Какое свойство характерно для живых

Анонимный вопрос  ·  12 мая 2018

607

Человек широкого круга интересов. Сосиске в тарелке предпочитаю алмазы в небе.

Живые тела характеризуются несколькими свойствами, такими как обмен веществ, самосохранение (поддержание постоянства внутренней среды) и самовоспроизводство через размножение.

Какие признаки характерны лишь царству животных?

Имею психологическое образование. Интересуюсь устройством мира.

  1. Животные имеют органы передвижения, они могут перемещаться.

  2. Имеют выделенные системы органов, например, нервная, пищеварительная и так далее.

  3. Не могут синтезировать органические вещества из неорганических. То есть являются гетеротрофами.

  4. Тело животных симметрично и имеет деление на отделы (туловище, конечности и так далее).

  5. Рост животных ограничен наследственными признаками и обусловлен особенностями вида.

Почему отвергается теория паразитарной природы рака?

Врач-стоматолог. Специализация: терапия и ортопедия. Главный стоматолог в…

Наверное потому что не все паразиты болеют раком? 

А если серьезно, то любая теория в науке проверяется опытным путём. А любая теория в медицине проверяется клиническими исследованиями. 

Клинически доказано, что некоторые виды рака обусловленный вирусными инфекциями, например. Про паразитов, как фактор я не слышала. 

Да и вообще, у рака не может быть одного универсального метода лечения и лекарства, так как у разных видов рака разная природа и различные факторы развития, от генетических до окружающей среды, алкоголя и курения. 

Если вы не живёте где нибудь на берегу Амазонки, то паразиты — это последнее, что должно вас беспокоить. Исключите канцерогены из пищи (колбасы и другие полуфабрикаты, жареное), исключите курение и алкоголь, переезжайте загород и вы снизите вероятность заболеть раком минимум на 40%. А если хотите сделать это ещё и для детей, то прививайте их от самых распространённых вирусов, таких как папилломы человека, гриппа, кори и ветрянки… И тем самым добавите детям около 20% к своим 40%. Как-то так)).

Прочитать ещё 1 ответ

Кто или что является главным источником личной человеческой несвободы?

Если понимать свободу, как полное отсутствие ограничений в поведении, то свободы у человека не может быть в принципе. Вся наша жизнедеятельность построена на достижении целей, если человек не будет достигать целей — он умрет (или попадет в нирвану). Любая цель всегда чем-то мотивирована. Основной мотиватор — инстинкты. Наша деятельность построена на них. Если мы хотим кушать, то наши цели ограничены действиями, направленными на удовлетворение этой потребности и параллельное сохранение собственной жизни. Т.к. мы живем в довольно сложном обществе, инстинкты для достижения своих целей используют такой тонкий и интересный инструмент, как сознание, которое обеспечивает нам выживание в нашем суровом, жестоком, но от этого не менее прекрасном и интересном мире.
Всем добра.

Прочитать ещё 1 ответ

Как вы думаете, у природы есть душа?

Раздатчик листовок, дворник, собиратель макулатуры, сапожник, свободный…

Не связана ни с какой религией, поэтому отвечаю, исходя из своего бреда в голове. Мне кажется, что должно быть что-то такое абстрактное, что заставляет все существа тянутся к жизни, эволюционировать и т.п. Может вот эта внутренняя тяга к развитию и есть дух, душа природы, как то так.

Прочитать ещё 1 ответ

Источник

ВИДЕОУРОК

Биологическая система

– целостная система компонентов, выполняющих определенную функцию в живых системах. К биологическим системам относятся сложные системы разного уровня организации: биологические макромолекулы, субклеточные органеллы, клетки, органы, организмы, популяции.

Признаки биологических систем

– критерии, отличающие биологические системы от объектов неживой природы:

1. Единство химического состава. В состав живых организмов входят те же химические элементы, что и в объекты неживой природы. Однако соотношение различных элементов в живом и неживом неодинаково. В неживой природе самыми распространенными элементами являются кремний, железо, магний, алюминий, кислород. В живых же организмах 98% элементарного (атомного) состава приходится на долю всего четырех элементов: углерода, кислорода, азота и водорода.

