.
1. Строение и функции клеточной оболочки. Работа в группах с приложением 1 и 2, или с сотовыми телефонами через интернет. Чем образована клеточная оболочка у эукариотических клеток и какие функцию она выполняет?
1 группа – строение и функции плазматической мембраны растительной клетки.
2 группа – строение и функции плазматической мембраны грибов клетки.
3 группа — строение и функции плазматической мембраны животной клетки.
Защита своего вопроса.
Заполнить схему в тетрадь.
клетка
растительная грибов животная
Клеточная оболочка Клеточная оболочка гликокаликс целлюлозная или хитиновая и и клетчатка и мембрана мембрана мембрана
2. Структура мембраны. Совместная работа в паре.
Мы выяснили, что клеточная оболочка есть у растительной и грибковой клетки, а у животной она отсутствует, но наружный слой ее представлен гликокалексом. Что располагается под оболочкой? Дети (мембрана). Вы хотите узнать ее строение? Дети пользуются сотовыми телефонами или приложением 3. Изучают структуру мембраны или плазмолеммы. В совместном диалоге решают поставленную перед ними задачу. Ученики, используя модель и рисунки «Мембраны» рассказывают, дополняют ответы одноклассников.
3.Функции плазматической мембраны. Беседа с учениками. Вы уже знакомились с функциями мембраны, какая функция у вас вызывает затруднения, что бы вам хотелось узнать лучше. Слушаем детей.
Значит, вы хотите, углубит знания об избирательной проницаемости мембраны. Узнать, как питательные вещества поступают в клетку? Почему одни вещества свободно проникают в клетку, а другие мембрана не пропускает?
Учитель Клеточные мембраны обладают избирательной проницаемостью. Они хорошо проницаемы для одних веществ и плохо (или совсем не проницаемы) для других. Транспорт веществ в клетку осуществляется пассивным и активным способом. Пассивный не требует затраты энергии АТФ. Активный требует затраты энергии. Используя приложение 4,а так же сотовый интернет, ученики знакомятся с понятиями: осмос, диффузией, эндоцитоз, экзоцитоз.
Учитель предлагает просмотреть видеофильм «Кали натриевый насос». На интерактивной доске таблица «соотнесите понятия с определением». Ученики выходят к доске и с помощью ручки перетягивают определение.
Транспорт веществ в клетки
Пассивный | Не требует затраты энергии АТФ |
Осмос | осмос – перемещение воды через мембрану. |
Диффузия | перемещение веществ осуществляется из области с высокой концентрацией в область с низкой концентрацией. |
Активный | требует затраты энергии АТФ |
эндоцитоз | фагоцитоз — проникновение крупных частиц. пиноцитоз — проникновение капли жидкости |
Экзоцитоз | Выбрасывание излишков питательных веществ за клеточную мембрану. |
Активный транспорт при использовании ферментов, встроенных в мембрану. | в клетку поступают (“накачиваются”) ионы калия, а из клетки выводятся (“выкачиваются”) ионы натрия. |
4.Музыкальная физминутка. «Макарена»
5.Лабораторная работа.
Для того чтобы убедиться в полупроницаемости плазматической мембраны, проведем лабораторную работу.
Ученики смотрят видео фильм «плазмолиза и деплазмолиза в растительных клетках» учитель дает теоретическое обоснование явлений плазмолиза и деплазмолиза в растительных клетках.
Плазмолиз – отделение пристеночного слоя цитоплазмы от клеточной оболочки растительной клетки.
Плазмолиз присущ лишь живым клеткам, он может быть вызван не только гипертоническими растворами, но и действием неадекватных раздражителей – механическими, термическими, электрическими воздействиями. Растворы солей или сахаров высокой концентрации не проникают в цитоплазму, а оттягивают из нее воду.
Плазмолиз обычно обратим. Если клетку переместить из солевого раствора в воду, то она снова энергично будет поглощаться клеткой и цитоплазма станет занимать первоначальное положение. Прижимаясь к оболочки. Этот процесс называется деплазмолизом.
