Какими свойствами отличается деятельность

Какими свойствами отличается деятельность thumbnail

Деятельность — это форма активного отношения субъекта к действительности, направленная на достижение сознательно поставленных целей и связанная с созданием общественно значимых ценностей или освоением социального опыта.

Более общей категорией, с помощью которой определяется деятельность, выступает общепсихологическое понятие «отношения». Деятельность — это не только одна из форм отношения; это очень специфическая форма отношения, имеющая два основных признака. Во-первых, это отношение продуктивного типа, предполагающее получение некоторого результата. Он может быть представлен, однако, не только в форме какого-либо продукта (мзделил, ценности и др.), но и в виде освоения человеком тех или иных знаний, умений, других форм социального опыта. Тем самым указывается на наличие трех основных типов деятельности — не только собственно трудовой, но также и игровой, и учебной. Во-вторых, деятельность — это такое отношение, которое регулируется осознаваемой цепью как идеальным образом будущего результата. Цель выступает так называемым системообразующим фактором деятельности, т. е. главным критерием определения ее содержания, структуры и динамики. И в этом заключается важнейшее отличие деятельности от иных форм активности человека (скажем, от импульсивной, непроизвольной активности). Содержание деятельности определяется именно целью (изготовление какого-либо продукта, получение каких-либо знаний).

Деятельность — это целеустремленная активность, реализующая потребности субъекта.

Наряду с этими аспектами существуют и иные, также важнейшие общепсихологические свойства деятельности:

1. Предметность деятельности. Объекты внешнего мира не непосредственно воздействуют на субъект, а лишь будучи Преобразованными в процессе деятельности, благодаря чему достигается большая адекватность их отражения в сознании. Деятельность, в свою очередь, направлена на определенный «внешнеположенный» по отношению к субъекту объект, который выделяется им в качестве предмета своей целенаправленной активности.

2. Субъектность деятельности. Деятельность всегда социально обусловлена, а значит, связана со значениями, зафиксированными в схемах, орудиях действия, в понятиях языка, социальных ролях и нормах. Свойство субъектности деятельности выражается в ее обусловленности всем прошлым опытом человека, его потребностями, его целями и мотивами, которые определяют направленность и избирательность деятельности.

3. Адаптивность деятельности, т. е. способность к гибким перестройкам и трансформациям при изменении условий ее реализации.

4.. Системность деятельности. Деятельность предстает не суммой своих компонентов, а их организованной целостностью. При этом особо важно то, что у деятельности как целостности возникают такие новые свойства, которых нет ни у отдельных ее компонентов, ни у их простой суммы, -так называемые системные качества деятельности. Деятельность является одной из наиболее сложных среди известных в настоящее время систем.

Деятельность — это активное взаимодействие человека со средой, в котором он достигает сознательно поставленной цели, возникшей в результате появления у него определенной потребности, мотива

Структура деятельности Нужда — Потребность — Мотив -> Цель -* Действие -¦ Результат ‘*•* Оценка

Для каждой деятельности характерно наличие цели, можно предвидеть результат деятельности, который достигается некоторыми способами. Все эти элементы связаны друг с другом. Однако цели предшествуют некоторые детерминанты, такие как нужда, потребности, мотивы.

Действие имеет подобную деятельности структуру: цель — мотив, способ — результат. Различают действия: сенсорные (действия по восприятию объекта), моторные (двигательные действия), волевые, мыслительные, мнемические (действия памяти), внешние предметные (действия направлены на изменение состояния или свойств предметов внешнего мира) и умственные (действия, выполняемые во внутреннем плане сознания).

Date: 2015-07-01; view: 1789; Нарушение авторских прав

Источник

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 9 февраля 2020;
проверки требуют 2 правки.

