Какое из свойств способствует культурной стабильности

Какое из свойств способствует культурной стабильности thumbnail
Студопедия

КАТЕГОРИИ:

Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Изучение структуры культуры началось с 1949 г., когда американский исследователь Э. Хобель предложил выделить для изучения самую малую единицу культуры, кото­рая получила название культурного элемента. По определению Хобеля, культурным элементом называется «считающаяся более неделимой единица поведенческого образца или материального продукта». Каждая культура включает в себя тысячи культурных элементов, сливающихся в некое единое целое. Причем некоторые из этих элементов одновременно являются частью многих культур, т.е. культур разных обществ и разных времен.

Каждый вид человеческой деятельности содержит специфические куль­турные комплексы, которые путем анализа можно разложить на ряды отдельных культурных элементов.

В современной социологии выделяют два уровня культуры:

• ее социальную оболочку, составленную из традиций и привычек, вырастающих из быта, из повседневной жизни, систему гласных и негласных, осознанных и неосознанных норм, обрядов, правил, ритуальных процедур, порожденных сложившимися социальными отношениями. Изменения в этой сфере следуют за изменениями в социальной сфере — новый социальный порядок рождает новую социальную оболочку, новые ценностные нормы и правила;

• сферу культурного моделирования — консервативную, обладающую стойкой генетической памятью.

Двухслойная модель культуры повторяет универсальную модель любой развивающейся системы, всегда эволюционирующей под влиянием двух групп факторов — внутренних, генетически обусловленных, и внешних — воздействия среды. Генетические факторы, обеспечивающие самоидентичность и устойчивость системы во времени, — это уровень культурного моделирования. Эти факторы консервативны и слабо связаны со средой, но испытывают с ее стороны давление. Причем диапазон влияния среды на генетические факторы может располагаться между полюсом благоприятствования реализации генетических задатков и возможностей — до их деформации, приводящей к гибели системы. Под средой системы «культура» можно понимать реалии общего уровня. Любая культура есть подсистема культуры более общего характера.

Различают культуры:

По охвату территории:

1. цивилизационные (относящиеся к метаобществам, породив­шим в определенные периоды своего развития своеобразные куль­турные русла, или парадигмы, развития многих этнических и национальных культур);

2. региональные (относящиеся к метасоциумам, разным обще­ствам, объединенным природной и территориальной близостью условий проживания);

3. национальные (относящиеся к полиэтничным странам на индустриальном и более позднем этапах развития);

4. групповые (относящиеся к определенным социальным стра­там и субстратам, т.е. общностям и подобщностям в структуре общества);

5. семейные (относящиеся к разным типам семьи).

По характеру ценностей:

1. материальная

2. духовная

По способу создания ценностей:

1. массовая

2. элитарная

3. народная

По соотношению с доминирующей культурой:

1. субкультура

2. контркультура

По содержанию:

1. религиозная

2. профессиональная,

3. национальная…

Все эти культуры имеют не только классификационный отте­нок, но и характер реального существования, сложного иерархи­ческого и горизонтального взаимодействия. Они приводят к взаи­мопроникновению, сосуществованию или к разнообразным дра­мам отторжения на всех уровнях: от межсемейного (Монтекки и Капулетти) до межнационального и цивилизационного (американизация).

Субкультуры и контркультуры. Культура современного общества включает в себя множество культурных комплексов, которые могут быть взаимосвязаны (например, культурные комплексы деятельности по управлению людьми и культурные комплексы деятельности по созданию материальных благ) или изолированы (например, выращивание цветов или коллекционирование каких-либо предметов).

Каждое общество имеет совокупность культурных образ­цов, которые принимаются и разделяются всеми членами общества. Эту совокупность принято называть доминирующей культурой, или всеобщей культурой. В то же время общество включает группы людей, которые развивают определенные культурные комплек­сы, не разделяемые всеми людьми данного общества. Иммигрантские группы, например, развивают смешанную культуру, состоящую из культурных комплексов страны, где они живут в настоящее время, и культурных комплексов, принятых на их прежнем месте жительства.

