Какими свойствами обладает акт применения

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 23 января 2014;
проверки требует 1 правка.

Акт применения права — это государственно-властный индивидуально-определенный акт, совершаемый компетентным субъектом по конкретному юридическому делу с целью определения наличия или отсутствия субъективных прав или юридических обязанностей и определения их меры на основе соответствующих правовых норм и в интересах их осуществления.

Основные признаки[править | править код]

Некоторые учёные-юристы к внешней форме правоприменения относят и акты-действия (actus)[1][2]. Акты-действия выступают в качестве формы в тех случаях,, когда правоприменительная практика имеет свёрнутую, упрощенную структуру. Они служат тогда как бы генерализирующим компонентом, содержащим в себе большинство или даже все элементы практики. Их существование обусловлено характером определённой правоприменительной практики, и не случайно чаще всего они выражаются устно (устные приказы начальника воинской части…) либо с помощью определённых знаков, жестов и иных конклюдентных действий (жесты сотрудника ОВД, регулирующего движение транспорта…). Иногда акты-действия фиксируются в дальнейшем в письменном документе (удаление свидетелей из зала суда отражается в судебном протоколе…). Однако рассмотрение в качестве формы правоприменительной практики актов-действий не должно вести к отождествлению компонентов её содержания и формы[3].

  • Они издаются компетентными органами или должностными лицами. Как правило, это органы государства или их должностные лица. Отсюда вытекает государственно-властный характер актов применения права. Однако государственно-властные полномочия нередко осуществляют негосударственные организации, например органы и должностные лица местного самоуправления.
  • Правоприменительные акты строго индивидуальны, то есть адресованы поименно определенным лицам. Этим они отличаются от нормативных актов, обладающих общим характером.
  • Акты применения права направлены на реализацию требований юридических норм, так как конкретизируют общие предписания норм права применительно к определенным ситуациям и лицам, официально фиксируют их субъективные права, обязанности или меру юридической ответственности, то есть выполняют функцию индивидуального регулирования.
  • Реализация правоприменительных актов обеспечена государственным принуждением. При этом акт применения права- документ, который является непосредственным основанием для использования государственных принудительных мер.
  • Правоприменительные акты обычно могут быть обжалованы заинтересованными лицами в суд или иной государственный орган в порядке и сроки, установленные законодательством. При этом, как правило, подача жалобы приостанавливает действие соответствующего акта до решения вопроса судом или иным властным органом.

Виды[править | править код]

по форме:

  • приказы;
  • постановления;
  • указания;
  • представления;
  • резолюции;
  • протоколы;
  • решения;
  • разрешения;
  • предупреждения;
  • приговоры;
  • определения;
  • распоряжения
  • и др.

По субъектам, осуществляющим применение права, акты подразделяются на:

  • акты государственных органов и общественных организаций;
  • акты главы государства — Президента РФ;
  • акты федеральных органов власти и управления;
  • акты органов власти и управления субъектов Российской Федерации;
  • акты органов правосудия;
  • акты органов прокуратуры;
  • акты органов надзора и контроля;
  • акты коллегиальные и единоличные.

по функциям права:

  • регулятивные (приказ о повышении по службе)
  • охранительные (постановление о возбуждении уголовного дела)

по юридической природе:

  • основные (выражают конечное решение по юридическому делу — приговор, решение суда)
  • вспомогательные (подготавливают издание основных — постановление о привлечении лица в качестве обвиняемого)

по предмету правового регулирования:

  • акты гражданско-правовые,
  • уголовно-правовые,
  • акты конституционно-правовые,
  • акты административно-правовые

по характеру:

  • материальные
  • процессуальные

В зависимости от действия во времени правоприменительные акты делятся на:

  • акты однократного действия (наложение штрафа)
  • длящиеся (регистрация брака, назначение пенсии и др.).

Общие черты с нормативными актами[править | править код]

Правоприменительные акты обнаруживают следующие общие черты с нормативными актами:

  • представляют собой, как правило, письменные акты-документы
  • исходят от государства в лице его уполномоченного органов и должностных лиц
  • обладают юридической силой (порождают правовые последствия, защищаются государством)

Отличия от нормативных актов[править | править код]

Правоприменительные акты отличаются от нормативно-правовых (НПА), в основном, в следующем:

  • акты применения права принимаются на основе нормативных актов и должны им соответствовать
  • акты применения права не являются источниками права
  • не содержат в себе каких-либо общих правил поведения, а конкретизируют нормы права, содержащиеся в НПА
  • акты применения права применяются к конкретному случаю, событию, индивидуальной ситуации.
  • акты применения права обращены к строго установленному кругу лиц
  • акты применения права рассчитаны на однократное применение
  • они выступают в качестве юридических фактов (служат основанием для возникновения, изменения или прекращения правоотношений)
  • акты применения права могут быть выражен не только в письменной, но и в устной форме

Акты применения норм права должны отвечать требованиям обоснованности, законности и целесообразности.

