Какое художественное средство основанное на переносе свойств

Какое художественное средство основанное на переносе свойств thumbnail

Лексические средства выразительности являются основными. Они включают в себя различные тропы. Данная статья проиллюстрирует изобразительные средства в литературе с примерами.

Какое художественное средство основанное на переносе свойств

Определение

Изобразительно-выразительные средства языка (тропы) – это слова и выражения, которые используются в переносном значении.

Образность – основной признак изобразительно-выразительных средств.

В переводе с греческого троп – образ.

В список изобразительно-выразительных средств русского языка входят эпитеты, метафоры, олицетворения, сравнения, метонимия, синекдоха, гиперболы, гротеск, литоты, перифразы, аллегории, ирония, аллюзии, реминисценции.

Какое художественное средство основанное на переносе свойств

Рис. 1. Список тропов

Функции

Тропы предназначены для того, чтобы усилить образность языка, художественную выразительность речи.

Изобразительно-выразительные средства являются основным лексическим средством выразительности.

Краткая информация о каждом тропе

  • эпитет – образное, красочное, выразительное определение, в основе которого лежит скрытое сравнение (лимонный свет);
  • метафора – слово или выражение, которое употребляется в переносном значении на основе сходства двух предметов или явлений по какому-либо признаку (цвет, объем, форма и т.д) (бездна горя);
  • олицетворение – разновидность метафоры, основанная на переносе свойств человека на неодушевленные предметы (пела гитара);
  • сравнение – сопоставление двух предметов, понятий или состояний, имеющих общий признак (слова жгут, как пламя);
  • метонимия – перенос свойств одного предмета на другой на основе смежности двух понятий (читал Пушкина);
  • синекдоха – приемы, основанные на переносе значения по количественному признаку или на переносе названия целого названием его части и наоборот (И слышно было до рассвета, как ликовал француз);
  • гипербола – художественные преувеличения свойств предметов (напугался до смерти);
  • гротеск – причудливое смешение в образе реального и фантастического, прекрасного и безобразного, трагического и комического (по проспекту гуляет нос);
  • литота – приуменьшение свойств предмета (мальчик с пальчик);
  • перифраз – оборот, который употребляется вместо какого-либо слова или словосочетания (царь зверей);
  • аллегория – иносказания (шел, как медведь);
  • ирония – тонкая насмешка, употребление слова в противоположном смысле («Отколе, умная, бредешь ты, голова?»);
  • аллюзия – намек на определенный факт или обстоятельство, которое часто понятно не многим («Такого отечества такой дым разве уж настолько приятен» В. В. Маяковский – отсылка к «Горю от ума» А. С. Грибоедова);
  • реминисценция – воспроизведение в тексте знакомой конструкции или фразы из другого произведения («Я вас любил. Любовь ещё (возможно, что просто боль) сверлит мои мозги» В стихотворении И. А. Бродский отсылает читателя к стихотворению А. С. Пушкина).

Что мы узнали?

Изобразительно-выразительные средства – это слова и выражения, которые используются в переносном значении. В основе тропов лежит образность, которая помогает усилить выразительность высказывания. Изобразительно-выразительными средствами являются эпитеты, метафоры, олицетворения, сравнения, метонимия, синекдоха, гиперболы, гротеск, литоты, перифразы, аллегории, ирония, аллюзии, реминисценции.

Тест по теме

Оценка статьи

Средняя оценка: 3.9. Всего получено оценок: 68.

Источник

Таблица, содержащая полный список средств выразительности с определениями и примерами.

Лексические средства: тропы

АллегорияФемида (женщина с весами) – правосудие.Замена отвлеченного понятия конкретным образом. ГиперболаШаровары шириною с Чёрное море (Н. Гоголь)Художественное преувеличение. Ирония —Откуда, умная, бредёшь ты голова. (Басня И. Крылова).Тонкая насмешка, употребление в смысле, противоположном прямому. Лексический повтор — Озера кругом, озера глубокие.Повторение в тексте одного и того же слова, словосочетания Литота — Мужичок с ноготок.Художественное преуменьшение описываемого предмета или явления. МетафораСонное озеро города (А. Блок)Переносное значение слова, основанное на сходстве МетонимияКласс зашумелЗамена одного слова другим на основе смежности двух понятий Окказионализмы — Плоды образования.Художественные средства, образованные автором. ОлицетворениеДождь идёт. Природа радуется.Наделение неживых предметов свойствами живых. ПерифразЛев = царь зверей.Подмена слова схожим по лексическому значению выражением. Сарказм Сарказма полны произведения Салтыкова-Щедрина.Язвительная тонкая насмешка, высшая форма иронии. Сравнение Молвит слово — соловей поёт.В сравнении есть и то, что сравнивают, и то, с чем сравнивают. Часто используются союзы: как, словно, будто. Синекдоха Каждую копейку в дом несет (деньги).Перенос значения по количественному признаку. Эпитет«румяная заря», «золотые руки», «серебряный голос».Красочное, выразительное определение, которое основывается на скрытом сравнении. Синонимы1)бежать – мчаться. 2)Шум(шелест) листвы.1) Слова, различные по написанию, но близкие по значению.
2) Контекстные синонимы — слова, сближающиеся по значению в условиях одного контекста Антонимыоригинал – подделка, чёрствый — отзывчивыйСлова, имеющие противоположенные значения Архаизмочи — глаза, ланиты — щёкиУстаревшее слово или оборот речи