2. Обмен веществ. К обмену веществ с окружающей средой способны все живые организмы. Они поглощают из среды элементы питания и выделяют продукты жизнедеятельности. В неживой природе также существует обмен веществами, однако при небиологическом круговороте они просто переносятся с одного места на другое или меняют свое агрегатное состояние: например, смыв почвы, превращение воды в пар или лед и др. У живых же организмов обмен веществ имеет качественно иной уровень. В круговороте органических веществ самыми существенными являются процессы синтеза и распада (ассимиляция и диссимиляция – см. дальше), в результате которых сложные вещества распадаются на более простые и выделяется энергия, необходимая для реакций синтеза новых сложных веществ.
Обмен веществ обеспечивает относительное постоянство химического состава всех частей организма и как следствие – постоянство их функционирования в непрерывно меняющихся условиях окружающей среды.

3. Самовоспроизведение (репродукция, размножение) – свойство организмов воспроизводить себе подобных. Процесс самовоспроизведения осуществляется практически на всех уровнях жизни. Существование каждой отдельно взятой биологической системы ограничено во времени, поэтому поддержание жизни связано с самовоспроизведением. В основе самовоспроизведения лежит образование новых молекул и структур, обусловленное информацией, заложенной в нуклеиновой кислоте – ДНК, которая находится в родительских клетках.

4. Наследственность – способность организмов передавать свои признаки, свойства и особенности развития из поколения в поколение. Наследственность обеспечивается стабильностью ДНК и воспроизведением ее химического строения с высокой точностью. Материальными структурами наследственности, передаваемыми от родителей потомкам, являются хромосомы и гены.

5. Изменчивость – способность организмов приобретать новые признаки и свойства; в ее основе лежат изменения материальных структур наследственности. Это свойство как бы противоположно наследственности, но вместе с тем тесно связано с ней. Изменчивость поставляет разнообразный материал для отбора особей, наиболее приспособленных к конкретным условиям существования, что, в свою очередь, приводит к появлению новых форм жизни, новых видов организмов.

6. Рост и развитие. Способность к развитию – всеобщее свойство материи. Под развитием понимают необратимое направленное закономерное изменение объектов живой и неживой природы. В результате развития возникает новое качественное состояние объекта, изменяется его состав или структура. Развитие живой формы материи представлено индивидуальным развитием (онтогенезом) и историческим развитием (филогенезом). Филогенез всего органического мира называют эволюцией. 
На протяжении онтогенеза постепенно и последовательно проявляются индивидуальные свойства организмов. В основе этого лежит поэтапная реализация наследственных программ. Индивидуальное развитие часто сопровождается ростом – увеличением линейных размеров и массы всей особи и ее отдельных органов за счет увеличения размеров и количества клеток. 
Историческое развитие сопровождается образование новых видов и прогрессивным усложнением жизни. В результате эволюции возникло все многообразие живых организмов на Земле.

7. Раздражимость – это специфические избирательные ответные реакции организмов на изменения окружающей среды. Всякое изменение окружающих организм условий представляет собой по отношению к нему раздражение, а его ответная реакция является проявлением раздражимости. Отвечая на воздействия факторов среды, организмы взаимодействуют с ней и приспосабливаются к ней, что помогает им выжить. 
Реакции многоклеточных животных на раздражители, осуществляемые и контролируемые центральной нервной системой, называются рефлексами. Организмы, не имеющие нервной системы, лишены рефлексов, и их реакции выражаются в изменении характера движения (таксисы) или роста (тропизмы).

8. Дискретность (от лат. discretus – разделенный). Любая биологическая система состоит из отдельных изолированных, то есть обособленных или отграниченных в пространстве, но тем не менее, тесно связанных и взаимодействующих между собой частей, образующих структурно-функциональное единство. Так, любая особь состоит из отдельных клеток с их особыми свойствами, а в клетках также дискретно представлены органоиды и другие внутриклеточные образования. 
Дискретность строения организма – основа его структурной упорядоченности. Она создает возможность постоянного самообновления системы путем замены износившихся структурных элементов без прекращения функционирования всей системы в целом.

9. Саморегуляция (авторегуляция) – способность живых организмов поддерживать постоянство своего химического состава и интенсивность физиологических процессов (гомеостаз). Саморегуляция осуществляется благодаря деятельности нервной, эндокринной и некоторых других регуляторных систем. Сигналом для включения той или иной регуляторной системы может быть изменение концентрации какого-либо вещества или состояния какой-либо системы.

