Какими свойствами обладает величина
Система счисления — это совокупность приемов и правил, по которым числа записываются и читаются.
Система счисления(СС) — это система записи чисел с помощью определенного набора цифр.CС называется позиционной, если одна и та же цифра имеет различное значение, которое определяется ее местом в числе. Десятичная СС является позиционной: 999.Римская СС является непозиционной. Значение цифры Х в числе ХХІ остается неизменным при вариации ее положения в числе.Количество различных цифр, употребляемых в позиционной СС, называется основанием СС.
Позиционная система счисления – если один и тот же знак может обозначать различные числа в зависимости от места (позиции) в записи числа.
Примеры: шестидесятеричная вавилонская и десятичная системы счисления.
Непозиционная система счисления – каждый знак обозначает одно и тоже число, независимо от места в записи числа.
Пример: Римская система счисления: I – 1, V – 5, Х – 10 , L — 50 , C – 100, D – 500, M – 1000.
3.Что называется десятичной записью числа?
Определение. Десятичной записью натурального числа х называется его представление в виде:
Коротко:
Пример: 3745 = 3*103 + 7*102 + 4*101 + 5
Если, то числа 1, 10, 102 …., 10n называются разрядными единицами (первого, второго , … разряда), причем 10 единиц одного разряда составляют 1 единицу следующего (высшего) разряда.
Три первых разряда – I класс – единиц (единицы, десятки, сотни);
Три следующих разряда – II класс – тысяч (единицы, десятки, сотни);
III класс – миллионов (единицы, десятки, сотни);
Системой счисления называется язык для записи, наименования и выполнения действий над числами. Позиционная система счисления — система, в которой значение каждого знака зависит от его позиции в записи числа. П: 8665- 5 в 1разряде обозначает 5 единиц, 6 во 2 разряде-число 60, цифра 6 в 3 разряде- 600, 8 в 4 разряде-8000,т.е. 8665=8000+600+60+5. Таким образом, одна и та же цифра может обозначать разные числа в зависимости от занимаемой позиции в записи числа. Позиционные системы хар-ся основаниемсистемы счисления,т.е.числом единиц, образующих одну единицу старшего разряда. Основанием системы может быть любое число р 2. Если р=2- двоичная, используют две цифры:0 и 1. П: 101112= 1 24+1∙22+1∙2+1. Если р=8- восьмеричная, числа от 0 до 7, 543528. Первой системой была шестидесятиричной. Непозиционной системой счисления называется система, в которой значение знака (цифры) не зависит от позиции этого знака в записи числа (древнеримская- I(1), V(5), X(10), L(50), C(100), D(500), M(1000). При чтении чисел в этой системе пользуются правилами: если знак меньшего числа записан после знака большего числа, то, чтобы прочитать число, достаточно сложить значения символов- CCLIII- 100+100+50+1+1+1=253. Если же знак меньшего числа записан перед знаком большего числа,то, чтобы прочитать число, достаточно от большего числа вычесть значение меньшего числа- CDLIV- 454=(500-100)+ 50+ (5-1); древнегреческая.) В десятичной системе для записи используют 10 цифр: 0,1,2,3,…, 8,9. Число х можно записать в позиционной форме: х=апап-1…а2а1а0. Любое нат.число х можно представить в виде: х=ап∙10п+ап-1∙10п-1+ …+а2 ∙102+а1∙101+а0, где коэффициенты ап, ап-1, …, а2, а1,а0 принимают значения 0,1,2,3, 4,5,6, 7,8,9 и ап 0. Представление числа в виде суммы степеней основания системы счисления называют систематической записью числа. П: 2545= 2∙103+5∙102+4∙10+5. Записью числа х в системе счисления с основанием р называется представление его в виде: х=ап∙рп+ап-1∙рп-1+…+а2 ∙р2+ а1 ∙р1+а0, где ап, ап-1, …, а2, а1, ао. принимают значения 0, 1, 2, …, р-1, причём ап 0. При чтении чисел в позиционных системах, отличных от десятичной, называют каждую цифру числа слева направо. П: 254226=2∙64+5∙63+ 4∙62+2∙6+2. Число 254226 читают так: два, пять,четыре, два, два в шестеричной системе счисления. Переход от записи числа х в системе с основанием р к десятичной записи числа: нужно записать данное число х в виде суммы степеней основания системы счисления, а затем выполнить все указанные действия (возведение в степень, умножение и сложение) по правилам, принятым в десятичной системе счисления. П: перевести 321015 в десятичную систему счисления: 321015=3∙54+2 ∙53+1∙52+0∙5+1= 3∙625+2∙125+ 25+1=2151. Переход от десятичной записи числа х к записи числа в системе с основанием р: нужно число х разделить с остатком на число р. Остаток от деления даст последнюю цифру р-ичной записи числа х. Полученное частное снова разделить на р. Новый остаток даст предпоследнюю цифру искомого числа. Второе частное разделить на р и т.