См. также[править | править код]

  • Применение права
  • Нормативно-правовой акт

Источники[править | править код]

  • Марченко М.Н. Теория государства и права. — М.: Проспект, 2006. — 640 с. — 10 000 экз.
  1. Гарапшин К.М. Правоприменительная практика в советском и общенародном государстве: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. — Казань, 1985. — С. 60.
  2. Аверин А.В. Правоприменительная деятельность суда и формирование научно-правового сознания судей. — Саратов, 2003. — С. 79-81.
  3. Карташов В.Н. Теория правовой системы общества: учебное пособие. В 2 т. Т.1. — Ярославль, 2005. — С. 331-332. — 547 с.

Источник

Процессу правового регулирования присущи динамичность и многослойность входящих в него элементов. Особенную роль здесь играют вопросы применения права или правоприменения.

Определение 1

Правоприменением называется одна из форм реализации права в виде организующей государственной деятельности посредством применения власти уполномоченных органов государства.

Механизм правоприменения подлежит реализации, если правовая норма не исполняется в силу различных причин, и требуется содействие государства. Такой ситуацией может быть:

  • потребность в официальном установлении наличия или отсутствия конкретных обстоятельств и признании их юридического значения (к примеру, признание гражданина без вести пропавшим);
  • возникновение правового спора, когда субъекты правоотношения не могут самостоятельно принять согласованное решение;
  • необходимость принудительной реализации установленной меры ответственности и пр.
Читайте также:  Какими лечебными свойствами обладает дыня

Признаки правоприменения

Традиционно выделяют следующие признаки применения права:

  1. Властный характер правоприменения выражается в его осуществлении субъектом, являющимся государственным органом, владеющим соответствующими полномочиями. В редких случаях таким субъектом могут выступать общественные органы/объединения.
  2. Правоприменение – это одно из выражений управленческой государственной функции.
  3. Правоприменение носит организационный характер – создает условия для реализации правомочия в каждой конкретной ситуации.
  4. Применение права персонализированно, т.е. определяет индивидуальные предписания, конкретизирует права и обязанности субъектов для каждого отдельного случая.
  5. Правоприменение осуществляется с соблюдением юридически закрепленных процедур: регламент процедур содержится в специальных процедурных нормах права. Данные процедурные нормы, в свою очередь, являются составляющими частями процедурных отраслей, как то, например, уголовно-процессуальное право.
  6. Правоприменение – сложный многоступенчатый процесс.
  7. Правоприменению присуща творческая природа. Несмотря на необходимость соблюдения определенных процедур, применение права не осуществляется механически: как уже было сказано, имеет место индивидуализация каждого случая с учетом разнообразных жизненных обстоятельств. Подобный подход требует от представителей соответствующих органов не только точного владения юридическими знаниями, но и определенной интеллектуальной гибкости.
  8. Каждая осуществленная процедура правоприменения (его итог) закрепляется документально путем формирования акта применения права.

С учетом указанных признаков можно дать понятию правоприменения также следующее определение:

Определение 2

Правоприменение есть государственная деятельность властного характера, выполняемая уполномоченными на то органами с соблюдением законных процедур, имеющая целью оказать содействие в вопросе реализации правомочий через вынесение персонализированных решений.

Этапы осуществления правоприменения

В перечисленных признаках уже было упомянуто, что правоприменение – процесс многоступенчатый, сложносоставной, протяженный во времени, подразумевающий прохождение ряда стадий.

Определение 3

Стадиями применения права являются условно обособленные друг от друга группы действий правоприменительного характера, имеющие общей целью обеспечить надлежащее исполнение правовой нормы.

Ключевыми этапами здесь являются:

  1. установление фактов по рассматриваемому делу;
  2. определение применимой правовой нормы и ее анализ;
  3. вынесение решения и закрепление его документально.

Замечание 1

Стадия установления фактов и стадия формирования правовой основы реализуются почти одновременно, т.е. разделение их относительно. В условиях реальной юридической практики формирование правовой и фактической основ происходит постепенно, с опорой друг на друга.

Установление фактической основы

По сути, в каждом рассматриваемом деле содержится множество разнообразных фактов. Очевидно, что большая часть их не имеет юридической значимости. Первая стадия правоприменения призвана доказать наличие либо отсутствие обстоятельств юридического значения при помощи соответствующих фактов.

