Какое из перечисленных свойств характеризует креативность личности

В широком смысле способность к творчеству обозначается тер­мином «креативность» (лат. creativity — созидательность, способ­ность к творчеству). Эта способность проявляется практически во всех психических процессах человека, в его чувствах и общении. Креативность может характеризовать личность в целом, отдельные ее стороны, продукты деятельности или процесс их создания. Все основные достижения людей, преобразующие мир, есть результат их креативности, реализации творческого потенциала. В восприя­тии креативность проявляется как непредвзятость, умение освобо­диться от фиксированной установки, активно реагировать на непо­средственные впечатления, доставляемые органами чувств; в памя­ти — как богатство ассоциаций и способность к актуализации скрытых рвойств объектов; в мышлении — как способность к не­шаблонному анализу, преодолению стереотипов, установлению раз­нообразных связей между объектами и их свойствами, к обобще­нию явлений, не связанных между собой очевидной связью; в вооб­ражении — как нестандартность создаваемых образов. В чувствах креативность проявляется в тонкости и широкой гамме пережива­ний, в высоком уровне развития интеллектуальных эмоций, возни­кающих у человека в процессах мышления и воображения. В общении креативность способствует преодолению барьеров и стереоти­пов, препятствующих адекватной социальной перцепции, возможно­сти понять внутренний мир и индивидуальность человека; конст­руктивному разрешению конфликтов, нахождению оптимальных путей и способов взаимодействия.

Исследование биографий и жизнедеятельности людей, проявив­ших способности к различным видам творческой деятельности, до­бившихся значительных успехов в творчестве, выявило большое число особенностей, характеризующих их личность и поведение. Им свойственны такие черты, как инициативность, независимость, самостоятельность, уверенность в себе, оригинальность. Отмечают­ся высокий уровень познавательной активности, любознательность, детская способность удивляться. Часто творческим людям прису­щи склонности к мечтательности, фантазерству, «сумасшедшим» идеям, неподатливость мнениям других людей. Они с трудом вос­принимают очевидные истины, не боятся осуждения и насмешек окружающих. В силу таких особенностей у творческого человека нередко возникают проблемы, связанные с адаптацией в социальных группах.

Анализ многогранных проявлений креативности в самых раз­ных сферах и сторонах личности позволяет определить ее сущ­ность, которая состоит в ярко выраженной индивидуальности чело­века, в отходе от стереотипных форм поведения, в желании и готов­ности всегда идти своим путем. Совокупность психических свойств и особенностей, характерных для творческой личности, является объектом конкретно-научного изучения посредством специальных тестов креативности.

Наблюдения и специальные исследования показывают, что люди с высоким коэффициентом креативности встречаются достаточно редко. Подавляющее большинство взрослых людей — это реалис­ты, а не мечтатели и не творцы новых идей. Они обладают большим количеством знаний, имеют высокий уровень развития абстрактно-логического мышления, и редко кто из них поднимается выше сред­него уровня развития креативности. Связи, которые они устанавли­вают между различными объектами, по большей части очевидны и стереотипны. Каждый объект они воспринимают и взаимодейству­ют с ним, используя ограниченное число свойств — полезных, при­вычных, одинаково значимых для многих людей.

Совершенно иное отношение к окружающему миру наблюдает­ся у детей. Это проявляется, например, в том, как они используют предметы, имеющие социально закрепленные способы употребле­ния. Дети с равной готовностью используют ложку и в ее прямом назначении, и как палку, и как музыкальный инструмент, и как иг­рушку. Часто посторонние способы применения предметов явля­ются для них более предпочтительными, так как в большей степени соответствуют естественной склонности к манипулированию и экс­периментированию с предметами. Дети видят мир многовариант­ным. Реально он таким и является, но взрослые люди воспринима­ют его в соответствии со своими знаниями, категориальной принад­лежностью объектов и прошлым опытом. Способность к творчеству, дающая возможность использовать предметы в новом, необычном качестве, представлять себя во всех мыслимых ролях, предаваться безудержной фантазии, присуща всем детям. Однако с возрастом у многих из них такая способность утрачивается, их творческий по­тенциал полностью не реализуется.

Образ жизни и основные типы занятий дошкольников — игры, рисование, конструирование, чтение сказок, фантазирование — яв­ляются адекватными условиями для проявления и развития у них креативности. С поступлением ребенка в школу ведущей деятель­ностью становится учение. Место и роль других занятий резко сокращаются. Игры становятся эпизодическими. Почти все дети прекращают спонтанное рисование. Им продолжают заниматься только при специальном обучении. Сказки уступают место другим литературным жанрам.