Инструктаж по техники безопасности
6.Лабораторная работа № 2
“Плазмолиз и деплазмолиз в клетках эпидермиса лука”
Цель работы: получить плазмолиз и деплазмолиз в клетках кожицы лука, доказать избирательную проницаемость мембраны.
Оборудование: микроскопы, луковица лука, концентрированный раствор NaCl, фильтровальная бумага, пипетки.
Ход работы
1. Сделайте препарат кожицы лука: а) снимите наиболее окрашенный участок кожицы лука; б) положите на предметное стекло; в) расправьте кожицу, капните на нее воду и накройте покровным стеклом. Рассмотрите препарат под микроскопом и зарисуйте клетку.
2. Получите плазмолиз: а) снимите покровное стекло с приготовленного препарата; б) фильтровальной бумагой удалите воду; в) нанесите на препарат раствор поваренной соли (NaCl) и накройте его стеклом. Рассмотрите препарат под микроскопом и зарисуйте плазмолизированную клетку.
3. Получите деплазмолиз: а) снимите покровное стекло с приготовленного препарата; б) фильтровальной бумагой удалите раствор соли; в) нанесите на препарат воду и накройте его стеклом. Рассмотрите препарат под микроскопом и зарисуйте клетку.
Сделайте вывод: Объясните причины плазмолиза и деплазмолиза. Какое свойство мембраны лежит в основе этого явления?
7. Закрепление
Вернемся к вопросу поставленного в начале урока. Слушаем детей (находящейся на море и лишенный пресной воды человек погибает оттого, что в его крови увеличивается содержание солей, и прежде всего хлорида натрия. Вода из клеток и тканей устремляется в кровь, и организм обезвоживается).
Альтернативный тест (оцените каждое утверждение, “да” или “нет”):
1) при активном транспорте затрачивается энергия
2) фагоцитоз – это вид эндоцитоза
3) диффузия – это вид активного транспорта
4) клеточная стенка растений состоит из целлюлозы
5) осмос – это диффузия воды
6) пиноцитоз – это вид фагоцитоза
7) плазмалемма состоит из трех слоев липидов
8) у животной клетки нет клеточной стенки
9) плазмолиз – это отхождение цитоплазмы от оболочки клетки.
Ответы: 1, 2, 4, 5, 8, 9 – “да”; 3, 6, 7 – “нет”
8. Задание на дом.
Читать & 12, оформить лабораторную работу и провести опыт.
Вырежьте из корня моркови или редьки две длинные полоски одинакового размера. Положите одну из них в воду, другую в гипертонический раствор поваренной соли. Измерьте линейкой длину обеих полосок и запишите, на сколько уменьшились полоски в концентрированном растворе и через сколько времени это произошло. Сделайте выводы.
8.Рефлексия. Стратегия «Не законченного предложения». Дети читают и отвечают на него 1.Сегодня я узнал… 2. Было интересно… 3. Я поняла, что… 4. Теперь я могу… 5. Я приобрела… 6. Я научилась… 7. Было трудно… 8. Я смог… 9. Я попробую… 10. Мне захотелось
9.Итоги урока. Самооценивание, выставление оценок по количеству баллов.
В 13:15 поступил вопрос в раздел Разное, который вызвал затруднения у обучающегося.
Лабораторная работа Свойства цитоплазматической мембраны. Наблюдение явления плазмолиза и деплазмолиза.
Для того чтобы дать полноценный ответ, был привлечен специалист, который хорошо разбирается требуемой тематике «Разное». Ваш вопрос звучал следующим образом: Лабораторная работа Свойства цитоплазматической мембраны. Наблюдение явления плазмолиза и деплазмолиза.
