Какими свойствами воздействует искусство на человека

Каким средством воздействует искусство на человека? Как оно влияет на мировоззрение и восприятие всего окружающего пространства? Почему от некоторых музыкальных произведений бегут «мурашки» по коже, а от сцены в кинофильме — слёзы по щекам? Точного ответа на эти вопросы не даст никто – искусство способно пробуждать в человеке самые разнообразные и зачастую очень противоречивые чувства.
Что такое искусство?
Существует точное определение искусства – это процесс или результат выражения в художественном проявлении, а также творческий симбиоз, который передает те или иные чувства и эмоции, переживаемые в определенный момент. Искусство многогранно. Оно способно передать переживания одного человека и даже настроения всего народа в конкретный отрезок времени.
Сила настоящего искусства заключается прежде всего в его воздействии на внутренний мир человека. Согласитесь, одна картина может вызвать массу переживаний и впечатлений, которые, ко всему прочему, могут быть достаточно противоречивыми. Искусство – это своеобразное отражение истинной сущности человека. И совершенно не важно – великий художник это или ценитель живописи.
Средства воздействия искусства и его виды
В первую очередь стоит определиться с видами искусства, а их существует достаточно большое количество. Итак, основные виды искусства: музыка, литература, живопись, театр, цирк, кинематограф, скульптура, архитектура, фотография, а также декоративно-прикладное искусство, графика и многое другое.
Каким средством воздействует искусство? Точные науки бесстрастны, в отличие от музыки или живописи, которые способны вызвать массу эмоций и переживаний. Только истинные шедевры могут способствовать формированию особенного мировоззрения и восприятия окружающей действительности. Отдельного внимания заслуживают выразительные средства искусства (ритм, пропорция, форма, тон, фактура и т.д.), которые позволяют в полной мере оценить то или иное произведение.
Многогранность искусства
Как уже было сказано, искусство многогранно. Об этом особенно красноречиво говорят сохранившиеся с незапамятных времен шедевры скульптуры и архитектуры, декоративно-прикладного искусства, музыки и литературы, живописи и графики, а также бессмертное кино и театральные постановки. Археологические раскопки и исторические исследования показывают, что древнейшие цивилизации стремились к выражению собственного «Я» через рисунки на скалах, ритуальные танцы у костра, традиционные костюмы и др.
Средства выразительности в искусстве не предназначены лишь для того, чтобы вызвать некое конкретное чувство. Эти методы предназначены для более глобальных целей – сформировать особенный внутренний мир человека, который способен видеть прекрасное и создавать нечто подобное.
Музыка – отдельный вид искусства
Пожалуй, этот вид искусства заслуживает отдельной большой категории. С музыкой мы сталкиваемся постоянно, даже наши древнейшие предки совершали различные ритуалы под ритмичные звуки самобытных инструментов. Музыка способна оказывать на человека самое разнообразное влияние. Для кого-то она может служить средством умиротворения и релаксации, а для кого-то она станет стимулом и толчком к дальнейшим действиям.
Более того, ученые давно пришли к выводу, что музыка является отличным второстепенным средством реабилитации больных и прекрасной возможностью добиться душевного равновесия. Именно поэтому музыка очень часто звучит в палатах, таким образом, укрепляя веру в скорейшее выздоровление.
Живопись
Воздействующая сила искусства – это величайшая мощь, которая способна радикально изменить мировоззрение человека и значительным образом повлиять на формирование его внутреннего мира. Буйство красок, сочные цвета и гармонично подобранные оттенки, плавность линий и масштабность объемов – все это средства изобразительного искусства.
Всемирно известные шедевры художников хранятся в сокровищницах галерей и музеев. Картины оказывают удивительное воздействие на внутренний мир человека, они способны проникнуть в самые потаенные уголки сознания и посеять зерно истинных ценностей. Более того, создавая уникальные произведения изобразительного искусства, человек выражает собственные переживания и делится со всем миром своим видением окружающей действительности. Всем известен тот факт, что лечение некоторых заболеваний нервной системы зачастую сопровождается занятиями по рисованию. Это способствует исцелению и умиротворению пациентов.
Поэзия и проза: о воздействующей силе литературы
Наверняка всем известно, что слово, по своей сути, обладает невероятной силой – оно способно излечить израненную душу, обнадежить, подарить радостные мгновения, обогреть, точно так же слово способно ранить человека и даже убить. Еще большей силой обладает слово, обрамленное красивым слогом. Речь идет о литературе во всех ее проявлениях.
Шедевры мировой классики – это огромное количество удивительных произведений, которые в той или иной степени повлияли на жизнь практически каждого человека. Драма, трагедия, стихи, поэмы и оды – все это в разной степени отразилось в душе каждого, кто смог прикоснуться к творениям классиков. Воздействие искусства на человека – в частности, литературы – многогранно. Так, например, в смутные времена писатели своими стихами призывали народ к борьбе, романами уносили читателя в совершенно иной мир, наполненный иными красками и персонажами.