10. Ритмичность – свойство, присущее как живой, так и неживой природе. Оно обусловлено различными космическими и планетарными причинами: вращением Земли вокруг Солнца и вокруг своей оси, фазами Луны и т.д. 
Ритмичность проявляется в периодических изменениях интенсивности физиологических функций и формообразовательных процессов через определенные равные промежутки времени. Хорошо известны суточные ритмы сна и бодрствования у человека, сезонные ритмы активности и спячки у некоторых млекопитающих и многие другие. Ритмичность направлена на согласование функций организма с периодически меняющимися условиями жизни.

Читайте также:  Мед какие лечебные свойства

11. Энергозависимость. Биологические системы являются «открытыми» для поступления энергии. Под «открытыми» понимают динамические, т.е. не находящиеся в состоянии покоя системы, устойчивые лишь при условии непрерывного доступа к ним веществ и энергии извне. Живые организмы существуют до тех пор, пока в них поступают из окружающей среды энергия и вещества в виде пищи. В большинстве случаев организмы используют энергию Солнца: одни непосредственно – этофотоавтотрофы (зеленые растения и цианобактерии), другие опосредованно, в виде органических веществ потребляемой пищи, – это гетеротрофы (животные, грибы и бактерии).

Тест № 1 по теме: «Основные свойства живого»

Вариант 1.

1! Из клеток состоят:

а) растения

б) грибы

в) люди

г) горные породы

2! Питание – это поступление в организм:

а) воды

б) любых веществ

в) веществ, необходимых для роста

г) веществ, необходимых для жизни

3. Ядовитые, ненужные и лишние вещества организмы удаляют с помощью:

а) дыхания

б) выделения

в) питания

г) движения

4! В течение всей жизни растут:

а) люди

б) животные

в) грибы

г) растения

5! Найдите верные утверждения:

а) бактерии состоят из одной клетки

б) животные растут всю жизнь

в) животные двигаются всю жизнь

г) растения выделяют кислород

6! О развитии можно говорить, если:

а) семя превратилось в растение

б) щенок вырос в собаку

в) листья повернулись к свету

г) маленькое дерево стало большим

Тест № 1 по теме: «Основные свойства живого»

Вариант 2.

1! Внутри много маленьких клеток у:

а) кошки

б) рябины

в) змеи

г) телевизора

2! Благодаря пище живые организмы получают:

а) энергию для жизни

б) вещества для «строительства» тела

в) вещества для «ремонта» тела

г) только вещества, необходимые для роста

3!* Ответные действия называют:

а) дыханием  

б) реакцией

в) движением

г) раздражимостью

4! Найдите верные утверждения:

а) все живые организмы состоят из клеток

б) растения питаются готовыми органическими веществами

в) все живые организмы размножаются

г) основной источник кислорода на Земле – растения

5. Животные больше двигаются чем растения потому, что:

а) им нужно больше пищи

б) им нужно больше энергии

в) они должны свою пищу поймать или найти

г) они состоят из клеток и размножаются

Тест № 1 по теме: «Основные свойства живого»

Вариант 3.

1! Из невидимых глазом клеток построены:

а) Луна

б) ваши родители

в) кочан капусты

г) деревянная скамейка

2!* Живые организмы получают энергию благодаря:

а) питанию  

б) движению

в) дыханию

г) выделению

3! Двигаться могут:

а) микробы  

б) растения

в) животные

г) только листья растений

4! Найдите ошибочные утверждения:

а) бактерии состоят из одной клетки

б) животные растут всю жизнь

в) животные двигаются все время

г) растения выделяют кислород

5! Выделение помогает организму избавиться от:

а) лишних питательных веществ

б) ядовитых веществ

в) непереваренных веществ

г) лишней энергии

6. Найдите верные утверждения:

а) если двигается, то живое

б) дышат только животные

в) к выделению отходов способны только животные

г) если размножается, то живое

Тест № 1 по теме: «Основные свойства живого»

Вариант 4.

1! Из клеток состоят:

а) горные породы

б) растения

в) люди

г) грибы  

2! Питание – это поступление в организм:

а) веществ, необходимых для жизни

б) веществ, необходимых для роста

в) любых веществ

г) воды   

3. Ядовитые, ненужные и лишние вещества организмы удаляют с помощью:

а) выделения  

б) дыхания

в) питания

г) движения

4! В течение всей жизни растут:

а) грибы  

б) животные

в) люди

г) деревья

5! Найдите верные утверждения:

а) бактерии состоят из одной клетки

б) растения выделяют кислород

в) дышат только грибы

г) животные растут всю жизнь

6! О развитии можно говорить, если:

а) маленькое дерево стало большим

б) семя превратилось в растение

в) листья повернулись к свету

г) щенок вырос в собаку

Тест № 1 по теме: «Основные свойства живого»

Вариант 5.