Читайте также:  Какие свойства параллельных прямых включены в их определение

К концу дошкольного возраста подавляющее большинство де­тей показывают высокий уровень развития у них наивной креа­тивности, которая проявляется как естественное поведение ре­бенка при отсутствии стереотипов. Однако у них еще очень беден опыт, нет запаса знаний, не развиты реалистичность и критичность мышления, необходимые для самоконтроля за процессом и резуль­татами творческой деятельности.

Реализация творческого потенциала связана с развитием куль­турной креативности. В отличие от наивной она опирается на широкий ассоциативный опыт и многосторонние знания человека, на умения ориентироваться в них, проявлять беглость, гибкость и избирательность в их использовании. Культурная креативность характерна для интеллектуально развитого взрослого человека, спо­собного к саморегуляции творческой деятельности. Ее развитие зависит от особенностей микросреды и жизнедеятельности, отно­шений ребенка с социумом, от условий обучения и воспитания.

Известный ученый в области психологии творчества O.K. Тихо­миров считал, что влияние семьи и школы не столько является фактором развития, сколько в той или иной мере представляет со­бой «технику подавления творческого мышления». В большинстве

современных семей родители стремятся дать детям хорошее обра­зование, воспитать у них дисциплинированность, трудолюбие, чув­ство долга. Это, безусловно, нужные и полезные качества, но их недостаточно для того, чтобы человек мог реализовать свой твор­ческий потенциал. Хорошее поведение и высокая успеваемость для многих родителей — главные критерии успешного обучения ребен­ка в школе и залог его будущих успехов в жизни.

В традиционном школьном классе учителю легче работать с послушными, дисциплинированными, быстро усваивающими знания и ровно успевающими учащимися, которые не спорят, не задают «нелепых» вопросов, не отвлекают учителя и учеников различными «выдумками». С первых дней обучения детей в школе возникает противоречие между их естественной детской креативностью, кото­рая проявляется в играх, разговорах, рисовании, конструировании, и содержанием учебных занятий, требованиями и ожиданиями учите­лей. Усвоение знаний в основном происходит с опорой на память и логический анализ материала. Организация самостоятельного мыс­лительного поиска как основного условия развития творческого мышления и воображения в традиционной системе обучения зани­мает недостаточное место.

На это есть и объективные причины. Во-первых, количество зна­ний, которыми должны овладеть школьники, постоянно растет. Во-вторых, механизмы развития логического и творческого мышления существенно различаются. Для логического мышления главным является усвоение систем научных понятий, способов оперирова­ния ими, использование правил и алгоритмов. Развитие же креа­тивности предполагает формирование умений отходить от задан­ных правил и усвоенных идей. Совместить эти противоречивые тенденции в процессе обучения очень непросто и удается не всегда.

В воспитательной работе с учащимися жесткое регламентиро­вание их поведения и деятельности также преобладает по сравне­нию с предоставляемой детям самостоятельностью и свободным творчеством. Такие условия обучения и воспитания оказываются благоприятными для формирования эрудированных и интеллекту­ально одаренных личностей, которые могут стать квалифицирован­ными специалистами в своей области, но вряд ли сумеют создать в ней принципиально новые идеи.

Современное общество заинтересовано в создании условий для развития творческого потенциала каждого ученика. Путь к это­му — повышение уровня образования, разработка и внедрение в учебный процесс новых методов развития креативности, отношение к индивидуальности каждого ребенка как к ценности. Уже се­годня в современной школе многое делается для этого. Появляют­ся разные типы образовательных учреждений, широко используют­ся различные варианты учебных планов и программ, что создает возможности учета интересов и склонностей каждого ученика. В учебной и других видах деятельности используются активные ме­тоды обучения, ролевые и деловые игры, тренинги развития креа­тивности.

Одна из серьезных проблем на этом пути заключается в том, что многие учителя по-прежнему отдают приоритет усвоению знаний, а не развитию творческого мышления и воображения учащихся, и не считают ценностью своеобразие их личности. Стереотипы в педа­гогической деятельности, характерные для традиционного обуче­ния, не соответствуют требованиям современного общества к раз­витию креативности учащихся, и их преодоление является актуаль­ной задачей профессиональной подготовки учителя.

Контрольные вопросы

1.Согласны ли вы с положением Л.С. Выготского о том, что воображе­ние и мышление — родственные процессы? Обоснуйте свое мнение.

Читайте также:  Какие полезные свойства лаванды

2.Что выражает закон «эмоциональной реальности воображения»?

3.Всегда ли справедлива поговорка, что «мечтать не вредно»?

4.Какие основные процессы воображения вам известны? Как можно
их охарактеризовать?

