Какое из свойств способствует культурной стабильности
КАТЕГОРИИ:
Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)
Изучение структуры культуры началось с 1949 г., когда американский исследователь Э. Хобель предложил выделить для изучения самую малую единицу культуры, которая получила название культурного элемента. По определению Хобеля, культурным элементом называется «считающаяся более неделимой единица поведенческого образца или материального продукта». Каждая культура включает в себя тысячи культурных элементов, сливающихся в некое единое целое. Причем некоторые из этих элементов одновременно являются частью многих культур, т.е. культур разных обществ и разных времен.
Каждый вид человеческой деятельности содержит специфические культурные комплексы, которые путем анализа можно разложить на ряды отдельных культурных элементов.
В современной социологии выделяют два уровня культуры:
• ее социальную оболочку, составленную из традиций и привычек, вырастающих из быта, из повседневной жизни, систему гласных и негласных, осознанных и неосознанных норм, обрядов, правил, ритуальных процедур, порожденных сложившимися социальными отношениями. Изменения в этой сфере следуют за изменениями в социальной сфере — новый социальный порядок рождает новую социальную оболочку, новые ценностные нормы и правила;
• сферу культурного моделирования — консервативную, обладающую стойкой генетической памятью.
Двухслойная модель культуры повторяет универсальную модель любой развивающейся системы, всегда эволюционирующей под влиянием двух групп факторов — внутренних, генетически обусловленных, и внешних — воздействия среды. Генетические факторы, обеспечивающие самоидентичность и устойчивость системы во времени, — это уровень культурного моделирования. Эти факторы консервативны и слабо связаны со средой, но испытывают с ее стороны давление. Причем диапазон влияния среды на генетические факторы может располагаться между полюсом благоприятствования реализации генетических задатков и возможностей — до их деформации, приводящей к гибели системы. Под средой системы «культура» можно понимать реалии общего уровня. Любая культура есть подсистема культуры более общего характера.
Различают культуры:
По охвату территории:
1. цивилизационные (относящиеся к метаобществам, породившим в определенные периоды своего развития своеобразные культурные русла, или парадигмы, развития многих этнических и национальных культур);
2. региональные (относящиеся к метасоциумам, разным обществам, объединенным природной и территориальной близостью условий проживания);
3. национальные (относящиеся к полиэтничным странам на индустриальном и более позднем этапах развития);
4. групповые (относящиеся к определенным социальным стратам и субстратам, т.е. общностям и подобщностям в структуре общества);
5. семейные (относящиеся к разным типам семьи).
По характеру ценностей:
1. материальная
2. духовная
По способу создания ценностей:
1. массовая
2. элитарная
3. народная
По соотношению с доминирующей культурой:
1. субкультура
2. контркультура
По содержанию:
1. религиозная
2. профессиональная,
3. национальная…
Все эти культуры имеют не только классификационный оттенок, но и характер реального существования, сложного иерархического и горизонтального взаимодействия. Они приводят к взаимопроникновению, сосуществованию или к разнообразным драмам отторжения на всех уровнях: от межсемейного (Монтекки и Капулетти) до межнационального и цивилизационного (американизация).
Субкультуры и контркультуры. Культура современного общества включает в себя множество культурных комплексов, которые могут быть взаимосвязаны (например, культурные комплексы деятельности по управлению людьми и культурные комплексы деятельности по созданию материальных благ) или изолированы (например, выращивание цветов или коллекционирование каких-либо предметов).
Каждое общество имеет совокупность культурных образцов, которые принимаются и разделяются всеми членами общества. Эту совокупность принято называть доминирующей культурой, или всеобщей культурой. В то же время общество включает группы людей, которые развивают определенные культурные комплексы, не разделяемые всеми людьми данного общества. Иммигрантские группы, например, развивают смешанную культуру, состоящую из культурных комплексов страны, где они живут в настоящее время, и культурных комплексов, принятых на их прежнем месте жительства.