Синтаксические средства

Анафора — Не напрасно шла гроза.Повторение слов или сочетаний слов в начале предложений или стихотворных строк. Антитеза — Волос длинный – ум короткий;​​​​​​.Противопоставление. Градация — Пришёл, увидел, победил!Расположение слов, выражений по возрастающей (восходящая) или убывающей (нисходящая) значимости. Инверсия — Жили-были дед да баба.Обратный порядок слов. Композиционный стык (лексический повтор) — Это был прекрасный звук. Это был лучший голос, который я слышал за последние годы.Повторение в начале нового предложения слов из предыдущего предложения, обычно заканчивающих его. Многосоюзие — Перед глазами ходил океан, и колыхался, и гремел, и сверкал, и угасал.Намеренное использование повторяющегося союза. Оксюморон — Мёртвые души.Сочетание не сочетаемых по смыслу слов. Парцелляция — Он увидел меня и застыл. Удивился. Замолчал.Намеренное разделение предложения на значимые в смысловом отношении отрезки. Риторический вопрос, восклицание, обращение — Какое лето, что за лето! Кто не проклинал станционных смотрителей, кто с ними не бранивался? Горожане, сделаем наш город зелёным и уютным!Выражение утверждения в вопросительной форме; привлечение внимания;
усиление эмоционального воздействия. Ряды, парное соединение однородных членов — Природа помогает бороться с одиночеством, преодолевать отчаяние, бессилие, забывать вражду, зависть, коварство друзей.Использование однородных членов для большей художественной выразительности текста Синтаксический параллелизм — Уметь говорить – искусство. Уметь слушать – культура. (Д. Лихачёв)Сходное, параллельное построение фраз, строк. Умолчание — Но слушай: если я должна тебе…кинжалом я владею,/Я близ Кавказа рождена.Автор намеренно недосказывает что-то, прерывает мысль героя, чтобы читатель сам мог подумать, о чём хотел тот сказать. Эллипсис — Мужики – за топоры! (пропущено слово «взялись»)Пропуск какого-нибудь члена предложения, который легко восстанавливается из контекста Эпифора — Я всю жизнь шел к тебе. Я всю жизнь верил в тебя.Одинаковая концовка нескольких предложений.

Источник

Читайте также:  Какие важнейшие свойства присущи

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ТЕМЕ

«ТВОРЧЕСТВО А.А. АХМАТОВОЙ»

Вариант 1

1. К какому литературному течению принадлежало творчество А. Ахматовой?

А) акмеизму б) символизму в) имажинизму г) футуризму

2. Как называется выразительная подробность, с помощью которой А. Ахматова, например, в приведенных строках стихотворения «Песня последней встречи» создает художественный образ?

Я на правую руку надела

Перчатку с левой руки.

3. Какой художественный прием дважды использован в первой строфе стихотворения «Приморский сонет» для усиления смысловой выразительности текста?

Здесь всё меня переживет,

Всё, даже ветхие скворешни

И этот воздух, воздух вешний,

Морской свершивший перелет.

4. Как называются образные определения, придающие поэтической речи особую выразительность: «воздух вешний», «чаща изумрудная»?

5. Тексту поэмы «Реквием» предшествуют строки:

Нет, и не под чуждым небосводом,

И не под защитой чуждых крыл,-

Я была тогда с моим народом,

Там, где мой народ, к несчастью, был.

Как называют цитату, предпосланную всему произведению или его части?

6. В поэме «Реквием» звучит тема памятника.  Кому хочет «установить» памятник  А. Ахматова и почему?Дайте развёрнутый связный ответ (3-4 предложения).

7. Первая часть поэмы «Реквием» — «Вместо предисловия» — написано прозой. Как вы думаете, зачем Ахматова вводит в текст эту автобиографическую подробность? Дайте развёрнутый связный ответ (3-4 предложения).

8. А.И. Солженицын написал А. Ахматовой о поэме «Реквием» так: «Это не Вы говорите, это Россия говорит». В чём смысл этой фразы? Дайте развёрнутый связный ответ (3-4 предложения).

Ответы: 1 – А, 2 – деталь, 3 – повтор, 4 – эпитет, 5 – эпиграф.

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ТЕМЕ

«ТВОРЧЕСТВО А.А. АХМАТОВОЙ»

Вариант 2

1. Какая стилистическая фигура использована А.А. Ахматовой для создания художественной выразительности в строках:

И ту, что едва до окна довели,

И ту, что не топчет родимой земли,

И ту, что красивой тряхнув головой…?

2. Назовите средство художественной изобразительности, основанное на соотнесении предметов и явлений: «И выла старуха, как раненый зверь».

3. Назовите приём художественного изображения, состоящий в перенесении свойств человека на неодушевленные предметы, явления природы: «нежится закат».