1! Внутри много маленьких клеток у:

а) окуня  

б) рябины

в) телевизора

г) змеи

2! Благодаря пище живые организмы получают:

а) только вещества, необходимые для роста

б) энергию для жизни

в) вещества для «ремонта» тела

г) вещества для «строительства» тела

3!* Ответные действия называют:

а) реакцией  

б) движением

в) раздражимостью

г) дыханием

4! Найдите верные утверждения:

а) растения питаются готовыми органическими веществами

б) все живые организмы размножаются

в) все живые организмы состоят из клеток

г) основной источник кислорода на Земле – растения

5. Животные больше двигаются чем растения потому, что:

а) им нужно больше пищи

б) они должны свою пищу поймать или найти

в) они состоят из клеток и размножаются

г) им нужно больше энергии

Тест № 1 по теме: «Основные свойства живого»

Вариант 6.

1! Из невидимых глазом клеток построены:

а) ваши родители  

б) Луна

в) клубень картофеля

г) волк

2!* Живые организмы получают энергию благодаря:

а) питанию

б) дыханию

в) движению

г) выделению

3! Двигаться могут:

а) растения

б) только листья растений

в) насекомые

г) бактерии

4! Найдите ошибочные утверждения:

а) животные растут всю жизнь

б) бактерии состоят из одной клетки

в) растения выделяют кислород

г) вирусы имеют клеточное строение

5! Выделение помогает организму избавиться от:

а) непереваренных веществ

б) лишней энергии

в) лишних питательных веществ

г) ядовитых веществ

6. Найдите верные утверждения:

а) клетки растений имеют ядро

б) дышат только животные

в) к выделению отходов способны только животные

г) грибы способны активно передвигаться

Ответы:

вариант

1

2

3

4

5

6

в-1

а, б, в

в, г

б

в, г

а, г

а, б

в-2

а, б, в

а, б, в

б, г

а, в, г

в

в-3

б, в, г

а, в

а, б, в

б, в

б, в

г

в-4

б, в, г

а, б

а

а, г

а, б

б, г

в-5

а, б, г

б, в, г

а, в

б, в, г

б

в-6

а, в, г

а, б

а, в, г

а, г

а, г

а

Источник

Аттестационные материалы

для проведения промежуточной аттестации

по биологии в  9  классе

Тест

1 вариант

ЧАСТЬ А. Задания с выбором одного верного ответа.

А1. Какая наука изучает ископаемые остатки вымерших организмов?

А) систематика                                                       В) эмбриология

Б) генетика                                                              Г) палеонтология

А2. Какое свойство характерно для живых тел природы – организмов, в отличие от объектов неживой природы?

А) ритмичность                                                      В) движение

Б) раздражимость                                                   Г) рост

А3. Какая из последовательностей понятий отражает основные уровни организации живой природы?

А) Организменный – клеточный – молекулярный – популяционно-видовой —  экосистемный

Б) Молекулярный  – клеточный– организменный —  популяционно-видовой — экосистемный

В) Популяционно-видовой  – клеточный – организменный – экосистемный — молекулярный

Г) Молекулярный – клеточный– организменный – экосистемный – популяционно-видовой

Читайте также:  Какие свойства характерны металлами

А4. Мономерами нуклеиновых кислот являются

А) аминокислоты                                                   В) нуклеотиды

Б) глюкоза                                                               Г) жирные кислоты

А5. Транспортной системой клетки является

А) лизосомы                                                           В) хлоропласты

Б) митохондрии                                                      Г) эндоплазматическая сеть

А6. Митохондрии отсутствуют в клетках

А) рыбы-попугая                                                    В) городской ласточки

Б) мха кукушкина льна                                          Г) бактерии стафилококка

А7. В ядре клетки листа томата 24 хромосомы. Сколько хромосом будет в ядре клетки корня томата после ее деления?

