Какое из свойств внимания особенно ярко проявляется в данной ситуации

Похожие главы из других работ:

Адаптационно-волевые особенности курящих девушек

2.4 Методика Ильина Е.П. «Неразрешимая задача»

Все экспериментальные методики изучения упорства основаны на интеллектуальных волевых усилиях. Требования к этим методикам состоят в том, чтобы создавались ситуации, требующие проявления этих усилий, напряжения…

Изучение особенностей личности с помощью 16–ти факторного личностного опросника Кеттелла

2.1 Цель, задача, гипотеза, исследования

Цель: Целью данного исследования стало выявление преобладания коммуникационных способностей у студентов 2-5 курсов.

Гипотеза: Была выдвинута гипотеза…

Історія розвитку юридичної психології та структура злочинних груп

Завдання 3. Задача

Умова: Через Н-ську митницю постійно здійснювалось перевезення наркотичних речовин. Підозри виникли відносно одного з представників зовнішньо-торгівельної організації. Підозрюваний Л., 52 років, високого зросту…

Кризис психологической науки на рубеже XIX-XX веков, его причины и следствия

Общее представление о психологии как науке задача курса

Итак, самая общая задача «Введения» — заложить фундамент ваших психологических знаний.

Скажу несколько слов об особенностях психологии как науки.

В системе наук психологии должно быть отведено совершенно особое место, и вот по каким причинам…

Основы судебно-психологической экспертизы

Задача

Одной из современных тенденций, характерных для групп несовершеннолетних правонарушителей, является злоупотребление членами групп алкоголем, употребление токсических и наркотических веществ…

Позитивистский автоматизм в XXI веке

«Потребительский интеллект — актуальная национальная задача»

Автоматизм, в первом приближении, изменяем. Этот концепт элиминирует концепт «нормального», однако апперцепция фундаментально аннигилирует оппортунический онтогенез речи, это обозначено Ли Россом как фундаментальная ошибка атрибуции…

Позитивистский автоматизм в XXI веке

«Возрастной онтогенез речи — актуальная национальная задача»

Сублимация, по определению, доступна. Когнитивная составляющая дает эгоцентризм, Гоббс одним из первых осветил эту проблему с позиций психологии. Апперцепция, согласно традиционным представлениям, пространственно понимает архетип…

Позитивистский автоматизм в XXI веке

«Ускоряющийся психоанализ — актуальная национальная задача»

Воспитание косвенно. Импульс неустойчив. Бихевиоризм, иcходя из того, что фундаментально понимает страх, также это подчеркивается в труде Дж.Морено «Театр Спонтанности». Гомеостаз представляет собой ускоряющийся закон…

Психика животных. Теория «биопсизма»

5. Психологическая задача

В рассказе Л. Пантелеева «Честное слово» идет речь о мальчике, который брал участие в военной игре старших детей. Его поставили постовым, взяв честное слово, что он не уйдет с поста. Мальчик остался на посту, а дети ушли, забыв про него…

Психология и этика деловых отношений

Задача

В данной ситуации на месте начальника цеха я бы выразила благодарность человеку, за то, что помог в критической ситуации. Но нужно четко понимать, что работа и личная благодарность в этой ситуации не совместимы…

Психологічні особливості мікросередовища засуджених

3. Ситуаційна задача

натовп агресивний засуджений ресоціалізація

«Сьогодні в обідню перерву, — розповідав заявник Петренко слідчому, — я йшов додому, і коли проходив повз вікна своєї квартири, почув розпачливий зойк. З тротуару…

Регуляционная функция познавательных процессов

Задача № 1

Следователь и другие должностные лица, производя обыск, должны одновременно обследовать жилище, различные постройки, участки местности…

Регуляционная функция познавательных процессов

Задача № 2

Поздней ночью, около 23 часов Николаев и Петров поджидали попутную машину, стояли на обочине дороги. Место было неосвещенным. Николаев находился здесь около часа, Петров недавно вышел из дома. Мимо промчалась машина…

Смысложизненные ориентации одарённых девушек подростков, занимающихся изобразительной деятельностью

1.3 Поиск смысла жизни как задача развития современного подростка

Проблема поиска смысла жизни актуальна для человека на любом этапе его возрастного развития. Большое значение данная проблема приобретает в период «двойного кризиса» — социального и возрастного…

Этап добрачнго ухаживания, как объект исследования психологии

2. Задача установления интимных отношений

Первоначально задача достижения интимности встает как задача установления близких отношений со сверстниками сначала своего пола как психологически более понятного и близкого. Ее решение начинается, как правило, еще в подростковом возрасте…

Источник

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задача 10.Начинающий водитель напряженно управляет автомобилем, с трудом может оторвать взгляд от дороги, чтобы посмотреть на приборы, и ни в коей мере не расположен поддерживать разговор с собеседником.

