Какое свойство государственной власти

Какое свойство государственной власти thumbnail

Свойства государственной власти отчасти перекликаются с ее признаками. Для более глубокого понимания отличий свойств от признаков государственной власти дадим им подробную характеристику.

Основные свойства государственной власти

  • Публичность государственной власти является первым ее свойством. Публичность как категория в широком смысле выражается в общественном характере власти (к слову, признаком общественности обладает любая власть). Но в узком смысле, в рамках общей теории права, публичность как свойство государственной власти определяется профессиональными навыками субъектов власти по отношению к объектам власти. Население государства делегируя полномочия по управлению делами государства, признает право на публичность всех создаваемых в рамках управления органов.
  • Суверенность и верховенство – оба эти свойства обозначают одно и то же. Верховенство обозначает независимость государственной власти в ее пределах, суверенность наоборот говорит о невозможности влиять на внутренние дела государства из-за пределов государственных границ. Верховенство власти внутри государства говорит не только о независимом характере, но и об особом статусе государственной власти в рамках государственного принуждения по отношению к иным проявлениям социальной, экономической и прочим проявлениям власти.
  • Универсальность – данное свойство перекликается с признаком государства. Государственная власть в рамках свойства универсальности распространяет свое действие на всей территории и на всё население в рамках этих границ.
  • Исключительным правом на нормотворчество обладает только государственная власть. Помимо исключительности, государственной власти присущ общеобязательный характер исключительных прав на нормотворчество. Каждый член общества внутри территории государства должен подчиняться установленным нормам и правилам без исключений.
  • Разделение властей представляет собой эффективный механизм по функционированию органов и должностных лиц государственной власти. Разделение властей призвано обеспечивать защиту прав и свобод человека и гражданина. В России, как и в других демократических государствах разделена власть на законодательную, исполнительную и судебную, каждая из которых самодостаточна и независима. При этом каждая из ветвей власти обладает функционалом контроля остальных двух ветвей. Это позволяет избежать авторитарного подхода к управлению делами государства. Все ветви государственной власти для успешного функционирования должны взаимодействовать и быть взаимозависимыми и взаимодополняемыми.

Готовые работы на аналогичную тему

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту
Узнать стоимость

Второстепенные свойства государственной власти

  1. Единство государственной власти означает, что именно власть, делегированная государственным органам, даже при условии разделения властей, не содержит в себе конкуренцию ветвей власти. Также исключается конкуренция государственной власти и прочих видов власти.

    Замечание 1

    Единство и разделение властей как свойства государственной власти неразрывно связаны между собой.

  2. Принудительность и общеобязательность государственной власти проявляется в наличии властных механизмов воздействия на население государства. Выражается в обязательном характере для населения вне зависимости от степени согласия индивида по отношению к общим нормам поведения. Уклонение или отклонение от принятых норм поведения обеспечены применением установленных законом принудительных мер.

Замечание 2

Подводя итог характеристикам свойств государственной власти следует отметить, что большинство из них перекликаются или вторят признакам власти, что говорит о взаимозаменяемости, взаимодополняемости и взаимозависимости органов и институтов государственной власти.

Источник

Власть — это способность и воз­можность оказывать определенное воздействие на дея­тельность, поведение людей с помощью каких-либо средств: воли, авторитета, права, насилия. Специфическим признаком власти является доминирование властной воли. Власть опирается на установившиеся порядок и организационные действия и воплощается в них, а право действовать с использованием этого порядка и организа­ции и означает обладание властью. При этом право пред­ставляет собой способность лица (субъекта) действовать или давать указания, после чего происходят изменения в существующем порядке вещей (явлений).

Элементы определения власти:
    • во властных отношениях предполагается не менее двух субъектов власти, которыми могут выступать отдельные лица, а также «коллективно действующее лицо» (партия, организация, комитет, совет и т.д.); власть мо­жет ассоциироваться и с каким-то учреждением (политическим, административным, хозяйственным и др.);
    • приказ осуществляющего власть, т.е. выражение им воли по отношению к тому, над кем он осуществляет власть. Приказ сопровождается угрозой применения санкций в случае неповиновения выраженного с его по­мощью воле;
    • подчинение того, над кем осуществляется власть, тому, кто ее осуществляет, т.е. подчинение выраженной в приказе воле осуществляющего власть.

