Какое оборудование используют для изменения химических свойств продукта

Эффективность промышленного производства пищевых продуктов и кормов, их питательная ценность в значительной степени связана с точным знанием химического состава и свойств. Химические превращения происходят в зерне во время его созревания, хранения, прорастания и порчи, а также при переработке зерна на мукомольных и крупяных заводах, изготовлении хлеба, макарон и других изделий. Знание химического состава позволяет оценить питательную ценность продуктов и, если необходимо, ее скорректировать использованием различных биологически активных веществ, что представля­ет исключительную важность с точки зрения сбалансированного рациональ­ного питания человека и животных.

Широко известны базовые системы и классические методы определения основных химических веществ в зерне (сырье) и продуктах: протеин/белок, жир, клетчатка. Это стандартизированные методы Къельдаля, Сокслета, Веенде. Однако химические анализы, проводимые на этих системах, занимают зна­чительное время, требуют применения дорогостоящих и вредных для здоровья реактивов.

В связи с нехваткой квалифицированных кадров и хорошо оборудованных лабораторий на предприятиях в широкую аналитическую практику внедряет­ся метод, основанный на измерении спектра испытуемого образца в ближней инфракрасной области, так называемая БИК-спектроскопия. Метод БИК-спектроскопии позволяет точно определять спектр, а значит химический состав и свойства образца, проводить одновременное определение содержания про­теина, влаги, жира, клетчатки, золы и других составляющих образца.

Метод БИК-спектроскопии реализован в приборах, называемых ИК-анализаторами.

В БИК-спектроскопии существует два основных способа измерения: изме­рение спектра отражения света от поверхности образца и измерение спектра поглощения образцом. К ближней инфракрасной области относят диапазон спектра от 750 до 2500 нм. Длинноволновая часть ближней инфракрасной об­ласти (1100-2500 нм) обычно используется для измерения отражения, а корот­коволновая (800-1100 нм) — для измерения поглощения. Каждый из этих способов имеет свои достоинства и недостатки. Основное преимущество измерения способом поглощения заключается в том, что анализ не требует специаль­ной пробоподготовки образца — тонкого измельчения. Спектр отражения в большой степени зависит от однородности частиц образца по размерам, т.е. требуется его предварительный размол.

Коротковолновая часть ближней инфракрасной области спектра более удобна и в чисто техническом отношении. В качестве источников излучения света здесь можно использовать инфракрасные светодиоды, срок работы которых исчисляется десятками лет по сравнению с традиционными галогенными лампами. Светодиоды имеют очень малые размеры и могут быть скомпонованы в небольшой матрице, что обеспечивает небольшие размеры оптической части прибора. Это позволяет конструировать компактные переносные ИК- анализаторы на батарейном питании. В коротковолновой части ближней инф­ракрасной области могут использоваться более дешевая волоконная оптика и с. тинные световоды. Используемая область спектра безопасна как для опера-рэра, так и для анализируемой пробы.

Метод БИК-спектроскопии позволяет проводить анализы в автоматическомм режиме с достаточно высокой степенью точности, без использования каких-либо реактивов и расходных материалов, в производственных условиях даже малоквалифицированным персоналом.

Системы определения азота/протеина. В основу большинства из них положен метод сжигания. Образец после предварительной обработки сжигается в специальной камере в чистом кислороде, после чего анализируются полученные газы на наличие азота.

Системы приборов для определения жира используются для быстрой и безопасной экстракции растворимых жиров из пищевых, кормовых и других продуктов. Метод основан на извлечении сырого жира из продукта растворителем, последующем удалении растворителя, высушивании и взвешивании извлеченного жира. Эти системы можно использовать для выделения жирорастворимых витаминов (А, Д, Е).

Для определения сахара, крахмала и клетчатки в лабораторных условиях используются рефрактометры и поляриметры.

Рефрактометр предназначен для не­посредственного измерения показателя преломления жидких и твердых веществ, их средней дисперсии и для определения концентрации растворов.

Рефрактометр применяется в хими­ко-аналитических лабораториях производственных предприятий и научно-ис­следовательских институтов различных областей народного хозяйства.

Работа рефрактометра основана на методе определения показателя преломления исследуемого вещества по оп­ределенному углу преломления или пол­ного внутреннего отражения.

Поляриметр предназначен для измерения угла вращения плоскости поляризации светового луча активными прозрачными жид костями и однородными растворами (например, растворами сахара и крахмала). По изменению угла вращения плоскости поляризации можно судить о концентрации оптически активных веществ в растворе.

Применяется в лабораториях комбикормовой, хлебопекарной и кондитерской промышленности.

Муфельные печи используются для определения минеральных веществ. Муфельная печь включает камеру обжига, состоящую из теплоизоляторов и керамического муфеля, в пазы которого уложены специальные нагреватели, а также дверцы. На камеру обжига надет кожух, закрывающий внутренние элементы печи. Температура в рабочей камере достигает 1150 оС. Часто муфельные печи оборудуются конвективной вытяжкой продуктов сжигания.