5.Почему у творческих личностей возникают трудности, связанные с
адаптацией в социальных группах?

6.Какие рекомендации к воспитанию творческой личности вы можете
предложить?

Тестовые задания

1. Воображение, которое не стимулирует человека к активным действиям, называют…

A. Непроизвольным.

Б. Фантастическим.

B. Творческим.

Г. Пассивным.

2. В случае, если человек не верит в реальность воплощения образа воображения, то это…

A. Предвосхищение будущего.

Б. Греза.

B. Фантастическое воображение.

Г. Мечта.

3. Как называется соединение частей или свойств реально существующих объектов в необычных сочетаниях?

A. Агглютинация.

Б. Синтез.

B. Гиперболизация.

Г. Типизация.

4. Какое из перечисленных свойств характеризует креативность личности?

A. Эрудированность.

Б. Эмоциональность.

B. Оригинальность.

Г. Логичность.

Глава 17

Речь

Источник

1 Предметом 
психологии является:

А.
Поведение

Б.
Душа.

В. Психика.*

Г.
Сознание.

2.
Выбирите правильное определение психики:

А.
Внутреннее переживание.

Б.
Отражательная деятельность мозга.

В.
Душевная субстанция.

Г. Субъективный
образ объективного мира.*

3.
Понятие интериоризация означает:

А.
Углубление человека в себя.

Б. Перенос 
материального в план отражения.*

В.
Душевная субстанция.

Г.
Особое свойство личности.

4.
Метод исследования – это:

А. Способ познания
предмета.*

Б.
Сборник узаконенных правил.

Б.
Конкретная методика.

Г.
Набор тестов.

5.
Экспериментальный метод в психологии:

А.
Не допустим.

Б.
Используется как вспомогательный.

В.
Отменяет все другие.

Г. Является
основным.*

6.
Современная психология существует 
как …

А.
Свободное описание субъективных явлений

Б.
Вера в духовность человека.

В.
Набор приемов психологических 
воздействий.

Г. Объективная 
наука со своей методологией.*

7.
Психология – это

   
Наука о душе

   
Наука о психике

   
Наука о закономерностях возникновения, 
развития и проявления психики 
и сознания человека*

  
Наука о сознании

8.
Психика это –

   
Свойство головного мозга, обеспечивающее 
человеку и животным способность 
отражать воздействия предметов 
и явлений реального мира *

  
Чувства и мысли человека

   
Внешние проявления психической 
деятельности

   
Внутренние проявления психической 
деятельности

9.
Изучением психики животных занимается 

   
Социальная психология

   
Зоопсихология *

   
Общая психология

   
Медицинская психология

10.
В мир психических явлений 
входят 

  
Психические процессы и психические 
состояния

  
Психические свойства и психические 
процессы

  
Социально-психологические процессы 
и явления

   Все 
перечисленные явления *

11.
Основные методы психологии –

     
Тесты, интервью, эксперимент

     
Наблюдение, эксперимент *

     
Наблюдение, опрос, тест

     
Беседа, самонаблюдение

12.  Метод эксперимента 
предполагает 

        активное вмешательство 
исследователя *

        правильный 
ответ отсутствует

      опосредованное 
изучение поведения

      нейтральное 
отношение к деятельности                                                                                    
испытуемого

13.  Наблюдение бывает                                

 а) научное,

б) включенное

в) житейское, научное, включенное, не
включённое *

 г) закрытое, открытое

      
14.Способность организма реагировать 
на абиотические раздражители 
называется:

А.   Обмен
веществ.

Б.    Раздражимость.

В.  Тропизмы.

Г. Чувствительность.*

15. Психическое 
отражение на стадии элементарной 
сенсорной психики имеет форму 
:

А. Раздражимости.

Б. Элементарных ощущений*

В. Отражения 
вещей.

Г. Возбудимости.

16. Основной формой индивидуального приспособления
животных к среде обитания является…

Навык.*

 Инстинкт.

Безусловный рефлекс. 
Решение задач.

  17.
Какая наука изучает общее и различное
в психике животных и человека?

Общая психология. 
. Зоопсихология.*

Сравнительная психология. 
Биология.

18 Специфика человеческой психики
полностью обусловлена…

A. Врожденными
механизмами. 
Б. Высшим духовным разумом.

B. Единством
биологического и социального.* 
Г. Особенностями конкретного
общества.

19. Социогенные
психические процессы и образования… 
А.
Заложены генетически.

Б. Полностью обеспечены развитием 
мозга.

 В. Мешают нормальной человеческой
жизни.

Г. Имеют общественную
природу.*

20. . Какое из перечисленных понятий
является самым широким?