Государственная (политическая) власть

Государственная власть — это способ руководства (управления) обществом с опорой на специальный аппарат принуждения; это реальная способность и возможность индивида, группы, социального слоя прово­дить свою волю в политике и правовых нормах, распро­страняя ее на все население, а также принуждать к её исполнению.

Государственная власть с точки зрения генетической обусловленности первична по отношению к государству. Именно потребность общества (на определенном этапе его развития) во вла­сти с такими свойствами, которые присущи государственной власти, и обус­ловили появление государства. Государство выступает как носитель государ­ственной власти, как та сила, на которую эта власть опирается, поэтому оно должно быть построено таким образом, чтобы иметь возможность продуци­ровать власть с особыми свойствами (признаками), то есть ту власть, которую и принято именовать государственной.

Характерные черты государственной власти (по Матузову, Малько):
    1. распространяется на все общество (это единственная власть, которая имеет отношение ко всем лицам, проживающим в данной стране, является общеобязательной);
    2. носит публично-политический характер (призвана выполнять общественные функции, решать общие дела, упорядочивать процесс удовлетворения различного рода интересов);
    3. опирается на государственное принуждение (имеет право применять силу, когда это необходимо для достижения законных и справедливых целей);
    4. осуществляется специальными лицами (чиновниками, политиками и т.п.);
    5. устанавливает систему налогов;
    6. организует население по территориальному признаку;
    7. характеризуется легитимностью и легальностью.

Политическая власть как одно из важнейших прояв­лений власти характеризуется реальной способностью класса (группы, индивида) проводить свою волю, выраженную в политике. Понятие «политическая власть» шире понятия «государственная власть». Политическая деятельность осу­ществляется не только в рамках государства, но и в рамках партий, профсоюзов, международных организаций. Полити­ческая власть добивается осуществления намеченных целей методом принуждения.

Основные свойства государственной власти:
    1. верховенство;
    2. единство;
    3. всеобщность и универсальность;
    4. принудительность и общеобязательность.

Верховенство государственной власти означает официальное расположение ее на высшей ступени иерархии управляющих в данном государстве подсистем, ее независимость от других субъектов властеотношений, деятельности по социальному управлению, невозможность существования другой такой власти. В нем преломляется государственный суверенитет, по крайней мере постольку, поскольку то или иное государство реально им обладает.

Единство государственной власти коренится в единстве ее природы и выражается в ее неделимости ни между классами, слоями общества, ни между ее ветвями, поскольку все три ветви власти образуют в совокупности единство государственной власти, обязаны действовать в общих интересах большинства народа. Так, государственная власть при наличии трех ее ветвей действует комплексно, в ней участвуют все органы государства.

Всеобщность и универсальность государственной власти — взаимопереплетающиеся ее свойства, означающие, что на территории данного государства эта власть действует повсеместно, распространяется на всех находящихся там лиц, носит всеобъемлющий характер как по объекту, так и способам воздействия. Не существует и форм, способов и методов воздействия, в отношении которых априори, вне зависимости от конкретной исторической ситуации можно было бы сказать, что они не могут применяться этой властью.

Государственная власть как официальный представитель общества охватывает и распространяется на все слои, группы населения и на каждого отдельного человека, пользуется любыми соответствующими ее сущности и назначению способами воздействия, представляет страну как во внутренних, так и во внешних отношениях.

Принудительность и общеобязательность государственной власти заключается в том, что ее акты императивны, обеспечены мощью государственного механизма и обязательны для всех тех, кому они адресованы. Не допускается уклонение от исполнения принятых государственной властью решений даже при несогласии с ними. Если оно все же имеет место, то к виновному применяются меры принуждения.

Указанные свойства государственной власти на практике тесно взаимосвязаны и взаимодополняемы, отрывать их друг от друга или абсолютизировать одно за счет другого было бы неверно. В своем единстве они раскрывают сущность, специфику государственной власти.