ИК — анализаторы позволяют на основе точного измерения спектра образ­ца рассчитывать содержание протеина, влаги, жира, клетчатки, золы и дру­гих химических веществ одновременно.

ИК — спектроскопия относится к так называемым вторичным аналитическим методам. Это означает, что прежде чем проводить анализ по этому ме­тоду необходимо рассчитать коэффициенты, связывающие состав и свой­ства образца с его спектром. Процедуру определения таких коэффициентов и набор полученных значений называют калибровкой ИК — анализатора. Для калибровки необходимо иметь спектры и данные о составе представительного количества образцов (калибровочных образцов). Поскольку независимые данные о составе можно получить только путем химического анализа, калибров­ка ИК — анализатора представляет собой сложную и трудоемкую процедуру. Следовательно, точность анализа напрямую связана с характеристиками самого прибора и проведенной калибровкой.

Вне зависимости от применяемого способа измерения инфракрасные ана­лизаторы — ИК-анализаторы — включают обычно следующие основные блоки:

— источник излучения

— спектральный селектор (набор светофильтров, монохроматор или ин­терферометр)

— кювету для образца

— приемник излучения (фотоприемник)

— усилитель первичного сигнала

— аналого-цифровой преобразователь

— встроенный микропроцессор

— дисплей, печатающее устройство для выдачи результатов анализа. Процесс инфракрасного анализа обычно сводится к заполнению кюветы

исследуемым материалом, установке ее в измерительную камеру прибора и получению результата в окончательном цифровом виде в требуемых едини­цах измерения. При этом одновременно может быть установлено содержание целого ряда компонентов или свойств исследуемого объекта, на определение которых предварительно отградуирован прибор.

Существующие ИК — анализаторы могут быть использованы как в составе стационарной или передвижной лаборатории, так и в полевых условиях.

Конструкции ИК — анализаторов различны, они в значительной степени определяют их стоимость и аналитические возможности.

Источник

Îáîðóäîâàíèå äëÿ õèìè÷åñêîé ïðîìûøëåííîñòè, ïðîèçâîäñòâî õèìèêàòîâ ìîæíî ïîñòàâèòü ïî âàæíîñòè íà îäíîì ìåñòå ñ ìàøèíîñòðîåíèåì. Ðàçâèòèå äàííîé ïðîìûøëåííîñòè îïðåäåëÿåò óðîâåíü ÍÒÏ ñòðàíû. Îíà ÿâëÿåòñÿ íåçàìåíèìîé äëÿ íàðîäíîãî õîçÿéñòâà, ïîòîìó êàê äà¸ò åìó âñå íåîáõîäèìûå õèìè÷åñêèå òåõíîëîãèè.

Íóæíî îòìåòèòü, ÷òî õèìè÷åñêàÿ ïðîìûøëåííîñòü îáåñïå÷èâàåò ëþäåé òîâàðàìè îáùåãî ïîëüçîâàíèÿ. Äîñòèæåíèÿ â ýòîé îáëàñòè øèðîêî ïðåäñòàâëåíû íà âûñòàâêå.

Õèìè÷åñêàÿ îòðàñëü îäíà èç ãëàâíûõ â òÿæ¸ëîé èíäóñòðèè. Îíà êëþ÷ ê ðàçâèòèþ ñèë ïðîèçâîäñòâà, äâèæóùèé ôàêòîð â óäîâëåòâîðåíèè æèçíåííûõ íóæä ëþäåé.

Íîâîå îáîðóäîâàíèå äëÿ õèìè÷åñêîé ïðîìûøëåííîñòè, åãî ïðîèçâîäñòâî ïîìîãàåò ðåøèòü ïðîáëåìû ýêîíîìè÷åñêîãî è òåõíè÷åñêîãî õàðàêòåðà. Õèìè÷åñêàÿ èíäóñòðèÿ èçãîòàâëèâàåò íåñêîëüêî òûñÿ÷ ðàçíîîáðàçíûõ âèäîâ òîâàðîâ è óñòóïàåò â ýòîì ëèøü ìàøèíîñòðîåíèþ.

Ïðè÷èíà áîëüøîé çíà÷èìîñòè õèìè÷åñêîé èíäóñòðèè:

  1. óâåëè÷åíèå èçãîòîâëåíèÿ ïîëåçíûõ ïðîìûøëåííûõ òîâàðîâ;
  2. äîðîãîå è ðåäêîå ñûðü¸ ïðåäñòàâëÿåòñÿ âîçìîæíûì çàìåíèòü íà áîëåå äåø¸âîå è ðàñïðîñòðàí¸ííîå;
  3. îòõîäû îò ïðîèçâîäñòâ ÷åãî-ëèáî ìîæíî âçÿòü è óíè÷òîæèòü, òåì ñàìûì äåëàÿ ÷èùå îêðóæàþùóþ ñðåäó;
  4. ñòàëî âîçìîæíûì ãðóïïîâîå èñïîëüçîâàíèå ñûðüÿ.