После проведенного совещания с другими специалистами нашего сервиса, мы склонны полагать, что правильный ответ на заданный вами вопрос будет звучать следующим образом:
пример выполненной работы
1. Снимите нижнюю кожицу чешуи лука (4мм2); Приготовьте микропрепарат, рассмотрите и зарисуйте 4-5 клеток увиденного; С одной стороны покровного стекла нанесите несколько капель раствора поваренной соли, а с другой стороны полоской фильтровальной бумаги, оттяните воду; Рассмотрите микропрепарат в течение нескольких секунд. Обратите внимание на изменения, произошедшие с мембранами клеток и время за которое эти изменения произошли. Зарисуйте изменившийся объект. Нанесите несколько капель дистиллированной воды у края покровного стекла и оттяните ее с другой стороны фильтровальной бумагой, смывая плазмолизирующий раствор.
2. Сопоставьте увиденное с изображением объекта на рисунке 1. Зарисуйте изучаемый объект.
1. Куда двигалась вода (в клетки или из них) при помещении ткани в раствор соли?
ОТВЕТ: Вода движется из клетки в раствор, концентрация ионов Na+ при этом стремится выравниваться вне и внутри клетки.
2.Чем можно объяснить такое направление движения воды?
ОТВЕТ: При помещении ткани в воду, вода поглощается клеткой. Это объясняется повышенной концентрацией ионов внутри клетки.
3. Куда двигалась вода при помещении ткани в воду? Чем это объясняется?
ОТВЕТ: Вода двигалась обратно в клетку, так как происходил деплозмолиз.
4. Как вы думаете, что бы могло произойти в клетках, если бы их оставили в растворе соли на длительное время?
ОТВЕТ: Протопласт постепенно бы стался и отделился бы от клеточной оболочки
5. Можно ли использовать раствор соли для уничтожения сорняков?
ОТВЕТ: Да, так как уничтожение сорняков основано на явление плазмолиза.
6. Дайте определение терминам – плазмолиз, деплазмолиз, осмос, тургор.
Плазмолиз — отделение протопласта от клеточной стенки в гипертоническом растворе.
Деплазмолиз — возвращение протопласта клеток растений из состояния плазмолиза в исходное состояние, характеризующееся нормальным тургором.
О́смос — процесс односторонней диффузии через полупроницаемую мембрану молекул растворителя в сторону бо́льшей концентрации растворённого вещества (меньшей концентрации растворителя).
Тургор — гидростатическое давление в клетках растений и бактерий; результат осмотического нагнетания воды.
7. Объясните, почему в варенье яблоки становятся менее сочными.
ОТВЕТ: Яблоки помещаются в сахарный сироп, осмотическое давление которого больше, чем в цитоплазме клеток яблока. Вода из цитоплазмы уходит в сироп, происходит плазмолиз.
ВЫВОД: В ходе практической работы мы изучили одну из функций наружной плазматической мембраны – осуществление избирательного транспорта веществ Избирательный транспорт веществ, осуществляемый наружной плазматической мембраной позволяет поддерживать постоянный химический состав внутренней среды клетки.
Тема: Плазмолиз и деплазмолиз в клетках кожицы лука.
1 урок- 40минут
Учитель: Марышева Екатерина Александровна (Высшая квалификационная категория, стаж 12 лет)
Предмет: биология
Тип урока: комбинированный урок
Класс: 10
Технологии: Урок с использованием интерактивного оборудования (биологические микролаборатории, световые микроскопы).
Аннотация: Урок разработан в соответствии с содержанием программы по обучению биологии в 10 классе. Обучающая, развивающая, воспитывающая задачи взаимосвязаны и обоснованны, отвечают программным требованиям и содержанию материала. Тип урока комбинированный, с использованием ИКТ технологий. ИКТ технологии позволяют провести урок эмоционально, сделать его живым, интересным, способствуют устойчивости внимания на материале урока и активизации мыслительной деятельности обучающихся. Комбинированный тип урока позволяет использовать разные методы и формы организации урока в зависимости от его этапов. Межпредметные связи – химия (изготовление гипертонического раствора).
Приобретаемые навыки детей: активизация познавательной и самостоятельной деятельности (выделение главного, выявление причинно-следственных связей), опора на образы (наглядный показ строения клетки, процессов происходящих в клетке), использование полученного практического опыта.
