Какими свойствами обладает управляющее воздействие

Понять, что такое управляющее воздействие.
Научиться узнавать и называть управляющее воздействие в различных ситуациях, приводить свои примеры.
Чтобы понять, что такое управляющее воздействие, рассмотрим пример.
Завёл барин кузницу; велел лакею мехи раздувать. Стоит, ждёт заказчиков, хочет деньги заработать. Едет мимо мужик на телеге, громыхает деревянными колёсами.
— Эй, стой! Заезжай сюда! Сделаем на все четыре колеса твоей телеги мягкие шины, — крикнул барин.
Проанализируем ситуацию и определим, что позволяет барину воздействовать на проезжающего мимо мужика и завлечь его в свою кузницу. Результат анализа представим в виде таблицы.
Здесь управляющее воздействие на мужика — это звук, звуковая информация.
На вокзалах, в аэропортах и речных портах, на стадионах и в других общественных местах управляющее воздействие на пассажиров может быть:
в виде звуковой информации (голос диктора);
в виде зрительной информации (табло, где указаны номера рейсов, пункты назначения и время отправления и прибытия транспортных средств и другая важная информация).
Управляющее воздействие на человека — это информация,
которую он получает от управляющего объекта с помощью своих органов чувств.
Для создания управляющего воздействия на посетителей в различных учреждениях, где обычно бывает много людей и выстраивается длинная очередь (в сберегательных банках, поликлиниках и так далее), ввели автоматизированное управление очередью. Человек приходит в учреждение и на входе получает талончик с номером. Затем он садится и ждёт, когда на табло высветится его номер рядом с номером обслуживающего окна. Это значит, что подошла очередь, и человек идёт к указанному на табло окну.
Электронные табло предназначены для создания управляющего воздействия на посетителей. На основе этого управляющего воздействия человек принимает решение: что ему делать, куда идти, в какое окно обращаться.
Данные на электронном табло могут служить, а могут не служить управляющим воздействием на человека в зависимости от того, ищет ли человек информацию, чтобы принять решение.
Управляющим воздействием на техническое устройство тоже может быть звук, свет или иной сигнал (изменение температуры, влажности, давления и так далее). У технического устройства нет органов чувств. Поэтому оно содержит специальные датчики, «чувствующие», например, световой луч или изменение температуры.
Очень часто используются устройства — сканеры, которые считывают данные, представленные в виде штрих-кода.
Штрих-код преобразуется сканером в двоичную последовательность нулей и единиц (0 и 1). Каждой чёрной линии соответствует 1, а белой — 0. Последовательность нулей и единиц обрабатывается компьютером и используется для управления.
Рассмотрим пример — работу пропускных устройств.
Алгоритм работы автоматического пропускного устройства, управляемого компьютером, может быть, например, таким.
1. Створки закрыты, пройти нельзя.
2. Пассажир вставляет в специальное отверстие билет со штрих-кодом.
3. Специальное устройство считывает код и направляет данные в компьютер, который обрабатывает эти данные и посылает команду «открыть створки», если полученный код совпадает с правильным
Пропускные устройства — это автоматические средства управления пассажирами, с помощью автоматических створок.
План действий
1. Рассмотри фотографию.
2. Создай таблицу в рабочей тетради и заполни её.
3. Заполни схему отношений между составляющими процесса управления.
4. Создай таблицу и схему в текстовом редакторе.
5. Сохрани файл под именем «Управляющее воздействие» в папке «Моё портфолио».
Управляющее воздействие — это информация для человека или сигнал для технического устройства.
Управляющее воздействие направлено на объект управления с целью на него повлиять, например остановить, направить в определённую сторону, пропустить/не пропустить и так далее.
Понять 1 §22. Управляющее воздействие
Понять 2 §22. Управляющее воздействие
1. Приведи пример из своей жизни, когда тебе приходилось оказывать управляющее воздействие. Что это было и с какой целью? Расскажи.
2. Что такое управляющий сигнал? Какие они бывают? Приведи пример.
3. Расскажи про турникет и про табло, которые тебе приходилось видеть или которыми ты пользовался.