Каждая из групп людей, стоящих на разных экономических ступенях в процессе распределения общественного продукта, обычно развивает способы поведения, отличающие данную группу от всего остального общества, а также свою культуру. Каждый социальный институт стремится создать и внедрить поведенческие образцы, которые отличаются от подобных образцов других институтов. Это выражается в существо­вании таких систем комплексов, как «культура предприятия», «культура школы», «культура управления». Каждый из них имеет свою специфику и относится соответственно к институту производства, институту образования, институту управления. Такие термины, как «армейская жизнь», «богема», «жизнь в коммуналке», отражают картину культурных особенностей, разных типов социальных взаимодействий.

Подобного рода культурные образцы, тесно связанные с общей, доминирующей культурой и в то же время отличающиеся от нее, называются субкультурами. Субкультурные различия в современном обществе определя­ются национальностью, родом занятий, регионом, полом, возрастом, социально-классовыми и многими другими различиями между людьми.

Каждое общество имеет не просто общий вид культуры, но пеструю мозаику из по-разному взаимодействующих субкультур. Жизнь индивида протекает главным образом в рамках определенной субкультуры.

Читайте также:  Какими свойства обладают металлов и чем они обусловлены

В силу ряда социальных, политических или экономических обстоя­тельств субкультура может культивировать образцы поведения, проти­воположные доминирующей культуре. Тер­мин «контркультура» приложим к субкультуре тех групп, которая не только отличается от доминирующих образцов, но и бросает им вызов.

СВОЙСТВА КУЛЬТУР

У всех культур есть общие свойства, независимо от того, в какое время и в каком регионе возникает культура, независимо от того, является ли она культурой от­дельной личности или культурой общества.

Наиболее важными свойствами культуры являются ее стабиль­ность или нестабильность, потому что именно они показывают, насколько та или иная культурная система выполняет (или не выполняет) свою основную задачу — обеспечивать психологиче­ский комфорт.

Следующей парой свойств является толерантность и интолерантность. Толерантность оз­начает терпимость; она признает право на существование других культур.

Следующие два противоположных свойства культуры — от­крытость и замкнутость. Открытостью называется готовность дан­ной культуры к контакту с другими культурами.

Сложную проблему представляет собой соотношение та­ких свойств культуры, как демократизм и элитарность. Демокра­тическая культура рассчитана на самые широкие слои общества. Она либо является порождением этих кругов (фольклор), либо создается культурными верхами в расчете на восприятие любым, даже специально неподготовленным.

Элитарность представляет собой особое свойство культуры, которое характеризуется тем, что культурные ценности создают­ся, во-первых, вне народной среды и без опоры на народную культуру, и, во-вторых, создаются для «избранных» в расчете на интеллектуальную верхушку общества. На практике это означает, что для адекватного восприятия элитарной культуры необходима специальная подготовка, овладение некоторым запасом культур­ных знаний и навыков, которые не приходят сами собой.

Последние три свойства культуры — прогрессивность, регрессивность и консервативность. Это разные качества культуры, означающие ориентацию на разные системы ценностей. Названные категории харак­теризуют в основном культуру общества, а не отдельной лично­сти, хотя есть и исключения.

Под прогрессивностью будем понимать стремление культуры развиваться, то есть находить или вырабатывать новые культур­ные ценности. Противоположным свойством культуры является регрессив­ность, которая означает стремление перенести в настоящее и бу­дущее культурные ценности прошлого и отказ от всех новых цен­ностей, если они отличаются от традиционных. Регрессивная культура ценна тем, что она бережет и охраняет устоявшиеся, традиционные ценности; ей не грозит ут­рата исторической памяти. Консерватизм как свойство культуры стоит ближе к регрессив­ности, чем к прогрессивности, прежде всего потому, что скепти­чески относится к новым ценностям и склонен скорее идти про­торенными путями, нежели искать новые дороги. Сущность консерватизма состоит в активном стремлении сохранить суще­ствующую культуру в неприкосновенности.

Дата добавления: 2015-03-29; Просмотров: 1136; Нарушение авторских прав?

