Какое определение предпринимателя содержится в законодательстве рф

Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

1) субъекты малого и среднего предпринимательства — хозяйствующие субъекты (юридические лица и индивидуальные предприниматели), отнесенные в соответствии с условиями, установленными настоящим Федеральным законом, к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям, и средним предприятиям, сведения о которых внесены в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства;

(в ред. Федерального закона от 03.08.2018 N 313-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2) — 4) утратили силу. — Федеральный закон от 29.06.2015 N 156-ФЗ;

(см. текст в предыдущей редакции)

5) поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства (далее также — поддержка) — деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляемая в целях развития малого и среднего предпринимательства в соответствии с государственными программами (подпрограммами) Российской Федерации, государственными программами (подпрограммами) субъектов Российской Федерации и муниципальными программами (подпрограммами), содержащими мероприятия, направленные на развитие малого и среднего предпринимательства (далее — государственные программы (подпрограммы) Российской Федерации, государственные программы (подпрограммы) субъектов Российской Федерации, муниципальные программы (подпрограммы), а также деятельность акционерного общества «Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства», осуществляемая в соответствии с настоящим Федеральным законом, в качестве института развития в сфере малого и среднего предпринимательства (далее также — корпорация развития малого и среднего предпринимательства), его дочерних обществ и деятельность акционерного общества «Российский экспортный центр» (далее — Российский экспортный центр) по поддержке экспортной деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляемая в соответствии с настоящим Федеральным законом и Федеральным законом от 8 декабря 2003 года N 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности», его дочерних обществ;

(см. текст в предыдущей редакции)

6) финансовая организация — профессиональный участник рынка ценных бумаг, клиринговая организация, управляющая компания инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда и негосударственного пенсионного фонда, специализированный депозитарий инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда и негосударственного пенсионного фонда, акционерный инвестиционный фонд, кредитная организация, страховая организация, негосударственный пенсионный фонд, организатор торговли, кредитный потребительский кооператив, микрофинансовая организация.

(п. 6 введен Федеральным законом от 03.07.2016 N 265-ФЗ)

7) социальное предпринимательство — предпринимательская деятельность, направленная на достижение общественно полезных целей, способствующая решению социальных проблем граждан и общества и осуществляемая в соответствии с условиями, предусмотренными частью 1 статьи 24.1 настоящего Федерального закона;

(п. 7 введен Федеральным законом от 26.07.2019 N 245-ФЗ)

8) социальное предприятие — субъект малого или среднего предпринимательства, осуществляющий деятельность в сфере социального предпринимательства;

(п. 8 введен Федеральным законом от 26.07.2019 N 245-ФЗ)

9) национальная гарантийная система поддержки малого и среднего предпринимательства (далее — национальная гарантийная система) — система взаимодействующих организаций, осуществляющих деятельность в целях обеспечения доступа субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, к кредитным и иным финансовым ресурсам, состоящая из участников национальной гарантийной системы, к которым относятся корпорация развития малого и среднего предпринимательства, акционерное общество «Российский банк поддержки малого и среднего предпринимательства», а также фонды содействия кредитованию (гарантийные фонды, фонды поручительств) (далее — региональные гарантийные организации), соответствующие требованиям к региональным гарантийным организациям и их деятельности, установленным настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

(п. 9 введен Федеральным законом от 01.04.2020 N 83-ФЗ)

Открыть полный текст документа

Источник

Особенности предпринимательской деятельности

Право РФ дает легальное определение предпринимательству в Гражданском кодексе.

Определение 1

Предпринимательская деятельность – это самостоятельная деятельность лица (как юридического, так и физического). Она ведется в гражданском обороте, осуществляется от собственного имени, на свой риск и под собственную ответственность имущественного характера. Лицо должно направлять эту деятельность на систематическое получение прибыли.

Предприниматель способен получать прибыль при осуществлении нескольких действий:

  • пользование имуществом,
  • продажа изделий, которые могут быть выпущены, переработаны или приобретены для реализации,
  • выполнение определенной работы,
  • оказание услуг.