Начинающему велосипедисту очень трудно одновременно двигать педали, сохранять равновесие и следить за рельефом дороги.

Какое из свойств внимания еще недостаточно сформировано у этих людей в указанных случаях?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задача 11. На сохранение какого свойства внимания у следователя (в процессе производства следственного действия) направлены следующие рекомендации:

«…Обыскивающему нужно чаще варьировать характер своих действий. Например, после просмотра книг не следует заниматься изучением переписки, а лучше, сохраняя избранное направление обыска, перейти к обследованию предметов мебели, отложив ознакомление с бумагами на другое время. Исследование мелких вещей полезно перемежать действиями с более крупными предметами. Если же прерывать начатое занятие нежелательно, можно обменяться работой с другим участником обыска.

Наконец, когда обыск носит длительный характер и сопряжен со значительной физической нагрузкой, необходимо устраивать перерывы для отдыха».

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задача 12. «При проведении осмотра места происшествия от следователя требуется умение не только (… ? …) внимание, но и (… ? …) его. При осмотре многообразная информация поступает к следователю из разных источни­ков. Надо уметь так (…?…) свое внимание, чтобы из всех этих различных источников одновременно воспринимать всю важную информацию (так следователь должен, осматривая комнату, в то же время прислушиваться к тому, о чем говорят находящиеся в комнате потерпевшие, наблюдать за действиями работника НТО, фиксирующего обнаруженные следы, и т.д.). При осмотре вещественных доказательств внимание следователя должно быть исключительно (…?…). Только предельная (…?…) внимания на данном объекте осмотра позволит полнее и глубже выявить все детали, определить причины тех или иных изменений, возможные взаимосвязи данного объек­та с другими».

Читайте также:  Какое из перечисленных свойств не относится к главным факторам

О каких свойствах внимания идет речь в приведенной цитате?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задача 13. Взаимодействие запоминаемой информации с ранее заученной может приводить к увеличению числа ошибок при воспроизведении в результате …

а)   реминисценции следов памяти;

б)   интерференции;

в)   усталости;

г)    уменьшения концентрации внимания

Задача 14. О каких видах памяти идет речь ниже? Ответы обоснуйте.

1. Память, признаком хорошего развития которой являются физическая ловкость, сноровка в труде, «золотые руки».

2. Часто люди, глядя на фотографию того или иного человека, за давностью лет не могут вспомнить его имени и обстоятельств встречи с ним, однако хорошо помнят, что этот человек в силу каких-то причин был приятным или неприятным.

3. Выдающийся шахматист А. Алехин в 1938 году в Чикаго провел сеанс одновременной игры «вслепую» на 32 шахматных досках.

4. После утраты близкого человека «многочисленные порой совершенно мелкие поводы снова и снова вызывают слезы, тоску и подавленное настроение».

5. Некоторые курсанты говорят, что когда они на экзамене готовятся к ответу, то вспоминают, в какой части страницы изложена та или иная мысль.

6. В стремлении хорошо запомнить материал курсант разбивает текст на части, выделяет опорные смысловые единицы, особое внимание уделяет выявлению причинно-следственных и родо-видовых связей.

7. Вид памяти, на котором основывается способность сопереживать и сочувствовать другому человеку.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задача 15. В ходе исследования двум группам учащимся было предложено запомнить рассказ. Одной группе рассказ давался с предупреждением, что опрос будет проводиться на следующий день, второй было сказано, что его надо запомнить «навсегда». Учащиеся второй группы лучше воспроизвели рассказ.