4. Попробуй придумать волшебное устройство управления школьниками на входе в школу, чтобы выявлять тех, у кого не выполнено домашнее задание.
Выполни:
Задания к §22. Управляющее воздействие
Уметь 1 §22. Управляющее воздействие
Уметь 2 §22. Управляющее воздействие
Тест к §22. Управляющее воздействие
Учебник для 4 класса
Информатика
Цель
Понять, что такое управляющее воздействие.
Научиться узнавать и называть управляющее воздействие в различных ситуациях, приводить свои примеры.
Понять
Чтобы понять, что такое >управляющее воздействие, рассмотрим пример.
Завёл барин кузницу; велел лакею мехи раздувать. Стоит, ждёт заказчиков, хочет деньги заработать. Едет мимо мужик на телеге, громыхает деревянными колёсами.
— Эй, стой! Заезжай сюда! Сделаем на все четыре колеса твоей телеги мягкие шины, — крикнул барин.
Проанализируем ситуацию и определим, что позволяет барину воздействовать на проезжающего мимо мужика и завлечь его в свою кузницу. Результат анализа представим в виде таблицы.
Управляющий объект | Барин |
Объект управления | Мужик |
Цель управления | Получить заказ и заработать деньги |
Управляющее воздействие | Звук, устное (звуковое) сообщение |
Здесь управляющее воздействие на мужика — это звук, звуковая информация.
На вокзалах, в аэропортах и речных портах, на стадионах и в других общественных местах управляющее воздействие на пассажиров может быть:
- в виде звуковой информации (голос диктора);
- в виде зрительной информации (табло, где указаны номера рейсов, пункты назначения и время отправления и прибытия транспортных средств и другая важная информация).
Управляющее воздействие на человека — это информация, которую он получает от управляющего объекта с помощью своих органов чувств.
Для создания управляющего воздействия на посетителей в различных учреждениях, где обычно бывает много людей и выстраивается длинная очередь (в сберегательных банках, поликлиниках и так далее), ввели автоматизированное управление очередью. Человек приходит в учреждение и на входе получает талончик с номером. Затем он садится и ждёт, когда на табло высветится его номер рядом с номером обслуживающего окна. Это значит, что подошла очередь, и человек идёт к указанному на табло окну.
Электронные табло предназначены для создания управляющего воздействия на посетителей. На основе этого управляющего воздействия человек принимает решение: что ему делать, куда идти, в какое окно обращаться.
Данные на электронном табло могут служить, а могут не служить управляющим воздействием на человека в зависимости от того, ищет ли человек информацию, чтобы принять решение.
Управляющим воздействием на техническое устройство тоже может быть звук, свет или иной сигнал (изменение температуры, влажности, давления и так далее). У технического устройства нет органов чувств. Поэтому оно содержит специальные датчики, «чувствующие», например, световой луч или изменение температуры.
Очень часто используются устройства — сканеры, которые считывают данные, представленные в виде штрих-кода.
Штрих-код преобразуется сканером в двоичную последовательность нулей и единиц (0 и 1). Каждой чёрной линии соответствует 1, а белой — 0. Последовательность нулей и единиц обрабатывается компьютером и используется для управления.
Рассмотрим пример — работу пропускных устройств.
Алгоритм работы автоматического пропускного устройства, управляемого компьютером, может быть, например, таким.
- Створки закрыты, пройти нельзя.
- Пассажир вставляет в специальное отверстие билет со штрих-кодом.
- Специальное устройство считывает код и направляет данные в компьютер, который обрабатывает эти данные и посылает команду «открыть створки», если полученный код совпадает с правильным
Пропускные устройства — это автоматические средства управления пассажирами, с помощью автоматических створок.
Выполни
План действий
- Рассмотри фотографию.
- Создай таблицу в рабочей тетради и заполни её.
Управляющий объект |
Объект управления |
Цель управления |
Управляющее воздействие |
- Заполни схему отношений между составляющими процесса управления.
- Создай таблицу и схему в текстовом редакторе.
- Сохрани файл под именем «Управляющее воздействие» в папке «Моё портфолио».
Главное
- Управляющее воздействие — это информация для человека или сигнал для технического устройства.