Íà îñíîâàíèè ÷åòâ¸ðòîãî è ïÿòîãî ïóíêòîâ õèìè÷åñêàÿ èíäóñòðèÿ ñòðîèò ñëîæíóþ ñèñòåìó ñâÿçåé ñ äðóãèìè îòðàñëÿìè ïðîèçâîäñòâà. Òàêæå îíà ñî÷åòàåòñÿ ñ ïåðåðàáîòêîé íåôòè, ëåñíîé ïðîìûøëåííîñòüþ. Òàêèå êîìáèíàöèè ïîðîæäàþò íîâûå êîìïëåêñû.

Ïî óðîâíþ ðàçâèòèÿ õèìèíäóñòðèè ìîæíî ñêàçàòü îá òîì, íàñêîëüêî ðàçâèòà ñòðàíà â öåëîì, ïîñêîëüêó îíè äðóã ñ äðóãîì òåñíî ñâÿçàíû. Ýòî êàñàåòñÿ è Ðîññèéñêîé Ôåäåðàöèè – íàèáîëåå êðóïíîãî ïîñòàâùèêà óãëåâîäîðîäîâ ïî ìíîãèì ñòðàíàì Åâðîïû.

À êàê èçâåñòíî, óãëåâîäîðîä – î÷åíü âàæíîå ñûðü¸ äëÿ íåôòåõèìèè è õèìèè. Ýêñïîðò ñîçäàííûõ èç ñûðüÿ òîâàðîâ èìååò áîëåå âûñîêóþ ñòîèìîñòü. Ñòîèò îòìåòèòü, ÷òî åñëè òàêèå ïåðåäåëî÷íûå ïðîèçâîäñòâà åñòü â íàëè÷èè, òî è ñòðàíà áóäåò ìåíüøå íóæäàòüñÿ â ïîñòàâêàõ èç-çà ãðàíèöû.

Ïðèìåíåíèå îáîðóäîâàíèÿ äëÿ õèìè÷åñêîé ïðîìûøëåííîñòè â ïðîèçâîäñòâå

 õèìè÷åñêîé èíäóñòðèè ÿäðîì ïðîèçâîäñòâåííîãî ïðîöåññà ÿâëÿåòñÿ ïðåîáðàçîâàíèå ìîëåêóëÿðíîé ñòðóêòóðû âåùåñòâà.

Ïîëó÷àåìóþ îòñþäà ïðîäóêöèþ ìîæíî ðàçäåëèòü íà 2 êàòåãîðèè:

  1. ïðåäìåòû äëÿ ïðîèçâîäñòâà;
  2. ïðåäìåòû äëÿ äîëãîãî è êðàòêîâðåìåííîãî èñïîëüçîâàíèÿ.

Äîñòèæåíèÿ â ýòîé îáëàñòè ìîæíî óâèäåòü íà âûñòàâî÷íûõ ýêñïîçèöèÿõ, ñòåíäàõ. Âî âñåõ ñôåðàõ íàðîäíîãî õîçÿéñòâà ïðîñòî íåîáõîäèìà ïðîäóêöèÿ õèìè÷åñêîé èíäóñòðèè.

Åñëè âçÿòü ñåëüñêîå õîçÿéñòâî, òî íóæíû ïðåïàðàòû äëÿ áîðüáû ñ æóêàìè-âðåäèòåëÿìè, óäîáðåíèÿ ñ ìèíåðàëàìè, êîðìîâûå äîáàâêè äëÿ æèâîòíûõ.

Ìàøèíîñòðîåíèþ íóæíû ëàêè è êðàñêè. Òîâàðû ïîâñåìåñòíîãî èñïîëüçîâàíèÿ òîæå íóæäàþòñÿ â õèìè÷åñêîé èíäóñòðèè. Ñåãîäíÿ íóæäà â äàííîé èíäóñòðèè òîëüêî âîçðàñòàåò. Âåäü òåõíèêó, íóæíóþ äëÿ èññëåäîâàíèÿ êîñìîñà, ðàäèîëîêàöèþ, ðàêåòû ïðîñòî íåâîçìîæíî èñïîëüçîâàòü áåç ñèíòåòè÷åñêèõ ìàòåðèàëîâ è ñïåöèàëüíîãî ãîðþ÷åãî.

Íà äàííûé ìîìåíò ïîòðåáíîñòü íàðîäíîãî õîçÿéñòâà â ïðîäóêòàõ õèìè÷åñêîé îòðàñëè íå óäîâëåòâîðÿåòñÿ âñåöåëî ïî ñëåäóþùèì ïðè÷èíàì:

  1. èñïîëüçîâàíèå äåéñòâóþùèõ ïðîèçâîäñòâ íå íà ïîëíóþ ìîùíîñòü;
  2. îñâîåíèå íîâûõ ïðîèçâîäñòâ è ââîç ïðîäóêöèè ÷àñòî çàäåðæèâàåòñÿ;
  3. ñðûâ ïîñòàâîê ýíåðãèè, òîïëèâà, ìàòåðèàëîâ;
  4. òðàíñïîðòà íå õâàòàåò;
  5. îáîðóäîâàíèå íå óêîìïëåêòîâàíî äîëæíûì îáðàçîì;
  6. óñëîâèÿ äîáû÷è ñûðüÿ óõóäøèëèñü;
  7. ìíîãèì ðàáîòíèêàì íåäîñòà¸ò êâàëèôèêàöèè;
  8. íàðóøåíèå òåõíîëîãèé è ïîâûøåíèå ÷àñòîòû àâàðèé;
  9. öåïü ïðîèçâîäñòâ çàêðûòà çà íåñîáëþäåíèå ýêîëîãè÷åñêèõ ïðàâèë.

