Какое из нижеперечисленных свойств не является свойством психики

Какое из нижеперечисленных свойств не является свойством психики thumbnail

Вопрос 28

Какая прикладная отрасль психологии была разработана Ф. Гальтоном и в качестве основных методов использовала тесты?

a. Возрастная психология

b. Среди перечисленных вариантов нет правильного ответа

c. Педагогическая психология

d. Социальная психология

E. Дифференциальная психология

Вопрос 29

Согласно теории З.Фрейда, в психике человека существует три сферы:

Выберите один ответ:

a. Среди перечисленных вариантов нет правильного ответа

b. Сверх – Я, предсознание, Ид

c. Сознание, Я, Ид

d. Эго, Ид, Супер-Эго

E. Сознание, предсознание, бессознательное

Вопрос 30

Наивысшая стадия развития поведения животных называется:

A. Стадия интеллектуального поведения

b. Стадия предметного восприятия

c. Среди перечисленных вариантов нет правильного ответа

d. Стадия навыков

e. Стадия сознания

Вопрос 11

Низшим уровнем в иерархической структуре деятельности является:

a. Психофизиологическая функция

b. Операция

c. Задач

d. Среди перечисленных вариантов нет правильного ответа

e. Действие

Вопрос 12

На вопрос о том, как взаимодействует психика и физиология человека правильным ответом является:

A. Психика связана с физиологией, поскольку она также как и физиология материальна

b. Психика является эпифеноменом

c. Психика и физиология не связаны друг с другом, а протекают параллельно друг другу

d. Психика и физиология являются двумя сторонами одного и того же явления

e. Среди перечисленных вариантов нет правильного ответа

Вопрос 13

Какое из нижеперечисленных свойств не является свойством психики:

a. Активность

b. Раздражимость

c. Среди перечисленных вариантов нет правильного ответа

D. Регуляция

e. Чувствительность

Вопрос 14

Какое из ниже перечисленных свойств индивида является вторичным?

a. Конституциональные особенности

B. Структура органических потребностей индивида

c. Функциональная асимметрия мозга

d. Среди перечисленных вариантов нет правильного ответа

e. Половой диморфизм

Вопрос 15

По Л.С. Выготскому человек овладел своим поведением:

a. С помощью произвольной деятельности

b. С помощью орудий труда

c. С помощью процесса интериоризации

d. Среди перечисленных вариантов нет правильного ответа

E. С помощью психологических орудий — знаков

Вопрос 16

Найдите ошибочное высказывание:

a. Среди перечисленных вариантов нет правильного ответа

b. Неосознаваемые процессы осуществляются вне контроля высших отделов мозга

c. Сознание — это высшая форма психического развития, присущая только человеку

d. Психические явления принято разделять на три основных класса: психические процессы, психические состояния и психические свойства личности

e. Психические свойства — это наиболее существенные особенности личности, которые определяют индивидуальность человека

Вопрос 17

В сфере взаимодействия живых организмов и окружающей среды интергративной функцией психики является:

A. Обеспечение адаптации

b. Среди перечисленных вариантов нет правильного ответа

c. Обеспечение целостности организма

d. Отражение окружающей действительности

e. Регуляция поведения

Вопрос 18

Интериоризация, по мнению Л.С. Выготского – это:

a. Процесс перевода внешних действий во внутренний план

b. Процесс превращения межличностных отношений в интерпсихологические

c. Среди перечисленных вариантов нет правильного ответа

d. Процесс переноса доминанты с внешнего раздражителя на внутренний

e. Процесс превращения интерпсихологических отношений в интрапсихологические

Вопрос 19

Под двумя механизмами, препятствующими переходу информации из бессознательного в сознание, являются:



Источник

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 22 января 2020;
проверки требуют 6 правок.