д., пока не получим частное, равное 0. Последовательные остатки, начиная с последнего, будут разрядными цифрами искомого числа. П: 2151 в пятеричную систему. 2151:5=430 (ост.1); 430:5=86 (ост.0); 86:5=17 (ост.1); 17:5=3 (ост.2); 3:5=0(ост.3). 2151=321015.
Тема : Величины и их измерение
Величины представляют собой особые свойства окружающих нас предметов и явлений и проявляются при сравнении предметов и явлений по этому свойству, причем каждая величина связана с определенным способом сравнения.
Изучение в курсе математики величин и их измерений имеет большое значение. Это обусловлено тем, что через понятие величины описываются реальные свойства предметов и явлений, происходит познание окружающей действительности; знакомство с зависимостями между величинами помогает создать целостные представления об окружающем мире; изучение процесса измерения величин способствует приобретению практических умений и навыков необходимых человеку в его повседневной деятельности. Кроме того знания и умения, связанные с величинами являются основой для дальнейшего изучения математики.
Цель:
Дать понятие величины, ее измерения. Познакомить с историей развития системы единиц величин. Обобщить знания о величинах
План:
1. Понятие величины, их свойства.
2. Понятие измерения величины.
3. Из истории развития системы единиц величин.
4. Международная система единиц.
5. Величины, с которыми знакомятся дошкольники, и их характеристики. (Рязанова Л, Ткачева Н)
6. За эталоны в системе СИ взяты следующие величины
7. Энциклопедии чудес, загадок и тайн
8. Это интересно
Понятие величины, их свойства
Величина – одно из основных математических понятий, возникшее в древности и подвергшееся в процессе длительного развития ряду обобщений.
Первоначальное представление о величине связано с созданием чувственной основы, формированием представлений о размерах предметов: показать и назвать длину, ширину, высоту.
Величины, характеризующиеся только числовым значением, называют скалярными(длина, масса, время, объем, площадь и др.). Кроме скалярных величин в математике рассматривают еще векторные величины, которые характеризуются не только числом, но и направлением (сила, ускорение, напряженность электрического поля и др.).
Скалярные величины могут быть однороднымиили разнородными.Однородные величины выражают одно и то же свойство объектов некоторого множества. Разнородные величины выражают различные свойства объектов (длина и площадь)
Свойства скалярных величин:
1. Любые две величины одного рода сравнимы либо они равны, либо одна из них меньше (больше) другой: 4т 5ц = 4т 500кг ; 4т 500кг > 4т 50кг, т. к. 500кг > 50кг, значит4т 5ц > 4т 50кг;
2. Величины одного рода можно складывать, в результате получится величина того же рода:
2км 921м+17км 387м ; 2км 921м = 2921м, 17км 387м = 17387м, 17387м + 2921м = 20308м; значит 2км 921м + 17км 387м = 20км 308м
3. Величину можно умножать на действительное число, в результате получится величина того же рода:
12м 24см × 9; 12м 24м=1224см, 1224см×9=110м16см, значит 12м 24см × 9=110м 16см;
4. Величины одного рода можно вычитать, в результате получится величина того же рода:
4кг 283г – 2кг 605г ; 4кг 283 г= 4283г, 2кг 605г = 2605г , 4283г – 2605г = 1678г, значит4кг 283г – 2кг605г = 1кг 678г;
5.Величины одного рода можно делить, в результате получится действительное число:8ч 25мин :5, 8ч 25мин = 8×60 мин + 25мин = 480мин + 25мин = 505мин, 505 мин :5 = 101мин, 101мин = 1ч 41мин, значит 8ч2 5мин :5 = 1ч 41мин.