К деятельности предпринимателя нельзя отнести ремесло, адвокатскую деятельность, частную деятельность нотариуса, услуги по агроэкотуризму, деятельность лица по использованию своих ценных бумаг, банковского счета как платежа или сохранение денежных средств, разовую продажу физическим лицом на торговых площадках (рынок), где можно осуществлять торговлю в соответствии с законом.

Признаки предпринимательства

Для предпринимательства характерны общие (самостоятельность и риск) и специфические признаки предпринимательской деятельности (направленность, возможность систематически получать прибыль, необходимость государственной регистрации).

В целом деятельность предпринимателя носит самостоятельный характер, то есть лицо ведет ее в своих интересах. Если деятельность не может являться самостоятельной, то ее не относят к этой категории.

Пример 1

Не является предпринимательской деятельностью работа определенного учреждения, поскольку кроме своей основной деятельности, оно ведет предпринимательскую только для достижения цели своего создания. Это можно объяснить тем, что собственник создает учреждение для определенной социальной, управленческой или культурной цели, которая не всегда способна приносить доход.

Читайте также:  Запомни слово витамин узнай в интернете какие витамины содержатся в лимоне

Любая страна осуществляет правовое регулирование предпринимательской деятельности. Она организуется лицом по своему усмотрению, при этом необходим контроль государства. Конституция и Гражданский кодекс гарантируют право осуществления предпринимательской деятельности, которая не запрещена законом. Также законодательство регулирует и вопрос о том, что нерегламентированное государственное вмешательство в деятельность предпринимателей не допустимо.

Предприниматели вправе обращаться в хозяйственные суды или в суды общей юрисдикции, подавая заявление о признании недействительными ненормативных актов органов государства или органов местного самоуправления. Это же предусмотрено и для нормативных актов, которые не соответствуют закону (правовым актам) и нарушают права и охраняемые законодательством интересы предпринимателей.

Еще одна особенность предпринимательства заключается в наличии риска. На самом деле свобода деятельности всегда характеризуется наличием риска, включая последствия определенных действий или их отсутствия. Если рассматривать безрисковую деятельность, то ее не всегда можно отнести к сектору предпринимательства.

Пример 2

Работа государственных и прочих учреждений не относится к предпринимательской деятельности. Это обусловлено тем, что в случае недостаточного количества средств у учреждений субсидиарная ответственность по долгам ложится на собственника соответствующего имущества.

Деятельность предпринимателя всегда в основе имеет направленность на получение прибыли, но по различным причинам этот результат не всегда можно достичь. Здесь можно говорить о коммерческом риске в виде нормального явления рынка, которое относится к наступлению неблагоприятных последствий для предпринимателей. Причины подобных неблагоприятных последствий могут быть как субъективными, так и объективными.

Если причины объективны, то они не зависят от предпринимателя и прочих лиц (стихийное бедствие и прочие чрезвычайные и непредотвратимые при данных условиях обстоятельства). Объективные причины должны приниматься предпринимателями к учету заранее для того, чтобы была возможность принимать необходимые меры для устранения или уменьшения своих возможных потерь. Одним из примеров может быть страхование, наряду с которым помимо страхования от коммерческого риска существует возможность самострахования с помощью формирования за счет части собственной прибыли резервных (страховых) фондов, необходимых для покрытия любых непредвиденных расходов.

Субъективные причины возникновения неблагоприятных последствий включают неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств предпринимателями или их контрагентами по договорам. Здесь возникает предпринимательская ответственность или ответственность контрагента, которая выражается в неблагоприятных имущественных последствиях для определенных лиц и обусловлено правонарушениями с их стороны.

Предприниматели должны нести ответственность в том случае, когда не смогут доказать, что надлежащее исполнение обязательства невозможно по причине непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых в определенных условиях обстоятельств (военные действия, стихийное бедствие и др.). Вина представляет собой необходимое условие ответственности предпринимателей в случае, когда прямо предусматривает закон или договор.