Факты могут быть:

  • основными – напрямую следующими из правовых норм и влияющими на правовую оценку возникшей ситуации. Основные факты являются обязательными и, если они будут неверно установлены или не установлены вовсе, принятое решение по делу может быть отменено;
  • вспомогательными – теми, что не являются обязательными и не имеют непосредственного влияния на правовую оценку по делу, но могут стать подспорьем для установления истины.

Установление правовой основы

Стадия формирования юридической основы состоит из комплекса следующих действий правоприменительного характера:

  • определение юридической нормы, уместной для применения в конкретном деле;
  • установление действительности выбранной нормы во времени, пространстве и по кругу лиц;
  • исследование нормативного акта на предмет правильности текста;
  • осуществление толкования нормы права.

Вынесение решения

Принятие решения по рассматриваемому делу также является сложным по составу процессом: здесь есть место и логическим, и творческим, и властным элементам. На этой последней стадии правоприменения для рассматриваемых обстоятельств формируется юридически квалифицированное, персонализированное предписание в виде правоприменительного акта.

Замечание 2

Этап вынесения решения в правоприменении можно считать ключевым, а две предыдущие стадии – подготовительными.

Акты применения права

Определение 4

Акт применения права является официальным документом, который формируется государственным органом, имеющим соответствующие полномочия и компетенции, и содержит в себе государственно-властное указание относительно вопроса применения некоторой правовой нормы.

Любой правоприменительный акт:

  • являет собой документ, составленный в письменном виде;
  • исходит от государства;
  • наделен силой юридического характера: факт его исполнения находится под охраной государства).

Указанные черты являются общими для правоприменительных и нормативно-правовых актов. Различие же между ними заключается в том, что:

  • нормативно-правовые акты закрепляют общие указания (общие правовые нормы), а правоприменительные акты, как уже неоднократно упоминалось, носят персонализированный характер и конкретизируют как самих субъектов, так и их права и обязанности;
  • нормативно-правовые акты имеют значимо длительный срок действия и, в силу общего характера их предписаний, неоднократно могут быть применены к широкому кругу лиц. Правоприменительный акт предполагает создание указаний для однократной реализации, содержит предписания для конкретных лиц и конкретных жизненных обстоятельств.

Пример 1

Наглядным примером того, как соотносятся нормативно-правовой акт и правоприменительный акт, могут быть положения Уголовного Кодекса (нормативно-правовые акты) и приговор суда (акт применения права).

Разновидности правоприменения

Различают следующие виды применения права:

  1. Позитивное применение права не связано с правонарушениями, заключает в себе обязательную реализацию определенных регулирующих норм, к примеру, назначение государственных пособий. Позитивное правоприменение касается не всех норм, но в установленных случаях осуществляется всегда.
  2. Юрисдикционное применение права связано с правонарушениями, заключает в себе реализацию мер по охране норм права (наложение санкций). Юрисдикционное правоприменение может применяться к любой из существующих норм в случае ее несоблюдения.
Читайте также:  Аномалии физических свойств воды указание конкретно какие

Источник

1.    Акт применения правовых норм: понятие, особенности и виды

Акт применения права — это официальное решение компетентного государственного органа по конкретному юридическому делу,
содержащее государственно-властное веление, выраженное в определенной форме и направленное на индивидуальное регулирование общественных отношений.

Официальной формой и итогом выражения правоприменительного процесса выступают акты применения
права, посредством которых закрепляются решения компетентных государственных органов по конкретному юридическому делу. Акты применения права обладают
следующими характерными, отличительными особенностями:

1. Акт применения права — это решение по конкретному юридическому делу компетентного
государственного органа.

2. Акт применения права содержит государственно-властное веление, обязательное для соблюдения и
исполнения всеми, кому оно адресовано, и обеспечиваемое силами государства.

3. Акт применения права имеет определенную, установленную законом форму.

4. Акт применения права нацелен на индивидуальное регулирование общественных отношений, т. е.
он регулирует не вид общественных отношений, а единичное, конкретное правовое отношение.

Акты применения права классифицируют по различным критериям
следующим образом:

1. По субъектам правоприменения: акты
применения государственных органов и общественных организаций, главы государства — Президента Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти и управления (Правительства,
министерств, ведомств, территориальных органов), органов власти и управления субъектов Российской Федерации, органов правосудия, прокуратуры, органов надзора и контроля.

Кроме того, по субъектному составу все акты применения права подразделяются на
коллегиальные и единоличные.

2. По предмету правового регулирования:
конституционно-правовые, административно-правовые, уголовно-правовые и акты применения материального и процессуального права.