Величина является свойством предмета, воспринимаемым разными анализаторами: зрительным, тактильным и двигательным. При этом чаще всего величина воспринимается одновременно несколькими анализаторами: зрительно-двигательным, тактильно-двигательным и т. д.
Восприятие величины зависит от: расстояния, с которого предмет воспринимается; величины предмета, с которым он сравнивается; расположения его в пространстве
Основные свойства величины:
Сравнимость – определение величины возможно только на основе сравнения (непосредственно или сопоставляя с неким образом).
Относительность – характеристика величины относительна и зависит от выбранных для сравнения объектов один и тот же предмет может быть определен нами как больший или меньший в зависимости от того, с каким по размерам предметом он сравнивается. Например, зайчик меньше медведя, но больше мышки.
Изменчивость – изменчивость величин характеризуется тем, что их можно складывать, вычитать, умножать на число.
Измеряемость – измерение дает возможность характеризовать величину к сравнению чисел.
Понятие измерения величины
Потребность в измерении всякого рода величин, так же как потребность в счете предметов, возникла в практической деятельности человека на заре человеческой цивилизации. Так же как для определения численности множеств, люди сравнивали различные множества, различные однородные величины, определяя прежде всего, какая из сравниваемых величин больше, как меньше. Эти сравнения еще не были измерениями. В дальнейшем процедура сравнения величин была усовершенствована. Одна какая-нибудь величина принималась за эталон, а другие величины того же рода сравнивались с эталоном. Когда же люди овладели знаниями о числах и их свойствах, величине – эталону приписывалось число 1 и этот эталон стал называться единицей измерения. Цель измерения стала более определенной – оценить. Сколько единиц содержится в измеряемой величине. результат измерения стал выражаться числом.
Сущность измерения состоит в количественном дроблении измеряемых объектов и установлении величины данного объекта по отношению к принятой мере. Посредством операции измерения устанавливается численное отношение объекта между измеряемой величиной и заранее выбранной единицей измерения, масштабом или эталоном.
Измерение включает в себя две логические операции:
первая – это процесс разделения, который позволяет понять, что целое можно раздробить на части;
вторая – это операция замещения, состоящая в соединения отдельных частей (представленных числом мерок).
Деятельность измерения довольно сложна. Она требует определенных знаний, специфических умений, знания общепринятой системы мер, применения измерительных приборов.
· измерение дает точную количественную характеристику величине;
· для измерения необходимо выбирать адекватную мерку;
· число мерок зависит от измеряемой величины (чем больше величина, тем больше ее численное значение и наоборот);
· результат измерения зависит от выбранной мерки (чем больше мерка, тем меньше численное значение и наоборот);
· для сравнения величин необходимо их измерять одинаковыми мерками.
Термин “величина” обычно употребляется в двояком смысле: как понятие, определяющее математическую величину, и как понятие, означающее пространственный признак предмета.
Говоря о проблеме развития представлений о величине предметов у дошкольников, мы сужаем понятие “величина” и характеризуем им размер предметов.
Для правильной и полной характеристики любого предмета оценка величины имеет не меньшую значимость, чем оценка других его признаков.
Умение выделить величину как свойство предмета и дать ей название необходимо не только для познания каждого предмета в отдельности, но и для понимания отношений между ними. Это оказывает существенное влияние на формирование у детей более полных знаний об окружающей действительности.