Замечание 1

Предпринимательскую деятельность должна характеризовать систематичность в получении прибыли. Здесь речь идет об основной цели работы предпринимателя. Если получение прибыли не является основной целью работы, то лицо не рассматривается в качестве предпринимателя, при этом его деятельность нельзя считать предпринимательской.

В современных условиях в качестве цели предпринимательства выступает не только выпуск продукции (работ, услуг), который сам собой разумеется как средство достижения целей предпринимателя, а само извлечение прибыли. Действующее законодательство легализовало цель предпринимательства в виде систематического профессионального извлечения прибыли.

В составе предпринимательской деятельности каждую отдельную сделку можно считать важным звеном целого плана предпринимателей, который формируется для того, чтобы получить конечный результат в виде прибыли.

В итоге для предпринимателя важна не сфера деятельности, включая торговую, посредническую, строительную, транспортную, страховую, банковскую, инвестиционную и др. Основу для предпринимателя представляет конечная цель, а именно систематическое получение прибыли. В этом ключе деятельность в любой экономической сфере можно считать предпринимательской, так как она концентрируется на извлечении прибыли в виде разницы между ценой покупки и ценой продажи. И чем больше прибыли планируется получить в той или иной сфере деятельности, тем большим вниманием со стороны предпринимателей она будет пользоваться.

Предпринимательство – это деятельность, которая ведется лицами, прошедшими регистрацию в качестве предпринимателей. Осуществление подобной деятельности без регистрации запрещено. Доходы, получаемые в процессе предпринимательской деятельности, подлежат взысканию в доход государства в установленном порядке.

Что касается государственной регистрации, а в определенных случаях и лицензирования предпринимательства, то она необходима для осуществления контроля со стороны общества в случаях, которые указывает законодательство.

Вывод

После рассмотрения признаков предпринимательской деятельности, можно сделать вывод о том, что существует определенное соотношение между хозяйственной и предпринимательской деятельностью. То, что включено в содержание предпринимательской деятельности, характерно и для любой хозяйственной деятельности. Тем не менее, предпринимательство отличается несколькими характерными признаками, что позволяет рассматривать ее как более узкое понятие, чем хозяйственную деятельность.

Читайте также:  Какие минеральные вещества содержатся у семян

Формы предпринимательской деятельности и их государственное регулирование

Правовую форму осуществления предпринимательской деятельности считают внешним выражением, которое зафиксировано законом, положением субъекта, которое ведет эту деятельность, порядок формирования и использования имущества и ответственности в хозяйстве.

Это понятие состоит из нескольких элементов:

  • статус самого субъекта, сообщение об этом государственным органам;
  • имущественные отношения по поводу создания базы для предпринимательства, по поводу распределения его результатов;
  • ответственность в пределах выбранной формы и вовне (перед контрагентами и потребителями).

Принято различать несколько форм предпринимательской деятельности:

  1. без образования юридического лица (индивидуальные предприниматели);
  2. с образованием юридического лица (хозяйственные товарищества, как полные, так и коммандитные; хозяйственные общества, с ограниченной ответственностью, дополнительной ответственностью, акционерные общества открытого и закрытого типа, унитарные предприятия, производственные кооперативы и крестьянские, фермерские хозяйства).

Регулирование предпринимательской деятельности государством представляет собой целенаправленную деятельность определенных законодательных и иных органов. Они с помощью системы различных форм, методов способны обеспечивать достижение поставленных целей и решать важные экономические, социальные и другие задачи в процессе регламентации хозяйственных отношений.

Функции государства в сфере регулирования предпринимательства включают:

  1. Защиту экономического правопорядка.
  2. Формирование хозяйственных целей, включая сроки их достижения.
  3. Распределение и перераспределение с помощью бюджета доходов между отраслями и регионами.
  4. Стимулирование с помощью субсидий и дотаций обеспечения развития организаций, отраслей в заданном направлении.
  5. Контроль хозяйственного законодательства.