Нормативные правовые акты в Российской Федерации

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами»

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 49 «О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации о заключении и толковании договора»

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 48 «О некоторых вопросах, связанных с особенностями формирования и распределения конкурсной массы в делах о банкротстве граждан»

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 46 «О некоторых вопросах судебной практики по делам о преступлениях против конституционных прав и свобод человека и гражданина (статьи 137, 138, 138.1, 139, 144.1, 145, 145.1 Уголовного кодекса Российской Федерации)»

Постановление Пленума ВС РФ от 29 ноября 2018 года № 41 «О судебной практике по уголовным делам о нарушениях требований охраны труда, правил безопасности при ведении строительных или иных работ либо требований промышленной безопасности опасных производственных объектов»

Согласно Федеральному закону от 28.11.2018 N 451-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» пересмотрен порядок разрешения гражданских и административных дел в судах (со дня начала деятельности кассационных судов общей юрисдикции и апелляционных судов общей юрисдикции, но не позднее 1 октября 2019 года).

Источник

Существует несколько классификаций видов власти. Власть может классифицироваться по объекту, по области функционирования, по объему прерогатив, по социальному типу и пр. Например по объекту власти выделяют: общественную, классовую, партийную и личную, по объему прерогатив: государственную, международную, мировую.

Власть бывает политической и неполитической. Если она решает задачи политического характера, реализует и защищает интересы больших социальных групп в обществе в рамках государства, то такую власть можно определить как политическую.

Политическая власть

Определение 1

Политическая власть – это право, способность и возможность отстаивать и воплощать свои политические взгляды, идеи, цели, используя для достижения этих целей функционал государства.

Чтобы политическая власть возникла, необходимы все те основные признаки, которые характерны для власти как общественного явления. Политическая власть должна осуществляться через государство и в государственной структуре. При наличии политической власти в государстве функционируют политические партии, организации, группы и движения. Политическая власть тесно связана с государственным регулированием, но это не значит, что она является государственной властью. Политическая власть осуществляется через аппарат – государство и гос. органы. Субъектами власти являются государство, политические партии и другие организации.

Замечание 1

Политическая и государственная власть во многом совпадают между собой, но не являются тождественными. Всякая государственная власть является политической властью, однако не всякая политическая власть является государственной.

Политическая власть вбирает в себя различные разновидности. Она может быть властью одной группы в социуме, может быть властью целого государства, либо касаться одной или нескольких партий, власть может принадлежать политическому лидеру.

Различают власть демократического и недемократического типа, причем это признак общий и касается не только политической власти.

Политическая власть может проявлять себя легально (государственная власть) и иметь теневой характер (власть неформальных групп, политических сект, мафиозных организаций).

Понятия «легальной» и «легитимной» власти не следует объединять.

Замечание 2

Легальная власть – правомерно существующая с юридической точки зрения, легитимная – власть, поддержанная народом, оцененная с этической точки зрения и признанная справедливой и политически оправданной.

Неполитическая власть

Неполитической властью называется категория власти, которая осуществляется в группах людей, организациях, объединениях, не связанных с политическими вопросами. В управлении гражданским обществом неполитическая власть играет огромную роль, так как проявляется она в сферах и областях насущных потребностей человека: духовное общение, культура, экономика.

Особенно активное проявление неполитической власти наблюдается в мелких социальных подсистемах: в семье, религиозной общине, на производстве и т.д.

Государственная власть. Особенности

С точки зрения философской государственная власть первична по отношению к государству. Именно общество стало испытывать потребность во власти, имеющей свойства, которые присущи государственной власти, тем самым предопределило возникновение государства. Государство является носителем государственной власти, силой, на которую власть опирается.

Государственная власть неразрывно связана с государством, но это понятия разные, они не отождествляются.

Признаки государственной власти могут где-то совпадать с признаками государства, а где-то различаться. Основные свойства государственной власти:

  • государство – сила, на которую опирается власть. Больше никакой власти такое средство воздействия не присуще;
  • публичность власти, осуществляемой профессиональным аппаратом, который отделен от общества как объекта власти;
  • суверенность власти, ее верховенство внутри страны. Государственная власть выше власти всех других организаций;
  • универсальность власти, распространяющей свою силу на всю территорию и все население страны;
  • исключительное право на издание юридических норм;
  • постоянство и непрерывность государственной власти.

Источник

Власть
в общесоциальном смысле – способ
объединения людей, проживающих на
определенной территории. Власть – это
волевые отношения, способность навязывать
свою волю, это организованная сила, это
государство и органы государства, это
функция любого коллективного образования.

