Какими свойствами обладает воздух 3 класс
Воздух в нас и вокруг нас, он – непременное условие жизни на Земле. Знание свойств воздуха помогает человеку успешно применять их в быту, хозяйстве, строительстве и многом другом. На этом уроке мы продолжим изучать свойства воздуха, проведем много увлекательных опытов, узнаем об удивительных изобретениях человечества.
Тема: Неживая природа
Урок: Свойства воздуха
1. Свойства воздуха
Повторим те свойства воздуха, о которых мы узнали на предыдущих уроках: воздух прозрачен, бесцветен, не имеет запаха, плохо проводит тепло.
2. Воздух проводит солнечные лучи
В жаркий день оконное стекло прохладное наощупь, а подоконник и предметы стоящие на нем – теплые. Так происходит потому, что стекло – прозрачное тело, которое пропускает тепло, но само не нагревается. Воздух тоже прозрачен, поэтому хорошо пропускает солнечные лучи.
Рис. 1. Оконное стекло проводит солнечные лучи (Источник)
3. Воздух занимает пространство
Проведем несложный опыт: перевернутый вверх дном стакан опустим в широкий сосуд, наполненный водой. Мы почувствуем легкое сопротивление и увидим, что вода не может заполнить стакан, потому что воздух, находящийся в стакане, не “уступает” своего места воде. Если слегка наклонить стакан, не вынимая его из воды, из стакана выйдет воздушный пузырь, и часть воды войдет в стакан, но даже в таком положении стакана вода не сможет заполнить его полностью.
Рис. 2. Пузырьки воздуха выходят из наклоненного стакана, уступая место воде (Источник)
Так происходит потому, что воздух, как и любое другое тело, занимает пространство в окружающем мире.
Используя это свойство воздуха, человек научился работать под водой без специального костюма. Для этого был создан водолазный колокол: под колокол-колпак, изготовленный из прозрачного материала, становятся люди и необходимое оборудование и колокол опускается при помощи подъемного крана под воду.
Рис. 3. Водолазный колокол (Источник)
Воздух, находящийся под куполом, позволяет людям дышать некоторое время, достаточное для того, чтобы осмотреть повреждения корабля, опоры моста или дно водохранилища.
4. Сжимаемость и упругость воздуха
Для доказательства следующего свойства воздуха, необходимо плотно прикрыть пальцем левой руки отверстие велосипедного насоса, а правой рукой нажать на поршень.
Рис. 4. Велосипедный насос (Источник)
Потом, не убирая пальца от отверстия, отпустить поршень. Палец, которым закрыто отверстие, чувствует, что воздух на него очень сильно давит. Но поршень с трудом, но сдвинется. Это означает, что воздух можно сжать. Воздух обладает упругостью, потому что когда мы отпускаем поршень, он сам возвращается в первоначальное положение.
Упругими называют тела, которые после прекращения сжатия принимают первоначальную форму. Например, если сжать пружину, а потом отпустить, она примет свою первоначальную форму.
Рис. 5. Пружина (Источник)
Сжатый воздух тоже упруг, он стремится расшириться и занять прежнее место.
5. Вес воздуха
Для того, чтобы доказать, что воздух имеет массу, нужно сделать самодельные весы. Прикрепим сдутые воздушные шарики к концам палочки с помощью скотча. Положим длинную палочку на середину короткой, так чтобы концы уравновешивали друг друга. Соединим их ниткой. Прикрепим скотчем короткую палочку к двум банкам. Надуем один шарик и снова прикрепим его к палочке тем же кусочком скотча. Установим на прежнее место.
Рис. 6. Воздух имеет вес (Источник)
Мы увидим, как палочка наклоняется в сторону надутого шарика, потому что воздух, наполнивший шарик, делает его тяжелее. Из этого опыта можно сделать вывод, что воздух имеет массу и его можно взвесить.
Если воздух имеет массу, значит, он должен оказывать давление на Землю и все, что на ней находится. Так и есть, ученые подсчитали, что воздух атмосферы Земли оказывает на человека давление в 15 тонн (как три грузовика), но человек не чувствует этого, потому что в человеческом организме содержится достаточное количество воздуха, который оказывает давление такой же силы. Давление внутри и снаружи уравновешивается, поэтому человек ничего не ощущает.