Какой психологический фактор обуславливает подобную закономерность?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задача 16. В первой части опытов испытуемым предлагались два набора картинок. Один из них раскладывался на столе, другой давался в руки испытуемому. Последний должен был каждую картинку из второго набора положить на одну из картинок первого набора с условием, чтобы первые буквы названий предметов, изображенных на картинах, совпадали.

Во второй части опытов (проводившейся с другими испытуемыми) нужно было накладывать одни картинки на другие, уже исходя из внутренней общности изображенных предметов.

В обоих случаях задача запомнить изображения на картинках не ставилась, но по окончанию каждой части опытов от испытуемых неожиданно требовалось воспроизвести названия изображенных на картинках предметов.

В какой части опытов результаты воспроизведения должны быть выше? Объясните, почему.

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задача 17. Вставьте пропущенные слова в следующие утверждения.

1. Сущность мышления состоит в установлении …-… связей и отношений между предметами и явлениями.

2. Мышление дает знания о … свойствах, связях и отношениях … реальности, осуществляет в процессе познания переход «от явления к …».

3. Опосредствованный и … характер мышления обеспечивает познание человеком не только явлений, но и их … .

4. Мысль обретает в … необходимую материальную оболочку, в которой она только и становится доступной для других людей и для нас самих.

5. Теоретическое мышление — это оперирование знаниями, выраженными в … , … и … .

6. Деятельность практического мышления направлена на разрешение … задач, а функционирование теоретического мышления связано с поиском … … .

7. Интуитивное мышление носит свернутый, в основном … характер и означает акт одномоментного «…» структуры ситуации или задачи.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задача 18 . Какой известный метод описан в приведенной ниже характеристике.

Один из эффективных методов стимуляции творческого мышления, широко применяемый для решения сложных проблем, особенно при решении изобретательских задач и задач, которые имеют одно правильное решение. В его основу положен принцип разведения во времени двух фаз творческого процесса: генерирования идей и их критической оценки, которые обычно бывают слиты.

Кто является автором этого метода? На какие две команды обычно делится группа, использующая данный метод?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



Источник

Общая характеристика внимания

Виды внимания

Свойства внимания

Психические состояния непатологической дезорганизации сознания

Общая характеристика внимания

Внимание – это направленность и сосредоточенность сознания, которые предполагают повышение уровня сенсорной, интеллектуальной или двигательной активности индивида[1].

Критериями внимания выступают:

1) внешние реакции:

  1. моторные (повороты головы, фиксация глаз, мимики, поза сосредоточенности);
  2. вегетативные (задержание дыхания, вегетативные компоненты ориентировочной реакции);

2) сосредоточенность на выполнении определенной деятельности и контроле;

3) увеличение продуктивности деятельности (внимательное действие, эффективнее по сравнению с «невнимательным»);

4) избирательность (селективность) информации;

5) ясность и отчетливость содержаний сознания, находящихся в поле сознания.

Благодаря вниманию человек отбирает нужную информацию, обеспечивает избирательность различных программ своей деятельности, сохраняет должный контроль над своим поведением (рис. 1).

Основные функции внимания

Активизация нужных и торможение ненужных в данный момент психологических и физиологических процессов

Способствование организованному и целенаправленному отбору поступающей в организм информации в соответствии с его актуальными потребностями

Обеспечение избирательной и длительной сосредоточенности психической активности на одном и том же объекте или виде деятельности

Рис. 1. Функции внимания

Внимание сопутствует любой деятельности как составной элемент различных психических (восприятие, память, мышление) и двигательных процессов. Вниманием определяются:

  1. точность и детализация восприятия (внимание является своеобразным усилителем, позволяющим различать детали изображения);
  2. прочность и избирательность памяти (внимание выступает как фактор, способствующий сохранению нужной информации в кратко-временной и оперативной памяти);
  3. направленность и продуктивность мышления (внимание выступает как обязательный фактор правильного понимания и решения задачи).

В отличие от познавательных процессов (восприятие, память, мышление и т.п.), внимание своего особого содержания не имеет; оно проявляется как бы внутри этих процессов и неотделимо от них.