Каждая из групп людей, стоящих на разных экономических ступенях в процессе распределения общественного продукта, обычно развивает способы поведения, отличающие данную группу от всего остального общества, а также свою культуру. Каждый социальный институт стремится создать и внедрить поведенческие образцы, которые отличаются от подобных образцов других институтов. Это выражается в существовании таких систем комплексов, как «культура предприятия», «культура школы», «культура управления». Каждый из них имеет свою специфику и относится соответственно к институту производства, институту образования, институту управления. Такие термины, как «армейская жизнь», «богема», «жизнь в коммуналке», отражают картину культурных особенностей, разных типов социальных взаимодействий.
Подобного рода культурные образцы, тесно связанные с общей, доминирующей культурой и в то же время отличающиеся от нее, называются субкультурами. Субкультурные различия в современном обществе определяются национальностью, родом занятий, регионом, полом, возрастом, социально-классовыми и многими другими различиями между людьми.
Каждое общество имеет не просто общий вид культуры, но пеструю мозаику из по-разному взаимодействующих субкультур. Жизнь индивида протекает главным образом в рамках определенной субкультуры.
В силу ряда социальных, политических или экономических обстоятельств субкультура может культивировать образцы поведения, противоположные доминирующей культуре. Термин «контркультура» приложим к субкультуре тех групп, которая не только отличается от доминирующих образцов, но и бросает им вызов.
СВОЙСТВА КУЛЬТУР
У всех культур есть общие свойства, независимо от того, в какое время и в каком регионе возникает культура, независимо от того, является ли она культурой отдельной личности или культурой общества.
Наиболее важными свойствами культуры являются ее стабильность или нестабильность, потому что именно они показывают, насколько та или иная культурная система выполняет (или не выполняет) свою основную задачу — обеспечивать психологический комфорт.
Следующей парой свойств является толерантность и интолерантность. Толерантность означает терпимость; она признает право на существование других культур.
Следующие два противоположных свойства культуры — открытость и замкнутость. Открытостью называется готовность данной культуры к контакту с другими культурами.
Сложную проблему представляет собой соотношение таких свойств культуры, как демократизм и элитарность. Демократическая культура рассчитана на самые широкие слои общества. Она либо является порождением этих кругов (фольклор), либо создается культурными верхами в расчете на восприятие любым, даже специально неподготовленным.
Элитарность представляет собой особое свойство культуры, которое характеризуется тем, что культурные ценности создаются, во-первых, вне народной среды и без опоры на народную культуру, и, во-вторых, создаются для «избранных» в расчете на интеллектуальную верхушку общества. На практике это означает, что для адекватного восприятия элитарной культуры необходима специальная подготовка, овладение некоторым запасом культурных знаний и навыков, которые не приходят сами собой.
Последние три свойства культуры — прогрессивность, регрессивность и консервативность. Это разные качества культуры, означающие ориентацию на разные системы ценностей. Названные категории характеризуют в основном культуру общества, а не отдельной личности, хотя есть и исключения.
Под прогрессивностью будем понимать стремление культуры развиваться, то есть находить или вырабатывать новые культурные ценности. Противоположным свойством культуры является регрессивность, которая означает стремление перенести в настоящее и будущее культурные ценности прошлого и отказ от всех новых ценностей, если они отличаются от традиционных. Регрессивная культура ценна тем, что она бережет и охраняет устоявшиеся, традиционные ценности; ей не грозит утрата исторической памяти. Консерватизм как свойство культуры стоит ближе к регрессивности, чем к прогрессивности, прежде всего потому, что скептически относится к новым ценностям и склонен скорее идти проторенными путями, нежели искать новые дороги. Сущность консерватизма состоит в активном стремлении сохранить существующую культуру в неприкосновенности.
Дата добавления: 2015-03-29; Просмотров: 1136; Нарушение авторских прав?
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
Рекомендуемые страницы:
Читайте также:
3) это тип идеологического мышления.