Осознание величины предметов положительно влияет на умственное развитие ребенка, так как связано с развитием способности отождествления, распознания, сравнения, обобщения, подводит к пониманию величины как математического понятия и готовит к усвоению в школе соответствующего раздела математики.
Величина предмета — это его относительная характеристика, подчеркивающая протяженность отдельных частей и определяющая его место среди предметов однородных.
Величина является свойством предмета.
Величина конкретного предмета характеризуется такими свойствами: сравнимость, изменчивость и относительность.
Внимание!
Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к
профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные
корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.
Основным свойством величины является сравнимость. Только в результате сравнения может быть получена количественная характеристика любой величины.
Величина характеризуется также изменчивостью и относительностью. Один и тот же предмет может быть определен нами как больший или меньший в зависимости от того, с каким по размерам предметом он сравнивается.
Свойство величины — изменчивость. Пример: изменение длины стола изменяет лишь его величину, но не меняет его содержания и качества, стол остаётся столом.
Третье свойство величины – относительность. Величина любого предмета относительна, она зависит от того, относительно какой другой величины она рассматривается. В самом деле, один и тот же предмет может быть определён нами как больший или меньший в зависимости от того, с каким по величине предметом он сравнивается.
Следует также отметить, что величина – такое свойство предмета, которое нельзя представлять изолированно от предмета. Величина неотделима от него.
Сравниваемость, изменчивость, относительность — основные свойства величины могут быть осмыслены дошкольниками в самой конкретной форме, в действиях с разнообразными предметами при выделении и сопоставлении их длины, ширины, высоты, объема.
Величина предмета, т.е. размер предмета, определяется только на основе сравнения. Нельзя сказать, большой это или маленький предмет, его только можно сравнить с другими. Благодаря сравнению можно прийти к пониманию отношений и к новым понятиям: «больше», «меньше», «равно», которые определяют различные качества, в том числе длину, ширину, высоту, объем и многие другие.
Не всегда предметы подвергаются непосредственному сравнению. В жизни часто приходится производить мысленное сопоставление данного предмета со сложившимися у нас общими представлениями о величине известных предметов.
Восприятие величины зависит:
— от расстояния, с которого предмет воспринимается, а также
— от величины предмета, с которым он сравнивается.
Чем дальше предмет от того, кто его воспринимает, тем он кажется меньшим, и наоборот, чем ближе – тем кажется большим. Для дошкольников характерно аконстантное восприятие величины, то есть дети, особенно младшие дошкольники, при определении размера не учитывают удалённость предметов.
Характеристика величины предмета зависит также от расположения в пространстве. Один и тот же предмет может характеризоваться то, как высокий (низкий), то, как длинный (короткий).
Это зависит от того, в горизонтальном или вертикальном положении он находится.
Отражение величины как пространственного признака предмета связано с восприятием — важнейшим сенсорным процессом, который направлен на опознание и обследование объекта, раскрытие его особенностей. В этом процессе участвуют различные анализаторы: зрительный, слуховой, осязательно-двигательный, причем двигательный анализатор играет ведущую роль во взаимной их работе, обеспечивая адекватное восприятие величины предметов.
Восприятие величины происходит путем установления сложных систем связей, как внутрианализаторных (между мышечными и оптическими компонентами глаза), так и межанализаторных (между осязательным и двигательным, двигательным и зрительным анализаторами). Отсюда следует, что маленькие дети, не обладая достаточным опытом, нередко делают ложные заключения о величине предмета, так как судят о ней только по наличным изображениям на сетчатке.
Велика также роль слова в процессе восприятия величины. Благодаря слову, обозначающему величину, становится возможным выделение величины в качестве самостоятельного признака предмета.
Проблему отражения величины нельзя рассматривать только как проблему восприятия. В равной степени она должна рассматриваться и как проблема мышления. Познание величины осуществляется, с одной стороны, на сенсорной основе, а с другой — опосредуется мышлением и речью.
Между чувствами и разумом существует сложная диалектическая зависимость, которая находит конкретное проявление, например, в том, что процесс восприятия величины (как и других свойств) опосредуется мышлением путем сравнения, анализа, использования соответствующих понятий, суждений, умозаключений и т.д. Непременной мыслительной операцией, обеспечивающей оценку величины предметов, является сравнение.