Литературные произведения формируют внутренний мир человека, и совершенно не случайно в наши времена, наполненные инновациями и технологическими новшествами, людей призывают вновь окунуться в необычайно уютную атмосферу, которую создает хорошая книга.
Влияние искусства
Прогресс не стоит на месте, точно так же, как и искусство. Для разных эпох характерны определенные тенденции, которые в той или иной степени нашли отражение во многих произведениях. Более того, зачастую именно модные веяния формировали образ и уклад жизни населения. Достаточно лишь вспомнить, как направления архитектуры диктовали каноны строительства и обустройства внутреннего убранства. Воздействующая сила искусства способствовала созданию не только сооружений в определенном стиле, но и формировала общие вкусы среди населения.
Так, например, в архитектурной сфере есть даже своеобразная классификация исторических периодов: эпоха Ренессанса, рококо, барокко и т.д. Каким средством воздействует искусство на человека в этом случае? Оно формирует вкусовые пристрастия человека, его стиль и манеру поведения, диктует правила оформления интерьера и даже стиль общения.
Влияние современного искусства
О современном искусстве говорить сложно. Это вовсе не обусловлено специфичными особенностями XXI века, наполненного инновациями и уникальными технологическими новшествами. В свое время многих писателей и художников не признавали гениями, более того, их зачастую считали сумасшедшими. Вполне возможно, что через несколько сотен лет наших современников будут считать гениями своего времени.
Тем не менее проследить тенденции современного искусства достаточно сложно. Многие склоняются к тому, что нынешние творения – это всего лишь разложение старых. Каким средством воздействует искусство в этом случае и как оно влияет на формирование личности, покажет время. А для творцов очень важно сформировать и вырастить в обществе чувство прекрасного.
Каким средством воздействует искусство?
Говоря о воздействующей силе этого явления, нельзя ограничиться понятиями добра и зла. Искусство во всех своих проявлениях не учит отличать хорошее от плохого, свет от тьмы и белое от черного. Искусство формирует внутренний мир человека, учит его самого отличать понятия добра и зла, рассуждать о жизни, а также структурировать свои мысли и даже видеть мир в многогранном аспекте. Книги погружают в совершенно иной мир грез и фантазий, формируют человека как личность, а также заставляют задуматься о многих вещах и по-другому взглянуть на, казалось бы, обыденные ситуации.
Дошедшие до наших дней творения архитекторов, живописцев, писателей и музыкантов красноречиво говорят о бессмертности подлинных шедевров. Они в полной степени показывают, насколько бессильно время перед бесценными произведениями классиков.
Истинное искусство нельзя не заметить, а его сила способна не только сформировать внутренний мир, но и круто изменить жизнь человека.
Анонимный вопрос · 20 июня 2018
11,4 K
Технарь, люблю ребенка, компьютерные игры, книги, фильмы и музыку, свою работу…
Благодаря искусству человек получает возможность совершенствоваться, духовно развиваться и находить духовное равновесие, гармонию. В давние времена искусство использовали даже в качестве душевной терапии, считалось, что под его воздействием у человека формируется характер, чувства, исцеляются психологический проблемы. Некоторые музыкальные произведения рекомендуют для прослушивания с целью последующего более продуктивного усвоения учебного материала, изобразительное искусство выступает профилактикой нервных срывов, заряжает энергией. Рисование, прослушивание музыки, чтение и т.д. порождают в человеке так же и стремление творить самому, дают вдохновение.
Сей-Хай – это онлайн журнал о творчестве. Мы пишем о дизайне, иллюстрации… · say-hi.me
Искусство — это всегда осмысление реальности и происходящего.
Благодаря искусству мы можем посмотреть историю развития и осознания человечества, на проблемы и интересы людей.
Также искусство — это работа с образами и эмоциями, а это напрямую влияет на человека, на его мысли и психологическое состояние
Начнем с того, что искусство не всегда влияет на человека.
Для этого нужен ряд условий. Одно из важнейших условий — это способность и готовность потребителя принимать подаваемое блюдо.
А если нет желания, то — не помогут и способности.
Но если человек все же открыт для восприятия, тогда мы отвечаем на вопрос —
«как искусство влияет» — таким ответом: также, как… Читать далее
Именно в момент восприятия элемента искусства мы становимся лучше. Не важно книга, фильм, картина, музыка. А вот в дальнейшем этот эффект у большинства проходит, и живет человек как будто и не было искусства в его жизни.
Произведения исскуства, особенно современное, заставляют человека мыслить и думать нестандартно, это как раз таки хорошо развивает творчетское мышление)
Откуда у человека потребность в творчестве и в красоте?