Социальная
власть

есть организованная сила, обеспечивающая
способность той или иной социальной
общности – рода, группы, класса, народа
(властвующего субъекта) – подчинять
своей воле людей (подвластных), используя
различные методы, в том числе метод
принуждения.

Будучи
разновидностью социальной власти,
государственная власть обладает всеми
признаками последней. Важнейшей
особенностью

заключена в её политической и классовой
природе. Иногда государственную власть
отождествляют с властью политической,
хотя это не бесспорно.

Теоретическая
модель власти:

  • субъект
    – носитель властных полномочий: кто
    осуществляет государственную власть:
    государство и его органы;

  • объект
    – люди;

Субъект
и объект чётко разделены. Это одна из
особенностей
государственной власти
.
Они разделены даже при демократических
режимах.

  • властеотношения
    – навязывание воли властвующего
    субъекта воле подвластного. деятельность
    властвующих Суть властеотношений:
    неравенство субъекта и объекта. При
    демократических режимах субъект и
    объект могут совпадать. Несовпадение
    имеет место при тоталитарных режимах.
    Существует мягкое подчинение – косвенные
    методы воздействия (например: в экономике
    – система норм бюджетного финансирования).
    Жесткое регулирование (прямое воздействие)
    — тоталитарный режим: государство само
    регулирует при помощи принудительных
    методов (например, вмешивается в сферу
    личных отношений граждан).

  • формы
    и методы осуществления власти;

  • социальные
    нормы, регламентирующие осуществление
    государственной власти.

Особенностью
государственной власти является то,
что ее субъект и объект обычно не
совпадают, властвующий и подвластные
чаще всего отчетливо разделены.

Идеальное
государство ориентируется на методы
убеждения, когда подвластный сам
оценивает ситуацию.

  • Деятельность
    подвластвующих необходимый элемент
    властвования. И насколько активна
    позиция властвующего, настолько будет
    порядок в общественных отношениях.

  • Формы
    и методы – в зависимости от режима.

Свойства
государственной власти:

  1. Принудительность.
    Хотя этот признак характерен и для
    социальной власти. Но для государственной
    власти силой, на которой она базируется,
    является государство: никакая др

  2. характером
    государственной власти и распространяется
    на всех членов общества, ориентирована
    на общезначимые интересы (выполняет
    такие задачи, без которых невозможно
    существовать).

  3. Суверенна
    – свойство государственной власти, в
    силу которого она выступает независимой
    правовой властью.

  4. Независимость
    вовне.
    Независимость проявляется в том, что
    государственная власть самостоятельна
    в осуществлении своих функций и
    полновластии. То есть, государственная
    власть правомочна по своему усмотрению
    создавать те или иные органы для
    осуществления своих функций.

  5. Верховенство
    внутри страны.
    Эта власть служит основой деятельности
    всех органов государства, так как
    каждый орган наделён государственно-властными
    полномочиями, то есть выше государственной
    власти быть ничего не может. Только
    веления государственной власти
    общеобязательны для всех граждан,
    органов, организаций и т.д.

  6. Универсальна

    распространяется на всю территорию
    страны.

  7. Обладает
    юридической
    сущностью.
    Властвование осуществляется в силу
    своего права (государство само творить
    право). Так как обладает исключительным
    правом на издание общеобязательных
    правил поведения – юридических норм.

  8. Во
    времени и в пространстве
    государственная власть действует
    постоянно и непрерывно.

  9. Легитимность.
    Это юридическое обоснованность и
    признание государственной власти. Это
    должно иметь юридическое обоснование:
    это легализация государственной
    власти, т.е. установление, признание,
    поддержка данной власти законом
    (правовая основа). Но существуют ситуации
    когда юридическое обоснование есть,
    но нет поддержки ( не легитимна).
    Легитимная власть должна быть
    ориентирована на общечеловеческие
    ценности, которые являются критерием
    легитимности государственной власти.

Государственная
власть реализуется
через государственное управление

– целенаправленное воздействие
государства, его органов на общество в
целом, те или иные его сферы (экономическую,
социальную, духовную) на основе познанных
объективных законов для выполнения
стоящих перед обществом задач и функций.

Еще
одна важнейшая особенность
государственной власти состоит в том,
что она проявляется в деятельности
государственных органов и учреждений,
образующих механизм (аппарат) этой
власти. Властвующий субъект не передает
органам государства свою власть, а
наделяет их властными полномочиями.