4. В чем заключается закон парности эмоционально-ценностных ориентаций?
1) в том, что эмоционально-ценностные ориентации образуют иерархическую систему;
2) в том, что эмоционально-ценностные ориентации независимы друг от друга;
3) в том, что эмоционально-ценностные ориентации компенсируют друг друга.
5. В чем состоит сущность эпико-драматической эмоционально-ценностной ориентации?
1) в полном приятии конфликтного мира;
2) в ощущении абсолютной и бесконфликтной гармонии;
3) в реализации возвышенного идеала.
6. В чем состоит разница между героикой и романтикой?
1) героика утверждает общественные идеалы, а романтика — личные;
2) героика — сфера действия, а романтика — переживания;
3) разницы практически нет.
7. Какая эмоционально-ценностная ориентация является компенсатором сентиментальности?
инвектива;
2) цинизм;
ирония.
8. В чем состоит сущность иронии?
1) в скрытой насмешке;
2) в утверждении ценностей, противоположных отрицаемым;
3) в скептическом отрицании любой ценности.
II
Проанализируйте систему конкретных ценностей и определите тип эмоционально-ценностной ориентации (указав характер компенсации) в следующих культурах.
1. Культура революционного пролетариата в России времени Февральской революции, Октябрьского переворота и Гражданской войны.
2. Культура гитлеровской Германии.
3. Культура главных героев романа Л.Н.Толстого «Война и мир» (Николай, Наташа и Петя Ростовы, Андрей Болконский, Пьер Безухов, Анатоль Курагин, Берг, Соня, княжна Марья, старый князь Болконский).
4. Культура «среднего» городского или сельского человека в России второй половины XX века.
5. Ваша собственная культура.
Глава III
I
1. «Чем шире объем культуры, тем больше степень ее внутренней неоднородности». Верно ли это?
1) да;
2) нет;
3) на вопрос нельзя дать однозначного ответа.
2. В чем разница между кружком и партией?
1) кружок представляет собой более тесную культурную общность, чем партия;
2) партия — это политическая организация, а кружок -нет;
3) существенной разницы между ними нет.
3. Реально ли понятие «национальная культура»?
1) да;
2) нет;
3) было реальным в прошлом.
4. Что является основным противоречием культуры общества?
1) народная культура — массовая культура;
2) культура кружков — культура партий;
3) культура личности — официальная культура.
5. Что такое культурные операторы?
1) способы самозащиты личности от культурного давления;
2) способы формирования культуры и управления ею;
3) формы существования культурных ценностей.
6. В чем состоит сущность авторитета?
1) во внешней привлекательности;
2) в обладании политической властью;
3) в непогрешимости и непререкаемости.
7. Что является характерным для массовой культуры?
1) доступность практически для любого человека;
2) низкий интеллектуальный уровень;
3) и то и другое.
8. Какие ценности утверждает народная культура?
1) ценности новые;
2) ценности традиционные;
3) и те и другие.
9. Кто создает контркультуру?
1) народ;
2) интеллигенция;
3) правящие структуры.
10. Игнорирование официальной системы ценностей характерно для:
1) конформизма;
2) нонконформизма;
3) индифферентности.
II
Проанализируйте культурные операторы и способы культурной самозащиты в следующих культурных ситуациях:
Александр I — А.С.Пушкин.
Дворянство — крестьянство в России XIX века.
3. Правящий режим — «средний человек» в России 1960— 1980-х гг.
4. Официальная культура — культура личности в следующих литературных произведениях (по выбору):
М.Е. Салтыков- Щедрин «История одного города».
М.А Булгаков «Собачье сердце».
А.Т. Твардовский «Теркин на том свете».
Я. Гашек «Похождения бравого солдата Швейка».
Р .Олдингтон «Смерть героя».
А. Камю «Посторонний».
5. Ваши личные взаимоотношения с официальной культурой.