Изучаю историю музыки и культуры в целом до посинения, смотрю раритетное кино…
По моему мнению, это вполне естественный процесс.
Издавна людей вдохновляла и окружающая природа вокруг, и другие люди (нередко донельзя харизматичные), и течение собственной жизни. Этому необходимо найти выход через творчество, поскольку всё держать в себе не получится, так или иначе.
Когда же начинаешь изучать теорию какого-либо раздела искусства, который ближе всего по духу, собственное самовыражение отдельно взятого человека эволюционирует, становится искуснее и изощрённее.
Таким образом, через изучение и путём проб и ошибок, приходит мастерство и святая возможность отразить всё вокруг (по умолчанию и себя) на продуктах своей деятельности через то, что лучше всего получается делать. Все с чего-то начинают 🙂
Таким образом, искусство есть логичная реакция на окружающую действительность. И когда говорят, что Бог создал нас по образу и подобию своему, подразумевается не буквальное значение — мы, как и он, творцы по сути своей. Этого у нас не отнять.
Прочитать ещё 1 ответ
Как прогресс влияет на искусство?
Всё, что не противоречит физическим законам, будет создано.
Прогресс увеличивает возможности творца творить. Больше техник, больше материалов. Расширяет возможности автора увеличивая число концепций и зрителей.
Как художественная литература влияет на наше сознание?
По своему опыту могу сказать, что литературный (или другой культурный) бэкграунд образует некую призму, через которую смотришь на мир, неосознанно отмечая даже в повседневности знакомые по книгам или кино образы. Развивается образность мышления и фантазия, что важно для творческой деятельности. Про грамотность речи, думаю, и говорить не стоит…
Прочитать ещё 2 ответа
Как связаны философия и искусство?
Художник, философ, преподаватель авторского курса «Философия искусства» в в обра…
Философия и искусство — два различных способа познания мира и самосознания человека. Можно говорить о них как о принципиально противоположных инструментах, можно как о взаимно друг друга дополняющих. Искусство обычно предстает как способ интуитивного проникновения в неизведанное с воплощением этой интуиции в художественном образе. Философии свойственна опора на рациональное размышление и логику. Для искусства более свойственно слияние человека с миром, а для философии — рефлексивная или критическая позиция человека к миру.
Искусство и философия не исчерпывают собой культурный ландшафт. Полюсами этого поля можно считать религию и науку, в которых ответственность за знание принадлежит высшему существу или объективной истине. Однако, между этими полюсами есть некоторая неизведанная зона, в которой человек пытается решить наиболее общие вопросы, неподвластные другим формам знания, и в которой ответственность за эти действия он берет на себя. Именно в этой зоне существуют искусство и философия.
Невозможно провести строгую границу между этими способами осмысления человеком своего места в мире. Философии также свойственна интуиция, но только интеллектуальная, тогда как для искусства характерна интуиция чувственного восприятия. Нельзя утверждать, что искусству категорически противопоказана логика. В своих авангардных формах искусство становится рефлексивным и критическим. И вообще, на протяжении истории культуры философия и искусство — не противники, но союзники. Многие философские исследования ссылаются на художественные произведения, как на иллюстрации. Искусство нуждается в философском осмыслении как конкретных произведений, так и художественных методов. Искусство можно рассматривать как практику философии, а философию как теоретический аппарат искусства.
Однако бывало и так, что некоторые идеи выглядели как способ умалить значение союзника. Когда в конце 18-го века философ Александр Готлиб Баумгартен придумывает слово «эстетика» (чувственно воспринимаемое), то делает это с благородной целью — дать возможность «философам не без громадной пользы проникать также в те искусства, которыми могут быть усовершенствованы низшие познавательные способности, заостряться и применяться более благоприятным образом на благо мира». Эстетика была призвана как новый инструмент разума, расширяющий его познавательные способности, позволяющий ему рассудочно проникать в области, которые недоступны логике. Таким образом, искусство становилось чем-то второстепенным, зависимым от старшего брата. Да и сама эстетика среди философской иерархии, как правило, занимает последнее место. Перечисляя философские дисциплины, сначала называют онтологию и теорию познания, затем логику, антропологию и этику, и только потом эстетику. И вообще эстетические проблемы с точки зрения, например, онтолога являются второстепенными, так что он их часто относит к маргинальному знанию.