4. Определите средство выразительности, используемое А.А. Ахматовой в словосочетании «равнодушно-жёлтым огнём».

5. Где происходит действие поэмы «Реквием»?

А) Москва Б) Париж В) Киев Г) Ленинград

6. Почему лирическое «я» в поэме А.А. Ахматовой «Реквием» заменяется лирическим «мы»? Дайте развёрнутый связный ответ (3-4 предложения).

7. Как вы думаете, почему в эпиграфе к поэме «Реквием» о личном горе дважды звучит слово народ? Дайте развёрнутый связный ответ (3-4 предложения).

Нет, и не под чуждым небосводом,

И не под защитой чуждых крыл, —

Я была тогда с моим народом,

Там, где мой народ, к несчастью, был.

8. Иосиф Бродский говорит, что «Реквием» — автобиография поэта, а не народная трагедия. Согласны ли Вы с этим утверждением? Дайте развёрнутый связный ответ (3-4 предложения).

Ответы: 1 – анафора, 2 – сравнение, 3 – олицетворение, 4 – эпитет, 5 – Г.

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ТЕМЕ

«ТВОРЧЕСТВО А.А. АХМАТОВОЙ»

Вариант 3

МУЖЕСТВО (1942)

Мы знаем, что ныне лежит на весах

И что совершается ныне.

Час мужества пробил на наших часах,

И мужество нас не покинет.

Не страшно под пулями мёртвыми лечь,

Не горько остаться без крова, –

И мы сохраним тебя, русская речь,

Великое русское слово.

Свободным и чистым тебя пронесём,

И внукам дадим, и от плена спасём

Навеки!

1. Как называется приём усиления поэтического высказывания, основанный на неоднократном употреблении в тексте одинаковых слов («ныне», «мужество», «русский»)?

2. Укажите термин, которым обозначают стилистический приём, основанный на повторении одинаковых согласных звуков в строке («Не страшно под пулями мертвыми лечь»).

3. Назовите стилистический приём, основанный на повторении слов в начале нескольких строк

Не страшно под пулями мертвыми лечь, Не горько остаться без крова»)

4. Назовите приём художественного изображения, состоящий в перенесении свойств человека на неодушевленные предметы, явления природы: «Мужество нас не покинет».

5. Какоехудожественное средство, основанное на переносе свойств одних предметов на другие, использует автор в следующей строке: «Час мужества пробил на наших часах»?

6. Почему стихотворение названо «Мужество»? Дайте развёрнутый связный ответ (3-4 предложения).

7. «Мы знаем, что ныне лежит на весах…» Что же лежит на весах, о которых пишет Анна Ахматова, как вы думаете? Дайте развёрнутый связный ответ (3-4 предложения).

8. Почему для героини стихотворения А.А. Ахматовой главной ценностью в годину военных испытаний является «великое русское слово»? Дайте развёрнутый связный ответ (3-4 предложения).

Ответы: 1 – повтор, 2 – аллитерация, 3 – анафора, 4 – олицетворение, 5 – метафора.

Источник

Какое художественное средство основанное на переносе свойств

Про­чи­тай­те от­ры­вок и от­веть­те на во­про­сы после тек­ста.

— Всего хо­ро­ше­го, мес­сир, — про­из­нес­ла она вслух, а сама по­ду­ма­ла: «Толь­ко бы вы­брать­ся от­сю­да, а там уж я дойду до реки и утоп­люсь».

— Сядь­те-ка, — вдруг по­ве­ли­тель­но ска­зал Во­ланд. Мар­га­ри­та из­ме­ни­лась в лице и села. — Может быть, что-ни­будь хо­ти­те ска­зать на про­ща­нье?

— Нет, ни­че­го, мес­сир, — с гор­до­стью от­ве­ти­ла Мар­га­ри­та, — кроме того, что если я еще нужна вам, то я го­то­ва охот­но ис­пол­нить все, что вам будет угод­но. Я ни­чуть не уста­ла и очень ве­се­ли­лась на балу. Так что, если бы он и про­дол­жал­ся еще, я охот­но бы предо­ста­ви­ла мое ко­ле­но для того, чтобы к нему при­кла­ды­ва­лись ты­ся­чи ви­сель­ни­ков и убийц. — Мар­га­ри­та гля­де­ла на Во­лан­да, как сквозь пе­ле­ну, глаза ее на­пол­ня­лись сле­за­ми.

— Верно! Вы со­вер­шен­но правы! — гулко и страш­но про­кри­чал Во­ланд. — Так и надо!

— Так и надо! — как эхо, по­вто­ри­ла свита Во­лан­да.

— Мы вас ис­пы­ты­ва­ли, — про­дол­жал Во­ланд, — ни­ко­гда и ни­че­го не про­си­те! Ни­ко­гда и ни­че­го, и в осо­бен­но­сти у тех, кто силь­нее вас. Сами пред­ло­жат и сами все дадут! Са­ди­тесь, гор­дая жен­щи­на!

Во­ланд со­рвал тя­же­лый халат с Мар­га­ри­ты, и опять она ока­за­лась си­дя­щей рядом с ним на по­сте­ли.