А) 12          Б) 24          В) 36          Г) 48

А8. Молекулы АТФ выполняют в клетке функцию

А) защиты от антител                                            В) катализатор реакции

Б) транспорта веществ                                           Г) аккумулятора энергии

А9. К эукариотам относится

А) кишечная палочка                                             В) амеба

Б) холерный вибрион                                             Г) стрептококк

А10. Какие гены проявляют свое действие в первом гибридном поколении?

А) аллельные                                                          В) доминантные

Б) рецессивные                                                       Г) сцепленные

А11. Регулярные занятия физической культурой способствовали увеличению икроножной мышцы школьников. Это изменчивость

А) мутационная                                                     В) генотипическая

Б) модификационная                                             Г) комбинативная

А12. Наследственная изменчивость, борьба за существование и естественный отбор – это

А) свойства живой природы                                 В) результаты эволюции

Б) движущие силы эволюции                               Г) основные направления эволюции

А13. Что из перечисленного является примером природного сообщества?

А) березовая роща                                                 В) крона берез

Б) отдельная береза в лесу                                    Г) пашня

А14. Какую роль в экосистеме играют организмы – разрушители органических веществ?

А) паразитируют на корнях растений  

Б) устанавливают симбиотические связи с растениями

В) синтезируют органические вещества из неорганических

Г) превращают органические вещества в минеральные

А15. Какая из приведенных пищевых цепей составлена правильно?

А) пеночка-трещотка→ жук-листоед→ растение→ ястреб

Б) жук-листоед→ растение→ пеночка-трещотка→ ястреб

В) пеночка-трещотка→ ястреб→ растение→ жук-листоед

Г) растение→ жук-листоед→ пеночка трещотка→ ястреб

ЧАСТЬ B.  

В1. Укажите черты строения и жизнедеятельности, которые отсутствуют у прокариот

А) многоклеточность

Б) диплоидность набора хромосом

В) клеточная стенка

Г) способность к обмену веществ

Д) деление мейозом

Е) способность к питанию.

В2. Установите соответствие между химическими веществами и их признаками

Вещества

Признаки

А. Углеводы

Б. Белки

1. Являются регулярными полимерами

2. Основная функция – энергетическая

3. Синтезируются на рибосомах

4. Мономерами являются аминокислоты

5. Выполняют каталитическую функцию

6. Мономерами являются моносахариды

В3.  Установите  последовательность биологических структур , начиная с самой маленькой.

В ответе запишите соответствующую  последовательность букв. 

А) ядро

Б) кодон

В) ген

Г) хромосома

Д) нуклеотид

ЧАСТЬ С.

Дайте развернутый ответ на вопрос:

Почему пищевые цепи не могут быть очень длинными?

Аттестационные материалы

для проведения промежуточной аттестации

по биологии в  9  классе

Тест

2 вариант

ЧАСТЬ А. . Задания с выбором одного верного ответа

А1. Какая наука изучает химический состав, строение и процессы жизнедеятельности клетки?

А) экология                                                                          В) цитология

Б) физиология                                                                      Г) анатомия

А2. Какое свойство характерно для живых тел природы – организмов, в отличие от объектов неживой  природы?

А) ритмичность                                                                    В) движение

Б) рост                                                                                   Г) обмен веществ и энергии

А3. Какая из последовательностей понятий отражает основные уровни организации организма, как единой системы?

А) Система органов – органы – ткани – клетка – молекулы – организм – клетки

Б) Орган – ткани – организм – клетки – молекулы – системы органов

В) Молекулы – ткани – клетки – органы – системы органов – организм

Г) Молекулы – клетки – ткани – органы – системы органов – организм

А4. Мономерами белков являются

А) глюкоза и фруктоза                                                       В) жирные кислоты

Б) нуклеотиды                                                                     Г) аминокислоты

А5. Переваривание пищевых частиц и удаление непереваренных остатков происходит в клетке с помощью

А) аппарата Гольджи                                                          В) лизосом

Читайте также:  Свойство биссектрисы треугольника какой класс

Б) эндоплазматической сети                                              Г) рибосом

А6. Одну кольцевую хромосому, расположенную в цитоплазме, имеют

А) одноклеточные водоросли                                            В) вирусы

Б) одноклеточные животные                                             Г) бактерии

А7. Сохранение наследственной информации материнской клетки у дочерних клеток происходит в результате

А) митоза                                                                             В) мейоза

Б) оплодотворения                                                              Г) деления цитоплазмы

А8. Биохимические реакции, протекающие в организме, ускоряются

А) пигментами                                                                     В) тормозами

Б) ферментами                                                                     Г) витаминами

А9. К организмам, в клетках которых имеется оформленное ядро, относят

А) сыроежку                                                                         В) вирус кори

Б) сенную палочку                                                               Г) возбудителя туберкулеза

А10. Как назвал Г. Мендель признаки, не проявляющиеся у гибридов первого поколения?