Ïðîáëåìû êîìïàíèé õèìè÷åñêîé îòðàñëè:

  1. íîâûå ðåøåíèÿ;
  2. îáúåäèíåíèå âñåõ ïîñòàâîê â îäíó;
  3. ïðîãíîç òîâàðîâ;
  4. äàâëåíèå öåí è êîíêóðåíöèè;
  5. âëîæåíèÿ â êàïèòàëîåìêèå îáúåêòû è ìîùíîñòè.

Íà ñåãîäíÿøíèé äåíü ìîæíî ñïåöèàëèçèðîâàòüñÿ íà èçãîòîâëåíèè íåñêîëüêèõ âèäîâ ïðîäóêòîâ, êàæäîìó èç êîòîðûõ íóæíà ðàçíàÿ òåõíîëîãèÿ ïðîèçâîäñòâà, îáîðóäîâàíèå óçêîé ñïåöèàëèçàöèè è ðàçíîå ñûðü¸. Ïîñêîëüêó áþäæåò îãðàíè÷åí, íóæíî âûáèðàòü íàèáîëåå ïðèîðèòåòíûå íàïðàâëåíèÿ õèìè÷åñêîé ïðîìûøëåííîñòè

Ïîýòîìó ñóùåñòâóþò ñëåäóþùèå ïîêàçàòåëè èññëåäîâàíèå ðûíêà:

  1. Áîëüøèíñòâî ïðîäóêòîâ èìåþò îïòèìàëüíûå äàííûå. Èõ òîðãîâîé ìàðêîé ÿâëÿåòñÿ ñîáñòâåííî çàâîä-èçãîòîâèòåëü, êîòîðûé óæå ìíîãî ëåò âûïóñêàåò èõ ñî ñâîéñòâàìè, îòâå÷àþùèìè ïîòðåáíîñòÿì ïîòðåáèòåëÿ.
  2. Íóæíî âçÿòü îïðåäåë¸ííûé ïðîäóêò è ïðîãíîçèðîâàòü ñïðîñ íà íåãî â êðóïíîì êîëè÷åñòâå èñïîëüçîâàíèé. Äîïóñêàåòñÿ ðàçëè÷èå ïî êà÷åñòâàì è ìîäèôèêàöèÿì.
  3. Íóæíî èçó÷èòü àñïåêòû ñûðüÿ.
  4. Íåîáõîäèìî îòëè÷íî çíàòü àïïàðàòóðó çàâîäîâ è ïðîöåññû, ÷òî òàì ïðîèñõîäÿò.
  5. Âçàèìîñâÿçè ïîñòàâùèêîâ ñûðüÿ è ïîòðåáèòåëåé íóæíî îïðåäåëèòü.
  6. Îáÿçàòåëüíà ê èçó÷åíèþ èíôðàñòðóêòóðà òðàíñïîðòà è ëîãèñòèêà êàæäîãî îòäåëüíî âçÿòîãî ïðåäïðèÿòèÿ.

Ñåãîäíÿ áîëüøîå êîëè÷åñòâî ïðåäïðèÿòèÿ õîòÿò ðàçäåëèòü ïðîèçâîäñòâî. Îäíàêî äëÿ ïðàâèëüíîãî ðàçäåëåíèÿ íóæíî îïåðåòüñÿ íà ñâåäåíüÿ î âíåøíåé ñðåäå.

Èñïîëüçîâàíèå ïðîäóêòîâ õèìïðîìûøëåííîñòè â ñôåðå ýêîíîìèêè – î÷åíü âàæíûé êðèòåðèé äëÿ ðàçâèòèÿ ñòðàíû â òåõíîëîãè÷åñêîì ïëàíå. Õèìèíäóñòðèÿ îáÿçàòåëüíî íóæíà, âåäü áåç å¸ ïðîäóêòîâ íåâîçìîæíî îáåñïå÷èòü áåçîïàñíîñòü ñòðàíû, íåâîçìîæíî áóäåò âûïóñêàòü ëåêàðñòâà è êîñìåòèêó, îñòàíîâèòñÿ ðàçâèòèå ýëåêòðîíèêè.

Èòàê, áåç õèìïðîèçâîäñòâà íè ãîñóäàðñòâó, íè îáùåñòâó íåëüçÿ. Ïîýòîìó ïðîâåäåíèå èññëåäîâàíèé íà ðûíêàõ õèìè÷åñêîé ïðîäóêöèè, ïëàíèðîâàíèå ïðîèçâîäñòâà, ó÷¸òû åãî ñïåöèàëèçàöèè, — âñ¸ ýòî ïðîñòî íåîáõîäèìî.