Люди, занятые оплачиваемой деятельностью — работой

Де́ятельность — процесс (процессы) активного взаимодействия субъекта (живого существа) с объектом (окружающей действительностью), во время которого субъект целенаправленно воздействует на объект, удовлетворяя какие-либо свои потребности, достигая цели.[1]

Из-за чрезвычайной сложности и непрерывной изменчивости внешних условий уже на ранних стадиях филогенеза возникают психические формы управления практическим взаимодействием живого существа с окружающей средой. Особое значение имеет развитие ориентировочно-исследовательской деятельности. Основным видом человеческой деятельности, сыгравшим решающую роль в происхождении и развитии физических и духовных свойств человека, является труд. С трудом генетически связаны и многие другие виды любой деятельности (игра, учение). На основе труда в ходе социально-исторического развития возникает труд умственный как особая, общественно необходимая теоретическая деятельность. В процессе эволюции животных их практическое взаимодействие с окружающей действительностью, а вместе с тем их ориентировочно-исследовательская деятельность становятся всё сложнее и разнообразнее. Но на всех ступенях своего развития деятельность животных сохраняет достаточно узкоприспособительный инстинктивный характер, они способны ориентироваться лишь на внешнюю, непосредственно воспринимаемую или наглядно представляемую сторону окружающих предметов и явлений. Деятельность, в зависимости от цели, может носить созидательный или разрушительный характер. Деятельность регулируется системой ценностей, а управляется мотивационными процессами.

Деятельностью можно назвать любую активность человека или организации, которой придаётся некоторый смысл. Лицо, занимающееся какой либо деятельностью — деятель: государственный деятель, деятель искусства, деятель политики, военный деятель и так далее.

Синонимами к слову «деятельность» являются: труд, дело, работа, занятие, движение и др.

Общие сведения[править | править код]

В деятельности, как положительной, так и отрицательной, можно выделить (предполагается наличие) следующие, выполняемые в общем случае, процессы:

  1. процесс принятия решения
  2. процесс вовлечения в деятельность
  3. процесс целеполагания
  4. процесс проектирования плана (программы) действий
  5. процесс осуществления плана (программы) действий
  6. процесс анализа результатов действий и сравнение их с поставленными целями
  7. процессов организационных, в том числе создание структур, процессов управления и планирования

Возможно использование других оснований для структурного представления деятельности, определяемых задачами и целями исследования. Модели деятельности в этом случае строятся из соображений удобства, полезности и достаточности.

Читайте также:  Какие свойства есть у грибов

Первым в советской психологии автором и разработчиком разноуровневой концепции организации поведения, психологии деятельности, психологии личности и психологической теории развития субъекта в деятельности и в общении, которая развивалась позднее С. Л. Рубинштейном, В. С. Мерлиным и А. Н. Леонтьевым, Б. Г. Ананьевым, Г. В. Суходольским был М. Я. Басов.[2]

Философия[править | править код]

Деятельность у Аристотеля[править | править код]

Аристотель различал несколько видов деятельности:

  • труд (τὰ ἔργα, «дела»), относятся охота, земледелие, садоводство и прочие хозяйственные дела, чаще всего исполняемые по чужому приказу или вследствие жизненной необходимости, не требующие творчества («несвободная деятельность», «рутина»);
  • творческая деятельность (ποίησις, «продуктивное действие»), занятия свободных граждан: изготовление вещей, а также скульптура, рисование, поэзия и т.п., требующие творческого воображения;
  • публичная деятельность, поступки (πρᾶξις), власть, управление, политика, война и т.п., а также отдельные общественно-значимые поступки (например, публичные выступления), требующие свободной воли;
  • чистое познание, не имеющее практических целей и достигаемое созерцательной жизнью (βίος θεωρητικός).

Низшей формой деятельности Аристотель считал труд, высшей — чистое познание.

Деятельность у Маркса[править | править код]

Для Маркса любая деятельность — человеческий способ отношения к миру; представляет собой процесс, в ходе которого человек творчески преобразует природу, делая тем самым себя деятельным субъектом, а явления природы — объектом своей деятельности. Политика для Маркса — это преобразование человеком самого себя через преобразование человеческого общества. Высшей формой деятельности Маркс считал не чистое познание, а познание с целью преобразования общества:

Философы лишь различным образом объясняли мир; но дело заключается в том, чтобы изменить его.[3]

Деятельность у Кроче[править | править код]

Итальянский философ Бенедетто Кроче рассматривает деятельность (attivita, активность) как духовную форму (forme spirituale), поскольку деятельность немыслима без воли, которая является важнейшей характеристикой духа. Деятельность имеет внутреннюю структуру в зависимости от тех ценностей (valore), которыми она руководствуется. Теоретическая деятельность (l’attivita teoretica) направлена на поиск истины (vero) и достижение красоты (bello). Практическая деятельность (l’attivita pratica) ищет пользы (utile) и справедливости (giusto). Далее Кроче классифицирует деятельность по следующим основаниям:

  • стремление к истине создаёт науку,
  • стремление к красоте — искусство,
  • стремление к пользе — экономику,
  • стремление к справедливости — мораль.[4]

Эффект достижения цели называется удовлетворённостью (soddisfazione).