— Итак, Марго, — про­дол­жал Во­ланд, смяг­чая свой голос, — чего вы хо­ти­те за то, что се­год­ня вы были у меня хо­зяй­кой? Чего же­ла­е­те за то, что про­ве­ли этот бал нагой? Во что це­ни­те ваше ко­ле­но? Ка­ко­вы убыт­ки от моих го­стей, ко­то­рых вы сей­час на­име­но­ва­ли ви­сель­ни­ка­ми? Го­во­ри­те! И те­перь уж го­во­ри­те без стес­не­ния: ибо пред­ло­жил я.

Серд­це Мар­га­ри­ты за­сту­ча­ло, она тя­же­ло вздох­ну­ла, стала со­об­ра­жать что-то.

Читайте также:  Какие лечебные свойства у душицы

— Ну, что же, сме­лее! — по­ощ­рял Во­ланд. — Бу­ди­те свою фан­та­зию, при­шпо­ри­вай­те ее! Уж одно при­сут­ствие при сцене убий­ства этого от­пе­то­го не­го­дяя-ба­ро­на стоит того, чтобы че­ло­ве­ка на­гра­ди­ли, в осо­бен­но­сти если этот че­ло­век — жен­щи­на. Ну-с?

Дух пе­ре­хва­ти­ло у Мар­га­ри­ты, и она уж хо­те­ла вы­го­во­рить за­вет­ные и при­го­тов­лен­ные в душе слова, как вдруг по­блед­не­ла, рас­кры­ла рот и вы­та­ра­щи­ла глаза. «________!________!________! — про­кри­чал ей в уши чей-то на­зой­ли­вый, мо­ля­щий голос. — Меня зовут________!» — И Мар­га­ри­та, спо­ты­ка­ясь на сло­вах, за­го­во­ри­ла:

— Так я, стало быть, могу по­про­сить об одной вещи?

— По­тре­бо­вать, по­тре­бо­вать, моя донна, — от­ве­чал Во­ланд, по­ни­ма­ю­ще улы­ба­ясь, — по­тре­бо­вать одной вещи!

Ах, как ловко и от­чет­ли­во Во­ланд под­черк­нул, по­вто­ряя слова самой Мар­га­ри­ты — «одной вещи»!

Мар­га­ри­та вздох­ну­ла еще раз и ска­за­ла:

— Я хочу, чтобы ________ пе­ре­ста­ли по­да­вать тот пла­ток, ко­то­рым она уду­ши­ла сво­е­го ре­бен­ка.

Кот воз­вел глаза к небу и шумно вздох­нул, но ни­че­го не ска­зал, оче­вид­но, помня на­кру­чен­ное на балу ухо.

— Ввиду того, — за­го­во­рил Во­ланд, усмех­нув­шись, — что воз­мож­ность по­лу­че­ния вами взят­ки от этой дуры ________ со­вер­шен­но, ко­неч­но, ис­клю­че­на — ведь это было бы не­сов­ме­сти­мо с вашим ко­ро­лев­ским до­сто­ин­ством, — я уж не знаю, что и де­лать. Оста­ет­ся, по­жа­луй, одно — об­за­ве­стись тряп­ка­ми и за­ткнуть ими все щели моей спаль­ни!

— Вы о чем го­во­ри­те, мес­сир? — изу­ми­лась Мар­га­ри­та, вы­слу­шав эти дей­стви­тель­но не­по­нят­ные слова.

— Со­вер­шен­но с вами со­гла­сен, мес­сир, — вме­шал­ся в раз­го­вор кот, — имен­но тряп­ка­ми, — и в раз­дра­же­нии кот стук­нул лапой по столу.

— Я о ми­ло­сер­дии го­во­рю, — объ­яс­нил свои слова Во­ланд, не спус­кая с Мар­га­ри­ты ог­нен­но­го глаза. — Ино­гда со­вер­шен­но не­ожи­дан­но и ко­вар­но оно про­ле­за­ет в самые узень­кие щелки. Вот я и го­во­рю о тряп­ках.

За­да­ние 1

Жан­ро­вая при­ро­да ро­ма­на «Ма­стер и Мар­га­ри­та» слож­на — ему дают много опре­де­ле­ний. Най­ди­те и вы­пи­ши­те лиш­нее в опре­де­ле­ни­ях: роман-миф, роман-ми­сти­ка, фи­ло­соф­ский роман, роман-эпо­пея, са­ти­ри­че­ский роман.

За­да­ние 2

В эпи­зо­де, по­ми­мо Во­лан­да и Мар­га­ри­ты, участ­ву­ет и вся свита Во­лан­да. Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между пер­со­на­жа­ми и их ха­рак­те­ри­сти­ка­ми. К каж­дой по­зи­ции пер­во­го столб­ца под­бе­ри­те со­от­вет­ству­ю­щую по­зи­цию из вто­ро­го столб­ца. Ответ за­пи­ши­те в виде по­сле­до­ва­тель­но­сти цифр, на­при­мер, 123.