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Рекомендуемые страницы:

Читайте также:

Источник

3) это тип идеологического мышления.

4. В чем заключается закон парности эмоционально-ценност­ных ориентаций?

1) в том, что эмоционально-ценностные ориентации образуют иерархическую систему;

2) в том, что эмоционально-ценностные ориентации неза­висимы друг от друга;

3) в том, что эмоционально-ценностные ориентации ком­пенсируют друг друга.

5. В чем состоит сущность эпико-драматической эмоциональ­но-ценностной ориентации?

1) в полном приятии конфликтного мира;

2) в ощущении абсолютной и бесконфликтной гармонии;

3) в реализации возвышенного идеала.

6. В чем состоит разница между героикой и романтикой?

1) героика утверждает общественные идеалы, а романтика — личные;

2) героика — сфера действия, а романтика — переживания;

3) разницы практически нет.

7. Какая эмоционально-ценностная ориентация является компенсатором сентиментальности?

  1. инвектива;

2) цинизм;

  1. ирония.

8. В чем состоит сущность иронии?

1) в скрытой насмешке;

2) в утверждении ценностей, противоположных отрицае­мым;

3) в скептическом отрицании любой ценности.

II

Проанализируйте систему конкретных ценностей и определите тип эмоционально-ценностной ориентации (указав характер компенсации) в следующих культурах.

1. Культура революционного пролетариата в России времени Февральской революции, Октябрьского переворота и Гражданской войны.

2. Культура гитлеровской Германии.

3. Культура главных героев романа Л.Н.Толстого «Война и мир» (Николай, Наташа и Петя Ростовы, Андрей Болконский, Пьер Безухов, Анатоль Курагин, Берг, Соня, княжна Марья, старый князь Болконский).

4. Культура «среднего» городского или сельского человека в России второй половины XX века.

5. Ваша собственная культура.

Глава III

I

1. «Чем шире объем культуры, тем больше степень ее внутренней неоднородности». Верно ли это?

1) да;

2) нет;

3) на вопрос нельзя дать однозначного ответа.

2. В чем разница между кружком и партией?

1) кружок представляет собой более тесную культурную общность, чем партия;

Читайте также:  Каким свойством не обладает арбуз умник

2) партия — это политическая организация, а кружок -нет;

3) существенной разницы между ними нет.

3. Реально ли понятие «национальная культура»?

1) да;

2) нет;

3) было реальным в прошлом.

4. Что является основным противоречием культуры общества?

1) народная культура — массовая культура;

2) культура кружков — культура партий;

3) культура личности — официальная культура.

5. Что такое культурные операторы?

1) способы самозащиты личности от культурного давления;

2) способы формирования культуры и управления ею;

3) формы существования культурных ценностей.

6. В чем состоит сущность авторитета?

1) во внешней привлекательности;

2) в обладании политической властью;

3) в непогрешимости и непререкаемости.

7. Что является характерным для массовой культуры?

1) доступность практически для любого человека;

2) низкий интеллектуальный уровень;

3) и то и другое.

8. Какие ценности утверждает народная культура?

1) ценности новые;

2) ценности традиционные;

3) и те и другие.

9. Кто создает контркультуру?

1) народ;

2) интеллигенция;

3) правящие структуры.

10. Игнорирование официальной системы ценностей характерно для:

1) конформизма;

2) нонконформизма;

3) индифферентности.

II

Проанализируйте культурные операторы и способы культур­ной самозащиты в следующих культурных ситуациях:

  1. Александр I — А.С.Пушкин.

  2. Дворянство — крестьянство в России XIX века.

3. Правящий режим — «средний человек» в России 1960— 1980-х гг.

4. Официальная культура — культура личности в следующих литературных произведениях (по выбору):

М.Е. Салтыков- Щедрин «История одного города».

М.А Булгаков «Собачье сердце».

А.Т. Твардовский «Теркин на том свете».

Я. Гашек «Похождения бравого солдата Швейка».

Р .Олдингтон «Смерть героя».

А. Камю «Посторонний».