- Управляющее воздействие направлено на объект управления с целью на него повлиять, например остановить, направить в определённую сторону, пропустить/не пропустить и так далее.
Знать
- Приведи пример из своей жизни, когда тебе приходилось оказывать управляющее воздействие. Что это было и с какой целью? Расскажи.
- Что такое управляющий сигнал? Какие они бывают? Приведи пример.
- Расскажи про турникет и про табло, которые тебе приходилось видеть или которыми ты пользовался.
- Попробуй придумать волшебное устройство управления школьниками на входе в школу, чтобы выявлять тех, у кого не выполнено домашнее задание.
Уметь
Выполни задания в рабочей тетради № 2.
Выполни на компьютере задания к параграфу из раздела УМЕТЬ компакт-диска.
Прочитай на досуге в книге «Расширь свой кругозор» текст «Необычные управляющие воздействия».
12. Управляющее воздействие: факторы формирования и сущностные характеристики.
В научной литературе управление рассматривается в разных аспектах, и, соответственно, в его понятие вкладывается разное содержание. Причем имеются в виду не просто разные подходы к управлению, разные его стороны, а понимание самого управления, на базе которого и формулируются его концепции.
Давно и преимущественно в юридической науке управление характеризуется через термин «деятельность», означающий, что управление состоит из специфических видов человеческого труда, фиксируемого в адекватных им формах. Смысл такой деятельности видят в совершении действий административного свойства, в направленности ее на исполнение законов, в создании правовых актов, их реализации и проведении организационных мероприятий.
Немало научных публикаций характеризует управление как отношение, входящее в систему общественных отношений. В них показано, что управление представляет собой особое отношение в человеческой жизнедеятельности: в иерархической общественной структуре это отношение, как правило, вертикальное по характеру и связано с наличием у вышестоящей стороны способности властно выражать и осуществлять свою волю.
Наиболее близким, адекватным, отвечающим сущности управления является его определение посредством термина «воздействие», который указывает на главное в управлении — момент влияния на сознание, поведение и деятельность людей. Ведь управление существует тогда, когда некий его субъект на что-то влияет, что-то изменяет, преобразует, переводит из одного состояния в другое, чему-то придает новое направление движения или развития.
Когда произносится термин «управляющее воздействие», то предполагается, что специфика такого воздействия, выделяющего его из ряда других, состоит в его целеполагающих, организующих и регулирующих свойствах. Наличие именно такой триады свойств позволяет говорить о существовании управляющего воздействия.
Следовательно, управление представляет собой целеполагающее (сознательное, преднамеренное, продуманное!), организующее и регулирующее воздействие людей на собственную общественную, коллективную и групповую жизнедеятельность, осуществляемое как непосредственно (в формах самоуправления), так и через специально созданные структуры (государство, общественные объединения, партии, фирмы, кооперативы, предприятия, ассоциации, союзы и т.д.).
Сложность управленческого целеполагания заключается в том, что необходимо «отобрать» цели, выделить из их естественного множества именно те, которые не только нужно (обычно нам нужно всего немало), но и можно практически реализовать. Иначе управление теряет собственное содержание, свою преобразующую конструктивную силу и превращается в информационную или разъяснительно-популяризаторскую деятельность.
«Организовывать» означает располагать людей в пространственной (территория, сооружения) и функциональной (социальные роли, виды работ) координатах, соединять их с орудиями и средствами труда, обеспечивать их взаимодействие и взаимообмен в труде и общественной жизни, расширять их созидательные возможности путем согласования и концентрации усилий. придавая какому-либо общественному процессу определенные цели (пред намерения), организуя в нем взаимодействие людей, управление призвано, в рамках этих целей и организации, конкретно регулировать поведение и деятельность каждого из участников данного (управляемого) процесса.