ПЕР­СО­НА­ЖИ

А) Бе­ге­мот

Б) Гелла

В) Аза­зел­ло

ХА­РАК­ТЕ­РИ­СТИ­КИ

1) Вам­пир, слу­жан­ка

2) Чёрт и ры­царь

3) Пад­ший ангел, на­учив­ший людей из­го­тов­лять ору­жие и укра­ше­ния

4) Обо­ро­тень, лю­би­мый шут са­та­ны

За­да­ние 3

В ро­ма­не есть не­сколь­ко клю­че­вых слов, свя­зан­ных с ос­нов­ны­ми иде­я­ми ху­до­же­ствен­но­го мира пи­са­те­ля, в част­но­сти: ис­ти­на, вера, сво­бо­да. Най­ди­те в при­ведённом фраг­мен­те ещё одно, озна­ча­ю­щее го­тов­ность по­мочь или про­стить кого-то из со­стра­да­ния или со­об­ра­же­ний гу­ман­но­сти, и за­пи­ши­те его в на­чаль­ной форме.

За­да­ние 4

Слова Во­лан­да «Ни­ко­гда и ни­че­го не про­си­те! Сами пред­ло­жат и сами все дадут!» стали кры­ла­ты­ми. Как на­зы­ва­ет­ся ори­ги­наль­ная ав­тор­ская мысль, об­ле­чен­ная в крат­кую, за­по­ми­на­ю­щу­ю­ся форму, став­шая кры­ла­той?

За­да­ние 5

«Я хочу, чтобы ………. пе­ре­ста­ли по­да­вать тот пла­ток, ко­то­рым она уду­ши­ла сво­е­го ре­бен­ка». За кого про­сит Мар­га­ри­та, по­ме­няв своё за­вет­ное же­ла­ние на прось­бу о пре­кра­ще­нии из­де­ва­тель­ства? За­пи­ши­те имя этого пер­со­на­жа, про­пу­щен­ное в тек­сте.

За­да­ние 6

Герои об­ща­ют­ся между собой, об­ме­ни­ва­ясь ре­пли­ка­ми. Как на­зы­ва­ет­ся дан­ный вид речи?

За­да­ние 7

Эмо­ци­о­наль­ная на­пря­жен­ность этого эпи­зо­да, в ко­то­ром Мар­га­ри­та про­хо­дит важ­ное жиз­нен­ное ис­пы­та­ние, раз­ря­жа­ет­ся ре­пли­ка­ми кота: «Кот воз­вел глаза к небу и шумно вздох­нул, но ни­че­го не ска­зал, оче­вид­но, помня на­кру­чен­ное на балу ухо; … в раз­дра­же­нии кот стук­нул лапой по столу». Здесь про­яв­ля­ет­ся при­су­щее Бул­га­ко­ву стрем­ле­ние к сме­хо­вой, юмо­ри­сти­че­ской, иро­ни­че­ской язы­ко­вой сти­хии. Как по-дру­го­му в ли­те­ра­ту­ро­ве­де­нии и ис­кус­ство­ве­де­нии на­зы­ва­ет­ся смеш­ное?

Про­чи­тай­те при­ве­ден­ное ниже ли­ри­че­ское про­из­ве­де­ние и вы­пол­ни­те за­да­ния.

Не жалею, не зову, не плачу,

Все прой­дет, как с белых яб­лонь дым.

Увя­да­нья зо­ло­том охва­чен­ный,

Я не буду боль­ше мо­ло­дым.

Ты те­перь не так уж бу­дешь бить­ся,

Серд­це, тро­ну­тое хо­лод­ком,

И стра­на бе­ре­зо­во­го ситца

Не за­ма­нит шлять­ся бо­си­ком.

Дух бро­дя­жий! ты все реже, реже

Рас­ше­ве­ли­ва­ешь пла­мень уст

О, моя утра­чен­ная све­жесть,

Буй­ство глаз и по­ло­во­дье чувств!

Я те­перь ску­пее стал в же­ла­ньях,

Жизнь моя, иль ты при­сни­лась мне?

Слов­но я ве­сен­ней гул­кой ранью

Про­ска­кал на ро­зо­вом коне.

Все мы, все мы в этом мире тлен­ны,

Тихо льет­ся с кле­нов ли­стьев медь…

Будь же ты вовек бла­го­сло­вен­но,

Что при­шло про­цвесть и уме­реть.

C. A. Есе­нин, 1921

За­да­ние 8

На­зо­ви­те жанр клас­си­че­ской по­э­зии, при­зна­ки ко­то­ро­го (фи­ло­соф­ское раз­мыш­ле­ние, ове­ян­ное свет­лой гру­стью) при­сут­ству­ют в пред­ло­жен­ном сти­хо­тво­ре­нии С. А. Есе­ни­на.

За­да­ние 9

Какое сред­ство ху­до­же­ствен­ной изоб­ра­зи­тель­но­сти ис­поль­зу­ет поэт в строч­ке: «Про­ска­кал на ро­зо­вом коне»?