Типы и виды деятельности[править | править код]

Психологами выделяются[источник не указан 291 день]:

  1. Игровая деятельность
  2. Познавательная деятельность, включая учебную
  3. Трудовая деятельность
  4. Деятельность общения
  5. Творческая деятельность как когнитивно-преобразовательная и как создание принципиально нового, социально значимого продукта
  6. Другие виды деятельности (основная, второстепенная, террористическая и так далее).

Профессиональная деятельность[править | править код]

Профессиональная деятельность — любая сложная деятельность, которая предстаёт перед человеком как конституированный способ выполнения чего-либо, имеющий нормативно установленный характер. Профессиональная деятельность является объективно сложной, поэтому она трудна для освоения, требует длительного периода теоретического и практического обучения.

Дружилов С.А., Психология профессионализма[5]

Профессиональная деятельность традиционно рассматривается как вид трудовой деятельности.

Словосочетание «профессиональная деятельность» употребляется в двух вариантах:

  • как обозначение трудовой деятельности, характеризующейся высокими показателями качества и эффективности;
  • как обозначение сложной продуктивной деятельности в рамках профессии.

Виды деятельности по отношению субъекта к реализуемому объекту[править | править код]

Типы деятельности выделяются по типам отношения субъекта к миру объектов, реализуемых в этих формах деятельности:

  • Практическая деятельность направлена, прежде всего, на преобразование мира в соответствии с поставленными человеком целями.
  • Познавательная деятельность служит целям понимания объективных законов существования мира, без которого невозможно выполнение практических задач.
  • Эстетическая деятельность — понятие, отражающее формы и проявления человеческой деятельности, детерминированые эстетической потребностью, предполагает трансляцию (передачу) смыслов, определяемых ценностными ориентациями того или иного социума и индивида.
  • Управленческая деятельность, направленная на управление организациями.

См. также[править | править код]

  • Структура деятельности
  • Задача
  • Цель
  • Действие
  • Операция
  • Теория деятельности
  • Активность

Примечания[править | править код]

  1. Мещеряков Б., Зинченко В. Большой психологический словарь. / Сост. И общ. Ред. Б. Мещеряков, В. Зинченко. — Прайм-ЕВРОЗНАК, 2004. — 672 с.
  2. ↑ См. М. Я. Басов «Развитие человека как активного деятеля в окружающей его среде. Психологическое развитие. В кн. М. Я. Басов «Общие основы педологии» Изд.3-е, Отв. ред. Е. В. Левченко. Спб, Алетейя, 2007, −776с.; Е. В. Левченко «Михаил Яковлевич Басов: жизненный путь и психологическая концепция». Там. же. С.5 −37.
  3. ↑ «Тезисы о Фейербахе» (1845, опубл. 1888)
  4. ↑ Эстетика как наука выражения и как общая лингвистика
  5. Дружилов С.А. Психология профессионализма. — Харьков: Гуманитарный Центр, 2011. — С. 34. — 296 с. — ISBN 978-966-8324-74-1.

Литература[править | править код]

Источник

Впервые предположение о рефлекторном характере деятельности высших отделов мозга было высказано И. М. Сеченовым, что позволило распространить рефлекторный принцип работы и на психическую деятельность человека.

Идеи И. М. Сеченова получили экспериментальное подтверждение в трудах И. П. Павлова, который разработал метод объективной оценки функций высших отделов мозга — метод условных рефлексов.

Какими свойствами отличается деятельность   Какими свойствами отличается деятельность

Иван Михайлович Сеченов                               Иван Петрович Павлов

Высшая нервная деятельность — это совокупность безусловных и условных рефлексов, а также высших психических функций, которые обеспечивают адекватное поведение организма в изменяющихся природных и социальных условиях.

Термин «высшая нервная деятельность» впервые введён в науку И. П. Павловым, считавшим его эквивалентным понятию «психическая деятельность». Все формы психической активности, включая мышление и сознание человека, Павлов считал элементами высшей нервной деятельности.