Ñîâðåìåííîå îáîðóäîâàíèå äëÿ õèìè÷åñêîé ïðîìûøëåííîñòè äåìîíñòðèðóþò êîìïàíèè, ó÷àñòâóþùèå íà âûñòàâêå «Õèìèÿ», ïðîõîäÿùåé åæåãîäíî â ÖÂÊ «Ýêñïîöåíòð».

×èòàéòå äðóãèå íàøè ñòàòüè:

Îñíàùåíèå õèìè÷åñêèõ ëàáîðàòîðèé
Ïîñòàâêà ëàáîðàòîðíîãî îáîðóäîâàíèÿ
Ïîñòàâêà õèìè÷åñêèõ ðåàêòèâîâ

Источник

Ëþáîå ïðåäïðèÿòèå, ðàáîòàþùåå â ñôåðå õèìè÷åñêîãî ïðîèçâîäñòâà, èñïîëüçóåò â ñâîåé ðàáîòå ñïåöèàëüíîå îáîðóäîâàíèå, â êîòîðîì ðåàëèçóþòñÿ òå èëè èíûå õèìè÷åñêèå ïðîöåññû è ýòàïû ïðîèçâîäñòâåííîãî öèêëà.

Íà ðîññèéñêîì ðûíêå ïðåäñòàâëåíî îòå÷åñòâåííîå è çàðóáåæíîå òèïîâîå è íåòèïîâîå õèìè÷åñêîå îáîðóäîâàíèå ðàçëè÷íûõ öåíîâûõ êàòåãîðèé äëÿ ïðåäïðèÿòèé õèìè÷åñêîé îòðàñëè è ñìåæíûõ îòðàñëåé.

Îò äðóãèõ òèïîâ îáîðóäîâàíèÿ õèìîáîðóäîâàíèå îòëè÷àåòñÿ òåì, ÷òî ê íåìó ïðåäúÿâëÿþòñÿ ïîâûøåííûå òðåáîâàíèÿ. Òàêèå òðåáîâàíèÿ ñâÿçàíû ñ òåì, ÷òî õèìè÷åñêîå ïðîèçâîäñòâî ÿâëÿåòñÿ îïàñíûì ïðîèçâîäñòâîì, ñî÷åòàþùèì ðèñêè êàê äëÿ ïåðñîíàëà è îêðóæàþùèõ ëþäåé, òàê è äëÿ ýêîëîãèè, è òåõíîëîãè÷åñêîå îñíàùåíèå õèìè÷åñêèõ ïðåäïðèÿòèé äîëæíî îáåñïå÷èâàòü ïîëíîöåííóþ çàùèòó îò ýòèõ ðèñêîâ.

Êðîìå òîãî, õèìè÷åñêîå ïðîèçâîäñòâî, êàê ïðàâèëî, äîâîëüíî äîðîãîå, è îò õàðàêòåðèñòèê èñïîëüçóåìîãî îáîðóäîâàíèÿ ÷àñòî çàâèñèò ðàçìåð èçäåðæåê, êîòîðûå íåñåò ïðåäïðèÿòèå.

Îñîáåííîñòè ïðîèçâîäñòâà õèìè÷åñêîãî îáîðóäîâàíèÿ

Âî-ïåðâûõ, õèìîáîðóäîâàíèå äîëæíî ñîîòâåòñòâîâàòü íîðìàì êà÷åñòâà, íàäåæíîñòè è áåçîïàñíîñòè. Ïîýòîìó îíî äîëæíî àêòèâíî ïðîòèâîñòîÿòü ïîâûøåííûì íàãðóçêàì – âîçäåéñòâèþ âûñîêèõ òåìïåðàòóð, àãðåññèâíûõ ñðåä, ìåõàíè÷åñêèõ ôàêòîðîâ. Äëÿ ýòîãî îáîðóäîâàíèå äëÿ õèìè÷åñêîé ïðîìûøëåííîñòè ïðîèçâîäèòñÿ èç ñïåöèàëüíûõ ïîëèìåðîâ (òàêèõ, êàê ïîëèïðîïèëåí) è êîððîçèîííîñòîéêèõ ìåòàëëîâ (óãëåðîäèñòûõ è àíòèêîððîçèéíûõ âèäîâ ñòàëè) è èç ìàòåðèàëîâ ñ àíòèêîððîçèéíûì ïîêðûòèåì.

Äëÿ çàùèòû îáîðóäîâàíèÿ è åãî ýëåìåíòîâ îò âíåøíèõ àãðåññèâíûõ ôàêòîðîâ ïðèìåíÿåòñÿ ôóòåðîâêà ôòîðîïëàñòîì èëè ïîëèýòèëåíîì è ãóììèðîâàíèå. Òàêàÿ îáðàáîòêà ïîçâîëÿåò íå òîëüêî ñíèçèòü ðèñê ïîâðåæäåíèÿ îáîðóäîâàíèÿ è âîçíèêíîâåíèÿ àâàðèéíûõ è îïàñíûõ ñèòóàöèé, íî è ïîâûñèòü ñðîê åãî ñëóæáû è ñîêðàòèòü ðàñõîäû íà åãî îáñëóæèâàíèå è ðåìîíò.