Пси́хика (от др.-греч. ψῡχικός «душевный, жизненный») — сложное понятие в философии, психологии и медицине, которое в зависимости от областей знаний и направлений наук определяется как:

  • Совокупность мыслительных процессов и явлений (ощущения, восприятия, эмоции, память и т. п.); специфический аспект жизнедеятельности животных и человека в их взаимодействии с окружающей средой[1].
  • «Форма активного отображения субъектом объективной реальности, возникающая в процессе взаимодействия высокоорганизованных живых существ с внешним миром и осуществляющая в их поведении (деятельности) регулятивную функцию»[2].
  • Системное свойство высокоорганизованной живой материи, заключающееся в активном отражении субъектом объективного мира, в построении неотчуждаемой от него картины мира и регуляции на этой основе своего поведения и деятельности[3].
  • Внутренний мир человека.[4]

Психика животных — субъективный мир животного, охватывающий весь комплекс субъективно переживаемых процессов и состояний: восприятие, память, мышление, намерения, сны и т. п.[5]

Психика характеризуется такими качествами, как целостность, активность, развитие, саморегуляция, коммуникативность, адаптация и т. д.; связана с соматическими процессами. Появляется на определённой стадии биологической эволюции. Изучением психики занимается наука психология[1].

Вопросы происхождения и развития психики[править | править код]

В истории науки высказывались различные точки зрения на место психики в природе. Так, согласно панпсихизму, одушевлённой является вся природа. Биопсихизм приписывал психику всем живым организмам, включая растения. Теория нейропсихизма признавала наличие психики только у существ, имеющих нервную систему. С точки зрения антропопсихизма психика есть только у человека, а животные являются своего рода автоматами[6].

В более современных гипотезах в качестве критерия наличия психики принимается та или иная способность живого организма (например, способность к поисковому поведению). Среди множества таких гипотез особое признание получила гипотеза А. Н. Леонтьева. Он предложил считать объективным критерием наличия психики способность организма реагировать на биологически нейтральные (абиотические) воздействия — те виды энергии или свойства предметов, которые не участвуют непосредственно в обмене веществ. Абиотические воздействия сами по себе не полезны и не вредны для организма.[7] Такая способность называется чувствительностью; согласно Леонтьеву, она имеет объективный и субъективный аспекты. Объективно она проявляется в реагировании, в первую очередь двигательном, на данный агент. Субъективно — во внутреннем переживании, ощущении данного агента. Реагирование на биологически нейтральные воздействия обнаруживается практически у всех животных, поэтому есть основания считать, что у животных есть психика. Эта способность реагирования есть уже у простейших одноклеточных организмов, например, у инфузории[6].

У растений науке известны реакции только на биологически значимые воздействия. Например, корни растений при соприкосновении с раствором питательных веществ в почве начинают их всасывать. Способность реагировать на биологически значимые воздействия называется раздражимостью. В отличие от чувствительности, раздражимость не имеет субъективного аспекта[6].

В эволюции форм психики А. Н. Леонтьев выделил три стадии:

  1. стадию элементарной сенсорной психики;
  2. стадию перцептивной психики;
  3. стадию интеллекта.

К. Э. Фабри оставил только две первых стадии, «растворив» стадию интеллекта в стадии перцептивной психики[6].

На стадии элементарной сенсорной психики животные способны отражать лишь отдельные свойства внешних воздействий. На стадии перцептивной психики живые существа отражают внешний мир уже в форме не отдельных ощущений, а целостных образов вещей[6].

Читайте также:  Какие технические свойства определяют качество строительных материалов

Основные функции психики[править | править код]

Костин А. Н. и Голиков Ю. Я. выделили три основных функции психики: когнитивную, релятивную и регулятивную.[8] При этом когнитивная и регулятивная являются классическими; их назначение состоит в осуществлении познавательных процессов, а также в инициации и организации активности. Дополнительно к ним выделена релятивная функция психики, ее назначение — выработка субъективных отношений к объективной реальности и сосредоточенности на ее требуемых изменениях. По своему содержанию эти отношения разделяются на два типа: эмоциональные и осмысленные.