Глава IV
I
1. В чем состоит сущность стабильности личностной культуры?
1) в постоянном расширении круга ценностей;
2) в культурной замкнутости;
3) в достижении душевного комфорта.
2. Что обеспечивает стабильность общественной культуры?
1) стабильность составляющих ее личностей;
2) наличие социально-культурного прогресса;
3) наличие диссидентского движения.
3. Что является фактором культурной нестабильности?
1) приобщение к массовой культуре;
2) культурные контакты;
3) декомпенсация эмоционально-ценностной ориентации
4. Какую роль играет толерантность в развитии культуры?
1) в основном положительную;
2) в основном отрицательную;
3) нельзя ответить однозначно.
5. Культуру СССР 30—50-х гг. можно назвать:
1) открытой;
2) замкнутой;
3) нельзя ответить однозначно.
6. Какая культура лучше?
1) демократическая;
2) элитарная;
3) вопрос поставлен некорректно.
7. Что составляет сущность культурного консерватизма?
1) возврат к исторически отжившим ценностям;
2) стремление сохранить ценности современной культуры;
3) стремление осваивать новые ценности.
8. Какое свойство является фактором стабильности для молодых культур?
1) прогрессивность;
2) регрессивность;
3) консервативность.
9. Какое свойство в наибольшей мере способствует культурной стабильности?
1) замкнутость;
2) толерантность,
3) элитарность
II
Проанализируйте основные свойства перечисленных ниже культур, отметив, какие из них способствуют стабильности, а какие вызывают нестабильность.
1. Культура европейского Возрождения.
2. Культура декабризма в России начала ХТХ века.
3. Культура А.П. Чехова.
4. Культура Печорина в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».
5. Ваша собственная культура.
Глава V
I
1. Какая сфера продуцирования культурных ценностей является исторически первичной?
1) быт;
2) идеология;
3) религия.
2. Какая сфера продуцирования и бытования культурных ценностей является самодостаточной?
1) быт;
2) религия;
3) искусство.
3. Что характеризует идеологию?
1) она опирается на религиозные ценности;
2) она вырабатывается сознательно;
3) она общедоступна.
4. Что является отличительной чертой религии?
1) вера в Спасителя;
2) вера в жертвоприношения;
3) вера в верховное существо и загробную жизнь.
5. Как можно оценить роль религии в культуре?
1) как однозначно положительную;
2) как однозначно отрицательную;
3) как двойственную.
6. Какой тип религии является наиболее толерантным?
1) монотеизм;
2) политеизм;
3) пантеизм.
7. Чем характеризуется атеизм?
1) воинствующей непримиримостью по отношению к религии;
2) отрицанием бога;
3) равнодушием к религии.
8. Верит ли последовательный агностик в Бога и загробную жизнь?
1) да;
2) нет;
3) ни то, ни другое.
9. Каково влияние агностицизма на культуру?
1) в основном положительное;
2) в основном отрицательное;
3) двоякое.
10. Какая функция является важнейшей для искусства?
1) воспитательная;
2) эстетическая;
3) познавательная.
11. Почему возможны различные истолкования произведений искусства?
1) в силу многозначности его образов;
2) в силу расхождения замысла и воплощения;
3) потому что искусство полифункционально.
II
В перечисленных ниже культурах проанализируйте систему ценностей с точки зрения их происхождения: из быта, идеологии, религии, искусства.
1. Культура европейского и русского романтизма конца XVIII — начала XIX веков.
2. Культура одной из мировых религий (по выбору).
3. Культура двух-трех персонажей романа Ф.М. Достоевского «Бесы» (по выбору).
4. Русская или иная национальная культура (по выбору) на современном этапе.
5. Ваша собственная культура.
Глава VI
I
1. В чем особенность формирования картины мира в обыденном сознании?
1) в том, что она складывается стихийно;
2) в том, что обыденное сознание создает законченные концепции мира и человека;
и в том и в другом.