Важнейшими формами государственного регулирования являются:

  1. Планирование в виде организационной деятельности компетентных органов государства в области выбора и постановки целей, определения приоритетов, выработки мероприятий.
  2. Прогнозирование в качестве подготовки прогнозов о возможном экономическом состоянии, путях развития экономики.
  3. Денежная политика, включая налоги, цены, кредиты.
  4. Антимонопольное регулирование, которое концентрируется на защите основ рынка, проявляясь в формировании рыночных условий для конкуренции.

Способами регулирования предпринимательской деятельности со стороны государства могут являться:

  1. Административно-распорядительные, имеющие в основе авторитет государственной власти. Включают запрещающие, разрешающие и предупреждающие мероприятия.
  2. Экономические меры, реализация которых происходит через экономические регуляторы, включая цену, налоги, финансовые средства (льготы, кредиты, бюджетные инвестиции).

Источник

Правовое определение предпринимательской деятельности даёт ст. 2 ГК РФ. Это систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в качестве предпринимателей в установленном законом порядке.

Единственным нормативным актом, который определяет понимание прибыли является ст. 247 НК РФ, трактующая её в качестве доходов, уменьшенных на величину произведенных расходов, которые определяются в соответствии главой 25, содержащей статьи о налог на прибыль. Право получать прибыль имеют все участники гражданско-правового оборота, зарегистрированные в качестве субъектов коммерческой деятельности. Если при этом юридическое лицо не образуется, то право устанавливается правилами ст. 23 ГК РФ.

Правовая сущность предпринимательства граждан

Их суть сводится к тому, что все правила, применяемые к юридическим лицам, актуальны и для индивидуальных предпринимателей, но с учетом их специфики. В частности, ИП могут заниматься только отдельными видами деятельности, а закон может устанавливать специальные для того условия. Однако предпринимателем лицо всё равно становится только тогда, когда соблюдены два основных — оно регулярно получает прибыль и при этом прошло процедуру государственной регистрации.

Юридически гражданин, занимающийся предпринимательством без образования юрлица с нарушением требований п. 1 ст. 23 ГК РФ, не может ссылаться в отношении заключенных им при этом сделок на то, что он не является предпринимателем. Суд обладает возможностью применить к таким сделкам все правила ГК РФ и других кодексов об обязательствах, связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

Регистрация ИП проводится на основании тех же правил, что и регистрация юридических лиц, которые отражены в ст. 1 ФЗ от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». В настоящий момент он действует в редакции от 27.12.2018 года.

Сущность принципиального подхода к регистрации в этом законе не изменилась. Это государственный акт, который сводится к постановке на учет в налоговых органах. Он относится к числу правообразующих, что выражается в появлении у гражданина ответственности. Ещё одним признаком является публичность. С момента регистрации в налоговых органах гражданин попадает в ЕГРИП, сведения из которого доступны всем желающим.

Основная проблема правового регулирования частного предпринимательства граждан

Не только в области регистрации, но и в дальнейшей практике ИП максимально приближены к юридическим лицам, а их деятельность не регламентирована какой-то собственной системой норм. На ИП распространяются практические все те, что имеют отношение к коммерческим организациям, а условия для этого создаёт правило п. 3 ст. 23 ГК РФ.

Законодательство РФ, в части правового регулирования предпринимательской деятельности граждан, стало единым для слишком большого количества видов и типов тех, кто относится к субъектам коммерческой деятельности. Одинаковые нормы права применяются для концернов с многомиллионными оборотами, владельцев магазинов, заводов и по отношению к рабочим, которые не имеют даже средств производства, но владеют лишь инструментом, нужным им для осуществления профессиональной деятельности.

Читайте также:  В каком органоиде клетки содержится хлорофилл

Однако остаётся спорным, что к индивидуальным частным предпринимателям можно относиться так же, как к коммерческим организациям. Причина невозможности полноценного приравнивания как раз в том, что у юридических лиц нет личности, а людей — есть. При прочих равных условиях директор и другие руководители коммерческой организации несут ответственность лишь в пределах уставного капитала, активов юридического лица, а индивидуальный предприниматель — своим личным имуществом, что уже говорит о том, что относиться к ИП так же, как и к организации невозможно.