Âî-âòîðûõ, îáîðóäîâàíèå äëÿ õèìè÷åñêîé ïðîìûøëåííîñòè äîëæíî áûòü ýêîíîìè÷íûì ñ òî÷êè çðåíèÿ ïîòðåáëåíèÿ ýíåðãèè è ðàñõîäà ñûðüÿ, ïî âîçìîæíîñòè êîìïàêòíûì è ïðè ýòîì îòëè÷àòüñÿ âûñîêîé ïðîèçâîäèòåëüíîñòüþ. Äëÿ ýòîãî êîìïàíèè-ïðîèçâîäèòåëè ïîñòîÿííî ñîâåðøåíñòâóþò êîíñòðóêöèþ ñâîåãî îáîðóäîâàíèÿ, èñïîëüçóþò íîâåéøèå ðàçðàáîòêè è òåõíîëîãè÷åñêèå äîñòèæåíèÿ äëÿ ñíèæåíèÿ ðàñõîäà ýíåðãèè è ñûðüÿ, ïðèìåíÿþò äðóãèå èííîâàöèîííûå ðåøåíèÿ, ïîçâîëÿþùèå äîáèâàòüñÿ âûñîêîé ïðîèçâîäèòåëüíîñòè ïðè íèçêîé ðåñóðñîåìêîñòè.

Âèäû õèìè÷åñêîãî îáîðóäîâàíèÿ

Ïðåäïðèÿòèÿ õèìè÷åñêîé, íåôòÿíîé è ãàçîäîáûâàþùåé, ïåðåðàáàòûâàþùåé è äðóãèõ ñìåæíûõ îòðàñëåé èñïîëüçóþò ñëåäóþùèå âèäû õèìè÷åñêîãî îáîðóäîâàíèÿ:

  • ãèäðàâëè÷åñêîå îáîðóäîâàíèå;
  • òðóáîïðîâîäû;
  • åìêîñòíîå îáîðóäîâàíèå (åìêîñòè, ìåøàëêè, ðåàêòîðû);
  • îáîðóäîâàíèå äëÿ ýêñòðàêöèè;
  • õèìè÷åñêàÿ àðìàòóðà
  • ôèëüòðû è ïðåññû;
  • êîëîííû äëÿ ñîðáöèè è àáñîðáöèè;
  • î÷èñòèòåëüíîå îáîðóäîâàíèå;
  • ãàëüâàíè÷åñêîå îáîðóäîâàíèå;
  • îáîðóäîâàíèå äëÿ ëàáîðàòîðèé.

Ïðîèçâîäèòåëè õèìè÷åñêîãî îáîðóäîâàíèÿ ïðåäëàãàþò íå òîëüêî òèïîâûå ðåøåíèÿ äëÿ ïðåäïðèÿòèé, íî è ðàçðàáîòêó èíäèâèäóàëüíûõ êîíñòðóêòîðñêèõ ðåøåíèé.

Òàêæå ïðîèçâîäèòåëè ïðîèçâîäÿò èçãîòîâëåíèå îáîðóäîâàíèÿ ïî ñïåöèàëüíûì ïðîåêòàì, óñòàíîâêó è ïîäêëþ÷åíèå îáîðóäîâàíèÿ, îáó÷åíèå ïåðñîíàëà ðàáîòå ñ íèì, à òàêæå ñåðâèñíîå îáñëóæèâàíèå, ãàðàíòèéíûé è ïîñëåãàðàíòèéíûé ðåìîíò.

×èòàéòå äðóãèå íàøè ñòàòüè:

Âñïîìîãàòåëüíîå ëàáîðàòîðíîå îáîðóäîâàíèå
Íîâûå õèìè÷åñêèå òåõíîëîãèè
Ïðîèçâîäñòâî ëàêîêðàñî÷íûõ ìàòåðèàëîâ

Источник

Химическое производство как многофункциональная химико-технологическая система.

1. Химико-технологический процесс

2. Структура и состав химического производства

3. Показатели химического производства и химико-технологического процесса

4. Сырьевая и энергетическая подсистемы химико-технологической системы

(тема для самостоятельного изучения)

5. Общие принципы разработки и создания химико-технологических систем

(Основные этапы создания химико-технологических процессов. Классификация моделей химико-технологических систем. Функциональная, структурная, операторная, технологическая схемы. Типы технологических связей.).

Химическое производство – это совокупность функциональных подсистем, связанных между собой технологическими, электрическими, транспортными и телекоммуникационными (для информации и управления) линиями связи для совместного функционирования и обеспечивающих эффективное использование материальных, энергетических ресурсов при химическом превращении реагентов в целевой продукт заданного качества, высокую производительность, управление процессами, охрану труда и окружающей среды.

Все они взаимосвязаны и функционируют вместе, обеспечивая получение продукции и выполняя другие функции производства. Такой объект называется системой.

Система – совокупность элементов и связей между ними, функционирующая как единое целое.

Химико-технологический процесс – последовательность химических и физико-химических процессов целенаправленной переработки исходных веществ в продукт.