6. Нагревание и охлаждение воздуха
Выясним, что происходит с воздухом при нагревании и охлаждении. Для этого проведем опыт: нагреем колбу со вставленной в нее стеклянной трубкой теплом своих рук и увидим, что из трубки в воду выходят пузырьки воздуха. Это происходит потому, что воздух в колбе при нагревании расширяется. Если накрыть колбу смоченной в холодной воде салфеткой, мы увидим, что вода из стакана по трубке поднимается вверх, потому что при охлаждении воздух сжимается.
Рис. 7. Свойства воздуха при нагревании и охлаждении (Источник)
7. Движение теплого воздуха
Чтобы узнать больше о свойствах воздуха, проведем еще один опыт: две колбы закрепим на трубке штатива. Они уравновешены.
Рис. 8. Опыт по определению движения воздуха
Но, если одну колбу нагреть, она поднимется выше другой, потому что горячий воздух легче холодного и поднимается вверх. Если над колбой с горячим воздухом закрепить полоски тонкой легкой бумаги, будет видно, как они трепещут и поднимаются вверх, показывая движение нагретого воздуха.
Рис. 9. Теплый воздух поднимается вверх
8. Применение свойств воздуха
Знания этого свойства воздуха человек использовал при создании летательного аппарата – воздушного шара. Большая сфера, наполненная подогретым воздухом, поднимается высоко в небо и способна выдерживать вес нескольких человек.
Рис. 10. Воздушный шар (Источник)
Мы редко над этим задумываемся, но используем свойства воздуха каждый день: пальто, шапка или варежки не греют сами по себе – воздух в волокнах ткани плохо проводит тепло, поэтому, чем пушистее волокна, тем больше в них воздуха, а значит и теплее вещь, изготовленная из такой ткани.
Рис. 11. Варежки (Источник)
Сжимаемость и упругость воздуха используют в надувных изделиях (надувные матрацы, мячи) и шинах различных механизмов (автомобили, велосипеды).
Рис. 12. Мяч (Источник)
Рис. 13. Колесо автомобиля (Источник)
Рис. 14. Велосипедное колесо (Источник)
Сжатый воздух может остановить на полном ходу даже железнодорожный состав. Воздушные тормоза установлены в автобусах, троллейбусах, составах метро. Воздух обеспечивает звучание духовых, ударных, клавишно-духовых инструментов. Когда барабанщик ударяет палочками по туго натянутой коже барабана, она колеблется, а воздух внутри барабана производит звук. В больницах установлены аппараты вентиляции легких: если человек не может самостоятельно дышать, его подключают к такому аппарату, который через специальную трубку подает в легкие обогащенный кислородом сжатый воздух. Сжатый воздух используют везде: в книгопечатании, строительстве, ремонте и др.
Рис. 15. Троллейбус (Источник)
Рис. 16. Состав метро (Источник)
Рис. 17. Труба (Источник)
Рис. 18. Гармонь (Источник)
Рис. 19. Барабан (Источник)
Рис. 20. Аппарат искусственной вентиляции легких (Источник)
Рис. 21. Книгопечатание (Источник)
Рис. 22. Покрывание стен цементным раствором при помощи сжатого воздуха (Источник)
Рис. 23. Пневматический строительный молоток (Источник)
9. Повторение
Повторим свойства воздуха:
1. Воздух прозрачен, бесцветен, не имеет запаха, плохо проводит тепло.
2. Воздух хорошо проводит солнечные лучи.
3. Воздух занимает пространство в окружающем мире.
4. Воздух можно сжать.
5. Воздух обладает упругостью.
6. Воздух при нагревании расширяется, при охлаждении воздух сжимается.
7. Теплый воздух легче холодного и стремится вверх.
Список рекомендованной литературы
- Вахрушев А.А., Данилов Д.Д. Окружающий мир 3. М.: Баллас.
- Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. Окружающий мир 3. М.: ИД «Федоров».
- Плешаков А.А.Окружающий мир 3. М.: Просвещение.
Рекомендованные ссылки на ресурсы интернет
- Природоведенье (Источник).
- Открытый класс (Источник).
- Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» (Источник).
Рекомендованное домашнее задание
- Составьте тест (4 вопроса с тремя вариантами ответов) на тему «Свойства воздуха».
- Подготовьте сообщение о каком-либо изобретении человечества, основанном на знании свойств воздуха.
- Проведите опыты по доказательству упругости и сжимаемости воздуха. Опишите свои действия, наблюдения, результаты.
- *Составьте сканворд (15 вопросов) на тему «Свойства воздуха».
УРОК ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА. 3-й класс
«Свойства воздуха.
УМК «Планета знаний» разработан в соответствии с ФГОС НОО.