Слишком высокие риски становится основной причиной для того, чтобы граждане РФ не спешили с регистрацией предпринимательской деятельности. Кто-то вообще, а кто-то именно в качестве ИП. Не опасающиеся вести бухгалтерскую отчётность и имеющие некоторые познания в области юриспруденции лица выбирают регистрацию ООО с одним учредителем. Остальные же просто обходятся без всякой.

Если доход гражданина низкий, он не имеет наёмных работников, не нуждается в торговой точке, то это чаще всего остаётся незамеченным. Все те случаи, когда не имеют регистрации обычные трудящиеся граждане, невозможно однозначно отнести к тем, что представляют собой незарегистрированную предпринимательскую деятельность. Если человек работает по скрытому найму, и это никак не отражено в документации, то в таком случае больше признаков уклонения от налогообложения работодателя, чем незарегистрированной предпринимательской деятельности работника.

Существенно снижает правовую и экономическую защищённость граждан то, что в РФ нет не облагаемого налогом минимального дохода, про который упрямо «забывает» отечественный законодатель. Это уровень, который определён практически во всех странах мира, где правительство с уважением относится к своему народу.

К примеру, в Китае он составляет 750 долларов США. Такой размер был введён летом 2018 года Всекитайским собранием народных представителей. До этого освобождались от уплаты подоходного налога лица, зарабатывающие менее 600 долларов США.

В Эстонии, например, с 1 января 2018 применяется ко всем доходам единый не облагаемый налогом доход по ставке до 6000 евро в год или до 500 евро в месяц.

В России налогом облагается любой доход, даже если он меньше уровня МРОТ.

Законодатель же занят порождением сомнительных инициатив, которые пока внедряются на экспериментальном уровне. Это ФЗ от 27.11.2018 № 422-ФЗ «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима «Налог на профессиональный доход» в городе федерального значения Москве, в Московской и Калужской областях, а также в Республике Татарстан (Татарстан)». Ставки — 4%, если реализация осуществляется физлицам, и 6%, если реализация осуществляется ИП и ЮЛ. Правда, этот вид в НК РФ имеет наименование «плательщики налога на профессиональный доход». В свете последних инициатив они получили название «самозанятые граждане».

В ходе проведения эксперимента по установлению для такой категории особого налогового режима их число несколько выросло. Плательщиками налога на профессиональный доход в России зарегистрировались примерно 114 тысяч человек. Об этом сообщил глава ФНС Михаил Мишустин на заседании Общественного совета при ФНС в июне 2019 года.

Виды регистрации граждан, получающих доход своими силами

Таким образом, в России существует три вида решения проблемы получения дохода гражданами.

  • Регистрация ИП, которая создаёт довольно высокие риски, поскольку для правового регулирования деятельности ИП используются те же правила, что актуальны для любых субъектов коммерческой деятельности.
  • Регистрация ООО с одним учредителем. Несмотря на то, что формально это выходит за пределы применения ст. 23 ГК РФ, в сущности — такое же индивидуальное предпринимательство по факту. Лишь иллюзия то, что ИП нужно оформлять меньше бумаг. Всё зависит от выбранной системы налогообложения. В некоторых случаях ИП придётся оформлять даже больше документов, чем ООО с одним учредителем.
  • Регистрация деятельности в качестве плательщика дохода на профессиональный доход. В перспективе это может стать точно таким же ИП, поскольку нет ни одного нормативного акта, который подтверждал бы, что низкие налоговые ставки введены на постоянной основе. Всё это более напоминает реализацию проекта вывода из тени тех, кто получает деньги, но про это не знают в ФНС.

Существует и четвёртый вариант, который не предусматривает никакой регистрации. Его и использует большая часть граждан, не имеющих официального трудоустройства. Точное их число неизвестно. По данным Росстата, в апреле 2015 года таких было не менее 4,4 млн. человек. Разумеется, эта цифра крайне далека от реальности. В действительности это не менее 40 млн. граждан, которые заняты в самых разных сферах, в том числе и так называемой теневой занятости.

Позиция высших судов

Источник