Эту позицию уже в 20-м веке, а точнее в 1969-м году, активно критикует художник Джозеф Кошут. Он говорит, что между искусством и эстетикой как учением о красоте некритически установлена связь. Поскольку эстетика призвана «заниматься мнениями о восприятии мира вообще», то совершенно необходимо возникают критерии качества восприятия (красота, вкус). Соответственно, классическая философия была призвана обсуждать классическое искусство: «В прошлом одним из ответвлений функции искусства была ценность последнего в качестве украшения (декорации). Поэтому любая разновидность философии, имевшая дело с «красотой» (а, следовательно, и со вкусом), неминуемо была вынуждена обсуждать и искусство. Из такой «привычки» возникло представление о наличии концептуальной связи искусства и эстетики, что не соответствует истине». То есть получается, что некоторая маргинальная часть философии косвенным образом занимается искусством. Но Кошут критикует даже не эту позицию, а всю философию вообще — «большинство современных философов на самом деле весьма немногим отличаются от историков философии. Это своего рода библиотекари Истины. Складывается впечатление, что сказать больше нечего». Основная идея Кошута заключается в том, что философия неспособна более выполнять когнитивно-методологическую функцию (функцию познания и поиска методов познания). Эту функцию теперь призвано выполнять искусство.
Тем не менее, искусство и философия, безусловно, были и будут дополняющими друг друга инструментами самосознания человека. Особенно это проявляется в ключевые моменты смены регистра культуры. Переход от классической культуры к модернизму сопровождался тем, что радикальные философские идеи и художественные образы оказали серьезное влияние на социальные отношения и политику. Модернистские утопии сначала появились в философии, литературе и искусстве и только потом было несколько попыток реализовать их на практике, что выразилось в создании нескольких тоталитарных государств с утопической метанарративной идеологией. Это привело к многочисленным трагедиям. Жертвы 20-го века колоссальны. В послевоенное время регистр культуры меняется, — тема покаяния, искупления и защиты от утопической идеологии становится важнейшей. Литературный жанр антиутопии, начиная с середины 20-го века, необычайно популярен — это попытки предупредить, защитить от необдуманной стратегии.
Взаимодействие искусства и философии в этот момент очевидно. Ключевые идеи постмодернизма сначала появились в теории архитектуры (Чарльз Дженкс) и только потом были этически осмыслены как состояние культуры, защищающейся от агрессивных модернистских идеологий (Жан Франсуа Лиотар). «Спасти мышление после Освенцима» — вот одна из благороднейших целей, которые искусство и философия решали вместе.
Сейчас мы оказываемся в новой уникальной ситуации, когда литературные и философские антиутопии становятся учебником для власти. Как когда-то власть позаимствовала утопические идеи художников, теперь она успешно заимствует антиутопические художественные стратегии для реализации нелепых идей, самозащиты и самооправдания. Постмодернизм, который был гуманистической культурой избавления от модернистских утопий, становится тоталитарной властной стратегией, в которой этика — объект манипуляций.
И вновь слово за искусством и философией. Как защищаться на этот раз? И как потом защищать придуманное от новой кражи?
velikanov.ru)
Прочитать ещё 3 ответа
Имеет ли смысл рационализировать искусство?
Есть ли смысл ходить ногами? Допустим, «нет», и тогда что?
Искусство рационализировалось всю свою историю — в формальном смысле, с того момента, как появилась концепция рационального, то есть от досократиков и далее. В неформальном — хз, но рисунки пещеры Шове выглядят слишком системными чтобы не быть рационализированными. Это не то, что мы делаем или не делаем, поскольку у нас есть выбор, это просто то, как оно происходит. Даже тот факт, что рационализация не должна быть при этом редукционной — вытекает, опять же, из самих принципов рационального.
С редукцией как таковой проблемы, разумеется, возникают, но это не столько проблемы рационализации, сколько проблемы выборки. Отчасти поэтому попытки составить единую теорию эстетики ни к чему конечному не приводят — в прошлом это прокатывало путём исключения искусства целых эпох и континентов, а сейчас приходится признать, что всего просто слишком много. Хрен подведёшь это всё под одну систему. Даже постструктуралисты вон за полвека не разобрались, а заверения ура-когнитивистики звучат как повторение попыток взвешивания души в момент смерти.
Всё это происходит потому, что искусство — это динамическое и недеконструируемое понятие. Само употребление этого слова не даёт как-то рационализировать стоящую за ним практику. Так что, говоря об искусстве, можно говорить только либо о зафиксированной истории, либо об искусстве в смысле просторечном, в котором и овощное рагу может быть искусством.
Что, в свою очередь, не делает теорию чем-то бессмысленным. Восемнадцатый век невозможно понять без Лессинга, девятнадцатый без Раскина, двадцатый без Гринберга. Когда Се Хэ говорит о живописи как о движении костей — это настолько же легитимный способ проникновения в восточный канон, как и поход по музям.
К тому же, теория читается не для того чтобы поставить в этом вопросе какую-то точку — читатель 21-го века так скорее всего и думать-то уже не способен — сколько для того, чтобы приобщиться к великому диалогу, начатому ещё до начала оседлой жизни.
Теории есть что к нему прибавить.
Прочитать ещё 2 ответа