См. также[править | править код]

  • Душа
  • Психические процессы
  • Психические состояния
  • Структура человеческой психики (в психоанализе)
  • Психическое здоровье
  • Психическое расстройство

Примечания[править | править код]

Ссылки[править | править код]

  • Психика

Источник

1. Как называется метод сбора первичной информации посредством обращения с вопросами к опрашиваемым?
голосование 
+ интервью 
тестирование 
анкетирование

2. Система принципов и способов организации и построения теоретической деятельности, а также учения научного познания — это:
базис исследования 
+ методология исследования 
проект исследования 
план исследования

3. Отметьте задачи психологии:
+ анализ развития психических явлений
+ содействие планомерному внедрению психологических знаний в практику 
+ качественное изучение психологических явлений
+ изучение определенных физиологических механизмов психологических явлений

4. Что изучает патопсихология?
аномальные индивидуально- и социально- психологические явления
особенности психических процессов, происходящих в организме человека в условиях космических полетов, в том числе влияние на его психику больших физических перегрузок
нарушения и расстройства психической деятельности при различных заболеваниях, содействуя разработке рациональных методов их лечения 
+ особенности нарушений психики в связи с теми или другими недостатками в строении и функциях организма

5. Создание новых образов без каких-либо внешних побудителей — это:
мечта
активное воображение 
грёзы
+ пассивное воображение

6. Как называется неверный перенос навыка, который ухудшает выполнение деятельности, мешает образованию нового навыка?
+ интерференция навыков 
диффузия навыков 
индукция навыков 
дифференциация навыков

7. Ощущения, которые отражают свойства предметов и явлений внешней среды называются:
проприоцептивные 
+ экстерорецептивные 
интерорецептивные 
внешними

8. Воображение на основе прочитанного или услышанного имеет название:
пассивное воображение 
творческое воображение 
+ репродуктивное воображение
активное воображение

9. Психология — это:
наука о субъективных закономерностях эволюции и функционирования психики, психических процессов как специфических форм жизнедеятельности человека
+ наука об общих закономерностях эволюции и функционирования психики, психических процессов как специфических форм жизнедеятельности животных и человека
наука об общих закономерностях эволюции и функционирования психики, психических процессов как специфических форм жизнедеятельности человека 
наука о субъективных закономерностях эволюции и функционирования психики, психических процессов как специфических форм жизнедеятельности животного или человека

10. Какое название имеет свойство живой высокоорганизованной материи, заключающееся в способности отражать своими состояниями окружающий объективный мир в его связях и отношениях, необходимое человеку или животному для активной деятельности в нём и управления своим поведением?
психотип 
+ психика 
психология 
генетика

11. Какой раздел психологии исследует психологические явления и процессы, обусловленные принадлежностью человека к конкретным общностям?
возрастная психология 
зоопсихология 
+ социальная психология 
педагогическая психология

12. Отметьте утверждения, соответствующие основным принципам и положениям современной отечественной психологии:
+ Психика человека — высший продукт развития материи, является результатом функционирования мозга
+ Функции психики обеспечивает головной мозг, но содержание психики обеспечиваются не самим мозгом, её источником являются внешний мир 
Психические процессы — это объективные образы реальности.
+ Важнейшие стороны психики человека социально обусловлены

13. Как называется наука о закономерностях мыслительного поиска?
психоанализ
психодиагностика 
+ эвристика 
психоаналитика

14. Укажите основные положения теории отражения:
+ Личность и деятельность находятся в единстве
Психическое отражение является объективным, так как зависит от объективных условий
Психическое отражение является зеркальным, механическим, пассивным копированием мира, оно сопряжено с выбором, поиском 
+ Поступающая информация подвергается специфической обработке в связи с необходимостью и потребностями

15. Как называется такой вид исследования, при котором исследователь не измеряет и не наблюдает актуальное поведение испытуемого, а анализирует самые разнообразные продукты его творчества?
проективная методика 
+ анализ продуктов деятельности 
тестирование 
анкетирование

16. Какие виды тестов выделяют по содержанию?
+ личностные тесты
+ тесты способностей 
тесты-анкетирование 
+тесты интеллекта

17. Какое научное направление исследует психологию правонарушителей и преступников, а также вопросы, находящие свое отражение в судебной практике?
медицинская психология
криминогенная психология
+ юридическая психология 
военная психология