Программа курса «Окружающий мир» авторы: И.В. Потапов, Г.Г. Ивченкова, Е.В. Саплина, А.И. Саплин.
Учебник: Г.Г Ивченкова, И.В. Потапов «Окружающий мир», учебник для 3 класса в 2 частях.
Рабочая тетрадь: И.В. Потапов, Е.В. Саплина, А.И. Саплин, рабочая тетрадь № 1, 2 к учебнику «Окружающий мир» 3 класс.
Предмет «Окружающий мир» изучается в начальной школе с 1 по 4 класс. Особое значение данного предмета заключается в формировании у детей 6—10 лет целостного и системного представления о мире и месте человека в нём. Это и определяет его цель — формирование знаний о природе, человеке и обществе, осознание характера взаимодействий между ними и на этой основе воспитание правильного отношения к окружающему миру.
Урок в 3-м классе по теме «Свойства воздуха. Охрана воздуха» изучается в разделе «Вода, воздух, горные породы» после изучения темы «Значение воздуха для жизни. Состав воздуха».
определить значение воздуха для человека, растений и животных, необходимость охраны воздуха от загрязнения;
воспитывать культуру общения, умение работать в группах.
Личностные: ориентация на выполнение основных правил бережного отношения к природе на основе понимания особенностей взаимодействия человека и природы.
Предметные: приводить примеры положительного и отрицательного отношения человека к природе; доказывать необходимость охраны воздуха.
Метапредметные: научиться пользоваться схемами, таблицами, диаграммами для получения нужной информации; научиться исследовать свойства воздуха на основе демонстрационных и самостоятельных опытов и характеризовать их; научиться выполнять групповые задания, совместно проводить опыты, обсуждать их результаты и делать выводы.
Тип урока: изучение нового материала.
Форма урока: урок-исследование.
ТСО: проектор, экран, компьютер.
— видео фрагмент «Загрязнение воздуха» (Приложение 3).
1. Организационный момент. 1 мин
2. Постановка проблемы, актуализация знаний. Сообщение темы урока. 3 мин
3. Объяснение нового материала. Совместное открытие знаний.
1) Доказываем реальность воздуха. Опыты. 5 мин
2) Свойства воздуха. Опыты. 10 мин
4. Физкультминутка. 2 мин
5. Продолжение знакомства с новым материалом.
1) Экологическая тревога. Источники загрязнения воздуха. 10 мин
2) Охрана воздуха. 7 мин
6. Закрепление изученного. 3 мин
7. Подведение итогов урока. Рефлексия. 3 мин
8. Домашнее задание. 1 мин
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
1. Организационный момент
Окружающий нас мир
Интересно познавать
Его тайны и загадки
Мы готовы разгадать.
— Мы начинаем урок окружающего мира. Посмотрите на ребят своей группы, подарите друг другу улыбки, подарите улыбки всему классу.
Учащиеся сидят в группах.
2. Постановка проблемы, актуализация знаний.
Сообщение темы урока.
— Ребята, определить тему урока поможет загадка, послушайте её.
Он нам нужен, чтоб дышать,
Чтобы шарик надувать.
С нами рядом каждый час,
Но невидим он для нас! Что это?
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Слайд 1
— Сформулируйте тему урока.
— На какие вопросы, связанные с темой воздух мы уже можем ответить?
— А что бы вы еще хотели узнать о воздухе?
— Сегодня на уроке вы будете исследователями. Мы постараемся найти ответы на интересующие вас вопросы.
— А как мы сможем ответить на вопросы, которые мы поставили перед собой?
— Про воздух так говорят: «Он невидимый, но все же без него мы жить не можем».
— А сколько человек может прожить без воздуха? Без пищи? Без воды?
— Что же такое воздух?
— На слайде вы видите диаграмму, на которой выделены цветом составные части воздуха. Слайд 2
— Восстановите диаграмму.
Отгадывают загадку. Называют отгадку – ВОЗДУХ.
(Мы продолжаем изучать тему воздух).
— Нужен ли нам вообще воздух? (он нам жизненно необходим)
— Что такое воздух? (смесь газов)
— Как обнаружить воздух?
— Какие свойства есть у воздуха?
— Отношение человека к воздуху, нужно ли его охранять.
— проведем опыты или исследования
— используем свой жизненный опыт
— воспользуемся материалом учебника и помощью учителя.
(Без пищи человек может прожить несколько месяцев. Без воды несколько дней. Без воздуха лишь несколько минут).
(Смесь газов: кислорода, углекислого газа и других газов).