A. Личность. 
Б.       Человек.*

B. Индивид. 
Г.      Субъект.

21. Направленность личности — это…

A. Система
устремлений.* 
Б. Особая способность.

B. Врожденное
предрасположение. 
Г. Качество ума.

22. Человеческой потребностью называется…

A. Объективная нужда. 
Б. Острое
переживание.

B. Система целей.

Г. Состояние, отвечающее
нужде.*

23. Какое понятие синонимично мотиву?

A. Желание. 
Б. Побудитель.*

B. Планируемая
цель. 
Г. Внешний стимул.

24. Термин «иерархия потребностей»
означает…

A. Многообразие.

Б. Интенсивное развитие.

B. Соподчинение*.

Г. Рядоположенность.

25.  В личности выделяется прежде
всего ее                                              

  а) общественная сущность *

  б) биологическая сущность

  в) физиологическая сущность

  г) потребности

26.  Психологическая структура 
личности включает в себя                    

 а) индивидуально-психологическую 
сторону

 б) социально-психологическую 
сторону

 в) мировоззренческую 
сторону

 г) все выше перечисленные 
стороны *

27. Индивид –

    Категория, указывающая 
на принадлежность к человеческому 
роду

    Это подчеркивание 
единичности

    Акцентирует в 
человеке биологическое

    Все ответы верные *

28. Основные  психологические 
теории личности

      Психоанализ

      Теория научения

      Гуманистическая 
теория

      Правильного ответа 
нет *

29.  Кто из перечисленных 
отечественных психологов занимался 
теорией личности?

       Н.Н.Подъяков

       А.Н. Леонтьев
*

      Рыбалко 
Е.Ф

      Кон И.С.

30. В структуру личности 
по Лазурскому А.Ф. входит

     Экзогенная и эндогенная 
психика *

     Экзогенная 
психика

     Эндогенная 
психика

     Темперамент 
и характер

31. Выберите одно из правильных 
определений деятельности:

А. Всякая психическая активность.

Б. Поведение.

В. Набор операций.

Г. Целенаправленная активность.*

32. Действие побуждается …

Читайте также:  Какое свойство отсутствует у информации в бассейне холодная вода

А. Желанием действовать.

Б. Потребностью.

В. Мотивом деятельности.*

Г. Своей целью.

33. Как соотносятся понятия навыка 
и умения?

А. Они синонимичны.

Б. Умение формируется 
позже навыка.*

В. Это не связанные понятия.

Г. Навык сложнее умения.

34.. Как соотнесены в деятельности 
мотив и цель?

А. Всегда совподают.

Б. Мотив – это простая сумма 
целей.

В. Возможен сдвиг мотива
на цель.*

Г. Цель важнее мотива.

35.  Деятельность – это         

а) форма активности *

б) отдельные действия или 
движения

в) инстинкт

г) операции

36. Основные виды деятельности          

    а) общение и 
игра

    б) общение и 
труд

    в) игра, учение, труд *

   г) спорт

37. Мотив – это                                       

     а) испытываемая 
личностью нужда в чем-либо

     б) осознанные, осмысленные 
и прочувствованные потребности 
*                                                                      

     в) цель к 
деятельности

    г) субъективные эмоциональные
переживания

38. Общение включает в 
себя                

     а) коммуникативную 
сторону

     б) интерактивную 
и перцептивную сторону

     в) коммуникативную, 
интерактивную и перцептивную сторону*

     г) мимику 
и жесты

39. Невербальное – это 
общение      с помощью     

     а) кинесики, такесики,
визуальности, проксемики*                                                          

     б) речи

     в) жестов, мимики,
пантомимики  

     г) паралингвистики

40  Экспрессивная функция 
общения  

    а) передача 
информации

   б) регламентация 
поведения

   в) взаимопонимание переживаний 
и эмоциональных состояний*

    г) контроль

41 . Применительно 
к отражению какого явления 
допустим научный термин «Ощущение»?

А. Радость.

Б. Усталость.

В. Тепло.*

Г.Скорость.

42. Чувствительность 
измеряется..

А. Порогами.*

Б. По субъективным
шкалам.

В. Ощущениями.

Г. С помощью 
закона Фехнера.

43. Восприятие 
– это..

А. Сумма 
ощущений.

Б. Отражение предмета в целом.*

В. Реализация
наблюдения.

Г. Адекватное
понимание.

44. Какое 
из перечисленных свойств не 
относится к восприятию?

А. Предметность.

Б. Обобщенность.

В. Разумность.*

Г. Константность

45.. Как называется внимание, объектом
которого является внутренний мир человека?