18. Укажите достоинства метода эксперимента:
+ естественность поведения испытуемого
неопределенность во времени
+ возможность управления процессом исследования
проведение процедуры с небольшим количеством испытуемых

19. Для какого темперамента характерны высокая нервно-психическая активность, разнообразие и богатство мимики движений, эмоциональность, впечатлительность и лабильность?
+ сангвинического 
флегматического 
холерического 
меланхолического

20. Повышение чувствительности анализаторов в связи с повышением возбудимости коры головного мозга под влиянием одновременной деятельности других анализаторов — это:
негативная адаптация 
синестезия 
+ сенсибилизация 
позитивная адаптация

Источник

  • 1. Эволюция психики
  • 2. Психика и особенности строения головного мозга. Структура психики
  • 3. Психика, поведение, деятельность
  • Лекция 3. Психика

    Существуют различные точки зрения на сложнейший и многогранный феномен, каким является психика. Есть два различных философских подхода к пониманию и толкованию природы и проявлению психики: материалистический и идеалистический. В отечественной психологии, как правило, исходят из позиций диалектического материализма. Приведем ряд определений психики:

    ¦ «форма активного отражения субъектом объективной реальности, возникающая в процессе взаимодействия высокоорганизованных живых существ с внешним миром и осуществляющая в их поведении (деятельности) регулятивную функцию» («Психологический словарь»);

    ¦ «существующее в различных формах свойство высокоорганизованных живых существ и продукт их жизнедеятельности, обеспечивающие их ориентацию и деятельность» («Словарь практического психолога»);

    ¦ «свойство высокоорганизованной живой материи самоуправления развитием и самопознания (рефлексия)» (Р. С. Немов);

    ¦ «особое свойство высокоорганизованной материи … продукт деятельности, функция мозга, отражение объективного мира» (П. Я. Гальперин).

    Итак, психика[17] – это свойство живой высокоорганизованной материи, заключающееся в активном отражении субъектом объективного мира, в построении субъектом картины этого мира и регуляции на этой основе своего поведения и деятельности. Из этого определения следуют основные свойства психики:

    1) психика – это свойство только живой материи, причем не просто живой, а живой высокоорганизованной материи;

    2) главная особенность психики заключается в способности отражать объективный мир, т. е. живая высокоорганизованная материя, обладающая психикой, способна получать информацию об окружающем мире и создавать образ – копию материальных объектов реального мира;

    3) получаемая живым существом информация об окружающем мире служит основой для регуляции внутренней среды живого организма и формирования его поведения, т. е. живая высокоорганизованная материя, обладающая психикой, способна реагировать на изменения внешней среды и воздействия ее объектов.

    Читайте также:  Какие камни подходят близнецам и их свойства

    Психика человека обеспечивает активное взаимодействие его с окружающим миром. Сущность психики состоит в отражении действителъности. Психическое отражение действительности характеризуется следующими особенностями:

    • оно субъективно, индивидуально, своеобразно, так как внешние воздействия преломляются через призму знаний, опыта человека, его потребностей и интересов;

    • оно избирательно, так как человек целенаправленно воспринимает и понимает мир, в котором ищет способ реализации своих потребностей и интересов;

    • оно непрерывно как движение от простого созерцания к абстрактному мышлению, к более полному и глубокому познанию мира.

    Таким образом, психика – это «субъективный образ объективного мира».

    1. Эволюция психики

    Для того чтобы понять природу психики, важно ответить на вопрос: когда и почему возникла психика, как она развивалась в ходе эволюции?

    Исходя из материалистического понимания психические явления возникли в результате длительной биологической эволюции живой материи и в настоящий момент представляют собой высший итог развития, достигнутый ею.

    Приверженцы идеалистического направления считают, что психика не является свойством живой материи и не есть продукт ее развития. Она, как и материя, существует вечно.

    1. Развитие психики животных

    Одна из гипотез относительно стадий развития психики была предложена А. Н. Леонтьевым, а позднее доработана К. Э. Фарби. В современной науке она известна как концепция Леонтьева – Фарби. Согласно этой концепции история развития психики и поведения животных делится на две стадии, которые, в свою очередь, включают в себя несколько уровней (табл. 3.1).