В совокупном химико-технологическом процессе выделяются следующие отдельных процессов и операций, классифицированных по их основному назначению, и соответствующие аппараты и машины в которых они осуществляются.

1. Механические и гидромеханические процессы – перемещение материалов, изменение их формы и размеров, сжатие и расширение, смешение и разделение потоков. Все они протекают без изменения химического и фазового состава обрабатываемого материала. Для проведения этих процессов предназначены транспортеры, питатели, дробилки, диспергаторы,формователи, компрессоры, насосы, смесители, фильтры и т.д.

2. Теплообменные процессы – нагрев, охлаждение, изменение фазового состояния. Химический и фазовый состав в них не меняется. Они протекают в теплообменниках, кондансаторах, кипятильниках, плавислках, сублиматорах.

3. Массообменные процессы – межфазный обмен, в результате которого меняется компонентный состав контактирующих фаз без коренного изменения химического состава, т.е. химических превращений. К ним относятся растворение, кристаллизация, сушка, дистилляция, ректификация, абсорбция, экстракция, десорбция, осуществляемые в соответствующих аппаратах – сушилках, дистилляторах, ректификаторах, абсорберах, экстракторах, десорберах.

4. Химические процессы – процессы, связанные с изменением химического состава веществ; данные процессы проводятся в химических реакторах.

2. Структура и состав химического производства

Химическое производство можно представить как систему. Система – совокупность элементов и связей между ними, функционирующих как единое целое. Элемент системы изменяет свойства и состояние входящих в него потоков. Выходящие потоки передаются по связям в другие элементы, в которых происходят их последующие изменения. Система элементов, перерабатывая входящие и выходящие из нее потоки, функционирует взаимосвязано. Для исследования таких объектов, их свойств и особенностей функционирования используется теория систем [1, 2].

В химическом производстве элементы – это машины, аппараты, реакторы; связями являются трубо-, газо- и паропроводы. В элементах происходит превращение потоков – изменение их состояния – разделение, смешение, сжатие, нагрев, химическое превращение и прочее, а по связям материальные, тепловые, энергетические потоки передаются из одного элемента в другой. Это позволяет представлять химическое производство как химико-технологическую систему.

Химико-технологическая система (ХТС) – совокупность аппаратов, машин, реакторов, других устройств (элементов), а также материальных, тепловых, энергетических и других потоков (связей) между ними, функционирующая как единое целое и предназначенная для переработки исходных веществ (сырья) в продукты.

Элемент ХТС может быть представлен отдельным аппаратом (реактором, смесителем, абсорбером, теплообменником, турбиной и т. д.) или их совокупностью. Например, каскад реакторов с теплообменниками и смесителями потоков, расположенных между ними, изменяет химический состав, и эту совокупность аппаратов можно представить как элемент ХТС. Степень детализации элемента (один аппарат или совокупность нескольких) зависит от задачи исследований (установить те или иные показатели химико-технологического процесса, определить особенности функционирования и т. д.).

Совокупность элементов можно представить как химико-техноло-гическую систему. Например, реакционный узел, состоящий из нескольких реакторов, теплообменников, смесителей (элементов) и потоков между ними (связей) и функционирующих как единое целое, является системой. В то же время его можно рассматривать как подсистему, входящую в большую систему.

Подсистемы могут быть выделены как по масштабу, так и функционально. Реакционный узел – малая по масштабу, но значимая во всем технологическом процессе переработки сырья в продукт подсистема. В этом случае рассматривается технологическая подсистема производства. Энергетическая подсистема включает энергетическое оборудование как ее элемент, по масштабу охватывает все производство, но ее роль сводится к выполнению определенной функции – обеспечению производства энергией.

Таким образом, химико-технологическая система представляет собой модель химического производства или химико-технологического процесса, отображающую его структуру и позволяющую прогнозировать те или иные свойства и показатели [1].

Общая структура химического производства или ХТС включает в себя функ­циональные элементы подсистем, представленные на рис. 1, согласно которому 13 – технологическая подсистема или собственно химико-технологический процесс, в ко­тором сырье перерабатывается в продукт. ХТП включает подготовку сырья 1, т. е. его предварительную обработку: измельчение, очистку от примесей, смешение компо­нентов, нагревание и т. д. Подготовленное сырье проходит ряд физико-химических и химических превращений – его перера­ботку 2, в результате чего образуются целевой и, как правило, побочный продукты. Образование побочных продуктов может осуществляться как при протекании целевой, так и побочных реакций. Кроме того, побочные продукты могут образовываться и за счет наличия в сырье примесей. Поскольку степень превращения исходных реагентов в промышленном ХТП меньше 1, то после химического превращения 2 в образовавшейся смеси продуктов присутствуют и компоненты сырья. выделение целевого продукта из образовавшейся смеси, а иногда и его очистка от примесей, осуществляются на стадии 3.