В обществе действует множество социальных норм, направляющих и ориентирующих, оценивающих и мотивирующих поведение и деятельность людей. Традиции и обычаи, исторические уроки и выводы, право и мораль, ценностные и социально-технические нормы и многие другие регуляторы выступают важнейшими достижениями человеческой культуры, помогающими разумнее и экономичнее созидать настоящее и будущее. Такие социальные нормы, в том числе и закрепленные посредством законодательства, в управлении приобретают реализуемость, привязанность к какому-либо делу или человеку, становятся необходимым моментом управляющих воздействий. В управлении осуществляется прямое и практическое регулирование, при котором та или иная социальная норма не только провозглашается, признается, утверждается и т.д., но на самом деле претворяется в жизнь, применяется при решении обозначенных целей, как бы опредмечивается. Любые преобразования в обществе не снимают проблем социального нормирования, выработки и практической реализации норм труда, нормативов расходов сырья и энергии, стандартов получаемой продукции, стимулов и санкций. Все это крайне необходимые моменты, которые должны быть надлежащим образом представлены в каждом управляющем воздействии.
Основными носителями социально-управленческих явлений выступают люди — субъекты и объекты управления, взаимодействующие в конкретных общностях различной масштабности. Субъект управления — это органическая структурно-функциональная составляющая социальной системы управления, это индивид или группа людей (коллегиальный орган управления), наделенный властными полномочиями принимать управленческие решения, оказывать волевое, интеллектуальное и нравственное влияние на других. Он выполняет ряд базовых социальных ролей, в том числе генератора идей и целевых установок, разработчика концепции управления и организатора процесса ее материализации и др. Социальный статус субъекта управления в иерархической структуре и в системе управления в целом определяется масштабностью (границами) и значимостью объекта управления. В отличие от субъекта управления объект управления — это та часть системы, которая материализует цели управления, исполняет управленческие решения, обеспечивает в итоге реализацию социальной миссии конкретной системы управления.
Любая целенаправленная коллективная деятельность нуждается в управлении и таком его важном проявлении, как организационный момент
Хотите себе такую же шпаргалку? Её сделают здесь
В научной литературе управление рассматривается в разных аспектах, и, соответственно, в его понятие вкладывается разное содержание. Причем имеются в виду не просто разные подходы к управлению, разные его стороны, апонимание самого управления,на базе которого и формулируются его концепции.
Давно и преимущественно в юридической науке управление характеризуется через термин«деятельность», означающий, что управление состоит из специфических видов человеческого труда, фиксируемого в адекватных им формах. Смысл такой деятельности видят в совершении действий административного свойства, в направленности ее на исполнение законов, в создании правовых актов, их реализации и проведении организационных мероприятий. Данное понимание управления весьма импонировало (и импонирует!) авторитарной бюрократии, поскольку оно, с одной стороны, не ставит вопроса о целях управления (что и во имя чего исполнять?) и об объективных результатах их достижения, а с другой — всегда позволяет создавать видимость управления путем издания большого числа правовых актов и проведения множества организационных мероприятий.
В управлении, вне сомнения, осуществляется деятельность людей и имеются сложные проблемы ее организации, но термин «деятельность» не раскрывает социальной сущности управления, его специфического места и роли в жизни людей.
d:zavalnyBookstempKons1.htm — т025
Немало научных публикаций характеризует управление какотношение, входящее в систему общественных отношений. В них показано, что управление представляет собой особое отношение в человеческой жизнедеятельности: в иерархической общественной структуре это отношение, как правило, вертикальное по характеру и связано с наличием у вышестоящей стороны способности властно выражать и осуществлять свою волю. Генезис и специфика управления как отношения справедливо усматриваются в социальной (классовой) структуре общества, общественном разделении труда, сущности и социальных функциях управления. Причем в экономической науке внимание обращается преимущественно на исследования экономического содержания управленческого отношения, а в юридической — его правовой формы.
Следует признать, что в определенных своих проявлениях управление можно представить в виде отношения, ибо оно, действительно, входит в систему общественных отношений и формирует определенные отношения между людьми, как «по вертикали», так и «по горизонтали». Но столь абстрактное понимание управления опять же уводит в сторону от анализа и описания его собственных, уникальных качеств, в том числе выделяющих его из системы общественных отношений и позволяющих ему оказывать особое влияние на саму эту систему.