За­да­ние 10

Ука­жи­те на­зва­ние сти­ли­сти­че­ско­го при­е­ма, ос­но­ван­но­го на со­сед­стве оди­на­ко­вых со­глас­ных зву­ков, уси­ли­ва­ю­ще­го вы­ра­зи­тель­ность ху­до­же­ствен­ной речи и рас­счи­тан­но­го на слу­хо­вое вос­при­я­тие об­ра­за («Тихо льет­ся с кле­нов ли­стьев медь»).

За­да­ние 11

Как на­зы­ва­ет­ся сред­ство ху­до­же­ствен­ной вы­ра­зи­тель­но­сти, ос­но­ван­ное на пе­ре­но­се свойств одних пред­ме­тов и яв­ле­ний на дру­гие («пла­мень уст», «по­ло­во­дье чувств»)?

За­да­ние 12

Ука­жи­те раз­мер, ко­то­рым на­пи­са­но сти­хо­тво­ре­ние С. А. Есе­ни­на «Не жалею, не зову, не плачу…» (без ука­за­ния ко­ли­че­ства стоп).

Про­чи­тай­те при­ведённый ниже фраг­мент про­из­ве­де­ния и вы­пол­ни­те за­да­ния

На­ко­нец и для них на­стал черёд встать перед ясные очи его кня­же­ской свет­ло­сти.

— Что вы за люди? и зачем ко мне по­жа­ло­ва­ли? — об­ра­тил­ся к ним

князь.

— Мы го­ло­во­тя­пы! нет нас на­ро­да храб­рее, — на­ча­ли было го­ло­во­тя­пы, но вдруг сму­ти­лись.

— Слы­хал, гос­по­да го­ло­во­тя­пы! — усмех­нул­ся князь («и та­ко­во лас­ко­во усмех­нул­ся, слов­но сол­ныш­ко про­си­я­ло!» — за­ме­ча­ет ле­то­пи­сец), — весь­ма слы­хал! И о том знаю, как вы рака с ко­ло­коль­ным зво­ном встре­ча­ли — до­воль­но знаю! Об одном не знаю, зачем же ко мне-то вы по­жа­ло­ва­ли?

— А при­шли мы к твоей кня­же­ской свет­ло­сти вот что объ­явить: много мы про­меж себя уби­вств чи­ни­ли, много друг друж­ке ра­зо­ре­ний и на­ру­га­тельств де­ла­ли, а всё прав­ды у нас нет. Иди и во­ло­дей нами!

— А у кого, спро­шу вас, вы до­прежь сего из кня­зей, бра­тьев моих, с по­кло­ном были?

— А были мы у од­но­го князя глу­по­го, да у дру­го­го князя глу­по­го ж — и те во­ло­деть нами не по­хо­те­ли!

— Ладно. Во­ло­деть вами я желаю, — ска­зал князь, — а чтоб идти к вам жить — не пойду! По­то­му вы живёте зве­ри­ным обы­ча­ем: с бес­проб­но­го зо­ло­та пенки сни­ма­е­те, снох пор­ти­те! А вот по­сы­лаю к вам, за­ме­сто себя, са­мо­го этого но­во­то­ра-вора: пущай он вами дома пра­вит, а я от­сель и им и вами по­мы­кать буду!

Читайте также:  Какие полезные свойства есть в помидорах

По­ну­ри­ли го­ло­во­тя­пы го­ло­вы и ска­за­ли:

— Так!

— И бу­де­те вы пла­тить мне дани мно­гие, — про­дол­жал князь, — у кого овца ярку при­несёт, овцу на меня от­пи­ши, а ярку себе оставь; у кого грош слу­чит­ся, тот раз­ло­ми его на­чет­ве­ро: одну часть мне отдай, дру­гую мне же, тре­тью опять мне, а четвёртую себе оставь. Когда же пойду на войну — и вы идите! А до про­че­го вам ни до чего дела нет!

— Так! — от­ве­ча­ли го­ло­во­тя­пы.

— И тех из вас, ко­то­рым ни до чего дела нет, я буду ми­ло­вать; про­чих же всех — каз­нить.

— Так! — от­ве­ча­ли го­ло­во­тя­пы.

— А как не умели вы жить на своей воле и сами, глу­пые, по­же­ла­ли себе ка­ба­лы, то на­зы­вать­ся вам впредь не го­ло­во­тя­па­ми, а глу­пов­ца­ми.

— Так! — от­ве­ча­ли го­ло­во­тя­пы.

Затем при­ка­зал князь об­не­сти по­слов вод­кою да ода­рить по пи­ро­гу, да по плат­ку алому, и, об­ло­жив да­ня­ми мно­ги­ми, от­пу­стил от себя с че­стию.

Шли го­ло­во­тя­пы домой и воз­ды­ха­ли. «Воз­ды­ха­ли не ослаб­ля­ю­чи, во­пи­я­ли силь­но!» — сви­де­тель­ству­ет ле­то­пи­сец. «Вот она, кня­же­ская прав­да ка­ко­ва!» — го­во­ри­ли они. И еще го­во­ри­ли: «Та­ка­ли мы, та­ка­ли, да и про­та­ка­ли!» <…>

При­быв­ши домой, го­ло­во­тя­пы не­мед­лен­но вы­бра­ли бо­ло­ти­ну и, за­ло­жив на ней город, на­зва­ли Глу­по­вым, а себя по тому го­ро­ду глу­пов­ца­ми. «Так и про­цве­ла сия древ­няя от­расль», — при­бав­ля­ет ле­то­пи­сец.