А) гетерозиготными                                                            В) гомозиготными

Б) рецессивными                                                                 Г) доминантными

А11. Под действием ультрафиолетовых лучей у человека появляется загар. Это изменчивость

А) мутационная                                                                   В) модификационная

Б) генотипическая                                                               Г) комбинативная

А12. Выберете утверждение, правильно отражающее взгляды Ч. Дарвина на причины эволюции: в основе разнообразия видов лежит

А) приспособленность организмов к условиям среды    В) единовременный акт творения

Б) способность к неограниченному размножению          Г) наследственная изменчивость и  

                                                                                                  естественный отбор      

А13. Биогеоцеоз –это совокупность взаимосвязанных

А) организмов одного вида                                                В) животных одной популяции

Б) компонентов живой и неживой природы                     Г) совместно обитающих организмов

                                                                                                  разных видов      

А14. К редуцентам, как правило, относятся

А) низшие растения                                                             В) беспозвоночные животные

Б) грибы и бактерии                                                            Г) вирусы

А15. Какая цепь питания правильно отражает передачу в ней энергии?

А) лисица→ дождевой червь→ землеройка→ листовой опад

Б) листовой опад→ дождевой червь→ землеройка→ лисица

В) землеройка→ дождевой червь→ листовой опад→ лисица

Г) землеройка→ лисица→ дождевой червь→ листовой опад

ЧАСТЬ B. 

В1.Укажите признаки, характерные для процесса фотосинтеза

А) Протекает в хлоропластах

Б) Характерен для всех живых организмов

В) Синтезируются органические вещества

Г) Необходим газ кислород

Д) Протекает только на свету

Е) Высвобождается энергия

В2. Установите соответствие между химическими веществами и их признаками

Вещества

Признаки

А. Нуклеиновые кислоты

Б. Липиды

1. Несут генетическую информацию

2. Выполняют теплоизоляционную функцию

3. Находятся в ядре клетки

4. Мономерами являются нуклеотиды

5. В состав входит глицерин

6. Входят в состав многих гормонов

В3. Установите последовательность биологических систем в порядке усложнения их организации. В ответе запишите соответствующую последовательность букв

А) биоценоз

Б) популяция

В) клетка

Г) многоклеточный организм

Д) биосфера

ЧАСТЬ С.

Дайте развернутый ответ на вопрос:

Чем искусственный  биоценоз отличается от естественного? ( назовите не менее 3 отличий)

Тест

для проведения промежуточной аттестации

по биологии в  9  классе 

Ответы

1 вариант

Часть А

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

Г

Б

Б

В

Г

Г

Б

Г

В

В

Б

Б

А

Г

Г

Часть В

В1-  А,Б,Д

В2 – А-1,2,6

         Б-3,4,5

В3 – Д,Б,В,Г,А

ЧастьС

В цепях питания с переходом с одного трофического уровня на другой идет потеря вещества и энергии, на каждый последующий уровень переходит лишь 10% от предыдущего ( Правило экологической пирамиды), т.о., к 4-уровню веществ почти не остается, и цепочка прерывается.

 2 вариант

Часть А

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

В

Г

Г

Г

В

Г

А

Б

А

Б

В

Г

Б

Б

Б

Часть В

В1-   А,В,Д

В2 –А-1,3,4

        Б-2,5,6

В3 – В,Г,Б,А,Д

Часть С

1. Неполный круговорот веществ,

2. Видовой состав, определяемый человеком в агроценозе

3.Дополнительные к Солнцу источник и энергии ( удобрения, механизма)

4. Короткие пищевые цепи

5. Обязательное участие человека и т.д

Оценка

Часть А – 1 балл за каждый ответ – макс. 15 б.

Часть В – 2 б за правильный ответ, 1 б — если есть одна ошибка, 0 б- две и более ошибки- макс 6 б

Часть С – 3 б

Макс балл за всю работу – 24

«5» -19 -24 б

«4» -15-18 б

«3» — 10-14б

«2» — 9 и менее

Источник