3. По форме правоприменительной
деятельности:

• исполнительные акты применения — связаны с применением диспозиции нормы права;

• правоохранительные акты применения — связаны с реализацией правовых санкций.

4. По функциональному признаку:

• акты-регламентаторы — данные акты применения права определяют круг субъектов конкретного
правового отношения, указывают на объем их субъективных прав и юридических обязанностей, предусматривают моменты возникновения конкретного правоотношения, условия его развития и
прекращения;

• правообеспечительные акты — данные акты применения права путем властных полномочий
компетентных государственных органов обеспечивают реализацию правоотношений, т. е. достижение целей правового регулирования.

5. По форме внешнего выражения:

• акты-документы — это письменные акты применения права, которые могут состоять либо из четырех
частей: вводная, описательная, мотивировочная и резолютивная; либо только из трех частей, исключая мотивировочную; либо только из двух частей: вводная и резолютивная; либо только из одной части —
резолютивной. Примером последнего случая являются акты применения права, в которых содержится властное предписание: утвердить, оплатить, исполнить, освободить и т. п.;

• акты-действия — это словесные, конклюдентные (жесты, движения) акты применения права.

6. По юридическому значению:

• основные — данные акты применения права содержат завершенное решение по конкретному
юридическому делу;

• вспомогательные — такие акты применения права содержат предписания, подготавливающие издание
основных актов применения права.

7. В зависимости от действия во
времени:

·         акты однократного применения (штраф)

·         длящиеся акты применения права (регистрация брака).

Источник

Правоприменительный акт – один из видов правовых актов. Он определяется в юридической науке как известный официальный документ, изданный компетентным органом или должностным лицом по какому-либо делу (вопросу) в отношении конкретного субъекта или субъектов на основе соответствующей правовой нормы.

Назначение актов применения права вытекает из их названия — они призваны применять юридические нормы к соответствующим лицам, но ни в коем случае не создавать новые нормы и не изменять или дополнять старые; это не их функция.

Наиболее характерные признаки (специфика) правоприменительных актов заключаются в следующем:

1) они имеют индивидуально-определенный характер, т.е. относятся к конкретным лицам, которых можно назвать поименно (например, приговор суда, приказ об увольнении работника с работы, указ о награждении гражданина орденом). Этим они отличаются от нормативных актов, имеющих безличную (неперсонифицированную) природу;

2) являются властными и обязательными для исполнения, поскольку исходят от государства либо с его согласия от общественных объединений, органов местного самоуправления, других структур и образований (делегированные полномочия); за неисполнение таких актов могут последовать санкции;

3) не содержат в себе правовой нормы (общего правила поведения), поэтому не являются источником и формой права; их назначение — не создавать, а применять нормы права;

4) выступают в качестве юридических фактов, порождающих конкретные правоотношения между тем, кто применяет норму, и тем, к кому применяют; тем самым эти акты осуществляют локальное (казуальное) правовое регулирование, конкретизируя общие предписания;

5) исчерпываются однократным применением и на иные ситуации и других субъектов не распространяются; после разового применения прекращают свое действие;

6) обеспечиваются государственным принуждением, так как речь идет о претворении воли законодателя в жизнь, если даже для этого требуется использовать силу власти.

Следует иметь в виду, что далеко не все официальные документы представляют собой правоприменительные акты (например, разного рода справки, доверенности, квитанции, накладные, платежные поручения, дипломы, аттестаты, грамоты, удостоверения личности и т.д.), так как они не подходят под указанные выше признаки. Подобные «казенные бумаги» выступают технико-операционными средствами служебных взаимоотношений между гражданами и организациями, а также последних между собой.

Классический правоприменительный акт (например, приговор суда) должен обладать необходимыми внешними атрибутами (реквизитами), т.е. отвечать установленным правилам и требованиям (место и время вынесения, дата, подпись, печать, ссылка на закон, кем издан и т.д.). Он должен также иметь определенную внутреннюю структуру: описательную часть, мотивировочную и резолютивную, в которой излагается само решение. Без некоторых элементов такой атрибутики самый важный акт может утратить свою юридическую силу.

Читайте также:  Какие химические свойства характерны для бора

Виды правоприменительных актов

Акты применения норм права отличаются большим разнообразием, поэтому они классифицируются по различным основаниям.

По отраслевому признаку они подразделяются на:

— уголовно-правовые;

— гражданско-правовые;

— административно-правовые;

— финансовые и др.

По субъектам их издания на акты:

— судебных органов, прокурорских, следственных, контрольных;

— органов представительной и исполнительной власти, местного самоуправления;

— президента, правительства, федеральных министерств и ведомств.