Восстанавливают диаграмму.
3. Объяснение нового материала. Совместное открытие знаний.
1) Доказываем реальность воздуха. Опыты.
— Ребята, а вы верите мне, что воздух находится вокруг нас повсюду?
— Воздух занимает место в пространстве? Есть ли он вообще? Может, его придумали?
— В реальности существования воздуха легко убедимся, проделав опыты.
Докажем это? Ведь, кто ищет, тот всегда найдет ответ даже на самый трудный вопрос!
— Мы сегодня будем работать в группах. Давайте напомним себе правила работы в группе. Правила успешной работы:
(Да)
Ответы детей
1. Работать дружно.
2. Быть внимательным друг к другу.
3. Быть вежливым.
4. Помогать товарищу.
5. Доброжелательно относиться друг к другу.
ОПЫТ 1. Опустите стакан, перевернутый вверх дном, в широкий сосуд с водой. Наклони его слегка, не вынимая из воды. Что вы увидели?
Проводят опыт.
Делают вывод — (из стакана начали выходить пузырьки воздуха).
ОПЫТ 2. Опустите в стакан с водой комочек сухой земли, мела, сахара. Что вы увидели?
— А теперь сделаем вывод. Что подтвердил опыт? Запишем вывод в рабочую тетрадь ( Р.т.стр.20 зад.42).
Проводят опыт.
Делают вывод — (из опущенных в стакан тел начали выходить пузырьки газа – это воздух).
ОПЫТ показал, что в комочке сухой земли, куске мела, сахаре есть воздух.
Воздух есть везде – на улице, в комнате, в земле, в воде. Любое свободное пространство на Земле заполнено воздухом.
2) Свойства воздуха. Опыты.
— Какими же свойствами обладает воздух?
Слайд 3
— Как нам это узнать?
— Результаты будем записывать в таблицу.
Заполняем ТАБЛИЦУ. ПРИЛОЖЕНИЕ 2.
Будем проводить опыты
ОПЫТ 1. Положите перед собой карандаш или ручку. Поднимите тетрадь и посмотрите через тетрадь на предмет перед вами. Вы видите через тетрадь предмет? Через стену мы видим соседний класс?
— А теперь посмотрите вокруг. Вы видите предметы, которые находятся в классе?
— О каком свойстве воздуха это говорит? Попробуйте в своей группе заполнить первый столбик таблицы. Слайд 4
Проводят опыт
Нет, нет
Да
Заполняют таблицу.
(Воздух прозрачен.)
ОПЫТ 2.Посмотрите на растения. Какого они цвета?
— Какого цвета школьная парта? Школьная доска?
— А какого цвета воздух?
— О каком свойстве воздуха это говорит? Заполните второй столбик таблицы. Слайд 5
Проводят опыт. (Зеленые)
Ответы детей.
(Нет цвета)
Заполняют таблицу.
(Воздух безцветен.)
ОПЫТ 3. Вы замечали, что в разных помещениях пахнет по-разному? В столовой, парикмахерской, аптеке частицы пахучих веществ смешиваются с частицами воздуха и мы ощущаем разные запахи. А чистый воздух пахнет? Давайте я приоткрою окно и впущу немного чистого воздуха в наш класс.
— Заполните третий столбик таблицы. Слайд 6
— Давайте проверим, как вы заполнили столбцы таблицы.
Проводят опыт.
Заполняют таблицу.
(Воздух не имеет запаха.)
Проверка таблицы.
— У воздуха есть еще одно интересное свойство – он плохо проводит тепло. Многие растения, зимующие под снегом, не замерзают потому, что между холодными частицами снега много воздуха, и снежный сугроб напоминает теплое одеяло, укрывающие стебли и корни растений.
– Осенью белочка, заяц, волк, лиса и другие звери линяют. Зимний мех гуще и пышнее, чем летний. Между густыми волосками задерживается больше воздуха, и животным в заснеженном лесу не страшен мороз.
– У серого волка хвост большой, пушистый. Когда зверь укладывается спать прямо на снегу, он укрывает свой нос и лапы своим пышным хвостом.
– И лисе в самые сильные морозы не холодно в снежной постели, ведь она укрывается, как теплым пледом, своим хвостом, между длинными волосками которого много воздуха, не пропускающего холод. А еще зимой на лапках у рыжей красавицы вырастает густая-прегустая шерсть, кажется, будто лиса надела теплые варежки. Ходить по снегу и льду ей не страшно.
– Мыши-полевки прячутся в норках под высокими снежными сугробами, там тепло и уютно.