Читайте также:  Что такое индийский лук и какие его свойства

В системе межличностных отношений внимание способствует лучшему взаимопониманию, адаптации людей друг к другу, предупреждению и своевременному разрешению межличностных конфликтов. Внимание, с одной стороны, является сложным познавательным процессом, с другой − психическим состоянием, в результате которого улучшается деятельность. Внимание порождается деятельностью и сопутствует ей, за ним всегда стоят интересы, установки, потребности, направленность личности. В условиях профессиональной деятельности юриста (следователя, прокурора, адвоката, судьи) значение внимания особенно велико.

Виды внимания

Существуют несколько разных классификаций внимания. Наиболее традиционной является классификация по признаку произвольности
(рис. 2).

Непроизвольное

Произвольное

Послепроизвольное

Виды внимания

Рис. 10.2. Классификация внимания

Непроизвольное внимание не требует приложения усилий, оно привлекается либо сильным, либо новым, либо интересным раздражителем. Основная функция непроизвольного внимания заключается в быстрой и правильной ориентации в постоянно меняющихся условиях среды, в выделении тех объектов, которые могут иметь в данный момент наибольшее жизненное или личностное значение. В научной литературе можно встретить разные синонимы для обозначения непроизвольного внимания. В некоторых исследованиях его называют пассивным, оттеняя тем самым зависимость непроизвольного внимания от объекта, который его привлек, и подчеркивают отсутствие усилий со стороны человека, направленных на то, чтобы сосредоточиться. В других – непроизвольное внимание называют эмоциональным, отмечая тем самым связь между объектом внимания и эмоциями, интересами и потребностями. В этом случае, так же как и в первом, отсутствуют волевые усилия, направленные на сосредоточение внимания.

Произвольное внимание свойственно только человеку и характеризуется активным, целенаправленным сосредоточением сознания, связанным с волевыми усилиями. Синонимами слова произвольное (внимание) являются слова активное и волевое. Все три термина подчеркивают активную позицию личности при сосредоточении внимания на объекте. Произвольное внимание возникает в случаях, когда человек в своей деятельности ставит перед собой определенную цель, задачу и сознательно вырабатывает программу действий. Основной функцией произвольного внимания является активное регулирование протекания психических процессов. Этот вид внимания тесно связан с волей, требует волевого усилия, которое переживается как напряжение, мобилизация сил на решение поставленной задачи. Именно благодаря наличию произвольного внимания человек способен активно, избирательно «извлекать» из памяти нужные ему сведения, выделять главное, существенное, принимать правильные решения, осуществлять планы, возникающие в деятельности.

Послепроизвольное внимание обнаруживается в тех случаях, когда человек, забыв обо всем, с головой уходит в работу. Этот вид внимания характеризуется сочетанием волевой направленности с благоприятными внешними и внутренними условиями деятельности. В отличие от непроизвольного внимания, послепроизвольное связано с сознательными целями и поддерживается сознательными интересами. Отличие послепроизвольного внимания от произвольного – в отсутствии волевого усилия.

Данные виды внимания взаимосвязаны и не должны искусственно рассматриваться как независимые друг от друга (табл. 1).

Таблица 1

Сравнительная характеристика видов внимания

Вид

внимания

Условия
возникновения

Основные
характеристики

Механизмы

Непроизвольное

Действие сильного, контрастного или зна- значимого, вызываю-щего эмоциональный отклик раздражителя

Непроизвольность, легкость возникно-вения и переключе-ния

Ориентировочный рефлекс или доми-нанта, характери-зующая более или менее устойчивый интерес личности

Произвольное

Постановка (принятие) задачи

Направленность в со-ответствии с задачей. Требует волевых уси-лий, утомляет

Ведущая роль вто-рой сигнальной системы

Послепроизвольное

Вхождение в деятель-ность и возникающий в связи с этим интерес

Сохраняется целе-направленность, сни-мается напряжение

Доминанта, харак-теризующая воз-никший в процес-се данной деятель-ности интерес

Свойства внимания

Внимание характеризуется такими свойствами, как объем, переключение, распределение, концентрация, устойчивость и избирательность (рис. 3).

