Какими свойствами обладают информационные ресурсы по сравнению с любыми другими

Тема 12 Информационные ресурсы и информационное общество

Информационные ресурсы

Традиционными видами общественных ресурсов являются материальные, сырьевые
(природные), энергетические, трудовые, финансовые ресурсы.

В дополнение к этому, одним из важнейших видов ресурсов современного общества являются
информационные ресурсы.

Со временем значимость информационных ресурсов возрастает; одно из свидетельств этого
заключается в том, что они становятся товаром, совокупная стоимость которого на рынке сопоставима со стоимостью традиционных ресурсов.


Существуют разные подходы к понятию «информационные ресурсы».


Юридическая формула, принятая в Федеральном законе «Об информации, информатизации и защите информации», гласит:

Информационные ресурсы — отдельные документы и отдельные массивы
документов, документы и массивы документов в информационных системах (библиотеках, архивах, фондах, банках данных, других информационных системах).

Это определение дает юридическое основание для решения проблемы охраны информационных
ресурсов.


Вместе с тем, как и многие юридические формулы, данное определение сильно сужает понятие, которое большинством людей воспринимается гораздо шире.

Здесь нет противоречия, просто не всё в жизни можно измерить точными формулами.

На самом деле, при более широком подходе к информационным ресурсам уместно относить все
научно-технические знания, произведения литературы и искусства, множество иной информации общественно-государственной значимости, зафиксированной в любой форме, на любом носителе информации,
включая, разумеется, и те, о которых сказано в законе.


Информационные ресурсы общества в настоящее время рассматриваются как стратегические ресурсы, аналогичные по значимости материальным, сырьевым, энергетическим, трудовым и финансовым ресурсам.
Однако между информационными ресурсами и всякими иными существует одно важнейшее различие:

Всякий ресурс,
кроме информационного, после использования исчезает.

Национальные информационные ресурсы

Любая классификация информационных ресурсов общества оказывается неполной. В основу
классификации можно положить:

  • отраслевой принцип (по виду науки, промышленности, социальной сферы и т. п., к чему относится
    информация);
  • форму представления (по виду носителей, степени формализованности, наличию дополнительного описания и
    пр.).
Читайте также:  Какие бывают свойства вычитания в математике

Внутри каждого класса можно проводить дополнительное, более детальное
разделение.

Например, ресурсы Интернета можно разделять по их назначению и по формам представления:
сервисная информация, библиографическая информация, материалы телеконференций, программное обеспечение, видео и т. д.


Один из способов классификации национальных информационных ресурсов:

Огромные информационные ресурсы скрыты в библиотеках. Доминируют
традиционные (бумажные) формы их представления, но все больше библиотечных ресурсов в последние годы переводится на цифровую основу.


Архивы скрывают материалы (иногда многовековые), связанные с историей и культурой страны. Объёмы архивных материалов огромны и накапливаются зачастую быстрее, чем их удается
обрабатывать.


Во всех развитых странах существуют специализированные системы научно-технической информации. Они включают многочисленные специальные издания, патентные службы и т.д.

Информация такого рода часто является дорогостоящим товаром.


Своды законов, кодексы, нормативные акты, другие виды правовой информации — без этого не может жить ни одно государство.


Свои отраслевые информационные ресурсы имеются у любой социальной, промышленной, аграрной и иной сферы общества.

Огромны информационные ресурсы оборонной сферы, системы образования и т. д.

Отметим, что само это понятие сформировалось не так давно, примерно четверть века назад,
в ответ на растущую зависимость развитых стран от объёмов информации, уровня развития средств её передачи и обработки.

Рынок информационных ресурсов и услуг

Обилие информационных ресурсов и возможность их представления
в современном (цифровом) виде привели к появлению развитого рынка информационных ресурсов и услуг.

В настоящее время во многих странах сформировался национальный
рынок информационных ресурсов; видны и явные признаки соответствующего мирового рынка.

Этот рынок во многом подобен рынку традиционных ресурсов,
поскольку имеет определённую номенклатуру товаров, в качестве которых на нём выступают информационные ресурсы. Такими товарами могут быть:

Читайте также:  Какими механическими свойствами обладает древесина

  • информация бытового характера о доступе к материальным товарам и услугам, их стоимости;
  • информация научно-технического характера (патенты, авторские свидетельства, научные статьи и т.
    д.);
  • информационные технологии, компьютерные программы;
  • базы данных, информационные системы и многое другое.

Как и на всяком рынке, на рынке информационных ресурсов есть
поставщики (продавцы) и потребители (покупатели).

Ими бывают:

  • центры, в которых создаются и хранятся базы данных;
  • службы связи и телекоммуникации;
  • бытовые службы;
  • специализированные коммерческие фирмы, занимающиеся куплей-продажей информации (например, рекламные
    агентства);
  • неспециализированные фирмы, выпускающие материальные товары и в, качестве дополнительной продукции,
    информацию о них;
  • консалтинговые (консультационные) фирмы;
  • биржи;
  • частные лица и пр.

Потребители информации — это мы все, частные лица, а также пред­приятия, которые
сегодня без информации не смогли бы функциониро­вать, как и без поставки сырья; органы власти всех уровней и т. д.

Информационные услуги — особый вид товара на информационном
рынке. 

Информационное общество

В истории человечества несколько раз
происходили настолько радикальные изменения в информационной области, что их можно назвать информационными революциями.


Первая информационная революция связана с изобретением письменности. Письменность создала возможность для накопления и распространения знаний, для передачи
знаний будущим поколениям.

Цивилизации, освоившие письменность,
развивались быстрее других, достигали более высокого культурного и экономического уровня. Примерами могут служить Древний Египет, страны Междуречья, Китай.

Позднее переход от пиктографического и идеографического письма
к алфавитному, сделавший письменность более доступной, в значительной степени способствовал смещению центров цивилизации в Европу (Греция, Рим).

Вторая информационная
революция
 (середина XVI в.) связана с изобретением книгопечатания. Стало возможным не только сохранять информацию, но и сделать её массово доступной. Грамотность
становится массовым явлением. Все это ускорило рост науки и техники, помогло промышленной революции. Книги перешагнули границы стран, что способствовало началу создания общечеловеческой
цивилизации.

Читайте также:  Какие химические свойства характерны для оксида элемента

Третья информационная
революция 
(конец XIX в.) обусловлена прогрессом средств связи. Телеграф, телефон, радио позволили оперативно передавать информацию на любые расстояния. Эта революция
не случайно совпала с периодом бурного развития естествознания.

Четвертая
информационная революция 
(70-е XX в.) связана с появлением микропроцессорной техники и, в частности, персональных компьютеров. Вскоре после этого возникли 
компьютерные  телекоммуникации, радикально изменившие системы хранения и поиска информации. Были заложены основы преодоления информационного  кризиса.

Вопросы и задания:

  1. Что обозначает термин «ресурсы»? Какие бывают ресурсы?
  2. Что такое информационные ресурсы?
  3. Каким особым свойством обладают информационные ресурсы по сравнению с любыми другими?
  4. Почему информационные ресурсы можно назвать товарами?
  5. Почему информационные ресурсы относят к числу стратегических?
  6. Что представляет собой рынок информационных ресурсов?
  7. Кто на рынке информационных ресурсов выступает в роли продавца, а кто — покупателя?
  8. Какие события и процессы определили четыре информационные революции?  
  9. Что такое информационное общество?
  10. Сформулируйте критерий, определяющий стадии информационного общест­ва.

Источник