Методы:
-наглядный
-словесный
— репродуктивный
-практический
— частично-поисковый
-проблемно-исследовательский
Формы организации урока:
-индивидуальная
— фронтальная
Конспект урока:
Цели урока:
Образовательные: 1. Обеспечить расширение знаний о строении клетки.
2. Продолжить формирование естественно-научного представления о единстве окружающего мира.
3. Развивать умение проводить наблюдения в живых объектах.
4. Закреплять навыки выполнения лабораторного эксперимента. Расширять кругозор с целью развития логического мышления в предварительно созданной ситуации поиска.
Развивающие: Создать у школьников условия развития:
- Исследовательской культуры: умения использовать научные методы познания (наблюдение, сравнительный анализ )
- логического мышления (на основе сравнительного анализа, поиска причинно-следственных сведений.)
- элементов творческой деятельности
Воспитательные: Создать условия воспитания у школьников
- Желания и умения преодолевать трудности.
- Интересу самостоятельной познавательной деятельности.
- Объективной самооценки
Планируемые результаты: (предметные)
1. Ученик приобретает навыки учебной исследовательской деятельности
2. Ученик приобретает навыки безопасной работы во время исследовательской и экспериментальной деятельности при использовании специального оборудования
3. Ученик получит возможность анализировать, оценивать, проверять на достоверность и обобщить научную информацию, что послужит основной для формирования целостной научной картины мира
Личностные
- Ученик развивает способность к самообразованию на основе мотивации к обучению и познаванию
- Ученик получит возможность вести диалог с преподавателем и достигать в нем взаимопонимания (т.е. сможет идентифицировать себя как полноправного субъекта общения)
- Ученик продолжит формировании основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления
- Ученик продолжит формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики
УУД: регулятивные УУД
- Совершенствование умения самостоятельно определить цели своего обучения, ставить и формировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности
- Развивать умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебы и познавательных задач
Коммуникативные УУД
- Умение организовать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем; Формулировать , аргументировать и отстаивать свое мнение.
- Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей, потребностей, планирования и регуляции своей деятельности, владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью
- Формирование и развитие компетентности в области информационно-коммуникативных технологий.
Познавательные УУД
- Развитие умения определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить выводы, логическое рассуждение, умозаключение
- Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике
- Развитие навыка смыслового чтения
- Развитие мотивации к овладению культурой активного поиска информации.
Ход урока
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | ||||||||||||||
1.Организационный момент (1 мин) | Приветствие учеников. Проверка готовности к уроку. Постановка темы и цели урока. Добрый день. Рада приветствовать гостей и учащихся на нашем сегодняшнем уроке. | |||||||||||||||
2.Подготовка к восприятию нового материала (Актуализация знаний) (2 мин) | Какой раздел биологии мы изучаем на уроках? Что мы уже знаем о клетке?. На каком уровне организации мы изучали клетку? | (цитологию). (Историю открытия клетки, клеточную теория, химический состав клетки) (молекулярном). | ||||||||||||||
3. Повторение пройденного материала на прошлом уроке. (5 мин) | Чем образована клеточная оболочка у эукариотических клеток и какие функцию она выполняет? Заполнить схему в тетрадь
| Заполняют схему на листах | ||||||||||||||