М.Е. Сал­ты­ков-Щед­рин «Ис­то­рия од­но­го го­ро­да»

За­да­ние 13

По­че­му опи­сан­ную во фраг­мен­те сцен — можно на­звать тра­ги­ко­ми­че­ской?

Про­чи­тай­те при­ве­ден­ный ниже фраг­мент тек­ста и вы­пол­ни­те за­да­ния

Лука (вы­хо­дя из кухни). Ну, обыг­ра­ли та­та­ри­на? Во­доч­ку пить пойдёте? Барон. Идём с нами!

Сатин. По­смот­реть бы, каков ты есть пья­ный!

Лука. Не лучше трез­во­го-то…

Актёр. Идем, ста­рик… я тебе про­де­кла­ми­рую куп­ле­ты…

Лука. Чего это?

Актёр. Стихи, — по­ни­ма­ешь?

Лука. Стихи-и! А на что они мне, стихи-то?..

Актёр. Это — смеш­но… А ино­гда — груст­но…

Сатин. Ну, куп­ле­тист, идёшь? (Ухо­дит с Ба­ро­ном.)

Актёр. Иду… я до­го­ню! Вот, на­при­мер, ста­рик, из од­но­го сти­хо­тво­ре­ния… на­ча­ло я забыл… забыл! (По­ти­ра­ет лоб.)

Буб­нов. Го­то­во! Про­па­ла твоя дамка… ходи!

Мед­ве­дев. Не туда я пошёл… по­стре­ли её!

Актёр. Рань­ше, когда мой ор­га­низм не был отрав­лен ал­ко­го­лем, у меня, ста­рик-, была хо­ро­шая па­мять… А-те­перь вот… кон­че­но, брат! Всё кон­че­но для меня! Я все­гда читал это сти­хо­тво­ре­ние с боль­шим успе­хом… гром ап­ло­дис­мен­тов! Ты… не зна­ешь, что такое ап­ло­дис­мен­ты… это, брат, как… водка!.. Бы­ва­ло, выйду, вста­ну вот так…(Ста­но­вит­ся в позу.) Вста­ну… и… (Мол­чит.) Ни­че­го не помню… ни слова… не помню! Лю­би­мое сти­хо­тво­ре­ние… плохо это, ста­рик?

Лука. Да уж чего хо­ро­ше­го, коли лю­би­мое забыл? В лю­би­мом — вся душа…

Актёр. Про­пил я душу, ста­рик… я, брат, погиб… А по­че­му — погиб? Веры у меня не было… Кон­чен я…

Лука. Ну, чего? Ты… ле­чись! От пьян­ства нынче лечат, слышь! Бес­плат­но, бра­ток, лечат… такая уж ле­чеб­ни­ца устро­е­на для пья­ниц… чтобы, зна­чит, даром их ле­чить… При­зна­ли, ви­дишь, что пья­ни­ца — тоже че­ло­век… и даже — рады, когда он ле­чить­ся же­ла­ет! Ну-ка вот, валяй! Иди…

Актёр(за­дум­чи­во). Куда? Где это?

Лука. А это… в одном го­ро­де… как его? На­зва­ние у него эда­кое… Да я тебе город на­зо­ву!.. Ты толь­ко вот чего: ты пока го­товь­ся! Воз­дер­жись… возь­ми себя в руки и — терпи… А потом — вы­ле­чишь­ся… и начнёшь жить снова… хо­ро­шо, брат, снова-то! Ну, решай… в два приёма…

Актёр (улы­ба­ясь). Снова… сна­ча­ла… Это — хо­ро­шо. Н-да… Снова? (Смеётся.) Ну… да! Я могу?! Ведь могу, а?

Лука. А чего? Че­ло­век — всё может… лишь бы за­хо­тел…

Актёр (вдруг, как бы проснув­шись). Ты — чудак! Про­щай пока! (Сви­стит.) Ста­ри­чок… про­щай… (Ухо­дит.)

М. Горь­кий «На дне»

За­да­ние 14

В каких про­из­ве­де­ни­ях рус­ских пи­са­те­лей зву­чит тема ду­хов­но­го оску­де­ния лич­но­сти и в чём эти про­из­ве­де­ния можно со­по­ста­вить с пье­сой М. Горь­ко­го «На дне»?

Про­чи­тай­те при­ве­ден­ное ниже ли­ри­че­ское про­из­ве­де­ние и вы­пол­ни­те за­да­ния.

Не жалею, не зову, не плачу,

Все прой­дет, как с белых яб­лонь дым.

Увя­да­нья зо­ло­том охва­чен­ный,

Я не буду боль­ше мо­ло­дым.