A. Непроизвольным. 
Б. Вынужденным.

B. Внешним.

Г. Внутренним.*

46.. Количество объектов или элементов,
которые могут быть восприняты с одинаковой
степенью ясности и отчетливости, это

    Концентрация 
внимания

    Избирательность 
внимания

    Распределение 
внимания

    Объем внимания* 

47.. Степень сосредоточения сознания 
на объекте это…

A. Концентрация внимания.*  
Б. Объем внимания.

B. Устойчивость внимания.  
Г. Внимательность.

48. Переключаемость внимания проявляется 
как…

A. Непроизвольные колебания внимания.

Б. Намеренный перенос внимания с 
одного объекта на другой.*

В. Неспособность сосредоточения на объекте. 
Г. Отвлечения внимания

49. Связь между различными объектами 
действительности и ее отражение в сознании
называется…

A. Запоминанием. 
Б. Повторением.

B. Ассоциацией.*

Г. Представлением.

50. Явление, выражающееся в улучшении воспроизведения 
сохраненного 
в
памяти материала по сравнению с первоначально
заученным, это…

A. Сохранение

Б. Реминисценция.*

B. Консолидация.

Г. Временная 
связь.

51. Закономерность, согласно которой человек
дольше помнит о незаконченной работе,
была установлена…

A. А.А.
Смирновым. 
Б. Г. Эббингаузом.

B. Б.В. Зейгарник.* 
Г. А. Миллером.

52.  Запоминание,
которое осуществляется без специальной
цели запомнить, называется…

A. Непосредственным. 
Б. Кратковременным.

B. Оперативным.

Г. Непроизвольным.*

53. Форма мышления,
отражающая существенные свойства 
объектов, это…

A. Анализ. 
Б. Понятие.*

B. Абстракция. 
Г. Синтез.

54. Цель, данная в определенных условиях,
это…

A. Задача*.

Б. Препятствие.

B. Гипотеза. 
Г. Образ.

55. Вычленение
признака в объекте и отвлечение от остальных
называется-

A. Сравнением. 
Б. Изучением.

B. Конкретизацией. 
Г. Абстрагированием.*

56. Мышление, которое осуществляется
без логического анализа условий задачи и без осознания пути нахождения
решения, называют…

A. Рациональным. 
Б. Интуитивным.*

B. Творческим.

Г. Репродуктивным

57. Воображение,
которое не стимулирует человека к активным
действиям, называют…

A. Непроизвольным. 
Б.
Фантастическим.

B. Творческим. 
Г. Пассивным.*

58. В случае, если человек не верит в реальность
воплощения образа воображения, то это…

A. Предвосхищение
будущего. 
Б.
Греза.

B. Фантастическое воображение.* 
Г.
Мечта.

59. Как называется 
соединений частей или свойств 
реально существующих объектов 
в необычных сочетаниях?

А.Агглютинация.*

Б. Синтез.

В. Гиперболизация.

Г.Типизация.

60. Какое из 
перечисленных свойств характеризует 
креативность личности?

А. Эрудированность

Б. Эмоциональность.

В. Оригинальность.*

Г. Логичность.

61. Выберите 
одно из правильных пониманий 
речи:

A. Вторая
сигнальная система. 
Б. Мышление вслух.

B. Набор условных рефлексов на слова. 
Г. Орудийное
использование языка.*

62.. Какая из названных функций не относится
к речи?

A. Средство
мышления.* 
Б. Передача опыта.

B. Реализация общения. 
Г.
Обозначение предмета.

63. Что
из перечисленного является компонентом
содержания речи?

A. Понятие.

Б. Значение слова.*

B. Предложение. 
Г. Мысль.

64. Смысл
слова — это…

A. Скрытое
содержание.

Б. Субъективное значение.*

B. Суть данного слова. 
Г. Сумма всех значений.

65. Что
является основной качественной характеристикой
эмоций?

A. Сила.

Б. Устойчивость.

B. Модальность*. 
Г. Активность.

66. Как
называется одновременное проявление
двух противоположных эмоций?

A. Амбивалентность.* 
Б. Чувственный тон.

B. Чувство.

Г.Интенсивность

67. Сильные,
стойкие, длительные эмоции, порождающие
активность в достижении цели, это…

A. Высшие чувства. 
Б.
Настроения.

B. Аффекты. 
Г. Страсти.*

68. Относительно длительные эмоции, проявляющиеся
как единство переживания и поведения,
представляют собой…

A. Эмоциональный
процесс. 
Б. Эмоциональное
состояние.*

B. Эмоциональное
свойство личности. 
Г. Эмоциональную устойчивость.

69. .Интерорецептивные ощущения 
отражают                                             

Источник