    С позиций материализма психические явления возникли намного позднее появления жизни на Земле. Сначала живой организм обладал лишь свойствами раздражимости и самосохранения, которые проявлялись через механизмы обмена веществ с окружающей средой, а также через собственный рост и размножение, далее добавились чувствительность и способность к научению.

    Изменившиеся условия жизни послужили толчком к изменению организма, появлению у него способностей отражать мир, лучше ориентироваться в окружающей действительности. Таким образом, в процессе эволюции в организмах живых существ выделилась нервная система, взявшая на себя функцию управления развитием, поведением и воспроизводством. Улучшение структуры и функций нервной системы послужило основным источником развития психики.

    2. Развитие психики человека

    Развитию психики человека способствовали три основных достижения человечества:

    1) появление орудий труда, с помощью которых человек получил возможность не только воздействовать на окружающую среду, но и глубже познавать ее;

    2) производство предметов материальной и духовной культуры, передававшихся и воспроизводившихся из поколения в поколение, и, как следствие, передача способностей, знаний и умений по наследству;

    Таблица 3.1

    Стадии развития психики

    Какое из нижеперечисленных свойств не является свойством психики

    3) возникновение языка и речи, которые дали возможность записывать, хранить и воспроизводить информацию, а также управлять своими познавательными процессами.

    В психологии рассматривают два процесса развития психики:

    онтогенез[18] – процесс развития психики отдельного, индивидуального организма;

    филогенез[19] – процесс возникновения и исторического развития психики животных в ходе истории человечества.

    Кратко можно сформулировать так: онтогенез – происхождение психики отдельных, конкретных особей, а филогенез – происхождение психики «рода».

    В отечественной психологии выделяют следующие периоды онтогенеза человека:

    младенческий (от рождения до 2 лет);

    предшкольный (от 2 до 3 лет);

    дошкольный (от 3 до 6 лет);

    младший школьный (от 6 до 11 лет);

    подростковый (от 11 до 16 лет);

    первый период юности (от 16 до 17 лет);

    второй период юности (от 17 до 22 лет);

    первый период зрелости (от 22 до 35 лет);

    второй период зрелости (от 35 до 60 лет);

    пожилой возраст (от 60 до 75 лет);

    старческий возраст (от 75 до 90 лет);

    долгожительство (от 90 лет и далее).

    Приведенная классификация развития психики не является единственной. При изучении других психологических дисциплин, например педагогической психологии, можно встретиться с иной классификацией, но основное содержание, характеристики, закономерности везде одинаковы.

    2. Психика и особенности строения головного мозга. Структура психики

    Еще в VI веке до н. э. врач из Кротоны Алкмеон заметил, что психические явления тесно связаны с работой головного мозга. Позднее эту мысль поддержал Гиппократ. В начале XX в. оформились две науки – физиология высшей нервной деятельности и психофизиология, которые занялись изучением связей между психическими явлениями и органическими процессами, происходящими в мозге человека. Большой вклад в понимание этих связей внес И. М. Сеченов, позднее его идеи развил И. П. Павлов.

    Человеческая сложно-организованная психика может сформироваться и успешно функционировать лишь при определенных биологических условиях, к которым относятся: уровень содержания кислорода в крови и клетках головного мозга, температура тела, обмен веществ и т. д. Существует множество подобных органических параметров, без которых нормально функционировать психика человека не будет. В процессе эволюции живых организмов у них выработалась способность сохранять относительное постоянство внутренней среды, которое является одним из основных свойств всего живого, получившим название гомеостаз[20]. Это равновесие не является статичным, оно представляет собой результат активного взаимодействия организма с окружающей средой. Для поддержания гомеостаза у позвоночных животных сформировалось несколько регуляторных систем: иммунная, эндокринная, нервная. Все системы поддержания гомеостаза работают в тесном взаимодействии друг с другом и принимают участие в возникновении психических явлений.