– А некоторые птицы – тетерев, глухарь – в самые трескучие морозы зарываются в глубокий снег. Так теплее. Об этом есть даже стихотворение:
Веет стужею январь,
Рябчик, тетерев, глухарь
Глубоко зарылись в снег.
Он их греет, словно мех.
— Какое свойство воздуха объясняет эти факты? Слайд 7, 8
— Заполните четвертый столбик таблицы.
— Как человек использует в быту знания о том, что воздух плохо проводит тепло?
Заполняют таблицу.
(Воздух плохо проводит тепло.)
(В шерстяной и меховой одежде между волосками много воздуха. Именно поэтому, такая одежда хорошо сохраняет тепло нашего тела в холодную погоду).
— Почему в таблице «Свойства воздуха» остался пустой столбик?
Обратимся к учебнику стр. 52
(Еще есть свойства воздуха).
ОПЫТ 4. Нальем в стакан воду и подкрасим ее. Возьмем колбу со стеклянной трубкой. Опустим конец трубки в воду, как показано на рисунке в учебнике. Заметим, что вода не входит в трубку — ее «не пускает» воздух. Будем нагревать колбу теплом своих рук. Что происходит?
— Почему это стало возможным?
— Теперь положим на колбу холодную влажную салфетку. Что мы видим?
— Почему?
Заполните последний столбик таблицы «Свойства воздуха».
— Дорогие ребята-исследователи, мне хочется поздравить вас с небольшой победой. Вы исследовали воздух и правильно определили его основные свойства.
— Послушаем стихотворение. О каких свойствах воздуха говорится в стихотворении?
(Из трубки стали выходить пузырьки воздуха)
— Этот опыт показывает, что воздух при нагревании расширяется.
(Выделение пузырьков прекратится)
— Это происходит потому, что воздух при охлаждении сжимается.
Читает ученик.
Воздух
Он прозрачный невидимка,
Лёгкий и бесцветный газ.
Невесомою косынкой
Он окутывает нас.
Он в лесу – густой, душистый,
Как целительный настой,
Пахнет свежестью смолистой,
Пахнет дубом и сосной.
Мы его не замечаем,
Мы о нём не говорим,
Просто мы его вдыхаем –
Ведь он нам необходим.
4. Физкультминутка
— Вы, наверное, устали?
— Воздух поможет вам отдохнуть.
1. Упражнение « Цветочная поляна».
— А теперь расслабьтесь, представьте, что вы оказались на лесной полянке, вокруг прекрасные цветы. Сорвите цветок, который вам понравился больше всех. Понюхайте его.
— Какое слово выразит его душистый аромат?
— Сделайте глубокий вздох и скажите… ( АХ! )
2. Набрали в рот воздух, выдыхаем как будто задуваем свечу на именинном торте.
3. Надули щеки как мяч. Выпускаем воздух как будто мяч «прокололи».
5. Продолжение знакомства с новым материалом. 1) Экологическая тревога. Источники загрязнения воздуха.
— Как вы понимаете выражение: «Воздух должен быть чистым»? Слайд 9
В воздухе должно быть больше кислорода и меньше углекислого газа. При дыхании мы поглощаем кислород, а выделяем углекислый газ. 600 литров кислорода необходимо человеку для дыхания только на один день! А вот растения наоборот, на свету поглощают углекислый газ и выделяют кислород в атмосферу. Не зря растения называют лёгкими нашей планеты.
— Какой чудесный воздух в лесу! В нем много кислорода и полезных веществ. Ведь деревья выделяют особые летучие вещества – фитонциды, которые убивают бактерии. Смолистые запахи ели и сосны, аромат дуба, берёзы и лиственницы очень полезны для человека.
— А вот в городах воздух совсем другой. А какой?
— К нам пришла телеграмма от жителей одного большого города: «Не хватает свежего воздуха! Нечем дышать! Полчища автомобилей заполонили улицы, обрушили на горожан свои выхлопные газы. Мы задыхаемся от ужасного дыма! Помогите!»
— Вы мне можете объяснить, с чем или с кем это связано?
— Ребята, от чего воздух может загрязняться?
— Мы сейчас посмотрим маленький фильм. Надо будет запомнить из фильма, что загрязняет воздух. ПРИЛОЖЕНИЕ 3.
— Что вы увидели в фильме? Запишите в группе. ПРИЛОЖЕНИЕ 4.
— Какая играла музыка во время просмотра фильма?