Наиболее близким, адекватным, отвечающим сущности управления является его определение посредством термина«воздействие», который указывает на главное в управлении — моментвлияния на сознание, поведение и деятельность людей. Ведь управление существует тогда, когда некий его субъект на что-то влияет, что-то изменяет, преобразует, переводит из одного состояния в другое, чему-то придает новое направление движения или развития. Во многих процессах может быть деятельность («объемная»), могут быть отношения (и прочные), но если нет действительного воздействия — влияния, обеспечивающего какую-то цель, то нет и управления. В известном смысле воздействие — эторезультирующая деятельности, взаимодействия, отношения.
В обществе’различных видов деятельности, взаимодействий, отношений, воздействий множество и каждый из них имеет свое специфическое внутреннее содержание и внешнее выражение. Специфично и управление, и его управляющее воздействие. Не управленческое, как нередко пишут, а именноуправляющее, т.е. реально действующее, побуждающее, изменяющее, преобразовывающее. Поэтому в понимании управления очень важно раскрытие особенных качеств и возможностей управляющего воздействия.
d:zavalnyBookstempKons1.htm — т026
Импульсом и формирующей силой в управлении служатзнания, мысль и воля человека. Управляющее воздействие, прежде чем осуществиться, стать реальностью, возникает в сознании человека, проходит в нем путь развития от интуитивного ощущения необходимости что-то изменить, от замысла и раздумий до конкретных решений, подкрепленных расчетами, ресурсами, проектами, моделями и главное волей — желанием и стремлением сделать дело. А это значит, что управляющее воздействие необходимо должно содержать в себе моментцелеполагания (направления). Зачем нужно управляющее воздействие? К чему оно способно привести? Вот первые вопросы, возникающие перед любым субъектом управления.
Представляя собой отражение осознанных потребностей и особенно интересов, идеальный прообраз возможных путей и средств их удовлетворения, мыслительную структуру направленности и содержания предполагаемой деятельности,цели выполняют в жизни людей обширные побудительные, стимулирующие и регулирующие функции. Часто от выбора целей полностью зависит результат общественных, коллективных и личных усилий. По этому поводу можно привести сколько угодно примеров из истории народов и судеб отдельных людей.
Целеполаганием в той или иной мере занят каждый человек. Огромная роль в целеполагании общественного развития и конкретных видов деятельности принадлежит науке, художественному творчеству, религии, идеологии, другим формам познания и мышления, политике и политическим институтам. Поэтому в управлении целеполагание имеет особый характер, который можно обозначить какпрактическую целенаправленность. В отличие от других интеллектуальных сфер в управлении цели наиболее «операциональны», замкнуты на практику; это своего рода цели-задания. В управлении все сказанное, описанное и обдуманное, выраженное в литературной форме и политических документах выступает уже как бы проработанным применительно к реальным возможностям власти и собственности, сформулированным с учетом наличных материальных, финансовых, информационных, правовых и организационных ресурсов.
Сложность управленческого целеполагания заключается в том, что необходимо «отобрать» цели, выделить из их естественного множества именно те, которые не только нужно (обычно нам нужно всего немало), но и можно практически реализовать. Иначе управление теряет собственное содержание, свою преобразующую конструктивную силу и превращается в информационную или разъяснительно-популяризаторскую деятельность.
А чтобы все цели (безусловно, признанные, поддерживаемые, разделяемые, популярные, зовущие и т.д. и т.п.) были поддержа-
d:zavalnyBookstempKons1.htm — т027
ны управлением, стали опираться на его силу и возможности, они должны быть переложены на строгий и ясный язык управляющих воздействий. Не вообще цели, хотя и самые прекрасные, а цели, достижимые в обозначенное время, в точном объеме и при использовании определенных ресурсов; цели, по-настоящему дифференцированные и конкретизированные, четко доведенные до отдельного коллектива, группы, человека и вместе с тем скоординированные между собой таким образом, чтобы одна цель не противоречила другой, а, наоборот, способствовала ее реализации.
В этом смысле любое управляющее воздействие должно всегда содержать в себеточную цель и точное направление движения к ней, к тому же оно должно бытьпрактичным, т.е. вызывать действительное движение к цели и приближение к ней.