Таким образом, следует отметить, что рассматриваемое понятие достаточно сложное для восприятия и осознания дошкольниками.
Адекватное восприятие величины зависит от:
— опыта практического оперирования предметами,
— развития глазомера,
— включения в процесс восприятия слова,
— участия мыслительных процессов: сравнения, анализа и синтеза.
Восприятие величины предметов детьми дошкольного возраста отличается рядом особенностей.
— Складывающийся еще в раннем возрасте опыт чувственного различения величины очень долго носит локальный характер: признак величины прочно закрепляется за конкретным предметом.
— Для детей младшего и среднего дошкольного возраста величина еще не является основным опознавательным признаком и не имеет сигнального значения. Дети распознают признак величины лишь тогда, когда этот признак становится значимым для них, приобретает практическое значение.
-Они легче воспринимают и сравнивают величину предмета, если этот признак контрастен.
-Из-за отсутствия жизненного опыта дошкольники слабо соотносят величину одного предмета с величиной другого.
-Понятие величины предметов носит у младших дошкольников (детей 3-х лет) глобальный, недифференцированный характер, т.е. ориентируются на общий объем предмета, не выделяя его длину, ширину, высоту.
Любой признак величины они определяют как большой или маленький. Дети дошкольного возраста с трудом усваивают относительный характер величины предмета – то, что один и тот же предмет может быть и большим, и маленьким в зависимости от того, с каким другим предметом сравнивается его величина.
— Дети четырех лет уже дифференцированно подходят к выбору предметов по длине или ширине, но при условии, если длина предмета превосходит ширину.
-Дошкольники с трудом познают трёхмерность величины. Для них надолго остается трудным различение в одном и том же предмете нескольких признаков величины.
В старшем дошкольном возрасте ребенок учится различать параметры величин, их свойства, учится словесному описанию, использованию свойств предметов в разных видах деятельности. В это время он осваивает приемы восприятия более сложных явлений. Для детей старшего дошкольного возраста требуется незначительный срок для овладения всех трех измерений.
-У дошкольников слабо развита константность восприятия – способность воспринимать величину предмета на разном расстоянии и в разном положении.
Выделение величины в качестве самостоятельного признака предмета становится возможным благодаря слову, обозначающему величину. С помощью слова признак величины отвлекается от предмета, а это позволяет детям выделять этот признак в любых предметах, при различном их положении. Усваивая названия величин в знакомой ситуации, ребёнок может употреблять их по отношению к новым предметам, которые он ранее не воспринимал. Обобщение в речи чувственного опыта различения величин создаёт основу для формирования представлений и понятий о величине предметов.
Само слово величина непонятно детям, так как они редко слышат его. Когда внимание детей обращается на размер предмета, воспитатели предпочитаютпользоватьсясловами одинаковый, такой же, которые многозначны, поэтому их следует дополнять словом, обозначающим признак, по которому сопоставляются предметы (найди такой же по величине: длине, ширине, высоте и т. д.).
Выделяя то или иное конкретное измерение, ребенок стремится показать его (проводит пальчиком по длине, разведенными руками показывает ширину и т. п.). Эти действия обследования очень важны для более дифференцированного восприятия величины предмета.
Неумение дифференцированно воспринимать величину предметов существенно влияет на обозначение словом предметов различных размеров. Чаще всего дети по отношению к любым предметам употребляют слова «большой — маленький». Это связано с тем, что окружающие детей взрослые часто пользуются неточными словами для обозначения размера предметов (большая линейка вместо длинная).
Значение восприятия в жизни дошкольника очень велико, так как создает фундамент для развития мышления, способствует развитию речи, памяти, внимания, воображения. Хорошо развитое восприятие может проявляться в виде наблюдательности ребенка, его способности подмечать особенности предметов и явлений, детали, которые не заметит взрослый.
Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему
учебному проекту
Узнать стоимость