Основная роль в осуществлении высшей нервной деятельности у высших животных и человека принадлежит коре больших полушарий.

Экспериментально показано, что у высших представителей животного мира после полного оперативного удаления коры высшая нервная деятельность резко ухудшается. Они теряют способность тонко приспосабливаться к внешней среде и самостоятельно существовать в ней.

Читайте также:  Какими свойствами обладают гладкие и поперечно

Чем выше уровень организации животного, тем большее влияние на его жизнедеятельность оказывает кора больших полушарий. Человек, лишённый коры больших полушарий (анэнцефалия), практически нежизнеспособен.

Высшая нервная деятельность включает в себя совокупность условных и безусловных рефлексов, мышление, память, логику, речь и эмоции.

Высшие психические функции

Психика — это свойство головного мозга, заключающееся в отражении предметов и явлений материального мира. 

Ощущение — это процесс отражения в ЦНС отдельных свойств предметов и явлений объективной реальности, непосредственно воздействующей на органы чувств. Ощущения дают материал для восприятия и мышления, т. е. являются источником всех знаний об окружающей нас действительности.

Восприятие — процесс приёма и преобразования информации, обеспечивающей организму ориентировку в окружающем мире. Это активный процесс выделения из массы разнородных объектов внешнего мира тех, которые более всего необходимы в данный момент.

Внимание — это сосредоточенность психической деятельности на определенном объекте. С помощью внимания обеспечивается отбор необходимой информации. 

Регулятором различных форм внимания является ретикулярная формация ствола мозга и промежуточный мозг. Неспецифическая таламическая система рассматривается как фильтрующий механизм, обладающий способностью переключать внимание с одних раздражителей на другие. Ассоциативные зоны коры являются центральным звеном в системе механизмов, регулирующих отбор информации и внимание.

Память — способность сохранять информацию о событиях внешнего мира и деятельности организма.

Память складывается из трёх взаимосвязанных этапов:

  • запоминание;

  • хранение;

  • воспроизведение информации.

Различают следующие виды памяти:

  • сенсорная память регистрирует всю новую информацию, которую мы получаем, в течение нескольких сотен миллисекунд;

  • оперативная память вступает в действие после сенсорной памяти и удерживает информацию в течение минуты. Она позволяет запоминать названный телефонный номер до того, пока он будет набран или записан. Она также необходима при чтении и помогает удерживать информацию из предложения, которое только что было прочитано, чтобы понять смысл следующего предложения. Оперативная память вскоре исчезает и заменяется кратковременной памятью;

  • кратковременная память обеспечивает удержание поступившей информации в течение короткого отрезка времени (несколько минут, реже — часов);

  • долговременная память позволяет сохранять информацию неограниченное время и имеет практически неограниченный объём. 

Воспроизведение заключается в извлечении информации из памяти. Воспроизведение, как и запоминание, может быть произвольным и непроизвольным:

  • произвольное воспроизведение — воспроизведение из долговременной памяти определённой информации; имеет избирательный характер и представляет собой активный процесс, требующий включения внимания и умственных усилий;

  • непроизвольное воспроизведение — неконтролируемое воспроизведение из памяти ранее полученной информации; наблюдается в ситуации, когда мысль или образ всплывает в памяти без специально поставленной задачи воспроизведения. Непроизвольное воспроизведение информации возникает под влиянием мыслей и чувств, вызванных деятельностью, выполняемой в данный момент (чтение книги, просмотр кинофильма, разговор и т. п.).

Под забыванием понимают невозможность произвольного воспроизведения нужной информации.

По способу запоминания:

  • механическая память;

  • зрительная память;

  • слуховая память.

Мотивации — это побуждения к деятельности, связанные с удовлетворением определённых потребностей.

Их делят на три основные группы:

  • биологические мотивации, которые свойственны человеку и животным и связаны с физиологическими потребностями;

  • социальные мотивации, которые свойственны человеку и некоторым животным и связаны с взаимоотношениями с себе подобными;

  • духовные мотивации, свойственные только человеку и связанные с интеллектуальными потребностями.

Биологические мотивации формируются на основе биологических потребностей: голода, жажды, полового чувства и др. Например, при снижении в крови уровня питательных веществ возбуждаются хеморецепторы, информация от которых поступает в центр голода в гипоталамусе. Возбуждение от центра голода передается в кору головного мозга — возникает чувство голода. Возбуждение постепенно захватывает обширную область коры больших полушарий, что обеспечивает формирование пищевого поведения.