— Источниками загрязнения воздуха могут быть:
— Ребята, что вы еще знаете, отчего может загрязняться воздух? Дополните своими примерами. Слайд 10
(Загрязненный.)
(Воздух пахнет бензином, выхлопными газами, ведь в городах много машин, есть фабрики, заводы, которые тоже загрязняют воздух. Дышать таким воздухом для человека очень вредно. Чтобы очистить воздух, мы сажаем деревья, кустарники: липы, тополя, сирень).
ОТЧЕГО ЗАГРЯЗНЯЕТСЯ ВОЗДУХ.
___________________
___________________
___________________
(Очень тревожная).
— В городах строится много заводов. Из их труб в воздух поднимается дым, в котором много пыли ядовитых веществ, вредных для здоровья всех живых существ.
— Выхлопные газы автомашин так же загрязняют воздух.
— Пожары.
— извержения вулканов,
— загрязнение земли непереработанным мусором (свалки).
2) Охрана воздуха.
— Загрязнение воздуха угрожает здоровью людей, всей жизни на Земле!
— Загрязненный воздух не может быть использован для дыхания ни одним из живых существ.
— Что же делают люди, чтобы воздух был чистым?
— Сегодня немало делается для охраны чистоты воздуха. Давайте выясним основные пути охраны воздуха, решив экологические задачи. ПРИЛОЖЕНИЕ 5.
Задача 1. Одно предприятие выбрасывает в атмосферу 200 т сажи в год. После установки газоулавливающей системы количество сажи уменьшилось в 20 раз. Сколько тонн сажи выбрасывает завод после установки очистных сооружений? (10 тонн)
— Какой способ охраны воздуха предложен в условии задачи?
Задача 2. Клён выделяет в год 2 кг кислорода, а вяз в 7 раз больше, чем клён. Сколько кислорода в год выделяет вяз? (14кг)
— Какой способ охраны воздуха указан в задаче?
— Конечно, зеленые насаждения являются главным очистителем воздуха. Вот почему так легко дышится в лесу.
— Один только тополь выделяет кислорода столько, сколько 3 липы, 7 елей, 4 осины.
Сделайте вывод.
(На заводах работают установки, которые улавливают пыль и ядовитые газы. Ученые разрабатывают новые машины, которые не будут загрязнять воздух…)
Работа в группах.
установка очистных сооружений
озеленение окружающей среды
Воздух надо охранять, заботиться о его чистоте.
6. Закрепление изученного.
Тест «Воздух. Охрана воздуха». ПРИЛОЖЕНИЕ 6.
ВЫБЕРИ ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ. ИЗ ПОЛУЧЕННЫХ БУКВ СОСТАВЬ СЛОВО.
1. О каком газе идёт речь? Необходим для дыхания, поддерживает горение.
Кислород (Д) Азот (М)
2. Какими свойствами обладает воздух?
Хорошо проводит тепло (Б) Плохо проводит тепло (Р)
3. Что может навредить воздуху?
Сажа, пыль, дым, выхлопные газы (У) Водяные пары, кислород (Я)
4. Может ли человек долго обходиться без воздуха?
Да (П) Нет (Г)
Проверка. (Воздух – ДРУГ)
— Оцените себя, правильно ли вы ответили на вопросы. Получилось ли у вас слово?
7. Подведение итогов урока. Рефлексия.
Назовите тему урока одним словом
— Какое слово наиболее точно определяет значение воздуха на Земле?
Оцените свою работу на уроке. Поставьте себе оценку за урок.
— Кто оценит свою работу на уроке на «отлично и хорошо»?
— Кто недостаточно уверенно чувствовал себя на уроке, кому нужна помощь в усвоении знаний данной темы?
— Кто сможет продемонстрировать родителям опыты, которые проводили на уроке?
Правильно ли поступает водитель, если во время стоянки оставляет включенным мотор своего автомобиля?
(Воздух)
(Жизнь!)
8. Домашнее задание.
Рабочая тетрадь: стр. 23 № 51, 52, 53 – выполните два любых задания.
Задание по желанию: рисунок на тему «Охрана воздуха»
Учебник: Г.Г Ивченкова, И.В. Потапов «Окружающий мир», учебник для 3 класса в 2 частях.
Рабочая тетрадь: И.В. Потапов, Е.В. Саплина, А.И. Саплин, рабочая тетрадь № 1, 2 к учебнику «Окружающий мир», 3 класс.
Г.Г. Ивченкова , И.В. Потапов, Е.В. Саплина, А.И. Саплин
Интернет-ресурсы.