Продукт целевой

Сырье 1 2 3

Побочные

продукты

Материалы

4 Продукт

дополни-

тельный

Отходы

5 6 7

Энергия Вода Управление

Рис. 1. Структура и функциональные элементы химического производства [1]:

1 – подготовка сырья; 2 – химическая переработка сырья; 3 – выделение целевого продукта;

4 – обезвреживание и переработка побочных продуктов; 5 – энергетическая подсистема;

6 – подготовка вспомогательных материалов и водоподготовка; 7 – подсистема управления

После выделения целевого продукта оставшиеся побочные продукты направляют на очистку и обезвреживание, либо на переработку в продукт, используемый в химической или других отраслях промышленности 4. Переработка и обезвреживание побочных продуктов необходимы для снижения вредного воздействия производства на окружающую среду и человека.

Отходы производства, или невостребованные продукты переработ­ки сырья, могут содержать как вредные вещества, которые могут за­грязнять окружающую среду, так и полезные, которые целесообраз­но использовать. Поэтому особое внимание необходимо уделять переработке отходов (рис. 1, поз. 4). Наиболее рациональным является превращение отходов основного производства в технические материалы, которые можно использовать в промышленности, сельском хозяйстве, строительстве. В частности, пигменты, получаемые переработкой железосодержащих отходов (шламов), которые образуются при обезвреживании травильных растворов, могут быть применены для окрашивания строительных, резинотехнических, лакокрасочных и других материалов. В случае, когда невозможна переработка отходов в технические продукты, производится их очистка или обезвреживание. После проведения данных процессов при соблюдении санитарно-гигиенических нормативов твердые отходы складируются на специально подготовленных полигонах, жидкие (сточные воды) сбрасываются в природные водоемы, газообразные выбрасываются в атмосферу.

Предприятия химической промышленности достаточно энергоем­ки: для обеспечения переработки сырья в конечные продукты расхо­дуется около 15% всех вырабатываемых энергоресурсов. Энергетичес­кая подсистема – важный и сложный элемент химического производства (рис. 1, поз. 5). Расход энергии осуществляется на всех стадиях получения целевого продукта, а также очистки, обезвреживания и переработки побочных продуктов. Основная доля расходуемой энергии приходится на тепловую. Нередко химические превращения сопровождаются выделением энергии (экзотермические реакции), и в энергетической системе, кроме обеспечения распределе­ния энергии по стадиям переработки, должна быть предусмотрена воз­можность вторичного использования выделяемой энергии для нужд производства.

Кроме энергии в химическом производстве применяются вспомо­гательные материалы, имеющие различное целевое назначение. К ним относятся, например, сорбенты для очистки и выделения продуктов,катализаторы, ускоряющие химическое превращение реагентов, коагулянты для осветления природной и оборотной воды, рассолов, флокулянты для укрупнения взвешенных частиц и др.

Особое место в химическом производстве занимает вода. Она используется для охлаждения технологических потоков, выработки пара, растворе­ния, разбавления веществ и отмывки осадков как реагент, и ее потребление может быть значитель­ным. Подготовка вспомогательных материалов и особенно водоподготовка (рис. 1, поз. 6) – очень важная и сложная часть хими­ческого производства. Поскольку вспомогательные материалы и вода обеспечивают технологический процесс, но, как правило, не входят в конечные продукты производства, система подготовки должна предусмотреть восстановление их свойств после проведения цикла операций с их участием с последующим возвращением в производство.

Сложное химическое производство невозможно эксплуатировать без системы управления (рис. 1, поз. 7). Она обеспечивает контроль технологического режима, проведение процессов при оптимальных ус­ловиях, защиту от нежелательных или аварийных ситуаций, пуск и остановку сложной системы. Эта подсистема представляет собой автоматизированную систему управления технологическим процессом (АСУТП).

Компоненты химического производства. Переменные компоненты постоянно потребляются или образуются в производстве. К ним относятся [1, 2]:

1) сырье, поступающее на переработку;

2) вспомогательные материалы, обеспечивающие технологический процесс;

3) продукты (основные и побочные) как результат переработки сырья; продукты производства далее могут быть использованы как целевые продукты потребления и как полупродукты для их дальнейшей переработки в другие продукты;

4) отходы производства – не подлежащие дальнейшей переработке вещества и материалы, удаляемые затем в окружающую среду;

5) энергия, обеспечивающая функционирование производства.

Постоянные компоненты закладываются в производство (оборудо­вание, конструкции) или участвуют в нем (персонал) на весь или поч­ти весь срок его существования. Они включают:

− аппаратуру (машины, аппараты, реакторы, емкости, трубопроводы, арматуру);

− устройства контроля и управления;

− строительные конструкции (здания, сооружения);

− обслуживающий персонал (рабочие, аппаратчики, инженеры и
другие работники производства).

Последний компонент требует особого внимания как социальная составляющая производства.

В компоненты конкретного производства не входят элементы ин­фраструктуры, как не участвующие непосредственно в производстве продукта, но необходимые для его функционирования.

Состав химического производства, обеспечивающий его функционирование как производственной единицы:

1) собственно химико-технологический процесс;

2) хранилища сырья, продуктов и других материалов;

3) система организации транспортировки сырья, продуктов, вспомогательных материалов, промежуточных веществ, отходов;

4) дополнительные здания, сооружения;

5) обслуживающий персонал производственных подразделений;

6) система управления, обеспечения и безопасности.

7)

Источник