По юридической природе – на:

— правоохранительные;

— правоисполнительные;

— правовосстановительные;

— правообеспечительные.

По последствиям – на:

— правообразующие;

— правопрекращающие;

— правоизменяющие (например, приказ ректора о зачислении в вуз, об отчислении из вуза, о переводе с одной формы обучения на другую в том же вузе).

По форме выражения – на:

— письменные и устные (например, штраф за неправильную парковку автомобиля, за безбилетный проезд в общественном транспорте, за переход улицы в неположенном месте);

— акты-документы;

— акты-действия. Акты-действия, в свою очередь, могут быть подразделены на словесные (распоряжение или резолюция руководителя подчиненному совершить определенное действие) и конклюдентные, или молчаливые: разного рода указатели, сигналы, жесты, команды, символы, ясно показывающие намерения применить норму права (остановить автомашину, затормозить, свернуть в сторону), если требования будут нарушены.

Отказ от выполнения всех этих знаков, указателей и сигналов влечет за собой юридическую ответственность.

По названию акты применения права могут иметь форму:

— указа;

— постановления;

— приказа;

— распоряжения;

— протокола;

— резолюции;

— разрешения;

— приговора;

— акта о наложении штрафа;

— указания и т.д.

Нередко они совпадают с названиями нормативных актов. Важно, чтобы правоприменительный акт не содержал общего правила поведения.

Следует отметить, что среди правовых актов есть такие, которые содержат в себе как признаки индивидуальной определенности, так и черты нормативности, в силу чего их трудно отнести только к тем или другим. Например, приказ министра обороны о призыве на воинскую службу очередных новобранцев, равно как и приказ о демобилизации отслуживших свой срок военнослужащих, является, с одной стороны, правоприменительным актом, поскольку он применяет в данных случаях соответствующие нормы Конституции РФ и Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» от 28 марта 1998 г. <*>, а с другой стороны, такой приказ относится к сотням и тысячам субъектов индивидуальных и коллективных (военкоматов всех уровней) и тем самым регулирует довольно обширный пласт общественных отношений. А это уже – свойства нормативного акта.

Дополнительно

Акт применения права – правовой акт, содержащий индивидуальное государственно-властное веление, вынесенный компетентным органом по конкретному юридическому делу, и обеспечиваемый мерами государственных гарантий и санкций.

Виды

1. По форме:

— указы;

— приговоры;

— приказы;

— решения и пр.

2. По субъектам, их издающим:

— акты государственных органов;

— негосударственных органов.

3. По функциям права:

— регулятивные (приказ о повышении по службе);

— охранительные (постановление о возбуждении уголовного дела);

4. По юридической природе:

— основные (выражают конечное решение по юридическому делу — приговор, решение суда);

— вспомогательные (подготавливают издание основных – постановление о привлечении лица в качестве обвиняемого).

5. По предмету правового регулирования:

— акты гражданско-правовые;

— уголовно-правовые и пр.

6. По характеру:

— материальные;

— процессуальные

Признаки:

1. Издаются компетентными органами или должностными лицами. Как правило, это органы государства или их должностные лица. Отсюда вытекает государственно-властный характер актов применения права. Однако государственно-властные полномочия нередко осуществляют негосударственные организации, например органы и должностные лица местного самоуправления.

2. Строго индивидуальны, то есть адресованы поименно определенным лицам. Этим они отличаются от нормативных актов, обладающих общим характером.

3. Направлены на реализацию требований юридических норм, так как конкретизируют общие предписания норм права применительно к определенным ситуациям и лицам, официально фиксируют их субъективные права, обязанности или меру юридической ответственности, то есть выполняют функцию индивидуального регулирования.

4. Реализация правоприменительных актов обеспечена государственным принуждением. При этом акт применения права – документ, который является непосредственным основанием для использования государственных принудительных мер.

Общие черты с НПА:

— представляют собой письменные акты-документы;

— исходят от государства;

— обладают юридической силой (порождают правовые последствия, защищаются государством).

Отличительные черты с НПА

— акты применения права принимаются на основе нормативных и должны им соответствовать;

— акты применения права не являются источниками права;

— не содержат в себе каких-либо общих правил поведения, а конкретизируют нормы права, содержащиеся в НПА;

— акты применения права применяются к конкретному случаю, событию, индивидуальной ситуации;

— акты применения права обращены к строго установленному кругу лиц;

— акты применения права рассчитан на однократное применение;

— они выступают в качестве юридических фактов (служат основанием для возникновения, изменения или прекращения правоотношений).

Акты применения норм права должны отвечать требованиям законности, обоснованности и целесообразности.

Источник