Объем

Определяется количеством одновременно (в пределах 0,1 с) отчетливо воспринимаемых объектов

Переключение

Распределение

Устойчивость

Избирательность

Динамическая характеристика, определяющая способность быстро переходить от одного объекта к другому

Характеризуется возможностью одновременного успешного выполнения нескольких различных видов деятельности (действий)

Определяется длительностью концентрации внимания на объекте

Связана с возможностью успешной настройки (при наличии помех) на восприятие информации, относящейся к сознательной цели

Концентрация

Выражается в степени сосредоточенности на объекте

Свойства внимания

Рис. 3. Свойства внимания

Объем внимания измеряется количеством объектов (элементов), воспринимаемых одномоментно. Установлено, что при восприятии множества простых объектов в течение 1 – 1,5 с объем внимания у взрослого человека в среднем равен 7 – 9 элементам. Объем внимания зависит от профессиональной деятельности человека, его опыта, психического развития. Объем внимания значительно увеличивается, если объекты сгруппированы, систематизированы. Существует такая закономерность: чем больше интенсивность (сила) внимания, тем меньше объем, и наоборот. Эту особенность внимания следует учитывать во время осмотра места происшествия, обыска. Расширение объема внимания может привести к тому, что из поля зрения могут выпасть мелкие детали, объекты, различного рода следы. Важной и определяющей особенностью внимания является то, что оно практически не меняется при обучении и тренировке.

Переключение внимания проявляется в преднамеренном переходе субъекта от одной деятельности к другой, от одного объекта к другому. В целом переключаемость внимания означает способность быстро ориентироваться в сложной изменяющейся обстановке. Это свойство внимания в значительной мере зависит от индивидуальных особенностей высшей нервной деятельности человека – уравновешенности и подвижности нервных процессов. В зависимости от типа высшей нервной деятельности внимание одних людей более подвижно, других – менее подвижно. Легкость переключения внимания зависит и от соотношения между предшествующей и последующей деятельностью и отношения субъекта к каждой из них. Чем больший интерес представляет эта деятельность для человека, тем легче он переключается на нее. Переключение может обусловливаться программой сознательного поведения, требованиями деятельности, необходимостью включения в новую деятельность в соответствии с изменяющимися условиями либо осуществляться в целях отдыха. Например, чередование допросов с составлением процессуальных документов, изучение поступивших материалов с приемом посетителей. Эта индивидуальная особенность должна учитываться при профессиональном отборе. Высокая переключаемость внимания – необходимое качество следователя. Следует отметить, что переключаемость внимания принадлежит к числу хорошо тренируемых качеств.

Читайте также:  Какие свойства имеет океан

Распределение внимания – это, во-первых, способность поддерживать достаточный уровень сосредоточенности столько времени, сколько целесообразно для данной деятельности; во-вторых, способность сопротивляться отвлекающим обстоятельствам, случайным помехам в работе. Распределение внимания во многом зависит от опыта человека, его знаний и умений.

Умение распределять внимание является профессионально важным качеством юриста (следователя, прокурора, судьи). Так, следователь, производя обыск, одновременно обследует помещение, поддерживает контакт с подозреваемым, наблюдает за малейшими изменениями его психического состояния, делает предположение о наиболее вероятных местах захоронения искомых объектов.

Устойчивость внимания – это способность длительно задерживать восприятие на определенных объектах окружающей действительности. Известно, что внимание подвержено периодическим непроизвольным колебаниям, которые имеют место при продолжительных занятиях человека какой-либо деятельностью. Экспериментальные исследования показали, что в этих условиях непроизвольное отвлечение внимания от объекта происходит через 15 – 20 мин. Наиболее простым способом поддержания устойчивости внимания является волевое усилие, но действие его будет продолжаться до тех пор, пока не будут исчерпаны возможности психики, после чего неизбежно проявится состояние утомления. Если работа однообразна и сопряжена со значительными психофизиологическими перегрузками, утомление можно предупредить кратковременными перерывами в работе. Устойчивость внимания можно продлить на определенное время, если попытаться отыскать (раскрыть) в том или ином предмете новые стороны и связи, посмотреть на предмет под другим углом зрения. Это свойство внимания крайне необходимо следователю в стадии осмотра места происшествия.

Избирательность внимания – это способность к сосредоточению на наиболее важных объектах.