Далее, управление необходимо там и тогда, где и когда возникает потребность в распределении и согласовании деятельности энного количества людей. Отдельный человек самоуправляет своей социальной активностью. Но чтобы группа совершила какие-либо скоординированные поступки и действия, уже не обойтись без того, чтобы сообща не определить общие цели и их реализации не подчинить совместно намеченное поведение каждого из членов группы. Даже в лес за грибами нельзя сходить группой, если в ней не состоится управление, пусть самое свободное и добровольное. Любая целенаправленная коллективная деятельность нуждается в управлении и таком его важном проявлении, какорганизационный момент.
«Организовывать» означает располагать людей в пространственной (территория, сооружения) и функциональной (социальные роли, виды работ) координатах, соединять их с орудиями и средствами труда, обеспечивать их взаимодействие и взаимообмен в труде и общественной жизни, расширять их созидательные возможности путем согласования и концентрации усилий. Известно, что организация расширяет возможности людей, придает им новое качество.
Любая организация взаимодействия людей имеет два «среза»: статичный (структурный), придающий взаимодействию устойчивость, определенность, последовательность, идинамический(функциональный), связанный с реальным, практическим взаимодействием, вследствие которого и возникает итоговый, совокупныйрезультат труда. Оба «среза» взаимообусловлены, ибо только структура в виде организованного коллектива людей известного уровня может функционировать (осуществлять деятельность) и лишь наличное,действительное функционирование, выражаемое в объективных результатах, свидетельствует о структуре и ее активности. Одного «среза» нет без другого.
d:zavalnyBookstempKons1.htm — т028
Управление призвано формировать, поддерживать, преобразовывать, совершенствовать, развивать и т.д. оба «среза» организации взаимодействия людей. Это исключительно трудная задача, сложность которой возрастает буквально в геометрической прогрессии по сравнению с ростом числа людей, объединяемых определенной организационной структурой. Значит, управляющее воздействие должно всегда и непременно содержать в себе организационный момент, направлять и практически осуществлять взаимодействие людей.
В то же время, придавая какому-либо общественному процессу определенные цели (пред намерения), организуя в нем взаимодействие людей, управление призвано, в рамках этих целей и организации,конкретно регулировать поведение и деятельность каждого из участников данного (управляемого) процесса. В обществе действует множество социальных норм, направляющих и ориентирующих, оценивающих и мотивирующих поведение и деятельность людей. Традиции и обычаи, исторические уроки и выводы, право и мораль, ценностные и социально-технические нормы и многие другие регуляторы выступают важнейшими достижениями человеческой культуры, помогающими разумнее и экономичнее созидать настоящее и будущее.
Такие социальные нормы, в том числе и закрепленные посредством законодательства, в управлении приобретают реализуемость, привязанность к какому-либо делу или человеку, становятся необходимым моментом управляющих воздействий. В управлении осуществляетсяпрямое и практическое регулирование,при котором та или иная социальная норма не только провозглашается, признается, утверждается и т.д., но на самом деле претворяется в жизнь, применяется при решении обозначенных целей, как бы опредмечивается. Любые преобразования в обществе не снимают проблем социального нормирования, выработки и практической реализации норм труда, нормативов расходов сырья и энергии, стандартов получаемой продукции, стимулов и санкций. Все это крайне необходимые моменты, которые должны быть надлежащим образом представлены в каждом управляющем воздействии.
В итоге можно утверждать, что когда произносится термин «управляющее воздействие», то предполагается, что специфика такого воздействия, выделяющего его из ряда других, состоит в егоцелеполагающих, организующих и регулирующих свойствах.Наличие именно такой триады свойств позволяет говорить о существовании управляющего воздействия.
Следовательно, управление представляет собой целеполагающее (сознательное, преднамеренное, продуманное!), организующее и ре-
d:zavalnyBookstempKons1.htm — т029
гулирующее воздействие людей на собственную общественную, коллективную и групповую жизнедеятельность, осуществляемое как непосредственно (в формах самоуправления), так и через специально созданные структуры (государство, общественные объединения, партии, фирмы, кооперативы, предприятия, ассоциации, союзы и т.д.).