Эмоции — внешнее выражение отношения человека к окружающему миру и к самому себе.

Эмоциональные состояния реализуются в определённых поведенческих реакциях. Эмоции возникают на этапе оценки вероятности удовлетворения или неудовлетворения возникших потребностей, а также при удовлетворении этих потребностей.

Биологическое значение эмоций состоит в выполнении ими сигнальной и регуляторной функций. Сигнальная функция эмоций заключается в том, что они сигнализируют о полезности или вредности данного воздействия, успешности или неуспешности выполняемого действия. Регуляторная роль эмоций заключается в быстрой реакции на внезапное воздействие внешнего раздражения, поскольку эмоциональное состояние мгновенно приводит к мобилизации всех систем организма. 

Эмоции:

  • низшие эмоции: связаны с физиологическими потребностями;

  • высшие эмоции: возникают только у человека в связи с удовлетворением социальных и духовных потребностей (интеллектуальных, моральных, эстетических и др.). Эти более сложные эмоции оказывают контролирующее и тормозящее влияние на низшие эмоции.

В настоящее время принято считать, что центром возникновения эмоций является лимбико-гипоталамический комплекс. 

Сущность биологической теории эмоций П. К. Анохина заключается в том, что положительные эмоции при удовлетворении какой-либо потребности возникают только в том случае, если параметры реально полученного результата совпадают с параметрами предполагаемого результата. В таком случае возникает чувство удовлетворения и положительные эмоции.

Если параметры полученного результата не совпадают с запрограммированными, это сопровождается отрицательными эмоциями, что приводит к формированию новой комбинации возбуждений, необходимых для организации нового поведенческого акта, который обеспечит получение результата, параметры которого совпадают с запрограммированными.

Сознание — субъективные переживания действительности, протекающие на фоне уже существующего опыта. 

Сознание включает все формы психической деятельности человека: ощущение, восприятие, представление, мышление, внимание, чувства и волю.

Вся ВНД человека постоянно протекает на двух уровнях: подсознания и сознания.

Сознание может отключаться от окружающей обстановки, оперировать абстрактными категориями, но связь организма и среды продолжает осуществляться на уровне подсознания. 

Темперамент

Современные представления о типах высшей нервной деятельности в значительной степени могут отождествляться с четырьмя типами человеческого темперамента (холерический, меланхолический, флегматический, сангвинический), выделенными еще древнегреческим врачом Гиппократом (IV в. до нашей эры) на основе наблюдений за поведением людей. 

Читайте также:  Какая структура определяет свойство молекул белка

Типы темперамента определяются комбинацией трёх параметров нервной системы: силой, уравновешенностью (балансом) и подвижностью.

  • сила нервной системы — это её устойчивость к длительному воздействию раздражителя;

  • уравновешенность — возможность перехода от одних реакций к другим (например, от возбуждения к торможению) в критических ситуациях;

  • подвижность — это скорость образования новых условных связей.

Холерический тип: сильный, неуравновешенный; характеризуется сильным раздражительным и слабым тормозным процессом, поэтому представитель такого типа в трудных ситуациях легко подвержен нарушениям ВНД. 

Флегматический тип: сильный, уравновешенный, инертный; с сильными процессами возбуждения и торможения и с плохой их подвижностью, всегда испытывающий затруднения при переключении с одного вида деятельности на другой. 

Меланхолический тип: слабый; характеризуется слабостью и возбуждения, и торможения; плохо приспосабливается к условиям окружающей среды.

Сангвинический тип: сильный, уравновешенный, подвижный; имеет одинаково сильные процессы возбуждения и торможения с хорошей их подвижностью, что обеспечивает высокие адаптивные возможности и устойчивость в условиях трудных жизненных ситуаций. 

Какими свойствами отличается деятельность

Необходимо иметь в виду, что отмеченные выше типы высшей нервной деятельности представляют собой крайние классические типы, которые в чистом виде практически не встречаются.

Мышление (интеллект) — процесс опосредованного, обобщённого отражения действительности с её связями, отношениями и закономерностями. С помощью мышления познается содержание и смысл воспринимаемого. 