Концентрация внимания – это степень или интенсивность сосредоточенности внимания. Сосредоточенность внимания иногда называют концентрацией, и эти понятия рассматриваются как синонимы[2]. Однако концентрация внимания на одном объекте приводит к положи-тельному результату только в том случае, если субъект способен своевре-менно и последовательно переключать его и на другие объекты. Поэтому такие свойства внимания, как концентрация, распределение и объем, тесно связаны между собой.

Отвлекаемость – это непроизвольное перемещение внимания с одного объекта на другой.

Отвлекаемость возникает при действии посторонних раздражителей на человека, занятого в этот момент какой-либо деятельностью. Следует различать внешнюю и внутреннюю отвлекаемость внимания. Внешняя отвлекаемость возникает под влиянием внешних раздражителей, внутрен-
няя – под влиянием сильных переживаний, посторонних эмоций, из-за отсутствия интереса к делу, которым занят в данный момент человек.

Внимательность является профессионально важным свойством личности юриста. Формирование ее происходит в ходе активного участия в профессиональной деятельности, в результате развития воли, осознания им важности решаемых задач. Внимание лежит в основе таких значимых в профессиональном отношении свойств юриста, как наблюдательность, любознательность, высокая работоспособность и творческая активность.

Развитие умения управлять своим вниманием неразрывно связано с формированием личности юриста, с его отношением к профессии, людям, с выработкой таких качеств, как организованность, дисципли-нированность, выдержка, настойчивость и самообладание.

Для сосредоточения внимания необходимо:

  1. концентрировать внимание на существенном. Направлять внимание на изучаемый объект и пытаться выделить в нем все новые стороны, признаки, черты, свойства. Следить за тем, чтобы внимание было направлено только на интересующий вас объект и не допускать его переключения на другие объекты;
  2. не закреплять несущественную информацию, т.е. она не должна запечатлеваться, ни повторяться в памяти;
  3. отбрасывать несуществующую информацию: ее необходимо сразу же вытеснить путем восприятия новой, более существенной информации.

Психические состояния
непатологической дезорганизации сознания

Организованность сознания человека выражается прежде всего в его внимательности, в степени ясности осознания объектов действительности. Показатель организованности сознания – это различный уровень внимательности. Отсутствие четкой направленности сознания означает его дезорганизованность. В следственной практике, оценивая поступки людей, необходимо иметь в виду различные непатологические уровни дезорганизации сознания.

Одним из состояний частичной дезорганизованности сознания является рассеянность. Рассеянностью обычно называют два разных явления:

  1. во-первых, результат чрезмерного углубления в работу, когда человек ничего не замечает вокруг себя – ни окружающих людей и предметов, ни разнообразных явлений. Этот вид рассеянности получил название мнимая рассеянность, поскольку является результатом большого умственного сосредоточения;
  2. во-вторых, состояние, когда человек не может ни на чем долго сосредоточиться, когда он постоянно переходит от одного объекта или явления к другому, ни на чем не задерживаясь. Это так называемая подлинная рассеянность, исключающая какую бы то ни было сосредоточенность внимания. Такого вида рассеянность является временным нарушением ориентировки, ослаблением внимания. Причинами подлинной рассеянности могут являться: расстройство нервной системы, заболевания крови, недостаток кислорода, физическое или умственное переутомление, тяжелые эмоциональные переживания, последствие черепно-мозговой травмы и т.п.

Одним из видов временной дезорганизации сознания является апатия – состояние безразличия к внешним воздействиям. Это пассивное состояние связано с резким понижением тонуса коры головного мозга и переживается человеком как тягостное состояние. Возникает апатия в результате нервного перенапряжения или в условиях сенсорного голода. Апатия в известной мере парализует психическую деятельность человека, притупляет его интересы, понижает ориентировочно-исследовательскую деятельность. Наивысшая степень непатологической дезорганизации сознания возникает при стрессах и аффектах.

Сужение внимания – слишком маленький объем внимания (2–3 ед.), наблюдается при психических расстройствах, депрессии.

Слабость распределения внимания – нарушение при многих психических заболеваниях и состояниях.

[1] См.: Общая психология / под ред. А.В. Петровского. – М., 1986. – С. 231.

[2] См.: Гамезо М.В., Домашенко И.А. Указ. соч. – С. 115.

Источник