“Лови ошибку!”. Парная работа на листах. Ученик бойко отвечал у доски, раскрывая строение мембраны, но допустил ошибки. Найдите их. Основу мембраны составляет двойной слой углеводов, который можно сравнить со стенкой мыльного пузыря, так как молекулы мыла и углеводов построены сходным образом. Клеточные мембраны обладают такими важными свойствами как подвижность и текучесть, самозамыкаемость и проницаемость благодаря динамичной структуре углеводного слоя. В клеточных мембранах встречаются тысячи различных белков. Различают периферические белки, которые располагаются на наружной или внутренней поверхности углеводного слоя; интегральные белки, которые погружены в двойной углеводный слой; полуинтегральные белки насквозь пронизывают мембрану, контактируя при этом с наружной и внутренней средой клетки. В мембранах помимо белков и углеводов, могут содержаться липиды. В основном липиды располагаются на наружной поверхности мембраны и обеспечивают распознавание внешних сигналов, сцепление соседних клеток. | Выполняют задание для парной работы. | |||||||||||||||
Задание устное: Представьте, что веществам надо проникнуть в клетку. Для этого необходимо преодолеть плазматическую мембрану. Какие известные способы проникновения веществ вы можете вспомнить? | Учащиеся должны знать явления фагоцитоза, пиноцитоза на примере простейших, простую диффузию на примере обмена газов в клетке, облегченную диффузию осмос, активный транспорт). | |||||||||||||||
4. Актуализация учебного материала | Проблемный вопрос: Почему выделяется сок с кусочка лимона посыпанного сахаром? | Приводят гипотезы… | ||||||||||||||
Ответов много. Все они разные . Давайте попробуем найти истину вместе. | ||||||||||||||||
5. Изучение нового материала | Ответ на заданный вопрос кроется в строении и функции клеточной мембраны. | |||||||||||||||
Клеточные мембраны обладают избирательной проницаемостью. Они хорошо проницаемы для одних веществ и плохо (или совсем не проницаемы) для других. Транспорт веществ в клетку осуществляется пассивным и активным способом. Пассивный не требует затраты энергии АТФ. Активный требует затраты энергии. | ||||||||||||||||
Транспорт веществ в клетки
| ||||||||||||||||
Плазмолиз – явление отставания цитоплазмы от оболочки клетки. Деплазмолиз – постепенное возвращение цитоплазмы к оболочке клетки. Гипертоническом раствор — Если клетка находится в гипертоническом растворе, концентрация которого больше концентрации клеточного сока, то скорость диффузии воды из клеточного сока будет превышать скорость диффузии воды в клетку из окружающего раствора. Уменьшение объема клеточной вакуоли сопровождается отделением цитоплазмы оболочки – происходит плазмолиз. Гипотонический раствор- Если плазмолизированную клетку поместить в гипотонический раствор, концентрация которого меньше концентрации клеточного сока, вода из окружающего раствора будет диффундировать внутрь вакуоли. В результате увеличения объема вакуоли повысится давление клеточного сока на цитоплазму, которая начинает приближаться к стенкам клетки, пока не примет первоначальное положение — произойдет деплазмолиз. Изотонический раствор – концентрация раствора равна концентрации клеточного сока | ||||||||||||||||
6.Физкультминутка | А теперь ребята встали, Быстро руки все подняли, В стороны , вперед, назад Повернулись вправо, влево Тихо сели, вновь за дело | |||||||||||||||
7. Лабораторная работа. | “Плазмолиз и деплазмолиз в клетках кожицы лука ” Цель работы: получить плазмолиз и деплазмолиз в клетках кожицы лука, доказать избирательную проницаемость мембраны. Оборудование: микроскопы, луковица лука, концентрированный раствор NaCl, фильтровальная бумага, пипетки. Ход работы 1. Сделайте препарат кожицы лука: а) снимите наиболее окрашенный участок кожицы лука; б) положите на предметное стекло; в) расправьте кожицу, капните на нее воду и накройте покровным стеклом. Рассмотрите препарат под микроскопом и зарисуйте клетку. 2. Получите плазмолиз: а) снимите покровное стекло с приготовленного препарата; б) фильтровальной бумагой удалите воду; в) нанесите на препарат раствор поваренной соли (NaCl) и накройте его стеклом. Рассмотрите препарат под микроскопом и зарисуйте плазмолизированную клетку. 3. Получите деплазмолиз: а) снимите покровное стекло с приготовленного препарата; б) фильтровальной бумагой удалите раствор соли; в) нанесите на препарат воду и накройте его стеклом. Рассмотрите препарат под микроскопом и зарисуйте клетку. Сделайте вывод: Объясните причины плазмолиза и деплазмолиза. Какое свойство мембраны лежит в основе этого явления? | Выполнение работы | ||||||||||||||
