Какими свойствами обладают информационные ресурсы по сравнению с любыми другими

Тема 12 Информационные ресурсы и информационное общество

Информационные ресурсы

Традиционными видами общественных ресурсов являются материальные, сырьевые
(природные), энергетические, трудовые, финансовые ресурсы.

В дополнение к этому, одним из важнейших видов ресурсов современного общества являются
информационные ресурсы.

Со временем значимость информационных ресурсов возрастает; одно из свидетельств этого
заключается в том, что они становятся товаром, совокупная стоимость которого на рынке сопоставима со стоимостью традиционных ресурсов.


Существуют разные подходы к понятию «информационные ресурсы».


Юридическая формула, принятая в Федеральном законе «Об информации, информатизации и защите информации», гласит:

Информационные ресурсы — отдельные документы и отдельные массивы
документов, документы и массивы документов в информационных системах (библиотеках, архивах, фондах, банках данных, других информационных системах).

Это определение дает юридическое основание для решения проблемы охраны информационных
ресурсов.


Вместе с тем, как и многие юридические формулы, данное определение сильно сужает понятие, которое большинством людей воспринимается гораздо шире.

Здесь нет противоречия, просто не всё в жизни можно измерить точными формулами.

На самом деле, при более широком подходе к информационным ресурсам уместно относить все
научно-технические знания, произведения литературы и искусства, множество иной информации общественно-государственной значимости, зафиксированной в любой форме, на любом носителе информации,
включая, разумеется, и те, о которых сказано в законе.


Информационные ресурсы общества в настоящее время рассматриваются как стратегические ресурсы, аналогичные по значимости материальным, сырьевым, энергетическим, трудовым и финансовым ресурсам.
Однако между информационными ресурсами и всякими иными существует одно важнейшее различие:

Всякий ресурс,
кроме информационного, после использования исчезает.

Национальные информационные ресурсы

Любая классификация информационных ресурсов общества оказывается неполной. В основу
классификации можно положить:

  • отраслевой принцип (по виду науки, промышленности, социальной сферы и т. п., к чему относится
    информация);
  • форму представления (по виду носителей, степени формализованности, наличию дополнительного описания и
    пр.).
Читайте также:  Какие растения обладают антисептическими ранозаживляющими свойствами

Внутри каждого класса можно проводить дополнительное, более детальное
разделение.

Например, ресурсы Интернета можно разделять по их назначению и по формам представления:
сервисная информация, библиографическая информация, материалы телеконференций, программное обеспечение, видео и т. д.


Один из способов классификации национальных информационных ресурсов:

Огромные информационные ресурсы скрыты в библиотеках. Доминируют
традиционные (бумажные) формы их представления, но все больше библиотечных ресурсов в последние годы переводится на цифровую основу.


Архивы скрывают материалы (иногда многовековые), связанные с историей и культурой страны. Объёмы архивных материалов огромны и накапливаются зачастую быстрее, чем их удается
обрабатывать.


Во всех развитых странах существуют специализированные системы научно-технической информации. Они включают многочисленные специальные издания, патентные службы и т.д.

Информация такого рода часто является дорогостоящим товаром.


Своды законов, кодексы, нормативные акты, другие виды правовой информации — без этого не может жить ни одно государство.


Свои отраслевые информационные ресурсы имеются у любой социальной, промышленной, аграрной и иной сферы общества.

Огромны информационные ресурсы оборонной сферы, системы образования и т. д.

Отметим, что само это понятие сформировалось не так давно, примерно четверть века назад,
в ответ на растущую зависимость развитых стран от объёмов информации, уровня развития средств её передачи и обработки.

Рынок информационных ресурсов и услуг

Обилие информационных ресурсов и возможность их представления
в современном (цифровом) виде привели к появлению развитого рынка информационных ресурсов и услуг.

В настоящее время во многих странах сформировался национальный
рынок информационных ресурсов; видны и явные признаки соответствующего мирового рынка.

Этот рынок во многом подобен рынку традиционных ресурсов,
поскольку имеет определённую номенклатуру товаров, в качестве которых на нём выступают информационные ресурсы. Такими товарами могут быть:

Читайте также:  Льняное семя какие свойства

  • информация бытового характера о доступе к материальным товарам и услугам, их стоимости;
  • информация научно-технического характера (патенты, авторские свидетельства, научные статьи и т.
    д.);
  • информационные технологии, компьютерные программы;
  • базы данных, информационные системы и многое другое.

Как и на всяком рынке, на рынке информационных ресурсов есть
поставщики (продавцы) и потребители (покупатели).

Ими бывают:

  • центры, в которых создаются и хранятся базы данных;
  • службы связи и телекоммуникации;
  • бытовые службы;
  • специализированные коммерческие фирмы, занимающиеся куплей-продажей информации (например, рекламные
    агентства);
  • неспециализированные фирмы, выпускающие материальные товары и в, качестве дополнительной продукции,
    информацию о них;
  • консалтинговые (консультационные) фирмы;
  • биржи;
  • частные лица и пр.

Потребители информации — это мы все, частные лица, а также пред­приятия, которые
сегодня без информации не смогли бы функциониро­вать, как и без поставки сырья; органы власти всех уровней и т. д.

Информационные услуги — особый вид товара на информационном
рынке. 

Информационное общество

В истории человечества несколько раз
происходили настолько радикальные изменения в информационной области, что их можно назвать информационными революциями.


Первая информационная революция связана с изобретением письменности. Письменность создала возможность для накопления и распространения знаний, для передачи
знаний будущим поколениям.

Цивилизации, освоившие письменность,
развивались быстрее других, достигали более высокого культурного и экономического уровня. Примерами могут служить Древний Египет, страны Междуречья, Китай.

Позднее переход от пиктографического и идеографического письма
к алфавитному, сделавший письменность более доступной, в значительной степени способствовал смещению центров цивилизации в Европу (Греция, Рим).

Вторая информационная
революция
 (середина XVI в.) связана с изобретением книгопечатания. Стало возможным не только сохранять информацию, но и сделать её массово доступной. Грамотность
становится массовым явлением. Все это ускорило рост науки и техники, помогло промышленной революции. Книги перешагнули границы стран, что способствовало началу создания общечеловеческой
цивилизации.

Читайте также:  Какие свойства вычитания вы знаете

Третья информационная
революция 
(конец XIX в.) обусловлена прогрессом средств связи. Телеграф, телефон, радио позволили оперативно передавать информацию на любые расстояния. Эта революция
не случайно совпала с периодом бурного развития естествознания.

Четвертая
информационная революция 
(70-е XX в.) связана с появлением микропроцессорной техники и, в частности, персональных компьютеров. Вскоре после этого возникли 
компьютерные  телекоммуникации, радикально изменившие системы хранения и поиска информации. Были заложены основы преодоления информационного  кризиса.

Вопросы и задания:

  1. Что обозначает термин «ресурсы»? Какие бывают ресурсы?
  2. Что такое информационные ресурсы?
  3. Каким особым свойством обладают информационные ресурсы по сравнению с любыми другими?
  4. Почему информационные ресурсы можно назвать товарами?
  5. Почему информационные ресурсы относят к числу стратегических?
  6. Что представляет собой рынок информационных ресурсов?
  7. Кто на рынке информационных ресурсов выступает в роли продавца, а кто — покупателя?
  8. Какие события и процессы определили четыре информационные революции?  
  9. Что такое информационное общество?
  10. Сформулируйте критерий, определяющий стадии информационного общест­ва.

Источник