5. Ваши личные взаимоотношения с официальной культурой.

Глава IV

I

1. В чем состоит сущность стабильности личностной культуры?

1) в постоянном расширении круга ценностей;

2) в культурной замкнутости;

3) в достижении душевного комфорта.

2. Что обеспечивает стабильность общественной культуры?

1) стабильность составляющих ее личностей;

2) наличие социально-культурного прогресса;

3) наличие диссидентского движения.

3. Что является фактором культурной нестабильности?

1) приобщение к массовой культуре;

2) культурные контакты;

3) декомпенсация эмоционально-ценностной ориентации

4. Какую роль играет толерантность в развитии культуры?

1) в основном положительную;

2) в основном отрицательную;

3) нельзя ответить однозначно.

5. Культуру СССР 30—50-х гг. можно назвать:

1) открытой;

2) замкнутой;

3) нельзя ответить однозначно.

6. Какая культура лучше?

1) демократическая;

2) элитарная;

3) вопрос поставлен некорректно.

7. Что составляет сущность культурного консерватизма?

1) возврат к исторически отжившим ценностям;

2) стремление сохранить ценности современной культуры;

3) стремление осваивать новые ценности.

8. Какое свойство является фактором стабильности для молодых культур?

1) прогрессивность;

2) регрессивность;

3) консервативность.

9. Какое свойство в наибольшей мере способствует культурной стабильности?

1) замкнутость;

2) толерантность,

3) элитарность

II

Проанализируйте основные свойства перечисленных ниже куль­тур, отметив, какие из них способствуют стабильности, а какие вызывают нестабильность.

1. Культура европейского Возрождения.

2. Культура декабризма в России начала ХТХ века.

3. Культура А.П. Чехова.

4. Культура Печорина в романе М.Ю. Лермонтова «Герой наше­го времени».

5. Ваша собственная культура.

Глава V

I

1. Какая сфера продуцирования культурных ценностей являет­ся исторически первичной?

1) быт;

2) идеология;

3) религия.

2. Какая сфера продуцирования и бытования культурных цен­ностей является самодостаточной?

1) быт;

2) религия;

3) искусство.

3. Что характеризует идеологию?

1) она опирается на религиозные ценности;

2) она вырабатывается сознательно;

3) она общедоступна.

4. Что является отличительной чертой религии?

1) вера в Спасителя;

2) вера в жертвоприношения;

3) вера в верховное существо и загробную жизнь.

5. Как можно оценить роль религии в культуре?

1) как однозначно положительную;

2) как однозначно отрицательную;

3) как двойственную.

6. Какой тип религии является наиболее толерантным?

1) монотеизм;

2) политеизм;

3) пантеизм.

7. Чем характеризуется атеизм?

1) воинствующей непримиримостью по отношению к рели­гии;

2) отрицанием бога;

3) равнодушием к религии.

8. Верит ли последовательный агностик в Бога и загробную жизнь?

1) да;

2) нет;

3) ни то, ни другое.

9. Каково влияние агностицизма на культуру?

1) в основном положительное;

2) в основном отрицательное;

3) двоякое.

10. Какая функция является важнейшей для искусства?

1) воспитательная;

2) эстетическая;

3) познавательная.

11. Почему возможны различные истолкования произведений искусства?

1) в силу многозначности его образов;

2) в силу расхождения замысла и воплощения;

3) потому что искусство полифункционально.

II

В перечисленных ниже культурах проанализируйте систему цен­ностей с точки зрения их происхождения: из быта, идеологии, религии, искусства.

Читайте также:  Свойства и применения какого либо вещества

1. Культура европейского и русского романтизма конца XVIII — начала XIX веков.

2. Культура одной из мировых религий (по выбору).

3. Культура двух-трех персонажей романа Ф.М. Достоевского «Бесы» (по выбору).

4. Русская или иная национальная культура (по выбору) на современном этапе.

5. Ваша собственная культура.

Глава VI

I

1. В чем особенность формирования картины мира в обыденном сознании?