    Нервная система человека состоит из двух разделов – центрального и периферического. Центральный, в свою очередь, состоит из головного мозга, промежуточного мозга и спинного мозга. Вся остальная часть нервной системы относится к периферическому разделу. Все отделы нервной системы участвуют в переработке получаемой информации. Но с высшими психическими функциями, с мышлением и сознанием связана, прежде всего, работа головного мозга. Особую роль в головном мозге играют правое и левое полушария, которые, в свою очередь, состоят из лобной, теменной, затылочной и височной долей. Специальные функции выполняет гипоталамус – особое, расположенное в основании головного мозга образование, в котором происходит слияние нервных и эндокринных элементов в единую нейроэндокринную систему. Как часть нервной системы гипоталамус контролирует состояние внутренней среды организма.

    Индивидуальность личности во многом определяется спецификой взаимодействия полушарий мозга. Впервые эти отношения были экспериментально изучены в 60-е гг. XX в. профессором психологии Калифорнийского технологического института Р. Сперри (в 1981 г. за исследования в этой области ему была присуждена Нобелевская премия). Оказалось, что у обычного человека левое полушарие «управляет» речью, письмом, вербальной памятью, счетом, логическими рассуждениями. Правое же полушарие «отвечает» за музыкальный слух, восприятие пространственных отношений, зрительных образов, выражение и распознавание эмоций. Это явление называют асимметрией головного мозга. Именно специализация полушарий позволяет человеку рассматривать мир с двух различных ракурсов, познавать его объекты, пользуясь не только словесно-грамматической логикой, но и интуицией с ее пространственно-образным подходом к явлениям и моментальным охватом целого.

    Читайте также:  Какие оксиды обладают кислотными свойствами

    Исходя из материалистической позиции вся материя, начиная от неживой, неорганической, и заканчивая самой высшей – человеческим мозгом, обладает качеством отражения, т. е. способностью реагировать на воздействия. На определенном этапе развития живой материи возникает психика как качественно новая форма отражения, выполняющая функцию поиска способов взаимодействия с окружающей средой.

    Современная психология рассматривает психику как свойство особым образом организованной материи – мозга человека. Основными функциями психики являются:

    • отражение;

    • регулирование;

    • сохранение целостности организма.

    Эти функции взаимосвязаны и взаимообусловлены: отражение регулируется, а регулирование основано на информации, полученной в процессе отражения. «Единство психики как системы выражается в общей ее функции: являясь субъективным отражением объективной действительности, она выполняет функции регуляции поведения»[21]. Как следствие, осуществляется адаптация живого организма к условиям окружающей среды. Тесная взаимосвязь указанных функций обеспечивает целостность психики, единство всех психических проявлений, интеграцию всей внутренней психической жизни.

    На рис. 3 приведена структура психики, которая касается, прежде всего, ее сознательного уровня. Следует, однако, помнить о наличии бессознательного уровня в структуре психики. Бессознательными могут быть как процессы психического отражения, так и процессы регулирования.

    Какое из нижеперечисленных свойств не является свойством психики

    Рис. 3. Функциональная структура психики (по В. А. Ганзену[22])

    3. Психика, поведение, деятельность

    Поведение – это сложный комплекс реакций живого организма на воздействие внешней среды. Необходимо подчеркнуть, что для живых существ в зависимости от уровня их психического развития характерно поведение различной сложности. Самое сложное поведение наблюдается у человека, который в отличие от животных обладает не только способностью реагировать на изменения внешней среды, но и способностью формировать мотивированное (осознанное) и целенаправленное поведение. Возможность осуществления столь сложного поведения обусловлена наличием у человека сознания.

    Одной из важнейших проблем, которой занимается психология, является проблема генотипической и средовой обусловленности психики и поведения человека[23]. Направление в науке, занимающееся исследованиями в этой области, получило название: социобиология (в США) и этология человека (в Европе). Среди ученого сообщества в настоящее время есть и сторонники этого направления, есть и его противники, так как отсутствуют убедительные, прямые доказательства непосредственной генетической детерминированности большинства видов и форм поведения человека.