Ты те­перь не так уж бу­дешь бить­ся,

Серд­це, тро­ну­тое хо­лод­ком,

И стра­на бе­ре­зо­во­го ситца

Не за­ма­нит шлять­ся бо­си­ком.

Дух бро­дя­жий! ты все реже, реже

Рас­ше­ве­ли­ва­ешь пла­мень уст

О, моя утра­чен­ная све­жесть,

Буй­ство глаз и по­ло­во­дье чувств!

Я те­перь ску­пее стал в же­ла­ньях,

Жизнь моя, иль ты при­сни­лась мне?

Слов­но я ве­сен­ней гул­кой ранью

Про­ска­кал на ро­зо­вом коне.

Все мы, все мы в этом мире тлен­ны,

Тихо льет­ся с кле­нов ли­стьев медь…

Будь же ты вовек бла­го­сло­вен­но,

Что при­шло про­цвесть и уме­реть.

C. A. Есе­нин, 1921

За­да­ние 15

Что дает ос­но­ва­ние от­не­сти рас­смат­ри­ва­е­мое сти­хо­тво­ре­ние С. А. Есе­ни­на к фи­ло­соф­ской ли­ри­ке?

За­да­ние 16

Какие фи­ло­соф­ские про­из­ве­де­ния рус­ских по­этов со­звуч­ны про­бле­ма­ти­ке есе­нин­ско­го сти­хо­тво­ре­ния? (Свой ответ обос­нуй­те).

За­да­ние 17

Вы­бе­ри­те толь­ко ОДНО из пред­ло­жен­ных ниже за­да­ний (С5.1, С5.2, С5.3). Дайте раз­вер­ну­тый ар­гу­мен­ти­ро­ван­ный ответ в жанре со­чи­не­ния объёмом не менее 200 слов.
 
C5.1 По­че­му так тра­ги­че­ски за­вер­ши­лась друж­ба Оне­ги­на и Лен­ско­го в ро­ма­не А. С. Пуш­ки­на «Ев­ге­ний Оне­гин»?
C5.2 Что при­да­ет са­ти­ри­че­ским про­из­ве­де­ни­ям М. Е. Сал­ты­ко­ва-Щед­ри­на со­вре­мен­ное зву­ча­ние?
C5.3 Как в ли­ри­ке А. А. Блока отоб­ра­зи­лись про­шлое и на­сто­я­щее Рос­сии?

Какое художественное средство основанное на переносе свойств

Номер заданияПравильный ответ
1роман-эпопея
2413
3милосердие
4афоризм
5Фрида
6диалог
7комическое
8
9
10Элегия
11Эпитет
12Аллитерация
13Метафора
14Хорей

Ответы к заданиям 13 — 16

За­да­ние 13

Тра­ги­ко­ме­дия (греч.) — дра­ма­ти­че­ское про­из­ве­де­ние, в ко­то­ром тра­ги­че­ский сюжет изоб­ражён в ко­ми­че­ском виде или ко­то­рый пред­став­ля­ет бес­по­ря­доч­ное на­гро­мож­де­ние тра­гич­ных и ко­мич­ных эле­мен­тов. При­ве­ден­ную сцену по праву можно счи­тать тра­ги­ко­ми­че­ской, ведь в ней тра­гич­ность со­дер­жа­ния под­чер­ки­ва­ет­ся ко­мич­но­стью си­ту­а­ции: «го­ло­во­тя­пы» доб­ро­воль­но от­да­ют себя в под­чи­не­ние «его кня­же­ской свет­ло­сти», со­гла­ша­ясь толь­ко слепо по­ви­но­вать­ся глу­по­сти, но и тер­петь же­сто­кость. Это про­ти­во­есте­ствен­но при­ро­де че­ло­ве­ка, в этом тра­гизм со­дер­жа­ния. Ко­мич­но­сти до­бав­ля­ет в сцену иро­ния, сар­казм ав­то­ра по по­во­ду про­ис­хо­дя­ще­го.

За­да­ние 14

Тема ду­хов­но­го оску­де­ния лич­но­сти под­ни­ма­ет­ся в про­из­ве­де­ни­ях Ф. До­сто­ев­ско­го, А. П. Че­хо­ва, А. Н. Ост­ров­ско­го. Про­из­ве­де­ния рус­ской клас­си­ки про­ник­ну­ты ис­тин­ным гу­ма­низ­мом: верой в то, что че­ло­век может под­нять­ся не толь­ко со «дна жизни», но и со «дна» соб­ствен­ной души. В пьесе Горь­ко­го в ноч­леж­ке, где, ка­за­лось бы, все по­те­ря­но для ее оби­та­те­ле, зву­чит мо­но­лог о Че­ло­ве­ке, ко­то­ро­му под силу все. В пье­сах Ост­ров­ско­го среди мрака «тем­но­го цар­ства» за­рож­да­ют­ся силь­ные на­ту­ры («Гроза», «Бес­при­дан­ни­ца»). Про­тест про­тив ду­хов­но­го оску­де­ния, ме­щан­ства зву­чит в рас­ска­зах и пье­сах Че­хо­ва («Кры­жов­ник», «Че­ло­век в фу­тля­ре»).

Источник