1) в том, что она складывается стихийно;

2) в том, что обыденное сознание создает законченные кон­цепции мира и человека;

  1. и в том и в другом.

2. Из чего следует, что создание концепций мира и человека — это культурологическая потребность?

1) из того, что культуре присуще философское мышление;

2) из того, что оппозиция «мир — человек» является соб­ственно культурологической;

3) из того, что эти концепции создают культурологи.

3. Признание объективных законов мира свойственно:

1) только идеологическому сознанию;

2) только обыденному сознанию;

3) и тому и другому.

4. Для концепций разумности мироздания характерна:

1) идея существования Бога;

2) идея случайности как основы бытия;

3) идея целесообразности.

5. Для этических концепций мироздания характерна:

1) идея борьбы добра со злом;

2) идея мистического объяснения бытия;

3) идея рационализма.

6. Возможны ли в культуре концепции бытия как хаоса?

1) да;

2) нет;

3) возможны только в религиозных системах.

7. Какое представление о человеке в системе мира является наи­более распространенным и наиболее практичным?

1) человек не может познать закономерности бытия и по­этому полностью зависим от случая;

2) человек может постичь закономерности бытия и действо­вать на основании этого;

3) человек сам предписывает бытию свои законы.

8. Что составляет суть интуитивизма?

1) идея рационального познания мира;

2) идея внелогического, эмоционального познания мира;

3) ни то ни другое.

9. Какое представление о человеке наиболее оправдано с точки зрения культурологии?

1) человек велик;

2) человек ничтожен;

3) человек сочетает в себе и то и другое.

II

Проанализируйте концепции мира и человека, свойственные следующим культурам.

1. Православие.

2. Марксистско-ленинская философия.

3. Культура А. С. Пушкина.

4. Культура Базарова из романа И.С. Тургенева «Отцы и дети».

5. Ваша собственная культура.

Глава VII

I

1. Существенным для характеристики образа жизни является:

1) соотношение труда и отдыха;

2) темп жизни;

3) и то и другое.

2. В чем состоит сущность феномена опоздания?

1) в том, что при современном темпе жизни человек не может не опаздывать;

2) в том, что возникает страх опоздания и, как следствие, культурный дискомфорт;

3) в том, что опозданию нет нравственных оправданий.

3. Какая тенденция характерна для плотности населения?

1) возрастание;

2) уменьшение;

3) стабильность.

4. Что такое регламентированное поведение?

1) это поведение, обусловленное требованиями обычая и этикета;

2) это свободное поведение человека в любой ситуации;

3) это поведение человека в общественных местах.

5. В чем состоит культурологическое значение еды?

1) в том, что она поддерживает жизнь человека;

2) в том, что потребление продуктов связано с их произ­водством;

3) в приобщении к определенной культурной традиции.

6. Какая форма коммуникации является в культуре первичной?

1) беседа;

2) книга;

3) переписка.

7. С точки зрения культуры компьютер — это явление:

1) в основном положительное;

2) в основном отрицательное;

3) он вообще не имеет отношения к культуре.

II

Опишите образ жизни и его важнейшие параметры, характер­ные для следующих культур.

1. Культура русской деревни 1960-1980-х гг.

2. Культура города N в поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души».

3. Культура современного «среднего» городского человека.

4. Культура «новых русских».

5. Ваша личная культура.

Глава VIII

I

1. Промискуитет:

1) обеспечивает продолжение рода;

2) создает собственно культурные ценности;

3) образует семью.

2. Основной тенденцией половых отношений является:

1) полигамия;

2) моногамия;

3) промискуитет.

3. Какие антиценности может порождать моногамия?

1) неуверенность в своей жизненной позиции;

2) неспособность к самостоятельным решениям;

3) ревность.

4. В каком случае общество имеет право контролировать част­ную жизнь человека?

1) ни в каком;

2) в случае политической угрозы для государства;

3) в случае аморального поведения.

5. Где больше проявляет себя воздействие общества на интимные отношения?

1) в России;

2) в США;

3) примерно одинаково.

6. Какова роль государства как регулятора интимной жизни?

1) положительная;

Источник