    Поиски ответа на вопрос, что же на самом деле зависит от среды, а что – от генотипа, начались с появления работы английского ученого Ф. Гальтона «Наследование таланта и характера» (1865). В конце 50-х – начале 60-х гг. XX в. развернулись исследования хромосом человека, что положило начало второму этапу разработки проблемы генетической обусловленности психики и поведения. Область науки, занимающейся исследованиями в этом направлении, называется генетикой поведения.

    Все живые организмы, стоящие на более высокой ступени эволюционного развития, отличаются от организмов, стоящих на более низких ступенях, степенью активности. Жизнь во всех ее формах связана с движениями, и по мере ее развития приобретает все более совершенные формы. Активность человека может быть самой разнообразной. Кроме видов и форм, характерных для живых организмов, стоящих на более низкой эволюционной ступени, она содержит особую форму, называемую деятельностью.

    Деятельность – это специфический вид активности человека, направленный на познание и творческое преобразование окружающего мира, это активное взаимодействие человека со средой, в которой он достигает сознательно поставленной цели, возникшей в результате появления у него определенной потребности, мотива, это реальная связь субъекта (человека) с объектом (предметом), в которую необходимым образом включена психика.

    Деятельность человека носит не только потребительский, но и продуктивный характер. Она отличается от вызванной лишь естественными потребностями активности животных тем, что порождается и потребностями в познании, творчестве, в самосовершенствовании и др.

    Человеческая деятельность отличается от активности животных по формам и способам организации. Почти все они связаны со сложными двигательными умениями и навыками, которых нет у животных. Такие умения и навыки приобретаются человеком в результате сознательного целенаправленного обучения.

    Таким образом, главные отличия деятельности человека от активности животных можно обозначить пятью основными признаками (см. 1)—5) в табл. 3.2).[24]

    Деятельность отличается не только от активности, но и от поведения. Поведение не всегда является целенаправленным, а также не предполагает создания определенного продукта и часто носит пассивный характер. Деятельность же всегда целенаправленна, активна, нацелена на создание некоторого продукта. Если поведение, как правило, спонтанно, хаотично, то деятельность организованна, систематична.

    В психологии выделяют следующие основные характеристики деятельности:

    • мотив;

    • цель;

    • предмет;

    • средства.

    Мотив – это то, ради чего осуществляется деятельность. Мотивы деятельности человека очень разнообразны: органические, материальные, социальные, духовные и др.

    Цель – это продукт деятельности. Целью может быть либо реальный физический предмет, либо знания, умения и навыки, либо результат творчества, например произведение искусства, мысль, теория.

    Предмет – это то, с чем человек непосредственно имеет дело во время той или иной деятельности, например, предметом трудовой деятельности переводчика является предназначенный для перевода текст, летчика – самолет, повара – пищевые продукты, а предметом учебной деятельности студента – знания, умения и навыки.

    Таблица 3.2

    Какое из нижеперечисленных свойств не является свойством психики

    Средства – это те инструменты, которые использует человек во время той или иной деятельности. Чем более совершенными являются средства деятельности, тем более продуктивной и качественной становится сама деятельность.

    Какое из нижеперечисленных свойств не является свойством психики

    Рис. 4. Структура деятельности (Действия – это относительно законченные элементы деятельности, направленные на достижение промежуточных целей, подчиненных общему замыслу.)

    Любая деятельность имеет определенную структуру (рис. 4). В психологии выделяют основные виды деятельности: общение, игра, учение и труд.

    Основные свойства деятельности:

    ¦ предметность – свойственна в развитой форме лишь человеческой деятельности; проявляется в социальной обусловленности деятельности человека, фиксированной в схемах действия, понятиях языка, ценностях, социальных ролях и нормах;

    ¦ субъектность – выражается в обусловленности психического образа субъекта прошлым опытом, потребностями, установками, эмоциями, мотивами.

    Деятельность имеет социальную, общественно-историческую природу и всегда носит опосредованный характер. Результатом человеческой деятельности являются какие-либо преобразования как во внешнем мире, так и в самом человеке.

    Источник