2. Из чего следует, что создание концепций мира и человека — это культурологическая потребность?
1) из того, что культуре присуще философское мышление;
2) из того, что оппозиция «мир — человек» является собственно культурологической;
3) из того, что эти концепции создают культурологи.
3. Признание объективных законов мира свойственно:
1) только идеологическому сознанию;
2) только обыденному сознанию;
3) и тому и другому.
4. Для концепций разумности мироздания характерна:
1) идея существования Бога;
2) идея случайности как основы бытия;
3) идея целесообразности.
5. Для этических концепций мироздания характерна:
1) идея борьбы добра со злом;
2) идея мистического объяснения бытия;
3) идея рационализма.
6. Возможны ли в культуре концепции бытия как хаоса?
1) да;
2) нет;
3) возможны только в религиозных системах.
7. Какое представление о человеке в системе мира является наиболее распространенным и наиболее практичным?
1) человек не может познать закономерности бытия и поэтому полностью зависим от случая;
2) человек может постичь закономерности бытия и действовать на основании этого;
3) человек сам предписывает бытию свои законы.
8. Что составляет суть интуитивизма?
1) идея рационального познания мира;
2) идея внелогического, эмоционального познания мира;
3) ни то ни другое.
9. Какое представление о человеке наиболее оправдано с точки зрения культурологии?
1) человек велик;
2) человек ничтожен;
3) человек сочетает в себе и то и другое.
II
Проанализируйте концепции мира и человека, свойственные следующим культурам.
1. Православие.
2. Марксистско-ленинская философия.
3. Культура А. С. Пушкина.
4. Культура Базарова из романа И.С. Тургенева «Отцы и дети».
5. Ваша собственная культура.
Глава VII
I
1. Существенным для характеристики образа жизни является:
1) соотношение труда и отдыха;
2) темп жизни;
3) и то и другое.
2. В чем состоит сущность феномена опоздания?
1) в том, что при современном темпе жизни человек не может не опаздывать;
2) в том, что возникает страх опоздания и, как следствие, культурный дискомфорт;
3) в том, что опозданию нет нравственных оправданий.
3. Какая тенденция характерна для плотности населения?
1) возрастание;
2) уменьшение;
3) стабильность.
4. Что такое регламентированное поведение?
1) это поведение, обусловленное требованиями обычая и этикета;
2) это свободное поведение человека в любой ситуации;
3) это поведение человека в общественных местах.
5. В чем состоит культурологическое значение еды?
1) в том, что она поддерживает жизнь человека;
2) в том, что потребление продуктов связано с их производством;
3) в приобщении к определенной культурной традиции.
6. Какая форма коммуникации является в культуре первичной?
1) беседа;
2) книга;
3) переписка.
7. С точки зрения культуры компьютер — это явление:
1) в основном положительное;
2) в основном отрицательное;
3) он вообще не имеет отношения к культуре.
II
Опишите образ жизни и его важнейшие параметры, характерные для следующих культур.
1. Культура русской деревни 1960-1980-х гг.
2. Культура города N в поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души».
3. Культура современного «среднего» городского человека.
4. Культура «новых русских».
5. Ваша личная культура.
Глава VIII
I
1. Промискуитет:
1) обеспечивает продолжение рода;
2) создает собственно культурные ценности;
3) образует семью.
2. Основной тенденцией половых отношений является:
1) полигамия;
2) моногамия;
3) промискуитет.
3. Какие антиценности может порождать моногамия?
1) неуверенность в своей жизненной позиции;
2) неспособность к самостоятельным решениям;
3) ревность.
4. В каком случае общество имеет право контролировать частную жизнь человека?
1) ни в каком;
2) в случае политической угрозы для государства;
3) в случае аморального поведения.
5. Где больше проявляет себя воздействие общества на интимные отношения?
1) в России;
2) в США;
3) примерно одинаково.
6. Какова роль государства как регулятора интимной жизни?
1) положительная;