Мышление представляет собой самую сложную форму психической деятельности человека, вершину её эволюционного развития.

Мышление построено на двух функциях высших нервных центров: на анализе и синтезе информации и ответных действий организма.

Очень важным аппаратом мышления человека, существенно усложняющим его структуру, является речь, которая позволяет кодировать информацию с помощью абстрактных символов.

Вербальное мышление человека неразрывно связано с речью. Именно благодаря речи мышление человека становится обобщённым и опосредованным. 

Процесс мышления осуществляется с помощью следующих мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, обобщения и абстрагирования (мысленное выделение предмета или свойства). Результатом процесса мышления у человека являются понятия, суждения и умозаключения.

Сигнальные системы

Первая сигнальная система — это зрительные, слуховые и другие чувственные сигналы, из которых строятся образы внешнего мира.

Отдельные элементы более сложной сигнальной системы начинают появляться у общественных видов животных (высокоорганизованных млекопитающих и птиц), которые используют звуки (сигнальные коды) для предупреждения об опасности, о том, что данная территория занята, и т. д.

Вторая сигнальная система — словесная, в которой слово в качестве условного раздражителя, знака, не имеющего реального физического содержания, но являющегося символом предметов и явлений материального мира, становится сильным стимулом; развивается только у человека в процессе трудовой деятельности и социальной жизни.

И. П. Павлов назвал слово сигналом сигналов. 

Способность понимать, а потом и произносить слова возникает у ребёнка в результате ассоциации определённых звуков (слов) со зрительными, тактильными и другими впечатлениями о внешних объектах.

С возникновением и развитием второй сигнальной системы появляется возможность образования понятий и представлений.

Раздражители второй сигнальной системы отражают окружающую действительность с помощью обобщающих, абстрагирующих понятий, выражаемых словами. Человек может оперировать не только образами, но и связанными с ними мыслями, осмысленными образами.

С помощью слова осуществляется переход от чувственного образа первой сигнальной системы к понятию, представлению второй сигнальной системы. Способность оперировать абстрактными понятиями, выражаемыми словами, служит основой мыслительной деятельности.

Язык — это форма существования мысли.

Язык делает возможным обмен мыслями. Речь дает возможность создавать научные понятия, формулировать законы.

Речь может участвовать в регуляции деятельности различныx органов с помощью психики. Словесные раздражители являются физиологически активными факторами, они изменяют интенсивность обменных процессов, воздействуют на мышечную и сенсорные системы. Вовремя сказанное доброе слово может повышать работоспособность, способствовать хорошему настроению. Неосторожно произнесённое в присутствии больного слово может значительно ухудшить его состояние.

Деятельность второй сигнальной системы обеспечивается функцией двигательного, слухового и зрительного анализаторов и лобных отделов мозга. Восприятие речи происходит с помощью речедвигательного (зона Брока) и речеслухового анализаторов (зона Вернике).

Какими свойствами отличается деятельность

Для расшифровки (декодирования) устной речи важнейшим условием является удержание в речевой памяти всех её элементов, а в оптической форме — участие сложных поисковых движений глаз. Процессы декодирования речи осуществляются височно-теменно-затылочными отделами левого полушария у правшей и правого — у левшей. При поражении этих отделов коры происходит нарушение понимания речи.

Учитывая соотношения первой и второй сигнальной систем в том или ином индивидууме, И. П. Павлов выделил специфические человеческие типы ВНД в зависимости от преобладания первой или второй сигнальной системы в восприятии действительности:

К художественному типу относятся люди с преобладанием восприятия первосигнальных раздражителей. Это люди, для которых характерна яркость зрительного и слухового восприятия событий окружающего мира (художники и музыканты). У представителей этого типа преобладает образный тип мышления. 

К мыслительному типу относятся люди, у которых более сильной оказывается вторая сигнальная система. У представителей этого типа преобладает логический тип мышления, способность к построению абстрактных понятий (ученые, философы).

Это два крайних значения в типологии человека; обычно можно говорить лишь о большей или меньшей выраженности одного из типов высшей нервной деятельности.

Но есть еще один крайне редкий типологический вариант, к которому относятся люди, имеющие особо сильное развитие и первой, и второй сигнальных систем. Эти люди способны как к художественному, так и к научному творчеству. К числу таких личностей И. П. Павлов относил Леонардо да Винчи.

Источник