8. Закрепление | Ответ на вопрос: Почему выделяется сок с кусочка лимона, посыпанного сахаром? | В клетках лимона меньше содержания сахара. Чтоб установить равновесие с внешней средой, вода из клеток выходит. Наблюдается явление плазмолиза | ||||||||||||||
Альтернативный тест (оцените каждое утверждение, “да” или “нет”) (вопросы на доске): 1) при активном транспорте затрачивается энергия 2) фагоцитоз – это вид эндоцитоза 3) диффузия – это вид активного транспорта 4) клеточная стенка растений состоит из целлюлозы 5) осмос – это диффузия воды 6) пиноцитоз – это вид фагоцитоза 7) плазмалемма состоит из трех слоев липидов 8) у животной клетки нет клеточной стенки 9) плазмолиз – это отхождение цитоплазмы от оболочки клетки. Ответы: 1, 2, 4, 5, 8, 9 – “да”; 3, 6, 7 – “нет” | Устно отвечают на вопросы | |||||||||||||||
Вставьте нужные по смыслу слова 1. Движение частиц из области высокой концентрации в область низкой концентрации называется ……………… – это явление можно пронаблюдать …….. в растительном и животном мире в …………. 2. На биологические системы распространяются законы ………., ………., что подтверждает взаимосвязь ……….. и …………… природы. | Выполняют задание на листах | |||||||||||||||
9. Рефлексия. | Стратегия «Не законченного предложения». 1.Сегодня я узнал… 2. Было интересно… 3. Я поняла, что… 4. Теперь я могу… 5. Я приобрела… 6. Я научилась… 7. Было трудно… 8. Я смог… 9. Я попробую… 10. Мне захотелось | Дети читают и отвечают на него | ||||||||||||||
10. Домашнее задание (2 мин) | Читать & 12, оформить лабораторную работу и провести опыт. Вырежьте из корня моркови или редьки две длинные полоски одинакового размера. Положите одну из них в воду, другую в гипертонический раствор поваренной соли. Измерьте линейкой длину обеих полосок и запишите, на сколько уменьшились полоски в концентрированном растворе и через сколько времени это произошло. Сделайте выводы. | Записывают домашнее задание | ||||||||||||||
Спасибо за урок! До свидание. |
Плазмолиз и деплазмолиз в клетках кожицы лука.
Задание 1. Подпишите структурные элементы мембраны.
Задание 2. Заполнить таблицу. Укажите особенности мембран клеток.
клетка | |||
растительная | грибная | животная | бактериальная |
Задание 3. “Лови ошибку!”. Ученик бойко отвечал у доски, раскрывая строение мембраны, но допустил ошибки. Подчеркните их.
Основу мембраны составляет двойной слой углеводов, который можно сравнить со стенкой мыльного пузыря, так как молекулы мыла и углеводов построены сходным образом. Клеточные мембраны обладают такими важными свойствами как подвижность и текучесть, самозамыкаемость и проницаемость благодаря динамичной структуре углеводного слоя. В клеточных мембранах встречаются тысячи различных белков. Различают периферические белки, которые располагаются на наружной или внутренней поверхности углеводного слоя; интегральные белки, которые погружены в двойной углеводный слой; полуинтегральные белки насквозь пронизывают мембрану, контактируя при этом с наружной и внутренней средой клетки. В мембранах помимо белков и углеводов, могут содержаться липиды. В основном липиды располагаются на наружной поверхности мембраны и обеспечивают распознавание внешних сигналов, сцепление соседних клеток.
Плазмолиз – явление отставания цитоплазмы от оболочки клетки.
Деплазмолиз – постепенное возвращение цитоплазмы к оболочке клетки.
Лабораторная работа.
Цель работы: получить плазмолиз и деплазмолиз в клетках кожицы лука, доказать избирател?