Государственная
власть может быть слабой или сильной,
но, лишенная
организованной силы, она теряет качество
государственной власти,

так как становится неспособной провести
волю властвующего субъекта в жизнь,
обеспечить законность и правопорядок
в обществе. Предметно материальные
источники силы — вооруженные организации
людей или силовые учреждения (милиция,
армия, органы госбезопасности и т.д.).
Организованная сила обеспечивает
государственной власти принудительную
способность, является ее гарантом.

Т.о.,
государственная
власть

есть концентированное выражение воли
и силы, мощи государства, воплощенное
в государственных органах и учреждениях.
Она обеспечивает стабильность и порядок
в обществе, защищает его граждан от
внутренних и внешних посягательств
путем использования различных методов,
в том числе государственного принуждения
и военной силы.

Основные
свойства государственной власти:

  1. призвана
    умерять социальные столкновения между
    различными социальными группами в
    границах порядка;

  2. осуществляет
    поиск компромиссов для снятия социального
    напряжения в обществе;

  3. способ
    управления людьми;

  4. обеспечение
    власти экономически господствующего
    класса;

  5. фактор
    организованности и порядка в обществе.

Структура:

  1. элементы,
    характеризующие взаимосвязь госвласти
    с обществом:

  • экономически
    обусловленная воля
    общества,
    которая связывает интересы государства
    с общественными интересами. Воля есть
    выражение общественно значимого
    интереса (субъективный характер).
    Государственная власть основана на
    волевых побуждениях людей. В государстве
    власть служит представительницей
    высшей воли, которая подчиняет частную
    и этим достигается цель государственно-властного
    управления.

  • сила,
    которая превращает волю в реальный и
    действующий фактор общественного
    бытия.

  1. институциональные
    элементы:

  • госорганы
    и учреждения,

  • правовые
    нормы.

Всякий
социальный организм характеризуется
своей социальной симметричностью, т.е.
существуют индивидуальные интересы и
воля, общественные, корпоративные
интересы и воля. Воля отдельных лиц
может противоречить , могут возникать
противоречия с общественным интересом.
Эти разногласия, противоречия должны
быть урегулированы властью. Должна быть
установлена единая воля, всё должно
быть сведено к единому знаменателю. То
есть воля должна быть направлена на
общее благо.

Но
воля не может быть без силы.
Без неё
нельзя достичь цель. Сила означает, что
у государственной власти есть способность
воздействовать и влиять. Должна
генерировать добро. Силу власти придаёт
её авторитет. Сильная власть имеет
широкую социальную власть и находит
поддержку у населения.

Лекции:
Власть –
это такой социальный институт, возникший
вместе со становлением человеческого
общества. Воля
– социальный
институт, с помощью которого общество
смогло себя организовать для осуществления
совместной деятельности. Власть –
функция любого коллектива формального
или неформального для его организации
и налаживания совместной деятельности,
т.е. власть, порождается коллективом.
Она возникла только потому, что обществу
необходимо было достичь общих интересов,
организуя свое существование и совместную
деятельность. Власть обладает способностью
модифицировать, определять поведение
членов коллектива, направлять его в
определенное русло. Следовательно,
власть является общесоциальным
институтом, но проявляется в различных
группах по-разному. Население, проживающее
на определенной территории, порождает
государственную власть. Существуют и
другие виды власти: семейная, корпоративная
(политическая, религиозная).

Государственная
власть является разновидностью и
социальной и политической одновременно.

Государственная
власть – демократически-централизованное,
воплощенное в государственно-правовых
институтах суверенная воля и сила
общества, выступающая как стабилизирующий
фактор жизни общества.

Любая
государственная власть представляет
собой единство
воли и силы:

  1. Воля
    показывает связь государства с интересами
    общества (с интегрированными интересами
    общества).

  2. Сила
    подчеркивает, что государственная
    власть должна быть реальной, решения
    власти должны быть реально осуществимы.
    Воля, не подкрепленная силой государственной
    власти не осуществима, не реальна. Сила
    государства может опираться на авторитет,
    на силу принуждения и убеждения. Как
    только сила отрывается от интересов,
    она приобретает по отношению к обществу
    разрушительный характер.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник